Перемещение товаров по линиям электропередач. Организация совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом

Эффективность 16.12.2019

В Российской Федерации существует плановый баланс производства и потребления электроэнергии, в котором определяется количество электроэнергии, поставляемой на экспорт по разным направлениям. На сегодняшний день имеет место колоссальная недогрузка электростанций, поэтому увеличение генерации электроэнергии позитивно влияет на развитие российской экономики.

Вместе с тем ранее существовавший порядок перемещения электроэнергии имел ряд изъянов. В частности, при перемещении электроэнергии зарубежным покупателям точное количество фактически поставленной электрической энергии можно узнать только на 15-й день после окончания периода поставки товара. В период поставки рассчитать количество электроэнергии невозможно, так как в этом процессе участвует несколько линий электропередачи. До этого момента экспортеры не могут определить количество перемещаемой электроэнергии.

Поэтому даже если экспортер строго выполняет график генерации электроэнергии, то зачастую количество перемещенной энергии превышает заявленное таможенному органу, и экспортер попадает в ситуацию, когда он вынужден нести административную (или уголовную) ответственность за нарушения в сфере таможенного дела. В этой связи стал актуален вопрос о правовой регламентации определения количества перемещенной электроэнергии после фактической поставки.

Важной особенностью ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, является то, что оно может допускаться без предварительного разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:

Последующая подача декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров;

Уплата таможенных платежей.

При перемещении товаров по линиям электропередачи таможенные пошлины и налоги уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца.

Декларированию подлежит фактическое количество электрической энергии, которое устанавливается на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии. Производится декларирование на основании актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору.

При перемещении через таможенную границу электроэнергии по всем включенным в работу линиям электропередачи при параллельной работе электроэнергетических систем декларированию подлежит алгебраическая сумма перетоков электроэнергии на основании сведений о фактическом количестве электроэнергии, перемещенной через таможенную границу. При этом рассчитанное значение корректируется с учетом величины технологических расходов на участке межгосударственных линий электропередачи.


Таможенные органы имеют право требовать обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, в случае, когда декларант (инициатор ввоза или вывоза) осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность менее одного года. В иных случаях таможенный орган также вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей (например, на первых этапах применения норм уведомительного перемещения электроэнергии по линиям электропередачи), однако следует отметить, что это право, а не обязанность. Например, нет необходимости требовать обеспечения уплаты таможенных платежей у тех экспортеров, которые имеют положительную деловую репутацию на рынке и осуществляют внешнеэкономическую деятельность не один год, иначе нивелируются все попытки законодателя создать для этого сектора бизнеса более благоприятные условия при осуществлении деятельности во внешнеэкономической сфере.

По общему правилу идентификация товаров - это установление тождественности характеристик товара его существенным признакам. Что же касается сырьевых товаров, перемещаемых по системе трубопровода или по линиям электропередачи, то идентифицировать их по индивидуально определенному признаку невозможно. Так, например, казахская нефть и нефть, добываемая отечественными нефтяными компаниями, по своему составу имеют различное качество и иные специфические характеристики. При закачке в систему трубопровода для дальнейшей транспортировки за рубеж неизбежно происходит смешивание этих товаров, и на выходе образуется российская экспортная смесь марки URALS. Поэтому идентифицировать нефть, поступившую в трубопровод, невозможно. Электрическая энергия также не обладает какими-либо признаками, поэтому требования идентификации к ней применять невозможно. Однако неприменение требований по идентификации не исключает возможности осуществлять таможенный контроль в иных формах.

Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются.

Ввоз на таможенную территорию и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается после выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. При подаче таможенной декларации фактическое предъявление товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, таможенному органу не требуется. При ввозе на таможенную союза или вывозе с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается смешивание товаров, а также изменение количества и состоя­ния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующи­ми в государствах - участниках таможенного союза.

Количество товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, определяется на основании показаний приборов коммерческого учета, установленных в технологически обусловленных местах в соответствиис ТК ТС, актов о фактических поставках товаров по соответствующему внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки, сертификатов качества товаров и других аналогичных документов, подтверждающих адресное распределение объемов произведенных, поставленных и потребленных товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, за расчетный период, определяемый в соответствии с зак-вом. Приборы учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, устанавливаются на таможенной территории таможенного союза. Места установки приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу, могут находиться за пределами этой территории при условии наличия международных договоров государства – члена таможенного союза и сопредельного государства, определяющих их работу и порядок доступа должностных лиц таможенных органов.

