Выставка «Модель художника в объективе фотоаппарата» в Третьяковской галерее.

Эффективность 08.12.2019
Эффективность

"Точечными" вкраплениями в залы основной экспозиции Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 10) инкрустированы фотографии из личных архивов Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Нестерова, Константина Коровина и Валентина Серова, Ильи Репина и семейства Третьяковых…

Проект "Модель художника в объективе фотоаппарата", представленный здесь, включен в параллельную программу Х Московской международной биеннале "Мода и стиль в фотографии 2017", который организует Мультимедиа Арт Музей Москвы.

Внутри низких витрин, поставленных у стен, рядом со знаменитыми полотнами, эти снимки похожи на примечания к основному тексту, набранные мелким шрифтом внизу страницы, до которых доберется разве уж совсем дотошный читатель. Меж тем фотография в конце XIX- начале XX веков становится не столько страстным увлечением многих писателей и живописцев (в частности, Леонида Андреева и Виктора Борисова-Мусатова), но и "действующим лицом" некоторых картин.

Самый яркий тому пример - портрет старшей дочери Нестерова - Ольги, написанный Михаилом Васильевичем в 1905 году. То, что девятнадцатилетняя девушка сидит в глубоком кресле рядом с секретером, на котором кроме непременных девичьих безделушек и духов оказываются сразу несколько фотографий в рамочках, выглядит, на первый взгляд, просто данью эпохи. Но художник не просто включает в картину этот столик как часть личного пространства дочери, он еще и выделяет самую ближнюю к ней фотографию. Она отделена от других снимков белым цветком в маленькой вазе, а с другой ее стороны стоит белая свеча. Этот женский портрет внутри картины оказывается "обрамлен". Более того, его цветок и свеча рифмуются с белым плащом с синей подкладкой, который наброшен на плечи дочери. Девушка в кресле отдалена от фотографии и в то же время связана с ней. Можно предположить, что фотоснимок на столе, столь важный и для художника, и для его дочери, - это портрет его первой жены, умершей почти сразу после родов дочери в 1886. Художник включает в пространство картины старый черно-белый снимок ее матери и как напоминание о давней трагедии, и как знак неразрывной связи с прошлым. Рядом со снимками самой Ольги, сделанными в модном киевском фотоателье, где она предстает то нежной барышней, то строгой красавице в шляпке, то светской дамой, этот ее портрет, написанный отцом, как ни странно, не выглядит теплым, домашним. Он холодноват, и похоже, в его "программе" изначально заложено горькое отцовское напоминание-наставление.

Если Нестеров включает фотографии в пространство портрета, но Борисов-Мусатов может использовать фотоснимок как основу акварели. Собственно, акварельная раскраска фотографий (не говоря уж о ретуши) была самым обычным делом в конце XIX века. Но Виктор Эльпидифорович пошел дальше: он превращает фотографию в продолжение маскарадной игры. На снимке 1903 года, сделанном им в Черемшанах, мы видим четырех элегических красавиц, позирующих вполне живописно на фоне зелени. Но одна из красавиц - замаскированный кавалер, прикрывший шалью усы и бороду. Он (а это был приятель художника - Владимир Станюкович), как и его жена Надежда, вместе с заскучавшими обитателями Черемшан устроили маскарад, переодевшись в старинные платья. Но бродить в старинных платьях по лесу все же странно - все же не бальная зала. Компания явно снималась для "живой картины", которые были в большой моде. Фотоснимок был завершающим этапом этой постановки, финальной сценой, после которой "актрисы" и их кавалер, хохоча, могут бежать в гримерку. Можно сказать, обычное развлечение.

Но то, что Борисов-Мусатов, сфотографировав друзей, превращает эту "живую картину" в акварель во вполне таком пассеистском духе, выглядит неожиданной самоиронией. Как и "мирискусники", которых пленял XVIII век, Борисов-Мусатов любил чудесные призраки былого, которые являлись на его полотнах прелестными барышнями "с печальной думою в очах". Собственно, тут же рядом, в этом же зале ГТГ с картинами Борисова-Мусатова, можно увидеть фотографии его сестры Елены, позирующей для картины "Одиночество", в том платье, что мама ей сшила по просьбе брата. Из светлой ткани с цветами, на корсаже, с широкой юбкой, как бы под кринолин. Именно в нем она появляется и на картине "Гобелен". Эта трансформация "обыденной" жизни в пассеистские тени былого, которую так любили символисты, на раскрашенной фотографии фактически пародируется. Художник словно передразнивает элегию, которую от него, кажется, все только и ждут. И вот - нате, получайте! Маскарад, превратившийся в карнавал, "живая картина" - в почти "наивную" акварель. Что больше в этом розыгрыше: насмешки или печали - другой вопрос.

