Цифровая фотокамера. Цифровой фотоаппарат

Реализация 13.04.2020
Реализация

December 30th, 2014

Сейчас цифровые фотоаппараты настолько вошли в нашу жизнь, что ни у кого уже не вызывают удивления. И мало кто задумывается о том, с чего все начиналось. Первая цифровая камера фирмы «Kodak»
Модель 1975 года.

Первая цифровая камера Eastman Kodak весила 3.6 кг. Она состояла из нескольких десятков плат и кассетного проигрывателя прикрепленного сбоку. Все это работало от 16 никель-кадмиевых батарей.

Давайте вспомним про это подробнее …

В декабре 1975 года инженер фирмы Kodak Стив Сассон (Steve Sasson) изобрел устройство, которое через несколько десятилетий приведет к революции в фотографии - первую цифровую фотокамеру.

Разрешение видеокамеры составляло всего 0.01 Мегапикселя (10 тыс пикселей, или приблизительно 125 х 80 пикселей). На создание одной черно-белой фотографии, цветные камера делать не умела, уходило 23 секунды, и они хранились на магнитной кассете.

Один из руководителей того проекта, инженер Стив Сассон (Steve Sasson) вспоминает о нем с теплотой - пускай устройство и не было доведено «до ума», оно стало интересным во многих смыслах - и вскоре благодаря нему Стив официально будет включен в «Зал славы потребительской электроники» (Consumer Electronics Hall of Fame), престижный список людей, внесших наиболее значительный вклад в эволюцию (а может - и революцию), произошедшую в последние годы в этой области.

Устройство собрано на основе элементов камеры Kodak Super 8, с использованием экспериментального прототипа ПЗС-матрицы, которой в наше время оснащаются все цифровые фотоаппараты. Носителем в нем служили, конечно, не флэш-карты, а обычные кассеты с магнитной лентой. Разумеется, ни скоростью работы, ни качеством снимков этот раритет похвастаться не мог: изображение с разверткой в 100 линий записывалось на пленку 23 секунды. Да и удобства оказалось немного - чтобы просмотреть картинку, кассету нужно было поместить в магнитофон, подключенный к компьютеру, который был, в свою очередь, подсоединен к телевизору. Неудивительно, что маркетологи Kodak, опробовавшие новинку на всевозможных фокус-группах, не решились финансировать продолжение проекта.

Для воспроизведения фотографий они считывались с пленки и выводились на обычный черно-белый телевизор.

Но это неважно, ведь даже это несовершенное устройство обладало главным преимуществом цифрового фотоаппарата - оно не нуждалось ни в фотопленке, ни в фотобумаге. Тогда даже это преимущество казалось странным. По словам Сассона, ему задавали вопросы: «Кому вообще может понадобиться смотреть фотографии в телевизоре? Где он будет их хранить? Как ты себе представляешь электронный фотоальбом? Возможно ли сделать технологию удобной и доступной массовому потребителю?»

Увы, тогда изобретатель не нашелся, что ответить скептикам. За него это сделало время.

Камера не предназначалась для продаж, да и не представляла интереса для фотографов в таком виде. Не удивительно что первые по-настоящему переносные цифровые камеры появились лишь практически 15 лет спустя в конце 80-х.