С целью предотвращения несанкционированного доступа и изменения информации в показаниях приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, на такие приборы таможенными органами налагаются средства идентификации. При таможенном декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, используются показания приборов коммерческого учета, расположенных на территории государства отправления этих товаров, либо приборов коммерческого учета, находящихся на территории сопредельного государства. Ввоз на таможенную территорию и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускается до подачи таможенной декларации таможенному органу. Декларирование осуществляется с последующей подачей таможенной декларации на помещение электрической энергии под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта соответственно не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической ее поставки. При подаче таможенной декларации фактическое предъявление электрической энергии таможенному органу не требуется.


Таможенному декларированию подлежит ввезенное или вывезенное фактическое количество электрической энергии. При таможенном декларировании электрической энергии, вывозимой с таможенной территории таможенного союза, используются показания приборов учета, расположенных на территории государства отправления этой электрической энергии, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства. При таможенном декларировании электрической энергии, ввозимой используются показания приборов учета, расположенных на территории государства назначения этой электрической энергии, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства. Таможенный транзит иностранных товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, по таможенной территории таможенного союза и (или) по территории государства, не являющегося членом таможенного союза, между 2 пунктами, расположенными в местах установки приборов коммерческого учета, применяется в соответствии с международными договорами и (или) законодательством государств – членов таможенного союза.

Электрическая энергия, перемещаемая по линиям электропередачи через таможенную территорию таможенного союза в условиях параллельной работы энергосистем, не подлежит помещению под таможенную процедуру таможенного транзита. Допускается изменение специфических характеристик транзитных товаров, перемещаемых по таможенной территории таможенного союза трубопроводным транспортом, вследствие технологических особенностей транспортировки, в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в государствах – членах таможенного союза.

Специальная таможенная процедура перемещения товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи отличается особенностями таможенного контроля, таможенного оформления товаров, а также порядком исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов. К числу особенностей осуществления таможенных операций, характерных для рассматриваемой специальной таможенной процедуры можно отнести, во-первых, возможность применения общих условий и порядка перемещения товаров только в части, не урегулированной гл. 26 ТК; во-вторых, неприменение таможенных процедур временного хранения и внутреннего таможенного транзита; в-третьих, неприменение к товарам таможенной идентификации; в-четвертых, осуществление таможенного оформления и контроля товаров специализированными таможенными органами (Центральная энергетическая таможня, таможенные посты); в-пятых, декларирование товаров с применением грузовой таможенной декларации, которая оформляется в соответствии с правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, помещаемых под заявленный таможенный режим.

Перемещение товаров трубопроводным транспортом. В данном случае понятие «трубопроводный транспорт» используется как обобщающее, которое включает и магистральный нефтепровод, и нефтепро-дуктопровод, и газопровод.

Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускаются после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенного режима.

Перемещение товаров трубопроводным транспортом допускает подачу временной грузовой таможенной декларации (ВГТД), где указываются сведения об ориентировочном количестве перемещаемых товаров в течение определенного периода времени (не превышающего срока действия внешнеторгового договора) и условная таможенная стоимость товаров. ВГТД представляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ – одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду. Вместе с ВГТД представляются следующие документы:

1) договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, паспорт сделки;

2) договор с транспортной организацией на перевозку товара, если такой договор имеется на день подачи ВГТД, либо документ, подтверждающий право пользования трубопроводным транспортом;

3) разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

4) платежные и расчетные документы, если такие документы составлялись до подачи ВГТД;

5) документы, подтверждающие сведения о декларанте;

6) иные необходимые документы (например, документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных пошлин, налогов).

Полная таможенная декларация подается на товары, ввезенные или вывезенные за каждый календарный месяц поставки товаров (не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров). При подаче в таможенный орган полной ГТД декларант представляет документы, которые не были представлены на момент подачи ВГТД (например, счета-фактуры (инвойсы), акты о фактических поставках товаров либо их копии, заверенные декларантом). Полная ГТД подается в общеустановленном порядке.

Перемещение товаров по линиям электропередачи. Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей. Таможенный орган вправе потребовать представления обеспечения уплаты таможенных платежей, в том числе в случае, если декларант осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность менее одного года.

