Микропредприятие льготы по плановым проверкамг. Малый бизнес освободят от плановых проверок (Егорова Е.)

Инициация  29.10.2019

Традиционно с началом года увязывается вступление в действие новых правовых норм и изменение действующих. Не стал исключением и январь наступающего 2016 года. Мы подготовили обзор самых заметных для бизнеса изменений законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2016 года.

Так, с начала года будет введена практика предварительного уведомления налогового органа и иных заинтересованных лиц об изменении места нахождения юридического лица. О намерении фирмы сменить место нахождения будет производиться соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Причем юрлицо обязано будет уведомить налоговую инспекцию о предстоящем переезде в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места своего нахождения.

Эти требования не будут распространяться на случаи, когда новое место нахождения организации зарегистрировано по месту жительства ее учредителя, либо в результате переезда юридическое лицо будет зарегистрировано в том же муниципальном образовании, что и раньше ( , ).

О том, как подготовиться к налоговой проверке, узнайте из материала
Памятка: встречаем проверяющих из налоговой" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций
и предпринимателей
в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Представить документы на перерегистрацию учредители смогут только по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи ( Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; далее – Закон № 67-ФЗ).

Кроме того, к заявлению об изменении места нахождения юрлица необходимо будет приложить документы, подтверждающие наличие у организации или ее учредителя права пользования объектом недвижимости по новому адресу (). А подавать документы в налоговую инспекцию придется уже по новому месту нахождения юрлица (). Напомним, что согласно действующему законодательству такое заявление подается в инспекцию по предыдущему месту регистрации организации ().

Одновременно налоговые инспекторы получат право проверять сведения, представляемые собственниками юрлиц для внесения в ЕГРЮЛ, или уже включенные в ЕГРЮЛ сведения. Так, если у государственного регистратора появятся обоснованные сомнения в достоверности данных, он будет вправе приостановить регистрацию на время проведения проверки на срок до одного месяца. Основаниями проверки могут также послужить поступившие от заинтересованных лиц возражения относительно предстоящей государственной регистрации, изменения устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. При этом для проверки достоверности включаемых или включенных в государственный реестр данных налоговый орган сможет изучать имеющиеся у него документы и сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем, получать необходимые справки и сведения и т. д. Кроме того, налоговики смогут также осматривать объекты недвижимости. Это общие правила, а непосредственно основания, условия и способы осуществления проверочных действий будут установлены ФНС России ( , Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 809 " ").

Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации применяться не будет, однако подаваемые для регистрации документы и сведения будут также подвергнуты проверке. При этом одним из оснований отказа в госрегистрации юрлица или ИП останется получение регистрирующим органом подтвержденной информации о недостоверности представленных на регистрацию документов и сведений (подп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " " (далее – закон о госрегистрации). Эта норма закона о госрегистрации действует с 2013 года.

Также налоговые инспекции смогут самостоятельно, без обращения в суд, фиксировать в ЕГРЮЛ факты недостоверности сведений о юридическом лице. Соответствующая запись будет внесена, если юрлицо не представит уточненные сведения в течение 30 дней после направления ему налоговой инспекцией уведомления о недостоверности. Кроме того запись о недостоверности сведений о юридическом лице появится в ЕГРЮЛ и в том случае, если представленные заявителем документы не убедят налоговую инспекцию в достоверности сведений ().

С нового года также будут введены дополнительные основания отказа в государственной регистрации для юрлиц, учредители которых имеют отношение к организациям, ранее нарушавшим законодательство. Так, не смогут выполнять роль учредителей граждане, которые владели долей более чем 50% голосов юрлица или являлись руководителями юрлица:

  • исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом, а также при ее списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего (в течение трех лет с момента исключения);
  • по которому в ЕГРЮЛ была занесена запись о недостоверности (в течение трех лет с момента занесения записи);
  • по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации в установленный срок.

Кроме того, в государственной регистрации будет отказано также и в случае несоблюдения порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации ().

Добавим, что срок государственной регистрации вновь создаваемых организаций начиная с 29 декабря 2015 года сократился с пяти до трех рабочих дней ().

