Деятельности является финансовая деятельность то. Что понимается под финансовой деятельностью государства

Планирование  27.06.2020
Планирование 

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.

Содержание категории "финансовая деятельность государства" раскрывается в науке финансового права. Несмотря на некоторые отличия в определении финансовой деятельности государства, которые содержатся в юридической литературе. Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социаль­но-экономического развития общества.

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).

Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели - статистическую и динамическую .

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами . Основными из них являются:

1. Принцип законности , который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности , проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

3. Принцип плановости , означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления , основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь , согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного управления и самоуправления.

В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:

1) мобилизации денежных средств:

  • учет возможности получения средств;
  • увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;
  • учет и возможности налогоплательщиков;
  • установление особого порядка взимания налогов и сборов;
  • изыскание иных средств мобилизации денег;

2) распределение и использование денежных средств:

  • учет объектов использования денежных средств и их нужд;
  • определение размера каждой потребности;
  • определение размеров и сроков использования денежных средств;
  • определение правового положения распределителей бюджетных средств;
  • строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
  • обеспечение сохранности денежных средств;
  • выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов . Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств.

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей является доминирующим, реализуется через механизмы налогообложения, отчисления во внебюджетные фонды, обязательное страхование и т. д. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: финансовой политики, экономических отношений, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.

Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые – это формы, имеющие локальный характер, т. е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур(например, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства и т. д). Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.

Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления . Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.

Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.

Субъекты, принимающие участие в мобилизации денежных средств в доход государства:

1. Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).

2. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующей административно-территориальных образованиях, устанавливает местные налоги и сборы и др. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того, что они утверждают местные бюджеты, они обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов.

3. Государственные органы специальной компетенции занимают особое место в мобилизации денежных средств. Такими органами являются: а) Министерство финансов; б) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; в) Национальный банк Республики Беларусь.

4. Все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту.

5. Граждане как налогоплательщики также могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.

Следовательно, есть субъекты финансовой деятельности, которые являются только участники расходования (использования) денежных средств. Как правило, такими субъектами выступают государственные учреждения образования (школы, лицеи, гимназии, университеты), здравоохранения (поликлиники, больницы) и многие другие так называемые бюджетные организации и учреждения. Они могут быть участниками мобилизации только в том случае, если им будет разрешено заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.

Содержание финансовой деятельности предпри­ятия рассматривается обычно в широком и узком ее зна­чении. В широком понимании под финансовой деятель­ностью предприятия понимаются все аспекты управления финансами отдельного хозяйствующего субъекта; это управление выделилось в начале XX века в специальную область знаний, получившую название “финансовый менеджмент”.

В узком значении под финансовой дея­тельностью предприятия понимается управление денеж­ными потоками, связанными с привлечением и обслу­живанием внешних источников его финансирования. Эти денежные потоки оказывают прямое влияние на форми­
рование общей прибыли предприятия; поэтому в данной работе мы ограничимся только такой узкой трактовкой финансовой деятельности предприятия, сформулировав ее следующим образом: “Под финансовой деятельностью предприятия понимается целенаправленная система мер по обеспечению привлечения необходимого объема капитала из внешних источников и своевременного и полного вы­полнения обязательств по его обслуживанию и возврату”.

Для того, чтобы полнее представить объект финан­совой деятельности предприятия, формирующей соответ­ствующие денежные потоки, рассмотрим состав внеш­них источников формирования его финансовых ресурсов (рис. 14.1).

Рисунок 14.1. Состав внешних источников формирования финансовых ресурсов предприятия

Как видно из данных рисунка, состав внешних ис­точников формирования финансовых ресурсов предпри­ятия весьма многообразен, что предопределяет сложность формирования денежных потоков, связанных с финан­совой деятельностью и оказывающих существенное вли­яние на эффективность их функционирования.

