Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Специальная оценка условий труда (соут) Кто должен проходить аттестацию рабочих мест.

Реализация 18.02.2023
Реализация

Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.

С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н , то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ .

Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.

Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, которые не являются ИП.

Абсолютно все работодатели обязаны провести спецоценку до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8 , ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если до 01.01.2014 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном .

Аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна?

В общем случае спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. Такой срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Таким образом, срок действия аттестации (спецоценки) рабочих мест по общему правилу составляет 5 лет.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.

Аттестация рабочих мест на предприятии является обязательным мероприятием, которое должно проводиться не реже, чем раз в 5 лет. Отказ от проведения аттестации влечет за собой широкий спектр санкций, начиная от выдачи предписаний, заканчивая остановкой производственных процессов и привлечением руководителя организации и других должностных лиц к ответственности в соответствии с административным кодексом РФ. При повторном нарушении требований Трудового кодекса обозначенные лица могут быть наказаны штрафом в размере до 10 минимальных заработных плат.

предполагает комплексный анализ трудовых условий, включающий инструментальную ( и ) и экспертную оценку (тяжесть и напряженность работы), по результатам которой определяется профессиональный риск работников на каждом конкретном месте. Общий порядок организации и проведения аттестации рабочих мест изложен в приказе Министерства Здравоохранения и Социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации».

Перед непосредственным проведением аттестации формируется список рабочих мест подлежащих аттестации. Определяется перечень опасных и вредных производственных факторов на этих рабочих местах. Затем проводится аттестация рабочих мест .

В ходе аттестации в обязательном порядке оцениваются вредные и опасные факторы, определяется напряженность и тяжесть труда, оценивается инструмент и оборудование на соответствие нормам безопасности, оценивается обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

По итогам аттестации предприятие получает пакет документов. В который входит, в том числе, оценка степени трамвоопасности каждого конкретного рабочего места.

Документы показывают реальное состояние условий труда на рабочих местах, устанавливают нормы компенсаций за работу во вредных условиях данного предприятия, а так же позволяют скорректировать нормативные документы предприятия, относящиеся к технике безопасности. Порядок исполнения аттестации по условиям труда включает

  • безопасность применяемого в рамках трудового процесса оборудования, инструментария и материалов;
  • обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • степень информированности работников о мероприятиях и средствах обеспечения охраны труда.

Вопросы:

1. Какие преимущества получает организация, прошедшая аттестацию рабочих мест по условиям труда?

Ответ:

С 1 января 2012 года работодатель обязан сообщать в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных (предварительных и периодических) медосмотрах.

Такое дополнение сделано в подпункте 18 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно пункту 3 статьи 22 указанного Закона порядок представления данных сведений включен в правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Уточнен пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, которым регулируется порядок расчета страховых взносов на травматизм. Взносы уплачиваются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.

С 1 января 2012 г. размер скидки или надбавки определяется по итогам работы страхователя за три года. В этой связи, при расчете должны учитываться в том числе результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотров. Напомним, что ранее размер скидки или надбавки на текущий год рассчитывался на основании данных работодателя за предшествующий год (п. 2 Порядка, утвержденного Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 марта 2002 года № 32). Это, по мнению законодателей, не позволяло в полной мере оценить эффективность работы страхователя в вопросах охраны труда.

Кроме того, в соответствии с дополнением, внесенным в абзац 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, работодатель не вправе получить скидку к страховому тарифу, если в организации были случаи со смертельным исходом.

Детализация предоставления страхователям скидок и надбавок содержится в Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 года № 39н.

2. Что должен делать работодатель, если в процессе аттестации рабочих мест по условиям труда выявляются неблагоприятные условия труда?

Ответ:

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Согласно пункту 2 Порядка аттестация рабочих мест проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:

  • в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • для применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма;
  • для подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
  • для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  • для установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • для приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.

Соответственно, если работодателем проведена аттестация рабочих мест , по итогам которой не выявлено наличие вредных и опасных производственных факторов, работодатель вправе не предоставлять работнику сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда.

В соответствии с седьмым абзацем пункта 44 Порядка по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда составляется план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

3. Какие нарушения чаще всего допускают работодатели в процессе оценки вредных и опасных факторов на предприятии и какие негативные факторы лидируют по результатам проведенных аттестаций?

