Конкурсы со сказочными персонажами. Викторина «Путешествие в мир сказок» (досуг для детей подготовительной к школе группы их родителей)

Эффективность 17.05.2020
Эффективность

Знатоки сказок

Цели:

способствовать развитию логического мышления,

совершенствовать навыки чтения;

прививать интерес к чтению, к книге;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать чувство прекрасного, коммуникативные качества

Ведущий:

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.

Присев у кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят … сказки.

Сказка… кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сказки знает каждый из вас. Сказка родилась давно, прежде, чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шла она по свету из уст в уста, яркая, умная, весёлая. Какие сказки бывают? (дети называют виды сказок). Сколько можно говорить о сказках? Достаточно слов.

Ребята, как вы догадались, сегодня мы с вами проведем путешествие по сказкам. А знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра.

В программе нашего конкурса “Знатоки сказки ”:

Сказочный пролог – “ Начинает сказка сказываться …”

В сказочной картинной галерее – “ Галерея бабы –Яги»

Сказочная почта – “Кто и кому прислал эти письма ?”

Необыкновенный концерт – “ Для вас поют герои сказок”.

На сказочном пиру – “Кот там был, мед - пиво пил?”

На сказочных перекрестках “Кто-кто в теремочке живет?”

Итак , первый конкурс . Я буду читать вам начало сказки. А вы по этому началу - зачину должны угадать. Что это сказка, дать ее полное название и указать имя автора.

1.Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки. (Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца- длинные уши – косые глаза – короткий хвост)

2. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил- был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело…
(А.С.Пушкин. “Сказка о золотом петушке”.)

3. За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своем селе.
(П.П. Ершов. “Конек- горбунок”.)

4.У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает – ничем не угодит…

( Русская народная сказка “Морозко”)

5.Жила одна женщина, и не было у неё детей. Вот пошла она к старой колдунье и сказала: -Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне её взять? И колдунья дала ей ячменное зерно.(Андерсен Дюймовочка)

6.Жила – была в деревне одна женщина. У неё была маленькая дочка. Женщина купила ей красную шапочку…(Красная Шапочка. Перро)

7. Жила – была на свете лягушка – квакушка. Сидела она в болоте,ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. (Лягушка – путешественница. Всеволод Гаршин)

ведущий: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия второго конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее - Третьяковской галереи Бабы-Яги. Ко дню своего рождения Баба – Яга открыла свою галерею по сказкам, а по каким сказкам совсем забыла. Я думаю, что вы исправите ее ошибки и возьмет на себя роль экскурсоводов (прокомментировать рисунки)

    Кораблик (Сказка о царе Салтане)

    Зеркало (Сказка о мертвой царевне)

    Корыто (Сказка о рыбаке и рыбке)

    Яблоко (Сказка о мертвой царевне)

    Лебедь (Сказка о царе Салтане)

Но помимо этих картин - есть еще в ней и портреты. И нарисованы они не красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки. Дать полное ее название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

1.На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица- не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая – русская народная сказка “Царевна-Лягушка”.)

2.…княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…
(Царевна-Лебедь – А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…)

3… руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское – С.Т. Аксаков “Аленький цветочек”.)

4.Женщина эта необычайна прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

(Снежная королева – Г.Х. Андерсен. “Снежная королева”.)

5.Он носил яркую голубую шляпку, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски.

( Незнайка – Н.Н. Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”.)

6.Она была маленькая- маленькая, всего в дюйм ростом.

(«Дюймовочка» Андерсен)

7….самый младший мальчик был очень маленького роста.когда он родился, то был не больше пальца…(Мальчик-с-пальчик)

8…спала она чердаке под самой крышей, выполняла всю самую тяжелую работу, а окончив её, садилась возле камина, у ящика с золой…(Золушка Ш.Перро)

Ведущий: Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше, в сказку. И чем дальше – тем больше чудес. Вот, например, третий конкурс - сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама- доктору Айболиту – К.И. Чуковский. “Айболит”.)

Травка зеленеет, солнышко блестит, а в королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы – С.Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”.)

В нашем городе строится замечательный дом… Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жираф, десять обезьян и десять круглых отличников.