Финансовая деятельность предприятия (в рассматри­ваемом нами значении) характеризуется следующими основными особенностями:

1. Она является главной формой обеспечения разви­тия операционной и инвестиционной деятельности предпри­ятия. Задачи финансовой деятельности и ее масштабы определяются стратегией развития операционной дея­тельности предприятия и его инвестиционной политикой. Обеспечивая приток финансовых ресурсов для развития операционной и инвестиционной деятельности, она спо­собствует реализации стратегических целей предприятия. Вместе с тем, по отношению к операционной и инвес­тиционной деятельности предприятия, финансовая его деятельность носит подчиненный характер. Это связа­но с тем, что формирование финансовых ресурсов из внешних источников не является для предприятия са­моцелью, а всегда подчинено задачам эффективного их использования в процессе операционной и инвестици­онной деятельности.

2. Финансовая деятельность предприятия носит ста­бильный характер, т.е. осуществляется постоянно. Это

связано с тем, что каждое предприятие в той или иной степени в процессе своего развития нуждается во внеш­нем финансировании, а соответственно и обеспечивает его обслуживание. Только предприятие, свертывающее объемы операционной и инвестиционной деятельности, может позволить себе “передышку” в осуществлении фи­нансовой деятельности по привлечению денежных ре­сурсов из внешних источников.

3. Формы и объемы финансовой деятельности в зна­чительной мере зависят от отраслевых особенностей и организационно-правовых форм деятельности предприятия.

Отраслевые особенности деятельности предприятия, фор­мирующие продолжительность операционного цикла, его сезонность, общую капиталоемкость производства и реа­
лизации продукции, определяют пропорции в исполь­зовании собственного и заемного денежного капитала, а также в объемах привлечения финансовых средств из внешних источников по отдельным периодам, Организа­ционно-правовые формы деятельности влияют на состав источников привлечения внешнего капитала (дополни­тельную эмиссию акций; привлечение дополнительного паевого капитала и т.п.).

4. Финансовая деятельность предприятия генерирует свои специфические виды рисков, объединяемые понятием “финансовый риск”. Главными из этих рисков являются риск неплатежеспособности и риск потери финансовой устойчивости предприятия. Риск неплатежеспособности вызывается существенным возрастанием объема обяза­тельств предприятия в процессе привлечения денежных ресурсов, которые в периоды спада конъюктуры товар­ного рынка не могут быть обеспечены активами в высо­коликвидной форме (формируя так называемый “спазм ликвидности”). Риск потери финансовой устойчивости генерируется несовершенством структуры капитала (чрез­мерной долей привлечения и использования заемных средств). По своим финансовым последствиям оба эти риска относятся к числу наиболее опасных, формируя непосредственную угрозу банкротства предприятия. Ме­ханизм осуществления финансовой деятельности пред­приятия строится в тесной связи с уровнем финансового риска.

5. Финансовая деятельность определяет специфичес­кий характер формируемых ею денежных потоков предпри­ятия. Эта специфика заключается в том, что в процессе финансовой деятельности положительный денежный по­ток (поступление финансовых ресурсов из внешних источников) всегда в итоге этой деятельности ниже по объему, чем отрицательный денежный поток (обслужива­ние и возврат внешнего долга), хотя в отдельные пери­оды времени этот процесс может временно носить об­ратный характер. Естественно речь идет о денежных потоках, приведенных к настоящей стоимости, так как по каждой финансовой операции они осуществляются с разрывом во времени.

Такая ситуация вызывается тем, что любой кредитор (по привлекаемым заемным средствам) или инвестор (по 506

привлекаемому из внешних источников дополнитель- ному паевому или акционерному капиталу) рассчиты­вает на получение дополнительной прибыли на вложен­ные средства (в форме процента, дивиденда и т.п.)- И конечно, предприятие, привлекая необходимый капитал, сознательно идет на эти дополнительные финансовые расходы.

6. Финансовая деятельность предприятия связана не­посредственно с финансовым рынком - рынком денег и рынком капитала. Объемы и результаты этой деятель­ности в значительной степени подвержены колебаниям конъюктуры отдельных сегментов финансового рынка. Если направленность колебаний конъюнктуры товарного и финансового рынков не совпадает (например, при уве­личении спроса на товарном рынке на продукцию предприятия на финансовом рынке снижается предло­жение свободного капитала с соответствующим ростом его стоимости), это создает серьезные проблемы в раз­витии предприятия.

