Марина Суздалева Весна вступает в свои права. возвращаются домой из теплых...
Закон «О рекламе» принят 13 марта 2006 года. Законопроект регулирует всесторонние требования к материалам, содержащие информацию рекламного характера, методы передачи, налагает запрет или уменьшает рекламирование определенных видов товаров и устанавливает основные принципы муниципального контроля в этой области.
Федеральный закон №38-ФЗ состоит из 6 глав и 40 статей. Краткий обзор дает читателю представление о содержании данного законопроекта:
- общие сведения о стоящих задачах, требованиях, о терминологии и т. д.;
- характерные черты методов распространения различных типов рекламы;
- характер рекламирования особых видов продукции;
- союз рекламодателей, уполномоченный защищать интересы своих представителей и создавать и регулировать соблюдение этических норм использования рекламного извещения;
- правительственный контроль в области рекламирования и виды ответственности за нарушение положений ФЗ;
- заключительные положения.
Последние поправки вносились Президентом 1 апреля 2017. Однако, закон имеет также новую редакцию, которая обретет законную силу только 1.09.2017.
Скачать
Последние изменения
Последние изменения вносились 1-го апреля текущего года. Рассмотрим поправки, которые вносились:
Статья 3
Статья 3 закона «О рекламе» действует от последней редакции от 13 мая 2009. С тех пор новые поправки в нее не вносились. Данная статья рассказывает об основных понятиях, которые используют в ФЗ. Даются термины с кратким разъяснением. Всего дано 12 терминов:
- реклама — краткие сведения о товаре, призванные продвигать его на рынке и сохранять интерес к нему;
- объект рекламирования — объект, который нуждается в анонсе и продвижении на рынке;
- товар — объект/работа/услуга, которые требуется продать;
- ненадлежащая реклама — такой вид материала, который не отвечает стандартам закона РФ;
- рекламодатель — изготовитель/продавец, который при помощи рекламирования продвигает свой товар;
- рекламопроизводитель — человек, который придумывает для продукта анонс;
- рекламораспространитель — человек, который осуществляет распространение извещений, информационного типа любым способом и в любой форме;
- потребители рекламы — публика (потенциальные покупатели), чей интерес должно пробудить рекламное извещение;
- спонсор — человек, помогающий финансово;
- спонсорская реклама — материал, который выпускается с обязательным упоминанием в ней спонсора;
- социальная реклама — материал, который направлен на благотворительность и на защиту интересов государства;
- антимонопольный орган — общегосударственный антимонопольный орган.
Эти понятия помогают лучше разобраться в Федеральном законе №38-ФЗ.
Статья 16
Статья 27
- обращаться к лицам, не достигшим 18-и лет;
- вводить в заблуждение, что азартные игры являются методом заработать деньги для обеспечения существования;
- уверять, что риски минимальны, а вероятность выигрыша больше, чем есть на самом деле;
- содержать доказательства получения выигрыша лицами, которые не получили его;
- уверять, что азартные игры приведут к общественному признанию и успеху;
- негативно отзываться о лицах, которые не участвуют в азартных играх;
- создавать эффект, что получение выигрыша гарантировано;
- использовать человеческие и звериные образы.
Во вторую часть закона №38-ФЗ были уже внесены изменения. Реклама допускается:
- в теле- и радиопрограммах с 10 вечера до 7 утра, но реклама букмекерских контор разрешена в любое время, если продолжительность составляет не более 20% от общего времени ;
- в строениях, где проводятся азартные игры, кроме зданий транспортной инфраструктуры;
- в газетах, журналах и т. д.
Также в закон №38-ФЗ введены пункты, описывающие, где допускается реклама:
- проводимая организаторами в букмекерских конторах — в газетах, журналах и других печатных изданиях физкульторно-спортивного характера, в Интернете;
- в спортивных сооружениях;
- на спортивной форме игроков или в спортивных клубах.
Извещения информационного типа должны содержать по закону:
- срок розыгрышей призов;
- сведения об организаторе, правила проведения, период, место и время получения призов.
Однако, уже существует редакция закона, которая вступит в силу в начале сентября текущего года. В ней были внесены изменения в следующие статьи:
Статья 5
В законе №38-ФЗ рассказывается о требованиях, применяемых к материалам рекламного характера. Изначально она состояла из 11 пунктов, но в новой редакции был введен 12 пункт. Он гласит, что в случае размещения, на основании полученных данных от анализа объема аудитории, рекламы на телеканале, рекламодатели и распространители должны использовать указанную информацию в соответствии с соглашениями, которые они заключили с организациями. Данные организации являются уполномоченными на проведение исследований федеральной службой исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере СМИ.
В остальном, реклама обязана быть достоверной и добросовестной. Она должна быть на русском языке — это обязательное условие. Закон запрещает рекламирование, побуждающее к агрессии, насилию. Материалы рекламного характера не должны прерывать детские, религиозные и образовательные передачи. Это возможно только при согласии правообладателя. Выход на рекламу не должен происходить чаще, чем раз в 15 минут.
