Гжель городецкая роспись. Декоративная роспись по дереву для начинающих

Управление  01.06.2020
Управление 

Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

Роспись по дереву - декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи - хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

1. Хохлома.

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом - олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Основные цвета в хохломе:

Красный;

Золотой;

Дополнительные цвета:

Зелёный;

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы - сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома - в XIX веке.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Основной приём росписи - сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» - крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» - дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы - цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор - звёзды, крестики, чёрточки, - выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

С чего начать и как делать роспись по дереву

Кисти для росписи по дереву

Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи , колонковые , реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти .

Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное - отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания - вот и всё!

И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

Роспись по стеклу акриловой краской придаст кухне оригинальность и собственный неповторимый стиль. Красиво расписанные предметы интерьера из стекла произведут на гостей невероятное впечатление. Ими могут быть дверные стекла, стекла кухонного гарнитура, зеркальные поверхности, столешница, вазы, картины и даже окна. Процесс росписи труден и кропотлив, но каждый при желании сможет создать такую красоту.

Декоративная роспись стекла

Почему роспись стеклянных поверхностей стоит делать именно на кухне? Мотивы, которые изображает начинающий художник, будут лишены строгости. Они замечательно подойдут для .

Если художник выводит на картине каждую деталь, появится эффект мозаики. Изображение будет визуально состоять из нескольких цветовых мазков. На стеклянных предметах особенно нежно и изящно выглядят картины росписью.

Роспись осуществляется с помощью силикатных красок.

Краски продаются в специализированных отделах, они могут быть матовые, прозрачные. Также художники по стеклу используют акриловые и витражные краски. Предварительно нужно определиться, что именно будет нанесено на , дверцы шкафа или набора посуды. Если позволяет фантазия и способности, нарисуйте эскиз самостоятельно, будь то , цветами или пейзажем. Если с техникой рисования возникли проблемы, всегда можно скачать понравившийся рисунок, трафарет или шаблон и применить его.

Загустевшие краски всегда можно «оживить» растворителем.

Техника

  • Контур и заливка определенных областей.
  • Тиффани. Создает эффект трехмерности изображения. Помогает создать реалистичность изображения, эффект близкого или удаленного нахождения. Данный вид техники охватывает и небольшие элементы, граница картины хрупкая.
  • Художественные витражи для шкафчиков или .

Сначала подготавливается поверхность , которую планируется расписать: вытирается сухой салфеткой, обезжиривается мыльным раствором или спиртом, вытирается насухо. Далее можно приступать к нанесению контура картины. Его наносят карандашом или фломастером. После полного высыхания контура можно начинать роспись. Каждый оттенок берется отдельной кистью. Краска не должна выходить за границы нанесенного контура. Когда краска нанесена, остается ждать ее высыхания.

Результат закрепляется прозрачным лаком, придающим рисунку глянцевый блеск. Аэрозольный лак поможет в создании эффекта старины.

Роспись посуды

Вручную расписанная посуда – это жемчужина на кухне, предмет особой гордости. Один раз попробовав роспись на посуде, можно на всю жизнь обзавестись любимым хобби. Для росписи применяют два вида красок: витражные и акриловые. Оба вида используют на стекле и керамике, пользоваться готовой посудой потом можно как обычно.

Несколько советов начинающим мастерам:

  • Приступать к творчеству лучше, используя стеклянную прозрачную посуду или белоснежную керамику. Тогда ничто не отвлечет внимания от рисунка.
  • Предварительно стоит «набить руку» на листе бумаги. Потренируйте твердость мазков, выведение тонких и толстых линий, плавный переход от толстой к тонкой линии. Отлично, если вы научитесь веретенообразному мазку – это основной способ рисования цветов.
  • Следующим шагом нужно научиться рисовать цветы. Главное – сочетать оттенки, не допустить слияния одного мазка с другими. Попробуйте сделать переход от темного оттенка к светлому.
  • Чтобы добавить прозрачности в рисунок, смочите кисть в воде.
  • Создайте эскиз будущего рисунка, вырежьте его и нанесите на посуду. Профессионалы росписи по посуде настолько уверены в своем мастерстве, что не используют эскизов, рисуют сразу.
  • Предварительно посуду моют и обезжиривают. Контур высыхает полностью за пару часов.
  • Разрисуйте картину красками, для высыхания лучше использовать горизонтальную плоскость.

