Что такое батики. Свободная роспись с применением солевого раствора

Эффективность 18.02.2023
Эффективность

Батик – это ручная роспись по ткани. Своеобразная технология нанесения рисунка на материю возникла в 16 веке в Индонезии. В Европе батик стал известен в 19 веке, а распространение получил с изобретением анилиновых красителей. Анилиновые красители заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления батика.

В наше время батик становится популярным видом искусства во всём мире, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы, которые существуют в единственном экземпляре, повторить выкрашенную в технике батика вещь один в один не возможно, ведь не известно как растекутся краски.

В технике батика можно расписать любой предмет одежды (галстук, блузку, шарфик, юбку, сумку), только расписывать следует светлую ткань, на тёмной не будет видно рисунка.

Расписывать ткани можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать правила техники безопасности.

В технике росписи по ткани есть свои секреты. Она отличается от рисования на бумаге. Однако законы цвета и гармонии остаются в силе здесь.

Виды батика

В настоящее время батиком называют практически все виды ручной росписи ткани. Рассмотрим четыре основных способа:

Техника горячего батика;

Техника холодного батика;

Набивной батик или набойка;

Техника горячего батика

В технике горячего батика используется так называемый резервирующий состав. Резерв нанесённый на ткань не пропускает через себя краску и не даёт ей смешаться с разными цветами, он служит барьером для них. В качестве резерва в горячем батике используют воск или парафин.

Заранее выбранный рисунок переводят на ткань. Затем натягивают ткань с рисунком на подрамник. Закрепляют ткань по краям кнопками. Ткань должна быть натянута туго, как барабан.

Щетинной кистью №1 или 2 наносят узкий слой резерва по контурам рисунка. Ткань должна насквозь пропитаться горячим парафином. Когда парафин застынет, ткань покрывают краской в соответствии с рисунком и дают ей высохнуть. Затем снимают ткань с подрамника.

Проглаживают ткань горячим утюгом через слой пористой бумаги, чтобы в неё впитался парафин. Эту операцию можно проделать 2 – 3 раза, пока с ткани полностью не сойдёт парафин.

Техника холодного батика

В качестве резерва в данной технике может использоваться резиновый клей, или клей ПВА. Так же в наборах батика продают специальный уже готовый резерв в баночке или в тюбике.

Изделия выполненные в технике холодного батика нельзя стирать. Техника холодного батика позволяет нанести на изделие рисунок, не окрашивая при этом всю вещь целиком.

Замкнутость контура любой детали в рисунке – обязательное условие. Если рисунок в данной технике нужно нанести на футболку, то сначала переводят рисунок, а затем часть футболки туго натягивают на деревянные пялцы. По контуру рисунка проводят резервирующим средством тонким слоем, для тонких линий используют специальные трубочки.

После этого можно приступать к заливке цветом. Краситель наносят либо беличьей кисточкой, либо ватным тампоном.

Когда краска высохнет. её надо закрепить. Для этого прокрашенную ткань проглаживают утюгом через слой бумаги. Если ткань предполагается стирать в будущем, то следует сразу покупать дорогие хорошие краски и пропарить ткань утюгом.

Набивной батик – это роспись по ткани с помощью штампов, сделанных из различных материалов. Это могут быть картон, клеёнка древесина.

На материал для штампа наносят рисунок, вернее, те его элементы. которые должны быть покрыты краской.. Это могут быть листья, лепестки цветов, изображения животных, звёздочек и так далее. Вырезанный рисунок и представляет собой штамп.

На штамп кисточкой наносят краску и способом печати набивают рисунок на поверхность ткани. Затем рисунку дают высохнуть и производят тепловую обработку ткани.

Техника узелкового батика

Нанесение рисунка на ткань с помощью завязанных на ней узлов – одна из древнейших форм ручной отделки текстиля. Техника эта проста дешёва и не трудоёмка.

Неокрашенное полотно крепко перевязывают в нескольких местах шнурами или верёвками. Затем ткань прокрашивают в красителе. После крашения ткань прополаскивают в холодной воде. затем просушивают не развязывая узлов. После просушки изделие развязывают и проглаживают утюгом.

Также можно камешки положить под ткань в нескольких местах, плотно обтягивают ткань и перевязывают нитками. Затем изделие подвергают крашению.

Таким образом в этой технике можно сделать модные платки на шею или на пляж под цвет вашего купальника.

Все необходимые материалы, инструменты, оборудования

Для работы потребуются следующие инструменты:

Кисти беличьи № 1, 2, 3, 4;

Кисти щетинные №1, 2;

Набор стеклянных трубочек для резерва;

Елизавета Румянцева

Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.

Содержание

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением, так называемых, резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными. К тому же, это отличный способ занять свое свободное время и увлечься настоящим творчеством.

Что такое батик

Термин батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. Для получения четких контуров (границ) применяется специальный закрепитель под названием резерв, изготавливаемый на базе бензина, парафина, водной основы.

Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, которые наносятся на материю и не пропускают через себя красящее вещество. Что касается материй, для росписи которых используется техника батика, то ими являются хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Для получения одежды с расписанной поверхностью, например, футболки, существует несколько видов батика.

История

Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.

Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.

Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.

Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.

В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.

Виды

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

  • Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
  • Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
  • Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
  • Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
  • Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.

Техника выполнения

Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы. Для этой цели используется резерв, т.е. специальный закрепитель на основе бензина, парафина и т.д. – состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала, красок. В основном выделяют следующие типы техник:

  • холодную;
  • горячую;
  • свободную роспись;
  • свободную роспись с применением солевого раствора.

Холодный батик

Роспись по ткани батик, как хобби, подойдет в основном терпеливым людям, т.к. этот процесс является трудоемким и длительным. Одной из популярных техник является холодная, которая появилась гораздо позже горячей, с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике выполняют специальные резервы, которые не нужно нагревать, вытравливать и снова наносить.