(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз – жителям города - Э.Н. Успенский. “Крокодил Гена и его друзья”.)

В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон А. Линдрен « Малыш и Карлсон»)

Как услышите гром да стук, не пугайтесь – это я в своей коробчонке к вам спешу (Царевна – лягушка)

Купил семена. Приезжайте тянуть урожай (Дед «Репка»)

Настроение улучшилось. Хвост нашёл (ослик Иа «Винни-Пух»)

Купила самовар. Приглашаю на чай. (Муха –Цокотуха)

Ведущий: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали… одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно т отдохнуть! Поэтому следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки и петухи…Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика- братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай лиса с печи.

Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, ее автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок – русская народная сказка “Колобок”.)

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную….
(Коза- русская народная сказка “Волк и коза”.)

Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо –
Это полька Карабас
(Куклы театра Карабаса – А.Н. Толстой. “Золотой ключик, или приключения Буратино”.)

Кто и в какой сказке “при честном при всем народе” поет песню “Во саду ли, в огороде?”

(Белка – А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”)

Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь.
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята – С.В. Михалков. “Три поросенка”.)

Ведущий: Скоро сказка сказывается- не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины, приустали, проголодались… Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Следующий 5 конкурс - перерыв не простой – обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир - обед сказочный?

1… испекла каравай – рыхлый да мягкий, разукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя – русская народная сказка “Царевна- лягушка”.)

2.Наварила манной каши и размазала по тарелке…- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!

(Лиса – журавля - русская народная сказка “Лиса и журавль”.)

3.– Съешь моего ржаного пирожка…

Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка – девочку – русская народная сказка “Гуси-лебеди”.)

4.Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полно наливали,
На подносе подавали,
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила….
(Семь богатырей – царевну- А.С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

Ведущий: Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, т, как полагается в сказке, у нас “по усам текло, а в рот не попало”, но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира не солоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству- государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей- сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто- кто в теремочке живет? .

1.Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
(Изба жадной старухи – А.С.Пушкин. “Сказке о рыбаке и рыбке”.)

2…В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей – А.С.Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

3.Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…
(Остров Буян, княжество Гвидона – А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”)

4. Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр- бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича – П.П.Ершов. “Конек- горбунок”.)

7 Конкурс "Сказочные коты"

Кот Васька очень гордился, что в его роду было много известных котов. Попробуйте по небольшим портретам догадаться, о ком из этих котов идёт речь.

    Этот "слепой" кот был очень хитрым и изворотливым, под стать своей подружке. (Кот Базилио из сказки А.Н.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино)

    Хозяин этого кота очень хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мёртвым, то повиснув на задних лапах, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. (Кот в сапогах, из сказки Ш. Перро "Кот в сапогах")

    А этот кот был добрейшей души животным, за что и поплатился, испытывая огромные неприятности и неудобства от весёлых непосед мышат. (Кот Леопольд, из сказки А.Резникова "Приключения кота Леопольда")

    Лучшим другом этого кота в тельняшке был теленок по имени Гаврюша. (Кот Матроскин, из повести Э.Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот")

    А теперь вспомните и назовите сказочных собак

(Жучка, из сказки "Репка", Артемон, из сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино, Тотошка, из сказки А.Волкова "Волшебник Изумрудного города", Шарик,(из сказочной повести Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот" и т.д.)

8. Блицтурнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

Жилище Бабы-Яги.

Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

Что потеряла Золушка?

Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

Весёлый человечек-луковка.

Герой сказки, путешествующий на печи.

Кто смастерил Буратино?

Кем стал гадкий утёнок?

Почтальон из деревни Простоквашино.

Крокодил, друг Чебурашки.

Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

Кого вылепили старик со старухой из снега?

Кто жил в волшебной лампе Алладина?

Сколько раз закидывал старик невод?

Сколько лет прожил старик со своей старухой?

Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите в каких?

Сколько гномов было в сказке про Белоснежку?

9. Конкурс «Отыщи владельца»

Ведущий: У меня в коробке лежат разные вещи. Их кто-то потерял. Надо помочь найти владельца. Но не только назвать, кому принадлежат эти вещи, а прочитать отрывок из сказки.