Наконец, старые фотографии дают возможность увидеть картины, которые никогда не существовали. Снимок Репина, который в мастерской в Пенатах пишет портрет Шаляпина, всем хорош. Фотоателье Буллы, которому был заказан снимок в 1914 или 1915 году, ответственно подошло к делу. Два гения в кадре: Репин и Шаляпин - это не шутка. Мы видим и вольготно развалившегося на диване певца, и художника, вдохновенно работающего у огромного холста. И даже набросок портрета Федора Ивановича. История в лицах: великий художник рисует великого артиста. А Илья Ефимович взял, да и не закончил картину. А вместо Шаляпина потом на холсте какую-то даму нарисовал. Фотография осталась "свидетельством о намерениях", тем прошлым несовершенным, которое ценно своей этой незавершенностью. Нет, не картина маслом. Тем фотография и хороша! Она оставляет место для шутки, перемены наряда и участи… Не потому ли она порой оказывается живее живой картины?

Музей «Московский Дом фотографии», Государственная Третьяковская гелерея представляют выставку в рамках X московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2017».

«Модель художника в объективе фотоаппарата»

Выставка будет проходить с 28 марта по 28 мая 2017 в Третьяковской галерее, Лаврушинский пер., 10

В рамках проекта «Модель художника в объективе фотоаппарата» будет сделан акцент на взаимосвязь между фотографической и живописной коллекциями музея. На выставке будут экспонироваться фотографии второй половины XIX- начала ХХ века, на которых запечатлены герои картин из собрания Третьяковской галереи. Выбранные временные рамки в основном, за небольшими исключениями, соответствуют эпохе символизма и модерна, когда стиль в искусстве во многом становился стилем жизни, а мода и высокое искусство были как никогда близки.

Экспозиция приоткроет завесу над творческой лабораторией художника, связывая его эстетическую фантазию с модой и стилем жизни. Фотографии будут выставлены в витринах в тех залах основной экспозиции, в которых висят портреты или иные живописные произведения, на которых изображены запечатленные на фотографиях персонажи. Сопоставление фотографий и картин позволит зрителю самому сделать выводы о степени трансформации реальности в процессе создания художественного образа.

В экспозицию войдут как профессиональные фотопортреты, выполненные в известных фотоателье Москвы и Петербурга, так и любительские фотографии, снятые такими художниками, как В.Э. Борисов-Мусатов. Некоторые фотографии использовались при создании художественных произведений, другие делались просто на память. На выставке будет представлен портретный жанр фотографии последней четверти XIX - начала ХХ века: 44 фотографии, хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи.

На фотопортретах предстанут музы русских художников, позирующие в элегантных туалетах или в специально подобранных для будущих картин костюмах. Снимки артистов и художников, чьи портреты есть в собрании музея, демонстрируют стиль жизни творческой элиты русского общества. Фотографии, многие из которых никогда не выставлялись, будут собраны в блоки в соответствии с экспонируемыми в залах картинами и снабжены аннотациями со сведениями об изображенном на фотографии персонаже и истории создания произведения, для которого он служил моделью.

Перед зрителем предстанут подлинные фотографии героев полотен Ильи Репина, Ивана Крамского, Михаила Нестерова, Валентина Серова, Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова и других русских художников. Экспозиционный принцип расположения в одном пространстве фотопортрета и картины поможет понять, как рождался художественный образ. Зритель сам сможет оценить искусство фотографа и мастерство живописца, ощутить их взгляд на позирующую модель, увидеть пересечения и параллели в изображении красоты человека, и, возможно, почувствовать те неуловимые вибрации, рождавшие единство мироощущения, искусства, стиля и моды.

Музей «Московский Дом фотографии», Государственная Третьяковская гелерея представляют выставку в рамках X московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2017».

«Модель художника в объективе фотоаппарата»

Выставка будет проходить с 28 марта по 28 мая 2017 в Третьяковской галерее, Лаврушинский пер., 10

В рамках проекта «Модель художника в объективе фотоаппарата» будет сделан акцент на взаимосвязь между фотографической и живописной коллекциями музея. На выставке будут экспонироваться фотографии второй половины XIX- начала ХХ века, на которых запечатлены герои картин из собрания Третьяковской галереи. Выбранные временные рамки в основном, за небольшими исключениями, соответствуют эпохе символизма и модерна, когда стиль в искусстве во многом становился стилем жизни, а мода и высокое искусство были как никогда близки.