Для работы потребуется создать отдельное рабочее место. Идеальным вариантом является хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Связано это с тем, что пары резервирующего вещества оказывают не совсем хорошее влияние на здоровье. Если вы собираетесь использовать расписанный материал для применения в виде скатерти, шарфа и т.п., то учтите, что нужно произвести закрепление краски: запекание в духовке, запаривание на водяной бане без контакта с конденсатом/водой, утюгом. Если этого не сделать, то при первой стирке вся работа смоется. Вам понадобится:

  • простой карандаш;
  • резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
  • каланоковые кисти, анилиновые составы;
  • кнопки, подрамник;
  • натуральный шелк (крепдешин).

Определитесь с выбором эскиза, для него вам потребуется лист тонкой бумаги. Если вы хотите что-то эффектное, то отдайте предпочтение цветам. Нанося элементы на полотно, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый из них имел замкнутый контур. Наносить резерв на контуры нужно без задержки, но и без спешки. Последовательность действий:

  1. Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
  2. Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
  3. Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
  4. Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
  5. Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
  6. Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
  7. Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
  8. После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.

Горячий

Батик на одежде смотрится красиво и эффектно. Решив приобщиться к такому хобби, обратите внимание на горячий способ. Он подходит для тех, кто не любит кропотливо закрашивать каждый кусочек полотна, просиживая за этим делом по несколько часов. Даже без больших стараний у вас может получиться полотно, из которого сошьются эксклюзивные юбки, платки и даже костюмы. Работа при такой технике ведется с расплавленным на огне воском, стеарином, парафином или их смесью, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться при декорировании полотна:

  • натуральная ткань, к примеру, хлопок, шерсть, шелк;
  • картонный трафарет;
  • красящие средства для росписи по ткани;
  • стакан для воды;
  • воск, чантинг;
  • кисточки, резиновые перчатки;
  • целлофан, газеты:
  • фен или утюг.

Для работы вам лучше надеть одежду, которую не жалко будет испортить, т.к. краска для ткани практически не отстирывается. Как вариант, наденьте непромокаемый фартук. Горячая технология батика состоит из следующих действий:

  1. Для нанесения на полотно одного из перечисленных растворов воспользуйтесь специальным инструментом – чантингом. Он похож на леечку с тоненьким кончиком. Хотя, в последнее время широкое применение приобрели кисти, с помощью которых наносят мазки и точечные капли на ткань. После этого сверху нужно нанести слой краски.
  2. Далее можете снова нанести на некоторые зоны воск и другой тип краски. Чтобы узоры стали упорядоченными, используйте штампы, которые нужно окунать в расплавленный воск. Можете использовать 2-3 тона и больше.
  3. Как только краска высохнет, избавьтесь от воска. Для этой цели положите на ткань газету и прогладьте ее – она должна впитать расплавленное вещество. Затем положите новую газету и повторите процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока воска на полотне совсем не останется.

Свободная роспись

Благодаря такой технике батика можно проявить все свои способности в области рисования, т.к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. С помощью свободной росписи создается индивидуальное и неповторимое произведение. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворителями или анилиновых красителей. Можете даже ставить эксперименты, добавляя где-то солевой эффект или резервирующий состав, или используя спиртосодержащие вещества, чтобы увлажнить ткань. Способы свободной росписи в батике:

  • красками, загуститель из резервирующей жидкости;
  • с помощью красок, солевого раствора;
  • печатными красками;
  • масляными красками;
  • по шелку, аппретирующий загустителями.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этой техники заключается в том, что натянутую на рамку ткань, в зависимости от конкретного рисунка, пропитывают водным раствором соли (поваренной) и после ее высыхания производят роспись полотна. В некоторых случаях ее проводят красками из основных красителей, в которые был введен раствор соли. Такой подход помогает ограничить растекаемость краски по ткани и предоставляет возможность создавать рисунки свободными мазками. При этом можно варьировать как форму, так и степень насыщенности тем или иным цветом.

Следует добавить, что свободную роспись красками, в состав которых введен раствор поваренной соли, можно удачно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этой цели некоторые фрагменты рисунка создают свободной росписью с доработкой графическим рисунком. Фоновые перекрытия в этом случае осуществляют на участках, которые ограничены резервом. Вместо соли в качестве грунта может использоваться желатин или крахмал. Решив углубиться в это ремесло и попробовать создать эффектный рисунок таким способом, подготовьте следующие инструменты, материалы:

  • анилиновые красители:
  • солевой раствор;
  • отрез шелковой ткани, который натянут на раму;
  • эскиз будущей работы;
  • кисти для работы с красками разной толщины, кисти-флейц для пропитки материала, синтетика;
  • пипетка для забора краски, вода для промывки кистей;
  • палитра;
  • мягкий карандаш 8В.

Для приготовления солевого раствора возьмите пару столовых ложек соли на стакан воды. Разводить соль нужно в горячей воде в эмалированной или стеклянной посуде, чтобы все кристаллики растворились. В зависимости от поставленной задачи нанесите предварительную роспись очень мягким карандашом на натянутом шелке. Роспись по соляному раствору состоит из трех этапов:

  1. Роспись по-сырому. Подготовьте на палитре нужные цвета перед тем, как шелк пропитается раствором из соли. Кроме того, для разбавления красок используйте только солевой раствор. Пока шелк еще сырой, широкими прикосновениями или мазками кисти нанесите краски на свои места. По очень влажной ткани краска начнет растекаться неожиданными формами.
  2. Роспись по полусухому шелку и нанесение пятен второго плана. Пока шелк влажный и на нем образуются солевые кристаллики, вы сможете добиться живописных эффектов. Краска не разбегается неконтролируемо во все стороны, но от кисточки останется след, который впоследствии немного расплывется. Особенно это идеально для имитации природных фактур.
  3. Графическая прорисовка деталей, относящихся к первому плану. Как только солевой раствор высохнет, ткань станет хрустящей, а краска едва заметно растечется по ней. Продолжите работу прорисовкой деталей путем нанесения коротких мазков или ставя разного размера пятна.