Ответ:

Базовым принципом государственной политики Российской Федерации в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно части 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда перечислены в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работодатель обязан обеспечить в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка установлены требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В соответствии с пунктом 13 Порядка оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

  • оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • оценку травмоопасности рабочих мест;
  • оценку обеспеченности работников СИЗ;
  • комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Согласно пункту 4 Порядка аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места работодателя.

Кроме того, аттестация рабочих мест по условиям труда осуществляется организациями, прошедшими аккредитацию, правила проведения которой утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 года № 205н (далее - Приказ).

В соответствии с пунктом 3 указанного Приказа с 1 декабря 2010 года оказание услуг в области охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

В случае, если аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Условия труда классифицируются согласно критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Под вредным производственным фактором понимается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (части 2, 3, 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1-я степень 3-го класса - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);

3-я степень 3-го класса - условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-я степень 3-го класса - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.

Вредный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Вредными факторами могут быть:

1. Физические факторы:

  • температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
  • неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное);
  • электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;
  • электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы;
  • электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);
  • . ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук;
  • вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
  • освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);
  • электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы.

2. Химические факторы:

  • химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа.

3. Биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

4. Факторы трудового процесса:

  • тяжесть труда;
  • напряженность труда.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

Не так давно кадровые специалисты сомневались в том, обязательна или нет аттестация рабочих мест. Существовали исключительные отдельные категории, а вот любое другое место должно было пройти такую процедуру. В 2013 году ввели новый законодательный акт, которым обязательность процедуры отменена. В настоящее время необходимо делать специальную оценку условий труда - СОУТ. Она регламентирована ФЗ, изданным в конце декабря 2013 года под номером 426. СОУТ становится обязанностью любого законопослушного работодателя.

Особенности вопроса

Согласно действующему законодательству, СОУТ несколько отличается от прежней процедуры аттестации рабочих мест по условиям работы. Также изменен ряд нормативов, включая наказание на несоблюдение действующих правил. Если предприятие отказывается проводить СОУТ, придется заплатить административный штраф - расценки стали выше в сравнении с прежними правилами. Если на производстве случится несчастный случай, виновнику придется отвечать по всей строгости уголовного законодательства. Об этом дополнительно уточнено в 421-м федеральном законе.

Раньше кадровая служба почти никогда не сомневалась, обязательна или нет аттестация рабочих мест: законом оговаривался факт проведения такого мероприятия, а ответственность за него возлагалась на работодателя. Обязательства закреплялись сборником трудовых законов, а именно 212-й статьей. С 2014 года предприятия должны организовывать СОУТ. Поправки, посвященные этому вопросу, были вписаны в ТК. В настоящий момент в этом законодательном сборнике вообще не найти словосочетания «аттестация рабочего места».

В 426-м ФЗ можно найти определение СОУТ и правила, которым подчиняется процедура проведения мероприятия. Согласно действующим нормативам, оценка - комплексная процедура, состоящая из последовательных мер, позволяющих идентифицировать опасные, вредоносные факторы на производстве. Специалисты должны оценить, насколько велик уровень их влияния на трудоустроенного. Итоги оценки позволяют отнести конкретное место к классу, подклассу.

Ответственность и роли

Закон, рассказывающий о том, обязательна или нет аттестация рабочих мест, также декларирует, кто отвечает за организацию исследовательских процедур в рамках СОУТ. Специальная оценка - сфера ответственности работодателя. Подробно это объясняется в обновленном издании 212-й статьи кодекса законов, регламентирующих рабочие отношения. Кроме того, обязательства по проведению СОУТ оговариваются в первой части восьмой статьи ФЗ 426. Любое предприятие, даже индивидуальный предприниматель, обязано проводить СОУТ, если принимает на работу персонал.

О том, обязательна или нет аттестация рабочих мест, говорит законодательство, обращающее внимание на то, как много человек работает в фирме. Так, если предприниматель не нанимает никого со стороны, он не получает статус работодателя. Как следствие, на него не возлагаются обязательства по проведению специальной оценки. Едва будет принято решение о найме персонала, даже если это будет всего лишь один человек, придется обратиться к законам, чтобы разобраться в правилах проведения СОУТ, и осуществить это мероприятие относительно нового рабочего места. Не нужно организовывать оценку, если человека нанимает на работу физлицо, вовсе не имеющее предпринимательского статуса. Такие правила оговорены 426-м федеральным законом, а именно третьей статьей.

