Сценарий праздника "Русская ярмарка" для учащихся и родителей. Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе на тему: История кукол Фома

Реализация 07.02.2023
Реализация

Людмила Еникеева
Сценарий развлечения «Петрушка и Скоморох на ярмарке» (старший возраст)

Выступление Петрушки и Скомороха на ярмарке.

Скоморох:

Расступись, честной народ,

В гости ярмарка идёт!

Если ярмарку проспишь,

Себе в жизни не простишь!

Не жалейте руки,

Здесь не будет скуки!

А вот и Петрушка- веселая игрушка!

Петрушка –

Я, Петрушка – веселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые,

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята! Здравствуйте! (Кланяется.)

Как же долго я бежал, а туда ли я попал?

Скоморох

Раз пришёл, поздравь публику.

Петрушка :

Не вижу никакого Бублика.

Скоморох

Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка :

Пора бублики жевать!

Скоморох:

Вот баламут! Я сам буду объявлять. //-У нас сегодня весёлый балаган!

Петрушка:

У нас сегодня осёл да баран!

Скоморох

У кого юмор есть – пожалуйте к нам!

Петрушка:

У кого нет – марш по домам!

Скоморох:

Петрушка, ты разгонишь весь народ!

Петрушка:

Эх, честной народ, заводи хоровод,

Просто так не стой, а пляши да пой!

Хоровод

Скоморох:

Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!

Петрушка

Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!

Скоморох:

Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!

Петрушка:

Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!

Скоморох:

Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!

Петрушка:

Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!

Скоморох:

А кто любит блины да масленицу- топайте громче!

Петрушка:

Любит ярмарку народ: игры, пляски, хоровод!

Скоморох:

На Руси обычай был - народ на ярмарку ходил!

Петрушка:

А есть у меня ложки. Ложки не простые, Ложки расписные!

Игра с ложка ми

Петрушка:

Сколько ребят собралось, умных да смышленых.

А загадки вы умеете отгадывать?

Скоморох -.

Он - речист, смешон порой.

А в народном балагане он на ярмарке – герой.

Он – весёлая игрушка, а зовут его… (Петрушка.)

Петрушка -.

Печенюшкам он племянник.

Медовый, сладкий, вкусный… (Пряник)

Скоморох -

Кольцо непростое, кольцо золотое.

Вкусное, хрустящее, стоит всего рублик. Зовут его… (Бублик)

Петрушка - .

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется

и цветы Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.

Скоморох- .

Эта роспись

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких. (Гжель.)

Петрушка:

Молодцы! Отгадали все загадки! Уважили петрушку.

Скоморох:

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Петрушка:

А не засиделись ли наши участники ярмарки? А не засиделись ли наши гости?

Скоморох:

А давайте поиграем в любимую народную игру «Ручеек»

Игра «Ручеек»

Петрушка

Гости дорогие, поиграли. Пошутили

По домам пора!

Скоморох:

Ярмарка закрывается, Ярмарка прощается!

Публикации по теме:

Брейн-ринг по ПДД (старший дошкольный возраст) Брейн-ринг по ПДД (старший дошкольный возраст) Программное содержание: 1. Продолжать знакомство с дорожными знаками и их назначением. 2.

Конспект интегрированной НОД «Осенний лес» (старший дошкольный возраст) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ закрепить представления детей об осени и её приметах, об изменениях. происходящих в живой и неживой природе;упражнять.

Конспект НОД «Наша Родина» (старший возраст) Цель: - дать первые представления о стране и городе, в котором мы живем; - воспитать любовь к родному городу; - вызвать познавательный интерес;.

КОП «Волшебные краски» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта краткосрочной образовательной практики «Волшебные краски» (старший дошкольный возраст) Пояснительная записка Мир маленького.

НОД по ФЭМП «Число и цифра 0». (Старший возраст) Непосредственная образовательная деятельность ФЭМП (старший возраст.) Число и цифра 0. Цель: Познакомить с нулем, проявлять интерес к практическому.

Осенние наблюдения (старший дошкольный возраст) 1. Наблюдение за сезонными изменениями. Дать детям понятие, что наступил сентябрь, первый осенний месяц, первые осенние дни, зовут его «запевалой.

Цель: воспитание духовной культуры, приобщение детей к русскому народному творчеству, народным танцам, песням, развитие музыкальных способностей посредством пения и движения.

Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров и стремление научиться создавать предметы, радующие окружающих; закреплять умение различать изделия разных народных промыслов, развивать эстетические чувства.

Декорация: на центральной стене Жар-птица – символизирующая разные виды художественно-прикладного творчества; полки – прилавки с разными видами народных промыслов (гжель, хохлома, дымка), музыкальные инструменты. Левая стена оформлена павловскими платками.

Звучит русская народная музыка.

Входит хозяйка в русском костюме (ведущая).

Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие.

Веселья вам да радости желаю

Давно я вас жду поджидаю,

Праздника без вас не начинаю.

Открываются ворота – заходи, кому охота.

Под веселую русскую народную музыку «Камаринская» входят дети.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво?

Сколько радости вокруг,

Правда, дети, тут красиво,

Аж захватывает дух.

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости.

Дети, вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Сёла, мосты, города, виадуки,

Всё наши руки, всё наши руки.

Умелые руки – основа успеха,

Руки – мастерство человека.

Руки – о многом они говорят,

Глаз только видит, а руки творят.

Ребенок: Эх, Россия, ты Россия,

В каждом граде терема.

Всей земле на удивленье

Золотая хохлома.

Ребенок: В тихом Подмосковье

Речка Гжелка бежит.

Вдоль этой реченьки

Деревенька стоит.

Бело-синее чудо

Соловьиная трель,

Всем ты в душу запала

Наша русская Гжель.

Ребенок: Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Фофанов.)

Воспитатель 1: Мы ребята озорные,

Мы ребята удалые.

Приглашаем всех на поляну зелёную,

На ярмарку весёлую!

Воспитатель 2: Покажут на ярмарке люди торговые

Чем богаты города русские, каким товаром славятся.

Петрушка: (из-за дверей) Постойте, постойте. А я? Как же вы без меня?

Дети: А ты кто?

Петрушка: Отгадайте! Я малый, веселый, пою, свищу, играю и скачу.

Ведущий: Ребята, кто же это?

Дети: Петрушка!

Петрушка: Да, я Петрушка, народный любимец. Без меня ни одна ярмарка не обходится.

Ведущий: Ну раз ты такой удалой, пойдем с нами.

Петрушка: (под музыку выходит из-за ширмы)

Ярмарка, ярмарка, веселая ярмарка.

Собирайся народ, кто на ярмарку идет.

Инсценировка песни «Ярмарка» в исп. Л. Смирновой.

В конце песни дети остаются каждый за своим столом.

Ребенок: Внимание, внимание, внимание!

Открывается веселое гуляние.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

Ребенок: На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья.

Ребенок: Что душа твоя желает –

Все на ярмарке найдешь.

Всяк подарки выбирает –

Без подарка не уйдешь.

Ведущий: На этот товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь.

Петрушка: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди мастера

Ребенок: А сначала расскажите нам об этой чудесной посуде.

Ведущий: Ну так и быть, слушайте. Давно это было. От царской немилости сбежал далеко в лес за реку Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил лавки, стол. Дошло дело до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, ложки, плошки. Прилетели к нему птицы, и стал он их кормить пшеном. Однажды вместе с другими птицами прилетела к нему сказочная Жар-птица. Он и её накормил. Когда Жар-птица улетела, она коснулась своим крылом посуду, и стала посуда золотой. Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему и, кроме птиц нарисованных, вырезают посуду в виде птиц – чашки, ковши.