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты

Собрано из разных источников.

***********************************************************************************************

История батика

Батик с изображением индианок

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями,штриховать. Техника батик основана на том, что парафин,резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра-сителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем кра-шении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот-ности. После этого начинался много-дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз-даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен-ным количеством природных красите-лей, которые использовались в тради-ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз-ные: от абстрактных рисунков до слож-нейших орнаментов — для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции — для жилищ и храмов.

Батик в древности был распро-странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».

Техники и приёмы в батике

Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется воск . Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом . Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Роспись на шелке — одна из наиболее вос-требованных и эффектных техник в деко-ративном искусстве. Роспись на шелке отли-чается от традиционного батика — создания красочных композиций на ткани с помощью различных приемов: способом нанесения красителя, а вместо воска используются дру-гие материалы: резерв, солевой раствор. Для этого направления характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный батик и свободную роспись.

а) техника холодного батика

Для "холодного" батика (техника Гутта) характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка; легко применяются акварельные техники - заливки (как однотонные, так и мультиколор), растяжки тона; лессировочные техники. Для создания фактуры используются различные солевые эффекты; причём разные виды соли, применяемые на разных видах ткани дают невообразимые вариации рисунков, преподнося художнику сюрпризы - иногда приятные, иногда не очень. Каждый раз, как сталкер, продвигаешься по знакомому пространству, сталкиваясь с чем то новым, непознанным. И иногда на 100% не знаешь, чем закончиться твоё "путешествие" в страну Батика. Ещё и красители "с характером". В непроявленном виде (незакреплённые) они имеют весьма сдержанный вид - серовато-скучноватую гамму. Но после закрепления в автоклаве они становятся в несколько раз насыщеннее, сочнее, начинают звучать, играть всеми цветами радуги. При неумелом обрашении (т.к. не видно, какого точно будет тон и цвет) невзначай можно впасть в "чернуху" или откровенно крикливые тона. Требуется внимательность, чутьё и чёткое знание законов сочетания цветов и их смешения, т.к. некоторые оттенки остаётся лишь угадывать, смешивать почти в слепую, т.к. в непроявленном виде краски краски "непохожи сами на себя". Опыт и интуиция помогают добиться желаемого результата. А хороши эти краски тем, что после закрепления их на ткани (обязательно паром, под давлением, а не утюгом!) с этим батиком можно делать всё, что угодно - стирать любым моющим средством (при желании можете испытать даже хлорным отбеливателем!), можете утюжить, стирать в стиральной машине на 60 -40 градусов, носить изделие под палящим солнцем и т.д. - вам гарантировано качество на несколько лет. История некоторых рубашек, платьев и платков равна 6-7 годам постоянного пользования без изменения качеств красочного слоя.

Работа в технике холодного бати-ка дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фраг-мент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно.

Обязательное наличие контура придает произведениям, выполнен-ным в этой технике, дополнитель-ную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным усло-вием. Именно в технике холодного ба-тика расписывают платки на тек-стильных фабриках. Рисунок печата-ют резервирующим составом на ма-шине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стек-лянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас.

Пошаговый пример выполнения работы.

В качестве материала для работы лучше взять подходящие по раз-меру обрезки хлопчатобумажной тка-ни или шелка.

При определении размера контура следует помнить, что с каждой сто-роны необходимо сделать припуск ткани примерно 1 см. Впоследствии этот припуск будет закрыт паспорту. Например, если панно в готовом виде имеет размер 11 х 8 см, ячейка сетки должна быть 13 х 10 см. Натяните ткань на раму. Рисунок переведите на ткань. Выполним панно «Бабочка» в трех колористических решениях, ко-торые условно назовем «утро, пол-день, вечер».

Красители разведите до нужной насыщенности цвета. Резерв, кото-рым вы будете пользоваться, обяза-тельно надо опробовать на нерабочих полях ткани. Проведите несколько линий с различной скоростью, слег-ка касаясь поверхности ткани рабо-чим концом трубочки. Начинать линию надо на листе бу-маги или на клеенке и затем плавно переходить на ткань. Тогда начало ли-нии будет четким и аккуратным. За-кончите линию, просто повернув тру-бочку рабочим концом вверх.

Определите, при какой скорости движения руки резерв оптимально ложится на ткань: проникает на-сквозь и не растекается. Затем при-ступайте к обведению линий размет-ки открыток. Помните, линии надо проводить ровно и твердо.

Проведите параллельные и пер-пендикулярные к ним линии, следя за тем, чтобы не размазать уже нало-женный резерв.

Чтобы проверить замкнутость контура, подсветите ткань снизу лам-пой: еще влажный резерв выделится светлыми полосами. Переверните раму и проверьте, пропитал ли резерв ткань насквозь. Если нет, обведите линии еще раз, уже с обратной сто-роны.

Таким же образом обведите рису-нок всех работ. При этом кисть руки надо держать на весу и только при проведении длинных прямых линий опираться на мизинец. Закон-чив обведение рисунка и проверив замкнутость линий, оставьте ткань до полного высыхания. Плотно закрой-те баночку с резервом, предваритель-но выдув в нее оставшийся резерв из трубочки. Трубочку промойте бензи-ном или уайт-спиритом с помощью насаженной на вер-хний конец резиновой груши. Пока резерв сохнет, проветрите по-мещение.

Колорит работы «утро» свет-лый, в холодной гамме, серебристый, напоминающий покрытую росой по-ляну. Для получения краски лучше взять яркие, как залитый солнцем луг. Сумерки по-пробуйте выдержать в сиреневой гамме летнего вечера.