Где и как работаем?

Сегодня не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, ее место заняла оценка, причем правила организации такого мероприятия во многом определяются тем, какое рабочее место нужно исследовать. Для некоторых специфических мест законом оговорены специализированные правила. Перечень (включавший описание процедуры оценки) рабочих мест, оцениваемых по старым правилам, несколько отличается от действующего сегодня. Ранее аттестовать нужно было только места, на которых работником применялся ручной инструмент, агрегаты и аппараты, машины и установки, транспорт. Словом, любой потенциально опасный предмет уже становился поводом для организации аттестации. Для СОУТ таких ограничений нет. Эту процедуру нужно проводить всегда, вне зависимости от наличия источника потенциальной опасности на рабочем месте.

Ранее кадровики, разбираясь, обязательно ли проводить аттестацию рабочих мест, практически не обращали внимание на то, где таковое находится: на территории предприятия либо человек работает удаленно, из дома. Ранее были общие основания для дистанционных и трудящихся в пределах фирмы людей, но текущее законодательство не требует проводить оценку рабочих условий для людей, которые трудятся дома, т. е. работают удаленно.

А мы в офисе!

Ранее кадровики беспокоились насчет того, обязательна ли аттестация рабочих мест, если таковые организованы в офисном пространстве. Министерство труда даже издавало специальные пояснения - впрочем, после их публикации у многих по-прежнему были неясности. В настоящий момент поводов для разночтений нет в принципе. Текущее законодательство не содержит каких-либо исключений, как следствие, специализированная оценка необходима всегда и везде, даже если речь идет об офисном пространстве.

Часто ли?

Действующим законодательством уточняется, обязательна ли аттестация рабочих мест (нет), нужна ли специальная оценка (да), а также регламентируется частота проведения таких исследований. В общем случае мероприятие нужно организовывать раз в пятилетку или чаще. Если ранее место уже прошло процедуру аттестации, допускается провести специальную оценку спустя пять лет после момента аттестации. Есть некоторые специализированные случаи, требующие проведения внеплановой оценки. Наиболее характерная ситуация - введение нового рабочего места. Также придется организовать оценку, если меняется технологический процесс, в работе начинают использовать отличающиеся составы либо практикуются иные нововведения, потенциально корректирующие силу производственного фактора, риски, преследующие работников.

Прежде проводимая аттестация рабочих мест по вредным условиям труда и современная процедура СОУТ имеют ряд общего. В частности, если на производстве случился несчастный случай, необходимо в обязательном порядке организовать оценку. Она требуется, если у работника обнаружилось профессиональное заболевание. Прежде чем начинать СОУТ, необходимо подтвердить тот факт, что болезнь или несчастный случай обусловлены вредными трудовыми условиями. Иногда внеплановую проверку организуют, если предприятие получает тематическое предписание со стороны государственной инстанции, отвечающей за условия труда. Возможно дополненное объяснениями, почему необходима оценка, предложение профсоюза. Если таковое поступает от первичной организации, предприятие не имеет права отказаться от оценки.

С чего все начинается

В 2017 году обязательная аттестация рабочих мест уже была отменена, а на смену ей пришла СОУТ. Как и в 2017-м, в текущем году ответственность за организацию и проведение мероприятия полностью возлагается на работодателя. Чтобы начать процедуру специальной оценки, в первую очередь придется издать приказ о сборе ответственной за процедуру комиссии. Также выбирают стороннее юридическое лицо, имеющее право проведения оценки и лицензию, подтверждающую таковое. С фирмой заключают договоренность, регламентирующую взаимную работу. Как правило, составляют договор гражданского-правового характера как самый простой и удобный для указанной цели.

Комиссия обязательно должна включать представителя работодателя, лицо от профсоюзной организации, если таковая есть в компании, и стороннего либо нанятого на предприятие работника, отвечающего за охрану труда. В случае когда оценка требуется малому предприятию, комиссия обязательно включает руководителя, индивидуального предпринимателя. Глава комиссии - или представитель предприятия, или тот самый человек, который дает персоналу рабочие места.