Этапы развития цифровой фотографии

  • 1908 Шотландец Алан Арчибальд Кэмпбел Свинтон (Alan Archibald Campbell Swinton) печатает в журнале Nature статью, в которой описывает электронное устройство для регистрации изображения на электронно-лучевой трубке. В дальнейшем эта технология легла в основу телевидения.
  • 1969 Исследователи из Bell Laboratories — Уиллард Бойл (Willard Boyle) и Джордж Смит (George Smith) сформулировали идею прибора с зарядовой связью (ПЗС) для регистрации изображений.
  • 1970 Ученые из Bell Labs создали прототип электронной видеокамеры на основе ПЗС. Первый ПЗС содержал всего семь МОП-элементов.
  • 1972 Компания Texas Instruments запатентовала устройство под названием «Полностью электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений». В качестве чувствительного элемента в нем использовалась ПЗС-матрица, изображения хранились на магнитной ленте, а воспроизведение происходило через телевизор. Данный патент практически полностью описывал структуру цифровой камеры, несмотря на то, что сама камера фактически была аналоговой.
  • 1973 Компания Fairchild (одна из легенд полупроводниковой индустрии) начала промышленный выпуск ПЗС-матриц. Они были чёрно-белыми и имели разрешение всего 100х100 пикселей. В 1974 при помощи такой ПЗС-матрицы и телескопа была получена первая астрономическая электронная фотография. В том же году Гил Амелио (Gil Amelio), также работавший в Bell Labs, разработал техпроцесс производства ПЗС-матриц на стандартном полупроводниковом оборудовании. После этого их распространение пошло намного быстрее.
  • 1975 Инженер Стив Сассон (Steve J. Sasson) работавший в компании Kodak сделал первую работающую камеру на ПЗС-матрице производства Fairchild. Камера весила почти три килограмма и позволяла записывать снимки размером 100×100 пикселей на магнитную кассету (один кадр записывался 23 секунды).
  • 1976 Fairchild выпускает первую коммерческую электронную камеру MV-101, которая была использована на конвейере Procter&Gamble для контроля качества продукции. Это уже была первая, полностью цифровая камера, передававшая изображение в миникомпьютер DEC PDP-8/E по специальному параллельному интерфейсу
  • 1980 Sony представила на рынок первую цветную видеокамеру на основе ПЗС-матрицы (до этого все камеры были чёрно-белыми).
  • 1981 Sony выпускает камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. Mavica была полноценной зеркальной камерой со сменными объективами и имела разрешение 570×490 пикселей (0,28 Мп) Она записывала отдельные кадры в формате NTSC и поэтому официально она называлась «статической видеокамерой» (Still video camera). Технически, Mavica была продолжением линейки телевизионных камер Sony на основе ПЗС-матриц. Во многом, появление Mavica было переворотом, аналогичным изобретению химического фотопроцесса в начале 19-го века. На смену громоздким телекамерам с электронно-лучевыми трубками пришло компактное устройство на основе твердотельного ПЗС-сенсора. Полученные на ПЗС-матрице изображения сохранялись на специальном гибком магнитном диске в аналоговом видеоформате NTSC. Диск был похож на современную дискету, но имел размер 2 дюйма. На него можно было записать до 50 кадров, а также звуковые комментарии. Диск был перезаписываемый и назывался Video Floppy и Mavipak. Примерно в то же время в канадском университете Калгари была разработана первая полностью цифровая камера под названием All-Sky camera. Она предназначалась для научной фотосъемки, была сделана на основе ПЗС-матрицы Fairchild и выдавала данные в цифровом формате.
  • 1984-1986 По примеру Sony, компании Canon, Nikon, Asahi также начали выпуск электронных видео- и фотокамер. Камеры были аналоговыми, стоили очень дорого и имели разрешение 0,3–0,5 мегапикселей. Картинки в формате видеосигнала писались на магнитные носители (как правило, дискеты). В этом же году Kodak ввёл в обиход термин «мегапиксель», создав промышленный образец CCD-сенсора с разрешением 1,4 Мп.
  • 1988 Компания Fuji, которой и принадлежит право первенства в производстве полноценной цифровой видео-фотокамеры, совместно с Toshiba выпустила камеру Fuji DS-1P, основанную на ПЗС-матрице с разрешением в 0,4 Мп. DS-1P также стала первой камерой, записывавшей изображение в формате NTSC не на магнитный диск, а на сменную карту памяти статического ОЗУ (Static RAM) со встроенной для поддержания целостности данных батарейкой. В том же году Apple совместно с Kodak выпускает первую программу для обработки фотоизображений на компьютере - PhotoMac.
  • 1990 Появилась уже полностью цифровая, коммерческая камера – Dycam Model 1, более известная под как Logitech FotoMan FM-1. Камера была чёрно-белая (256 градаций серого), имела разрешение 376×240 пикселов и 1 мегабайт встроенной оперативной памяти для хранения 32 снимков, встроенную вспышку и возможность подключить камеру к компьютеру.
  • 1991 Kodak, совместно с Nikon, выпускает профессиональный зеркальный цифровой фотоаппарат Kodak DSC100 на основе камеры Nikon F3. Запись происходила на жесткий диск, находящийся в отдельном блоке, весившем около 5 кг.
  • 1994 Apple совершает настоящий маркетинговый прорыв, выпустив Apple QuickTake 100. Фотокамера была выпущена в корпусе, напоминавшем бинокль (популярная в те годы форма для видео-фотокамер) и позволяла хранить во внутренней Flash-памяти восемь снимков размером 640×480 (0,3 Мп) или тридцать два снимка с половинным разрешением 320×200. Подключалась камера к компьютеру с помощью последовательного порта, питалась от трёх батареек формата AA и стоила меньше восьмисот долларов.
  • 1994 На рынке появились первые Flash-карты форматов Compact Flash и SmartMedia, объёмом от 2 до 24 Мбайт.
  • 1995 Выпущены первые потребительские фотоаппараты Apple QuickTake 150, Kodak DC40, Casio QV-11 (первая цифровая фотокамера с LCD-дисплеем и первая же - с поворотным объективом), Sony Cyber-Shot. Началась гонка за снижение цены и приближение качества цифровой фотографии к качеству плёнки.
  • 1996 Приход на рынок компании Olympus, не только с новыми моделями, но и с концепцией комплексного подхода к цифровому фото, основанной на создании локальной пользовательской инфраструктуры: камера + принтер + сканер + персональное хранилище фотоинформации.
  • 1996 Fuji представила первый цифровой минилаб. Технология нового устройства была гибридной – она сочетала в себе лазерные, цифровые и химические процессы. В дальнейшем к производству цифровых минилабов подключились и другие компании, в частности, Noritsu и Konica.
  • 1997 Преодолён символический рубеж в 1 мегапиксель: в начале года выходит камера FujiFilm DS-300 c 1,2-мегапиксельной матрицей, в середине - зеркальная (на основе светоразделяющей призмы) однообъективная камера Olympus C-1400 XL (1,4 мегапиксела).
  • 2000 Выпуск камеры Contax N Digital первой полнокадровой (24х36 мм) камеры с разрешением 6 Мп.
  • 2000-2002 Цифровые камеры становятся доступными для массового потребителя.
  • 2002 Sigma выпускает камеру SD9 c трехслойной матрицей Foveon.
  • 2003 Начало выпуска Canon EOS 300D – первой доступной по цене широкому кругу фотографов зеркальной цифровой фотокамеры со сменными объективами. Благодаря этому факту, а также выпуску аналогичных камер другими производителями, произошло массовое вытеснение плёнки не только из среды непритязательных любителей и профессионалов, но и среди «продвинутых» любителей, до этого относившихся к цифровой фотографии довольно прохладно.
  • 2003 Компаниями Olympus, Kodak и FujiFilm представлен стандарт 4:3, направленный на стандартизацию цифровых зеркальных камер и выпущена фотокамера Olympus Е-1 под этот стандарт.
  • 2005 Начало выпуска Canon EOS 5D – первой доступной по цене (цена менее $3000) камеры с полнокадровым сенсором с разрешением 12.7 Мп

Вследствие совершившейся цифровой миниреволюции особенно выиграли японские компании, в отличие от осторожных «американцев». В частности, Sony и Canon сегодня считаются признанными лидерами рынка, а компания Kodak, являясь одним из ведущих разработчиков технологий для цифровой фотографии, рынок любительской цифровой фототехники практически потеряла. История эта не завершена, она активно продолжается в настоящее время.

Сигнал с которых представляется, обрабатывается и хранится в самом аппарате в цифровом виде.

Fujifilm FinePix S9000

Несмотря на функциональное сходство, цифровые видеоустройства самого разного назначения, такие как камеры видеонаблюдения и веб-камеры , фотоаппаратами обычно не называются, если не позволяют сохранить снимки в самом устройстве или на вставленном в устройство носителе информации.

Классификация

В ряде случаев современная видеозаписывающая аппаратура имеет функции получения статических снимков, а значительная доля устройств, называемых цифровыми фотоаппаратами, умеет осуществлять запись видеоизображения и звука и выводить видеосигнал в телевизионном формате. Поэтому граница между видео- и фотооборудованием в цифровую эпоху в достаточной степени условна и определяется скорее тем, какие задачи ставит оператор, нежели тем, какова функциональная «начинка» камеры.

Цифровые фотоаппараты можно поделить на несколько классов:

  • Фотоаппараты со встроенной оптикой:
    • Компактные («мыльница » традиционных размеров). Характеризуются малыми размерами и весом. Малый физический размер матрицы означает низкую чувствительность или высокий уровень шумов. Также этот тип камер обычно отличает отсутствие или недостаточная гибкость ручных настроек экспозиции .
    • Сверхкомпактные, миниатюрные. Отличаются не только размерами, но часто и отсутствием видоискателя и экрана.
    • Встроенные в другие устройства. Отличаются отсутствием собственных органов управления.
    • Псевдозеркальные - внешним видом напоминают зеркальную камеру, а также, как правило, помимо цифрового дисплея, оснащены видоискателем-глазком. Изображение в видоискателе такого аппарата формируется на отдельном цифровом экране, или на поворачивающемся основном экране. Как правило, имеют резьбу на объективе для присоединения насадок и светофильтров (пример - Konica Minolta серия моделей Z).
    • Полузеркалка - жаргонный термин, описывающий класс аппаратов, в которых имеется наводка по матовому стеклу через съёмочный объектив, однако нет возможности объектив менять. В таких аппаратах оптическая схема содержит светоделительную призму, которая направляет от 10 до 50 % светового потока на матовое стекло, а остальное передается на матрицу. (примеры - Olympus E-10, E-20)
  • Камеры со сменной оптикой:

История

Устройство цифрового фотоаппарата

Светочувствительная матрица

Носители информации

Извлечение Canon Powershot A95

Практически все цифровые фотоаппараты используют флэш-память , но есть также фотоаппараты, где используются оптические диски или дискеты в качестве носителя информации. Ряд фотоаппаратов имеют небольшой объем встроенной флеш-памяти, которой хватает для 2-30 снимков. Самые распространенные на сегодняшний день (2008) форматы:

Устаревшие носители информации:

  • SM (Microdrive)

Объём флеш-карт варьируется в (на середину 2008 г) от 512 МБ до 64 ГБ.