Имейте в виду, что после высыха-ния красители станут более светлы-ми. Чтобы предвидеть конечный ре-зультат, капните на поля ткани крас-ку каждого цвета. Роспись начинайте со светлых участков. В случае неудачи этот уча-сток залейте красителем еще раз, сделав его чуть темнее. Если же на-чать расписывать с темного цвета, может получиться так, что по мере закрашивания остальных участков росписи этот цвет уже не будет восприниматься самым темным и не получится задуманного контраста. В начале работы может случайно образоваться затек светлой краски за линию резерва. Дефект легко ус-траним в процессе дальнейшей ра-боты.

Аккуратно расписывайте один фрагмент за другим. Старайтесь, что-бы краситель не выходил за пределы контура. Если это случится, попро-буйте устранить дефект. После промывки лучше продол-жать роспись других участков, так как сильно пропитанная влагой ткань хуже впитывает краситель и цвет бу-дет более светлым. Для более быст-рого высыхания воспользуйтесь фе-ном.

Если вы расписываете одновре-менно несколько одинаковых изде-лий, одним красителем покройте нужные участки росписи сразу на всех изделиях.

Чтобы придать работе большую живописность, не заливайте фраг-мент одним цветом. Цвета прекрасно -но смешиваются на ткани, перетекая один в другой. Поэтому окрасьте одну сторону листа или лепестка, за-тем другую близким цветом, но ино-го оттенка. Капля спирта, нанесенная на кра-ситель, сначала оттеснит его, так как быстрее впитывается в ткань. Но как только спирт высохнет, краситель медленно начнет восстанавливаться, создавая плавный переход цвета от темного к светлому. Можно накла-дывать один краситель поверх другого.

Готовую роспись оставьте высы-хать на раме. Посмотрите, может быть, есть необходимость подчерк-нуть некоторые участки более тем-ным цветом. Роспись для панно не нужда-ется в запаривании. Прогладь-те. Теперь осталось оформить их. Техника холодного батика включает в себя 3 основных способа:

«Классический» — со-здается методом навод-ки резервирующих ли-ний, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получа-ется рисунок, напомина-ющий витраж, и распи-сывается в один слой;

«Многослойный» — создается также по вит-ражному принципу, но при этом использует-ся несколько наложений цветовых тонов друг на друга;

«Незамкнутая графика» расписывается без ис-пользования замкнутых плоскостей, в этой тех-нике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

б) свободная роспись

Свободная роспись включает в себя три техники:

«Акварельная техни-ка» — ткань расписыва-ется по «сырому» с подсушиванием в опре-деленных местах и при-менением спиртового эффекта, а также росписи специальными пороло-новыми кистями по «су-хому»;

«Трафаретная техни-ка» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллон-чиков для распыления красителя.

«Графика по свобод-ной росписи» — создает-ся с применением соле-вой техники и наводки графики резервом.

в) узелковая техника Узелковая техника очень разнообразна. При различном складывании ткани и обработке краской получаются своеобразные интересные рисунки. В узелковой технике так же используются вкладывание мелких предметов: пуговиц, камушек, бусинок и т.д. г) технические приемы Растяжка одного цве-та позволяет выполнить плавный переход раз-ной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя).

Роспись по «сырому»— технический прием, позволяющий создавать различные узоры. Солевая техника - технический прием, при котором на подкрашенную сырую ткань наноситься соль или мочевина. При высыхании появляется эффект капель. Часто используется в морской тематике.

В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.
Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают совершенно невообразимое практически настроенному уму количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.
Находка для гурманов - техника "сухая кисть", применяемая разными кистями на различных тканях. Требуется умение свободно владеть карандашными техниками, знать законы рисунка и виртуозно владеть кистью (в т.ч. и кистью собственной руки). т.е. , что именно в свободной росписи требуется мастерство, богатая практика рисования и живописи, свободное владение материалом, инструментом и техникой

Оборудование, материалы

Успешная работа детей во многом зависит от тщательной организации условий труда. Помещение, в котором занимаются дети, должно быть сухим, хорошо отапливаемым, достаточно освещенным. В кабинете должен представлен полный спектр наглядно-методического обеспечения для класса изо. Художественные кисти, экранно-звуковые и гипсовые пособия позволят создать в школьном кабинете изо по-настоящему творческую обстановку. Все предоставленное оборудование для класса изо должно отвечает нормативным документам.

Для занятий по батику необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждому рабочему месту хорошо бы стол-тумбочку, где хранились бы ткань и необходимые для росписи приспособления.

Перед руководителем всегда стоит вопросы о материале и инструментах, с которыми работаю дети.

Перейдем к рассмотрению этих вопросов.

Первые, пробные работы по росписи на ткани лучше делать на не дорогих хлопчатобумажных тканях. Все хлопчатобумажные ткани прекрасно впитывают краску, но чем толще ткань или реже переплетение нитей, тем легче в нее входят и резервирующей состав.

На шелке краски выглядят более насыщенными, чем на хлопке и растекается быстрее. Искусственный шелк на подрамнике почти не растягивается, а краска растекается хорошо, особенно по мокрой ткани.

Любую ткань перед росписью нужно постирать. Тем самым из нового материала удаляется аппретура - специальный состав из крахмала, мыла, жира и других веществ. Стирка разрыхляет ткань, поэтому краска быстрее впитывается и растекается по поверхности.

Первые пробы удобно делать на пяльцах или на небольшом деревянном подрамнике. Ткань натягивают довольно сильно. Намокнув от краски, она не должна провисать и касаться стола, поэтому можно натягивать ткань и в мокром состояние. Для росписи подойдут кисти с мягким волосом, также необходимы кисти из щетины различных номеров.

Для росписи холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек с носиками различного диаметра.

Необходимо также резервирующий состав, парафин, соль и мочевина, для создания специальных эффектов на ткани.