7. Финансовая деятельность оказывает опосредство­ванное влияние на формирование чистого денежного потока предприятия. Так как отрицательный денежный поток в процессе финансовой деятельности всегда превышает положительный, прямое формирование прибыли в про­цессе этой деятельности отсутствует. Вместе с тем, при­влечение дополнительного объема внешнего капитала увеличивает сумму операционных доходов предприятия, а снижение стоимости привлечения этого капитала поз­воляет предприятию соответственно снижать уровень опе­рационных затрат. Таким образом, формирование чис­того денежного потока предприятия в процессе его финансовой деятельности опосредствуется дополнитель­ным формированием его операционной прибыли. Уро­вень дополнительно формируемой в процессе финансовой деятельности операционной прибыли характеризуется раз­ницей между уровнем рентабельности операционных акти­вов и уровнем стоимости дополнительно привлекаемого ка­питала из внешних источников. Этот показатель является важнейшим критерием оценки результативности финан­совой деятельности предприятия.

Финансы и финансовая деятельность тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что сами финансы не могут образовываться без финансовой деятельности, а финансовая деятельность в первую очередь направлена на формирование денежных фондов. Финансовая деятельность государства - это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на каждом этапе его развития. Финансовая деятельность как особый вид государственной деятельности, прежде всего, направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства.

Финансовая деятельность - это обязательно плановая деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств для пополнения доходов с одновременной корректировкой расходов может дать положительный результат только при четком планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конечной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежному фонду.

Все денежные фонды в государстве делятся на централизованные и децентрализованные. К централизованным денежным фондам относятся фонды денежных средств, формирующиеся в бюджетной системе государства. Они создаются на определенной территории (например, республики, области, района и т.д.) и используются на нужды данной территории. Основными централизованными фондами являются: бюджет государства, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Децентрализованные фонды — это денежные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются за счет собственных ресурсов, заемных средств и используются на производственные и иные цели.

Формирование децентрализованных фондов осуществляется только после уплаты налогов и других обязательных платежей. Централизованные и децентрализованные фонды, несмотря на то, что создаются отдельно друг от друга, тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что централизованные фонды получают из децентрализованных денежные средства, а в определенных случаях осуществляют и обратный процесс финансирования отдельных предприятий. В то же время приоритет централизованных фондов вызван тем, что государство регламентирует условия их формирования и осуществляет контроль создания, распределения и использования этих фондов.

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности:

1) финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, в пределах имеющихся у них полномочий;


2) финансовая деятельность носит межотраслевой характер, т.е. охватывает все сферы экономики . Так, осуществление финансовой деятельности в какой-либо одной отрасли экономики практически невозможно, поскольку она тесно связана с другими отраслями (например, финансируя сельское хозяйство, государство вынуждено направлять денежные средства и на развитие машиностроения, химической промышленности и др.);

3) финансовая деятельность является предметом ведения, как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предметом ведения Российской Федерации являются установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия. В предмет ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления входят принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных внебюджетных фондов и др. В то же время финансовая деятельность в определенных направлениях является предметом совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности в сфере финансирования определенных видов расходов.

Финансовая деятельность государства напрямую зависит от целого ряда факторов. К таким факторам следует отнести:

1) задачи государства на определенном этапе. Государство может ставить на конкретный период задачи по развитию и совершенствованию различных сфер деятельности (тяжелой индустрии, науки, образования и т.п.) и в соответствии с ними осуществлять финансовую деятельность;

2) состояние экономики, которое позволяет осуществить финансовую деятельность в той или иной степени и успешно решить поставленные задачи. Одновременно и финансовая деятельность может ускорять или сдерживать экономическое развитие;

3) объем финансовых ресурсов. Государство основывает свою финансовую деятельность на реальных возможностях и реальных ресурсах, находящихся в его распоряжении, а также на привлеченных средствах;

4) уровень собираемости налогов. Так как налоги формируют значительную часть доходов бюджета, государство в своей финансовой деятельности исходит из объемов налоговых поступлений.