Петрушка: Спасибо тебе, Хозяюшка за рассказ.

Ребенок: Как волшебница Жар-птица не выходит из ума,

Чародейка-мастерица золотая Хохлома.

Ребенок: И богата, и красива, гостю рада от души

Кубки, чаши и ковши.

И чего в них только нету:

Гроздья алые рябин, маки солнечного света и ромашки луговин.

П. Синявский.

Ребенок: Так красива, так вольна -

Всем на загляденье.

Из такой посуды есть

Просто объеденье. (показывает ложки)

Ребенок: Ложки, ложки, расписные ложки!

Ложки золоченые, узоры крученые.

Хоть щи им хлебай,

а хочешь – музыку играй.

ДЕТИ ВМЕСТЕ: Тень, тень, потетень,

Будем мы играть весь день.

Песня: «Расписная ложка» муз. М. Суховой.

(Дети играют на ложках.)

Петрушка: Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс.

Что, ребята, вы стоите, выходите в сей же час.

«Кадриль»

Петрушка: Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй. (Выносит карусель.)

Ведущий: Закружили, завертели,

Колесо у карусели.

Становитесь в круг скорее,

Всем нам ехать веселее!

Игра: «Карусель»

Еле–еле, еле-еле, закружились карусели.

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, карусель остановите,

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.

Дети второго стола (дымка)

Зазываем в терем наш,

Вот послушайте рассказ.

Петрушка: Пойдемте, ребята, посмотрим и послушаем, что там есть интересного.

Ребенок: Мы приехали к вам из села Дымково, из-под города Вятки. Знаменито наше село своими глиняными игрушками, а город Вятка знаменит своею ярмаркой – «Свистуньей».

Петрушка: А почему свистуньей?

Ведущий: Это легенда. Однажды, когда город окружили враги, жители придумали хитрость. Все, даже м\самые маленькие дети, получили по глиняной игрушке – свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. От свиста зашатались деревья, отлетели маковки на теремах, замертво падали кони. Враги решили, что их атаковали подоспевшие на выручку дружины. И в страхе бежали. С тех пор жители города отмечают праздник – свистунью.

Ребенок: Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка – родился в веселый час

Вятский праздник – свистопляска.

Ребенок: Эй, игрушки и народ,

Становитесь в хоровод.

Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать.

Дети берут свистульки и выходят на середину зала, поют.

Частушки (на проигрыш – играют на свистульках).

  1. Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные.

Нас на ярмарку позвали

Чтоб игрушки продавали.

  1. Дымковские барышни

Всех на свете краше.

А гусары баловни

Кавалеры ваши.

  1. У большого индюка

Порасписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

  1. За студеною водицей

Водоноска молодица.

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

  1. Под березы на лужки

Выбегали петушки.

Зеленые сапожки,

Красные сережки.

  1. Я куплю тебе свистульку

Будем трели выводить.

Мастеров и з знатной дымки

Никогда нам не забыть.

  1. Вот игрушки знатные

Складные да ладные.

Они повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

Ведущий: Ай-да молодцы! Хорошие игрушки да частушки для ярмарки приготовили. Ну а какая же ярмарка без игр?

Петрушка: На игрищах наших игр разных – тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй.

Русская народная игра «Бубен» (муз рук. №4, 2014 г.)

Бубен сел на пенек, просидел там весь денек.

Коза бежала – рогами бодала, МЕ=МЕ=МЕ

Конь скакал – копытом поддал ИГО-ГО

Свинка бежала – бубен уронила.

Бубен с пня свалился – по дороге покатился.

Замахал руками, застучал ногами, побежал за нами. (садятся на места)

Ребенок: Край любимый светел от берез,

Рассмеются дети – и тепло в мороз.

Край любимый весел оттого,

Оттого, что песен много у него.

Песня «Я люблю тебя россия!» муз. Л. Раздобариной

Ведущий: Какая песня веселая.

Дети: (которые стоят за столом гжели)

Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда.

На товары поглядите,

И чего-нибудь купите.

Петрушка: Что случилось? Бело вокруг!

Лишь голубые цветы встали в круг.

Ведущий: Синий цвет и белизна

Это Гжель к нам пришла!

Петрушка: А почему только синие и белые цветы здесь?

Ведущий: Есть такая сказка-легенда.

Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили они, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то стали мастера расписывать свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. а узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

Ребенок: Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель.

Петрушка: Вы, девицы, выходите,

Друг на друга поглядите,

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь.

Хоровод: «Гжельские узоры »

(Девочки танцуют в костюмах, украшенных гжельской росписью.)

Ведущий: Все мы лавки посмотрели,

И купили, что хотели.

И узнали мы о том,

Как украшен русский дом.

Петрушка: Закончим праздник дружной песней.

Её все вместе мы споем.

Нет на земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем.

Песня: «Моя россия» Г. Струве.

Ведущий: Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля.

Изобильная, родная,

Славься, русская земля.

Петрушка: Весело было на ярмарке.

И товар прикупили, и себя показали.

Ведущий: Ой, вы гости дорогие.

У нас конфеты сладкие- примите их в подарки.

(Раздача конфет – «петушков».)

Петрушка: Вот и солнышко садится, пора домой собираться.

Ведущий: Пришло время расставаться,

До свиданья, до свиданья.

Под р.н.м. все уходят из зала.

Используемая литература:

  1. Журнал: «Музыкальный руководитель» № 4, 2014 г.
  2. Журнал «Музыкальная палитра» № 2, 2012 г.
  3. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством».
  4. Музыкальные CD диски, аудиокассеты.

Сценарий фольклорного развлечения в ДОУ "Ярмарка чудес" (старший дошкольный возраст)

ГЕРОИ: 2 скомороха, 2 ведущий в р.н. сарафанах и кокошниках, ширма с Петрушкой и куклой Улей в русском народном наряде.

ДЕТИ: Коробейники, старик с коровой-панно, 4 кумы – девочки.

Подготовленные столы по бокам с детскими поделками и сладостями.

Дети 2х групп рассаживаются на свои места, дети, которые танцуют «Золотую ярмарку» , стоят за кулисами.

1 ВЕД: (2 воспитателя из разных гр)

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

2 ВЕД: Эй, не стойте у дверей!

И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли!

Звучит русская народная мелодия, выбегают из разных сторон Скоморохи.

Фома: Здравствуй, брат Ерема!

Ерема: Здравствуй, брат Фома!

Фома: Куда путь держишь?

Ерема: На ярмарку иду.

Фома: На работу – так позади последний, а как на ярмарку – наперед первых! А кто ж про ярмарку сказал?

Ерема: Кума сказала.

Фома: А кума откуда знает?

Ерема: Кума все знает, что на свете делается. Другой раз ещё дело не сделалось, а кума куме уж о том на ухо шепчет. А нашепчутся две кумы, весь мир узнает. А ты бывал ли, брат Фома на ярмарке?

Фома: Бывал.

Ерема: Велика?

Фома: Не мерил.

Ерема: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у нее узенькие, а лоб широкий.

Ерема: Это ведь медведь был.

Фома: Какой там медведь?! Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема: Да это ж волк.

Фома: Все ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, уши длинненькие, с горки на горку попрыгивает, от собак убегает.

