Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов "Брать — давать". Игры, направленные на сплочение группы Аплодисменты по кругу

Инвестициями 26.04.2020

Тема «Планета моей группы»

Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

Оборудование:

набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой планеты, звезды, макеты материков, магнитофон.

Ход занятия.

1. Вводная часть.



Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов? Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?

2. Основная часть.

Психолог:


Сделаем мы это с помощью наклеек с разными рисунками. Выберите себе наклейку с каким-либо изображением, можете приклеить ее себе на бейджик. Спасибо! Прошу занять место за столом, на котором есть такая же наклейка, и продолжим знакомство.

Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств.


При затруднении выдать памятку «Черты характера»

Кто-либо из группы представляет остальных участников.

Игра «Создаем материки».

Сегодня я предлагаю вам создать планету, которой нет на свете.

ЭТО ПЛАНЕТА МОЕЙ ГРУППЫ.





А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.


Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты. Решения могут быть очень разнообразными.

Презентация материков.


Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕЙ ГРУППЫ. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом.

Рефлексия занятия.

1. Какое настроение было у вас во время занятия?

2. Что понравилось больше всего?

3. Заключительная часть.

Психолог.


Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Если представится возможность, постараться тоже

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Планета моей группы»

Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

Оборудование:

набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой планеты, звезды, макеты материков, магнитофон.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение.
У вас замечательная группа, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из одноклассников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»

Рефлексия .

Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов? Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?

2. Основная часть.

Психолог:

Сегодня нам предстоит интересная работа, чтобы лучше ее выполнить, предлагаю разбиться на группы.
Сделаем мы это с помощью наклеек с разными рисунками. Выберите себе наклейку с каким-либо изображением, можете приклеить ее себе на бейджик. Спасибо! Прошу занять место за столом, на котором есть такая же наклейка, и продолжим знакомство.

Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств.

Если не нравится качество характера, начинающееся с буквы имени или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
При затруднении выдать памятку «Черты характера»

Кто-либо из группы представляет остальных участников.

Игра «Создаем материки».

Сегодня я предлагаю вам создать планету, которой нет на свете.

ЭТО ПЛАНЕТА МОЕЙ ГРУППЫ.
Так будет называться проект, который мы с вами сегодня создадим.
На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, каково будет их количество – это зависит только от вашей фантазии. Общаясь, вы узнаете друг друга, поэтому вполне уместен на планете МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ.
В школе главной вашей работой является учеба. Следующий материк – МАТЕРИК УЧЕНИЯ.
У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, кинофильмы, коллекционирование – это МАТЕРИК ИНТЕРЕСОВ.
Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет МАТЕРИК МЕЧТЫ.
А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.

Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний. учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и ваших друзей, знакомых.
Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты. Решения могут быть очень разнообразными.

(Звучит легкая инструментальная музыка).

Презентация материков.

По одному представителю от каждой группы выходят к доске и представляют макет своего материка. Ребята высказывают свои предложения и дополнения. Материки размещаются на планете.
Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕЙ ГРУППЫ. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом.

Рефлексия занятия.

  1. Какое настроение было у вас во время занятия?
  2. Что понравилось больше всего?

3. Заключительная часть.

Упражнение «Спасибо за приятный день».

Психолог.

Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!».
Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Если представится возможность, постараться тоже оказаться в центре круга. Этим игра и завершается.


Екатерина Рыбакова
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Давайте дружить»

Конспект открытого занятия «Давайте дружить» с детьми старшей группы по развитию коммуникативных навыков и доброжелательных взаимоотношений между ними.

Цель: Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки и доброжелательные взаимоотношения детей в группе сверстников.

Задачи:

Развивать умение сочувствовать, придти на помощь через использование литературного произведения;

Формировать адекватные формы поведения с помощью сюжетно-ролевых игр;

Способствовать развитию чувств детей на основе творческого воображения и фантазии посредством художественной деятельности;

Учить навыкам саморасслабления и способам снятия психоэмоционального напряжения.

Материал: мяч, мешочек с предметами, бумага, цветные карандаши, кукла Би-ба-бо с бумажной головой (с одной стороны злое лицо - Злюка-козюка, с другой доброе - Добрюка–веселюка).