Таможенная декларация на перемещаемую электрическую энергию подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров. Фактическое количество поставленной электрической энергии устанавливается на основании показаний приборов учета, фиксирующих перемещение электрической энергии, и определяется как алгебраическая сумма перетоков электрической энергии в противоположных направлениях по находящимся в работе межгосударственным линиям электропередачи всех классов напряжений за каждый календарный месяц (сальдопереток).

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца. При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 июня 2005 г № 390 «Об утверждении ставки ввозной таможенной пошлины на электроэнергию», ставка ввозной таможенной пошлины на ввозимую в Российскую Федерацию электроэнергию утверждена в размере, равном нулю.


| |
  • Глава 5. Деятельность в сфере таможенного дела
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Таможенный представитель
  • § 3. Таможенный перевозчик
  • § 4. Владелец склада временного хранения
  • § 5. Владелец таможенного склада
  • § 6. Владелец магазина беспошлинной торговли
  • Глава 6. Уполномоченный экономический оператор
  • Глава 7. Информационные системы и информационные технологии
  • Глава 8. Таможенная статистика
  • Глава 9. Классификация товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза
  • Глава 10. Страна происхождения товаров
  • Глава 11. Таможенная стоимость товаров
  • Раздел II. Таможенные платежи
  • Глава 12. Общие положения об уплате таможенных платежей
  • Глава 13. Авансовые платежи
  • Глава 14. Таможенные сборы
  • Глава 15. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
  • Глава 16. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
  • Глава 17. Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
  • Глава 18. Взыскание таможенных платежей
  • Раздел III. Таможенный контроль
  • Глава 19. Общие положения о таможенном контроле
  • Глава 20. Формы и порядок проведения таможенного контроля
  • Глава 21. Основания и порядок распоряжения товарами,
  • Обращенными в федеральную собственность, и задержанными
  • Товарами, не являющимися предметами административных
  • Правонарушений или преступлений. Задержание товаров
  • Раздел IV. Ввоз товаров в российскую федерацию и их вывоз из российской федерации
  • Глава 22. Основные положения о ввозе товаров в российскую
  • Федерацию и об их вывозе из российской федерации
  • Глава 23. Временное хранение товаров
  • Раздел V. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
  • Глава 24. Таможенное декларирование
  • Глава 25. Выпуск товаров
  • Раздел VI. Таможенные процедуры
  • Глава 26. Общие положения о таможенных процедурах
  • Глава 27. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
  • Глава 28. Таможенная процедура экспорта
  • Глава 29. Таможенная процедура таможенного транзита
  • Глава 30. Таможенная процедура таможенного склада
  • Глава 31. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
  • Часть 7 комментируемой статьиопределяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории:
  • Глава 32. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
  • Часть 7 комментируемой статьиопределяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории:
  • Глава 33. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
  • Часть 6 комментируемой статьиопределяет случаи отказа таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления:
  • Глава 34. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
  • Глава 35. Таможенная процедура временного вывоза
  • Глава 36. Таможенная процедура реимпорта
  • Глава 37. Таможенная процедура реэкспорта
  • Глава 38. Таможенная процедура беспошлинной торговли
  • Глава 39. Таможенная процедура уничтожения
  • Глава 40. Таможенная процедура отказа в пользу государства
  • Глава 41. Специальная таможенная процедура
  • Раздел VII. Особенности совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
  • Глава 42. Меры по защите прав на объекты
  • Интеллектуальной собственности
  • Глава 43. Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
  • Глава 44. Ввоз и вывоз транспортных средств международной перевозки
  • Глава 45. Ввоз и вывоз товаров в международных
  • Почтовых отправлениях, товаров для личного пользования
  • Физическими лицами и отдельными категориями
  • Иностранных лиц
  • Глава 46. Контролируемая поставка товаров
  • Раздел VIII. Заключительные и переходные положения
  • Глава 47. Заключительные положения
  • Глава 43. Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

    Статья 311. Приборы учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

    Комментарий кстатье 311

    1. В соответствии с ПостановлениемПравительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 "О федеральной таможенной службе" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, является Федеральная таможенная служба.

    В соответствии с ПостановлениемПравительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, является Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России).

    Переченьтехнологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение нефти, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации, утвержден совместным Приказом ФТС России и Минэнерго России от 19 июля 2011 г. N 1486/290.

    Переченьтехнологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение нефтепродуктов, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации, утвержден совместным Приказом ФТС России и Минэнерго России от 19 июля 2011 г. N 1488/291.

    Переченьтехнологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение природного газа, ввозимого в Российскую Федерацию и вывозимого из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации, утвержден совместным Приказом ФТС России и Минэнерго России от 19 июля 2011 г. N 1487/292.

    Переченьтехнологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электроэнергии, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации по линиям электропередачи, расположенных в Российской Федерации, утвержден совместным Приказом ФТС России и Минэнерго России от 19 июля 2011 г. N 1485/293.

    Указанные межведомственные нормативные акты изданы во исполнение п. 2 ст. 337ТК ТС (см. Федеральныйзаконот 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза"),ч. 1 ст. 311комментируемого Закона.

    2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, в целях предотвращения несанкционированного доступа и изменения информации в показаниях приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, на такие приборы, если они расположены на территории РФ, таможенными органами могут налагаться средства идентификации. Порядок их наложения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

    Порядокналожения и снятия средств идентификации установлен Приказом ГТК России от 3 февраля 1999 г. N 60 "Об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации".

    Наложение средств идентификации осуществляется в местах таможенного контроля электроэнергии должностным лицом таможенного органа, назначенным приказом начальника таможенного органа.

    Средства идентификации (пломбы таможенного органа) налагаются на клеммные сборки цепей учета и коробки зажимов приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии в точках установки пломб органами государственного энергетического надзора.

    При осуществлении таможенного контроля данные журнала первичной записи показаний счетчиков учета, находящегося на энергообъекте, заверяются подписью и личной номерной печатью (далее - печать) сотрудника таможенного органа.

    Ответственность за сохранность таможенных средств идентификации несет персонал энергообъекта в соответствии с должностными инструкциями.

    Наложение средств идентификации осуществляется сотрудником таможенного органа в присутствии ответственных лиц энергообъекта и энергосбыта путем наложения пломб, печатей, штампов и других средств таможенной идентификации.

    При наложении пломб таможни на клеммные сборки цепей учета и коробки зажимов приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии либо их снятии или изменении работники энергообъекта осуществляют подготовку мест пломбирования.

    Сотрудник таможенного органа устанавливает пломбы таможни с оформлением акта в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта хранится в таможенном органе, второй - на энергообъекте.

    Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами Российской Федерации или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза нарушения нормальной работы системы учета электроэнергии.

    О нарушении средств идентификации персонал энергообъекта незамедлительно сообщает таможенному органу и представляет письменное объяснение причин нарушения целостности таможенных пломб.

    При необходимости замены приборов учета, проведения поверки средств расчетного (коммерческого) учета электроэнергии либо других работ, проведение которых требует нарушения целостности таможенных пломб, лица, ответственные за сохранность таможенных пломб, заблаговременно извещают таможенный орган, в регионе деятельности которого они находятся, о проведении вышеперечисленных работ с указанием даты начала и окончания работ.

    Снятие пломбы сотрудником таможенного органа производится в присутствии ответственных лиц энергообъекта и энергосбыта с оформлением акта. Один экземпляр акта хранится в таможенном органе, второй - на энергообъекте.

    После окончания службами энергообъекта работ, проведение которых требует нарушения целостности таможенных пломб, сотрудник таможенного органа производит наложение средств идентификации в установленном порядке.

    Порядок определения количества товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, установлен ПриказомГТК России от 3 февраля 1999 г. N 60 "Об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации".

    Положение распространяется на организации и подразделения отрасли энергетики, на таможенные органы Российской Федерации, в регионе деятельности которых расположены вышеуказанные организации и подразделения, а также технологически обусловленные места, где установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электрической энергии через таможенную границу Российской Федерации.

    Указанное положение описывает порядок наложения и снятия средств таможенной идентификации, особенности осуществления контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу, а также порядок передачи соответствующей информации.

    Так, например, наложение средств идентификации осуществляется исключительно в местах таможенного контроля электроэнергии. Наложение средств идентификации осуществляется должностным лицом таможенного органа, назначенным приказом начальника таможенного органа. Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами Российской Федерации или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза нарушения нормальной работы системы учета электроэнергии.

