Как стать лучшим в профессии библиотекарь. Что входит в обязанности библиотекаря

Эффективность 05.04.2020

Отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко интровертных, «не от мира сего» личностях, - с этим приходится бороться профессиональным объединениям библиотекарей в разных странах. Специфика библиотечной работы остается загадкой для общественного сознания в целом.

Библиотекарь - это специалист, имеющий специальное библиотечное образование, который занимается организацией библиотечных фондов, библиотечным обслуживанием пользователей. Библиотекарь - это связующее звено между информацией и пользователями.

Функция современного библиотекаря, работающего в условиях информационно насыщенного общества в том, чтобы создать условия, организовать информационную среду библиотеки так, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя, читателя, она интериоризировалась (т.е. была глубинно усвоена) им. Библиотекарь. В первую очередь, организатор доступа к информации, знанию пользователей библиотеки, населению. Обеспечивая доступ к информации, знанию, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь содействует просвещению. Библиотекари представляют собой профессию, непосредственно призванную к защите интеллектуальной свободы и свободы доступа к информации. На них возложена особая обязанность обеспечивать свободный поток информации и идей в настоящем и будущем поколениях.

Библиотека - необходимый элемент гражданского общества, т.к. призвана обеспечивать документированную форму межпоколенной и этической связи индивидуальных сознаний. И библиотекарь в меру своей интеллектуальности становится либо проводником, либо фильтром в этой важнейшей форме человеческого общения.

Библиотекари призваны не только сохранять культурные ценности, но и продвигать, сближать профессиональные сознания с обыденными.

Проблема библиотечной профессии в том, что уровень интеллектуальной культуры российских библиотекарей вызывает серьезную озабоченность общественности. Так, в ходе всесоюзного исследования «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы»., установлено, что лишь сравнительно небольшую часть работников библиотек склонна к инновационному мышлению, является инициатором новых начинаний, адекватно реагирует на изменения в обществе, способна к освоению новейших информационных технологий. Процесс активного вхождения молодых специалистов в профессиональную жизнь затягивается на многие годы. Не случайно, видимо, пик трудовой активности приходится главным образом на зрелый и предпенсионный возраст. Под интеллектуальной культурой библиотекаря понимается условное соединение таких профессионально-значимых качеств, как: широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте, профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасе общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, методологическая оснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обуславливающая инновационность профессионального поведения и способность пониманию условности имеющихся теоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практических умений и навыков.

Библиотекарь должен не только рекомендовать читателю интересные новинки в соответствии с жанровыми и тематическими предпочтениями каждого, но и ставить перед собой задачи приобщить читателей к высоким образцам изящной словесности, помочь ему проникнуть в ткань сложного текста.

Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.

Служа другим - растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря ученым, который работает не над одной «своей» темой, а над многими «чужими» темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.

Профессия библиотекаря требует активной позиции, связи с жизнью. Все, что делается в стране, - это кровное дело библиотекарей.

Высокое педагогическое мастерство - профессиональная черта библиотекаря. Как педагог, он должен, прежде всего, любить людей, помогать читателям выработать систему знаний, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывать особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качество усвоения материала. А это требует от специалиста такта и вместе с тем настойчивости.

Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» - основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.

Для настоящего библиотекаря читатель - это не статистическая единица, а человек с индивидуальными особенностями и запросами.

Специфической чертой библиотечного специалиста является знание книги. Он должен воспринимать книгу в ее взаимосвязях, а главное - представлять, кому она предназначена. Потому библиотекарь должен постоянно работать над собой. Систематическое, организованное, последовательное чтение является профессиональной чертой библиотечного работника. Профессия требует и развития организаторских качеств. Библиотекарю необходимо знать основы управления, прогнозирования.

Сегодня работа с читателями предъявляет к специалисту определенные коммуникативные требования: контактности, общительности, эмоциональности, умения понимать и слушать, находить нужный тон в разговоре. Работа на абонементе, в читальном зале позволяет проявить эти качества.

Какими же этическими чертами должен обладать библиотекарь, работающий на абонементе, и что он должен знать? В первую очередь он должен пропагандировать лучшую литературу, находить подход к каждому читателю, понимать его запросы и интересы, уметь рассказать о книгах, давать сравнительный анализ источников. Кроме того, работник абонемента должен проводить различные массовые мероприятия; хорошо ориентироваться в потоке литературы; оперативно вести библиографические разыскания; знать фонды и каталоги; организовывать информационную работу; проводить библиографические обзоры, дни информатора; устраивать выставки-просмотры.