Нотариусы получат новые функции, облегчающие госрегистрацию юридических лиц и ИП

С 1 января нотариусы по просьбе заявителя смогут представлять в ФНС России заявления о регистрации юрлиц или ИП. Документооборот при этом будет происходить в электронной форме, однако регистрационные свидетельства могут быть предоставлены заявителю нотариусом как в электронной форме, так и на бумаге. Причем форму представления документов заявитель сможет выбрать самостоятельно. Нотариальный тариф за оказание этой услуги составит 1 тыс. руб. ( , ). Кроме того, нотариусы получат право бесплатно пользоваться сведениями из ЕГРЮЛ и ЕГРИП ().

Экологичные предприятия перестанут платить за вредные выбросы в окружающую среду

С 1 января следующего года юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах IV категории опасности, будут освобождены от платы за вредное воздействие на окружающую среду (ОС) (абз. 2 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ " "; далее – Закон № 219-ФЗ). Напомним, к объектам IV категории опасности относятся те объекты, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду (абз. 5 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ " "; далее – закон об охране ОС).

По действующим правилам все субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на ОС, должны вносить за это определенную плату (ст. 16 закона об охране ОС). Платить нужно за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы таких веществ в составе сточных вод в водные объекты и размещение отходов производства и потребления.

Также с нового года начнут действовать положения закона об ОС, определяющие порядок исчисления и внесения платы за негативно воздействие на окружающую среду. Сегодня правила расчета и внесения платы регламентированы нормативными актами различных ведомств (в частности, актами правительства, Ростехнадзора и Росприроднадзора). Внесенные изменения должны обеспечить единообразие в применении норм об охране окружающей среды.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Банк России привяжет значение ставки рефинансирования к ключевой ставке

Начиная с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования будет приравнено к значению ключевой ставки. При этом самостоятельное значение ставки рефинансирования устанавливаться не будет (указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У " ").

В качестве частных партнеров в ГЧП смогут выступать исключительно российские юридические лица (). Сами же соглашения о партнерстве по общему правилу будут заключаться только по итогам конкурса. Однако в ряде случаев конкурентные процедуры применяться не будут. Например, заключить соглашение о ГЧП без конкурса будет возможно в случае, если другие предприниматели не подали заявки на участие в торгах в течение 45 дней с момента размещения информации об их проведении (). Такая информация должна быть опубликована на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

На частном партнере будет лежать полное или частичное финансирование и строительство создаваемого объекта, а также обеспечение его эксплуатации и технического обслуживания. Государство, в свою очередь, обязуется субсидировать строительство, если частный инвестор оплачивает его не полностью ( , ). Кроме того важным положением нового закона является предоставление гарантий для частного партнера от возможных денежных потерь в связи с изменением налогового режима. Так, в случае принятия нормативных актов, ухудшающих положение бизнесмена по сравнению с действовавшим на момент заключения соглашения, государство обязуется компенсировать недополученные им доходы (). Формой ГЧП для таких объектов является концессионное соглашение.

Будет введен временный мораторий на проведение плановых неналоговых проверок малого бизнеса

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться плановые проверки органами государственного и муниципального контроля (надзора) в отношении юрлиц и ИП, отнесенных к малым предприятиям (абз. 1 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ " "; далее – закон о проверках). Напомним, для этого годовая выручка предпринимателя не должна превышать 800 млн руб., а численность работников – 100 человек включительно (ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ).

В то же время законом о проверках предусмотрены исключения. Так, "надзорные каникулы" по решению контролирующего органа не будут распространяться на те фирмы и ИП, которые в течение трех последних лет были подвергнуты административному наказанию за совершение грубого нарушения, дисквалифицированы, лишены лицензии или деятельность которых была приостановлена (). Кроме этого, мораторий не коснется деятельности юрлиц и ИП, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью. К ним относятся организации и предприниматели, работающие в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и в соцсфере. Перечень таких лиц утвержден .