В то же время снижение уровня налоговых поступлений за счет предоставления льгот или кредитов (в первую очередь для расширения производства, его реконструкции, технического перевооружения) также влияет на масштабы финансовой деятельности;

5) внешнеэкономический фактор. В значительной степени его влияние сказывается на внешнеэкономической деятельности, однако и внутри государства этот фактор может повлиять на экономические процессы и финансовую деятельность. Так, в Российской Федерации такой внешнеэкономический фактор, как цена на нефть на мировом рынке, имеет исключительное значение для формирования доходов бюджета.

Существуют и другие факторы, влияющие на финансовую деятельность государства.

Фин. деятельность является основной отраслью управления, специальной задачей которой является мобилизация средств для всех отраслей управления. С помощью фин. деятельности обеспечивается финансирование государства.

4. Методы финансовой деятельности гос-ва.

Для мобилизации ден. средств гос-во применяет:

· Метод установления обязательных платежей и налогов. С помощью этого метода изыскивается все прямые и непрямые налоги, обязательные платежи, взносы в целевые фонды.

· Метод добровольного привлечения средств. Состоит в том, что государство привлекает в свое распоряжение временно свободные средства населения и предприятий путем выпуска гос. займов, денежно-вещевых лотерей, вклады населения.

· Сочетание обязательного и добровольного страхования (институт страхования).

При расходовании средств:

· Метод бюджет. финансирования, т.е. безвозвратный безвозмездный целевой отпуск средств на определенные нужды.

· Банковское кредитование, т.е. возвратный, возмездный, целевой, срочный отпуск средств под залог.

5. Принципы финансовой деят-ти Украины.

· Плановость. Каждая сфера фин. деятельности обязательно планируется фин. планы бюджета, предприятия (баланс доходов и расходов), министерства (сводный баланс расходов и доходов), в учреждениях и организациях - смета доходов и расходов, в банках - кредитный план и кассовый план.

· Учета и контроля. Для учета - установка одинаковой методики бух.учета (постановление КМУ № 25 93 года «Об организации бух.учета в Украине», т.е. для юр. и физ. лиц установлены единые правила учета.

· Контроль - он осуществляется от имени гос-ва (ВРУ, ГНА, казначейства, органы местн. самоупр-ния, контрольно-ревиз. служба У-ны.)

· Равноправие национальностей и нац. меньшинств, т.е. учитывается требования, специфика малых народов.

· Участие нас-ния в управлении делами гос-ва, т.е. через тех, кого мы избрали (депутатский корпус).

· Законности, т.е. соблюдение финанс. дисциплины (сфера планирования, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение его, админ. и угол. отв-ть.).

6. Состав финансовой системы Украины.

Совок-ть фин. институтов, объединяющих опред. фин. отношения по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных ср-в представляет собой фин. систему У-ны.

Вся фин. система состоит из централизованных и децентр. фондов.

Централиз.-гос-во собирает ден. ср-ва для выполнения внутр. и внешн. ф-ций. Через этот фонд гос-во обеспечивает содержание соц. сферы, соц. защиты нас-ния, развитие нар. хоз-ва, отрасли, к-рые способствуют развитию всей экономики производственной и непроизв. сфер. Сюда входят: гос. бюджет У-ны, местные бюджеты, фонд соц. страхования и соц. защиты Пенсионный фонд, Чернобыльский фонд, Фонд занятости.

Децентрализов. фонды-это институт финансов гос. предприятий и отраслей нар. хоз-ва. Они формируются от доходов предприятий.

Институт кредитования: банковские кредиты.

Институт гос. кредита.

Институт гос. и коммерческого имущественного и личного страхования, для потерь от различных страховых случаев.

Институт расчетов. Обязательно присутствует в каждом из названных ин-тов, носит хар-р устанавливаемого порядка по ср-вам расчета между субъектами в строго установленных формах, применение к-рых обязательно для каждого клиента.

Ин-т денежного обращения-это установленная форма деят-ти по выдаче наличных денег на опред. нужды. Порядок исп-ния наличных денег регулируется спец. актами о кассовых операциях.

Ин-т валютных расчетов обеспечивает вал. операции, к-рые связаны с обеспечением внешне-экон. связей.

7. Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва.