Характеристики из сферы рекламы и маркетинга

Миниатюрная цифровая камера SiPix рядом со спичечной коробкой

Термин «полупрофессиональный цифровой фотоаппарат» («просьюмер » или «просьюмерка» - калька с англ. prosumer от англ. professional и англ. consumer ) обычно употребляется по отношению к псевдозеркальным аппаратам, полузеркалкам и ультразумам, но не является содержательным с технической и потребительской точки зрения.

Термином «профессиональные» обычно называют зеркальные или дальномерные фотоаппараты с кроп-фактором не менее K f =1,6 и обладающим рядом других отличительных особенностей.

Термин «Камера начального уровня» употребляется по отношению к относительно дешёвым моделям какой-либо серии фотоаппаратов, в какой-либо степени урезанным в функциях.

Термин «Ультразум», как правило, означает «мыльницу» с высокократным зум-объективом. Однако с течением времени кратность объектива, с которой начинается «ультра-», меняется. Так, например, называли 8x зумы при сравнении с 6x.

Вообще, многие пользователи не догадываются, что такое «Зум», считая «чем больше - тем лучше», а между тем это - всего лишь отношение максимального к минимальному фокусных расстояний объектива. И сравнивать фотоаппараты нужно как раз по фокусному расстоянию, от которого зависит «угол обзора» - то есть что войдёт в кадр.

Обновлено 24.09.2017

Современные цифровые фотоаппараты есть у всех. Но раньше (30 лет тому назад) позволить себе фотоаппарат могли только весьма состоятельные люди. И сей девайс тогда считался признаком роскоши. Владельцы цифровых камер были вынуждены носить с собой большие жесткие диски аккумуляторы, для которых отдельно были созданы специальные рюкзаки. Со временем девайсы стали уменьшаться и с тех пор сильно изменились.

Кстати, самый первый фотоаппарат выглядел так (см.фото ниже). В нем не было матрицы или пленки. Изображение отпечатывалось на металлической плитке, и увидеть его можно было после дальнейшей обработки.

Со дня изобретения самого первого фотоаппарата прошло 100 лет. Затем появились первые цифровые фотокамеры. Матрицы, известные и широко используемые во всех цифровых фотоаппаратах сегодня, изобрели в конце 60 годов.

Самый первый и полноценный цифровой фотоаппарат – это Dycam Model 1 . Также его называют Logitech FotoMan FM-1 . Чуть-чуть позже, в 1981 году, компания Sony создала камеру MAVICA. В этой камере кадры записывались на 3.5-дюймовые дискеты, и тогда это было последним словом техники. Сейчас уже и компьютеров таких почти нет, которые бы «съедал» дискеты.

Dycam Model 1 (самый первый цифровой фотоаппарат) стоил приблизительно 1000 долларов. На то время это были очень большие деньги. Даже сегодня 1000 долларов для фотоаппарата это весьма большая цена, и за эти деньги можно купить вполне себе хорошую зеркалку. Впрочем, сегодня дорогие камеры могут стоить 40-50 тысяч долларов. Возможности Dycam Model 1 были унылыми: там использовалась матрица с разрешением 376х240 пикселов, был всего 1 Мб памяти и простой объектив с фиксированным фокусным расстоянием.

В средине восьмидесятых годов примеру компании Sony последовали известные бренды Canon и Nikon, а также ныне малоизвестная компания Asahi. Так на свет появились электронные видео- и фотокамеры. Это были аналоговые камеры, стоили они дорого и имели разрешение 0.3-0.5 Мп.

Несмотря на то, что появились первые девайсы в начале 80-х годов, их широкое производство выпадает именно на первую половину 90-х. Но даже и эти фотоаппараты были унылыми и не предоставляли фотографу широких возможностей. Проблема заключалась в том, что подойти к производству цифровых камер было сложно. На то время неплохо развивались аналоговые фотоаппараты и их наработки не подходили для реализации идей цифровых камер. В результате был провал за провалом. Один из примеров – это «зеркалка» Kodak DCS-100 стоимостью 25 тысяч долларов. В ней был реализован принцип механического копирования (без понятия, что это значит). Даже если отбросить огромную цену, камера была неудобной – нужно было носить сумки для блока питания и жесткого диска. При этом качество снимка было плохим.



Единственный элемент, который мог остаться от пленочного фотоаппарата и использоваться в цифровом – это объектив. Его принцип работы не поменялся вообще.

Была еще одна проблема – носить цифровой информации. Фотоаппараты нуждались в емких и небольших цифровых носителях, и в 1994 году фирма SanDisc реализовала стандарт CompactFlash. Он используется и сегодня, хотя является несколько модифицированным. Это был достаточно большой шаг в практике развития фототехники. В результате появились цифровые фотоаппараты, которые были и компактными и действительно доступными по цене. К тому же, в них использовались более-менее хорошие матрицы с нормальным разрешением.

Сегодня есть, как минимум, 8 фирм фотоаппаратов, которые конкурируют между собой. Есть также и другие мелкие бренды по сравнению с этими гигантами. Ранее такой жесткой конкуренции не было – между собой соревновались:

  • Pentax ;
  • Kodak ;
  • Canon ;
  • Olympus ;
  • Pentax ;
  • Nikon ;
  • Minolta .

Немного позже в борьбу вступили Sony, Casio и Fuji . Эти компании, кстати, продолжают создавать камеры и сегодня (возможно, кроме фирмы Minolta ).

Из всех этих брендов лидером являлся Kodak. Именно эта компания лидировала в области технических достижений в фототехнике. Чего только стоит модель DC-20 , выпущенная в 1995 году. Она стала по-настоящему компактной и удобной цифровой камерой. Она весила 120 грамм и была размером, как обычная колода карт. Стоимостью всего 200 долларов она считалась «бюджетным вариантом» и активно пользовалась спросом. Разрешение используемой матрицы составляло 0.18 Мп, что позволяло получать снимки с максимальным разрешением 493×373.

Еще позже Кодак представила на рынке модель . Тут впервые был использован варио-объектив с системой фокусировки. Теперь владельцу не нужно было вручную настраивать резкость кадра. Также была доступна функция выбора сжатия изображения (хорошее, лучшее, максимальное). За счет максимального сжатия освобождалось место на карте памяти, и вместо стандартных 22 снимков можно помещаться уже 99 кадров.