Ход занятия:

Педагог-психолог: - Здравствуйте ребята! Я пришла к вам в гости, очень рада вас видеть, меня хорошее настроение, а у вас? Для того, чтобы у вас настроение тоже было прекрасное, я предлагаю вам поиграть в игру «Пожелания». Давайте поиграем и друг другу что-нибудь хорошее пожелаем.

Игра «Пожелание».

Задача: положительный настрой на занятие, создание эмоционального комфорта.

Ход: взрослый бросает мяч ребенку и говорит ему доброе пожелание. Затем дети, продолжая игру, кидают друг другу мячик, и говорят свои добрые пожелания.

Педагог-психолог: - Какие вы все добрые ребята, сколько приятных слов вы сказали друг другу. Я вам хочу поаплодировать и предложить поиграть в игру «Аплодисменты по кругу»

Игра «Аплодисменты по кругу»

Задача: формирование групповой сплоченности.

Ход игры: детям необходимо представить, что чувствует артист после концерта – стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов. Дети сидят в кругу, психолог выбирает кого-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком они выбирают следующего, который также получает свою порцию аплодисментов и т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Педагог-психолог: - Ребята, позвольте мне, пожалуйста, по настоящему почувствовать себя артисткой и прочитать вам стихотворение!

Этюд «Шарик»

Задача: развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения придти на помощь.

Ход: педагог читает стихотворение В. Томилиной «Шарик».

На веревочке у Вари красный шарик с петушком,

Ой, какой красивый шарик! Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг, шарик выхватил из рук,

Улетает красный шарик высоко под облака.

Чуть не плачет наша Варя, очень жаль ей петушка.

Подошла к подружке Таня, стала Варю утешать:

Шарик твой мы не достанем, так давай с моим играть.

Зайчик беленький на нем, будем с ним играть вдвоем!

После чтения дети отвечают на вопросы: Какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у них проявляются? Какие отношения между девочками и т. д. ?

Педагог-психолог: - Ребята, наверное, у вас у каждого есть друг. Правда? Как его зовут? (дети по очереди называют имена своих друзей). Вот как много красивых имен я услышала. Вдруг неожиданно раздается стук в дверь и появляется Злюка-козюка (кукла Би-ба-бо, в руках у нее мешочек).

Злюка-козюка: - Здравствуйте, я Злюка-козюка, не ждали, а я пришла! Это про каких таких друзей вы тут речь ведете? (дети пытаются рассказать о своих друзьях) А ну, молчать, и не правда, все вранье, не существует никаких друзей!

Педагог-психолог: - Да почему же не существует, и у меня и у ребят много друзей.

Злюка-козюка: - Да что вы мне тут все придумываете, у меня их нет, никто со мной в моем лесу не водится, не разговаривает, не играет и тем более не дружит!

Педагог-психолог: - А это наверное потому, что ты много на всех злишься и сама не хочешь ни с кем играть, правда, ребята? А что это у тебя за мешочек такой, что в нем лежит, давай посмотрим! (Злюка-козюка открывает мешочек, и педагог предлагает детям помочь гостье и вынуть из него каждому по одному предмету). Смотрите дети, какие интересные вещицы, давайте с ними поиграем и пригласим Злюку-козюку с нами поиграть в игру «Ласковые лапки».

Игра: «Ласковые лапки» (авт. Шевцова И. В.)

Задача: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход: педагог подбирает 5-6 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Педагог-психолог: - Молодцы ребята, вы здорово играли, угадали все предметы!

Злюка-козюка: - А я не угадала, вот обижусь на вас и уйду в лес.

Педагог-психолог: - Нельзя обижаться, надо уметь с достоинством проигрывать. Сейчас не получилось отгадать, в следующий раз ты будешь более внимательной, и у тебя обязательно все получится. Я предлагаю тебе еще раз сыграть с нами, но уже в другую игру, подвижную и веселую «Шел король по лесу»

Игра «Шел король по лесу»

Задача: проявление симпатии, снятие напряжения, невротических состояний.