    Мыло: «Вот и мыло подскочило» («Мойдодыр»)

    Блюдце: «А за ними блюдца дзын-ля-ля, дзын-ля-ля» («Федорино горе»)

    Орешек: «А орешки не простые, все скорлупки – золотые» («Сказка о царе Салтане…»)

    Зеркало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

    Телефон: «У меня зазвонил телефон («Телефон»)

    Градусник: «И ставит им градусники («Айболит»)

Хрустальная туфелька (Золушка)

Итак, дети, ответьте мне пожалуйста: Чему учат сказки? (Добру, справедливости)

Заканчивается наше путешествие по стране сказок, чудес и волшебства! Но зато вы теперь можете продолжить его сами, стоит вам взять в руки книгу, открыть и … приключения продолжаются.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Подборка из 5 видов конкурсов для учащихся 1-2 классов. Хорошо подойдет для проведения внеклассного мероприятия о сказках.

Конкурс 1 «Конек-Горбунок»

На многие вопросы пришлось ответить Коньку-Гобунку ради своего хозяина.

Участники игры должны ответить на целый ряд вопросов. Вопросы задаются всем участникам игры по очереди.

Варианты вопросов:

  • На какое слово Незнайка не смог придумать риф­мы? (Пакля.)
  • В каком городе жил Незнайка? (В цветочном го­роде.)
  • Где Винни-Пух нашел хвост Иа? (На двери у Совы.)
  • У кого в дверях застрял Винни-Пух? (У Кроли­ка.)
  • Экзамен по какому предмету сдавал Волька и провалился? (По географии.)
  • Как звали мальчика, которого старик Хоттабыч заставил лаять? (Гога.)
  • Какое лекарство предпочел Карлсон? (Варенье.)
  • Назовите любимого зверя фрекен Бок (Кошка Ма­тильда.)
  • Сколько заплатил Буратино за обед в харчевне «Трех пескарей»? (Ни сольдо.)
  • Сколько дней пролежали деньги Буратино на поле чудес? (Нисколько.)
  • Кто послужил выкупом за жизнь Маугли? (Буй­вол.)
  • Как звали мудрого жителя Джунглей? (Слон Хат-хи.)

Выигрывает команда, давшая больше правильных и развернутых ответов.

Конкурс 2 «Огниво»

В подземелье, где спрятано огниво и деньги и куда спускался солдат, сидели три собаки. Они были уверены, что любой вошедший в подземелье - лишний. В этом конкурсе участники должны определить лишнее из че­тырех названных слов. Ведущий зачитывает четыре сло­ва, а первые два участника из обеих команд должны на­звать лишнее, по их мнению, слово. После чего зачиты­ваются слова для второй пары участников и т. д.

Вариант слов (лишнее в скобках):

  • Молочная речка. Яблоня, Печка, Баба-Яга (от­рицательный герой).
  • Кристофер Робин, Белый кролик, Трубадур, Ма­лыш. (Белый кролик - не человек.)
  • Пан Черника, Граф Вишенка, Виноградинка, Лук- Порей (не ягода).
  • Артемон, Тортилла, Пьеро, Мальвина (Тортил- ла - не кукла).
  • «Оле-Лукойе», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Маугли», «Рикки-Тики-Тави». («Оле-Лу­койе» - автор не Киплинг.)
  • «Сказка о рыбаке и рыбке», «Айболит», «Двенад­цать месяцев», «Сказка о золотом петушке». («Двенадцать месяцев» - не стихотворная.)
  • Элли, Стелла, Гингема, Бастинда. (Элли -- не волшебница.)
  • «Семь Симеонов», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь подземных королей». («Сказка о мертвой царевне» - в стихах.)