Экономические нормативы это обоснованные расходы денежных средств на единицу, с применением тех. норм выраженных в натуральном и денежном выражении, эти нормы определяются в зависимости от конкретной сферы и для конкретных целей.

Контингент сеть и штат.

Контингент, на примере нашего ВУЗа, это количество или численность студентов. Сеть – кол-во структурных подразделений в составе бюджетного учреждения. Штаты расчитываются исходя из контингента и из структуры подразделения.

Эти нормативы всегда минимальны и определены с режимом экономии.

8. Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового права.

Фин. право-это совок-ть правовых норм, регулирующих процесс мобилизации, распределения и исп-ния централиз. и децентрализ. ден. ресурсов с целью обеспечения задач и ф-ций гос-ва. Фин. право регулирует большую группу отношений, связанную с опред. полномочиями управленческой сферы, регулирует бюджетный процесс, кредитование и ден. систему, ин-т страхования и налог. систему.

Предмет фин. права-это общ-ные отношения, возникающие в процессе фин. деят-ти, формирования, распределения и использования гос. централизованных фондов и децентрализован. Фондов всех форм соб-ти.

Отрасль фин. права регулирует определ. Круг общ-ных отношений, отличающихся от др. общ-ных отношений своими особ-тями. В отрасль фин. права входит теоретическая часть, к-рая изучает понятия в фин. праве, содержание действий фин.-правовых норм и фин. правоотношений, способы защиты интересов гос-ва, юр. и физ. лиц, остальные положения науки фин. права, полномочия органов, осуществляющих фин. деят-ть и фин. контроль. Теоретическая часть делится на общую и особенную.

Фин.-правовая наука исходит из основных предпосылок фин. деят-ти, изучения прошлого опыта, теоретических исследований и действия эконом. з-нов в настоящем времени. В фин. науке разработаны эконом. з-ны, направленные на развитие общ-ва.

Отличие науки фин. права и фин. правом:

· фин. право действует на основе действ. зак-ва;

· наука фин. права-это теоретические обоснования;

· наука фин. права изучает все ин-ты фин. права, опирается на ин-ты фин. права и базируется на нормах фин права.

Источники фин. права:

· нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления). Все эти акты не ограничены в пространстве и во времени.

· все фин. правовые акты, к-рые ограничены во времени и в пространстве (бюджет, кредитные планы банков и т.д.)

9. Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности.

Все отношения, к-рые возникают в гос-ве при перераспределении доходов и образовании централизованных и децентрализ. фондов регулируются соответствующими группами норм фин. права, явл. фин. правоотношениями. С ними связано возникновение, изменение и прекращение фин. правоотношений. К фин.-правов. отношениям относятся:

· отношения между ПУ, ВРУ и КМУ по поводу принятия законов налог. системы, конкретных налогов, бюджетной системы, ежегодное принятие ВРУ бюджетной резолюции, составления, рассмотрения, утверждения контроля об исполнении и утверждении отчета об исполнении гос. бюджета У-ны.

· отн-ния между ВРУ и органами местного и регионального самоуправления по поводу ежегодных отчислений, общего-ных налогов и платежей в пользу местного бюджета (сбалансирование всех бюджетов У-ны путем процентных отчислений из гос. бюджета, дотаций).

Работа коммерческого предприятия требует не только внедрения современных технологий и увеличения производительности труда, но также и серьезной аналитической работы в области исследования финансово-хозяйственных результатов активностей фирмы. Посредством каких методов подобное направление деятельности реализуется в современных компаниях?

Определение финансовой деятельности предприятия

Что такое «финансовая деятельность»? Это комплексный термин. Под ним чаще всего понимаются активности, связанные с извлечением коммерческой прибыли, повышением эффективности производственных процессов, отчетные процедуры.

В ряде случаев проводится анализ финансовой деятельности предприятия с целью выявления хозяйственных показателей фирмы в целом, а также для исследования качества работы различных корпоративных институтов: менеджмента, бухгалтерии, отдела продаж и т. д. С точки зрения экономической науки подобные процедуры относятся к категории микроэкономических, то есть отражают положение дел на локальном объекте, и могут никак не соотноситься с макропоказателями.

