Закономерности восприятия в психологии подробные примеры. Восприятие, понятие, виды

Эффективность 07.02.2023
Эффективность

Рис. 4.2. Целостность восприятия на основе включенности объекта в определенную ситуацию Формирование образа предмета обязательно опирается на име­ющиеся у человека знания и практический опыт. В этом убеждает восприятие изображений с незавершенными контурами. Так, на­пример, по незаконченному рисунку (рис. 4.3) можно узнать по­граничника с собакой, но лишь в том случае, если человек имеет представление об их внешнем виде. Чтобы вызвать эти представ­ления у взрослого, достаточно дать название картине («Погранич­ник с собакой»). Ребенку 3-5 лет восприятие данного рисунка затруднено: он будет видеть отдельные пятна и штрихи, но не за­метит целого, а именно пограничника с собакой. В некоторых случаях целостность восприятия может быть на­ рушена, в частности, из-за противоречивости элементов объекта восприятия (рис. 4.4.).


Рис. 4.3. Пограничник с собакой.

Разрозненные пятна объединяются



в единый зрительный образ -

«Пограничник с собакой».

Чтобы понять смысл изображения, его нужно перевернуть на 180°


Рис. 4.4. Удивительные сиденья.

Нарушение осмысленности

и целостности восприятия.

Противоречивость элементов

препятствует возникновению

целостного осмысленного

объекта восприятия


параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при вос­приятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Как показано на рис. 4.5, из двух одинаковых по величине объек­тов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Причем это не влияет на адекватную оценку действительной ве­личины. Сказанное интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и фор­мы предметов.

Рис. 4.5. Константность восприятия

При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспринимать­ся как белый лист.

Константность восприятия не наследственное качество, она фор­мируется в опыте, в процессе обучения. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира и может быть иллюзорным или ошибочным.

Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Бла­годаря предметности восприятия объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, например, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление - это образ, возникший в сознании, а не реаль­ный лес, ибо мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.

Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаи­мообособлении фигуры и фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это большого внимания, но первое, что нужно сде­лать при восприятии некоторой зрительной информации, - это

Глава 4. Перцептивные процессы


решить, что считать фигурой, а что фоном. Существуют некото­рые особенности зрительной стимуляции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фигуру от фона. Обычно фон включает в себя фигуру, он содержит меньше деталей и отли­чительных особенностей по сравнению с фигурой.

В приведенном на рис. 4.6 случае у нас не вызывает сомнения, где фигура, а где фон.

На рис. 4.7 возможно двойственное восприятие: ваза или два лица. Один из вас увидит изображенную на рисунке белую вазу на темном фоне, другой увидит два профиля лица на белом фоне. Это означает, что у одних белая ваза оказалась фигурой восприя­тия, а черные профили - его фоном, у других - наоборот. Таким образом, между фигурой и фоном восприятия существуют взаи­мообратимые отношения. Помогает выделению фигуры восприя­тия предварительная целевая установка на определенный объект: ваза или лица. При целевой установке на вазу вы легко увидите на светлом фоне вазу, а на темном - два лица.

Рис. 4.6. Фигура и фон

Рис. 4.7. Ваза или два лица

Структурность восприятия - свойство восприятия челове­ка объединять воздействующие стимулы в целостные и сравни­тельно простые структуры. Восприятие не является простой сум­мой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из полученных ощущений обобщенную структуру. Например, при прослушивании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия. Причем мы узнаем конкретную мелодию независимо от того, исполняется ли она оркестром, либо на рояле, или челове­ческим голосом, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков, отражению устойчивых отно­шений между элементами воспринимаемого объекта в целом, на­пример, как показано на рис. 4.8.


Рис. 4.8. Внешне различные,

НО по существу однотипные объекты

опознаются как таковые благодаря

отражению их структурной

организации

Несмотря на различный характер написания буквы «В», мы ее адекватно опознаем и воспринимаем благодаря устойчивой струк­туре признаков, присущих этой букве.

В тех случаях, когда выявление структуры объекта затрудне­но, затрудняется и восприятие объекта в целом. Это наблюдается, например, при восприятии «невозможных фигур», когда струк­турность восприятия может быть нарушена. Так, представленного на рис. 4.9 слона можно нарисовать, но нельзя воспринять как изображение реального объекта. Из-за противоречивой структуры объекта затруднено и осмысленное восприятие слона в целом.