Также запрет проведения плановых проверок не распространяется на некоторые виды госконтроля (надзора). Речь идет, в частности, о налоговом контроле, надзоре в области промышленной и радиационной безопасности, в сфере использования атомной энергии, внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, лицензионном контроле в отношении управляющих организаций многоквартирных домов и др. ().

Президент подписал закон о трехлетнем моратории проведения проверок малого бизнеса с 1 января 2016г. Относится ли этот запрет к проверкам Росприроднадзора (экология) индивидуального предпринимателя, зарегистрированного 05.02.2015г.? Спасибо.

Относится, если ИП соответствует критериям субъекта малого предпринимательства, и если за предыдущий год деятельности у него не находили нарушний. Критерии приведены в справочнике в обосновании.

Обоснование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.11.2015 № 1268

«I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подачи заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план), перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства* в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" , порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана».

Из справочника

Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства Основание
Коммерческие организации и потребительские кооперативы

Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав:

  • активов акционерных инвестиционных фондов;
  • имущества закрытых паевых инвестиционных фондов;
  • общего имущества инвестиционных товариществ.

Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 процентов каждая

п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации , потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

Предельные значения выручки установлены в размере:

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;*
  • 2000 млн руб. – для средних предприятий

Какие компании скоро отдохнут от проверок

С 2016 года к малым компаниям не будут приходить плановые административные проверки. Эти каникулы продлятся три календарных года - до 2018 года включительно. От каких проверок удастся отдохнуть и о мерах борьбы с незаконными действиями ревизоров нам рассказал Владислав Леонтьевич Корочкин, первый вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

ГЛАВБУХ: Владислав Леонтьевич, в чем цель надзорных каникул?

ВЛАДИСЛАВ КОРОЧКИН: Освободить малый бизнес от непродуктивных затрат времени на общение с проверяющими. Чтобы коммерческая организация смогла сосредоточиться на главном - получении прибыли. В малой компании иногда работают всего пара-тройка человек. И когда начинается проверка, все они вместо того, чтобы участвовать в производстве, вынуждены переключить внимание на ревизоров.

Но полностью избежать плановых проверок все равно не удастся. Налоговые ревизии остаются в силе.

Да, но плановые и внеплановые налоговые проверки в последнее время практически не касаются малого бизнеса на упрощенке и вмененке. Я считаю это совместной победой «ОПОРЫ РОССИИ» и ФНС.

Коротко о важном

Какие компании освободили от неналоговых проверок с 2016 по 2018 год?

Малые предприятия, у которых за последние три года не находили нарушений.*

Как привлечь проверяющих к ответственности за незаконные действия?

Можно обратиться в прокуратуру. Но на практике эта ответственность символическая.

Можно ли не пускать ревизоров, если в реестре прокуратуры нет данных о проверке?

Да, но только если у проверяющих нет постановления о внеплановой ревизии.

От каких административных проверок отдохнет малый бизнес?

Мораторий коснется проверок из Роструда, СЭС, практически всех лицензирующих организаций, пожарного надзора и так далее. Важно, чтобы в течение прошлых трех лет эти ведомства не уличили компанию в грубых нарушениях. Иначе мораторий не будет действовать.

Мораторий не касается внеплановых проверок. Нажаловался сотрудник или клиент - пришла внеплановая ревизия. Получается, принципиально для бизнеса ничего не поменялось?

Предмет внеплановой проверки обычно более узкий, чем плановой. Полномочий у ревизоров гораздо меньше. К примеру, по жалобе работника о зарплате в конвертах инспекция по труду проверит только наличие «серых» доходов. А на плановой проверяющие вправе изучить любые документы, связанные с исполнением трудового законодательства.*

Допустим, в организацию пришла административная проверка, о которой не сказано в реестре прокуратуры. Как действовать - пускать проверяющих к себе на территорию или нет?

Еще по этой теме

Основные изменения в правилах проведения неналоговых проверок в 2016 году *

Не пускать. Конечно, если у проверяющих нет должным образом оформленного постановления о проведении внеплановой ревизии. Негативных последствий опасаться не надо. Скорее их должна бояться незаконно действующая надзорная организация. Прокуратура выявляет довольно много таких случаев и выдает предписания.