Ерема: Это заяц. И байки, брат Фома сказывать – то перестань. Дай – ка лучше на ярмарку пойдем.

Звучит вступление песни «Золотая ярмарка» . Фома и Ерема танцуют вприсядку (или любые другие) . Дети выходят под музыку из-за кулис на танец (5 пар)

ТАНЕЦ «ЗОЛОТАЯ ЯРМАРКА»

Фома: Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Выставляйте свой товар

На наш ярмарочный базар!

Выходят 3 коробейника: 1) бусы и ленты на руке висят

2) лежат пряники

3) ложки, гармошки

1 Коробейник:

Эй, народ, и млад и стар,

Подивись на мой товар!

Бусы, нитки, кружева,

Есть тесьма и бахрома,

А для девок красных

Ленты есть атласные! (показывает свой товар)

2 коробейник: А у меня товар загляденье,

Одно объеденье.

Пряники печатные,

Очень ароматные.

Как только подойдете,

Сразу возьмете.

Попробуйте, подходите,

Да язык не проглотите!

3 коробейник: Кому деревянные ложки?

Годятся, чтоб кашу есть из плошки,

А также петь, плясать

Да гармонике подыграть.

Потешают, веселят,

Скучать не велят!

Дети под русскую народную музыку выходят, встают полукругом.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ»

1 ВЕД: Шумит, ликует ярмарка,

На улицу зовет,

На нашу, на веселую

Торопится народ.

2 ВЕД: Найдутся здесь по вкусу

Подарочки любому:

И мальчику безусому

И дедушке седому.

1 ВЕД: Вот здесь-то на ярмарке и повстречались четыре кумы…

Выходят 4 девочки, подходят каждая к коробейникам, рассматривают товар, далее сценка «Четыре кумы» .

1-я кума. Здорово, кума.

2-я кума. На базаре была.

1-я кума. С ярмаркой поздравляю.

2-я кума. Петуха купила.

  1. кума. Ты, что, кума глуха?
  2. кума. Хочу жареного петуха.

Расходятся.

3-я кума. Здорово, кума.

2- кума. На базаре была.

3- кума. Никак, кума ты глуха?

2-я кума. Купила курицу и петуха.

3-я кума. Прощай, кума.

2-я кума. Пять рублей дала.

Расходятся.

4-я кума. Добрый день, кума. Послушай.

2-я кума. Муженьку несу покушать.

4-я кума. Эй, кума, ты что глуха?

2-я кума. Жареного петуха. Расходятся. Звучит р.н. музыка.

Фома: Эй, народ, не зевай, про осень песню запевай!

Ерёма: Где песня льётся, там легче живётся!

Все встают полукругом, поют песню:

ПЕСНЯ «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА»

2 ВЕД: Ну что ж, песни ваши хороши,

Теперь попляшем от души.

ТАНЕЦ: «ТОПНИ, НОЖКА МОЯ»

Фома: А как на той, на ярмарке всего, всего не счесть,

Ерёма: Подходите, не стесняйтесь,

За карусель хватайтесь!

ИГРА: «КАРУСЕЛЬ» (все дети)

Дети: Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра! обратную сторону, а потом все идут на места)

Фома: А теперь чем будем торговать?

Ерёма: Будем картошку продавать!

Фома: А, может, лучше с нею поиграть?

Ерёма: Даже не стану тебе возражать!

Фома: Это дело совсем непростое:

Будут с ложкой играть двое.

Ерёма: Берёшь картошку, кладёшь в ложку,

Потом с ней бежишь немножко.

Фома: Ронять, нельзя, дрожать нельзя,

Ерёма: Дышать можно,

Вместе: Но очень осторожно!

Аттракцион «ПЕРЕНЕСИ КАРТОШКУ В ЛОЖКЕ»

(играют все желающие)

Коробейники стоят у своих мест за столами и по одному встают:

1 ВЕД: Тайну вам, друзья, откроем,

Скажем все без лишних слов

Вы сегодня оказались

В Чудо-Граде Мастеров.

4 коробейник: У дядюшки Якова

Товару хватит всякого.

Тары – бары, растабары,

Расторгуем все товары!

5 коробейник: Пироги горячи, только, что из печи!

С пылу, с жару, за пять рублей пару!

Сладкие на меду, давай в шапку накладу!

6 коробейник: А у меня товар лучше всех!

Называется грецкий орех!

Тверже столетних дубов,

Избавляет от лишних зубов!

7 коробейник: Мы, ребята, удалые.

Мы, ребята, озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Мы матрёшек продаём!

8 коробейник: Платки, гребешки,

Расписные петушки.

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

1 ВЕД: Проходите, девочки, выбирайте платки

2 ВЕД: На ярмарку выходите,

Народ повеселите!

Выходят 4 девочки с платками на танец

ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ

Сценка «КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ»

1 ВЕД: На рынке корову старик продавал

Хоть многим была коровёнка нужна.

Но, видно, не нравилась людям она.

Под музыку входит корова, её ведёт мальчик – старик.

Выходит покупательница - девочка.

1 Покупатель. Старик, продашь мне корову свою?

Старик. Продам, я с утра с ней стою.

1 Покупатель. А много ли просишь, старик, за нее?

Старик. Да грех наживаться, вернуть бы свое!

1 Покупатель. Уж больно твоя коровёнка худа.

Старик. Болеет, проклятая. Просто беда!

1 Покупатель. А много ль корова дает молока? А?

Старик. Да мы молока не видали пока! (машет рукой) уходит девочка

1 ВЕД: Весь день на базаре старик продавал

Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика.

Выходит мальчик. На голове кепка, в руках балалайка.

Мальчик с бал. Папаша, рука у тебя нелегка

Я возле коровы твоей постою

Авось продадим мы корову твою

Поёт, играя на балалайке, музыка «Ах, вы, сени»

Подходи, честной народ

Дед корову продаёт.

А корова хороша,

Даёт много молока.

2 покупатель. Корову продашь?

Мальчик с бал. Покупай, коль богат!

Корова гляди, не корова, а клад!

2 покупатель. Уж выглядит больно худой

Мальчик с бал. Не очень жирна, но хороший удой!

2 покупатель. А много ль корова дает молока? А?

Мальчик с бал. Не выдоишь за день, устанет рука!

Старик. Зачем я, Буренка, тебя продаю? (гладит)

Такая корова нужна самому!.

1 ВЕД: Расхвалил корову парень.

Дед себе ее оставил. (звучит р.н. музыка)

2 ВЕД: На нашу Ярмарку чудес кукольный театр пожаловал. И Петрушка нас всех решил сегодня развеселить. Он всегда ленивых и нерадивых высмеивал. Посмотрим, над кем же он будет смеяться сегодня.

Вед: А раньше на ярмарке всегда театр был. И Петрушка всегда всех веселил. Ленивых и нерадивых высмеивал. И на нашу Ярмарку чудес тоже Петрушка пожаловал. Посмотрим, над кем же он будет смеяться сегодня.

Звучит Р.Н. М., выходит на ширме Петрушка. Танцует на ширме.

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Кажется, я на ярмарку попал! Какие все нарядные, красивые, а на столах у вас чудеса расписные.

Уля: (появляется) Расписные, расписные! Здравствуй, Петрушка!

Петрушка: Здравствуй, Уля! (обнимаются)

Уля: Петрушка, а где ты был?

П: У бабушки.

У: У бабушки? А что тебе бабушка подарила?