    Таможенный контроль за фактическим перемещением электроэнергии осуществляется сотрудниками таможенных органов совместно с ответственными представителями энергообъекта и энергонадзора путем снятия показаний с приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии, проверки системы учета и отчетности, документов и сведений, необходимых для таможенных целей. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации:

    Проверяет показания счетчиков электроэнергии, снятых персоналом энергообъекта на последний день отчетного месяца, и ее количество, измеряемое в киловатт-часах (кВт. ч), по журналу первичной записи показаний счетчиков учета электроэнергии и/или суточной диспетчерской ведомости с проставлением в указанных документах отметки "Проверено", заверенной подписью и личной номерной печатью сотрудника таможенного органа, в регионе деятельности которого расположено место таможенного контроля;

    Участвует в работе комиссии, созданной в территориальной организации или подразделении отрасли энергетики для контроля достоверности учета электроэнергии на электростанции или на подстанции;

    Получает в качестве документа, необходимого для целей таможенного контроля за фактическим перемещением через таможенную границу электроэнергии, акт учета электроэнергии, перемещаемой по межгосударственным линиям электропередачи, оформленный комиссией по показаниям метрологически аттестованных и опломбированных счетчиков электроэнергии, снятым персоналом энергообъекта, заверяет его подписью и личной номерной печатью.

    Статья 312. Особенности декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров трубопроводным транспортом

    Перемещение товаров по линиям электропередачи. Прежде чем рассматривать особенности перемещения товаров по линиям электропередачи, необходимо дать определение этому понятию, чтобы лучше представлять функционирование этих технических сооружений.

    Линия электропередачи (ЛЭП) – электроустановка для передачи электроэнергии на расстояние, состоящая из проводов (кабелей) и вспомогательных устройств (изоляторов, муфт и т.д.). Различают воздушные ЛЭП, провода, которые подвешены над землей или над водой и подземные (подводные), в которых эксплуатируются главным образом силовые кабели.

    Эксплуатируются ЛЭП переменного тока на напряжение 1150 кВ (Экибастуз - Кокчетав), ЛЭП постоянного тока на напряжение 800 кВ (Волжская ГЭС - Донбасс) и другие /7/. В соответствии с положениями ст.314 ТК ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей.

    Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются. Такой подход обусловлен как спецификой самого товара, так и особенностями его перемещения.

    В Российской Федерации существует плановый баланс производства и потребления электроэнергии, в котором определяется количество электроэнергии, поставляемой на экспорт по разным направлениям.

    На сегодняшний день имеет место колоссальная недогрузка электростанций, поэтому увеличение генерации электроэнергии позитивно влияет на развитие российской экономики. Вместе с тем ранее существовавший порядок перемещения электроэнергии имел ряд изъянов.

    В частности, при перемещении электроэнергии зарубежным покупателям точное количество фактически поставленной электрической энергии можно узнать только на 15-й день после окончания периода поставки товара.

    До этого момента экспортеры не могут определить количество перемещаемой электроэнергии. Поэтому даже если экспортер строго выполняет график генерации электроэнергии, то зачастую количество перемещенной энергии превышает заявленное таможенному органу, и экспортер попадает в ситуацию, когда он вынужден нести административную (или уголовную) ответственность за нарушения в сфере таможенного дела. В этой связи стал актуален вопрос о правовой регламентации определения количества перемещенной электроэнергии после фактической поставки, который нашел свое разрешение в новом ТК РФ /5/. В соответствии с положениями данной статьи ввоз и вывоз электрической энергии допускается без предварительного разрешения таможенного органа при условии подачи таможенной декларации и уплаты таможенных платежей на 20-е число месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров.

    При необходимости этот срок может быть продлен до пяти дней. Декларируется фактическое количество электрической энергии на основании показаний приборов учета, фиксирующих ее перемещение.

    При перемещении через таможенную границу электроэнергии по всем включенным в работу линиям электропередачи при параллельной работе электроэнергетических систем декларированию подлежит алгебраическая сумма перетоков электроэнергии на основании сведений о фактическом количестве электроэнергии, перемещенной через таможенную границу.

    Таким образом, декларируется фактическое количество электрической энергии, которое устанавливается на основании показаний приборов учета, установленных в технологически оборудованных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии (так называемый сальдо-переток). При этом рассчитанное значение корректируется с учетом величины технологических расходов, то есть потерь электроэнергии в сетях на участке межгосударственных линий электропередачи /6/. Декларирование производится на основании актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору.

    Таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца. В статье 315 ТК регламентируется обеспечение уплаты таможенных платежей. Статья наделяет таможенные органы правом требовать обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, в случае, когда декларант (инициатор ввоза или вывоза) осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность менее одного года. В иных случаях таможенный орган также вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей (например, на первых этапах применения норм уведомительного перемещения электроэнергии по ЛЭП), однако следует отметить, что это право, а не обязанность.

    Например, нет необходимости требовать обеспечения уплаты таможенных платежей у тех экспортеров, которые имеют положительную деловую репутацию на рынке и осуществляют внешнеэкономическую деятельность не один год, иначе нивелируются все попытки законодателя создать для этого сектора бизнеса более благоприятные условия при осуществлении деятельности во внешнеэкономической сфере /6/. 2. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ПО ЛИНИЯМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ При перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование. Периодическое временное декларирование производится путем подачи временной таможенной декларации.

    Допускается подача одной временной таможенной декларации на товары в соответствие с условиями одного таможенного режима в счет исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам (в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты). Временная таможенная декларация представляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду.

    Декларант обязан подать одну или несколько надлежащим образом заполненных полных таможенных деклараций на товары, ввезенные или вывезенные за каждый календарный месяц поставки товаров (не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров). Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей.

    Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются.

    Также не применяется идентификация. Таможенное оформление и контроль товаров осуществляется специализированными таможенными органами (энергетической таможней и таможенными постами). Декларирование перемещаемой через таможенную границу электрической энергии производится путем подачи таможенной декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров.

    По мотивированному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации, но не более чем на пять дней /5/. Статья 311 определяет порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу трубопроводным транспортом. Как уже было ранее отмечено, специфика правоотношений по перемещению товаров трубопроводным транспортом заключается не только в особенностях транспортировки, она также обусловлена и особенностями декларирования товаров.

    Общий принцип таможенного регулирования следующий: перемещение товаров через таможенную границу юридически оформляется одной таможенной декларацией в соответствии с заявленным таможенным режимом, в которой отражены все сведения о товарах, ввозимых на таможенную территорию или вывозимых с этой территории.

    Однако особенности товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не позволяют произвести таможенное оформление по одной таможенной декларации. Эти особенности выражаются прежде всего в специфике самого товара, поскольку его цена по условиям внешнеэкономических следок (в частности, различных дополнений к контрактам) определяется биржевым котировальным периодом, и на момент обращения в таможенный орган товар имеет только стоимость, определяемую на внутреннем рынке /6/. По какой цене он будет реализован на внешнем рынке, на момент подачи таможенной декларации не известно.

    И поэтому обойтись одной таможенной декларацией в рассматриваемой ситуации невозможно. В этой связи для целей таможенного оформления товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, применяется периодическое временное декларирование, предусматривающее возможность вывоза (ввоза) товаров на основании ориентировочных сведений об их количестве, условной таможенной стоимости, определяемой исходя из количества товаров, планируемого к перемещению, или в соответствии с предусмотренным условиями контракта порядком определения цены этих товаров.

    Полная таможенная декларация подается после того, как станут известны все необходимые для таможенного оформления сведения, подтвержденные соответствующими документами (таможенная стоимость, фактурная стоимость и т.п.). В новом ТК РФ предусмотрена возможность заявлять во временной таможенной декларации сведения, исходя из намерений ввоза (вывоза) ориентировочного количества товаров в течение определенного периода времени, не превышающего срока действия внешнеторгового договора.

    Кроме того, допускается подача одной временной декларации в счет исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам, в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты. Это потребует разработки соответствующих технологий декларирования с дополнительным оформлением приложений к временной таможенной декларации по каждому контракту /8/. Содержание указанной статьи следует рассматривать в контексте ст.312 ТК РФ, устанавливающей порядок уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Предусмотренный данными статьями порядок действий в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории трубопроводным транспортом, предполагает подачу временной таможенной декларации на период времени, не превышающий одного календарного года - для природного газа, а для нефти и нефтепродуктов - одного квартала. Срок подачи временной таможенной декларации совпадает со сроком уплаты вывозных таможенных пошлин.

