Развитие навыков невербального общения. Комплекс игр для невербального общения

Эффективность 18.06.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

ПОДГОТОВИЛИ:

Ефремова Т.В.,

воспитатель,

Кочешкова О.С.,

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Арзамас, 2014 г.

Общее представление об упражнениях с элементами тренинга общения

Упражнения с элементами тренинга общения ориентированы на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Цели упражнений с элементами тренинга общения:

Участники групп общения должны научиться:

  • правильно общаться друг с другом;
  • давать и получать обратную связь;
  • развивать чувство открытости и доверия;
  • проявлять уважение к индивидуальности других;
  • сохранять конфиденциальные факты и информацию интимного характера.

Положительное влияние упражнений с элементами тренинга общения:

  • развивают коммуникативную, творческую, организаторскую способности, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • помогают познать себя, свои возможности, увидеть себя глазами других, раскрепоститься, снять психологические барьеры;
  • повышают уровень социальной адаптации, снижают уровень агрессии, формируют навык активной самостоятельной деятельности, умение принимать решение в проблемных и нестандартных ситуациях;
  • позволяют человеку увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития;
  • дают возможность получения обратной связи и поддержки о людей, имеющих общие проблемы и переживания;
  • дают возможность участнику почувствовать себя принятым, пользующимся доверием, окруженным заботой, получающим помощь;
  • развивают умение идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;
  • снимают психологический дискомфорт при произношении или получении комплиментов и критики;
  • формируют навыки выхода из сложных и конфликтных ситуаций.

Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя:

  • паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика;
  • экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касание и т.д.;
  • кинетические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, взгляд и т.д.;
  • проксемические средства: расстояния между участниками, пространственные передвижения.

Все эти средства имеют в общении существенную роль, они могут выразить то же, что и речь, превосходить то, что будет сказано, акцентировать сказанное и т.д.

Многое становится доступным, если овладеть этими средствами. Общение – не только природный дар, но и технология: приемы установления контактов, умение видеть, чувствовать, воспринимать. Овладение способами и средствами невербального общения требует серьезного, вдумчивого подхода и систематического обучения.

Упражнение с элементами тренинга «Развитие невербальных форм общения»

Цель: развитие способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

Задачи:

  • определить способности невербального общения в переговорах;
  • развивать навыки невербального общения;
  • построить доверительные отношения средствами невербальной коммуникации;
  • помочь осознать свои позы и собственные жесты;
  • помочь овладеть эффективными невербальными приемами, воздействующими на бессознательном уровне;
  • развивать умение контролировать речь в стрессовых ситуациях.

Упражнение «Искорка»

Цель: создание положительного ээмоционального настроя, доверительной атмосферы.

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Они должны «передать искорку» по часовой стрелке: пожать руку соседу слева и улыбнутся ему.

Упражнение «Подарок»

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Участники стоят в кругу. Каждый должен сделать подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы сосед понял, что ему подарили. Тот, кто получает, должен понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. В конце – обсуждение.

Вопросы: Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

Выбирается пять человек, четверо из них выходят из комнаты. Пятому дается текст: «У отца было три сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе». Он должен без слов показать этот текст четвертому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная с самого последнего человека, ведущий расспрашивает, о чем был текст истории. Можно просить повторить текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

Упражнение «Ящик Пандоры»

Цель: снятие стресса, эмоционального напряжения.

Притча:

Первую женщину на Земле звали Пандора. Её создал на небесах Юпитер, и каждый из богов внес свою лепту в то, чтобы она стала совершенством. Венера подарила ей красоту, Меркурий – умение убеждать, а Аполлон – любовь к музыке.

Во всеоружии, Пандора снизошла на Землю, предстала перед Эпиметеем и стала его женой. Эпиметей очень обрадовался, хотя брат предупреждал его опасаться даров Юпитера.

В доме Эпиметея стоял ящик, в котором хранились некие пагубные предметы. Пандора сгорала от любопытства – так ей хотелось узнать, что же спрятано в этом ящике. Однажды она подняла крышку ящика и заглянула в него.

И тотчас наружу вырвались самые разные напасти на голову несчастного человека – подагра, ревматизм и колики, терзающие его тело, зависть, злоба и жажда мести, мучающие его разум, и многое другое… Они разлетелись по всей Земле.

Пандора поспешила захлопнуть ящик, но… увы! Все напасти успели вырваться из него, кроме одной вещи, лежавшей на самом дне, - и это была Надежда.

И до сих пор, какие бы несчастья не обрушивались на нашу голову, Надежда никогда не покидает нас; и пока она с нами, никакие напасти не смогут нас одолеть.