Ход: дети приглашают Злюку-козюку с ними поиграть, все встают в круг, выбирают водящего «короля», он встает в центр. По команде педагога круг и «король» идут в разные стороны и начинают петь:

Шел король по лесу (3 раза); нашел себе принцессу (3 раза);

И ручками похлопаем (3 раза); И ножками потопаем (3 раза);

Давай с тобой покружимся (3 раза); И мы с тобой подружимся (3 раза);

Затем «королем» становится выбранный ребенок, дети начинают все заново.

Педагог-психолог: - Ну а теперь, что скажешь Злюка-козюка? Понравилось тебе играть с нами? Смотрите, ребята, она сама на себя стала не похожа! (Злюка-казюка по определению детей стала похожа на Добрюку-веселюку. Она с радостью приняла свое новое имя, сказала, что ей понравилось играть с детьми и что она хочет с ними дружить).

Добрюка-Веселюка: - Да, ребята, у вас очень весело, вы все такие добрые, весёлые, дружные. Но мне пора возвращаться в свой лес, где мне так одиноко.

Педагог-психолог: - Не расстраивайся, Добрюка–веселюка, мы с ребятами сейчас что-нибудь придумаем. Возвращайся в свой лес и не переживай (уходит). Видите, ребята, и Добрюка-веселюка поверила в дружбу и подобрела, давайте подумаем, как мы можем помочь нашей гостье? Что можем сделать, чтобы ей не было скучно и грустно у себя в лесу? (педагог выслушивает предложения детей, предлагает нарисовать подарки для нее). Ребята давайте нарисуем то, что каждый из вас хотел бы подарить, а потом по почте отошлем рисунки Добрюке-веселюке, пусть она знает, что у нее тоже есть друзья, которые могут ее порадовать. Но прежде чем приступить к рисованию я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в спокойную игру, чтобы набраться новых сил.

Упражнение на расслабление мышц шеи и рук:

«Любопытная Варвара». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, потом вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

А теперь посмотрим вниз, мышцы шеи напряглись,

Возвращается обратно – расслабление приятно.

Педагог-психолог: - А теперь ребята, предлагаю вам сесть за столы и начать рисовать (дети рисуют).

Рефлексия

Педагог-психолог: - Понравилось ли вам занятие? Чем бы вы хотели еще позаниматься, когда я приду к вам в следующий раз? Спасибо, ребята, за внимание! До новых встреч.

Психолог: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До новых встреч!

Литература

1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., Изд. центр «Академия», 1997г.

2. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993г.

3. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006г.

4. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. 1990г.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками - СПб.: Питер, 2006г.

6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - М.: 2000г.

7. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг. - М.: Гардарики, 2004г.

8. Козлов Н. И. Формула личности. - СПб: Питер, 1999г.

Правила тренинги:

1. Здесь мы общаемся «на ты». Это создает дружескую, доверительную атмосферу. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Бейджи. Не все еще помнят, как кого зовут и чтобы не путаться, давайте поможем друг другу.

3. Правило пунктуальности (Правило «00»). Хотя я его уже давно не ввожу. И в первые 30 минут тренинга всегда делаю какой-то интересный, но не обязательный процесс. Чтобы всем хотелось прийти вовремя. Ведь опаздывать все равно будут. А если правило есть, то оно не должно нарушаться. Второй вариант – ровно вовремя закрывать дверь. И тогда опоздавшие смогут войти только после перерыва.

4. Выключайте, пожалуйста, звук мобильных телефонов. Это иногда сильно отвлекает всю группу.

5. Правило указательного пальца. Если участники заметили, что обсуждение превратилось в бардак, звучат выкрики с места, никто никого не слушает… тогда заметивший участник может встать и поднять вверх указательный палец (при этом не говоря ни слова). Каждый, кто заметил человека, стоящего с поднятой вверх рукой с указательным пальцем, тоже встает, вытягивает вверх руку с указательным пальцем, при этом тоже замолкает. И так до тех пор, пока не стихнут все голоса. Только не стоит этим пользоваться тренеру. В данном случае инициатива должна исходить только от участников.