Впрочем, другие компании тоже не стояли на месте. В 1997 году компанией FujiFilm была представлена камера с матрицей разрешением более одного мегапикселя. Однако на тот момент компьютеры мало у кого были, и пользователи не могли полноценно оценить все преимущества от перехода на новый стандарт. К тому же, расчеты показали, что для получения отличного снимка в формате 10×15 см разрешение матрицы должно составлять приблизительно 2.1 Мп.

Следовательно, в 1998 году фирма Сони создала матрицу ICX 224 с разрешением 2 Мп. Модели с применением этой матрицы стали первыми цифровыми фотоаппаратами, пользующимися большой популярностью и более подобными современным девайсам. Тогда и началось их серийное производство.

Самая лучшая модель прошлого века – это Olympus D-200L . Они делала резкие и точные кадры, также имела оптический видоискатель и жидкокристаллический дисплей. Ну, а дальше понеслось…

Со временем стали появляться матрицы с разрешением 3-5 Мп. Дальше был застой в плане роста разрешения, т.к. его увеличение не давало улучшений в качестве картинки. Хотя качество картинки и улучшение цветопередачи совершенствовалось.

Первые зеркальные цифровые фотоаппараты

Простые цифровые мыльницы действительно завоевали рынок и внимание покупателей. Но вот профессиональные фотографы не стремились переходить на цифровые камеры. Производители до 2011 года занимались только компактными камерами, а профессиональный рынок не тревожили. Но так не могло продолжаться вечно.

В 2001 году компания Minolta создана камеру с матрицей разрешением 6 Мп. Это была первая и весьма серьезная заявка на победу и занятие ключевой доли в этой нише. Эта камера обладала вполне себе внушающими характеристиками, что сразу заметили профессиональные фотографы. Чуть позже присоединились Canon и Nikon и даже Pentax.



Результат: в 2003 году появился девайс , и он может считать первым доступным широкому потребителю зеркальным фотоаппаратом со сменным объективом. Способствовало продвижению этой камеры еще и то, что в нее можно было «вкрутить» объектив от пленочного фотоаппарата.


В 2003 году также были анонсирована камера от Pentax, а еще спустя несколько лет появилась на свет модель E-1 от Olympus с отличающейся технологией крепления объектива. Эта технология была свободной и после ее подхватили другие независимые производители фотоаппаратов и оптики.

Наконец, в 2005 году Canon показывает миру первую доступную камеру с полнокадровой матрицей и разрешением 12.7 Мп. Это была модель EOS 5 D , и стоила она около 3000 долларов. Данный девайс на тот момент был вне конкуренции, и даже сейчас является лучше многих современных зеркальных фотоаппаратов.


Именно эту камеру () можно считать точкой отсчета. После нее стали появляться те зеркалки, которые мы видим на данный момент на полках магазинов. Неплохо преуспел в этом Nikon – бренд спустя 2 года создал достойных конкурентов с полнокадровыми матрицами – камеру D3 и D700 .



Кэнон достойно ответил – презентовал фотоаппарат Canon 5D Mark II . Эта модель превосходила по некоторым параметрам модели от Nikon, хотя ничего нового показать уже не могла априори. Так и началась эпоха совершенствования зеркальных фотоаппаратов, и эту борьбу гигантов мы наблюдаем по сей день.


Пожалуйста, оцените статью:

© 2018 сайт

В этой статье речь пойдёт об основных типах малоформатных цифровых фотоаппаратов , поскольку именно эта категория представляет первостепенный интерес для большинства начинающих фотографов. Таким образом, я не буду здесь касаться плёночной фотографии, а также цифрового среднего формата.

Существует три основных типа малоформатных цифровых камер: компактные, зеркальные и беззеркальные. Компактные камеры снабжаются несменным объективом – это их наиболее характерный признак, в то время как зеркальные и беззеркальные камеры позволяют менять объективы. В свою очередь, камеры со сменной оптикой различаются преимущественно конструкцией видоискателя: в зеркальных аппаратах видоискатель оптический, а в беззеркальных – электронный. Каждый тип неоднороден и имеет внутренние вариации. Начнём наш разговор с некогда весьма популярного класса компактных фотокамер, который в последние годы всё стремительнее уступает свои позиции смартфонам.

Компактные камеры

Компактные фотокамеры, называемые также «мыльницами», отличаются небольшими габаритами и весом, отсутствием видоискателя (как правило) и возможности менять объективы. Сенсор обычно невелик (кроп-фактор в диапазоне 3-8), что позволяет сохранить размеры фотоаппарата скромными, а цену на него умеренной.

Преимущества компактных камер:

  • Малые габариты и вес – фотоаппарат помещается в карман. Это главнейший козырь мыльницы, заставляющий закрыть глаза на её многочисленные недостатки.
  • Некоторые компакты работают на стандартных батарейках типа AA, которые можно купить в любом уголке земного шара.
  • Невысокая цена, хотя здесь хватает исключений.
  • Бесшумность, если, конечно вы не поленитесь залезть в соответствующее меню и отключить все эти пикающие и щёлкающие звуки.
  • Большая глубина резкости даже при полностью открытой диафрагме, что обусловлено маленьким сенсором, и, как следствие, весьма короткофокусным объективом. Это удобно в пейзажной съёмке.
  • Разумное соотношение сторон кадра 4:3. Свойственное зеркалкам соотношение 3:2 делает кадр слишком узким и длинным для большинства сюжетов, но это дело вкуса.

Недостатки компактных камер:

  • Низкое качество изображения, несмотря на высокое разрешение. Чем мельче матрица фотоаппарата, тем меньше физический размер отдельных фотодиодов, а значит, тем меньшее количество фотонов каждый из них в состоянии воспринять. Небольшая разница между порогом чувствительности фотодиода и порогом его насыщения означает малый динамический диапазон сенсора. Слабый электрический сигнал приходится многократно усиливать, увеличивая вместе с полезным сигналом и уровень цифрового шума. Отсюда невозможность снимать с высокими значениями ISO, даже если они номинально и поддерживаются камерой. При ISO 400 или 800 картинка превращается в цветную кашу. При хорошем же освещении, позволяющем использовать низкие значения ISO, качество может быть вполне приемлемым. Разумеется, вышесказанное не относится к немногочисленным компактам с большим сенсором.
  • Низкое качество оптики, усугубляющее эффект от предыдущего пункта. Это касается в первую очередь 80-кратных суперзумов. Объектив не может быть одновременно компактным, универсальным, качественным и дешёвым. Это противоречило бы физике и здравому смыслу.
  • Низкая скорость. После включения камеры вы вынуждены ждать её пробуждения в течение нескольких секунд; оставлять же мыльницу включенной надолго нельзя – сядет батарея. Изображение на экране часто не поспевает за сценой. Между моментом нажатия на спуск и непосредственно моментом съёмки происходит задержка; небольшая – доли секунды, но этого бывает достаточно для того, чтобы упустить интересный кадр.
  • Контрастный автофокус настолько нетороплив, что не позволяет фокусироваться на подвижных объектах.
  • Неудобное управление. Большинство компактов имеет минимум внешних органов управления, и доступ к ряду жизненно важных функций, таких как экспокоррекция или баланс белого, осуществляется через меню, что весьма замедляет съёмку.
  • Не всегда есть возможность снимать в RAW .
  • Электрический привод зум-объектива. Невозможность оперативно изменять фокусное расстояние с помощь механического кольца и необходимость пользоваться вместо этого маленькими кнопками очень раздражает. К тому же моторчик объектива часто движется рывками, исключая точное кадрирование.
  • Неустойчивость. Визирование по экрану вынуждает вас держать камеру на некотором расстоянии перед собой, в результате чего дрожание рук в полной мере передаётся на камеру и приводит к нечётким снимкам. Впрочем, некоторые модели всё-таки снабжаются видоискателем-окуляром, позволяющим прижимать камеру к лицу для визирования традиционным способом.
  • Зависимость экрана-видоискателя от внешнего освещения, делающая порой построение кадра непростой задачей. На ярком солнце экран отсвечивает и бликует, а в темноте кажется чрезмерно ярким и слепит глаза.
  • Энергопотребление. Постоянно включенные при компоновке кадра сенсор и экран довольно быстро съедают батарею. Редкий компакт может сделать больше пары сотен снимков на одном заряде.
  • Большая глубина резкости. Да, это не только достоинство, но и недостаток. Маленький фотосенсор и короткофокусный объектив не позволяют в случае необходимости изолировать объект съёмки с помощью выборочного фокуса, размыв при этом задний план.

Компактная цифровая камера может довольно успешно справляться с протокольной съёмкой, когда качество изображения не стоит на первом месте, но для серьёзной фотографии, особенно для тех её жанров, где требуется оперативность, она малопригодна.

Следует отметить, что традиционные мыльницы (т.е. компакты с маленьким сенсором) – вымирающий класс фототехники. Причина тому – возросшая популярность смартфонов. Разумеется, камера, встроенная в мобильный телефон, не дотягивает обычно даже до самых примитивных компактов ни по качеству изображения, ни тем более по удобству съёмки, но для тех целей, для которых её обычно используют (съёмка еды, кошек и автопортретов в зеркале общественного туалета), её возможностей вполне достаточно. Да и качество изображения не играет абсолютно никакой роли, если снимки предназначаются исключительно для публикации в социальных сетях.

Существует целый ряд отнюдь не компактных компактов – т.н. ультразумов вроде Sony DSC-HX200 или Fujifilm FinePix HS50EXR. Идея столь же проста, сколь и коварна: достаточно низкое качество картинки вследствие маленького сенсора, неспешная работа, электронный видоискатель, сверхдлинный несменный объектив и громоздкий корпус, мимикрирующий под зеркалку. Цена таких агрегатов в отдельных случаях может превосходить цену настоящих зеркальных камер начального уровня. Не поддавайтесь на уловки маркетологов. Единственная цель существования псевдозеркалок-ультразумов – практически беззатратное повышение доходов производителей фототехники, а вы не обязаны этому способствовать.

На мой взгляд, хороший компакт должен быть, прежде всего, компактен, чтобы его можно было носить с собой повсюду, не испытывая дискомфорта. Кроме того очень желательна возможность вручную управлять основными настройками камеры . Матрица должна быть как можно большего размера, но не в ущерб габаритам камеры, и, наконец, цена мыльницы должна лежать в разумных пределах.

В последнее время появляется всё больше дорогих компактов с относительно большими сенсорами и качественной, хотя и несменной, оптикой, например, Canon G1 X, Fujifilm X100S или Nikon Coolpix A. Эти аппараты лишенны характерных для традиционных мыльниц проблем с качеством изображения при достаточно скромных размерах самого фотоаппарата, но, учитывая их пока что довольно высокую цену при невозможности менять объективы, более очевидным выбором для фотолюбителей-энтузиастов остаются всё же простейшие зеркалки.

Зеркальные камеры

Цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат он же DSLR (Digital Single-Lens Reflex) несмотря на, казалось бы, архаичную конструкцию, всё ещё остаётся лучшим решением для съёмки подвижных объектов. Хорош он и для неподвижных сцен в силу своей универсальности. Цифровые зеркалки – наследницы зеркалок плёночных. Это системные камеры. Система же включает в себя не только фотоаппараты, но и многочисленные объективы, вспышки и прочие аксессуары на все случаи жизни.

Главной отличительной особенностью зеркальной фотокамеры, помимо сменной оптики и большого сенсора, является наличие у неё зеркального оптического видоискателя. Вы легко можете увидеть установленное под углом 45° зеркало, если заглянете внутрь фотоаппарата, предварительно отсоединив объектив. В зеркале видно отражение матового стекла, расположенного над ним, а за зеркалом прячется сенсор камеры, прикрытый шторным затвором. Зеркало отражает свет на матовое стекло, которое вы обычно рассматриваете через пентапризму и окуляр, компонуя кадр. Непосредственно перед открытием затвора поворотное зеркало поднимается, делая видоискатель чёрным, но зато позволяя свету от объектива беспрепятственно падать на матрицу, а после экспонирования возвращается в своё исходное положение. Эта схема, принципиально не менявшаяся за последние больше чем полвека, даёт вам возможность видеть через видоискатель то же, что видит объектив камеры, без задержек, без параллакса и в максимальном разрешении, ограниченном только остротой вашего зрения.

Устройство однообъективного зеркального фотоаппарата:
1 – объектив; 2 – зеркало; 3 – затвор; 4 – матрица; 5 – фокусировочный экран; 6 – конденсор; 7 – пентапризма; 8 – окуляр.

Преимущества зеркальных камер:

  • Качество изображения. Большой сенсор означает большие фотодиоды, а значит, при одинаковом разрешении и одинаковом значении ISO картинка получается значительно чище, чем при съёмке мыльницей. Большой динамический диапазон делает возможными гораздо более смелые манипуляции со снимками при постобработке без риска возникновения заметных артефактов. Существуют немногочисленные полнокадровые модели, т.е. камеры, размер сенсора которых соответствует размеру кадра традиционной 35-мм плёнки; однако большинство цифровых зеркалок имеют сенсоры с кроп-фактором 1,5-1,6.
  • Скорость. Камера просыпается в мгновение ока и делает снимок именно тогда, когда вам это нужно. Оптический видоискатель работает в реальном времени, без каких бы то ни было задержек.
  • Быстрый фазовый автофокус позволяет навестись на резкость практически мгновенно и не склонен совершать лишние движения, свойственные контрастному автофокусу. Фокусировочные моторы в объективах зеркалок также работают значительно быстрее, чем в компактах.
  • Удобное и оперативное управление. Наиболее важные регулировки в зеркальных камерах вынесены на корпус и не требуют обращения к бесконечным меню.
  • Возможность вручную управлять выдержкой, диафрагмой, а также осуществлять наводку на резкость.
  • Механическое кольцо перемены фокусного расстояния на зум-объективах, обеспечивающее быстрое, а главное, точное кадрирование.
  • Экономное энергопотребление. Включенная камера в состоянии покоя практически не потребляет электроэнергию, что позволяет держать её включенной постоянно. Оптический видоискатель, в отличие от жидкокристаллического дисплея, полностью пассивен. Если вы не используете встроенную вспышку и визирование по экрану (Live View), батарея камеры может выдержать до тысячи снимков на одном заряде, что исключительно важно в туристических походах .
  • Контроль над глубиной резко изображаемого пространства. Большой сенсор обуславливает использование сравнительно длиннофокусных объективов, что обеспечивает малую глубину резкости при открытой диафрагме. Прикрыв диафрагму можно добиться большой глубины резкости.
  • Возможность снимать в RAW , для тонкого редактирования снимков.
  • Огромный выбор объективов для любых целей: широкоугольные и телеобъективы, объективы для портретов и для макросъёмки, дискретные объективы и трансфокаторы, с любой светосилой и для любого кармана. Кроме того, многие объективы, выпущенные двадцать и более лет назад, частично или полностью совместимы с современными цифровыми фотоаппаратами соответствующей системы.

Недостатки зеркальных камер:

  • Габариты. Из всех типов малоформатных камер зеркальные аппараты отличаются наибольшими размерами и весом. Особенно это касается дорогих профессиональных моделей. В карман такую камеру не положишь.
  • Громоздкие и дорогие объективы. Зеркало не позволяет поместить объектив достаточно близко к сенсору камеры, т.е. расстояние от оправы объектива до плоскости матрицы (рабочий отрезок) может оказаться больше, чем фокусное расстояние необходимого фотографу короткофокусного (широкоугольного) объектива. Это решается созданием хитроумных ретрофокусных объективов, т.е. таких, у которых фокусное расстояние меньше, чем их фактическая длина. Иными словами, воображаемый оптический центр объектива лежит как бы внутри корпуса камеры за самим объективом.
  • Шум. При спуске затвора слышен довольно громкий механический щелчок. Полностью эту проблему не решает даже т.н. «бесшумный» режим, присутствующий в некоторых моделях.
  • При использовании Live View или при съёмке видео автофокус работает едва ли не медленнее, чем в компактах, а аккумулятор разряжается куда быстрее.
  • Пыль, попадающая внутрь фотоаппарата при смене объективов, может оседать на матрице и приводить к появлению едва заметных пятен на снимках. Ультразвуковые системы очистки матрицы, встраиваемые в корпус камеры, пытаются бороться с пылью, и с каждым годом всё успешнее, но это не повод забывать об аккуратности.

Если вы серьёзно относитесь к фотографии, зеркальная камера – это, в сущности, наиболее рациональный выбор. По крайней мере, на настоящем этапе развития фототехники.

Беда с системными камерами в том, что покупая камеру, вы привязываете себя к конкретной системе. Впоследствии, если вы захотите по тем или иным причинам сменить систему, это может оказаться весьма затратным.

Без сомнения, лидерами в производстве цифровых зеркальных камер являются Canon и Nikon. Обе компании занимаются разработкой фототехники не первое десятилетие, и, поверьте, они знают своё дело. Их системы являются наиболее полными и включают в себя не только широкий выбор фотоаппаратов, как любительского, так и профессионального уровня, но и колоссальное разнообразие объективов, предназначенных для решения любых фотографических задач. Как у Кэнона, так и у Никона имеются полнокадровые камеры, хоть они и достаточно дороги.

Выбирая между Nikon и Canon, вы не можете ошибиться. Они одинаково хороши. Лично я предпочитаю Nikon, но это скорее дело привычки к эргономике и дизайну никоновских камер. Ни один профессионал не будет всерьёз участвовать в дискуссиях на тему «Nikon против Canon ». Это глупо. Конкуренция между двумя гигантами настолько жёсткая, что если бы одна из компаний вдруг в чём-то уступила бы другой, она быстро оказалась бы не у дел.

Среди производителей зеркальных камер, так сказать, второго эшелона следует упомянуть Pentax и Sigma. Фотоаппараты системы Sony α с полупрозрачным зеркалом не являются зеркальными в традиционном понимании, хотя и позиционируются компанией Sony как DSLR: несмотря на присутствие зеркала, видоискатель у них не оптический, а электронный, а значит – энергопотребляющий.

Не стану спорить – камеры Pentax, Sigma и Sony весьма неплохи, и более чем пригодны для создания потрясающих фотографий; более того, некоторые модели могут быть даже в большей степени инновационными в техническом отношении, нежели относительно консервативные Nikon и Canon, но, во-первых, и Nikon и Canon отличаются самым пристальным вниманием к мелочам, касающимся удобства и быстроты в обращении с камерой; во-вторых, их системы наиболее обширны и универсальны и, наконец, в-третьих, системы Nikon и Canon достаточно популярны и продаются повсюду, что порой может очень облегчить процесс покупки нужного объектива. Далеко не всякий магазин фототехники торгует экзотическими системами. И количество этих систем сокращается: Olympus, Fujifilm, Panasonic и Samsung уже оставили рынок зеркальных камер и сосредоточили свои силы на камерах беззеркальных, рынок которых ещё не успели подмять под себя Кэнон с Никоном.

Беззеркальные камеры

Стремление совместить высокое качество изображения, свойственное зеркальным камерам, с малыми габаритами компактов привело к появлению смешанного класса фотоаппаратов, которые принято называть беззеркальными. Иногда используется английская аббревиатура EVIL (Electronic Viewfinder with Interchangable Lens) или MILC (Mirrorless Interchangeable Lens Camera). Иными словами, беззеркальная камера – это камера с достаточно большим сенсором, сменной оптикой и преимущественно электронным видоискателем, не требующим наличия зеркала.

Преимущества беззеркальных камер:

  • Высокое качество изображения, сопоставимое с таковым у зеркальных камер. Впрочем, разброс в размерах сенсора от системы к системе здесь довольно велик: если Sony A7 имеет полнокадровый сенсор (36 x 24 мм), как и у старших зеркальных фотоаппаратов, то камеры системы Pentax Q снабжались откровенно мыльничными сенсорами с кроп-фактором 5,6.
  • Размеры камеры довольно компактны по сравнению с зеркалкой. Беззеркальные камеры не имеют зеркала и пентапризмы, что положительно сказывается на их габаритах. Объективы также могут быть сравнительно невелики – особенно это характерно для короткофокусных объективов.
  • Сменная оптика. Выбор объективов не так широк, как в зеркальных системах, но для подавляющего большинства фотографов вполне достаточен. Кроме того, многие объективы, предназначавшиеся изначально для зеркальных камер, можно установить на камеры беззеркальные через специальный переходник. Тут всё зависит от конкретного производителя и от его взглядов на межсистемную совместимость.
  • Бесшумность. Отсутствие хлопающего зеркала делает камеру значительно тише.
  • Подъём зеркала в зеркальной камере сопровождается лёгкой вибрацией, которая в отдельных случаях может немного ухудшить резкость изображения. Беззеркальная камера, лишённая этого недостатка, потенциально может обеспечить лучшую резкость.