Чтобы все это делать, специалисту необходимо методами агитационно-пропагандистской, справочно-библиографической и информационной работы; методами изучения читателей (индивидуальной и массовой работы с ними); методологией библиотековедческих исследований; техническими средствами.

Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.

Личность человека, есть культура, общая эрудиция, умение хорошо излагать свои мысли, вести дискуссию… Часто эти черты библиотекаря оказывают решающее воздействие на интересы читателей, способствуют более глубокому восприятию смысла общения.

Контакт с читателем должен быть неформальным, доверительным. Не случайно за советом в выборе книг читатель предпочитает обращаться к одному и тому же библиотекарю. Положительное отношение к специалисту возникает не только потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседы, охотно помогать в выборе книг. поэтому настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, осознание индивидуальной неповторимости другого человека. Даже выбор литературы должен соответствовать настроению читателя. Дать читателю книгу, необходимую именно ему в нужный момент, - вот задача библиотекаря. Порой нужны и советы, и рекомендации. Поэтому требуется определенная степень близости и взаимопонимания с читателем.

Как этого добиваться? По-разному. Можно поговорить о книге, а затем о здоровье близких и родных. Главное, чтобы человек почувствовал, что он тебе не безразличен. И тогда начинается воспитание книгой.

Проблемы культуры общения особенно значимы, ибо контакты с людьми разных возрастов, вкусов, профессий должны занимать большую часть времени библиотекаря. Так, например, в разговоре с подготовленным читателем требуется быстрая реакция. К людям старшего возраста лучше обратиться по имени-отчеству.

Очень важен доверительный стиль, взаимопонимание. Не новость для библиотекарей, что в «часы пик» устаешь и не всегда контролируешь свои эмоции. Поэтому необходимо формировать у себя навыки критического анализа психологических ситуаций, возникающих в библиотечной повседневности.

Общение с читателем - это обмен информацией. Не многие знают, что 40 % информации передается интонацией речи. А многие ли помнят, что помимо текста существует подтекст? Иногда «открытие» этих истин приходит в конфликтных ситуациях.

Огромную роль играет тон разговора. В отказе «нет» читатели порой чувствуют подтекст… «Как вы все мне надоели».

Важно помнить, что общение с читателем не сводится только соблюдению определенных правил этикета. Контакты предполагают владение психологической культурой. Начинается она с постижения человека, мира его чувств и мыслей. Знания эти помогают библиотекарю точно определить ролевые позиции читателя и в соответствии с этим построить свою тактику общения.

Разве вы не встречались с «эрудитами», которые уже все прочитали по интересующей теме? Но вы тонко и с большим тактом даете понять ему, что в библиотеке есть и новинка, о существовании которой читатель не догадывается.

Вот к стойке подходит пожилой человек. Он явно напряжен, выбирая книгу. Ситуация для библиотекаря трудная, но надо терпеливо беседовать с читателем, помочь ему отыскать нужную книгу, быть предельно внимательным к нему. Смотришь, в конце концов читатель успокоился, оживился. Вступил в разговор. Надо уметь выслушать человека, учитывать его запросы, интересы, настроения. Эмоциональные контакты приносят удовлетворение, уплотняют рабочий день и вместе с тем от однообразия и скуки. Лишенное эмоциональных контактов общение оборачивается раздражением, скукой, а порой и разочарованием в избранной профессии. Надо радоваться, когда читатель «разговорился». В ходе общения с ним постоянно подвергаются проверке такие качества библиотекаря, как уравновешенность, терпимость, эмоциональная устойчивость.

Каждому библиотекарю надо выработать у себя культуру общения. Следует помнить, что без готовности работать для людей общение будет бессодержательным. Содержательное общение - это всегда творчество, в котором нравственные и педагогические аспекты переплетаются, взаимопроникают.

Какая из струн сложного духовного мира человека зазвучит в процессе общения, зависит от подхода, от уважения к самобытной личности, и поэтому без самовоспитания, без преодоления инерции библиотекарю рассчитывать на успех нельзя. Культура общения вырабатывается в процессе самостоятельной духовной работы над собой.

Для библиотекарей, осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общаться становится не только важным, но и профессионально необходимым качеством, поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Библиотекарь постоянно должен работать над своей дикцией, образностью и выразительностью речи. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность, логичность, богатство словарного запаса, ясность при поставке вопросов и ответов, оптимальная для восприятия скорость речи.