Допустим, на территорию компании пустили незаконную проверку. Можно ли конкретных проверяющих привлечь к ответственности за незаконные действия?

Можно сообщить в прокуратуру. Там обязаны принять меры по восстановлению законности, а также привлечению к ответственности проверяющих. К сожалению, на практике ответственность контролеров скорее символическая. И лишь в единичных случаях удается взыскать с них ущерб, нанесенный предприятию. Поэтому вопрос об установлении более серьезной ответственности должностных лиц и госорганов остро стоит в повестке дня.

Что в этом направлении делает «ОПОРА РОССИИ»?

Наши эксперты участвуют в проверках, например пожарных. И следят за соблюдением регламента. В случае нарушений мы защищаем права бизнеса.

Как заявил председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, Госдума приняла закон об освобождении малого бизнеса от проверок. Как говорится в сообщении Государственной думы, он принят 1 июля, а вступит в действие с 1 января 2016 года.

«Закон был разработан и принят во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации послания президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. Владимир Путин призвал отказаться от «принципа тотального, бесконечного контроля», – пояснил Анатолий Аксаков. Для решения этих целей и был проработан и принят закон.

Согласно документу, устанавливается запрет на осуществление в течение трех лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни, здоровью граждан, окружающей среде, - сообщил Анатолий Аксаков.

Запрет на проведение плановых проверок устанавливается в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом орган госконтроля может принять решение о включении в план проверки субъекты МСП, если в их отношении имеется информация о вынесенном ранее и вступившем в законную силу постановлении о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности.

Также субъектов малого предпринимательства будут включать в план проверки, если в их отношении принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее трех лет.

Важным дополнением закона стали поправки, касающиеся ввода и применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля. Применение системы оценки рисков предполагает установление зависимости интенсивности контрольных мероприятий от потенциальных негативных последствий деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также от возможного несоблюдения им обязательных требований. Положения по риск-ориентированному подходу начнут применяться с 1 января 2018 года, однако, правительство получит возможность по отдельным видам контроля применить этот подход и ранее для того, чтобы к 2018 году эта система полностью была адаптирована и готова к повсеместному применению.

Впрочем, есть и сферы, в которых «надзорные каникулы» применяться не будут - это надзор сфере промышленной, пожарной и экологической безопасности по объектам первого и второго класса опасности, в сфере радиационной безопасности и государственной тайны.

«Закон позволит решить проблему избыточного контроля и надзора, которая по-прежнему остается болезненной для российского бизнеса. Принятый закон позволит сократить количество плановых проверок субъектов малого предпринимательства и будет способствовать дальнейшему формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России», - резюмировал Анатолий Аксаков.

Ключевым элементом новой системы государственного контроля должен стать риск-ориентированный подход, констатирует руководитель независимого экспертного центра "Общественная дума" Роман Терехин. Проверки будут проводится в зависимости от того, какие угрозы и риски присутствуют в деятельности субъектов малого предпринимательства, какой вред они смогут причинить и какова вероятность наступления такого вреда. Так, чем больше риски – тем чаще будут проводиться проверки и иные мероприятия по контролю. Таким образом контрольная деятельность должна переориентироваться на объекты повышенного риска. У тех, чей уровень риска низок (своевременно исполняются предписания, нет административных взысканий), плановые проверки должны свестись к минимуму.

Однако, указывает эксперт, вопрос в том, кто будет определять критерии рисков. Если этот вопрос будет отнесен к компетенции контрольных органов, то возможно этот критерий будет использоваться в собственных интересах, что привлечет к значительному ущемлению прав субъектов малого предпринимательства. Для тех компаний, которые обладают объектами низкого риска, а также добросовестных предпринимателей (именно их затронут позитивные последствия в виде снижения числа проверок), положение в части проведения проверок существенно улучшится, вплоть до полной отмены их проведения.