С кем сотрудничать?

ТК, который ранее объяснял, когда и в каких случаях требуется обязательное проведение аттестации рабочих мест, в настоящий момент декларирует правила организации оценки рабочего пространства. Согласно нормативным актам, для этого необходимо привлекать стороннее юридическое лицо. Именно на него возлагаются обязательства по непосредственно оценке рабочего места. Предприятие должно специализироваться на СОУТ. Этот факт декларируют уставные документы. Кроме того, оно должно располагать не менее чем пятью экспертами в сфере СОУТ, получившими сертификат установленной формы, подтверждающий их право на проведение оценочных работ. Согласно законодательству, один из этих пяти должен специализироваться на общих гигиенических вопросах или обладать специализацией гигиениста в сфере труда или доктора в области лабораторных исследований, посвященных санитарии и гигиене на обследуемом объекте.

Чтобы организовать полноценную и удовлетворяющую нормативным актам СОУТ, пришедшую на смену аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательно следует иметь возможность прибегнуть к лабораторным услугам. Для этого у предприятия должна быть собственная лаборатория для испытаний. Таковую сперва аккредитуют, дабы подтвердить тот факт, что она применима для оценки опасности, вредоносности производственные факторов, рабочего процесса.

Все официально

Ранее узнать о том, кто проводит аттестацию рабочих мест, можно было из специальных перечней. В настоящее время для предпринимателей более актуальна информация о списке компаний, имеющих право проведения специальной оценки. Для их учета также ведутся специализированные перечни. Любое предприятие, получившее лицензию, набравшее соответствующий штат и располагающее лабораторией, может начать свою деятельность лишь после включения в реестр.

Ранее, выбирая, кто проводит аттестацию рабочих мест, необходимо было найти стороннее лицо, не связанное с исследуемым предприятием. В настоящее время эти нормативы не изменились. Специальную оценку должна проводить независимая компания. Несоблюдение указанных условий сделает процедуру оценки недействительной, как следствие, при первой же проверке инспекцией работодатель получит штраф.

Шаг за шагом

Во многом суть аттестации рабочих мест и СОУТ, пришедшей ей на смену, совпадает. В рамках оценочных работ ответственные за изучение предприятия специалисты должны оценить, есть ли на конкретном рабочем месте вредоносные опасные факторы, влияющие на персонал. Если не удается обнаружить подобных явлений, этот факт фиксируется в декларации, которую затем направляют в трудовую инспекцию.

Если инспекция показала наличие опасных вредоносных явлений, необходимо организовать испытательные, измерительные работы. Их итоги позволяют классифицировать все изученные места. Есть четыре класса. Самый комфортный для работы - это оптимальные условия. Несколько менее приятны допустимые рабочие условия. Есть вероятность вредного места, а наихудший вариант классифицируется как опасный. Вредные рабочие условия принято подразделять на четыре подкласса: с первого по четвертый.

Особенности процедуры

Если ранее предприниматели не всегда понимали, какой должна быть организация аттестации рабочих мест по условиям труда, сегодня действующие нормативы закона не оставляют возможностей для разночтений. Согласно декларированной нормативными актами процедуре, когда комиссия заканчивает специальную оценку, ее участники формируют официальный отчет, в котором фиксируют все полученные в ходе работы полезные сведения. Необходимо перечислить изученные рабочие места, для каждого из них указать, какие вредоносные, опасные факторы удалось обнаружить. Если проводились испытательные, измерительные работы, предоставляют протоколы об их организации. При наличии экспертного заключения его подшивают к делу.

Разобравшись в том, действительно ли обязательно проводить аттестацию рабочих мест или нет, нужно ли организовывать СОУТ (да), работодатель должен ответственно отнестись ко всем шагам процесса проведения оценки. Когда комиссия закончит работать над отчетом, с этим документом нужно ознакомить весь без исключения персонал предприятия. Факт ознакомления фиксируется личной подписью трудоустроенного. Сводная информация по итогам специальной оценки обязательно публикуется на сайте предприятия, если фирма таковым располагает.

Где пригодится?