Зачем проводить анализ финансовых активностей?

Анализ финансовой деятельности предприятия - важнейший инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса. На основе тех или иных показателей могут приниматься ключевые управленческие решения. Посредством процедур, о которых идет речь, может исследоваться эффективность уже внедренных концепций менеджмента, а также осуществляться их необходимая корректировка после получения результатов.

Итоги анализа, о котором идет речь, могут быть задействованы менеджментом, когда составляется план финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Так, получив в распоряжение те или иные цифры, руководство компании может поставить стратегическую цель - достичь таких-то показателей для повышения эффективности бизнес-модели. План финансовой деятельности предприятия также может включать инвестиционные аспекты, предполагающие расстановку акцентов в направлении денежных потоков. Определиться с приоритетами также поможет подробный анализ соответствующих активностей компании.

Результаты исследований эффективности бизнес-модели предприятия могут помочь его владельцам налаживать позитивные отношения с инвесторами, кредиторами, партнерами, а в ряде случаев - и с клиентами. Итоги анализа - важный фактор, определяющий то, каким может быть, как мы отметили выше, план финансово-хозяйственной деятельности компании. Значимость соответствующего типа анализа - высочайшая, особенно в высококонкурентных отраслях бизнеса. Руководители многих крупнейших фирм проводят подобные исследования на регулярной основе.

Методы анализа финансовых активностей

Какие методы могут задействоваться при проведении анализа финансовой деятельности компании? Соответствующего типа исследование предполагает изучение профиля фирмы в нескольких аспектах, и в каждом направлении работы могут использоваться отдельные подходы.

Например, распространен метод, в основе которого - изучение бизнес-планов предприятий на предмет обоснованности и сбалансированности. Также часто задействуется подход, в рамках которого аналитики изучают конкретные показатели эффективности бизнеса на тех или иных участках. Достаточно распространен метод, при котором финансовые результаты деятельности предприятия сравниваются с соразмерными по величине выручки и занимаемого объема рынка конкурентными фирмами.

В большинстве случаев подходы к исследованию бизнеса предполагают системность. Это обусловлено необходимостью создания комплексной характеристики предприятия: в отдельных аспектах оно, возможно, будет уступать конкурентным бизнесам, но в других - намного превосходить их. Системный подход к анализу деятельности компании поможет выявить первостепенные показатели работы компании, на основе которых затем выработается общая оценка эффективности бизнеса.

Источники данных для анализа

Финансовая деятельность предприятия выражается в локальных операциях, большинство из которых фиксируется документально. Соответствующие источники затем используются при анализе активностей фирмы. О каких документах идет речь? Посредством каких источников осуществляется учет финансовой деятельности компании? Их достаточно много.

Прежде всего, это документы, относящиеся к бухгалтерской отчетности. В числе таковых - источники, фиксирующие прибыли и убытки, различные приложения к ним. Это документы, в которых отражаются сведения об изменениях капитала, о движениях финансовых средств.

Главный аспект бухгалтерской отчетности - баланс. Документы, в которых он фиксируется, позволяют в достаточной мере достоверно оценить то, насколько успешна текущая финансовая деятельность предприятия.

Бухгалтерский баланс позволяет оценить такие показатели коммерческих активностей фирмы как актив и пассив, оборотный капитал, чистые активы, коэффициенты устойчивости, платежеспособености, ликвидности (чуть позже мы рассмотрим их сущность более подробно).

Другой важный источник, позволяющий определить то, насколько результативна финансовая деятельность - это отчет о прибылях и убытках. В данном документе фиксируются, соответственно, выручка и издержки фирмы относительно тех или иных направлений деятельности.

Отчет об изменениях капитала - еще один важнейший документ, посредством которого может быть проанализирована финансовая деятельность компании. Данный источник имеет достаточно сложную структуру. Так, в тем есть четыре раздела. В первых трех фиксируются показатели, имеющие отношение к капиталу фирмы в соотнесении с отчетным годом. Данная область отчета содержит сведения о корректировке величины капитала и его компонентов, прибыли, резервов. В четвертом разделе документа фиксируются факторы, которые непосредственным образом повлияли на изменение капитала. Это может быть эмиссия дополнительных акций или корректировка их стоимости, появление иных доходов или расходов фирмы.