Конкурс 3 «Знаешь ли ты сказку»

  • Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)
  • Назовите три сказки с главным героем Иваном. («Царевна-лягушка», «Конек-Горбунок», «Бой на Калиновом мосту».)
  • Где спрягался седьмой козленок? (В печке.)
  • Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожок и горшочек масла.)
  • Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и пече­нье.)
  • Где баба взяла муку на Колобок? (По амбарам помела, по сусекам поскребла.)
  • Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тык­вы.)
  • Как звали пуделя в сказке «Приключения Бура- тино»? (Артемон.)
  • Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)
  • Назовите имена друзей Незнайки (Пончик, Си­ропчик, Винтик, Шпунтик.)
  • ·Назовите пять героев «Винни-Пуха». (Ослик Иа, Пятачок и т. д.)
  • Назовите семь героев «Маугли». (Шерхан, Баги- ра, Балу…)
  • Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо.)
  • Кто улетел вместе с Незнайкой на ракете на Луну? (Пончик.)

Конкурс 4 «Вспомни сказочных героев»

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

  • По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью».)
  • Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок. Рус­ская народная сказка «Сивка-бурка»)
    • Симсим, открой дверь! (Али-Баба. Арабская сказ­ка «Али-Баба и сорок разбойников».)
    • Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. (Женя. В. Катаев «Цветик-семицветик».)
    • Смилуйся, государыня рыбка! (Старик. А.С. Пуш­кин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
    • А мы уйдем на Север! (Табаки. Р. Киплинг «Ма­угли».)

Конкурс 5 «Сказки А.С. Пушкина»

Из каких сказок А.С. Пушкина взяты эти строки?

1. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут…

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет. («Сказка о царе Салтане».)

2. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. («Сказка о царе Салтане».)

3. Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

4. Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит

За такое одолженье, -

Волю первую твою

Я исправлю, как мою. («Сказка о золотом петушке».)

5. Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку

На полати взобралась

И тихонько улеглась. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Викторина «Путешествие в мир сказок»
(досуг для детей подготовительной к школе группы их родителей)

Цель:
Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа:
Чтение детям сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап:
Заранее формируются две команды детей подготовительных к школе групп.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников – команду «Ясный сокол» и команду «Мудрые гномы».
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

Первый конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)

Второй конкурс «Объяснялки».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:
Ковёр-самолёт.
Сапоги-скороходы.
Шапка-невидимка.
Горшок.
Скатерть-самобранка.
Зеркало.
Цветик-семицветик.
Золотая рыбка.

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

Третий конкурс «Путаница».

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.
Слушайте внимательно.
«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Лиса и цапля»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с ладошку;
«Сивка-Мурка».
Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

Четвёртый конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Теремок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»
- Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

А сейчас, внимание! «Живая сказка» от наших команд.
(Каждая команда показывает сказку без слов).

Пятый конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно за одну минуту ответить на мои вопросы:
Как звали невесту Пьеро?
Кому подошла по размеру хрустальная туфелька?
Кто родился в чашечке цветка?
Кого так долго тянули из болота?
Кто взял спички и поджёг синее море?
Кто сварил кашу из топора?
Кто снёс золотое яичко?
Как звали девочку из сказки «Снежная королева»?
Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин?
Кто лечил больных зверей?
Назовите героя, который живёт на крыше?
Кто из героев ездил по улице на печке?
Что купила муха на базаре, когда нашла денежку?
Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»?

Шестой конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

Седьмой конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены иллюстрации героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Русалочка, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

Восьмой конкурс «Сказочные задачки».

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

Сколько зверей встретил в лесу Колобок?
Назовите три сказки, героями которых были братья?
Сколько лепестков у Цветика-семицветика?
Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?
Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»?
Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»?
Назовите сказки, где упоминается цифра 7.

Девятый конкурс «Конкурс капитанов».

Молодцы, капитаны!
Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.
А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.

Список использованной литературы:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН.- М.: Гном-Пресс, 1998.
Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду.- М.: Издательство Мозаика Синтез, 2008.

Разминка Назвать сказки, героиней которых была, например, лиса. («Золотой ключик», «Волк и лиса», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль» и т. д.)

Подборка «сказочных» вопросов с ответами по авторским и русским народным сказкам.

Викторина по авторским сказкам

1. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба?
2. Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь?

3. Где проживал Карлсон?

4. Директором чего был Карабас - Барабас?

5. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

6. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли?

7. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники?

8. Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними?

9. Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук?

10. Кто подарил девочке красную шапочку?

11. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?

12. Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей?

13. Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»?

14. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора?

15. Кто Золушке дал такое имя?

16. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?

17. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?

18. Как назывался город, в котором жил Незнайка?

19. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?

20. Какое имя было у медвежонка-поэта?

Ответы:

1. «Муха-Цокотуха». 2. Царевна-лебедь. 3. На крыше. 4. Кукольного театра. 5. Горошина. 6. Сняла с шеста. 7. Март. 8. Спас гусей от лиса Смирре. 9. Баранок, лепестков, белых медведей. 10. Ее бабушка. 11. Осел, петух, кот и собака. 12. По два часа. 13. Золотой перстень. 14. Нашел клад. 15. Младшая дочка ее мачехи. 16. Во льва и мышку. 17. Гулливер. 18. Цветочный. 19. Маугли. 20. Винни-Пух.

Викторина по русским народным сказкам

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?

2. Чью избушку заняла коза-дереза?

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?

6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу?

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?

9. Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос?

10. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?

11. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?

12. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?

13. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?

14. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?

15. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?

16. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?

17. Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне?

18. Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку?

19. Как у стариков появилась дочка Снегурочка?

20. Чем закончилась сказка «Теремок»?

Ответы:

1. «По щучьему велению». 2. Зайчика. 3. Вершки. 4. Жучка. 5. Нет. 6. Крошечка-Хаврошечка. 7. Три раза перекувыркнулся через голову. 8. «Три медведя». 9. Мужика. 10. Крупу, масло и соль. 11. На гуслях. 12. В ухе у лошади. 13. Василиса Премудрая. 14. Окрошку. 15. Так приказала старуха-мачеха. 16. Из соломы, палок и смолы. 17. Волк съел коня.18. Дуб. 19. Сами вылепили из снега. 20. Звери построили новый теремок.

Конкурс «Название сказки»

Представитель каждой команды берет у ведущего листок с названием сказки. Нужно при помощи пальцев, рук, ног изобразить буквы, составляющие название. Один человек – одна буква. Если зрители сумели прочитать название, то команда получает балл. («Репка», «Пых», «Клад», «Заяц», «Маугли» и т. д.)

Игра для всех «Одна буква»

Ведущий называет по порядку буквы алфавита (кроме: й, ъ, ы, ь). Дети выкрикивают имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» - Айболит, «Б» - Буратино, … «Я» - Яга.

Конкурс «Одна буква»

Выбирается какая-либо буква алфавита (можно не глядя ткнуть карандашом в книгу или один ребенок говорит про себя алфавит и, когда ему говорят «Стоп!» он озвучивает букву, на которой остановился). От каждой команды выходят по одному игроку. Ведущий по очереди задает 6 любых вопросов. Игрок отвечает словом, начинающимся на выбранную букву.

Например, буква «К».

Твое имя? (Коля, Катя)

Твоя фамилия? (Ковалев, Ковалева)

В каком городе живешь? (Курске, Киеве)

Добрый сказочный герой? (Колобок)

Злой сказочный герой? (Кощей)

Любимая сказка? («Курочка Ряба»)

1. Не открывай двери незнакомым людям.

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.

3. Покушал, вымой за собой посуду.

4. Не ходи по лесу один.

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях.

6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.

7. Не выполняй просьбы малознакомых людей.

8. Пей только чистую воду.

9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.

10. Хорошо учись.

11. Читай художественные и научные книги.

12. Не ешь много сладкого.

Ответы:
1. Семеро козлят. 2. Мойдодыр. 3. Федора. 4. Красная Шапочка. 5. Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди». 6. Курочка из сказки «Бобовое зернышко». 7. Колобок. 8. Братец Иванушка. 9. Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда. 10. Буратино. 11. Знайка. 12. Винни Пух.

Викторина «Сколько?»

1. Сколько сказочных героев тянуло репку?

2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?

4. Сколько глаз у Бастинды?

5. Сколько козлят похитил волк?

6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?

7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?

8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?

9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?

10. Сколько мартышек составляют длину удава?

11. Сколько лет спала спящая красавица?

12. Сколько лет крокодилу Гене?

Ответы: 1. Шесть. 2. Двенадцать. 3. Четверо. 4. Один. 5. Шесть. 6. Четыре. 7. Пять. 8. Пять. 9. Четверо. 10. Пять. 11. Сто. 12. Пятьдесят.