6. В эфире одна станция (закон микрофона) – то есть одновременно говорит только один человек. Не перебиваем, внимательно друг друга слушаем. Если в группе с этим большие проблемы, можно «придумать маркер». Говорит только тот, у кого в руках маркер.

7. Правило вытянутой руки. Некоторые люди отличаются «долгоговорением». Если чей-то монолог затянулся, участники имеют право вытянуть вперед руку, тем самым показывая, что предмет разговора ясен. Пожалуйста, будьте осторожны с этим правилом. Как правило, в итоге руку начинают вытягивать те, кто как раз и склонен к долгоговорению.

8. Правило я-говорения (я-высказывания). Свою точку зрения излагаем от первого лица: «я считаю, я думаю, я чувствую…». Говорим за себя, не следует говорить за всю группу. Не «мы думаем…», а «я думаю», иначе получается, что ответственность перекладывается на кого-то. Говорим о себе от первого лица.

9. Правило личной активности. Тренинг от слова «тренировка». Тренинг - это личная тренировка каждого. Мы все читали много книг, но секрет успеха не в знании, а в умении применять. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать самому. Как в настоящем спортзале, где у кого-то цель – 20 отжиманий, а другого – 120, разные уровни могут быть в группе. Это не значит, что первому нужно уделять больше внимания, чем второму. Тренинг – это не уравнивание уровней участников. Тренинг – это личная тренировка каждого. Только от каждого из вас зависит, насколько эффективной данная тренировка будет лично для вас.



10. Правило конфиденциальности . Любые обсуждения людей и событий на группе возможны только в рамках этой группы.

11. Правило грамотной обратной связи. Говорим не о человеке, а о его поступке, выражаем свое отношение к действиям (ты замахнулся, мне это не понравилось).

12. Правило предложение в участники (добровольцы) только себя. Недопустимо на вопрос: «кто хочет выйти для примера» ответить «пусть Вася…».

13. Правило актуального общения. Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

14. Правило персонификации высказываний . Любое высказывание про участника группы адресуется ему лично. Не «Некоторым товарищам» и не «Таким, как Алексей», а лично Алексею.

15. Правило «СТОП». Это право участника в любой момент «выйти из игры». Некоторым участникам важно знать, что если им станет тяжело, например, быть открвенными, делиться личными переживания, они всегда могут сказать СТОП.

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик» , преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с

Методы обучения конструктивному разрешению конфликтов

раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

  1. лидер;
  2. товарищ лидера («прихвостень» ) ;
  3. неприсоединившийся оппозиционер;
  4. покорный конформист («баран» ) ;
  5. «козел отпущения» .

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева» . Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого

маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

Понравилась ли тебе игра?

Почему хорошо обнимать других детей?

Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Групповые правила поведения:

  • Делись с другом. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее;
  • Помогай другу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его. Если друг попал в беду – помоги ему, чем можешь;
  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Если друг не прав, скажи ему об этом;
  • Не ссорься, не спорь, играй дружно;
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;
  • Не завидуй – радуйся удачам и успехам друга вместе с ним;
  • Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку;
  • Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с другом, умей договориться;
  • В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно;
  • Не смейся над другом, если он попал в беду.

Упражнение «Аплодисменты по кругу» 2

Цель: эмоциональная разрядка.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи о занятии

Время проведения - 5 мин.

Проведение осуществляется по стандартному сценарию.

ЗАНЯТИЕ № 2
«Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен» (продолжение)

Цель: Развитие объективного отношения к экзамену.

Разогрев. Упражнение «Приветствие без слов»

Цель: настрой на занятие, развитие коммуникативных умений.

Время выполнения - 5 мин.

Учащимся предлагается поприветствовать друг друга без слов, используя язык движений и жестов.

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.

Время проведения - 10 мин.

Необходимые материалы: карточки с незаконченными предложениями.

Примерное содержание карточек: Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах.; Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам.; Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов.; Откровенно говоря, когда я прихожу домой.; Откровенно говоря, когда у меня свободное время.; Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку.; Откровенно говоря, когда я волнуюсь.; Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями.; Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах.

По окончании выполнения задания проводится анализ: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»

Упражнение «Самое трудное»

Цель: активизировать учащихся.