Наблюдательность крайне важна для библиотекаря. Без нее он не заметит, удобно ли в библиотеке читателю, как он работает с каталогами, как реагирует на манеру общения с ним, обращает ли внимание на выставки, стенды, не портит ли книги и т.д.

Библиотекарь должен быть внутренне собран. Способность к длительной работе без ухудшения ее качества и снижения темпа - не только волевое качество, но и признак выносливости, физического здоровья. Библиотекарь должен уметь длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость.

Общительность, личное обаяние, приятная внешность - эти черты так же необходимы библиотекарю. Хороший психологический климат в библиотеке создают жизнерадостность, чувство юмора, эмоциональность, чувство коллективизма.

Высокий уровень работы с читателями, творческая атмосфера в библиотеке находятся в прямой зависимости от таких качеств библиотекаря, как дисциплинированность, аккуратность, деловитость, творческий подход к делу.

Итак, какими качествами должен обладать библиотекарь, занимающийся обслуживанием читателей? Во-первых, способностью критически анализировать явления, факты; уметь выбирать из общего объема необходимую информацию, схватывать суть проблемы; во-вторых, быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в-третьих, обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу; в-четвертых, обладать коммуникативными качествами: уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить до читателя свои мысли, находить нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальных особенностей читателей, и, наконец, в-пятых, грамотно говорить, связно и логично излагать свои мысли.

Таким образом, библиотекарь - это высокообразованный человек, владеющий основами психологии читателей, педагогическим мастерством, ориентирующийся в многообразии издательской продукции, умеющий использовать технические средства в работе, знающий основы информатики, пропагандист, организатор.

Библиотекарь не имеет права быть равнодушным, заносчивым, злопамятным, излишне горячим, фамильярным, сварливым, консервативным, неряшливым, слишком экстравагантным.

В библиотечной прессе все отчетливее звучит мысль о влиянии личных качеств библиотекаря на удовлетворенность читателя и, следовательно, на образ библиотеки в общественном сознании. Так, один специалист-филолог из США, работая во многих библиотеках и архивах Франции, пришел к достаточно, может быть, банальному, но очень важному выводу: низкое качество обслуживания и особенно плохая доступность имеющихся в фондах документов чаще всего связаны исключительно с произволом и недобросовестностью библиотечного персонала.

Отношение к работе - это проблема, которая существует во многих сферах деятельности. Американская библиотечная ассоциация уделяет систематическое внимание профессиональной этике библиотекаря с 1939 г. В кодексе этики 1981 г. закреплены принципы, обязывающие библиотекарей обеспечивать высокий уровень обслуживания, противостоять попыткам цензуры библиотечных материалов, оберегать право пользователей на сохранение тайны получаемой информации, не допускать получения выгоды за счет пользователей, коллег или библиотеки. Российским специалистам известны также пять библиотечных постулатов Ш. Ранганатана, которые в определенной степени можно считать кодексом профессиональной этики. Этическая сторона библиотечного труда связана с правами на интеллектуальную свободу и доступ к информации, что отмечается во многих публикациях. Этический и профессиональный уровень библиотекарей нередко довольно низок: они не всегда предупредительны, терпимы и внимательны к посетителям и пользователям, время читателей ценят меньше, чем собственное, отстает от современных требований справочно-библиографическое обслуживание, минимальны знания иностранных языков, порой не хватает знаний и в области библиотечного дела.

Интересно, что профессиональная этика библиотекаря рассматривается в широком социальном и морально-нравственном контексте. Замечено, например, общее снижение уровня трудовой морали. Которое произошло от однозначно сформулированности мировоззренческих позиций. Этические ценности сместились в сторону моральной индифферентности. Равнодушие к потребителю, читателю стало, к сожалению, нормой, результатом чего является во многом социальная невостребованность библиотек.

Кодекс профессиональной этики должен закрепить изменения в социальном статусе библиотек и библиотекарей. Этические нормы библиотечной профессии сегодня должны формироваться с пониманием того, что в нынешней трудной жизненной ситуации люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения для восстановления душевного комфорта.

Таким образом, вполне очевидно, что меняться должны не только читатели, фонды, материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезво и самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние на формирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и, следовательно, нужной обществу.