Эстафета «Да» или «Нет»

Ведущий по цепочке называет фамилии известных людей, а дети отвечают «Да», только если этот человек писал сказки. Во всех других случаях – «Нет».

Чуковский («Да»), Чайковский, Успенский («Да»), Гагарин, Перро («Да»), Андерсен («Да»), Маршак («Да»), Шишкин, Гримм («Да»), Киплинг («Да»), Некрасов, Пушкин («Да»), Линдгрен («Да»), Родари («Да»), Крылов, Кэрролл («Да»), Носов («Да»), Есенин, Бажов («Да»), Бианки («Да»), Шварц («Да»), Михалков («Да»), Чехов, Волков («Да»), Гайдар («Да»).

Викторина по сказкам от Юлии Белки

  • Какое число встречается в сказках чаще всего? Какие ещё числа встречаются в сказках?

(Число 3 - три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

  • Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был?

(Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

  • Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки?

(Волк в сказке «Лиса и Волк»)

  • Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата.

(Баба-Яга)

(Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

  • Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента?

(Каша из топора)

  • Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы?

(Трое. Все остальные – звери)

  • Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги?
  • Она бывает живой и мёртвой.
  • Что такое сусек?

(Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

Где хранится смерть Кощея?
(На кончике иглы)

  • Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена?
  • Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

(Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

  • Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль?

(Из тарелки и кувшина)

  • Какую рыбу выловил Емеля?
  • Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки.

(Золотая рыбка)

  • Почему братец Иванушка превратился в козлёнка?

(Не послушался сестры и попил из копытца)

  • В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»?

(Зима, так как щуку выловили из проруби)

  • Кто был помощником Хаврошечки?

(Коровушка)

  • Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки?
  • Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»?

Пара вопросов повышенной сложности:

  • Расширить знания учащихся о сказках;
  • Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
  • Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
  • Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Класс: 1 класс

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками, листы ватмана и фломастеры, два набивных мяча, фишки спортивные, два ведра, два веника, грамоты.

Ход викторины

Звучит грамзапись.

Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои

(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А на нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.

– Итак, начнем!

Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”

(По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)

– Молодцы! Давайте послушаем жюри.

Конкурс 2. “Ушки на макушке”

(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)

  • Летела стрела и попала в болото.
    А в том болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожею
    Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
  • Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  • Отворили дверь козлята
    И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
  • На окошке он студился
    Взял потом и укатился
    На съедение лисе. (Колобок)
  • Что за чудо, что за диво
    Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
  • Заигралась сестрица.
    Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)

– А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок получился красивее.

Конкурс 4. Эстафета “Колобок”

– Посмотрите, какие извилистые дорожки у нас получились на рисунках? От кого приходилось уворачиваться Колобку в сказке? Давайте поможем нашему Колобку избежать неприятностей. А колобком у нас будет набивной мяч. Ребята обводят фишки на полу, по серпантину катя мяч одной рукой по полу.

Конкурс 5. “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Конкурс 6. Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.

Конкурс 7. “Найди ошибки художника”

(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и находят ошибки художника.)

Конкурс 8. “Телеграмма”

– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.

  • “Спасите, нас съел серый волк” (козлята )
  • “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка )
  • “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк )
  • “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери )
  • “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша )
  • “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка )
  • “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок )
  • “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич )

Конкурс 9. Эстафета “Змей-Горыныч”

– Кому не знакомо это сказочное существо, у которого три головы, четыре лапы и два крыла! Давайте тоже сделаем Змея-Горыныча, это не сложно. Трое участников встают рядом, кладут руки на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, связываются с ногами партнеров, стоящих по бокам. Получается как бы 4 ноги в общей сложности. По сигналу “Змей-Горыныч” начинает движение, причем участники, стоявшие по бокам, должны выполнять движения руками, напоминая движения крыльями. Добежав до финиша, тройка разворачивается, возвращается и передает эстафету следующим участникам. Ноги всем тройкам связываются до начала эстафеты.

Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все
Подвести итог игре.

(Жюри объявляет результаты конкурса, вручает грамоты.)

Рекомендуем почитать

Наверх