Документация, полученная по итогам СОУТ, дает достаточно информации для заполнения граф бланка 4-ФСС. Сведения, извлеченные экспертами в ходе специальной оценки, необходимы для работников страхового фонда, дабы оценить величину надбавок, скидок по графам, связанным с возможным травматизмом в ходе производственного процесса.

Полученные в ходе специальной оценки сведения необходимы для определения тарифов для пенсионного фонда. Тариф варьируется в пределах 0-8%, причем конкретные показатели зависят от класса, подкласса рабочего места.

Исходя из итогов специальной оценки предприниматель может определить оптимальную частоту прохождения нанятыми работниками медицинского осмотра. Корректно используя информацию, можно удачно подобрать способы и меры оптимизации рабочего процесса, дабы условия стали лучше.

Особенности вопроса

Как выше было указано, нормативы, описывающие специальную оценку, впервые были изданы в конце декабря 2013 года, поэтому в настоящий момент еще есть предприятия, для которых последняя аттестация рабочих мест произошла менее пятилетия тому назад. Для всех таких фирм последняя аттестация законодательством была приравнена к специальной оценке, поэтому дополнительных мероприятий организовывать не требуется. Как только пройдет пять лет с момента последнего изучения производственных точек, необходимо будет организовать новую оценку, так как результаты прежней автоматически аннулируются.

Если предприятие не проводит такой оценки, можно привлечь предпринимателя, лицо, ответственное за предоставление персоналу рабочих мест, к ответственности. Наказание выбирают, исходя из административного законодательства. Величина штрафа для физического лица варьируется в границах 5-10 тысяч рублей, для предприятия - в пределах 60-80 тысяч. Кроме того, ответственная за проверку инстанция вправе приостановить работу компании. Длительность паузы может достигать 90 дней.

В некоторых случаях проверяющие могут ограничиться вынесением предупреждения. Если это не помогло и спустя некоторое время повторно выявлено такое же нарушение, применяются более строгие санкции. Если штраф уже был вынесен, его увеличивают для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц до 30-40 тысяч, а для компаний - до 100-200 тысяч. Есть вероятность наказания в форме дисквалификации. Мера будет длиться 1-3 года. Предприятие или индивидуальное предпринимательство могут закрыть. Пауза в ведении деятельности достигает 90 дней.

Варианты развития ситуации

Любая фирма, располагающая местами, на которые влияют опасные факторы, встречается с риском несчастного случая. Если таковой случится, при этом предприятие не сможет предоставить результаты проведенной ранее специальной оценки, можно говорить о вине работодателя в произошедшем. Если таковую удается доказать, наказание выбирают исходя из нормативов уголовного законодательства. Руководствуются обычно 143-й статьей, по которой могут оштрафовать на сумму до 400 тысяч включительно. Альтернативный вариант штрафа - заработная плата за 18 месяц или иной формат дохода за этот же срок.

Если вина доказана, провинившемуся могут назначить исправительные работы длительностью до двух лет. Возможны принудительные работы на период не более года или лишение свободы на срок до трех лет. Если несчастный случай повлек за собой смерть пострадавшего, руководителю предприятия могут назначить принудительную отработку в течение от 1 до 4 лет, могут лишить свободы. Если случай стал причиной смерти двух и более человек, максимальный срок увеличивается до пяти лет.

Здравствуйте! В этой статье мы рассмотрим процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое аттестация, каков порядок и этапы ее проведения;
  2. Каковы сроки проведения и срок действия;
  3. Что нового принято в 2019 году;
  4. Где могут пригодиться результаты исследования и какие фирмы занимаются этим.

Аттестация, что это

Это понятие из раздела трудового законодательства. Обозначает выявление соответствия окружающей среды и других факторов на месте работы человека, нормативам охраны труда, на предмет вредных и опасных показателей.

При обнаружении этих факторов, работодатель обязан разработать алгоритм действий по приближению условий труда в соответствии с этими нормами.

Фраза «аттестация рабочих мест» активно использовалась до 2013 г., уже в 2014 г. на смену пришло определение «специальная оценка».

Само понятие и правила ее проведения подкреплены ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 г. Главным в этом действии является комплекс приемов по обнаружению и оценке вредности и опасности показателей производства и степени влияния их на здоровье человека.