В росписи используется красители предназначенные специально для росписи по ткани.

инструменты и материалы более подробное описание.

Перед тем как приступить к работе, вам придется приобрести или изготовить следующий набор инструментов:

раздвижная рама;

стеклянные трубочки;

формочки для краски или маленькие баночки;

Из материалов вам понадобятся:

шелковая ткань;

мочевина;

Раздвижная рама — применяется для качественного натяжения расписы-ваемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех дере-вянных брусков сечением 35x20 мм с вбитыми в них нержавеющими зака-ленными натяжными крючками. Бруски снабжены специальными винтовыми нержавеющими креплениями, что поз-воляет собирать раму необходимого размера. В раздвижной раме, разрабо-танной автором, предусмотрены спе-циальные бруски на липучках, которые при необходимости приподнимают раму и тем самым исключают сопри-косновение шелка и плоскости стола в процессе росписи.

Баллончики для распыления красителя — применяются в свобод-ной росписи для нанесения красителя на шелк.

Стеклянные трубочки

Стеклянные трубочки - приме-няются для качественной паводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на сле-дующее:

угол наклона носика должен быть в пределах 110-115°;

диаметр носиков трубочек должен быть разным: 0,6; 0,8; 1,0 мм;

трубочка должна иметь гнездо для спринцовки.

Кисти:

кисти для росписи применяют-ся круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный: ко-лонок, ушной волос, синтетика.

Формочки для краски — применя-ются для составления колера для роспи-си определенного цвета и тона. Наибо-лее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.

Ткань:

Шелковая ткань — предпочтение отдается китайскому не аппретирован-ному 100%-му шелку различной плот-ности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обра-щать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодно-сти ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, это значит, что шелк не аппретирован, не имеет в своем со-ставе синтетических примесей и при-годен для росписи. Если вода с трудом проникает в ткань, это значит, что ткань непригодна для росписи, и вам лучше не использовать ее. На та-кой ткани вы никогда не получите качественную роспись.

Шаблон — перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончатель-ным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправ-ления существенно повлияют на каче-ство вашей работы. По контурам шаб-лона будет наноситься непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкну-тых плоскостей, подобно витражу, что-бы цвета в процессе росписи не сме-шивались между собой.

Резерв — состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барь-ером для красителя в процессе роспи-си, что позволяет создавать по задан-ному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.

Резерв : Можно купить готовый - продаются в художественных салонах как отечественные, так и импортные. Можно сварить самому по старому проверенному рецепту. Сваренный собственноручно резерв хорош тем, что вы можете регулировать текучесть, вязкость, цвет состава, подгоняя его под ту трубочку, которой собираетесь работать. Для тонкой трубочки (имеется в виду диаметр "носика") резерв нужен более текучий (жидкий) - им работают по тонкому гладкому полотну. Трубочка с более крупным диаметром требует более густого резерва и годится для более плотной и фактурной ткани. Но для новичка бывает вначале сложно определить, что именно ему в данный момент необходимо. Это можно выяснить, неустанно практикуясь и пробуя всевозможные варианты сочетания трубочек, контурных составов и тканей. В продаже также имеются контурные краски в тюбиках с тонкой насадкой - они не являются резервом, а предназначены для декорирования готовой картины.
В горячем батике роль резерва выполняет расплавленный воск, парафин или стеарин (либо сочетания того и другого). В классическом горячем батике работа на перекрывании нужных плоскостей горячим восковым составом, от светлого к тёмному, но иногда необходимо проработать рисунок линейно. Можно сделать это тонкой кистью, но кисть будет безнадёжно испорчена, да и однородную линию не провести - разве что мазки. Для такой работы существует специальный инструмент. Это маленький "ковшик" с тонким носиком - трубочкою. Восковая смесь кипит на водяной бане, носиком зачерпывается горячий состав и обводятся нужные контуры. Работать нужно быстро, чётко, аккуратно. Либо образовавшиеся лужи и капли объявить проявлением художественного стиля. :)
Поскольку техники батика различаются только тем, какой вид резерва используется, то люди не устают придумывать, как исхитриться, и заставить краску выполнять поставленную задачу.
В узелковых техниках используют нить, узлы, варьируя способы завязываний и сложения ткани. Работая аэрографом, применяют трафареты, сминания и пр.

Рецепт резерва:

резиновый клей 100 мл; парафин 20 г; бензин 100 мл; канифоль 2 г.

Способ приготовления резерва:

    Парафин измельчите, добавьте ре-зиновый клей, бензин и канифоль.

    Тщательно перемешайте компо-ненты и разогрейте смесь на водяной бане (~ 90º С) до получения однородной массы. После того как резерв остынет до комнатной температуры, его можно использовать для росписи.

    Для получения черного или лю-бого другого цвета добавьте в резерв типографскую или обезжиренную мас-ляную краску. Чтобы обезжирить мас-ляную краску, выдавите ее из тюбика на газету и оставьте на несколько часов. Газета впитает масло, а краску, предва-рительно растворив в небольшом количестве бензина, можно добавлять в бесцветный резерв. Для лучшего со-единения компонентов цветной резерв вновь подогрейте на водяной бане.

    Если резерв загустел, добавьте в него очищенный бензин и тщательно перемешайте.

    В магазинах художественных ма-териалов можно приобрести резерв производства различных иностранных фирм, предварительно детально озна-комившись с инструкцией по приме-нению и назначению выбранного вами состава. Главное, на что нужно обра-тить внимание, — резерв должен вы-полнять свою основную резервирую-щую функцию, а не декоративную.

Хранить резерв необходимо в полотно закрытой таре. Резерв, приготовленный в домашних условиях, долго не хранится, и его желательно использовать к течение месяца. Но время работы с резервом необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности.

Очистка трубочки после окончания работы:

    После окончания работы из стек-лянной трубочки выдуйте резерв с по-мощью спринцовки в емкость для его хранения.