Время проведения - 5 мин.

Необходимые материалы: мяч.

Ведущий показывает мячик и предлагает участникам следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене - это...» и бросить мяч любому другому человеку».

Упражнение-игра «Казнить нельзя помиловать»

(упр. «Обвинение и защита» В. В. Петрусинского в модификации автора программы)

Цель: формирование разностороннего взгляда на ситуацию экзамена, развитие уверенности.

Время проведения - 40 мин.

Необходимое оборудование: бумаг, ручки, «портрет обвиняемого» (из упр. «Две стороны»)

Для этой игры необходимо разделить учащихся на две команды, одна из которых будет представлять сторону защиты, другая сторону обвинения. Каждая команда направляет из своего состава по 2 человека в состав «Верховного суда».

Ведущий сообщает о том, что открыто судебное заседание над ЕГЭ, на котором нужно определить его дальнейшую судьбу (личность обвиняемого - рисунок «Образ ЕГЭ» размещен на стене или доске). Далее сообщается суть обвинения (например: портит отношения, вызывает тревогу, но также имеет опыт новых методов, современен и т.д.). Задача группы «обвинителей» делать упор на негативные черты обвиняемого. Задача «защиты» найти положительное объяснение этим чертам, высказать свое мнение по поводу сделанного обвинения. Обе команды должны быть предельно аргументированы. Члены верховного суда могут задавать вопросы той или иной стороне. В прениях каждая сторона озвучивает свою версию приговора (постановкой запятой в фразе). В итоге после совещания члены верховного суда оглашают окончательный приговор ЕГЭ. В зависимости от этого участникам предлагается либо «казнить» (разорвать), либо «помиловать» (оставить на видном месте и написать пожелания). После завершения игры проводится обсуждение чувств, которые участники испытывали в процессе игры, отношения к ЕГЭ, трудностей.

Упражнение «Баржа»

Цель: снятие напряжения

Время проведения - 5 мин.

Необходимое оборудование: мяч.

Участникам предлагается, бросая мяч друг другу «наполнить» баржу тем, что способствует исполнению любых желаний. Это могут быть предметы, события, явлениями и умения и пр.

Упражнение «Мечты и цели»

Цель: настроить на успех.

Время проведения - 15 мин.

Ведущий задает участникам вопрос о том, одинаковым ли являются понятия желание и цель, и если нет, то в чем различия? После высказываний мнений участников ведущий предлагает участникам посидеть несколько мгновений в тишине и подумать о том, чего бы каждый из них хотел? Каждый записывает свои цели и пять шагов, которые помогают их достичь. Далее предлагается без слов, с помощью мимики и жестов , рассказать об этом. Задача остальных других догадаться, о чем идет речь.

По окончании упражнения проводится анализ: Трудно ли было выбрать цель? Какими являются ваши цели посильные достижимые, слишком глобальны или наоборот мелкие?

Рефлексия.

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Время проведения - 5 мин.

Проведение осуществляется по стандартной схеме.

Завершение. Упражнение «Нарастающие аплодисменты»

Цель: снятие усталости, позитивный настрой.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий предлагает участникам поблагодарить участников особыми аплодисментами. Все по очереди, по одному присоединяются к нему. Сначала хлопаем по ладони одним указательным пальцем. Как только весь круг присоединился, хлопки начинаются двумя пальцами, на третьем круге тремя и т.д.
ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: Формирование самоанализа и позитивного самовосприятия.

Вводная часть - 5 мин.

Ведущий: «Эмоции играют большую роль в жизни каждого человека. Все мы грустим, радуемся, огорчаемся, восхищаемся, злимся, тревожимся или веселимся - все это проявления эмоций.

Эмоции можно «ощущать» - т.е. обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают сильные чувства: мы можем покраснеть, почувствовать, покалывание в сердце, ощутить пустоту в животе и т.д.

Чувства не бывают плохими или хорошими - это часть нас самих. Однако они могут влиять на наши поступки. Один человек, испытывая тревогу и беспокойство по поводу предстоящего экзамена, будет очень тщательно к нему готовиться и сдаст хорошо. Другой же, напротив, настолько расстроится из-за боязни плохо сдать экзамен, что забудет элементарные вещи, о которых все знают, и он в том числе.