Таким образом, заключает Роман Терехин, такая модель контроля является актуальной, принесет существенное облегчение контрольной нагрузки для малого предпринимательства Главная проблема будет стоять в вопросе практической реализации новой системы будет ли она понятна, стабильна, унифицирована. И еще волнует вопрос, как добросовестные предприниматели с низким уровнем производственных рисков все-таки будут контролироваться? Вероятно, не хватает введения какого-либо самоконтроля или общественного контроля. Для ведения самоконтроля будет достаточно заполнения определённой единой формы, либо проведения аудита безопасности, для собственной уверенности.

Безусловно, отмечает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко, снижение административного давления благоприятно влияет на развитие бизнеса. Однако полное отсутствие контроля может привести к безответственности и массовым нарушениям, что может быть опасно для здоровья и жизни людей. Так, например, подобные моратории уже некоторое время действуют в Казахстане и на Украине. И везде с введением моратория выросло количество жалоб от потребителей на заметно упавшее качество товаров и обслуживания. Во избежание этого мораторий вводится только на плановые проверки, а внеплановые по обращениям пострадавших или иных лиц будут проводиться в прежнем режиме.

Временная отмена плановых проверок в тех отраслях, где риски относительно невысоки, весьма благоприятна, но этого, конечно, недостаточно. Кроме проверок малым предприятиям приходится платить довольно существенные налоги и страховые взносы, выдерживать конкуренцию с крупным бизнесом - здесь также необходима некоторая поддержка.

Малый бизнес освободят от плановых проверок (Егорова Е.)

Дата размещения статьи: 26.10.2015

С 2016 г. для малого бизнеса начнет действовать трехлетний мораторий на плановые проверки. Освобождение не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, налогового, таможенного, банковского законодательства, а также страхового надзора.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 246-ФЗ с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не будет проводиться ряд плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Соответствующие изменения предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Кто освобождается от проверок

Плановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки. От плановых проверок освободят субъекты малого предпринимательства, к которым относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, предусмотренные положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 увеличены вдвое предельные значения выручки от реализации для отнесения экономических субъектов к категории малого и среднего предпринимательства. Таким образом, с 25 июля 2015 г. (дата вступления в силу Постановления N 702) порог выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для микропредприятий составляет 120 млн руб., для малых предприятий - 800 млн руб., для средних предприятий - 2 млрд руб.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется, если будут превышены пороговые значения выручки от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий год в течение трех календарных лет. Ранее срок для исчисления выручки с целью определить категорию предпринимательства составлял два года. Продлили этот срок до трех лет поправки, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
Мораторий на плановые проверки не будет распространяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении этих лиц плановые проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.
Мораторий будет действовать на действующие и на вновь созданные фирмы и впервые зарегистрированных предпринимателей. При этом первая плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня создания фирмы (регистрации ИП).
Вместе с тем если у субъекта малого предпринимательства будет в истории привлечение к административной ответственности за совершение грубого нарушения или административное приостановление деятельности, аннулирование лицензии, то контролирующие органы могут включить его в ежегодный план проверок. При этом есть условие - с даты окончания проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении к ответственности, прошло менее трех лет.

На какие проверки действует мораторий

Освобождение от плановых проверок не действует в отношении налогового контроля, а также ревизий ПФР и ФСС РФ.
Кроме того, мораторий не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, таможенного, банковского законодательства, страхового надзора. Помимо этого плановые проверки будут проводиться в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, а также за деятельностью организаторов распространения информации в сети Интернет (п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, в 2016 - 2018 гг. будет осуществляться Росфиннадзором в обычном порядке, в том числе посредством проведения плановых проверок (Информационное сообщение Минфина России от 15.07.2015 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"). Кроме того, Закон N 294-ФЗ не приостанавливает проверки, которые проводятся Росприроднадзором, а также в порядке промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении производственных объектов I и II классов опасности.
Отметим, что мораторий будет действовать в отношении плановых проверок в сфере рекламы. Субъект малого бизнеса, включенный в план проведения проверок в сфере рекламы, должен быть исключен из него по своему соответствующему заявлению. Если плановая проверка в сфере рекламы начата в отношении фирмы или ИП, такая проверка подлежит прекращению при подтверждении проверяемым лицом статуса субъекта малого предпринимательства (Письмо ФАС России от 12.08.2015 N АК/41908/15).