Рис. 4.9. Невозможные фигуры.

Скажите, сколько у слона ног?

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмыс­ленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмыс­ливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опы­та. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Осмысленность восприятия осуществляется посредством язы­ка, усвоенного человеком с детства. Воспринимая предметы и явле­ния окружающего нас мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов: к животным, расте­ниям, предметам мебели, событиям общественной жизни и т.п. В этом проявляется категориалъность человеческого восприятия.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций. При восприя-


тии незнакомых предметов время увеличивается. Восприятие, бу­дучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект знакомым сло­вом, человек тем самым осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево сосной, мы тем самым отме­чаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже как дерева.

Степень обобщенности восприятия может быть разной, что за­висит от глубины наших знаний о предмете. Благодаря осмыслен­ности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраива­ем образ объекта по отдельным его фрагментам, как это показано на примере треугольника Пенроуза (рис. 4.10).

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Уз­нать предмет - значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание основано на операции сли­чения наличного впечатления с соответствующими следами памя­ти. Это хорошо видно на рис. 4.12.

Рис. 4.11. Осмысленность восприятия.

Рис 4 12 Замкнутость как принцип перцептивной группировки

На рисунке слева возникает иллюзия преломления прямой, на рисунке справа эта иллюзия исчезает


4.2. Общие закономерности восприятия

Несмотря на то, что две стороны треугольника прерывисты, мы воспринимаем его как целостную фигуру. Здесь проявляется также эффект замкнутости как принцип перцептивной группировки.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быст­ротой. Некоторые хорошо известные нам предметы, например, фигуру кошки, мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быст­ром и неполном восприятии (рис. 4.13).

Рис. 4.13. Узнавание фигуры.

В фигуре, нарисованной

одними прямыми линиями,

мы без труда узнаем

лежащую кошку

При узнавании человек часто не выделяет всех признаков пред­мета, а использует его характерные опознавательные признаки. Так, подводную лодку мы узнаем по характерному силуэту с руб­кой и не смешиваем ее с обычной лодкой или кораблем. Харак­терным признаком яхты является парус и т.д.

Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, «это стол», «это авто­машина» и т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимав­шимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнава­ния. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфи­ческих для данного предмета признаков - его примет. Например, автобус с низким уровнем пола Минского автозавода «МАЗ-103».

Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Например, на рис. 4.14 показана собака путем фраг­ментарного ее изображения, что затрудняет узнавание. При этом возможна недостаточность или достаточность опознавательных при­знаков для восприятия данного изображения собаки.

Рис. 4.14. Фрагментарное

изображение собаки. Недостаточность или достаточности опознавательных признаков при восприятии собаки

Глава 4. Перцептивные процессы______________________________

Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, на­зывают порогом восприятия.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи де­ятельности. В объекте на передний план выступают те его сторо­ны, которые соответствуют данной задаче.

Избирательность - преимущественное выделение одних объ­ектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избира­тельность восприятия проявляется в преимущественном выделе­нии объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, конт­растнее контур предмета, тем легче его выделение. Наоборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. На этом основана маскировка военной техни­ки, когда, например, весьма характерный силуэт танка скрывает­ся маскировочной сеткой. В результате он «сливается» с окружа­ющей местностью.

Другое проявление избирательности - это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все ос­тальное - фоном.

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия. При равнозначности объектов преимущественно вы­деляется центральный объект или объект больший по величине (рис. 4.15). Возможны и другие примеры

центрации восприятия.

, », f,i Puс 4.15. Избирательность восприятия.

Выделяется фигура в центре,

А не четыре по краям

В тех случаях, когда конфигурация образована двумя отлич­ными друг от друга и однородными элементами, из которых ни один не включен в другой и у которых к тому же имеются общие границы, оба элемента с одинаковой вероятностью могут воспри­ниматься как фигуры. Поэтому возможны разные толкования их взаимосвязи. Это явление получило название - двойственное вос­приятие связи «фигура-фон» (рис. 4.16, 4.17). Когда рассматрива­ешь подобные неоднозначные рисунки, обычно в самом начале один из элементов воспринимается как фигура, но вскоре она на­чинает казаться фоном.

