Повысят ли зарплату школьным библиотекарям в. Библиотекарь

Планирование  31.10.2019
Планирование 

Общедоступные библиотеки: мониторинг сети и ситуация в регионах

Уважаемые коллеги!

С 12 по 18 мая 2018 года во Владимире — «Библиотечной столице России 2018 года» — проходил Всероссийский библиотечный конгресс: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации.

Не секрет, что тема проходящей в настоящее время оптимизации библиотечной сети волнует без преувеличения каждого библиотекаря.

Мое внимание привлекла статья на сайте «Университетская книга» , в которой я впервые прочитала так подробно о положении библиотек в разных регионах страны, о том, как проходит оптимизация библиотек в стране. Надеюсь, что эта статья привлечет внимание библиотекарей, интересующихся вопросами оптимизации и следящими за событиями в библиотечном мире.

Одной из основных тем, обсуждаемых на Всероссийском библиотечном конгрессе, стала трансформация библиотечной сети в регионах России. Эта проблема объединила четыре секции: центральных библиотек субъектов РФ, публичных библиотек, секцию по библиотечной политике и законодательству и секцию «Библиотечные общества и ассоциации».

Главным вопросом дискуссии стало влияние трансформации сети на доступность услуг библиотек для населения по всей территории страны. Через призму государственной культурной политики рассматривались задачи и актуальные практики управления такими процессами, как сокращение численности библиотек, их массовый перевод на работу в сокращённом режиме, разрушение целостности профессиональной библиотечной сети и др.

По оценке Сергея БАСОВА , заведующего научно-методическим отделом РНБ и ведущего заседания, 2017 год прошёл для библиотечного сообщества под грифом новых социальных нормативов, утверждённых распоряжением Правительства РФ от 26 января 2017 г. Однако в конце года оно своим новым распоряжением признало утратившими силу все нормативы в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, а также культуры. По сложившейся традиции решение было принято без каких-либо объяснений со стороны исполнительной власти и обсуждения с профессиональным сообществом. По мнению эксперта, эти изменения ещё предстоит понять и проанализировать.

Научно-методический отдел РНБ представил в рамках секции аналитический материал, посвящённый мониторингу трансформаций сети общедоступных библиотек за период 2015–2017 гг. Его результаты прокомментировала Маргарита АВРАМОВА, заведующая сектором НМО РНБ.

По данным исследования, на 1 января 2018 г. сеть общедоступных государственных региональных и муниципальных библиотек Министерства культуры РФ включала 42 226 учреждений, в том числе 255 центральных библиотек субъектов РФ; 35 737 муниципальных библиотек и 6234 структурных подразделения организаций культурно-досугового типа (КДУ) и других организаций, оказывающих библиотечные услуги населению. Сельское население обслуживали 33 453 библиотеки (79% общедоступных библиотек). Основные признаки трансформации сети библиотек, зафиксированные по итогам наблюдений в прежние годы, проявились и за эти три года, при этом сохранились главные тенденции и их негативное влияние на доступность библиотечных услуг.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. учреждений в целом по России. Основная доля потерь приходится на сельские библиотеки — около 1,5 тыс. (68% от общего числа утраченных библиотек).

Некоторое замедление сокращения сети эксперты связывают с отложенной реакцией регионов на решения руководства страны о поддержке сферы культуры, а также с противоречивыми действиями Правительства РФ и Минкультуры России в 2016–2017 гг. Сказалось и влияние требования законодательства о проведении опроса населения при принятии решения о закрытии или реорганизации сельских библиотек. В определённой мере притормозили отрицательную динамику библиотечные специалисты, руководители и методисты ЦБ субъектов РФ, направлявшие усилия на предотвращение необоснованного закрытия библиотек.

По результатам мониторинга, за 2016–2017 гг. сеть сократилась на 1029 библиотек. Сокращение наблюдалось во всех федеральных округах. Наибольшие потери (в процентном отношении) показали Южный (Волгоградская и Астраханская области) и Уральский (за исключением ХМАО и ЯНАО) округа. По оценке выступающей, управленческие решения на местах принимаются во многом произвольно, без экспертной оценки.

Отрицательная динамика отмечена в 72 субъектах РФ. Положительная — только в трёх регионах: в Амурской области имело место открытие и восстановление деятельности нескольких сельских библиотек, в Кировской библиотеки образованы на базе стационарных рабочих мест в нескольких сёлах, в Архангельской налажен правильный учёт сельских библиотек. Численность библиотек сохраняется на уровне 2015 г. в 10 регионах: республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тыва, Камчатском и Ставропольском краях, Магаданской и Томской областях, Ненецком автономном округе, Санкт-Петербурге и Севастополе . Самые большие потери понесли библиотечные сети Волгоградской (114 библиотек), Курганской (56 учреждений) и Орловской (33 библиотеки) областей.