Эмоции оказывают большое влияние на наше поведение, поэтому очень важно знать, чем отличаются эмоции (или чувства) от мыслей и действий (поведения).

Что делает человек в той или иной конкретной ситуации, как он определяет свое состояние - «я думаю», «я чувствую» или «я делаю»? И сегодня наше занятие будет посвящено как раз этому.»

Упражнение «Контуры тела» 4

Цель: осознание связи эмоций с телесными ощущениями .

Время проведения 15 мин.

Необходимые материалы: лисы со схематическим изображением контуров тела (на каждого участника)

Учащимся раздаются листы с изображением 4 силуэтов человеческого тела, и предлагается вспомнить и отследить свои телесные ощущения 4 эмоций (злость, страх, грусть, радость), обозначить их на контурах тела цветом, наиболее подходящим данной эмоции. После выполнения упражнения проходит обсуждение сходств и различий локализации телесных ощущений у учащихся. Они визуально могут увидеть зоны соматически подверженные риску при наличии нескольких отрицательных эмоций на одну область.

Упражнение «ПЧМ»

Цель: формирование умения различать поведение, мысли, чувства

Время проведения - 10 мин.

Необходимые материалы: листы со списком ситуаций, ручки.

Учащимся выдаются листы со списком ситуаций, и предлагается разделить их на три категории: «Мысли», «Чувства», «Поведение», обозначив ситуации так: «я думаю», «я чувствую», «я делаю»:

Список ситуаций : Ты пробуешь разные способы решения уравнения; Ты радуешься хорошей отметке; Ты волнуешься перед экзаменом; Ты отвечаешь на вопросы теста; Ты решаешь, куда пойти учиться; Ты едешь с инструктором в учебном автомобиле; У тебя потеют ладони, когда ты здороваешься с девушкой; Ты обедаешь в столовой; Ты выбираешь компьютерную игру в магазине; Ты моешься в душе; У тебя холодеет спина при мысли о визите к стоматологу; Ты включаешь свет в комнате; Ты бежишь по дорожке стадиона; Ты решаешь, как лучше обогнать бегущего впереди; Ты злишься, что он тоже «прибавил ходу»

По окончании выполнения задания проводится обсуждение.

Упражнение «Эмоциональный барометр» 3

Цель: осознание причин возникновения отрицательных эмоций, формирование умения осознавать свои эмоциональные состояния

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: цветные карандаши, листы с изображением барометра.

Ведущий зачитывает примеры различных ситуаций, а учащиеся отмечают цветным карандашом соответствующее состояние.

Виды эмоций : Растерянный; Недовольный; Злой; Гневный; Расстроенный; Испуганный; Радостный и т.п.

Примеры ситуаций : 1. Ты не готов к уроку, а тебя вызвали отвечать; 2. Друг подвел тебя в важном деле; 3. Мама купила тебе то, о чем ты долго мечтал ; 4. Поссорился с девушкой; 5. Опаздываешь на занятия и т.п.

По завершении упражнения проводится обсуждение: Легко ли было определиться с чувством, которое у вас возникает в той или иной ситуации?

Ведущий: «Мир наших чувств сложен и противоречив, поэтому нам бывает трудно в них разобраться, и нам бывает трудно их выразить».

Упражнение «Волна»

Цель : развитие умения различать силу и «качество» эмоции

Время проведения - 15 мин.

Ведущий задается слово, обозначающее эмоцию, участники по кругу называют различные «качества» этой эмоции:

Печаль - тихая, легкая, светлая

Горе - глубокое, страшное, неизмеримое, опустошающее, убивающее

Счастье - тихое, светлое, большое, дурманящее, опьяняющее

Если характеристики эмоции исчерпаны, ведущий называет следующую эмоцию, и работа круга возобновляется с того участника, на котором остановились.

После выполнения упражнения проводится обсуждение какую эмоцию было сложнее всего описывать и почему.

Упражнение-релаксация «Солнце» 6

Цель: расслабление, снятие напряжения.