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие де­лает возможным создание интегральной картины действительно­сти в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества ре­альности.

Восприятие субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, по­требностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется аппер­цепцией.

Основными свойствами восприятия являются:

Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов.

Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Обобщенность - отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов.

Константность - относительное постоянство восприятия об­раза. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за па­раметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий вос­приятия.

Осмысленность - связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность - преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие подразделяется на следующие виды:

восприятие предметов и явлений окружающего мира;

восприятие человека человеком;

восприятие времени;

восприятие движений;

восприятие пространства;

восприятие вида деятельности.

Восприятия времени, движений и пространства - это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный - краткосрочный, большой - маленький, вы­сокий - низкий, далекий - близкий, быстрый - медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художествен­ное, техническое,

музыкальное и т.д. Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предме­тов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (вос­приятие собственных мыслей и чувств).

По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными.

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действительно­сти. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

Восприятие - процесс, остроту которого можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных упражнений. Развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Восприятие - активный процесс, которым можно управлять. Управлять восприятием учи­тель может через вступительное слово и соответствующую инструкцию. Можно использовать также интерпретацию отдельных фактов и явлений, выделение ведущих информативных точек, уточнение смыслового значения терминов, разъяснение отдельных положений. Все это позволяет повысить осмысленность восприятия.

Осмысленность восприятия всегда проявляется в единстве с целостно­стью восприятия. Целостность восприятия достигается за счет обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, о его структурных особенностях. При организации восприятия выделяются определенные сто­роны, свойства воспринимаемого предмета, и на их основе создастся целостное представление, соответствующее учебной задаче. По мере того как воспри­ятие совершенствуется и становится все более сознательным, целенаправ­ленным, дифференцированным и анализирующим, оно переходит в свое новое качество - наблюдение. Однако такое изменение происходит не сразу и не само по себе. Учителю необходимо развивать у детей умение не просто смот­реть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться, умение сопоставлять и сравнивать.

В своей работе учителю необходимо учитывать ряд факторов, позволя­ющих осуществлять управление процессом восприятия.

1. Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта (это явление называется апперцепцией). Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете.

3. целом, не выделяя в ней звучание каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать.

5. Эмоции могут изменить содержание восприятия.

6. Убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. д. влияют на вос­приятие.

Каждый вид восприятия основывается на определенных, присущих только ему закономерностях. Однако нельзя забывать и об общих и восприятия, суть которых чрезвычайно важна. К таковым относятся: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция.

Что представляет собой целостность восприятия?

В первую очередь целостность определяется как свойство восприятия, которое состоит в том, что любой объект или предметная ситуация воспринимаются человеком как устойчивая целостная система.

Благодаря данному свойству человек имеет возможность создавать органическую взаимосвязь частей и целого в образе. Целостность закономерности процесса восприятия - это сложный процесс, который базируется на двух составляющих:

  • Объединение различных компонентов в единое целое, в систему.
  • Образованное единое целое независимо от составляющих его частей.

Работа целостности восприятия происходит следующим образом: образ воспринимаемых предметов не предоставляется человеку в завершенном виде, со всеми его компонентами, он мысленно достраиваться до нужной целостной системы на основе имеющихся составляющих. Даже в таких ситуациях, когда человек не воспринимает определенные признаки знакомого объекта, он всегда их может дополнить мысленно и получить целостную картинку. Формирование образа предмета или ситуации базируется на уже имеющихся у человека знаниях и опыте.

Константность

Как нам известно, константа - это постоянная. В аспекте отвечает за некоторое постоянство восприятия образа. Человеческое сознание способно сохранять размеры, форму, цвет абсолютно любых предметов, даже вне зависимости от условий восприятия. Это может быть разное расстояние, освещение, угол обзора и так далее. Константность формируется только в процессе обучения или посредством практического опыта и никак не передается по наследству. Константность - основная закономерность развития восприятия. Однако несмотря на то, что константность подразумевает постоянство, восприятие не всегда дает на 100% точное представление о предметах, которые нас окружают, оно может быть ошибочным.