Экспозиция приоткроет завесу над творческой лабораторией художника, связывая его эстетическую фантазию с модой и стилем жизни. Фотографии будут выставлены в витринах в тех залах основной экспозиции, в которых висят портреты или иные живописные произведения, на которых изображены запечатленные на фотографиях персонажи. Сопоставление фотографий и картин позволит зрителю самому сделать выводы о степени трансформации реальности в процессе создания художественного образа.

В экспозицию войдут как профессиональные фотопортреты, выполненные в известных фотоателье Москвы и Петербурга, так и любительские фотографии, снятые такими художниками, как В.Э. Борисов-Мусатов. Некоторые фотографии использовались при создании художественных произведений, другие делались просто на память. На выставке будет представлен портретный жанр фотографии последней четверти XIX - начала ХХ века: 44 фотографии, хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи.

На фотопортретах предстанут музы русских художников, позирующие в элегантных туалетах или в специально подобранных для будущих картин костюмах. Снимки артистов и художников, чьи портреты есть в собрании музея, демонстрируют стиль жизни творческой элиты русского общества. Фотографии, многие из которых никогда не выставлялись, будут собраны в блоки в соответствии с экспонируемыми в залах картинами и снабжены аннотациями со сведениями об изображенном на фотографии персонаже и истории создания произведения, для которого он служил моделью.

Перед зрителем предстанут подлинные фотографии героев полотен Ильи Репина, Ивана Крамского, Михаила Нестерова, Валентина Серова, Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова и других русских художников. Экспозиционный принцип расположения в одном пространстве фотопортрета и картины поможет понять, как рождался художественный образ. Зритель сам сможет оценить искусство фотографа и мастерство живописца, ощутить их взгляд на позирующую модель, увидеть пересечения и параллели в изображении красоты человека, и, возможно, почувствовать те неуловимые вибрации, рождавшие единство мироощущения, искусства, стиля и моды.

Выставка в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок) познакомит с 45 фотопортретами муз русских художников второй половины XIX - начала XX века

Государственная Третьяковская галерея
29 марта - 28 мая 2017
Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 20, 29, 39, 42–45

Спецпроект представляет снимки второй половины XIX - начала XX века, на которых запечатлены музы русских художников, модели картин из собрания Третьяковской галереи. Перед зрителем предстают оригинальные фотографии людей, позировавших Илье Репину , Ивану Крамскому , Михаилу Нестерову , Валентину Серову , Константину Коровину , Виктору Борисову-Мусатову . Выбранные временные рамки, за редким исключением, соответствуют эпохе символизма и модерна, когда высокое искусство, мода и стиль жизни были как никогда близки.

Что мы знаем об элегантных красавицах, смотрящих на нас с полотен великих русских художников? О чем думает молодая женщина в белом с картины Ивана Крамского «Лунная ночь», любующаяся кувшинками в пруду? Кем были девушки, позировавшие Константину Коровину для картин «В лодке» и «Бумажные фонарики»? Оригинальные фотографии знакомят зрителя с реальными людьми, изображенными на картинах известных мастеров, а аннотации позволяют узнать малоизвестные страницы жизни художников и их моделей, а также истории создания произведений. Фотопортреты представлены в одном пространстве с живописными полотнами, на которых изображены герои снимков. Данный экспозиционный принцип помогает понять, как рождался художественный образ. Зритель может оценить искусство фотографа и мастерство живописца, увидеть сходство в изображении красоты человека и, возможно, почувствовать неуловимые вибрации, рождавшие единство мироощущения, искусства, стиля и моды.

На выставке представлены как профессиональные фотопортреты, выполненные в известных фотоателье Москвы и Петербурга, так и любительские снимки, созданные самими художниками. Некоторые фотографии использовались при написании картин, другие делались на память. На многих из них музы русских художников позируют в элегантных туалетах или в специально подобранных для будущих картин костюмах. Снимки артистов и художников, многие из которых никогда не выставлялись ранее, демонстрируют стиль жизни творческой элиты русского общества. На выставке их можно увидеть в залах Репина, Крамского, Нестерова, Серова, Коровина, Борисова-Мусатова и других.

В зале Ивана Крамского выставлены фотографии членов семьи Третьяковых: супругов Павла Михайловича и Веры Николаевны, а также Елены Андреевны, второй жены Сергея Михайловича. Е. А. Третьякова стала героиней картины Крамского «Лунная ночь». Первоначально художнику позировала Анна Попова (будущая жена Дмитрия Менделеева), но еще неоконченную картину решил приобрести Сергей Михайлович Третьяков, который хотел видеть на ней свою вторую жену. Она позировала для окончательного варианта полотна, однако сравнение с подлинными фотографиями дает почувствовать разницу восприятия художника и фотографа.