П: Ой, вкусные оладушки.

У: А куда ты дел оладушки?

П: Я их под лавку положил!

У:Ааа! Да ты что? Как же под лавку? Экий ты Петрушка чудак! Ты бы оладушки да в печку, да в тёпленькую, да потом с маслицем… А ты, Петрушка…

П: В печку? А я не подумал. Ну ладно, в следующий раз я так и сделаю.

Под музыку разошлись в разные стороны, потом через пару секунд сходятся снова.

У: Здравствуй, Петрушка!

П: Здравствуй, Уля! (обнимаются)

У: Давно мы с тобой не видались. Где ж ты был?

П: У бабушки.

У: Опять у бабушки. А что ты там делал?

П: Бабушка мне подарила новую рубашку.

У: А где ж твоя рубашка?

П: А я её в печку положил, как ты меня учила.

У: Как же? Я ж тебе про оладушки говорила. А ты свою рубашку прямо в печку положил.

Экий ты Петрушка чудак! Ты бы свою рубашку в шкаф бы лучше положил.

П: В шкаф? Ну хорошо, в следующий раз я так и сделаю!

У: Прощай, Петрушка!

Звучит р.н. м., расходятся по сторонам и снова через пару минут сходятся.

У: Ой, здравствуй, Петрушка!

П: Здравствуй, Уля!

У: А где ты был в этот раз?

П: У бабушки.

У: Опять у бабушки. А что тебе бабушка подарила?

П: Бабушка мне подарила телёночка.

У: Наверное, хорошенький?

П: Хорошенький, ласковый.

У: А где же твой телёночек?

П: Ну как ты меня научила, я его в шкаф повесил.

У: Ой, ой! В шкаф повесил? Да ты что? Петрушка, экий ты чудак! Ты бы телёночка в хлев бы поставил, водичкой бы напоил, сеном бы накормил…

П: Ой, опять я всё сделал не правильно. Ну на этот раз, Уля, я всё запомнил. Всё сделаю правильно! Прощай, Уля!

У: Прощай, Петрушка!

Звучит р.н. м., расходятся… сходятся. Танцуя, выходят.

У: Здравствуй, Петрушка! Давно не виделись!

П: Ой, давно… Я опять у бабушки был!

У: Ой, опять у бабушки, а что тебе бабушка в этот раз подарила?

П: Она меня познакомила с прекрасной девочкой Настюшкой.

У: Наверное, хорошенькая.

П: Хорошая, красивая, красная лента в волосах.

У: А что ж я её не вижу? Где же она твоя Настюшка?

П: Я её в хлев отвёл, водой напоил, сеном накормил.

У: Ой, что ж ты натворил? Она ж у тебя не телёнок… Экий ты Петрушка чудак! Настеньку привёл бы, за стол бы посадил, чаем бы напоил с ватрушками. Беги скорее за Настюшкой.

П: Ой, я побегу и всё сделаю правильно: оладушки на печку поставлю, рубаху в шкаф повешу, телёночка в хлев отведу, а Настеньку за стол посажу!

У: Молодец, наконец-то ты, Петрушка, поумнел и всё понял. Ну что, ребята, хороший у нас Петрушка? Всё правильно сделал? Ну прощай, Петрушка!

П: До свидания!

Звучит музыка, Петрушка и Уля кланяются, Уля уходит, а П. танцует, потом Уля его уводит.

Фома и Ерёма выходят из-за ширмы пританцовывая:

Фома: Мы с Ерёмою вдвоём

Очень весело живём.

Ерёма: Я – Ерёма, он – Фома,

Куда он, туда и я!

Фома: Уважаемые зрители! Дорогие наши родители!

Ерёма: Подходите, выбирайте, за 5 рублей покупайте!

Родители проходят в зал, покупают поделки, звучит р.н. музыка.

1 ВЕД: Все товары раскупили,

Но один совсем забыли.

Он пыхтит, как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится,

Пригласит чайку напиться.

А потом, сверкнув боками,

Потанцует вместе с нами.

Заклубится белый пар.

Лихо пляшет самовар!

ТАНЕЦ «ПЫХ – ПЫХ, САМОВАР» (общий с родителями)

(Фома берёт самовар из картона, встаёт в центр круга,

Ерёма танцует со всеми, показывая движения)

Фома: Всё готово! Закипает! И на чай всех приглашает!!

1 ВЕД: Ай да ярмарка у нас!

Получилась просто класс!

2 ВЕД: Угостим за это вас! (Родители проходят в свою группу на чаепитие)

1-й глашатый:

2-й глашатый:

Ну что ж, товары ваши хороши,

Теперь попляшем от души.

Матрешка расписная

Украсила весь свет,

Одежкой похваляется –

Другая появляется!

3 ребенок:

Тайну вам, друзья, откроем,

Скажем все без лишних слов

Вы сегодня оказались

В Чудо-Граде Мастеров.

4 ребенок:

Нынче прибыли на праздник

Мастера ремесел разных!

5 ребенок: (с подносом)

Как волшебная Жар-Птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица

Золотая хохлома!

6 ребенок:

Посуда наша для щей и каши

Не бьется, не ломается

И порче не подвергается!

1-й глашатый:

Это всем давным-давно признать пора –

Всюду русские в почете мастера!

Наш свободный удивительный народ,

Он веками чудо-сказку создает!

2-й глашатый:

Ну что ж, товары ваши хороши,

Теперь попляшем от души.

Какая же ярмарка без карусели?

Игра «Карусель» (с песней «На горе-то калина» ) .

(Выходит девочка, у нее на плечах платок) .

1-й глашатый: Где это ты, красавица, такой платок взяла?

Девочка: Да вот рукодельницы привезли свой товар на ярмарку, и я принарядилась.

1-й глашатый: И у нас многие хотели нарядными стать.

2-й глашатый:

Проходите, девочки, выбирайте платки

Посадские, расписные, царские!

1-й глашатый:

На ярмарку выходите,

Народ повеселите!

Танец с платками.

Продавцы.

У дядюшки Якова товару хватит всякого. Тары – бары, растабары, расторгуем все товары!

Пироги горячи, только, что из печи! С пылу, с жару, за три рубля пару! Сладкие на меду, давай в шапку накладу!

А у меня товар лучше всех! Называется грецкий орех! Тверже столетних дубов, избавляет от лишних зубов!

Мы, ребята, удалые.

Мы, ребята, озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Мы матрёшек продаём!

Ребёнок. Все товары раскупили,

Но один совсем забыли.

Он пыхтит, как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится,

Пригласит чайку напиться.

А потом, сверкнув боками,

Потанцует вместе с нами.

Заклубится белый пар.

Лихо пляшет самовар!

Танец «ПЫХ – ПЫХ, САМОВАР» , фонограмма

Самовар: Всё готово! Закипаю! И на чай вас приглашаю!

Скоморох: Ай да ярмарка у нас!

Цыганка: Получилась просто класс!

Вместе: Угостим за это вас! (Угощают)

ВЕДУЩИЙ: Вот и солнце закатилось

Наша ярмарка закрылась!

Фома. А теперь чем будем торговать!

Ерёма. Будем картошку продавать!

Фома. А, может, лучше с нею поиграть?

Ерёма. Даже не стану тебе возражать!

Фома. Это дело совсем непростое:

Будут с ложкой играть двое.

Ерёма. Берёшь картошку, кладёшь в ложку,

Потом с ней бежишь немножко.