Роспись по стеклу акрилом мастер класс. Как из обычной банки создать интересный декор для кухни:

Акриловый рисунок после 15-минутного обжига тоже становится прочнее. Термическая обработка производится в духовом шкафу при температуре 150 градусов. Остывает посуда самостоятельно.

Роспись тарелок

Гжель

Гжелью называют русское народное творчество, оно узнаваемо во всех странах мира. Этот вид ручной росписи состоит из простых линий, капель, сеточек, цветов синего цвета на белом полотне.

Если вам нравится сочетание белоснежного и голубого, то можно создать целое панно из тарелок с росписью гжель в .

Процесс работы:

  • Берется готовый узор или рисунок. Круглая форма тарелки побуждает создать эскиз, который органично впишется в круг.
  • На тарелке делается набросок маркером.
  • Рисуется основной рисунок при помощи кисти с тонким кончиком.
  • Белой краской выводятся акценты на синем рисунке, делаются переходы.
  • Прежде чем приступать к росписи следующего элемента, нужно дождаться, пока предыдущий высохнет.

Чтобы рисунок был похож на классическую гжель, линии должны быть плавные и волнообразные, но при этом четкие.

Мастер класс по росписи в стиле гжель. Разрисуйте красиво тарелку – это просто:

Хохлома

Роспись тарелок под хохлому – занятие интересное и увлекательное. Зародился этот вид русского искусства еще в 17 веке в Нижнем Новгороде.

Хохлома – это роспись деревянной посуды красными, черным и зеленым цветом по желтому фону.

Процесс работы:

  • Берется из книги или интернета орнамент, переносится на тарелку.
  • Рисуется фон, огибая листочки и ягодки.
  • Оставшиеся элементы заполняются нужным цветом.
  • Добавляются необходимые штрихи: капельки, завитки.
  • Тарелка сушится.

Другие виды русской росписи на тарелках:

  • Петриковская роспись. На черном или золотом фоне рисуются яркие цветы, птицы, узоры.
  • Городецкая роспись. Сюжетом для такой росписи будет русская изба, ее обитатели и атрибуты жизни народа.Выполняется свободными мазками с белой или черной обводкой.

Народная роспись включает самые простые узоры, цветы, ягоды, природные явления в се что окружает нас в природе.

Современные картины на стекле и керамике

  • Надписи. В преддверии праздника можно вывести на посуде поздравления или имя виновника торжества. Красиво смотрятся надписи в виде строк из письма. Вариантов тут множество.
  • Простейшие узоры: горох, полоска, квадраты, любые геометрические фигуры смотрятся очень оригинально.
  • Авангард. Границ в вариантах тут просто нет: кляксы, случайные линии, отсутствие симметричности.
  • Техника омбре. Достигается эффект омбре за счет нанесения красок губкой. Также появляется эффект омбре, если жидкие полосы красок разгонять иголкой.

Сочетание: ребенок, тарелка и краски дает необыкновенный результат.Любой детский рисунок станет украшением кухни и порадует родителей и гостей.

Роспись бокалов

Роспись бокалов сегодня – это отдельный и весьма распространенный вид творчества. Бокалы, расписанные вручную, выглядят богато и красиво. Как создать рисунок на стене кухни своими руками читайте по .

Материалы, необходимые для росписи бокалов:

  • Канцелярские принадлежности.
  • Специальный контур.
  • Кисти.
  • Специальные краски по стеклу (бывают акриловые – покрывные, а также прозрачные витражные).
  • Ватные диски и ватные палочки, зубочистка.
  • Обезжириватель.

Акриловые матовые краски не боятся воды. Витражные делятся на обжигаемые и необжигаемые. Нужно избегать красок на водной основе, брать основу из спирта.