    После этого тщательно промойте трубочку в бензине с помощью сприн-цовки, последовательно втягивая и выду-вая жидкость.

Краски — используются специаль-ные для росписи по шелку и делятся на два вида:

краски, которые закрепляются паром (профессиональные);

краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).

Соль

Соль — часто применяется в роспи-си для создания различных живопис-ных эффектов, которые другим способом получить практически невозможно. Наиболее интересные эффекты дает каменная соль крупного помола. Применяются также экстра, морская соль для ванн. Мочевина — также применяется для получения живописных эффектов. Но благодаря своим химическим свой-ствам она создает более выраженные переходы цвета за счет дополнитель-ного отбеливания.

Спирт

Спирт — применяется в росписи для улучшения растекаемости краски по шелку.

Подготовка к росписи

Прежде чем приступать к росписи, необходимо натянуть шелк на раму и нанести на него рисунок будущей росписи при помощи шаблона.

    Раздвижную раму с помощью вин-товых креплений соберите под нужный вам размер.

    Натяните шелк на раму С помо-щью специальных натяжных крючков. Вначале шелк натягивается по четырем углам.

    Затем на натяжные крючки нако-лите одну из сторон ткани, а противо-положную натягивайте, постепенно за-крепляя на раме. Повторите процедуру с оставшимися краями. При правиль-ной натяжке поверхность шелка долж-на быть тугой и гладкой, без складок и провисаний.

    Шаблон расстелите на рабочем столе рисунком вверх, накройте его ра-мой с натянутым шелком и прикрепите к ткани с помощью булавок или скотча.

    Аккуратно перенесите рисунок на ткань, используя карандаши средней мягкости (Н. НВ, В). Шаблон прекрас-но виден сквозь шелк, и вам не соста-вит груда перенести на ткань контур рисунка.

    Раму с натянутым шелком и наве-денным карандашом рисунком уста-новите в горизонтальном положении на плоскости стола. Снизу к раме на ли-пучке прикрепите бруски, которые при-поднимут ее от стола на необходимое расстояние. Это исключит соприкосно-вение шелка и плоскости стола во время росписи.

запарка

Роспись на шелке, независимо от тех-ники исполнения, необходимо запа-рить. В результате запарки краситель закрепляется на шелке, цвет стано-вится насыщенней и глубже, роспись не выцветает и не боится воды, на шел-ке появляется благородный блеск, и он прекрасно драпируется. Все это прида-ет росписи законченный вид, особен-но при создании утилитарных изделий.

    Прежде чем приступать к процес-су запарки (закрепления), убедитесь, что краситель полностью соединился с тканью: для этого после окончания росписи должно пройти не менее суток. Процесс запарки в домашних условиях довольно сложный и непредсказуемый, но, если следовать всем рекомендациям автора, вполне доступный. Чтобы запар-ка была качественной, необходимо правильно подбирать материалы, используемые в росписи, а также строго следовать технологии. Используйте для росписи только 100%-й шелк, без примесей, и профессиональные красители для закрепления паром.

    Полностью удалите воск со всей поверхности росписи, прогладив ткань утюгом через газету. Если вы работали с применением солей, очистите поверх-ность от остатков соли. Приступая к запарке, необходимо учитывать погодные условия. Во время дождя не рекомендуется запаривать, так как атмосферное давление низкое, что отрицательно влияет на процесс.

    На столе в один слой расстелите газетную бумагу. Поверх бумаги распо-ложите расписанную ткань так, чтобы бумага выступала по краям примерно на 10 см. Закройте ткань еще одним слоем газетной бумаги. Если у вас нет газетной бумаги, вы можете использо-вать обычные газеты, напечатанные в одну краску (черно-белые). В этом случае кладите их внахлест, так, чтобы вся поверхность была закрыта.

    Начиная от ближней к вам сторо-ны, загните край росписи вместе с га-зетной бумагой так, чтобы получилась полоса 6-7 см шириной. Слегка при-жмите линию сгиба. Повторяйте про-цедуру, постепенно сворачивая роспись вместе с бумагой, до тех пор, пока у вас не получится многослойная поло-ска. С каждого края полученной полос-ки отмерьте примерно по 6-7 см и за-гните края. Продолжайте сворачивать полоску в своеобразный «рулет», пока не дойдете до середины. Полученный сверток-«рулет» обвяжите льняным или хлопчатобумажным шпагатом.

    На дно эмалированного ведра положите гальку или керамические черепки и налейте воду слоем пример-но 5-6 см. Привяжите «рулет» к дере-вянной рейке на расстоянии примерно 5 см от нее. Рейку разместите на ведре таким образом, чтобы «рулет» висел в центре на равном удалении от стенок. Основное условие — «рулет» должен не касаться рейки, стенок ведра и находиться как можно дальше от воды. Таким способом можно поместить в ведро несколько «рулетов».

    Затем ведро накройте сверху шерстяными одеялами, сложенными в несколько слоев, так чтобы их тол-щина составляла не менее 10 см, и поставьте на газовую плиту на силь-ный огонь. Следите, чтобы концы оде-ял находились от огня на безопасном расстоянии.

    Примерно через 15 минут пар пройдя сквозь слои, появится над по-верхностью одеял. Проверьте, чтобы пар не выходил в щели между одеяла-ми и стенками ведра. В этом случае пе-реложите одеяла. Затем убавьте огонь до среднего и оставьте ведро на плите на 1,5-2 часа.

    Когда процесс запарки закон-чится, выключите газ и снимите одея-ла. Выньте «рулет», положите его на стол и, развернув бумагу, достаньте рас-писанную ткань. Эти операции прово-дите с предельной осторожностью, по-мните, что все, к чему вы прикасаетесь, будет очень горячим.