Фома. Ронять, нельзя, дрожать нельзя,

Ерёма. Дышать можно,

ОБА. Но очень осторожно!

Аттракцион ПЕРЕНЕСИ КАРТОШКУ В ЛОЖКЕ

Фома. Мы с Ерёмою вдвоём

Очень весело живём.

Ерёма. Я – Ерёма, он – Фома,

Куда он, туда и я!

ОБА. Не по слову мы поём,

Мы поём куплетами.

Не за деньги продаём,

Мы берём конфетами!

Фома. Уважаемые зрители! Дорогие наши родители!

Мы вас на нашу ярмарку приглашаем,

Ребячьи поделки купить предлагаем!

Ерёма. Подходите, выбирайте, за 5 рублей покупайте!

ФОНОГРАММА - (дети продают поделки родителям за конфеты

Как пригожа та девица,

Черноброва, круглолица,

Ниже пояса коса,

Все отдам тебе, краса!

Вот платок, накинь на плечи!

Девки красны, не зевай,

Полушалки разбирайте

И вставайте в хоровод,

Пусть потешится народ!

выходят продавцы (дети) с товарами, общаются, примеряют наряды, кто –то глядится в зеркальце.

Продавцы.

Cкоморох:

Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Выставляйте свой товар

На наш ярмарочный базар!

Товарец важный,

Похвалит его купец каждый!

Пожалуйте!

С добрых молодцов пятак берем,

А красным девицам - даром даем!

Эй, народ, не зевай, про осень песню запевай!

Где песня льется, там легче живется!

ДЕВОЧКА: (за столами-прилавками)

Груши садовые

Яблоки медовые

Есть арбуз и виноград

Угоститься каждый рад!

Вот заморский ананас

Набирайте про запас!

Мы, ребята, удалые.

Мы, ребята, озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Мы матрёшек продаём!

А у меня товар загляденье,

Одно объеденье.

Пряники печатные,

Очень ароматные.

Как только подойдете,

Сразу возьмете.

Попробуйте, подходите,

Да язык не проглотите!

А посуда хороша,

Так и радуется душа!

Покупатели товаром любуются,

А ещё интересуются!

Третий ребенок: - Платки, гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ!

Девочка: нам бы платочки, хоровод водить, людей веселить!

Под музыку “Ярмарка” на сцену выходят участники выступления.

2 ведущий.

Наше ярмарочное выступление открываем чудесным пением.

Песни русские послушайте, да бубликов покушайте!

Исполняется песня “Карагот”.

3 ведущий.

А как на той, на ярмарке всего, всего не счесть,

Игрушки там и сладости, и карусели есть!

Ребята изображают катание на карусели.

4 ведущий.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

1 ведущий.

А сейчас – внимание, внимание!

Приглашаем на веселые состязания!

Проводятся состязания для мальчиков – силачей под музыку “Камаринская”.

На горе-то калина

На горе-то калина,

Под горою малина.

Ну что ж, кому дело, калина!

Ну кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли.

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну что ж, кому дело, ломали!

Ну кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали.

Ну что ж, кому дело, вязали!

Ну кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали!

Ну кому какое дело, бросали!


Игровая программа.

На площадке, украшенной шарами, установлена ширма, на видном месте — вывеска «Ярмарка». На столах разложены поделки, различная старинная утварь, короб с угощеньями, на стенах веселые объявления: «Разбирай товары — лаптей полторы пары!», «Баранки-бублики — для любой публики!», «Платки цветастые — цены кусастые!», «За горшки и крынки всего две полтинки!», «Свиное сало! Купил, съел — и не стало!», «Бараньи рога втридорога!» и т. д.

Действующие лица: Музыкант, кукла Петрушка, Петр, он же голос куклы Петрушки.

Звучит неродная музыка Из-за ширмы выходит Музыкант.

Музыкант. Внимание, внимание!

Начинаем веселое гулянье!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

С торговыми рядами,

С высокими горами,

С играми да плясками,

С песнями да сказками!

Кто на ярмарку пойдет,

Много полезного найдет,

А кто не пойдет,

Тот со скуки помрет!

Встали, идем на ярмарку!

Дети под музыку дружно топают на месте. Над ширмой появляется кукла Петрушка. Слышатся звуки рожка.

Петрушка. Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Покажу я представление

Всем на удивление!

Музыкант. А ты кто такой?

Петрушка. Я мальчонка озорной!

Главный на ярмарке экскурсовод.

Будете меня слушать открывши рот.

Но для начала, как водится,

Давайте знакомиться.

Меня зовут Петрушка —

Веселая игрушка!

Музыкант. А я Музыкант,

У меня большой талант

На дудке дудеть

Да песни петь.

Музыкант предлагает детям приду-мать интересную рифму к своему имени. Лучший «поэт» получает жетон-пятачок. Например: «Меня зовут Наташа, люблю я кушать кашу». Или: «Мое имя Андрей, я гоняю голубей».

Мы на ярмарку пришли

Веселиться от души,

Погулять, поиграть,

Себя показать,

Деньжат накопить

Да чего-нибудь купить.

А ну-ка, Петрушка,

Веселая игрушка,

Покажи нам потеху,

Чтоб все лопнули со смеху.

Петрушка. Музыкант, играй в дуду,

Я спою вам ерунду.

Как по улице по нашей

Прокатился горшок с кашей!

Айда горшки бить

Да себя веселить!

Музыкант. Приглашаю всех в круг. Я встану в центр и буду катать горшок (веревка с привязанным на конце круглым нетяжелым предметом) под вашими ногами, а вы подпрыгивайте над ним. Кто заденет горшок, то есть разобьет, тот выбывает из игры.

Под веселую народную музыку про-водится игра «Горшок», участвуют все желающие. Победителей может быть 2-3, им вручаются жетоны-пятачки.

Давай-ка, Петрушка, загадки загадывать,

Ребятишек радовать.

Кто загадки отгадает,

Тот со мною поиграет.

Петрушка. Я загадывать мастак. За отгадку дам в пятак.

Музыкант. Ты чего сказал, остряк?

Петрушка. За отгадку дам пятак.

Музыкант (громит пальцем) То-то же! А загадки наши связаны с вещами, часто встречающимися на ярмарках.

За правильный ответ Петрушка вручает жетон-пятачок. Шесть победителей образуют команду для участия в следующей игре.

Что на сковородку наливают, а потом вчетверо сгибают? (Блин.)

Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки.)

Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба.)

Он пыхтит, как паровоз, но на мокром месте нос. (Самовар.)

Кольцо не простое — кольцо золотое.

Всем на загляденье. Просто объеденье! (Бублик.)

Петрушка. А вот другие загадки,

Не солены, не сладки,

Не кислы, не горьки...

Айда кататься с горки!

На ярмарке мужик корову продавал,

Да только ее никто не брал.

Почему? Да все потому:

Говорить не умела, а сено ела!

Музыкант. Хватит брехать,

Пора загадки гадать.

Петрушка. Гуляют у речки рога и колечки. (Овца.)

Поменял зимой он цвет, а потом запутал след. (Заяц.)

Под белой шубой — бурая, под бу-рой — морда хмурая. (Медведь в берлоге.)

Рога ветвистые» копыта быстрые. (Лось.)

По деревьям скачет ловко, и в дупле ее кладовка. (Белка.)

Утром песни распевает, солнце в небе поднимает. (Петух.)

За правильные ответы Музыкант вручает жетоны-пятачки. Дети, ответившие на загадки, составят вторую команду для игры. Петрушка прячется за ширму.