Порядок работы:

  • Обезжирить бокалы ацетоном или моющим средством.
  • Вырезанный из бумаги эскиз поместить внутрь бокала и закрепить скотчем.
  • Нанести контур на поверхность бокала сплошной линией.
  • Дать контуру высохнуть. Подождать придется от получаса до трех часов.
  • Заполнить контур красками. При необходимости расположить бокал горизонтально.
  • Убрать излишки краски ватной палочкой, а воздух – зубочисткой.
  • Бокал должен быть сухим. Понадобится от нескольких часов до суток.
  • При использовании необжигаемых красок закрепление делают бесцветным акриловым покрытием. Для обжигаемых – обжиг в духовом шкафу 10 минут. Ставить бокал нужно в холодную духовку, доставать после полного остывания. Удостоверьтесь, что бокал выдержит высокие температуры.

Темы на разные случаи

  • Вручную расписанные бокалы – прекрасный подарок для молодоженов. На них рисуют голубков, кольца или два сердца. Все эти символы отлично впишутся в свадебную атрибутику.
  • Удивить гостей можно и на Новый Год – бокалы с нарисованными елочными игрушками, елками и снежными сугробами поднимут всем настроение. Замечательная идея – нарисовать на одном бокале Деда Мороза, а на другом – Снегурочку.
  • Подобным образом можно оформить бокалы на Хэллоуин (тыквы), день Святого Валентина (сердца).

Роспись бокалов смотрите мастер класс:

Декор дверок

Роспись стеклянных дверок сейчас набирает популярность. Такое решение применяют для шкафов купе, межкомнатных дверей, кухонных гарнитуров. Витражная роспись дает чрезвычайно красивые результаты.

Как создать витражи

  • Снять дверцу с петель.
  • Приготовить эскиз будущего рисунка.
  • Нанести на эскиз карандашом, а затем черным фломастером.
  • Достать стекла, обезжирить.
  • Нанести контур специальным карандашом-контуром по стеклу.
  • Нельзя обрывать контур, иначе краска растечется.
  • Дать время, чтобы контур высох.
  • Закрасить рисунок.
  • Дать стеклу высохнуть. На это нужны сутки.

Как сделать витраж на стекле, смотрите здесь:

Роспись керамической плитки

Керамическая плитка – отличный холст, на котором также можно оттачивать свое мастерство. Плитка должна быть гладкой, без рисунков, однотонной. Можно использовать и .

Порядок работы:

  • Обезжирить плитку моющим средством и губкой.
  • Отшлифовать наждачкой.
  • Нанести эпоксидную грунтовку, дать ей высохнуть.
  • Краска наносится на плитку в несколько слоев. Последующие слои наносятся только после того, как высыхают предыдущие.
  • Откорректировать рисунок ватными дисками.
  • Нанести водостойкий лак.

Роспись по стеклу на кухне, оборудованная подсветкой, выглядит особенно элегантно.

Среди недостатков – сложность и трудоемкость процесса. Но удовольствие от созерцания уникального предмета интерьера, созданного своими руками, стоит всех стараний. Про керамическую плитку для фартука можно прочитать в данной .

Роспись посуды своими руками . Приемы декора различных предметов фарфоровой (керамической) посуды : тарелок, чашек, чайников, которые можно осуществить в домашних условиях. Профессиональная роспись требует более сложного оборудования и материалов.

Расписанная вручную кружка или тарелка могут стать отличным подарком даже для очень взыскательного адресата. Изображение нужно сделать индивидуальным, лучше – с памятной надписью.

Материалы для росписи в домашних условиях

Краски могут быть с запеканием и без запекания. От того, какой материал для росписи выбрать, зависит техника росписи. Поэтому перечень материалов – это, по сути, перечень самых распространенных техник.

Следует также отметить, что профессиональные художники-керамисты, а также массовые производства используют более сложные красители. Эти краски являются разновидностью глазури или эмали. Их разводят на воде или на масле. После – выпаривают масло и влагу и запекают в муфельных печах при высокой температуре (более 400 градусов). Остывать такая роспись должна вместе с печью. То есть, порой процесс запекания занимает около суток (чем выше температура запекания, тем дольше печь и предмет остывают). Краски для домашнего использования не требуют таких экстремальных температур, ими могут пользоваться новички, и эти краски, как правило, уже имеют нужную консистенцию.