Еще один значимый источник, без которого проблематично осуществить полноценный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия - отчет о движении денежных средств. Данный документ включает сведения, касающиеся входящих и исходящих финансовых потоков соотносительно с текущей деятельностью фирмы в направлении инвестирования и иных стратегически значимых активностей.

Бухгалтерский баланс также сопровождается специальным приложением. Оно может содержать полезные с точки зрения корректировки финансовой деятельности факты, которые могут быть получены в ходе анализа. Таким образом, приложение к балансу также можно считать значимым источником при оценке эффективности бизнеса.

Критерии эффективности предприятия

Мы изучили основные источники, по которым могут быть исследованы финансовые результаты деятельности предприятия. Теперь рассмотрим ключевые критерии, по которым оценивается то, насколько эффективен бизнес. В целом они сводятся к тому, чтобы определить, достаточно ли высоки результаты деятельности предприятия соотносительно с издержками. Фирма, условно говоря, будет оцениваться как эффективная, если при небольших инвестициях она сможет производить много. Также те или иные показатели, как мы отметили выше, могут сопоставляться с достижениями конкурирующих компаний.

Основные критерии, которые позволяют определить эффективен ли бизнес, можно представить в виде следующего перечня.

Во-первых, это эффективность использования ресурсов, которые задействуются в производственных процессах. Это могут быть основные фонды, кадры, финансы, сырье. Во-вторых, это качество инвестиционной политики компании (то, насколько быстро окупаются вложения). В-третьих, это эффективность задействования активов фирмы - например, в аспекте оборачиваемости. В-четвертых, это качество использования капитала, которое может оцениваться, исходя из величины прибыли в расчете на одну акцию компании. Рассмотрим теперь отдельные показатели, на основании которых в ходе анализа можно оценить финансовый результат деятельности компании.

В числе важнейших - коэффициенты ликвидности. Изучим их специфику.

Коэффициенты ликвидности

Данные показатели финансовой деятельности фирмы характеризуют то, в какой степени она способна удовлетворять запросы держателей краткосрочных бондов, эмитируемых компанией. В числе коэффициентов, о которых идет речь - те, что соотносятся с абсолютной, срочной и текущей ликвидностью. В отношении каждого из них задействуется отдельная формула расчета.

Коэффициент, соотносимый с абсолютной ликвидностью - это индикатор, позволяющий определить долю краткосрочных бондов, которые могут быть покрыты денежными средствами предприятия, а также акций и депозитов. Главный критерий - они должны обладать абсолютной ликвидностью.

Коэффициент, соотносимый со средней ликвидностью, показывает, какова пропорция между денежными средствами (а также таких активов, как дебиторская задолженность и краткосрочные инвестиции) и долговыми обязательствами. Если анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия фиксирует рассматриваемый показатель в величине более 1, то это можно считать отличным результатом, 0,7-0,8 - приемлемым.

Коэффициент, соотносимый с текущей ликвидностью, рассчитывается посредством деления оборотных активов на краткосрочные бонды. Является индикатором того, достаточно ли у фирмы средств на погашение соответствующих обязательств. Интересный факт: если оборотных активов намного больше, чем бондов, то финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть оценена как недостаточно эффективная в силу нерационального распределения активов.

Чистый оборотный капитал

Другой важный показатель деятельности фирмы - чистый оборотный капитал. Исчисляется, как правило, в национальной валюте страны, в которой работает предприятие. Исчисляется как разность между активами фирмы и краткосрочными долговыми обязательствами. Если капитала недостаточно, то это означает, что компания не сможет своевременно погашать кредиты и бонды. Но если соответствующий показатель превышает значение, отражающее величину обязательств, то, как и в случае с коэффициентом текущей ликвидности, это может говорить о том, что ресурсы фирмы могут задействоваться нерационально. На практике это может быть чрезмерно объемный выпуск акций или слишком высокая кредитная активность.