Музыкант. Молодцы, ребятишки, читаете книжки.

Что ты им, Петрушка, про горки говорил?

Или ты про них забыл?

Эй, шельмец, куда подевался?

Народ уж давно собрался.

Погоди, вот вернешься —

Получишь от меня тумаков.

Из-за ширмы выходит Петр, одетый так же, как Петрушка.

Петр. Кто меня звал? (Засучивает рукава)

Музыкант. А ты кто таков?

Петрушка. Для кого — Петр, для ко-го — Петрушка! (Идет на Музыканта)

Музыкант (в сторону) Вот это, братцы, вышла заварушка!

Вообще-то, звал я не тебя,

Спроси вон даже у ребят.

Петр (после ответа детей) . Раз так, на первый раз прощаю. (Расправляет рукава)

И всех на горки приглашаю.

Под веселую народную музыку про-ходит игра «Горки», в которой участ-вуют две выбранные ранее команды. Для игры нужны два стула.

Выбираем двух самых крепких из каждой команды. Это «извозчики» — будут санки в гору возить. Они сцепляют руки крест-накрест и везут первого игрока, то есть сани, в гору и оставляют на горе — за стулом. Обратно бегут с горы, берут следующего игрока и снова оставляют на горе и т. д. Когда все игроки будут на горе, все вместе па-ровозиком съезжаем с горы вниз, на стартовое место. Команда, прокатив-шаяся быстрее, становится победитель-ницей, и каждый из участников игры получает жетон-пятачок.

Музыкант (после игры Петру). Весело у вас на горках кататься.

А можно ли на ярмарке ремеслу обучаться?

Петр. На нашей ярмарке есть Город мастеров.

Там ремеслу обучат — будь здоров!

Музыкант. Охота бы и нам с ребятами там побывать,

Чему-нибудь поучиться да свое уменье показать.

Петр. Так в чем же дело?

Пойдем смело,

Пока солнце не село.

Работай день-деньской,

А к вечеру — на покой.

Музыкант. Да ты, Петруша, умен!

Не гляди, что здоровей.

Пословицы знаешь —

Видать, книжки читаешь?

Петр. В наше время, чтоб специалистом стать,

А чтобы хорошо трудиться,

Не дело лениться.

Музыкант. Я тоже много поговорок про труд знавал,

Да вот только начало, а конец — забывал.

Петр. Ты начни, а ребята продолжат.

Музыкант. И то верно!

Глядишь, денег себе в карман положат.

Скучен день до вечера... (коли делать нечего).

Судят не по словам, а... (по делам).

Не пеняй на соседа, когда... (спишь до обеда).

Сделал дело... (гуляй смело).

Делу — время... (потехе — час).

Терпение и труд... (все перетрут).

Хочешь есть калачи... (так не сиди на печи).

Без труда не вытащишь... (и рыбку из пруда)

Горька работа... (да сладок хлеб).

Кто любит трудиться, тому... (без дела не сидится).

Труд человека кормит, а... (лень портит).

Петр. Молодцы, ребята. А какие вы знаете профессии?

Дети, ответившие на вопрос, выходят для участия в игре.

Хорошие профессии вы назвали. И у нас на ярмарке учат разным ремеслам, а каким, мы сейчас узнаем. (Раздает участникам игры карточки с указанием профессии.) С помощью пантомимы изобразите профессию, а мы попробуем ее узнать. Жетоны-пятачки достаются угадавшему и верно показавшему профессию, или, как раньше называли, ремесло. Итак, первый участник...

Под русскую народную музыку про-ходит игра-пантомима «Город мастеров». Дети показывают профессии повара, шофера, кузнеца, швеи, парик-махера, врача, доярки, грузчика и т. д.

Музыкант. Вот спасибо тебе, Петр

Научились мы всему.

Будем делать все на свете

Не просто так, а по уму.

Петр. Труд в почете был всегда (Кланяется, уходит за ширму.)

Музыкант. Петя, Петя, ты куда?

Только вроде подружились...

И Петрушка куда-то пропал...

Петрушка (появляясь). Вы меня не спохватились?

Музыкант. Вот он! Как с неба упал!

Петрушка. На небо я не забирался,

Я в наряды наряжался.

Музыкант (оглядывает Петрушку). И каков же тот наряд?

Петрушка. Примерял я все подряд:

Сапоги, и тапки, и штаны, и шапки,

Рубахи разные: простые и атласные,

Меховые шубки и с кистями пояски.

Музыкант. Петрушка, а где же обновы!

Петрушка из-за ширмы перекидывает мешок. Музыкант вытряхивает из него 2 шубы, 4 валенка и 4 галоши, скрепленные попарно, 2 пояска.

Так они ж совсем не новы!

Петрушка. А я их подешевле взял. (Шепчет на ухо Музыканту.) Один мужик мне их за так отдал. Музыкант. А больше не было ничего?

Петрушка. Было, но то велико, то мало...

Музыкант. И в этом можно еще ходить.

Только кого будем рядить?

Все товары по две пары —

На кого будем делить?

Петрушка. А я одну веселую игру знаю,

Всех ребят в ней поучаствовать приглашаю.

Игра называется «Шуба, валенки бегут, а галоши отстают».

Эй, Музыкант, подели ребят пополам.

Музыкант. Пополам вдоль или поперек? (Задумывается.)

Нет уж, пополам дели сам.

Петрушка. Какой от тебя толк?

Только и умеешь, что на дудке дудеть

Да песни хрипеть!

Ребята, рассчитайсь на «первый-второй»!

Первые налево, вторые направо, ать-два.

В две колонны становись!

Музыкант. Да ты прям генерал!

Видно, в армии бывал?

Муштрой занимался?

Петрушка. Нет, сам отжимался. Объясняю правила игры: первая пара участников в каждой команде надевает на себя одну шубу на двоих: в один рукав рука одного игрока, в другой — другого, берет поясок и бежит до Музы-канта, обегает его и бежит на место. В это время готовится вторая пара. Они примеряют валенки: на левую ногу одного участника и правую другого. Первая пара передает поясок второй, и та бежит тем же путем. Третьи пара надевает галоши и так же обегает Музыканта, не забыв взять поясок. Итак все участники: четвертая пара в шубе, пятая в валенках, шестая в галошах. Если кому-го не хватит лары, он бежит один в том предмете одежды, который ему достался, Главное — не потерять поясок, и в конце игры первая пара поднимает его вверх.

Игра проходит под музыку. Участники победившей команды получают жетоны-пяточки

Музыкант Да, Петрушка, веселая получилась игра.

Петрушка. Ага. Посчитаем и пойдем на торги

Покупать пироги,

Ножки бараньи

Для меня и нашей компании.

Музыкант. Ярмарка скоро закрывается.

Петрушка. Тряси казной, народ честной!

Самому богатому дадим в бок лопатою!

Музыкант. Чего-чего? (Грозит кулаком.)

Петрушка. Понял! Самому богатому дадим полную лопату

Конфеток да баранок да ценный подарок!

Звучит народная музыка. Участнику, получившему больше всех жетонов-пяточков, вручается подарок. Каждый участник игры получает сладкий приз и шуточную грамоту, например: самому

крикливому, самому бедному, самому умелому, самому начитанному... Ребята могут купить себе на заработанные «деньги» поделки, выставленные на столах.

Эй, Музыкант, купи мне ведро.

Музыкант. А зачем тебе оно?