Роспись с помошью маркера по керамике

  • Фломастеры, ручки, маркеры . Ручки или фломастеры по керамике продаются в магазинах для рукоделия или в салонах для художников. Они бывают разных размеров и разного цвета. В зависимости от размера могут давать тонкую линию или толстую.
  • Пигменты без запекания .
    • Акрил .Как правило, используют акриловые краски. Они стоят недорого и продаются повсеместно. Как только акриловая краска высохнет, сверху её закрепляют матовым или глянцевым герметиком. Акриловые краски бывают в спрее, и такие краски дают интересные эффекты (омбре, силуэты).
    • Краски на основе растворителей. Это стойкие краски как масляные живописные. Их трудно удалять с кистей. Но они не требуют запекания. А полностью высыхают в течение 24 часов.
  • Пигменты с запеканием . Профессиональные пигменты – в виде порошка, который художники разводят маслом или водой самостоятельно. Для использования в домашних условиях продаются уже разведенные краски, это обычные с виду краски как гуашь. Их следует нанести на фарфор. Затем высушить на воздухе, и после запекать в духовке около 30 минут при температуре 350 градусов.
    • Эмаль . После высыхания такие краски образовывают жесткую и глянцевую поверхность. Краски стойкие, но содержат свинец, поэтому их нельзя использовать для предметов, в которых будет содержаться еда или напитки.

Варианты росписитарелок

    • Краски на водной основе. Преимущество водной краски в том, что можно легко регулировать её прозрачность. Разводя водой можно добиться легкого прозрачного слоя, а также добиваться акварельного эффекта (перекрытия нескольких прозрачных оттенков). Краски на водной основе запекаются в печи при постепенном повышении температуре и постепенном остывании. Перед выпеканием краска должна полностью высохнуть, чтобы не было пузырей. Высыхает такая краска в течение 3 часов на воздухе.
    • Глазурь, люстр . Это тоже профессиональные краски. Но есть и любительские глазури и люстры. Глазурь – это затвердевающая при высокой температуре краска, приобретающая глянец и прочную поверхность. А люстр – прозрачная или полупрозрачная краска с блестящим или перламутровым эффектом. Тоже требует запекания.
  • Чистые керамические предметы посуды под роспись . Художники называют это «белье». В магазинах для художников и для рукоделия можно купить белые чистые сервизы под роспись, а также керамические фигурки животных и людей. Как правило, такое «белье» - это матовые предметы без глазури, которые требуют дополнительной обработки. Из них есть и пить пока нельзя.
  • Наборы для росписи по посуде в домашних условиях . Это наборы для начинающих или для детей. В них уже есть готовый предмет для росписи (чашка или керамическая фигурка), различные эскизы, кисточка, краски и инструкция по применению. Удобство наборов в том, что росписью можно начинать заниматься сразу, без лишних приготовлений. Недостаток – дороговизна, покупать краски отдельно от посуды выгоднее.
  • Краски по стеклу . Их можно использовать и по фарфору. Но некоторые из них оставляют высокий рельеф, следует об этом знать.
  • Трафареты . Наборы трафаретов для росписи по посуде продаются в магазинах для рукоделия. Это удобный прием нанесения рисунка. Они имеют клеящуюся поверхность (как стикеры), ими удобно пользоваться. Но можно трафареты изготавливать самостоятельно (из плотной бумаги, плотного целлофана или тонкого пластика).

Идеи для росписи

Простейший геометрический рисунок

  • Надписи . Самый легкий дизайн – это просто написать на тарелке или чашке какую-то надпись. Если планируется семейное торжество – можно написать на тарелках имена собравшихся и даже короткое послание им («С Новым годом!», «С праздником!»). Надписи могут быть фантазийные и каллиграфические, а могут быть похожи на строчки письма.
  • Простейший одноцветный рисунок . Горох, полоска, штрихи, линии. Это узоры из простых геометрических фигур. Выполняются кисточкой и краской.
  • Авангард . Цветные кляксы и случайные штрихи тоже могут составить интересную космпозицию росписи по посуде.