Всем участникам раздаются листочки и ручки. Им предлагается написать на листочках все обиды, которые им причинил кто-то из участников или сразу несколько человек. Потом бумажки с обидами складываются в «ящик» и сжигаются.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.

Слова ведущего: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Литература

  1. Нэпп М. Невербальное общение. – СПб.: Прайм Еврознак, 2006.
  2. Оганесян Н. Меоды активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры.
  3. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. – М.: Феникс, 2004.
  4. Рубштейн Н. Тренинг общения за 14 дней. – М.: Эксмо, 2010.

Картотека игр на развитие навыков общения.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели : развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Пресс-конференция»

Цели : развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Секрет»

Цели : формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Ход игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть)

Игра « Встреча »

Цель: Развивать коммуникативные способности

Ход игры. Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад

«Кто сильнее любит»

Выбирается ребенок - водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим... (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.

«Массаж чувствами»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети садятся "цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

«Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят - "вулкан» - садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается - просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками - звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, - может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

«Я знаю пять имен своих друзей»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня - раз, Лена - два... " и т. П., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

«Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

«Ласковое имя»

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» - «Хорошо». «Как идут дела?» -«Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос - ответ»

Цель : развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).

«Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

« Пожелание»

Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания.

Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т. д.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка - картошка», «А ты, Иришка - редиска», «А ты, Вовка - морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка - картинка», «А ты, Антошка - солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется...», « Царевна-Несмеяна »).

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Читайте также:
  1. Анализ обеспеченности и эффективности использования строительной организацией основными средствами
  2. Аудит операций с основными средствами; цель аудита; программа; методы сбора доказательств; процедуры средств контроля и по существу.
  3. Билет № 11 Синергетика – язык междисциплинарного общения. Роль хаоса и случайности
  4. Билет №120 Условия получения права на управление транспортными средствами.
  5. В 2. Методы управления структурой капитала: собственными и заемными средствами.
  6. Вопрос Коммуникации и переговоры в гостиничном сервисе. Функции делового общения.
  7. вопрос: Конструирование как вид изодеятельности дошко­льников. Формирование у детей умений переда­вать пространство средствами конструирования из строительного материала
  8. Глава 12 Обработка данных средствами электронных таблиц
  9. Для вывоза раненых с поля боя, транспортировки раненых и больных на этапы медицинской эвакуации медицинская служба располагает различными санитарными средствами.
  10. Игры на овладение невербальными средствами общения и методика их проведения.

Игра «Магазин игрушек».

Цель: учить детей невербальным способом описывать предмет.

Методика проведения: Дети сидят в кругу на стульях. Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из вас. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать.

Игра «Зайцы и лиса».

Цель: обогащать возможности невербального общения.

Методика проведения: Воспитатель: « Наступило утро, все зайчики проснулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. Лиса замечает зайчат и пытается догнать». Соответственно тексту и инструкциям воспитателя дети выполняют соответствующие движения.

Игра «Иностранец».

Цель: Обогащать мимику и пантомимику детей.

Методика проведения: К нм в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать игрушки, естественно не используя слова.

Игра «Через зеркало».

Цель: упражнять в описании действий, используя язык жестов.

Методика проведения: Детям. Предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены стеклом, через которое не проникает звуки. Ребенок объясняет свою просьбу, действия используя жесты, мимику. После игры выясняют, правильно ли они друг друга поняли.

Игра «Изобрази сказку».

Цель: формировать умение договариваться, координировать свои действия друг с другом без слов.

Методика проведения: Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка, и кто кого изображает.

Игра «Расскажи стихи без слов».

Цель: упражнять в передаче содержания стихотворения с помощью мимики и пантомимики.

Методика проведения: Воспитатель читает знакомое детям стихотворение. А выбранный ребенок передает содержание, используя мимику, жесты.

Игра «Зоопарк».

Цель: упражнять в изображении задуманного животного, используя мимику, жесты.

Методика проведения: Дети все сидят за стульями(«в клетках») каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, «клетки» открываются «звери» выходят на свободу, бегают, кричат, рычат.



Игра «Менялки игрушек».

Цель: учить детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Методика проведения: Все дети встают в круг, каждый держит в руках, какую - нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Угадай, о чем я мечтаю».

Цель: развивать воображение, пантомимику, умения передать собеседнику без слов содержание своего посыла.

Методика проведения: Дети в парах поочередно изображают пантомически то, что пытался выразить им партнер. По окончании игры ребята показывают друг другу рисунки и обсуждают их.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Цель: учить с помощью мимики и жестов описывать действия.