Предметность

Суть данной закономерности восприятия в адекватности и соответствии образов реальным предметам. Именно предметность отвечает за то, чтобы объект воспринимался человеком как отдельно существующее в пространстве и времени тело. Это касается и психических образов. Человек осознает образы предметов не как образы, а как реальные предметы. Представляя Париж и Эйфелеву башню, человек должен отдавать себе отчет, что это лишь образ, который возник в сознании, а не реальность, ведь в данный момент индивид находится, к примеру, дома, а не в Париже.

Структурность

Свойства и закономерности восприятия, основанного на структурности, отвечают за объединение воздействующих стимулов в целостные и простые для его понимания структуры. Самый простой пример - это прослушивание музыки. В процессе мы воспринимаем не отдельные звуки или ноты, мы воспринимаем именно целостную мелодию. Человек может узнать различные предметы благодаря сложившейся устойчивой структуре признаков. Например, у каждого человека свой почерк, но мы адекватно воспринимаем и узнаем буквы и слова, несмотря на то, как они написаны. Все это благодаря устойчивой структуре признаков, которая имеется у каждой из букв.

Осмысленность

Суть данной закономерности заключается в понимании связи сущности предметов и явлений посредством мышления. Достигается осмысленность восприятия только мыслительной деятельностью человека. Каждое новое событие человек осмысливает на основе имеющегося практического опыта и знаний. Благодаря осмысленности мы можем говорить о категориальности человеческого восприятия. Например, воспринимая определенные предметы или явления человек относит их к определенным категориям: животные, растения, общество, любовь и так далее. Осмысленность основывается на узнавании. Узнать - значит воспринимать предмет на основе уже ранее полученного и сформированного образа. Характеризуется данное свойство присущей ему определенностью, точностью и быстротой. Мы с легкостью в долю секунды узнаем хорошо известные нам предметы без ошибок, даже если восприятие неполное. Узнавание подразделяется на обобщенное (объект относится к общей категории) и специфическое (предмет отождествляется с когда-то узнанным единичным объектом).

Избирательность

Задача данной закономерности восприятия - выделять среди множества объектов преимущественные. Зачастую избирательность выражается в выделении объекта из фона по его контуру. Четкий и контрастный контур объекта способствует легкому выделению его на фоне. В то же время, когда границы предмета нечеткие и размытые, его трудно различить. На данном принципе основывается маскировка военных объектов. Определенная цветовая гамма, схожая с окружающими условиями, затрудняет процесс избирательного восприятия.

Еще одно направление данной закономерности восприятия - выделение главных предметов на фоне других. Объект или явление, которое находится в центре внимания при восприятии - это фигура, все то, что в первую очередь не бросается в глаза - фон. Часто можно услышать фразу: «Она выглядела самой красивой на фоне остальных».

Понятия предмета и фона динамичны, объясняется это возможностью переключения внимания с одного объекта на другой. То, что изначально было фигурой, центральным объектом, по определенным причинам может слиться с фоном, и наоборот.

Апперцепция

Данная категория отвечает за зависимость воспринимаемых объектов и явлений от знаний, интересов, установок, принципов человека. Апперцепцию подразделяют на две категории: личную/устойчивую и ситуативную/временную. Суть первой категории заключается в определении зависимости восприятия от сформированных особенностей, присущих конкретному индивиду. Это может быть образование, воспитание, система ценностей и убеждений и так далее.

Ситуативная или временная апперцепция зависит от периодически возникающих состояний психики. Это могут быть эмоции, мнения и тому подобное. Самый простой пример, когда в ночное время суток дерево на улице или тень в квартире может напомнить фигуру человека. Это спровоцирует определенные эмоции, например испуг. В этом и заключается ситуативное восприятие.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия.

Целостность ― внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от составляющих его элементов.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент времени.

Даже в тех случаях, когда некоторые признаки знакомого объекта нами не воспринимаются, мы мысленно их дополняем. Это хорошо видно на рис. 3.5.: тенденция к сознанию целостности объекта настолько велика, что мы даже «видим» грани прямоугольника.

Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия способствует включенность объекта в определенную ситуацию (контекст), как это например показано на рис. 3.6. В левом прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам, в правом прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.

Константность ― относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Рис. 3.5. Целостность восприятия


Рис. 3.8. Константность восприятия

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.

Константность восприятия ― не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира, оно может быть иллюзорным (ошибочным).

Иллюзия ― это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий.

Например, вследствие того что движения глаз по вертикали требуют больших усилий, чем по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, расположенных по-разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные. Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это в пользу верхней линии

На рис. 3.9 показан пример иллюзии восприятия высоты цилиндра и ширины его полей. Размеры цилиндра по высоте кажутся больше, а в действительности высота цилиндра и ширина его полей одинакова. Другой пример показан на рис. 3.10, когда из-за зрительных иллюзий параллельные линии на изображенном фоне искривляются.

Возможны и другие причины зрительных иллюзий, когда мы часто видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. Такова особенность психического образа.

Предметность ― объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление ― это образ, возникший в сознании, а не реальный лес, ведь мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.

Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это большое внимание, но первое что нужно сделать при восприятии зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном. Например, на рис. 3.11 возможно двойственное восприятие: ваза или два лица. При этом, один увидит изображенную на рисунке вазу на черном фоне, а другой – два профиля на белом фоне. Это означает, что у одних белая ваза оказалась фигурой восприятия, а черные профили – его фоном, у других наоборот. Таким образом, между фигурой и фоном восприятия существуют взаимообратимые отношения.


Рис. 3.11. Ваза или два лица

Структурность восприятия . Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта в целом. Например, внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации, как это показано на рис. 3.12.



Рис. 3.12. Восприятие однотипных объектов

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Она достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов (к животным, растениям, предметам мебели, событиям общественной жизни и т. п.). В этом проявляется категориальность человеческого восприятия.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций.

Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект знакомым словом, человек осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево «сосной», мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже дерева. Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от глубины наших знаний о предмете.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. Кроме этого, осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии, как это показано на рисунках. На рис. 3.13 слева возникает иллюзия преломления прямой, а справа эта иллюзия исчезает. На рис. 3.14 мы видим треугольник, которого нет.


Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнать какой-либо предмет ― значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, «это стол», «это автомашина» и т. д.) и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков ― его характерных примет. Оно затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогом восприятия .

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой . Некоторые хорошо известные нам предметы мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Так, подводимую лодку мы узнаем по характерному силуэту с рубкой и не путаем ее с обычной.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В зависимости от этого, в объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего она проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. Наоборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. На этом основана маскировка военной техники.

Другое проявление избирательности – это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все остальное – фоном. Избирательность восприятия сопровождается централизацией восприятия. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный объект и объект больший по величине, как, например, на рис. 3.15).

Избирательность восприятия зависит как от объективных предметов, которые воспринимаются, так и от субъективной установки и от того, какие элементы объекта признаются базовыми. В зависимости от этого вы на рис. 3.16 можно увидеть молодую или старую женщину.

Выделение объекта из окружающей действительности обусловлено его значением для данного человека. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать либо опытный инженер-конструктор, либо школьник, интересующийся техникой, либо просто любопытный человек.

Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может из-за неподвижности или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на определенное время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой.

Апперцепция . Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией. Особенно следует отметить роль профессиональной деятельности в своеобразии индивидуального восприятия. Обусловленность восприятия знаниями, прошлым опытом, профессиональной направленностью проявляется в избирательности восприятия различных сторон предметов, приведенных на рис. 3.17.

Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности ― образованности, ценностей, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (потребности, мотивы, установки, эмоции и т. п.). Например, ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура зверя.

Виды восприятия.

В основу классификации восприятия положены следующие критерии:

· ведущий анализатор в восприятии;

· цель восприятия;

· степень организации;

· направленность восприятия;

· форма отражения.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. При этом любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение каждого из них может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании лекции ведущим является слуховой анализатор, через который воспринимается основная часть информации, но одновременно студент видит преподавателя, следит за его работой, конспектирует лекцию.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклад, просмотр тематической выставки. Оно может быть включено в трудовую деятельность (например, рассматривание электрической схемы для определения возможной неисправности), а также выступать как самостоятельная деятельность ― наблюдение. Под наблюдением имеется в виду произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, поэтому оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, видим их, воспринимаем окружающих людей и многое другое.