Интерьер, украшенный расписными тарелками

  • Декоративная роспись для украшения интерьера . Украшать стены красивыми тарелками – традиция многих народов. Можно сделать из тарелок целое панно на стене. Если из этих тарелок не планируется есть, то можно расписывать обычными акриловыми красками с глянцем.
  • Омбре . Градиентное окрашивание достигается, если краску наносить губкой. Другой профессиональный прием – нанести полосы жидкой краски, и пока они не высохли обычной иголкой разгонять границу цвета.
  • Детские рисунки . Дети очень любят роспись по посуде, так как остается практичный предмет после творчества. Любой детский рисунок может стать сюжетом для росписи тарелки или чашки.

Идей для росписи предостаточно. Это и картины, и музейные экспонаты. Есть целые подборки в социальных сетях Instagrame или Pinterest, новые идеи публикуют специализированные журналы и сайты.

Роспись посуды и знаменитости

Поклонники росписи по посуде: Пэрис Хилтон, Дэвид Бекхэм, Джессика Альба, Шэрон Стоун

Голливудские знаменитости стали своего рода пропагандистами занятий керамики. Папарацци часто запечатлевают их на занятиях керамикой со своими отпрысками. Самыми известными поклонниками занятий росписью по керамике считаются Пэрис Хилтон, Миша Бартон, Дэниз Ричардс, Николь Риччи. Это сделало совместные занятия росписью керамики вместе с детьми модными и популярными во всем мире.

Кейт Миддлтон и прнцы Уильям в детском центре творчества

Популярными стали снимки Кейт Миддлтон и принца Уильяма, когда они посещали детский центр творчества и занимались с детьми росписью посуды. В сети есть фото актера Бена Аффлека с дочерью Виолеттой во время занятий, актрисы Дженнифер Гарнье, актрисы Шэрон Стоун , Кристины Агилера с сыном Максом, Джессики Альба с дочерью, Дэвида Бекхэма с сыновьями.

Техника росписи посуды на дому с помощью маркера (ручки)

  • Перед началом росписи следует обезжирить поверхность чашки или тарелки, это легко сделать с помощью спирта. Во время росписи следует держать предмет так, чтобы не хватать его пальцами (даже на чистых руках есть кожное сало).
  • Если сделана ошибка – все можно поправить. Ручка или фломастер легко стираются салфеткой с водой.
  • Кружка или тарелка должна остаться остывать в духовке. Её можно достать, когда духовка окончательно остынет.
  • Метод процарапывания

    • Роспись можно делать в несколько слоев. Каждый из слоев запекается. Однако следует быть внимательными, потому что большое количество запеканий приводит к выцветанию первых слоев. Поэтому следует стремиться к максимум 2-3 слоям.
    • Профессиональный подход к росписи состоит в том, чтобы использовать фон, то есть поверхность самой посуды, а не закрашивать изделие целиком. При этом неважно, какого цвета фон, но он должен работать.
    • Есть такой прием – «процарапывание». Сначала тарелка или чашка закрашивается фантазийным фоном, затем краски высушиваются (но не запекаются). Потом нужно взять зубочистку или иголку (спицу) и процарапать красящий слой. Получится интересный эффект белой графики.
    • Если планируется многоцветная роспись в несколько слоев, начинать следует с самого светлого оттенка.

    Мезенская роспись

    Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

    Полхов-Майданская роспись

    Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

    Пижемская роспись

    Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Основна пижемской росписи - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.

    Гуслицкая роспись

    Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица - так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово- Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи - сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

    Ракульская роспись

    Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами.В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

    Шекснинская роспись золоченка

    «Шекснинская золоченка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золоченкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи.Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

    Хохломская роспись

    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Борецкая роспись

    Бо́рецкая роспись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи - село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI-XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

    Петербургская роспись

    Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

    Городецкая роспись

    Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

    Жостовская роспись

    Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, - это цветочный букет.

    Гжельская роспись

    Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках.