    После запарки промойте ткань в теплой проточной воде, смывая лиш-ний краситель. После того как вода перестанет окрашиваться, шелк необхо-димо отжать, расстелить на хлопковой подстилке и высушить утюгом.

окончательная отделка

После завершения росписи нужно произвести окончательную отделку из-делия. У платков, шалей, палантинов необходимо подшить края. Для станко-вого панно оформление является по-следним и очень важным этапом. Вы мо-жете сделать это любым из методов с применением сухой клейки, разра-ботанных автором.

натяжка на подрамник

    Роспись должна быть с каждой сто-роны как минимум на 5 см больше под-рамника. Используйте подрамник с бор-тиком по внешнему краю, что исключит его соприкосновение с росписью.

    Нанесите на торцевую и заднюю часть подрамника клей ПВА средней консистенции и дайте ему высохнуть в течение 30 минут.

    На подрамник с верхней стороны натяните хлопчатобумажную ткань, Для этого к торцу подрамника приложите край ткани и прогладьте максимально разогретым утюгом. В результате ткань приклеится к подрамнику. Метод натяжки на подрамник можно использовать при оформлении панно, выполненных на шелке в любой технике.

    Переверните подрамник на 180° и натяните ткань на противоположную торцевую часть подрамника. Прогладь-те утюгом край ткани, приклеивая ее к торцу подрамника.

    Затем аналогичным способом на-тяните и приклейте ткань на оставшие-ся две стороны подрамника.

    Обрежьте по периметру подрам-ника лишнюю ткань. Шелк — достаточно прозрачный материал, поэтому декоративные росписи лучше выглядят, если под ткань поместить подкладку. Белый фон подкладки сделает роспись более насыщенной по цвету. Следите за тем, чтобы хлопчатобумажная подкладка была хорошо, без складок, натянута на подрамник.

    Поверх хлопчатобумажной ткани на подрамник наклейте роспись. Для это-го расстелите расписанный шелк на бе-лой ткани, выровняв контуры росписи.

    Поставьте подрамник вертикаль-но на границу расписанной поверхности.

    Ткани, загните край и приклейте его к задней стороне подрамника так, как вы это делали с подкладкой.

    Переверните подрамник на 180" и, натягивая шелк с определенным усили-ем, приклейте противоположную сто-рону утюгом к задней части подрам-ника.

    Затем аналогичным способом натяните и приклейте роспись с остав-шихся двух сторон. При натяжке росписи необходимо следить, чтобы изображение не деформировалось. Чтобы исправить недостатки, можно отклеивать ткань и вновь фиксировать ее утюгам.

    Аккуратно заверните на углах с задней стороны подрамника излиш-ки ткани, прогладьте горячим утюгом и закрепите их степлером.

наклейка на оргалит, картон

    Вырежьте из оргалита пласти-ну необходимого размера и формы, по гладкой стороне загрунтуйте белой водоэмульсионной краской и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.

    Затем покройте всю загрунто-ванную плоскость клеем ПВА средней консистенции и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.

    Тщательно удалите воск с распи-санной ткани, как было описано выше, и расстелите роспись лицом вверх на подготовленном оргалите. Роспись на хлопке, выполненную в технике батика, рекомендуется закреплять на оргалите, потому что хлопчатобумажная ткань провисает на подрамнике от перепадов влажности и температуры.

    Затем накройте роспись газетной бумагой и прогладьте максимально ра-зогретым утюгом по всей плоскости. Утюг перемещайте медленно, тщатель-но, с нажимом, проглаживая поверх-ность, чтобы ткань приклеилась по всей плоскости.

    Обрежьте оформительским но-жом излишки ткани по контуру ор-галита и вставьте готовое изделие в раму.

Самое важное. Техника безопасности.

Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

    Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.

    На рабочем месте должны находиться только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть эти этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.

    Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.

Рекомендуется работать всегда в фартуке, лучше полиэтиленовом, от него легче отмыть красители. Кроме этого необходимо надеть резиновые перчатки и защитные очки, для предохранения от брызг красителей, кислот и щелочей.

Вообще, при обращении с любым химическим препаратом необходимо одевать резиновые перчатки. Это относится и к кальционированной соде, которая является сильным щелочным раствором, и отбеливающим растворам, если вы работаете в технике «вытравка».

С порошковыми красителями также следует обращаться крайне осторожно. Избегайте попадания порошка в дыхательные пути, надевайте защитную маску при отмеривании составляющих и при смешивании красителей. Всегда добавляйте сухой краситель в воду, а не наоборот. После того как краситель растворен в воде, маску можете снять. Всегда четко и разборчиво помечайте все емкости с красками и химикатами.

    Некоторые вещества при перемешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.

    Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и, особенно, с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.

    Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне (на водяной бане на хорошо регулируемой электроплитке, чтобы не допускать сильного кипения резервирующего состава) в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары. Если воск начал дымится, убавьте источник тепла и постарайтесь не вдыхать дым. При воспламенении воска накройте пламя жаропрочной крышкой и выключите нагревательный прибор. Имеющийся под крышкой кислород быстро «сгорит» и пламя потухнет. Оставьте кастрюлю с воском охлаждаться. Не поднимайте ее и не пытайтесь передвинуть. Никогда не гасите воспламенившийся воск водой!!

Если горячая капля воска или парафина попадет в холодную воду, брызги могут обжечь кожу, глаза. Если капля воды попадет в кипящий воск, то это может привести к взрыву!!!

Работать следует в защитной маске или респираторе, особенно при приготовлении резервных смесей и при выпаривании воска утюгом в горячем батике. При работе с воском никогда не оставляйте кастрюльку с воском без присмотра.

    При работе с красками необходимо применять их по назначению.

    Осторожно пользоваться резервирующем составом и разбавителем

    После окончания работы произведите уборку своего места.

    Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все инструменты.

    Вымойте руки с мылом.