Профессия библиотекаря считается древней. Появилась она вместе с первыми рукописными книгами. Однако на протяжении нескольких веков обязанности таких специалистов изменялись. Сегодня библиотекарь – это профессиональный работник библиотек, который обрабатывает, организует, управляет фондом и предоставляет информационный материал своим посетителям.

Особенностью профессии библиотекаря можно считать тот факт, что без таких сотрудников невозможно обойтись даже в век технического прогресса. Ни одна машина еще не в силах заменить специалиста в области научно-популярной, художественной и специальной литературы. Но к сожалению, зарплата у таких работников небольшая, и на рынке труда востребованность профессии библиотекаря невысокая.

В обязанности сотрудника библиотеки входит:

  • обслуживание посетителей, заполнение их абонементов. Библиотекарь подбирает и выдает необходимые книги для чтения дома или в читальном зале;
  • следить за сохранностью фонда библиотеки, комплектует его;
  • оформление заказов, приобретение новых книг;
  • обработка поступившей литературы;
  • составление каталогов;
  • организация литературных конференций, тематических семинаров, дискуссий и выставок газет, журналов, книг.

Стоит отметить, что работа библиотекарей не ограничивается лишь книгами. Современные специалисты не отстают от прогресса и в своей деятельности используют все новые информационные технологии. Сегодня библиотекари работают с различными информационными носителями, с аудио- и видеоматериалами, электронной почтой, электронными каталогами. Они умело пользуются компьютером, оргтехникой и Интернетом, создают базы данных и электронные презентации.

В связи с таким изменениями в профессии библиотекаря появились новые специализации, такие, как менеджер информационных систем, библиотекарь-технолог и администратор баз данных.

Дети знакомятся с представителями этой профессии еще в школе. На школьного библиотекаря возлагается большая ответственность. Этот чуткий специалист может посоветовать ребенку интересную книгу, тем самым прививая ему интерес к чтению. При этом сотрудник школьной библиотеки обязан учитывать возрастные особенности детей. Библиотекаря можно смело назвать посредником между человеком и книгой.

Некоторые ошибочно полагают, что эта профессия очень простая и не требует особых умений. Но это далеко не так. Такая работа требует от специалиста умения проводить анализ и синтез информации, обрабатывать ее огромное количество.

Эта профессия очень уважаемая, о чем свидетельствует ежегодно проводимый конкурс "Лучший библиотекарь". В нем принимают участие профессиональные сотрудники библиотек. Этот конкурс не только повышает престиж профессии библиотекарей, но и подталкивает специалистов к самосовершенствованию и к желанию повышать свою квалификацию.

Конечно, в профессии библиотекаря есть свои плюсы и минусы. Возможность постоянно обучаться и общаться с разными интересными людьми – это преимущества данного рода деятельности. Но огорчает низкая заработная плата и заметное падение интереса у населения к чтению.

Личные качества

Основные качества библиотекаря – это внимательность, усидчивость, стрессоустойчивость, доброжелательность. Людям этой профессии надо иметь отличную память, терпение и не бояться монотонной работы.

Образование (Что нужно знать?)

Профессиональный библиотекарь не просто выдает читателям требуемую литературу, но и беседует с ними, предлагает свою помощь в выборе. При этом библиотекарь должен знать содержание многих книг разной направленности, уметь быстро ориентироваться в художественной, научно-популярной и специальной литературе и владеть методикой проведения бесед с посетителями. Для такой работы следует окончить библиотечный техникум или обучиться библиотечному делу в институте.

Место работы и карьера

Представители этой профессии работают в библиотеках ВУЗов , школ , различных предприятий, в государственных и ведомственных библиотеках. Вероятность карьерного роста у таких сотрудников невелика. При наличии высшего образования библиотекарь может стать заведующим отделом или всей библиотеки.

Если меня попросят назвать самое памятное место из моего детства, я назову, пожалуй, не кондитерскую, не цирк и даже не магазин игрушек, а библиотеку. Я проводила там немало времени – даже не потому, что была придирчива в выборе книг (хотя и это тоже), но и потому, что библиотека была единственным местом, где можно было побыть в тишине и покое, наедине со своими мыслями и интересными страницами, с великими людьми из прошлого, в которых я влюблялась так же, как другие девчонки влюблялись в киногероев… и, конечно, пообщаться с замечательными людьми – библиотекарями.