    Еще во времена древних цивилизаций Роспись тарелок и посуды превратилась в настоящее искусство. Тогда декорированием керамики занимались женщины, сегодня украшательством посуды увлечены и мужчины, и дети. Все про роспись посуды – методы, особенности, лайфхаки, подсказки читайте далее.

    Историческая справка

    Как минимум 6 тысяч лет назад на керамических изделиях появились узоры и орнамент. Скорее всего, зародилось декорирование посуды раньше, но именно этот период истории археологи сумели четко зафиксировать. Тарелки, кружки, различная утварь украшалась магическими кругами, интересными линиями, таинственными узорами. Изображения людей, животных и растений также можно увидеть на найденных в ходе раскопок предметах.

    Неолитическая керамика

    Роспись была тематической: если, к примеру, керамическое блюдо предназначалось для фруктов, на нем древний умелец изображал фрукты. Надо сказать, что тарелки в древности применяли лишь для подачи блюд, персональных тарелок не было – еду клали сразу на хлебный ломоть. Но посуда, на которую выкладывали основное блюдо, должна была впечатлять.

    Считается, что благодаря росписи тарелок активно развивалось изобразительное искусство в целом. Усложнялись сюжеты, оттачивались детали, мастера искали новые цветовые возможности и продумывали искусные узоры и орнаментальный декор.

    Основные техники росписи посуды

    Техник, которые используются в расписном творчестве, много. Но в топе 4 базовых – знаменитая точечная, роспись по шаблонам и трафаретами, роспись кистями и маркерами. Каждое направление может подразделяться на более узкие. Встречаются и комбинированные техники.

    Точечная роспись

    Если вы решили заняться росписью тарелок, своими руками можете сделать целое панно из красиво оформленной посуды, которое украсит одну из стен дома. И начинать можно с освоения точечной техники (или point-to-point). Точечная россыпь образует орнамент, который напоминает украшение предмета бусинами или стразами.

    Предлагаем вам посмотреть видео, где представлен набор для точечной росписи и мастер класс по росписи тарелки.

    Почему начать можно с этой техники? Она не требует особой художественной подготовки. Даже если краски в руки вы в последний раз брали в школе, вряд ли первая проба будет неудачной. Главное в этом деле – терпение, усидчивость, концентрация.

    А еще важно соблюдать три базовых условия:

      1. 1. Между точками следует выдерживать равное расстояние – чем меньше, тем техничнее и совершеннее работа.
      1. 2. Размер точек коррелирует с размерами деталей композиции.
      1. 3. Основа успеха – грамотная консистенция краски и твердая рука художника.

    Посуда эта вряд ли будет использоваться, но в качестве интерьерного декора она идеальна. Точечная техника предполагает стандартные этапы работы: нанесение на тарелку тонкого слоя праймера, непосредственно роспись (акриловыми красками), покрытие лаковым слоем.

    Роспись тарелок по трафаретам и шаблонам

    И это тоже оптимальная роспись тарелок акриловыми красками для начинающих. Сначала вы распечатываете трафарет (или покупаете), канцелярским ножиком проделываете в нем отверстия. И это, не удивляйтесь, самая трудная часть работы. Далее вам следует обезжирить поверхность посуды, зафиксировать шаблон скотчем к ее дну.

    После этого идет раскраска или тамповка рисунка по трафарету. На готовой картинке можно (по желанию) прорисовать детали либо контур. Если рисовать вы решили акриловыми красками, то просушивать их можно естественным образом, или используя фен либо духовку.

    Художественная роспись вручную кистями

    Эта техника не так проста, но и результат немало впечатляет. Для работы требуются художественные кисти разноразмерные, акриловый «десант» (краски по стеклу и керамике), можно использовать и витражные запекаемые краски.

    Сначала мастер делает подмалевок – рисует на тарелке крупные места композиции. Затем добавляет объем и глубину правильной расстановкой светлых и темных красок, после чего занимается прорисовкой деталей. Начинающим художникам проще стартовать с росписи матовой глазури, на нее краска ложится более ровно. Глянцевая керамика и стекло требуют навыка, проверяют художника «на прочность».