Петрушка. Реветь хочу — расставаться пора.

Музыкант. Так хватит ли одного-то ведра?

Я тебе два ведра возьму.

Петрушка. Нет, я столько не нареву.

Музыкант. Тогда и совсем не реви,

Платком свои слезы утри. (Вытирает Петрушке глаза и нос.)

Закрывай свою ярмарку да к нам приходи

Чай пить да есть пироги.

Ребята, пригласим Петрушку

На нашу пирушку?

Петрушка (после ответа). Тогда мне остается с народом попрощаться

Да к вам на пироги мчаться.

Расходись, честной народ, по домам!

Открывала ярмарка двери вам,

А теперь, друзья, до свиданьица,

С вами ярмарка наша прощается.

Петрушка исчезает за ширмой. Музыка звучит громче.

Сценарий праздника “Костромская ярмарка” /для учащихся 4 – 8 кл. /

Цель мероприятия: познакомить школьников с традициями родного края, его культурным наследием.

Задачи: развивать любовь детей к родному краю, к родной

Костроме;

воспитывать достойного, любящего и знающего

родную культуру и родной язык Гражданина Отечества;

формировать у учащихся эстетический вкус;

пробуждать любовь к русской речи;

овладевать коммуникативными навыками и умениями.

Оформление зала: торгующие палатки, каждая из которых имеет вывеску, зазывалу, расхваливающего свой товар. Здесь же расположен город мастеров. В нём ребята работают над своими поделками: плетут, вышивают, вяжут и т. д. Рядом с городом находится “чайная” c самоваром, баранками, бубликами.

Участники мероприятия: ведущие, скоморохи, Петрушка, поводырь с медведем, коробейники, цыгане, фольклорный ансамбль, зазывалы.

Ведущий : Сколько сказочных мест у России.

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мы живём с вами в Костроме, в красивом древнем городе, который славится своей историей и традициями. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и побываем на Костромской ярмарке. Не было на Руси более зрелищного и яркого праздника, праздника мастерства, изобилия, народного остроумия и веселья. Ярмарки были многолюдными, так как привлекали обилием и разнообразием товаров, изделиями народного промысла, так необходимых в повседневной жизни людей. Ни одна ярмарка не обходилась без зрелищ и увеселений. На них выступали бродячие музыканты, фокусники, скоморохи, цыгане, кукольные театры. Здесь царили веселье и смех, игры и пляски, хороводы и частушки.


Под весёлую музыку / можно взять пёсню “ Коробейники ” в зал выбегают скоморохи:

1скоморох:

Как во славном во городе нашем

Ожидается ярмарка великая –

Много товара,

Блины с пылу – жару,

Чай из русского самовара,

Пляски удалые,

Песни огневые,

Игрища молодецкие, пряники медовые,

Орехи калёные.

2 скоморох :

На ярмарку. На ярмарку.

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно Вас ждут, друзья.

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

1скоморох:

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

Здесь найдёте, что хотите.

Набегайте. Подходите.

2 скоморох:

Пришла Маня на базар

Принесла домой товар:

Родной матушке платок-

По серёдочке цветок,

Братьям – соколам –

По козловым сапогам.

Сестрицам – лебедицам Да по белым рукавицам.

1скоморох:

Поехали. Поехали.

За калёными орехами

Приехали. Приехали.

С грибами, с орехами.

Вместе:

Ярмарка. Ярмарка. Ярмарка.

Всех зазываем.

Всех приглашаем

Подходи, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

2 ведущий :

Да, ярмарка - это продажа товаров, веселье, смех. В нашем городе тоже проводились ярмарки. Главная из них получила название Девятой, т. к. проходила на девятой неделе после Великого поста. А учреждена она была в 1789г.

В начале века ярмарка продолжалась в течение трёхлетних недель.

Лёгкие ярмарочные постройки: лавки, полки – ставились в строгие линии, предназначались лишь для одной или нескольких групп товаров.

Линии ближе к гостиному двору – товар красный: ситцевый, мануфактурный, парфюмерный, ювелирный.

Ближе к Мучному ряду – товар бытовой, домашний.

С началом ярмарки в Кафедральном соборе служили службу. Затем торжественное шествие под колокольный звон перемещалось к памятнику Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину, где, освятив предстоящую торговлю, поднимался ярмарочный флаг.

Ярмарка сзывала купеческий и торговый люд не только с окрестных, но и дальних губерний. И слава костромской ярмарки была известна по всей Волге. А ярмарочный гомон был слышен за несколько кварталов. Более всего выделялись крики продавцов, зазывал – приказчиков. Было что костромичам показать. Ткани из чистого льна высших сортов, табак да махорка золотистая, мука да крупа отборная, лесной материал, колокола. Первые дни на ярмарке называли гуляющими: купцы, крестьяне, городской люд выбирали товар, лакомились мороженым, грызли семечки, развлекались.

1скоморох:

И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ собирается.

Ярмарка открывается.

2 скоморох:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары

Пышут жаром самовары.

Продавцы из торговых палаток зазывают покупателей.

Зазывалы:

Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовём!

Мы игрушки продаём!

Игрушки – то на все манеры.

Вот вам барышни,

А вот и кавалеры.

2. А ну, честной народ!

Подходи посмелей.

Покупай товар. Не робей.

Давай покупай!

Выбирай – забирай!

Ребята, не зевайте,

Кто, что хочет, покупайте!

3. Не ходи никуда, а подходи сюда.

Гляди, не моргай, рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай!

Здесь товары знатные,


Складные да ладные.

Всегда повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

4. Кушайте, питайтесь!

На нас не обижайтесь!

Вот на славу пирожки,

Их пекли мы от души!

5. Гости, гости, не зевайте!

Вот товары. Разбирайте!

Ах, товары хороши!

Что угодно для души!

6. Тары – бары – растабары.

Расторгуем все товары.

Наш товар на славу

И всем по нраву.

Мы торгуем честно,

Это всем известно!

В зал вбегает Петрушка:

Тра – ля – ля. Тра – ля – ля.

А вот и я.

Здравствуйте, мои друзья.

Надел я шапку на макушку

А зовут меня ……

Ребята хором: Петрушка.

Угадали, сорванцы.

Значит, все вы молодцы.

Вот и я по свету шёл

И к вам на ярмарку зашёл.

Покажу вам, ребятушки,

Настоящий театр Петрушки.

Вы смотрите, веселитесь

И домой не торопитесь.

Пусть это представление

Будет вам на удивление.

Занавес открывается –

Представление начинается.

Кукольный спектакль. Действующие лица: Петрушка – автор, И. Сусанин, дочь Антонида, поляки, красна девица, добрый молодец, песенник, человек на коне.

Петрушка: Жил – был неподалёку отсюда…стрелец – зверолов Иван Осипов Сусанин. Знал он всё кругом: и какая тропка в какие края ведёт, и какого зверя ловить в капкан удобно; всё промышлял куницей да горностаем. И звездочёт больно был хорош: мог на память все небесные светила обсказать, одним словом, мудрый мужик. Была у него дочь Антонида - раскрасавица. Жили они, поживали да добра наживали. Как вдруг стряслось это самое…

Пришло тут войной – грозой в наш вольный край войско чужеземное, всё пожгло – пограбило, выпытывает, как к Москве Белокаменной пройти.

Узнал о том Сусанин и говорит такие слова их начальнику:

Сусанин: Куда вам, детушки, чай в Москву?