Статья 38
Описывает ответственность, которую несут рекламодатели, распространители за нарушение Федерального закона №38-ФЗ:
- физ. и юрлица будут нести ответственность по ГК;
- лица, чьи интересы были нарушены в ходе рекламы, могут обратиться в суд/арбитражный суд и требовать возмещения убытков, компенсации за моральный вред, опровергнуть информацию, оглашенную в рекламном материале и т. д.;
- если закон нарушат рекламодатели, распространители и производители, они получат наказание в соответствии с КоАП;
- рекламодатель, нарушавший требования о содержании в рекламе информации, прописанные в ч.2-8, 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст. 6-9, ч.4-6 ст.10, ст.12, ч.3 ст.19, ч.2 и 6 ст.20, ч.1, 3, 5 ст.21, ст.24 и 25, ч.1 и 6 ст.26, ч.1 и 5 ст.27, ст.28-30.1 настоящего Федерального закона, будет нести ответственность;
- распространители будут нести ответственность за нарушение требований, касательно места, времени и средств размещения рекламы, прописанные в п.3 ч.4, п.6 ч.5, ч.9-10.2 (вычеркнуты части 10, 10.1) , 12 (добавлена в новой редакции) ст.5, ст.7-9, 12, 14-18, ч.2-4 и 9 ст.19, ч.2-6 ст.20, ч.2-5 ст.21, ч.7-9 ст.24, ст.25, ч.1-5 ст.26, ч.2 и 5 ст.27, ч.1, 4, 7, 8, 11 и 13 ст.28, ч.1, 3, 4, 6 и 8 ст.29, ч.1 и 2 ст.30.1 настоящего Федерального закона;
- рекламопроизводитель будет наказан за нарушение требований об оформлении, производстве и подготовке рекламы в ч. 6-7 данной статьи;
- штрафы попадают в федеральный бюджет в размере 40%, и в бюджет субъекта РФ — 60%.
Это все последние изменения, которые ожидаются в будущем в законе «О рекламе».
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 169; N 24, ст. 2256; N 30, ст. 2870; 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333; 2001, N 32, ст. 3315; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029, 3033; 2003, N 27, ст. 2708; N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3104; 2006, N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 7, ст. 778; 2011, N 25, ст. 3535; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1642, 1658; N 27, ст. 3450, 3477; 2014, N 42, ст. 5613; N 48, ст. 6651; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4383; 2016, N 1, ст. 84; N 15, ст. 2056) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"под исследованием объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований.";
2) дополнить главой II 1 следующего содержания:
"Глава II 1 . Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
Статья 24 1 . Основные принципы проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
В целях обеспечения открытости, прозрачности и достоверности данных, полученных в результате исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) при их последующем применении при размещении на телеканалах (в телепрограммах, телепередачах) рекламы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, уполномочивает организацию, проводящую такие исследования (далее - уполномоченная организация), в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) проводятся уполномоченной организацией на основе следующих принципов:
1) глобальность и непрерывность проводимых исследований;
2) единство используемых методов сбора, обработки, хранения и распространения полученных в результате исследований информации и данных;
3) обеспечение полноты, актуальности и достоверности полученных в результате исследований информации и данных;
4) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к обработке персональных данных и иной информации ограниченного доступа.
Контроль за деятельностью уполномоченной организации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Уполномоченная организация обязана ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, отчет о проведенных исследованиях, а также размещать его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Форма отчета уполномоченной организации и срок его представления устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 24 2 . Уполномоченная организация по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
Количество уполномоченных организаций определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
По отношению к деятельности уполномоченной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящиеся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, не вправе выступать уполномоченной организацией.
Не допускается установление лицами, указанными в части третьей настоящей статьи, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство другого государства, любых форм контроля над уполномоченной организацией, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять уполномоченной организацией, контролировать ее, а также фактически определять принимаемые ею решения.
Для отбора уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, создается комиссия. Порядок создания и деятельности данной комиссии, ее состав, а также условия отбора уполномоченной организации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Срок полномочий уполномоченной организации составляет три года.
Полномочия уполномоченной организации могут быть прекращены досрочно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в следующих случаях:
1) неустранение уполномоченной организацией в установленный срок нарушений, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, выдавались предписания об их устранении;
2) непредставление в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ежегодного отчета о проведенных исследованиях;
3) возникшее несоответствие уполномоченной организации требованиям, предъявляемым к ней в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) представление уполномоченной организацией заявления о добровольном отказе от исполнения полномочий;
5) выявление недостоверных сведений в документах, послуживших основанием для принятия решения о предоставлении полномочий;
6) представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ежегодного отчета о деятельности уполномоченной организации, содержащего заведомо ложные сведения.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 839; N 16, ст. 1828; 2011, N 23, ст. 3255; N 30, ст. 4566, 4600; 2013, N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4033; N 43, ст. 5444; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6695; N 52, ст. 6981) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить частью 12 следующего содержания:
"12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.";
2) в статье 38:
а) в части 6 слова "частями 2 - 8 статьи 5" заменить словами "частями 2 - 8, 12 статьи 5";
б) в части 7 слова "частями 9, 10, 10 1 и 10 2 статьи 5" заменить словами "частями 9 - 10 2 , 12 статьи 5".