Виктор Борисов-Мусатов серьезно увлекался фотографией. Несколько сделанных им снимков экспонируются в зале с его полотнами. Они позволяют сравнить художественный образ и реальный облик часто позировавшей художнику сестры Елены. Интересен раскрашенный вручную Борисовым-Мусатовым любительский снимок, сделанный им в Черемшанах, неподалеку от Хвалынска, летом 1903 года. В лесной глуши друзья художника устроили импровизированный карнавал, нарядившись в старинные платья. Даже Владимиру Станюковичу нашли подходящий дамский костюм, только бороду и усы ему пришлось прикрыть веером.

Фотографии, экспонирующиеся на выставке, позволяют по-новому взглянуть на многие известные полотна, проследить взаимосвязь и единство живописной и фотографической коллекций Третьяковской галереи.

Выставка пройдет в рамках Х Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2017». Куратор Е.А. Теркель.

Источник: пресс-релиз ГТГ


  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
  • 28.06.2019 Очередная станция новой розовой Некрасовской ветки станет одной из самых ярких в московском метро. Главный архитектор города рассказал, что при разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Малевича, Лисицкого и Суетина
  • 27.06.2019 Рыболовлев подал к аукционному дому иск на $380 000 000 в качестве компенсации ущерба, полученного в сделках с участием своего консультанта Бувье. Так вышло, что Sotheby’s сопровождал больше трети из его злосчастных сделок с искусством
  • 27.06.2019 Завтра во Франции должен был состояться аукцион Labarbe, на котором чудесным образом обретенный холст «Юдифь и Олоферн» хотели продать со старта почти в $40 000 000
  • 25.06.2019 Это совместный проект банка с Пушкинским музеем, где до 15 сентября 2019 года проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
  • 25.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура из дерева
  • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
  • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
  • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
  • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
  • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
  • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
  • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
  • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
  • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

Фотография Серебряного века. Эпоха, когда высокое искусство и образ жизни переплетались в неразделимое целое, запечатлена и в полотнах художников, и на монохромных снимках. На выставке в Третьяковской галерее - уникальные фотопортреты тех, кого мы знаем по картинам. Репортаж Станислава Дорэ.

Третьяковская галерея во второй раз принимает участие в биеннале «Мода и стиль в фотографии» и по такому случаю достала из запасников 45 оригинальных снимков, часть которых публика ещё не видела. Впрочем, небольшие фотографии в скромных витринах несколько теряются на фоне знаменитых и масштабных полотен, и только внимательный и дотошный любитель искусства их не пропустит. Найти и увидеть все снимки - это что-то вроде квеста - фотографии распределены по нескольким залам, где представлены работы знаменитых художников, для которых фотография играла важную роль.

«Это такая выставка, которая называется фокус. Они раскрывают дополнительные аспекты постоянной экспозиции и привлекают людей, которые живут в Москве и давно не были в Третьяковке. У них появляется повод сюда прийти. И не на выставку, а в постоянную экспозицию, и узнать что то новое», - объясняет заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Один из самых известных живописцев фотолюбителей - Виктор Борисов-Мусатов. Несколько созданных им снимков представлены в зале с его полотнами. На фотографиях, которые можно увидеть на выставке, - и главная героиня большого количества его картин, младшая сестра Елена, которая позировала брату до конца его жизни. Правда, пользоваться фотографией в качестве эскиза он не очень любил, предпочитал писать с натуры, не жалея сестру Елену, которая, например, после нескольких часов позирования для картины «Водоём» заболела.

«У нас есть очень интересная фотография "Маскарады в Черемшанах", когда художник поехал на лето писать картины. Туда приехала его сестра, его жена, он с них писал, и в какой-то момент к ним приехали друзья, и они устроили маскарад в женских костюмах. Была сделана фотография, раскрашенная акварелью самим автором. На ней Владимиир Константинович сидит в женском платье, прикрыв усы и бороду веером», - отмечает куратор выставки Елена Теркель.

Среди самых интересных снимков в экспозиции - фотография сына Михаила Нестерова Алексея. Здесь он предстаёт в точно таком же образе, что и на знаменитой картине «Душа народа», представлен и снимок, на котором зафиксирован процесс написания портрета Исаака Левитана Валентином Серовым. Большинство русских живописцев, пусть и не всегда принимали фотографию за искусство, но всё же часто к ней обращались. Впрочем, один русский художник, можно сказать, вышел из фотографии - это Иван Крамской, начинавший ретушёром и которого даже называли «богом ретуши».

Рекомендуем почитать

Наверх