Для чего нужнааттестация и нужна ли вообще? Эта процедура проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение в жизни многих работников играет большую роль. Сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Аттестацияпозволяет дать полную оценку каждому рабочему месту с нескольких сторон, ее цели:

  1. Оценить степень и уровень того, как влияют факторы производственной среды на человека.
  2. Выявить тяжесть и напряженность отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника.
  3. Определить уровень травматизма и его безопасность.
  4. Определить обеспеченность каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни работах.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая ложится в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается спецоценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

  • независимо от вида собственности;
  • Коммерческие фирмы;
  • Бюджетные учреждения;
  • , имеющие в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников, а также физлица, которые имеют вольнонаемную силу, но не оформляют их должным образом.

Оплата специалистам, проводящим аттестацию, производится только со счетов предприятий и учреждений, подвергшимся такой проверке, что оговорено в Трудовом Кодексе, ст. 212.

Порядок аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

  1. Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
  2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
  3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Все перечисленные работы регламентированы «Положением о правилах проведения аттестации», принятым Министерством труда и соц. развития РФ и вступившим в действие 01.07.1997. Поправки внесены лишь 01.09.2008.

Весь процесс спецоценки можно представить несколькими этапами:

  1. Подготовка к проведению оценивающих работ.
  2. Основной, который заключается в самой проверке.
  3. Заключительный, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований
  4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.
  5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Начальник учреждения, которое подвергается спецоценке рабочих, назначает своего сотрудника в качестве председателя комиссии. Он, в свою очередь, подбирает себе команду. В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • Инженер по ОТ;
  • Сотрудник кадровой службы;
  • Механик;
  • Электрик или энергетик;
  • Бухгалтер по начислению зарплаты;
  • Мед. работник;
  • Член профсоюзной организации;
  • Технолог.

Количество человек может определяться индивидуально, такое правило не оговорено в нормативных актах по оценке условий.

Такой состав может наблюдаться в малочисленных учреждениях, а в крупных компаниях подобные комиссии должны присутствовать во всех отдельных подразделениях с центральной комиссией во главе.

Каждый список сотрудников по аттестации рабочих мест утверждается приказомпо основной деятельности, с указанием Ф.И.О., должности председателя и членов комиссии, а также сроков проведения проверки.

Все представители проходят обучение. Для этого председатель должен пригласить специалиста региональной организации по ОТ, для проведения методических уроков. Семинар может продолжаться в течение двух дней.

Следующим действием со стороны комиссии является разработка графика мероприятий. На данном этапе происходит определение сроков и этапов проведения аттестации с указанием уполномоченных лиц.

Далее, определяется перечень рабочих мест, которые подвергаются оценке, с указанием вредных и опасных факторов для основных измерений. При составлении реестра работники опираются на и «Общий классификатор профессий», и выявляют виды работ, которые более всего подвержены негативному воздействию факторов.

В основном ссылаются на жалобы работников, например, отсутствие вентиляции воздуха в помещении, вибрацию, сильный шум.

Документальное оформление перечня представляется в виде таблицы и играет важную роль в общей процедуре аттестации, так как он задает объем всей аттестационной работы.

И последним шагом этого этапа является сбор и систематизация полной информации о каждом рабочем месте, его факторах окружающей среды, а также подготовка нормативной базы, регламентирующей спецоценку на показатели опасности травмирования человека и обеспечение его средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам ОТ по ряду направлений:

  • Соответствие гигиеническим нормам;
  • Опасность получения травмы на рабочем месте;
  • Наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;
  • Комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности. Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами. Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.
  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.
  3. Название приборов измерений.
  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.
  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.
  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.
  7. Автограф ответственного лица за измерение.
  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ, комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных, и сопоставления их с нормативами, определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом участке, действующие льготы и компенсации занятых людей, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью оценочного документа выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности, определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до человека условия будущей работы.

Заключительный

Предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.
  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ.
  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем. Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу, с оглаской сроков выполнения. Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Какие работы должны аттестовываться

Обязательную оценку проводят на соответствие нормам безопасности при использовании ручных механизмов, автоматизированных устройств и оборудования, которые могут подвергаться вредным и опасным факторам.

Такие критерии не относятся к специальной оценке условий труда, она не имеет ограничений. То есть она проводиться независимо от вышеперечисленных показателей.