Поляк: Да, да, дед, в Москву путь держим. Не проведёшь ли нас короткой тропой?

Петрушка: А Сусанину того и надобно. Давно задумал он одну думу, да только никому об этом ни гу – гу…

Сусанин: Проведу я вас до самой Белокаменной, через дремучий сыр – бор, я здешний зверолов, всеми тропками ведаю.

Петрушка: Поклонился всему христианскому люду, Антониду поцеловал, на восток перекрестился и повёл недругов страшными лесами, где только волки рыскали. Блуждали они день, другой, третий на исходе, а всё от Чистого болота ни на шаг. А обратный путь уже замело вьюгой. Выбились недруги из сил, на старика накинулись: - Сказывай, где Москва?

Сусанин: Кто вас, нехристи, звал на нашу землю? Пошто терзаете народ? Нет, никогда не видать вам Москвы, нашей матушки. Все здесь сгинете, и косточки ваши обгложет дикий зверь. А меня бейте, режьте, жгите на медленном огне – не сойду с этого места.

Петрушка: приложился спиной к сосне – не шелохнётся. Тут поляки и набросились: рубили острыми мечами, кололи пиками, жгли на костре. Но как не старались, в злобе лютой своей не могли убить Сусанина. Тогда привязали старика верёвками к стволу сосны и разбрелись в разные стороны искать дороги на Москву. Но нашли тех заветных тропок, какие один Сусанин знал, и все погибли.

А сосна в тот же день поднялась выше облака ходячего, могучая, стройная. Её ветер ураган не согнёт, гром – молния не спалит.

Пройдёт мимо сосны пеший – поклонится до земли. Конный пройдёт – коня остановит. Молодой удалец – подбоченится, красна девица – пригорюнится, а пройдёт песенник – складну песенку споёт. Всяк Сусанину славу поёт.

Петрушка: Ну, что понравилось представление? А теперь всем гостям моё почтение. /Кланяется и уходит. /

Входит поводырь с медведем.

Поводырь : Расступись, народ честной,

Идёт медведюшка со мной.

/ Медведь кланяется./

Поводырь : Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех.

Скоморох : Медведюшка, а ты петь умеешь?

/ Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку, просит спеть да погромче. Зверь берёт гармонь, начинает играть. Беззвучно поёт, широко раскрывая рот./

Поводырь : Больно тихо ты поёшь. / К зрителям / А вам слышно? Попросите медведюшку, пусть громче споёт. / Дети просят. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв уши руками. Медведь, продолжая реветь и играть, приближается к поводырю, который отмахивается от него руками. Потом забирает у него гармонь. Тот кланяется. Поводырь : А теперь, Мишенька, покажи-ка нам, как красны девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

/Медведь садится на пол, смотрится в зеркало, прихорашивается/.

Поводырь : А как малые дети горох воруют?

/Медведь ползает, показывает./

Поводырь : А как бабы на барскую работу, не спеша, идут?

/ Медведь еле передвигается. / Поводырь : А как с работы домой бегут?

/Медведь показывает/.

Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

/Медведь надевает на голову платок, берётся за концы и под звуки русской народной песни пляшет: идёт по кругу, неуклюже переваливаясь с одной ноги на другую, кружится. Далее попеременно выбрасывает ноги вперёд, снова кружится. Потом садится на пол./

Поводырь : Ух, Мишутка утомился,

Но народу поклонился. /Медведь встаёт, кланяется, и поводырь с ним уходят. /

Скоморох: а вдоль ярмарки во конец

Шёл удалой молодец.

И товар продавать –

И себя показать.

1 коробейник: Бубны. Тумбы.

Трещотки. Ложки.

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд

Выбирай подряд.

Красиво – приятно.

Для всех занятно.

/Дети подбегают к коробейнику, берут музыкальные инструменты и исполняют ”Ах вы, сени, мои сени ”.

2 коробейник: Пришёл я на ярмарку,

Принёс я книжки

Для вас, девчонки и мальчишки,

Книжки красивые, разные,

С былинами, песнями, сказками.

/Вытаскивает из короба книги костромских писателей и показывает детям, рекомендует почитать. /

1 скоморох: Пришла ярмарка с добром. Выбегающие цыгане: А мы для вас станцуем и споём.

/ Исполняется цыганский танец/.

2 скоморох : Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

/ Выходят девочки в русских народных костюмах и исполняют частушки. /

Вы раскройте шире ушки,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки –

Будет замечательно.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек.

Я, девчонка молодая, -

Ничего не утаю.

Откровенные частушки

Вам сегодня пропою.

Гармонист, гармонист,

Ты не вешай глазки вниз,

Гляди прямо на меня,

Завлекать буду тебя.

Вот гармошка заиграла,

Надо будет выходить, Чтоб самой повеселиться

И народ развеселить.

Запевай, подружка, песню

Запевай, повеселей.

Подружка, не жалей.

Я плясать – то не умею,

Только лишь побегаю.

А для публики такой

Я уваженье сделаю.

Ой, топни, нога,

Топни, правенькая,

Всё равно ребята любят,

Хоть и маленькая.

На базаре говорили,

Что ребята дёшевы,

Две копейки с половиной –

Самые хорошие.

У милёнка моего

Поговорочка на “о”.

Ну и пусть она на “о”,

Всё равно люблю его.

Ох, баянчик заиграл,

Заходили пальчики.

Любят песни и гармони

Девочки и мальчики.

Балалайку и гармошку

Любит каждый человек.

Всё народное прекрасно,

Всё народное навек

1скоморох : Эй, весёлая детвора, все пожалуйте сюда!

Подходи и других приводи.

Давай – ка налетай,

Вместе с нами поиграй.

/ Ребята играют в игры:

Прыжки в мешках.

Перетягивание каната

« Бедовые петухи» (Чертится круг диаметром 2, 5 – 3 м. трое участников входят в круг. Они становятся на одну ногу, руки за спиной.

По сигналу ведущего игроки должны выталкивать противников плечом из круга. Побеждает тот, кто останется один. Ногу во время поединка можно менять.)

2 скоморох: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям.

В «чайную» всех приглашаем,

Русским чаем угощаем.

Перед «чайной» зазывалы:

1 зазывала: Вы скорее к нам спешите

И друзей с собой берите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Чайная давно уж ждёт.

2 зазывала : Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт!

С благодарностью весь мир

Славит чудо - элексир!

Желающие пьют чай, другие рассматривают товары в лавках, посещают “Город мастеров”.

Ведущий даёт напутствие:

Ты чайку сейчас попей,

Да и в лавки поскорей!

Кренделей себе купи

И себя всем покажи!

А потом ты к мастерам

Загляни - ка в город сам

На умельцев погляди,

Их таланты перейми!

Труд их важен и хорош,

Ни на чей он не похож.

Каждый мастер – просто клад

Свою работу делать рад.

Библиография:

1. Артамонова фольклорного праздника ”Русская ярмарка”. - Начальная школа. - № 9, 1994.

2. Сборник “Волга – матушка”. Фольклор Костромской области .

- Кострома. 1952.

3. Литвинова подвижные игры. - М. 1980.

4. “ Нерехтские частушки” - М. 1997.

5. Губернский город глазами костромских фотографов.

– Кострома, 1990.

6. и др. Ярмарка шумит, товарами манит.

Читаем, учимся, играем. - №

Составила,

библиотекарь МОУ СОШ № 23

города Костромы.

Рекомендуем почитать

Наверх