Методика проведения: Один ребенок выходит за дверь, оставшиеся договариваются между собой, что они будут одновременно показывать. Задача ребенка - отгадать, что изображает команда. .



Игра «Угадай сказку».

Цель: учить детей с помощью мимики и жестов угадать героя сказки.

Методика проведения: Ребенок старается без слов, с помощью пантомимики описать сказочного героя. Остальные дети пытаются угадать.

Игра «Тихий разговор».

Цель: формировать умение передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Методика проведения: Участники садятся в круг. Задание - невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую воспитатель предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют « произнесенную фразу».

Игра «Подарок другу».

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Методика проведения: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

Игра «Передача чувств».

Цель: научить детей предавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Методика проведения: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становиться любой желающий.

Игра «Зеркало».

Цель: учить с помощью жестов и мимики копировать поведение людей. Методика проведения: дети разбиваются по парам. Один из них «зеркало». Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем дети меняются местами.

Игра «Тихий час для мышат».

Цель: учить передавать повадки животных, используя мимику и пантомимику.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Вознестись сонным писком, что хотят спать. Затем дети – мышата укладываются « спать» на коврик.

Игра «Собери пиктограмму».

Цель: развивать дифференциации различных эмоциональных состояний по мимическим проявлениям.

Методика проведения: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму.

Игра «Пластилинчик».

Цель: показать загаданную фигуру, используя мимику и жесты.

Методика проведения: Ведущий выбирает одного из детей, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что - либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает – пластилинчик и «лепит» из него какое либо животное. Остальные дети угадывают, какое это животное.

Игра «Из семечка – в дерево».

Цель: обучать выразительным движениям, использую мимику, жесты и движения.

Методика проведения: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко. «Взрослый садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти. У него раскрываются листочки, растет стебелек, появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент – и бутоны лопаются, росток превращается в прекрасный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам – соседям, слегка дотрагивается до соседей своими лепестками. Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой, сгибается, ложится на землю. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превращается в маленькое семечко. Снег укутал семечко. Скоро опять весна и оно оживет». Воспитатель ходит между детьми и показывает им движения.

Игра «Ива на ветру».

Цель: обогащать общение невербальным способом.

Методика проведения: «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, летний ветер раскачивает чуткие ветви ивы». Группа становиться в тесный круг, плечом к плечу, а в центре один ребенок – «ива». Легкие движения рук по направлению вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивают иву. У ребенка – «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней.

1. Формирование навыков невербального общения

Мимические и пантомимические игры и упражнения

“Как говорят части тела”

Цель : учить невербальным способам общения.

Ход . Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”; как говорит палец “Иди сюда”; как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”; как говорит голова “Да” и “Нет”; как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход . Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д .)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

“Прочитай письмо”

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход . «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, все оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Облака”

Цель : развитие воображения, выразительности движений.

Ход . Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

“Люблю – не люблю”

Цель

Ход . Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой – маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход . Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

“Магазин зеркал”

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Маски”

Цель : развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

“Пойми меня”

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Д ети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

“Бездомный заяц”

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками – 1 – 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.


“Жизнь в лесу”

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Добрые эльфы

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон - дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую - эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы - подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

Птенцы

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? - спрашивает воспитатель. - Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

Волны

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Муравьи

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики.

Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так - всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

Театр теней

Цель : развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, - объясняет взрослый. - Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она - наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

Ожившие игрушки

Цель : развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит.

Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Процесс обучения невербальным средствам общения дошкольников включает основные этапы работы:

развитие мышц лица, тела;

ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Игровые приемы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:

«Как говорят части тела»

Ход. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

«Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход. «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

«Сделай подарок»

Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает, все оживает…»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

«Облака»

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

«Люблю - не люблю»

Ход. Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой - маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход. Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

«Магазин зеркал»

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети - это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

«Пойми меня»

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Дети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками - 1 - 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Жизнь в лесу»

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь -- тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда -- начали. Сейчас -- утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

«Добрые эльфы»

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон -- дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую -- эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы -- подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

«Птенцы»

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? -- спрашивает воспитатель. -- Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Муравьи»

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики. Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так -- всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

«Театр теней»

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, -- объясняет взрослый. -- Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она -- наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы -- наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

«Ожившие игрушки»

Цель: развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

В этих играх дети общаются с помощью мимики, жестов и движениями тела, они развивают коммуникацию между дошкольниками, внимание и творчество. Дети должны видеть своих коллег, ставить себя в их положение, понять невербальную коммуникацию и реагировать соответствующим образом на запросы, должны быть в состоянии понимать и ответить на них без словесного общения.

Рекомендуем почитать

Наверх