До 2014 года дистанционные работники или надомники подвергались аттестации. И что касаемо офисных работников. На сегодня законом 426 предусмотрена оценка трудового места офисного работника на общих основаниях.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации, проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет. Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

  1. Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.
  2. Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.
  3. По требованию инспекции по труду.
  4. По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2019 году

Радикальные изменения произошли в 2014 году. Согласно закону поменялось название процедуры. Ранее аттестация рабочих мест, ныне используется понятие специальная оценка условий труда.

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Согласно письму Министерства труда Российской Федерации такая аттестация должна считаться недействительной и в настоящее время пройти нужно специальную оценку условий труда на соответствие нормативам гигиены и травмобезопасности.

Однако, не все компании поспешили выполнить требования Федерального закона в срок. Информация о нарушителях в настоящее время обобщена в электронном формате и находится на аналитическом обзоре проверяющих из Прокуратуры РФ и Государственной инспекции по труду, что позволит, в дальнейшем, применить к предпринимателям штрафные санкции, не выходя на «место».

Штрафы сейчас существенные:

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей. Может наступить и более плачевный итог, это лишение свободы или назначение принудительных работ.

В любом случае, аттестация рабочих мест по условиям труда должна быть проведена.

Где используют результаты аттестации

Как уже отмечалось, результаты спецоценки с 2015 года отражаются в отчете фонда социального страхования по форме . Специалисты ФСС принимали решение поднять или сделать скидку процента по налогу на травматизм.

Данная графа, в которой отражается количество рабочих мест, прошедших проверку на вредность и опасность, до настоящего момента названа как аттестация рабочих мест организации, но это только вопрос времени, возможно, ее переименуют в специальную оценку.

Для пенсионного фонда эти результаты также играют немаловажную роль. Имеется таблица классов и подклассов условий, согласно которым на заработную плату вредников начисляются страховые взносы по доп. тарифу. Тариф может варьироваться от 0 до 8%.

Работники, по которым бухгалтера подают в ПФР поименные списки с указанием льготы на каждого сотрудника, могут выйти на пенсию раньше положенного срока.

Например , машинисты котельных (кочегары), электрогазосварщики, и другие профессии согласно аттестации рабочих мест.

Класс аттестации рабочих мест Подкласс Доп. тариф, %
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0

Согласно установленным разрядам, работодатель обязан проводить регулярные медосмотры своих рабочих, улучшать качество их работы, внедряя новые СИЗ, обеспечивать их льготами.

Организации, имеющие лицензию на проведение аттестации рабочих мест

В России в каждом регионе действуют организации, которые специализируются на проведении спецоценки. Они могут провести проверку в полном объеме, а могут сделать только замеры. Кто же проводит аттестацию рабочих мест в России?

Например, в Москве и Московской области таких фирм насчитывается около 94-х.

Среди них можно выделить самые востребованные:

  • АТОН ЭКО-безопасность и охрана труда;
  • СОКРОН;
  • Служба аттестации рабочих мест и охраны труда;
  • ООО «Технометр».

И это еще не весь список. Наиболее оптимальными условиями располагает самая распространенная на рынке подобных услуг фирма ООО «Главпромэкспертиза». Зарекомендовала себя не только в Московской области, но и в других регионах страны. Деятельность осуществляется на протяжении 15 лет. Главным преимуществом является низкая цена аттестации рабочих мест, новейшее измерительное оборудование, квалифицированные специалисты в своей области, имеющие высшее образование.

Компания «Мэрцис» производит весь ряд услуг, по оценке труда. Способны проводить микробиологические испытания. Низкие цены и постоянная система скидок на услуги привлекает организации все больше и больше. Обслуживает город Санкт-Петербург и близлежащие регионы.

ООО «АКЦОТ» эта фирма зарекомендовала себя на рынке услуг по оценке труда в Алтайском крае. Очень востребованная фирма, осуществляет гибкий подход к каждой организации, то есть может подстроиться к любым условиям проведения аттестации, проведет оценку в кратчайшие сроки с минимальной документальной волокитой.

Чтобы выбрать наиболее подходящую компанию, нужно детально изучить полную информацию о фирме, отзывы, удостоверяющие документы.

Рекомендуем почитать

Наверх