Время проведения 5-7 мин.

Сядем, расслабимся, закроем глаза, ощутим, как приятное тепло разливается по нашему телу. Представьте себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает, и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее.

Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете по морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света . Открываем глаза.

Упражнение «Рисунок своего состояния»

Цель: закрепление положительного эмоционального состояния.

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: карандаши, листы бумаги.

Учащимся предлагается нарисовать свое состояние после выполнения упражнения «Солнце».

Рефлексия

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем занятии.

Время проведения - 5 мин.

Подводится итог занятия. Ведущий задает вопрос: «Что важного, интересного, полезного было для вас на этом занятии?»

Завершение. Упражнение «Хвастунишка» 4

Цель: снятие напряжения после занятия, создание позитивного настроения.

Время проведения - 5 мин.

Необходимое оборудование: мяч.

Учащимся предлагается по кругу, бросая мяч, похвастаться: «Я самый, я лучше всех».

ЗАНЯТИЕ № 4

«Как справляться со стрессом и владеть собой» (продолжение)

Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах; актуализация внутренних ресурсов.

Разогрев. Упражнение «Я люблю, Я могу, Я хочу...»

Цель: положительный настрой, повышение самооценки.

Время проведения - 5 мин.

Необходимые материалы: мяч

Участникам предлагается, передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю.», затем «Я хочу.», и наконец, «Я могу.».

По окончании проводится анализ: « Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?

Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ». 8

Цель: в простой и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой проведения ЕГЭ.

Время проведения - 15 мин.

Инструкция: «Очень важно хорошо ориентироваться в правилах и процедуре проведения ЕГЭ. Вам предлагаются вопросы, касающиеся правил ЕГЭ. Из нескольких вариантов выберите правильный ответ» (Приложение 1).

Мини-лекция «Уверенность на экзамене»

Цель: формирование уверенного поведения во время экзамена.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техник самоподдержки и релаксации, которые мы будем осваивать. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя уверенно, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации».

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Время проведения - 1 5 мин.

Ведущий: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может помочь мне на экзамене?». Напротив каждой своей сильной стороны вы можете написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

Упражнение «Образ уверенности»

Цель: показать учащимся, как можно усилить свое ощущение уверенности.

Время проведения - 5 мин.

Рисунок «Символ уверенности»

Цель: закрепление ощущения уверенности.

Время проведения - 15 мин.

Необходимые материалы: карандаши, бумага.

Ведущий: «Нарисуйте символ (образ) уверенности, о котором мы говорили во время предыдущего упражнения». После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

По окончании выполнения проводится анализ: «Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь?». Если дети сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.

Упражнение «Декларация самоценности». 9

Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.

Время проведения - 10 мин.

Ведущий: «Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн уникальности человека. «Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня - это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить,- вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя , Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что- то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я - это Я, и Я - это замечательно!».

После прочтения проводится анализ: «Как вы себя чувствуете? Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием. Что дало вам это упражнение?»

Рефлексия

Цель: подведение итогов занятий.

Время проведения - 5 мин.

Ведущий: «Что для вас было наиболее интересным и важным на сегодняшнем занятии? Будете ли вы полученный опыт (знания) применять в жизненных ситуациях?»

Завершение. Упражнение «Прощай напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Время проведения - 7 мин.

Необходимые материалы: газеты.

Участниками предлагается скомкать газетный лист, вложив в это все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске . По завершении упражнения проводится анализ по следующим вопросам: « Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».

ЗАНЯТИЕ № 5

«Как справляться со стрессом и владеть собой» (продолжение)

Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Разогрев. Упражнение «Передача хлопка»

Цель: настроить учащихся на активную работу.

Время проведения - 5 мин.

Участникам предлагается по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз.

Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.

Время проведения - 7 мин.

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги. Затем участникам предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие - расслабленностью.

Мини-лекция «Как справиться с тревогой»

Цель: информирование, получение опыта

Время проведения - 5 мин.

Ведущий «Беспокойство - одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания. Ещё справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация - это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие».

Рекомендуем почитать

Наверх