Недостатки беззеркальных камер:

  • Видоискатель за редким исключением электронный, а значит, энергопотребляющий и страдающий небольшой задержкой (впрочем, у хороших беззеркалкок задержка практически незаметна). Многие бюджетные модели вовсе не имеют видоискателя-окуляра, и визирование в них осуществляется исключительно по экрану, как в мыльницах.
  • По эргономике большинство беззеркальных фотоаппаратов ближе всё-таки к компактам, нежели к зеркалкам. Маленький корпус – маленькие кнопки, а многие регулировки и вовсе недоступны напрямую. Фотограф, привычный к механическим органам управления зеркальной камеры, будет раздражён необходимостью ежеминутно лазить в многоуровневые меню. Справедливости ради стоит отметить, что флагманские модели по удобству управления вплотную приближаются к зеркалкам.
  • Расход электроэнергии идёт полным ходом, поскольку и сенсор, и электронный видоискатель включены постоянно. Беззеркальные камеры ещё более прожорливы, чем компакты, благодаря более крупному сенсору. Смею надеяться, что это вопрос технологий и через несколько лет аккумуляторы беззеркальных камер будут иметь достаточную ёмкость, чтобы не привязывать фотографа к электророзетке.
  • Беззеркальные камеры ещё более уязвимы для пыли по сравнению с зеркальными, поскольку в момент смены объектива сенсор в них не прикрыт зеркалом.
  • Беззеркальная камера, при прочих равных условиях, дороже зеркальной камеры сопоставимого класса. Премия за миниатюрность.

Как видите, беззеркальные камеры – довольно спорная категория. По сравнению с компактными камерами – это, безусловно, шаг вперёд, но зеркальным камерам по-прежнему нет равных в оперативности съёмки и универсальности. По стоимости же отдельные беззеркальные камеры могут превосходить не только компакты, но и многие недорогие зеркалки.

Казалось бы, беззеркальная камера является идеальным решением для путешествий, когда малые габариты становятся исключительно ценными, и при этом вы не хотите жертвовать качеством снимков, но это касается только путешествий в сравнительно цивилизованных условиях, подразумевающих возможность регулярно подзаряжать батарею. А ведь фотографу-пейзажисту часто приходится забираться в настолько глухие места, что долгоиграющий аккумулятор зеркальной камеры становится порой решающим фактором.

Часть беззеркальных систем явно ориентированы на пользователей компактов, переросших возможности своих камер, но по тем или иным причинам сторонящихся зеркалок. К этой группе можно отнести Nikon 1, Samsung NX Mini и Pentax Q.

Иные системы, такие как Nikon Z, Canon EOS R, Canon EOS M, Sony α и Fujifilm X и вполне могут стать инструментом профессионала, ценящего умеренный вес и размеры.

Полнокадровая Leica M по сути практически не отличается от классических дальномерных камер Leica и даже имеет параллаксный оптический видоискатель, однако и цена у Лейки более чем выдающаяся, что сильно снижает её привлекательность для большинства фотографов.

Прочие системы: Olympus/Panasonic Micro 4/3, Pentax K, Samsung NX, Sigma sd Quattro – занимают срединное положение и несут в себе, на мой взгляд, слишком много компромиссов, ну да это дело индивидуального вкуса.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Сегодня мы не представляем свою жизнь без фотографий. Они окружают нас сплошь и рядом. Сделать фото - элементарная задача для современного человека. Но когда-то об этом могли только мечтать. Давайте узнаем, какой была история фотоаппарата начиная от первых задумок инженеров и заканчивая современными технологиями.

Человека всегда привлекало прекрасное. Однажды он захотел описать его, придать ему форму. В поэзии прекрасное обрело форму слова, в музыке - звука, а в живописи - изображения. Единственное что не смог запечатлеть человек - мгновение. К примеру, поймать раскаты грозы, рассекающие небо, или разбивающуюся каплю. С появлением фотоаппарата это и много другое стало возможным. История развития фотоаппарата включает в себя множество попыток изобретений устройств, регистрирующих изображение. Она начинается давным-давно, когда изучая оптику математики заметили, что изображение можно перевернуть, пропустив его через небольшое отверстие, в темную комнату. Рассмотрим наиболее значимые события, повлиявшие на историю фотоаппарата.

Законы Кеплера

А вы знаете, когда началась история фотоаппарата? Первые технологии, которые позже стали применяться для создания фотографий, появились в 1604 году, когда Йоганн Кеплер - немецкий астроном - установил света в зеркале. Впоследствии на них была основана теория линз, по которым Галилео Галилей - итальянский физик - создал первый в мире телескоп для наблюдения небесных тел. Принцип преломления лучей был установлен и изучен. Осталось научиться регистрировать полученное изображение на бумаге.

Открытие Ньепса

Практически через два столетия, в 20-х годах 19 века, французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс открыл способ регистрации изображения. Многие считают, что именно с этого момента началась история возникновения фотоаппарата. Суть способа состояла в обработке попадающего света асфальтовым лаком и сохранении его на стеклянной поверхности. Этот лак представлял нечто похожее на современный битум, а стекло называлось камерой-обскурой. С помощью этого метода, изображение приобретало форму и становилось видимым. Это был первый случай в истории, когда картина рисовалась не художником, а преломленными лучами света.

Новое качество снимка от Тальбота

Изучая камеру-обскуру Ньепса, английский физик Уильям Тальбот добился улучшения качества изображения с помощью негатива - изобретенного им отпечатка фотографии. Произошло это в 1835 году. Данное открытие позволило не только делать фото нового качества, но и копировать их. На своем первом фото Тальбот запечатлел окно своего дома. Изображение четко передает очертание окна и рамы. В своем докладе, написанном немного позже, Тальбот назвал фотографию миром прекрасного. Именно он заложил основу принципа, который использовался для печати фотографий еще долгие годы.

Изобретение Сэттона

В 1861 году английский фотограф Т. Сэттон разработал фотоаппарат, у которого был единый зеркальный объектив. Фотоаппарат состоял из штатива и крупного ящика, на верхней стороне которого была специальная крышка. Уникальность крышки заключалась в том, что она не пропускала свет, но через нее можно было смотреть. Объектив регистрировал фокус на стекле, которое с помощью зеркал формировало изображение. По большому счету, это был первый фотоаппарат. История дальнейшего развития фотографии развивалась более динамично.