    Не позднее 20-го числа месяца, предшествующего периоду поставки, необходимо подать временную декларацию и заплатить не менее 50% причитающихся к уплате сумм таможенных пошлин за один календарный месяц поставки, исходя из ставок таможенных пошлин, действующих на 15-е число месяца поставки. Следует отметить, что в настоящее время вывоз нефти за рубеж по системе трубопроводов осуществляется в строго определенных объемах по графику, утверждаемому межведомственной правительственной комиссией на один квартал.

    Каждый квартал разбивается на три месяца, и Минэнерго России утверждает ежемесячно 1/3 от графика, около 30% от объемов, определенных для экспорта нефти. Перевозчик осуществляет транспортировку нефти строго в соответствии с графиком. В случаях, когда по графику транспортировка нефти запланирована после 20-го числа месяца, предшествующего периоду поставки, допускается подача дополнительной временной декларации в течение месяца поставки, при этом вывозные таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня принятия такой декларации в полном объеме /9/. Полная таможенная декларация должна быть подана не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки товаров (например, если временная таможенная декларация подана на один квартал, то "закрываться" она будет несколькими полными таможенными декларациями, и такая "нарезка" должна осуществляться по каждой поставке товара). На день подачи полной таможенной декларации необходимо уплатить оставшуюся часть суммы вывозных таможенных пошлин, налогов, исчисленных из уточненных сведений о вывезенных товарах.

    Для целей исчисления сумм вывозных таможенных пошлин применяются ставки, действующие на 15-е число месяца поставки.

    Если в силу объективных причин декларант не может подать полную таможенную декларацию (например, при накоплении танкерной партии), то по его просьбе таможенный орган продлевает срок подачи полной таможенной декларации, но не более чем до 90 дней. Продление сроков подачи полной таможенной декларации не продлевает сроков уплаты таможенных пошлин, т.е. оставшаяся часть суммы вывозных таможенных пошлин должна быть уплачена не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки /5/. Статья 312 ТК устанавливает применение ставок таможенных пошлин, налогов и порядок их уплаты при перемещении товаров трубопроводным транспортом.

    В указанной статье изложены положения, регулирующие особенности применения ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию по системе трубопроводов.

    Как было ранее отмечено, при перемещении товаров трубопроводным транспортом применяется временное периодическое декларирование. При ввозе товаров временная таможенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего периоду импортной поставки. При этом таможенные пошлины, налоги уплачиваются на день подачи временной таможенной декларации, исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации.

    Для расчета причитающихся сумм применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на 15-е число месяца, предшествующего месяцу поставки. Полная таможенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем импортной поставки. Если суммы таможенных пошлин, налогов увеличиваются в результате уточнения сведений о товарах, ввезенных за каждый календарный месяц поставки, то производится доплата необходимых сумм на день подачи полной таможенной декларации без начисления пени. В случае излишней уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов производится их возврат в соответствии со ст.355 ТК РФ. По общему правилу идентификация товаров - это установление тождественности характеристик товара его существенным признакам.

    Что же касается сырьевых товаров, перемещаемых по системе трубопровода или по линиям электропередачи, то идентифицировать их по индивидуально определенному признаку невозможно.

    Так, например, казахская нефть и нефть, добываемая отечественными нефтяными компаниями, по своему составу имеют различное качество и иные специфические характеристики. При закачке в систему трубопровода для дальнейшей транспортировки за рубеж неизбежно происходит смешивание этих товаров, и на выходе образуется российская экспортная смесь марки URALS. Поэтому идентифицировать нефть, поступившую в трубопровод, невозможно. Электрическая энергия также не обладает какими-либо признаками, поэтому требования идентификации к ней применять невозможно.

    Однако неприменение требований по идентификации не исключает возможности осуществлять таможенный контроль в иных формах. Перемещение российских товаров по системе трубопровода и по линиям электропередачи между двумя пунктами, расположенными на территории России, через территорию иностранного государства осуществляется по правилам, установленным для специального таможенного режима в отношении российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.

    Данные правила должно определить Правительство РФ /6/. 3.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

    Россия еще не вышла на тот уровень экономического развития, который позволил бы отказаться от столь существенной части доходов федерального бюджета.. В условиях становления нового таможенного законодательства требуется.. Поэтому в новом ТК РФ предусмотрена глава, в которой комплексно решены все вопросы по перемещению через таможенную..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Рекомендуем почитать

    Наверх