    Роспись маркерами по керамике

    Роспись декоративной посуды своими руками может предполагать и использование таких самодостаточных художественных инструментов как маркеры. Чем качественнее выбранные фломастеры и маркеры, тем точнее будет изображение.

    В этой технике есть свои правила:

    • перед рисованием поверхность требует обезжиривания;
    • линии и контуры прорисовывать нужно мелкими и частыми штришками – так меньше риска ошибиться;
    • рисунок развивается по принципу «от общего к частному».

    Техника также допускает возможность использования шаблонов и трафаретов. Большая часть художественных маркеров сохнет за сутки, не нуждается в обжиге, и даже в посудомоечной машинке новый рисунок на тарелке или чашке не стирается.

    Этапы росписи

    Если вы решили взяться за роспись кружек акриловыми красками, ознакомьтесь с планированием творческой работы – все этапы должны следовать друг за другом.


    Точечная роспись. Начало работы

    Обобщенные этапы росписи:

      1. 1. Обезжиривание посуды – подойдет для этих целей спирт или средство для мытья окон.
      1. 2. Определение техники. Если есть шаблон/трафарет, их нужно подготовить и наклеить скотчем на тарелку. Если вы делаете точечную роспись, можете нанести ее рисунок предварительно специальным карандашом.
      1. 3. Расписывайте посуду, без спешки и с проверкой краски, кистей (или маркеров на бумаге).
      1. 4. Оставляйте сохнуть на 24 часа. Далее в холодную духовку ставите тарелку, ждете разогревания духовки до 150 градусов, устанавливаете таймер на полчаса и оставляете выпекаться. Затем выключаете духовку и даете изделию остыть в ней. Все готово!

    Если посуда строго декоративная, ее можно покрывать лаком (и лаком с блестками тоже).

    Роспись тарелок своими руками для начинающих: мастер-класс

    Если у вас есть простая стеклянная тарелка, без узоров и рисунка, вы сами можете ее преобразить. Поможет вам в этом несложный мастер-класс.

    Вам нужны:

    • стеклянная тарелка (можно и белая керамическая);
    • синтетические кисти, длинная тонкая и с острым кончиком № 25;
    • акриловые краски – розового, синего, белого и зеленого цветов;
    • обезжириватель.

    Подготовьте тарелку, вымойте, обезжирьте, высушите. Убедитесь, что и рабочее место готово – пространство для творчества не менее важно, чем качественные материалы и инструменты. Работайте при хорошем освещении.

      1. 1. На палитру добавьте акрил синий и розовый, перемешивайте.
      1. 2. Этим цветом произвольно на тарелке рисуйте шарики, которые впоследствии станут розами. Маленькие шарики – маленькие розочки, крупные превратятся в цветы покрупнее.

      1. 3. Даете работе немного высохнуть. После этого к фиолетовому цвету на палитре добавляете белый.

      1. 4. Макаете кисть в полученный цвет, ставите ее кончиком на тарелку, в выбранный нарисованный шарик. Ведете в нужную сторону, на кисть нужно давить, чтобы она оставила отпечаток в виде толстой дужки. В конце кисть медленно поднимаете, дабы остался хвостик. Так вы придаете розочке форму. Темная начальная основа (шарик) будет выглядывать из-за распущенных лепестков.

      1. 5. Такую работу, как прорисовка лепестков, проводите с каждым шариком.
      1. 6. Разводите на палитре синий и зеленый так, чтобы часть синего оставалась нетронутым. Макаете толстую кисть в зеленый, а кончик – в синий (можно и наоборот), ставите мазки возле розочек. Это будут листочки.

      1. 7. Зеленым акрилом, но уже тонкой кисточкой, прорисовываете между розами травушку, тонкие усики. Узор должен быть густым, незакрашенная часть тарелки должна быть малая – только в серединке.

      1. 8. В сиреневую краску на палитре добавляете белый. Так как розочки уже значительно подсохли, небольшие дугообразные мазочки светло-розового цвета ставите на сиреневых фрагментах розы – они создадут объем. Белым прорисовываете к травушке тонкие усики, а на листочках намечаете прожилки.