Когда ждать плановую проверку

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуального предпринимателя органы государственного или муниципального контроля должны уведомить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) государственного или муниципального органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением или другим доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Отметим, что Генеральная прокуратура РФ ведет Единый реестр проверок, доступный для просмотра в сети Интернет (http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/). В данном разделе сайта Генпрокуратуры размещен сервис поиска по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.
Кроме того, с планами проверок можно ознакомиться на сайтах Роспотребнадзора, а также Федеральной службы по труду и занятости.

Риск-ориентированный подход при государственном надзоре

Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ определено применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля. Такой подход представляет собой метод осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проверочных мероприятий определяется отнесением деятельности юрлица, ИП, используемых ими объектов к категории риска либо классу опасности. При этом у юрлиц или ИП будет обеспечена возможность подать заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.
Законом N 246-ФЗ предусмотрено, что критерии для такого отнесения к категории риска определяются Правительством РФ, если они не установлены федеральным законом.
Соответствующие постановления Правительства РФ об определении критериев для применения риск-ориентированного подхода пока не разработаны. В частности, Распоряжением Правительства России от 05.06.2015 N 1028-р утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на период 2015 - 2020 годы. Этим Распоряжением предусмотрено, что внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда потребует разработки классификации рисков причинения вреда и выработки новых методов проведения проверочных мероприятий.
Внедрение риск-ориентированных подходов будет означать переход к системе планирования контрольно-надзорной деятельности, основанной на анализе структуры нарушений законодательства по ряду различных факторов.
Новые положения в части применения риск-ориентированного подхода вступят в силу с 1 января 2018 г. (с оговоркой, что может быть и до этой даты). Предполагается, что применение риск-ориентированного подхода позволит оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы государственного контроля.

Согласно статьи 26.6 ФЗ № 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Данное правило не действует при наличии информации о том, что в отношении указанных лиц:

  • ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП,
  • или административного наказания в виде дисквалификации,
  • или административного приостановления деятельности,
  • либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
  • и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.
В таких случаях орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц.

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ, приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

Юридическое лицо вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489» заявление и прилагаемые к нему документы направляются в утвердивший ежегодный план орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Заявление подписывается руководителем юридического лица (далее - заявитель) или иным лицом, имеющим право действовать от имени заявителя.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть направлены на бумажном носителе либо в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Заявитель подтверждает свое соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и прилагает к заявлению следующие документы:

  • выписка из реестра акционеров общества (для акционерных обществ);
  • заверенная заявителем копия отчета о финансовых результатах за один календарный год из 3 предшествующих календарных лет (для юридических лиц, осуществляющих деятельность менее одного календарного года, - за период, прошедший со дня их государственной регистрации).
  • заверенная заявителем копия сведений о среднесписочной численности работников, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ за календарный год или период, сведения за который подавались в соответствии с требованиями законодательства. Юридические лица, не привлекавшие в указанный период наемных работников, представляют соответствующие сведения в заявлении.
  • к заявлению, подписанному лицом, действующим от имени заявителя, прилагается документ, подтверждающий полномочия подписавшего заявление лица на подачу такого заявления.
Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, указанные в п. 3 Правил, в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения заявления и прилагаемых к нему документов, принимают одно из следующих решений:
  • об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана;
  • об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана с указанием причин отказа в соответствии со ст. 26.1 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов в связи с отсутствием проверки в ежегодном плане или в связи с отсутствием в заявлении сведений, которые должны быть в нем указаны в соответствии с прилагаемой к настоящим Правилам формой, а также прилагаемых документов.
При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, содержание положений статьи 26.1. ФЗ N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, в отношении которых проводится плановая проверка, к субъектам малого предпринимательства, проведение плановой проверки прекращается , о чем составляется соответствующий акт.

Положения статьи 26.6 ФЗ N 294-ФЗ применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением:

  • федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  • федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  • государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1. ФЗ N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона

Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

ст. 20, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Рекомендуем почитать

Наверх