*************************************************************************************************************

Интересуетесь интересными хобби? Не упустите возможность попробовать одну из древнейших техник рисования – батик. Немного усилий и в руках окажется настоящий шедевр.

Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних времен. На протяжении многих веков предметы из батика высоко ценились, а мастерство некоторых художников достигало невероятного уровня. Интересно, что во многих уголках мира – Индии, Африке, Индонезии, Японии искусством батика традиционно занимались исключительно женщины. Возможно, это связано с тем, что ремесло это требует кропотливой работы, внимания к деталям, а также тонкого женского чутья в выборе цвета.

История магического ремесла

Первые ткани с рисунками появились еще в 4 веке до н. э.. Это были материи, которые египтяне использовали для ритуального погребения мумий. В 7 веке н. э. батик начал распространятся в Китае и Японии. Это искусство стало широко известным в Персии, Шри-Ланке, Малайзии, Перу.

Пожалуй, наиболее известная своим неповторимым батиком страна это Индонезия, где искусство художественной росписи по ткани пустило корни еще в 12 веке. Вариаций традиционных изображений для батика здесь насчитывается около трех тысяч! Узоры наносятся воском – индонезийская технология относиться к горячему батику. К этому виду искусства у местных жителей отношение особое – здесь до сих пор верят в его магические и целебные свойства.

Так, например, в свадебном обряде батиковым платком принято связывать молодых, дабы объединить их души воедино. А младенцев в этих краях заведено носить, обернув в расписной шарф, переброшенный через плечо. Индонезийцы также верят, что батик имеет мощную энергетику и способен даже исцелить от недуга.

Большое значение также придается цветовой гамме – считается, что каждый цвет батика может определенным образом влиять на человеческую натуру. К примеру, сиренево-розовый помогает сохранить красоту и продлить молодость.

В начале 20-го века искусство батика стало особенно популярным среди некоторых племен Африки, в частности проживающих в Нигерии и Сенегале. Традиционный батик народности йоруба носит название адире – он до сих пор широко популярен среди нигерийцев.

Следуя многовековой традиции, узоры наносят крахмальной массой при помощи перьев, затем ткань окрашивают натуральным красителем в цвет индиго. Из такой ткани шьют как повседневную, так и праздничную одежду. При этом рисунки являются своеобразным кодом, несущим в себе историю племени.

Также среди африканских народностей популярен и другой способ орнаментирования материи: до погружения в краску ее прошивают или завязывают определенным образом – так мастера получают причудливые узоры на ткани. Этот способ называют также «узелковым» батиком.

Огромной популярностью он пользовался в 60–70-е годы 20-го века среди представителей движения хиппи. Благодаря такому окрашиванию ткани на одежде молодых людей появлялись яркие психоделические разводы с эффектом сияния.

Виды и классификация батика

В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:

  • холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;
  • горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;
  • узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.

Техника холодного батика

Горячая техника

Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.

Особенности техники холодного батика

Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.

Для холодного батика хорошо иметь отдельное рабочее место – идеально подойдет балкон, или другое хорошо-проветриваемое помещение, так как вдыхать пары резервирующего вещества не слишком полезно для здоровья (в его состав входит бензин).

Если вы планируете использовать расписанную ткань для практического применения (в виде шарфа, скатерти и т.п.), то имейте в виду, что в этом случае потребуется дополнительный этап по закреплению краски – иначе при первой же стирке все краски смоются.

Существует несколько способов закрепления в домашних условиях:

  • запекание изделия в духовке при температуре ~ 150 градусов в течение 15-20 минут (ставить изделие нужно в холодную духовку, предварительно обернув в белую хлопковую ткань, после выключения духовки батик не стоит доставать в течение часа);
  • запаривание на водяной бане без контакта изделия с водой или конденсатом (в этом случае батик оборачивается в ткань и в бумагу несколько раз, а затем помещается в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы до воды было около 5-ти сантиметров: либо привязывается к ручкам кастрюли за веревочки, либо крепится на сетку сверху);
  • закрепление утюгом происходит так: каждые 10 см кв. проглаживаются в течение 3-х – 5-ти минут (режим глажки должен соответствовать ткани);

Успех закрепления цветов зависит также от качества самих красок, однако в любом случае, стирать батик стоит только в прохладной воде с небольшим добавлением уксуса.

Что нужно приготовить для первых занятий

Пяльцы или рама

Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для . Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.

На раме ткань крепится на специальные крючки, которые обычно идут с ней в комплекте. На подрамнике можно закрепить ткань с помощью нитки и иголки так, чтобы сама ткань не соприкасалась с рамой. Возможен и более простой вариант: закрепить ткань кнопками или мебельным степлером (естественно с шелком так поступать не стоит).

Ткань

Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для лучше остановить свой выбор на батисте.

Бумага

Для предварительного эскиза вам потребуется лист тонкой бумаги такого же размера как область рисунка на батике.

Материалы и инструменты

Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.

Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.

Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.

Для работы с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которую не жалко запачкать, так как с выведением пятен от краски могут возникнуть проблемы. Кисти для батика должны быть не жесткие – идеально подходят мягкие синтетические или беличьи.

От подготовки к шедеврам

Этапы работы над батиком:

  1. На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
  2. на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
  3. На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
  4. На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
  5. На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
  6. На шестом этапе происходит окрашивание батика.
  7. На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.

После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.

Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.

От хобби к профи

Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.

При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби. К тому же роспись по шелку и сейчас ценится очень дорого и, воспользовавшись нашими , вы сможете заработать на этом хобби.

Техники батика — один из основных вопросов для тех, кто увидел однажды расписанный вручную платок или картину в стиле «батик».

Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Самая древняя техника батика —

Горячий батик

Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.

Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,

Суть горячего батика

Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные тут не годятся.

Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно . Выглядит так:

Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».

После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —

Холодный батик

Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

Свободная роспись

Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

Рекомендуем почитать

Наверх