    Вот и все! Можете покрыть тарелку лаком после ее высыхания. Но тогда она не будет пригодна для использования по прямому назначению. Если же взять витражные краски для запекания вместо акрила, а потом запечь тарелку, она вполне подойдет для кулинарных целей.

    Необходимые материалы для росписи

    То, чем вы будете расписывать тарелки, зависит от техники росписи, которую вы избрали. Быть может, вам нравятся традиционные русские хохлома и гжель, а может быть, интересной будет техника тиффани (трехмерная роспись) или цельная композиция. В последнее время в фаворе и леттеринг на тарелке, когда на нее наносятся слова и надписи.

    Основные же материалы таковы:

    • Спирт или обезжириватель – без него работы не начать.
    • Краски. Два предпочитаемых варианта: акрил и витражные краски. Акрил нужно покрывать лаком, если вы помоете расписную тарелку, вся краска сойдет. Витражные краски требуют последующего запекания.
    • Маркеры. Подойдите в магазин товаров для творчества, там вы найдете неплохой ассортимент художественных маркеров. Работать с ними одно удовольствие, а если вы изначально практикуетесь на бумаге, и уже «набитой рукой» переносите свой рисунок на посуду, шансы на отличный результат высоки.
    • Кисти. Для росписи используется синтетика. В принципе, двух-трех кистей разного размера для начала хватит. Обязательно должна быть в наличии острая тоненькая кисточка с длинным волосом.
    • Лак. Проще работать с аэрозольным бесцветным лаком.

    Это основа, с которой вы сможете воплотить в жизнь немалое количество творческих задумок. Роспись керамики очень нравится детям: они просто обожают расписывать тарелочки. И необязательно рисунок на посуде должен быть сложным и детализированным. Если малыш нарисовал то, что умеет, от души и честно, эта тарелочка еще долгие годы будет прекрасным напоминанием о первых художественных начинаниях ребенка.

    Без маленьких хитростей в творчестве – никуда. Начинающие обычно сталкиваются с трудностями, которых могли бы избежать, если бы изначально укрепились теоретическими познаниями.

    Это может быть полезным:

    • Никогда не беритесь сразу за фундаментальный труд. Начинайте с трафаретов и шаблонов, которые минимизируют ошибки. А чтобы работа сразу получилась прекрасной, берите тарелку с красивым фоном. Например, на лазурно-голубом блюдце будет прекрасно смотреться белый зайка или цветок, прорисованный по шаблону. А дальше уже можно и усложнять.
    • Если никогда не работали с красками, попробуйте начать с маркеров. Они увереннее держатся в руке, хотя работать с ними, возможно, надо чуть деликатнее. Но маркеры хороши тем, что если вы сделали рисунок на бумаге, то уже на тарелке с большой вероятностью повторите его удачно. К тому же леттеринг на керамике сегодня в моде: интересные надписи и слова можно совместить с увлечением каллиграфией.
    • Помните, что акриловые краски могут быстро высыхать, если вы забываете их закрывать. Акрил не акварель, вода здесь нужна только для того, чтобы промывать кисти (и это нужно делать вовремя).
    • Вы можете создавать тематические коллекции. Например, купить шесть белых обычных тарелочек, расписать посуду в едином стиле с одним и тем же героем. Придумайте своего зайку или мишутку в разных ситуациях: вот он стоит с воздушными шариками, вот герой в именинном колпачке, вот он ест торт и так далее. Сделайте эскизы на бумаге, а потом перенесите рисунок на керамику. Такого авторского набора тарелочек точно ни у кого не будет!

    Для многих мастеров скромное хобби стало профессией. Ремесленники не оставляют эту нишу, так как любителей приобрести домой такой эксклюзивный, сделанный вручную интерьерный элемент, немало.

    В следующем видео раскрываются лайфхаки для начинающих в точечной росписи.

    Помните и о терапевтическом воздействии ручного творчества. Роспись благотворно сказывается на нервной системе, помогает справиться со стрессами и эмоциональными перегрузками. Если посмотреть биографии известных мастеров, увлеченных той или иной росписью, с удивлением отмечаешь, как много среди них долгожителей.

    Приятных начинаний!

    Рекомендуем почитать

    Наверх