По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными. Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении. Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

· восприятие пространства, предметов и явлений окружающего мира;

· восприятие времени;

· восприятие движений.

· восприятие человека человеком;

В восприятии пространства различают восприятие величины, формы, объемности, глубины (или удаленности) предметов, линейной и воздушной перспективы.

Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений. Основой этого восприятия является величина объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.

Восприятие формы – сложный процесс зрительного восприятия, при котором большое значение имеют движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц: глаз как бы ощупывает предмет и функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятии плоской формы большое значение имеет отчетливое различение очертаний предметов, его контура, а при восприятии объемной формы – глубинное зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали ― уплощенной. Тоннели, аллеи и другие подобные протяженные объекты издали представляются более короткими, чем при восприятии с близкого расстояния.

Вследствие полученных ощущений человек может формировать знания о качествах внешних предметов. Сюда относятся цвета, формы, структура, температурный показатель, объем и тому подобное. Восприятие передает целостный образ объекта в совокупности всех его свойств.

Основные свойства восприятия

При восприятии объекта центральным свойством становится то качество, которое значимо для человека. От источника данного свойства зависит то, какая информация будет доминантной. Таким образом, в природе человеческого восприятия существует подразделение на:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • осязательные,
  • вкусовые и
  • обонятельные информационные потоки.

Закономерности восприятия

Разнообразные виды восприятия обладают своими специфическими свойствами. Но кроме этих характеристик существуют закономерности восприятия. Рассмотрим подробнее основные из них:

  • Предметность. Связана с психическими образами предметов, осознаваемыми не в качестве образов, а в качестве реальных предметов. Точнее говоря предметность отражает степень адекватности восприятия образов в реальности.
  • Избирательность. Отражает вычленение одного из объектов общего фона. Здесь он является системой отсчета, которая дает оценку другим качествам воспринимаемого объекта. Избирательному восприятию сопутствует качество центрации - это субъективное расширение фокуса внимания и при этом сокращение периферийной зоны. При уровне значимости объекта человек чаще всего выделяет основной объект и объект большего размера.

    Замечание 1

    Целостностью восприятия называют отражение предметов в совокупном качестве элементов, даже при отсутствии подобных качеств в отдельных ее частях.

    Константность. Показывает отражение основных качеств объектов независимо от измененных условий восприятия. Например, восприятия формы предмета при различной освещенности и или в зависимости от расстояния до объекта. Данный показатель отражает наблюдаемый объект независимо от точки наблюдения.

  • Структурность. Показывает целостность и устойчивость некоторых компонентов перцептивных образов. Данная закономерность означает, что восприятие не является суммой ощущений. Например, при звучании мелодии человек слышит различные звуки музыкальных инструментов, а не общие показатели.
  • Категориальность. Восприятие связано с осмысленностью и обобщенностью. Объекты воспринимаются не как данность, а соответствуют некоторым классам объектов. Здесь выявляется взаимосвязь восприятия и мышления, а в случае обобщенности, проявляется взаимосвязь мышления и памяти.

    Самым простым способом осмысливания является узнавание . Так проявляется взаимосвязь восприятия с памятью. Процесс узнавания означает восприятие данного предмета и сравнение его с предыдущим опытом.

    Узнавание бывает обобщенного плана, когда объект принадлежит к общим категориям и дифференцированного плана, когда объект соотносится с единичным предметом. Для подобного узнавания важно присутствие специфических признаков, его уникальных характеристик.

    В процессе узнавания человек не может выделить все признаки предмета, он использует их характерные свойства. Для материальных предметов имеют значение контуры, либо характерные сочетания линий. Узнавание осложняется при малом количестве характерных признаков объекта.

    Апперцепция. Восприятие связано с зависимостью человека от его предыдущего опыта, от присутствия у него знаний, увлечений и пристрастий. Так проявляется постоянная апперцепция. При временной апперцепции восприятие человека зависит от его эмоциональных состояний.

Рекомендуем почитать

Наверх