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.
3. Отбор организаций (организации), указанных (указанной) в статье 24 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" (в редакции настоящего Федерального закона), должен быть завершен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, до 1 января 2017 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Последняя редакция закона о рекламе в РФ вышла в свет 10 октября 2015 года. Первый же текст был одобрен Думой 22 февраля 2006 года. Как и во всех остальных случаях, по ходу своей работы ФЗ постоянно дополнялся, и некоторые его диспозиции и положения теряли правовой смысл, а значит немедленно отменялись. Далее ознакомим вас с последними изменениями в области пропаганды алкоголя, табачных изделий, медицинских услуг и товаров.
Изменения в законе о рекламе на 2016 год
Действующий текст закона за последние несколько лет также подвергался некоторым доработкам. В частности, теперь статья 22 более не работает, т.к. она признана утратившей силу. Но законодательство Российской Федерации настаивает на том, чтобы даже отмененные диспозиции указывались в законах и кодексах.
Новый формат является лишним подтверждением выше сказанного — распространение товаров народной медицины теперь должно сопровождаться должным набором документов. Поправки также коснулись отдельных требований для субъектов РФ (к примеру, для Краснодарского и Ставропольского Краев).
Стимулирующие положения закона о рекламе в последней редакции коснулись добросовестной конкуренции (глава 5). Цели же и сфера действия остались прежними — информация о недобросовестной конкуренции будет передаваться в государственный исполнительный орган, который имеет право осуществлять защиту и полный контроль правоотношений в данной области (ФАС).
Размещение наружной рекламы в Москве, Московской области по закону о рекламе
В Москве, Московской области и других крупных административных центрах и регионах России размещение наружки осуществляется в том же порядке, что и во всех остальных регионах страны.
Однако в Московской области положения ФЗ дополнены и местными определениями. К примеру, рекламные мероприятия (это касается и Москвы), не должны иметь антисоциальный характер, и нарушать права потребителя (так называемая социальная).
Наружная реклама в любом ее выражении не может быть размещена на памятниках архитектуры, дорожных знаках, объектах культурного назначения, либо же без договора с собственником строения или земельного участка. И данное правило распространяется также и на администрацию региона.
Штендеры запрещены законом о рекламе в последней редакции?
Применение штендеров в РФ пока не запрещено. Подобные конструкции не должны содержать ничего противозаконного, и размещаться с соблюдением норм, отмеченных в описываемом нами акте с изменениями. В интернете имеется множество не совсем актуальной информации о запрете штендеров — это полнейшее заблуждение, так как об этом в рассматриваемом законе РФ ничего не сказано.
Закон о размещении рекламы на фасаде здания — основные положения
Как уже было отмечено, для того, чтобы разместить какую-либо рекламную информацию на фасаде здания, необходимо получить разрешение и прийти к соглашению с администрацией города. Вывески на домах, улице, фасаде здания (или жилого дома), даже на собственном балконе, обязательно должны быть заранее обговорены с администрацией, или же с управляющей компанией. Выполняется проверка содержания рекламного плаката на наличие противозаконных высказываний, призывов и т.д.
В тоже время, согласно закону о рекламе в последней редакции на автомобилях и любом другом транспорте (исключение — общественный транспорт, так как информация на нем так же подвергается корректировке) можно рекламировать любой допустимый объект или услугу без ограничений.
Закон о рекламе медицинских услуг и товаров — правила
Данное положение предписывает соблюдение следующих императивов при желании пропагандировать тот или иной медицинский препарат:
- запрещается обращаться к детям (и даже использовать детские образы);
- не допускается пропаганда непроверенных и не эффективных препаратов;
- пропаганда лекарственных средств как альтернатива визиту врачу запрещается.
Плюс, конечно если имеются противопоказания, то о них следует упоминать. Более подробно со всем списком можно ознакомиться в статье 24 акта.
Реклама пива и алкоголя с 1 января 2015 — что разрешает и запрещает акон?
Любое упоминание алкоголя с со ссылкой на его полезность или безвредность не допускается с экрана телевизора, радио, пано и т.д. В подобной версии также не должны использоваться образы (даже нарисованные) людей. В конце любого подобного объявления обязательно значится информация о том, что данный алкогольный продукт при употреблении в больших количествах способен нанести серьезный вред здоровью.
Ожидается, что к Чемпионату мира по футболу 2016 должно что-то измениться (но это не коснется крепкой алкогольной продукции и табачных изделий).
Реклама финансовых услуг
Пропаганда каких-либо банковских, оценочных, страховых и иных профильных финансовых услуг и аналогичной деятельности (даже на телевидении) должна обязательно содержать строгое наименование или реквизитов лица, предлагающего эти услуги либо проводящего такую деятельность.