Библиотекари – люди весьма примечательные во многих отношениях. Начнем с того, что профессия эта достаточно древняя – ей около четырех тысяч лет. Не всегда книги имели привычный нам вид – когда-то они были папирусными свитками, глиняными табличками – но всегда были люди, отвечавшие за их сохранность и способные в любой момент по первому требованию предоставить нужную.

Довольно долго обязанности библиотекаря сводились к хранению книг (иногда – к переписыванию). Так было в цивилизациях Древнего мира, в средневековых монастырях. Переломным моментом можно считать 1672 год, когда французский медик, который одновременно был библиотекарем, издал книгу под названием «Совет, как составлять библиотеку». В этой книге содержались рекомендации, как организовать и систематизировать книжный фонд – словом, о том, что сейчас составляет основу библиотечного дела. Почему встал такой вопрос? Да потому, что именно в ту эпоху рождалось то, что мы сейчас в первую очередь вспоминаем, слыша слово «библиотека» – общедоступные библиотеки. До этого собрания книг были достоянием монастырей, а также людей, которые могли позволить себе такую роскошь – но уже с 1643 года библиотека, принадлежащая небезызвестному Мазарини, дважды в неделю открывалась для «широкой публики».

Со временем библиотечное дело усложнилось, обязанностей у библиотекарей стало больше. Они давно уже не сводятся к хранению книг… хотя и это тоже важно: бумага – материал нежный, для его сохранения нужно создавать условия…а ведь есть и такие библиотеки, где хранятся средневековые книги, написанные на пергаменте, их тем более берегут как зеницу ока!

Что еще должен уметь и делать библиотекарь? Систематизировать и расставлять книги, пополнять фонд, составлять каталоги и библиографические справочники и ориентироваться в них. Существует немало анекдотов и баек о библиотекарях, которые ставят то А.Блока в раздел немецкой литературы, то «Утопию» Т.Мора в раздел литературы Латинской Америки (исходя из указания «перевод с латинского») – но все это смело можно отнести к разряду мифов: о книгах и литературе библиотекари знают практически все… и, конечно, библиотекарь должен уметь работать с людьми. Попробуйте-ка угадать, что хочет читатель, который просит «что-нибудь про космос» – Стивена Хокинга или «Туманность Андромеды»? А что творят школьные библиотекари, чтоб хоть ненадолго оторвать современных детей и подростков от компьютерных игр и напомнить им, что существуют книги – тут и литературно-музыкальные вечера, и встречи с современными писателями, и литературные викторины… Да и в библиотеках для взрослых обязательны если не мероприятия, то хотя бы тематические книжные выставки – то к празднику, то к юбилею писателя, то еще к какому-нибудь значимому событию.

Так было много лет. Сейчас многим кажется, что профессия библиотекаря умирает, как и библиотеки вообще – их изрядно потеснил Интернет. Все же такой взгляд кажется преувеличенным. Начнем с того, что библиотеки сейчас стали другими – в них наряду с книгами появились аудио и видеозаписи, материалы в электронном виде. Современные библиотекари умеют составлять по электронному каталогу подборки литературы по любой теме, будь то психология восприятия музыки или история гончарного ремесла. Не забудем и о той непримиримой борьбе, которая ведется на просторах Интернета за каждое «незаконно прочитанное» слово – а в библиотеках книги по-прежнему выдаются бесплатно… И, конечно, никакой визит в Интернет не заменит задушевной беседы с умнейшими людьми – библиотекарями, и остается только пожалеть, что с возрастом у нас практически не остается на это времени.

Библиотекарь - профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация.

Библиотекарь - работник библиотеки, специалист в области художественной, научно-популярной, специальной литературы.

Профессия библиотекаря направлена на работу с читателями. Библиотекарь обслуживает посетителей читального зала, подбирает, выдает им необходимую литературу, комплектует фонд библиотеки - формирует заказы и закупает книги, проводит техническую обработку новой поступившей литературы, составляет каталоги, заполняет читательские абонементы, организовывает выставки книг, журналов, газет, следит за сохранностью фонда библиотеки.

В культурно-просветительных учреждениях обеспечивает подбор необходимой читателям литературы, быстрое выполнение их заявок. Выдает литературу по абонементу и в читальные залы, изучает запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы. Участвует в комплектовании фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов, в работе по учету и хранению фонда, в пропаганде книг, в научно-исследовательской и научно-методической работе библиотеки. Проводит индивидуальную беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов, организует тематические литературные конференции, книжные выставки, комплектует книжный фонд, ведет учет библиотечного фонда и др.