Коэффициенты устойчивости

Анализ, в ходе которого оценивается финансово-хозяйственная деятельность предприятия, может предполагать исследование показателей, соотносимых со структурой денежного капитала, которые могут дать достаточно четкое представление об устойчивости фирмы. Подобные критерии являются индикаторами того, как соотносятся собственные средства компании и заемные финансы, а также показывают, насколько зависим бизнес от внешних кредиторов.

В числе показателей, о которых идет речь - коэффициент, соотносимый с финансовой независимостью. Чем он ниже, тем больше долгов у компании, и тем выше вероятность, что она не справится с обязательствами. Однако, слишком низкое значение коэффициента может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает дефицит финансовых средств.

Другой показатель в рамках рассматриваемой категории - отношение общего объема обязательств к активам фирмы. Является индикатором того, каков размер активов фирмы, финансируемых за счет привлечения кредитов. Оптимальное значение данного параметра - 0,2-0,5.

Важны также показатели, отражающие то, как соотносятся активы компании и ее долгосрочные обязательства, какова пропорция долгов и собственного капитала компании, а также «длинные займы» и внеоборотные активы. Если исследователь, который проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, изучит указанные параметры, то в его распоряжении будет больше сведений, отражающих то, насколько зависима компания от долговых обязательств.

Коэффициенты рентабельности

Другая группа важных с точки зрения оценки бизнеса коэффициентов соотносится с рентабельностью фирмы. Какие показатели в рамках данной категории можно считать важнейшими?

Прежде всего, это коэффициент, соотносимый с уровнем рентабельности продаж. Он показывает, какова величина чистой прибыли в общем объеме продаж фирмы. Другой важный коэффициент - тот, который соотносится с рентабельностью собственного капитала организации. Данный параметр показывает, сколько зарабатывают инвесторы на единицу вложенной валюты. Важный показатель - коэффициент, соотносимый с оборотными активами. Он показывает, каковы возможности фирмы в аспекте получения выручки относительно задействуемых оборотных средств. Чем данный коэффициент выше, тем эффективнее бизнес. Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы может предполагать задействование еще одного важного параметра - коэффициента, соотносимого с внеоборотными активами. Он показывает, достаточно ли фирма получает прибыли относительно основных средств. Чем данный параметр выше, тем эффективнее бизнес. Еще один важный коэффициент в рамках рассматриваемой категории соотносится с рентабельностью инвестиций. Он показывает, сколько единиц валюты фирма вложила в производство для того, чтобы получить одну единицу прибыли.

Коэффициенты деловой активности

Анализ финансовой деятельности компании может также предполагать выявление коэффициентов, соотносимых с деловой активностью фирмы. Таковых показателей несколько, и все они позволяют понять, в какой степени эффективно осуществляется использование компанией своих денежных средств. Рассмотрим сущность основных индикаторов.

В числе самых значимых - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью рабочего капитала. Он показывает то, в какой степени эффективно осуществляется инвестирование в оборотный капитал, а также то, каким образом это влияет на динамику продаж. Чем выше данный коэффициент, тем более эффективной считается бизнес-модель предприятия.

Другой важный параметр связан с оборачиваемостью основных средств. Данный показатель характеризует то, в какой степени эффективно предприятие задействует основные фонды. Чем рассматриваемый коэффициент выше, тем лучше бизнес-модель фирмы.

Еще один значимый параметр, позволяющий понять, насколько успешно предприятие ведет свою финансовую деятельность - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью активов. Он показывает, насколько эффективно осуществляется использование фирмой всех ее ресурсов.

Коэффициент, отражающий оборачиваемость запасов, также рассматривается как значимый индикатор успешности финансовой деятельности предприятия. Он показывает, с какой скоростью фирма реализует запасы. Чем данный коэффициент выше, тем меньший объем денежных средств фирмы размещен в подобного типа активах, которые характеризуются низкой ликвидностью.

Еще один значимый параметр - это коэффициент, соотносимый с дебиторской задолженностью. Он показывает, какова длительность периода, в котором компания взыскивает средства, которые ей должны внешние субъекты. Если данный показатель слишком высокий, то это свидетельствует о сложностях, которые испытывает компания при работе с контрагентами или заемщиками.

Рекомендуем почитать

Наверх