«Кодак»

Популярный нынче бренд «Кодак» впервые заявил о себе в 1889 году, когда Джордж Истман запатентовал первую рулонную фотопленку, а затем и фотокамеру, сконструированную специально под эту пленку. В результате появилась крупная корпорация «Кодак». Интересно отметить, что название «Кодак» не несет какой-либо смысловой нагрузки. Истман просто хотел придумать слово, которое начиналось бы и заканчивалось на одну и ту же букву.

Пластины для фото

В 1904 году торговая марка Lumiere наладила выпуск пластин для цветных фотографий. Они стали прообразом современного снимка.

Фотоаппараты Leica

В 1923 году появился фотоаппарат, который работал с 35-миллиметровой пленкой. Появилась возможность просматривать негативы и выбирать для печати лучшие из них. Спустя два года в массовое производство запустились фотоаппараты Leica. В 1935 году появилась модель Leica 2, которая оснащалась видоискателем, мощной фокусировкой, и могла совмещать две картинки в одну. А версия Leica 3 также позволяла регулировать длительность выдержки. Долгое время модели Leica были неотъемлемым атрибутом в фотографическом искусстве.

Цветные пленки

В 1935 году компания Kodak начала выпускать цветную пленку «Кодакхром». После печати такую пленку нужно было отдавать на доработку, во время которой и накладывались цветные компоненты. Через семь лет проблема была решена. В результате пленка «Кодакколор» на ближайшие полвека стала одной из наиболее часто применяемых в профессиональной и любительской фотосъемке.

Фотокамера «Полароид»

В 1963 году история фотоаппарата получила новый вектор. Фотокамера «Полароид» перевернула представление о быстрой печати фото. Камера позволяла печатать фото сразу после того, как оно было сделано. Нужно было лишь нажать на кнопку и подождать пару минут. За это время фотоаппарат прорисовывал на чистом отпечатке контуры картинки, а затем полную гамму цветов. На ближайшие 30 лет, фотоаппараты «Полароид» обеспечили себе первенство на рынке. Спад популярности этих моделей начался лишь в годы, когда зарождалась эпоха цифрового фото.

В 70-х фотоаппараты начали снабжать экспонометром, автоматической фокусировкой, встроенной вспышкой и автоматическими режимами съемки. В 80-х некоторые модели уже оборудовались жидкокристаллическими дисплеями, на которые выводились настройки и режимы аппарата. История цифрового фотоаппарата начиналась примерно тогда же.

Эпоха цифрового фото

В 1974 году, благодаря электронному астрономическому телескопу, удалось сделать первое цифровое фото звездного неба. А в 1980-м компания Sony запустила выпуск цифровой фотокамеры Mavica. Видео, снятое на нее, записывалось на гибкий флоппи-диск. Его можно было бесконечно очищать для новой записи. В 1988 году вышла первая модель цифрового аппарата от компании Fujifilm. Аппарат получил название Fuji DS1P. Фотографии, сделанные на него, сохранялись в цифровом виде на электронный носитель.

В 1991 году фирма Kodak создала цифровую зеркальную камеру, которая имела 1,3 мегапикселя разрешения и ряд функций, позволяющий делать с нее профессиональные цифровые снимки. А фирма Canon в 1994 году снабдила свои фотоаппараты системой оптической стабилизации изображения. Вслед за Canon от пленочных моделей отказалась и фирма Kodak. Произошло это в 1995 году. Дальнейшая история фотоаппарата развивалась еще динамичнее, хотя принципиально важных разработок больше не было. А вот что было, так это уменьшение габаритов и стоимости при увеличении функциональности. Именно от удачного сочетания этих характеристик и зависит сегодня успешность компании на рынке.

2000-е

Корпорации Samsung и Sony, которые развиваются на базе цифровых технологий, поглотили львиную долю рынка цифровых фотоаппаратов. Любительские модели преодолели границу в 3 мегапикселя разрешения и стали соперничать с профессиональной техникой по Несмотря на стремительное развитие цифровых технологий - распознавание лица и улыбки в кадре, устранение эффекта «красных» глаз, многократное зумирование и прочие функции, - цена на фототехнику стремительно падает. Телефоны, снабженные камерой и цифровым зумом, начали противостоять фотоаппаратам. Пленочные аппараты уже мало кого интересуют, а аналоговые фотографии начали цениться как раритет.

Как устроен фотоаппарат?

Теперь мы с вами знаем, из каких этапов состояла история фотоаппарата. Кратко рассмотрев ее, познакомимся с устройством фотоаппарата поближе.

Пленочный фотоаппарат работает следующим образом: проходя через диафрагму объектива, свет вступает в реакцию с пленкой, покрытой химическими элементами, и сохраняется на ней. Корпус не пропускает свет, равно как и крышка пленкодержателя. В фильмовом канале, пленка перематывается после каждого снимка. Объектив состоит из нескольких линз, которые позволяют менять фокусировку. В профессиональном объективе, кроме линз, устанавливаются также зеркала. Яркость оптического изображения регулируется с помощью диафрагмы. С помощью затвора приоткрывается шторка, закрывающая пленку. От того, насколько долго затвор находится в открытом положении, зависит экспозиция фотографии. В случае если объект недостаточно освещен, применяется вспышка. Она состоит из газоразрядной лампы, при мгновенном разряжении которой можно получить свет, превышающий по яркости свет тысячи свечей.

Цифровой фотоаппарат на стадии прохождения света через объектив работает также как и пленочный. Но после того как изображение преломляется через оптическую систему, оно преобразуется в цифровую информацию на матрице. От разрешения матрицы зависит качество снимка. После нее перекодированная картинка сохраняется в цифровом виде на носителе информации. Корпус такого фотоаппарата аналогичен пленочному, но в нем отсутствует фильмовой канал и место под катушку с пленкой. В этой связи габариты цифрового фотоаппарата гораздо меньше. Привычным атрибутом для современных цифровых моделей является ЖК-дисплей. Он, с одной стороны, служит видоискателем, а с другой - позволяет осуществлять удобную навигацию по меню и видеть результат фокусировки.

Объектив цифрового аппарата также состоит из линз или зеркал. В любительских камерах он может быть небольшим, но функциональным. Главным элементом цифрового фотоаппарата является матрица-сенсор. Она представляет собой небольшую пластинку с проводниками, которая формирует качество картинки. За все функции цифровой камеры отвечает микропроцессор.

Заключение

Сегодня мы узнали, из каких этапов состояла увлекательная история фотоаппарата. Фотографии сегодня никого не удивляют, но были времена, когда они считались настоящим чудом инженерной мысли. Сейчас фото делается за считанные секунды, а раньше на это уходил дни.

История создания фотоаппарата с появлением цифровых камер получила новую веху развития. Если раньше фотограф вынужден был идти на всякие ухищрения чтобы получился красивый снимок, то теперь за это отвечает богатое на функции программное обеспечение фотоаппарата. Кроме того, любое цифровое фото можно дополнительно отредактировать на компьютере. Создатели первых фотоаппаратов о таком даже не мечтали.

Рекомендуем почитать

Наверх