Библиотекарь должен знать содержание художественной, научно-популярной, специальной литературы, методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок и т.д., правила учета и обработки книжного фонда. Библиотекарь должен знать правила составления каталогов, специальные библиотечные компьютерные программы, иметь навыки общения с людьми, хорошую память, любить читать, а также обладать такими качествами как усидчивость, внимательность, аккуратность, организованность, сосредоточенность, терпение, тактичность, эмоциональная устойчивость, склонность к выполнению монотонной работы.

Профессионально важные качества библиотекаря: высокие коммуникативные способности, такт, эмоциональная выдержка, хорошая память.

Медицинские ограничения: Нервно-психические расстройства. Аллергия на книжную пыль. Заболевания органов дыхания. Очень плохое зрение. Низкий интеллект.

Квалификационные требования : Библиотечный техникум или соответствующий факультет института культуры.

Как правило, библиотекари работают в государственных библиотеках или библиотеках высших или средних учебных заведений, начальных или средних школ, медиа-центрах, библиотеках в рамках предприятий или компаний. На западе некоторые библиотекари могут быть независимыми предпринимателями, работающими в качестве информационных специалистов, каталогизаторов, и по прочим специализированным направлениям.

Уровень заработной платы библиотекаря, как правило, невысокий. Возможности карьерного роста у библиотекаря присутствуют до позиции заведующего библиотекой.

Каким должен быть библиотекарь?

Какие качества нужны в профессии человека, чтобы стать настоящим специалистом своего дела? Всем известно, что библиотекарь учит общаться с книгой человека с малых лет. Он стоит у порога самостоятельной жизни каждого из нас. Он является примером для подражания детьми, он наставник и хороший советчик. К нему обращаются за помощью по разным вопросам: помочь выбрать книгу, написать реферат, подобрать необходимую литературу для беседы, научить работать со словарями и справочниками и т.д.

В своей повседневной деятельности библиотекарь передает не только свои знания и навыки, но и преподносит в первую очередь, уроки нравственности и духовности, которые в дальнейшем становятся важным жизненным ориентиром. Поистине, труд библиотекаря благороден.

Профессия библиотекаря одновременно трудна и почетна. Вот некоторые качества, которые являются ключевыми для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела.

Первое и самое главное – уважение к своим читателям. Несмотря на то, что читатели еще маленькие, библиотекарю не следует затрагивать чувство собственного достоинства, а нужно уважать и принимать его как личность, стать для него другом, помощником и советчиком. В работе библиотекаря есть такой принцип: «быть вместе с ребенком», а не над ребенком. Установление такого принципа может исходить только от человека с большим внутренним миром и добрым сердцем. Библиотекарь, который не видит в ребенке его внутренний потенциал, никогда не увидит ни характера ребенка, ни его способности. Для такого библиотекаря навсегда закрыт внутренний мир ребенка.

Второе качество, которое характеризует библиотекаря как профессионала - это его эрудиция и творчество. Настоящий библиотекарь является всесторонне развитым интеллектуалом, проявляющим интерес ко всему новому и прогрессивному.

Библиотекарю свойственно активное участие в поисках оригинального творческого пути. Занятия творческим делом – это способ самосовершенствования, а информация становится доступной и понятной для каждого читателя.

Третье качество библиотекаря – это организаторские способности и навыки. В своей работе каждый человек должен умело планировать и организовывать свое дело, в том числе и в профессии библиотекаря. Организаторские способности и навыки проявляются в различных ситуациях: в планировании или в проведении каких-либо мероприятий, будь это беседа, утренник, игра-путешествие или читательская конференция.

Итак, образ современного библиотекаря, составляют любовь к детям, потребность и способность отдавать им себя, желание и умение работать в коллективе, высокий профессионализм, поиск инновационных путей, потребность в постоянном улучшении самообразования.

Если библиотекарь соединяет в себе любовь к своей профессии и к своим читателям, он будет хорошим и совершенным библиотекарем. К такому совершенству должны стремиться и мы, будущие и настоящие библиотекари.

Труд библиотекаря никогда не был легким. Но тот, кто выбрал эту профессию, должен идти по ней честно, оставаясь верным благородному делу, нести людям свет добра и человечности. Только тогда их можно поистине назвать «сеятелями разумного, доброго, вечного», человеком верным своей профессии.

Рекомендуем почитать

Наверх