Как уже упоминалось, основные потери за этот период приходятся на сеть сельских библиотек: закрыто 840 учреждений (80% от общего числа утраченных). Уменьшение числа сельских библиотек наблюдалось во всех федеральных округах, причём симметрично общим показателям сокращения сети, т.е. более всего в Южном и Уральском округах (в процентном соотношении). Сокращение сети сельских библиотек произошло в 61 субъекте РФ. Положительная динамика имела место в шести регионах, а отсутствие изменений отмечено в 18 субъектах

Значительное сокращение сельских библиотек (от 5 до 10 %) отмечено в восьми регионах: в Волгоградской, Курганской, Орловской, Ивановской, Астраханской и Ростовской областях, а также в Республике Дагестан . В полтора-два раза выше общероссийского показатели в Новгородской, Псковской, Брянской областях, в Пермском и Алтайском краях, а также в республиках Карелия и Марий Эл.

По оценке М. Аврамовой, ликвидация и реорганизация библиотек тесно связаны с хроническим дефицитом местных бюджетов, с необходимостью изыскания средств на повышение заработной платы, выполнением показателей дорожных карт.

Основания для закрытия библиотек в распоряжениях органов местного самоуправления указываются самые разные, и чаще всего они не отражают главную причину (хронический дефицит средств). Среди основных причин следующие: распоряжение Минкультуры России от 2 августа 2017 г. № 965; достижение показателей дорожной карты; исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597; социальные нормы и нормативы; несоответствие нормативам ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры; ст. 55 ГК РФ; исполнение Федерального закона № 131‑ФЗ; совершенствование и оптимизация организационно-штатной численности и бюджетных средств, оптимизация деятельности; уменьшение населения в зоне обслуживания; низкие показатели посещаемости библиотеки и трудное финансовое положение; признание нежилого здания аварийным и отсутствие на территории поселения помещения для библиотеки, повышение эффективности использования имущества, отсутствие средств на установку пожаротушения и т.п.

СОКРАЩЕНИЕ ПУНКТОВ ВНЕСТАЦИОНАРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В условиях сокращения сети стационарных библиотек определённые задачи по охвату населения библиотечным обслуживанием выполняют пункты внестационарного обслуживания. Согласно исследованию в стране насчитывается более 47,2 тыс. таких объектов, из них в сельской местности — 39,9 тыс. В целом по России наблюдается отрицательная динамика: –1,3 тыс. пунктов.

Ситуация различается по федеральным округам: в Уральском, Сибирском и Дальневосточном число объектов увеличилось, в остальных — сократилось. Рост, как правило, связан с открытием стоянок КИБО и библиобусов, а также с преобразованием стационарных библиотек в пункты выдачи. Кроме того, во многих регионах в 2017 г. большое внимание было уделено корректному учёту пунктов выдачи: они упразднялись, если не соответствовали требованиям стандартов по информационно-библиотечному обслуживанию.

Примерно в половине субъектов РФ (в 40 регионах) количество пунктов выдачи увеличилось, причём значительно: более чем на 100 единиц в Чеченской Республике, Ставропольском крае и Ульяновской области, свыше 200 единиц появилось в Удмуртской Республике и Забайкальском крае . По мнению экспертов, о реальном развитии обслуживания за счёт внестационарных форм свидетельствует увеличение пунктов выдачи на фоне стабильности библиотечной сети, в частности в республиках Алтай, Коми, Татарстан, Тыва и Чеченской Республике, а также в Красноярском, Камчатском, Ставропольском и Хабаровском краях, в Амурской, Белгородской, Владимирской и Томской областях и т.д.

В 45 регионах количество пунктов выдачи уменьшилось, в некоторых существенно: более чем на 100 единиц в Республике Бурятия, Нижегородской, Омской и Оренбургской областях, на 200 — в Архангельской, Кировской, Тверской областях и на 454 — в Республике Дагестан. Главные причины закрытия пунктов очевидны : массовый перевод библиотечных специалистов на неполную ставку, отсутствие транспорта и новых книг, плохое состояние дорог . При этом наблюдается общая закономерность: сначала сельская библиотека преобразуется в пункт выдачи, а затем этот объект ликвидируется.

МАССОВЫЙ ПЕРЕХОД НА СОКРАЩЁННЫЙ ГРАФИК

Режим, при котором библиотека открыта всего два-три часа в день или два-три дня в неделю, практикуется не только в малонаселённых пунктах, но и в сёлах, где проживает свыше 1 тыс. человек, и даже в городах . Из региональных аналитических материалов за 2016 год известно: в Псковской области в сокращённом режиме работают 85% сельских библиотек, в Тамбовской — 83%, в Брянской — 80%, в Тверской — 60%, в Амурской — 58%, в Ульяновской — 55%, в Липецкой — 50% и т.д. Сокращённый режим работы, отсутствие новых книг и актуальных ресурсов, современных интерьеров — всё это приводит к негативной оценке деятельности любой библиотеки со стороны населения и — довольно часто — к её последующему закрытию.

ОСЛАБЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По мнению исследователей, разрушение профессиональной сетевой организации библиотечного обслуживания населения происходит на муниципальном уровне. Передача библиотек (сельских, центральных районных, межпоселенческих, городских, ЦБС и др.) в структуры культурно-досуговых и иных организаций приводит к организационно-правовой разобщённости и технологическому упадку. Наблюдение фиксирует более 50 разновидностей организаций, в структуре которых оказались библиотеки в ХХI в. Среди них культурно-досуговые центры, образовательно-культурно-спортивные комплексы, библиотечно-музейные объединения, дома творчества и досуга, центры культуры и архивного дела, социокультурные и культурно-развлекательные центры и др. Мониторинг свидетельствует о разных факторах и периодах разрушения целостности профессиональной библиотечной деятельности на муниципальном уровне.

При этом, как отметила выступающая, впервые после принятия ФЗ-136 наметился положительный вектор — снижение доли библиотек в составе КДУ. Используя новые правовые нормы, позволяющие передавать полномочия по организации библиотечного обслуживания в сёлах на районный уровень, во многих регионах стали возвращать библиотеки из КДУ в библиотечную сеть, создавать межпоселенческие библиотеки с сетью удалённых структурных подразделений по всей территории муниципального района, восстанавливать районные ЦБС.

В 2014 г. в составе КДУ было 8,5 тыс. библиотек (19,4% от общего числа муниципальных библиотек), в 2017-м — уже 6,2 тыс. (14,9%). Большая часть этих библиотек пополнила профессиональную библиотечную сеть, а меньшая попала под ликвидацию вместе с КДУ, сеть которых также оптимизируется. Тем не менее раздробленность и неоднородность региональных библиотечных систем характерна для многих регионов.

Библиотеки в структуре КДУ действуют в большинстве субъектов РФ (в 61 из 85). Доля таких библиотек превышает 50% в Иркутской, Ленинградской, Воронежской, Псковской, Тюменской и Волгоградской областях, а также в Алтайском крае. В регионах, где долгое время удавалось сохранить целостность библиотечных систем, начали передавать библиотеки в КДУ. Среди них Пензенская область (145 библиотек в клубной сети) и Республика Крым (105 библиотек). Тенденцию передачи библиотек в структуры КДУ и иных организаций эксперты оценивают как фактор неизбежной деградации профессиональной деятельности.

За счёт возвращённых учреждений профессиональная библиотечная сеть увеличилась в Мордовии (на 319 библиотек; доля библиотек в КДУ понизилась с 80 до 18%), в Новосибирской (на 98 библиотек), Ростовской (на 74 библиотеки), Курганской (на 58 библиотек), Амурской (на 40 библиотек), Ивановской (на 34 библиотеки) и Тульской (на 27 библиотек) областях, а также в Хабаровском крае (на 28 библиотек). Из КДУ выведены все библиотеки в республиках Марий Эл и Чувашия, в Астраханской, Брянской, Магаданской и других областях. Таким образом, в 24 субъектах РФ (28% от общего их числа) все библиотеки находятся в составе профессиональной региональной сети.

ВЫВОД БИБЛИОТЕК ИЗ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ

Согласно данным исследования, в 2016 г. в Волгоградской области в связи с необходимостью доведения зарплаты работников культуры до уровня средней по экономике региона часть культурно-досуговых центров вместе с библиотеками переводились в состав муниципальных казённых учреждений «Благоустройство и досуговое обслуживание» (основной вид деятельности — озеленение и уборка территории ). Такие библиотеки не относятся к сфере культуры, их сотрудникам не обязательно повышать заработную плату, при этом ставки библиотечных специалистов сокращаются до минимума (два часа в неделю). Ещё один пример — это объединение общедоступных библиотек со школьными. В 2016 г. в Калмыкии семь общедоступных библиотек Юстинского района, в том числе пять сельских, были переданы в отдел образования с сокращением их штатных единиц и передачей фондов в школьные библиотеки.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА БИБЛИОТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СО СТАТУСОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

На примере 72 регионов, которые предоставили полные данные о численности библиотек — юридических лиц, за последние два года выявлено сокращение на 841 организацию. В 2016 г. этот статус имели 4656 библиотек и библиотечных объединений, в 2017‑м — 3815 . По мнению экспертов НМО РНБ, сокращение количества юридических лиц в библиотечной сфере указывает на две важные тенденции: укрупнение библиотечных учреждений на принципах централизации и создание многопрофильных учреждений культуры. Но если в первом случае происходит профессиональная интеграция библиотечных ресурсов, то во втором, наоборот, разрушается сетевая организация библиотечного обслуживания, происходит распыление ресурсов, снижается качество управления, а значит, и обслуживания читателей.

НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ

22 декабря 2017 г. распоряжением Правительства РФ №2905‑р все федеральные сетевые нормативы в бюджетной сфере были отменены . В области культуры сложилась сложная правовая ситуация : федеральные нормативы утратили юридическую силу, а распоряжение Минкультуры России от 2 августа 2017 г. №Р-965 (с нормами, которые были отменены) продолжает действовать. Согласно полученным данным, в 2017 г. регионы предпринимали попытки приведения сети в соответствие с новыми нормативами. При этом использовались различные формы реорганизации: объединение, слияние библиотек и домов культуры, преобразование в пункты выдачи, объединение детских библиотек со взрослыми, присоединение детских библиотек к межпоселенческим, преобразование детских библиотек в отделы обслуживания и др.

В 2017 г. библиотечная сеть сохранилась на уровне 2016-го в 19 субъектах РФ: Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Тыве, Камчатском и Ставропольском краях, Архангельской, Магаданской, Томской, Сахалинской и Челябинской областях, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области, Санкт-Петербурге и Севастополе.

По данным мониторинга, новые библиотечные сетевые единицы появились в 17 субъектах РФ. При этом в некоторых из них количество библиотек, закрытых и переставших существовать в результате реорганизации, значительно превышает число учреждений, открытых и созданных в результате реорганизации. Так, в Московской области открыты две новые библиотеки, а закрыта 41; в Красноярском крае открыты четыре сельские библиотеки, а закрыты 14; в Мордовии открыты две детские библиотеки (детские отделы преобразованы — в обособленные структурные подразделения ЦБС), прекратили существование 11. Мониторинг показывает, что новые нормативы активно использовались органами власти для закрытия библиотек.

Сложившаяся ситуация диктует регионам необходимость брать на себя ответственность за разработку нормативов в сфере культуры. При этом анализ региональных нормативных документов показывает, что в основном реализуются два подхода к их разработке. Первый заключается в полном дублировании федеральных нормативов практически без изменений и учёта особенностей своих территорий. Второй предполагает осмысленную аналитическую привязку нормативов, формирующих сеть общедоступных библиотек, к условиям конкретного региона: его территории, инфраструктуре, населению, ресурсам и т.д. Однако отмена федеральных нормативов с неизбежностью ставит вопрос о том, насколько необходимы единые нормы для всей страны, нужны ли такие общегосударственные ориентиры для всех регионов сегодня.

По оценке специалистов РНБ, стране необходимы базовые нормы, формируемые библиотечным сообществом на основе общего понимания принципов доступности библиотечных услуг. РНБ разработала и направила в Министерство культуры РФ предложения по базовым нормативам обеспеченности населения общедоступными библиотеками, которые размещены на сайте «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации» . В их основе принцип шаговой доступности, который диктует необходимость приближения библиотек к месту жительства человека; он наиболее прост и понятен, практически не допускает произвола в применении.

В завершение дискуссии эксперты сформулировали главные управленческие задачи на ближайшую перспективу:

выработка единой стратегии действий, отвечающей Основам государственной культурной политики на всех уровнях власти;

эффективное применение норм законодательства о местном самоуправлении, о библиотечном деле и др.;

формирование региональных нормативно-правовых механизмов, в полном объёме обеспечивающих исполнение полномочий по организации библиотечного обслуживания населения;

сохранение и восстановление единства профессиональной сетевой системы организации библиотечного обслуживания населения, обеспечение дальнейшего её развития адекватно требованиям новейшего времени;

обеспечение оптимального режима библиотечного обслуживания с учётом потребностей местных жителей на основе принципа шаговой доступности;

расширение инфраструктуры библиотечного обслуживания населения: открытие новых объектов, создание модельных библиотек, развитие мобильного обслуживания и т.д.

Для реализации новейших тенденций в библиотечном обслуживании необходима эффективная согласованная библиотечная политика федерального и регионального уровней, опирающаяся на должное финансирование библиотечной отрасли страны.

Не менее интересными оказались данные экспресс-опроса, подготовленные Секцией публичных библиотек РБА по вопросам, касающимся новых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками. «Вести с полей» представила Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ, директор БУК «Омские муниципальные библиотеки».

В 2018 г. в опросе приняли участие 260 библиотек из 51 региона.

Большинство респондентов (75%) отмечает, что в территориях никаких изменений, связанных с нормативами, не происходит . Причин тому несколько. В некоторых субъектах РФ разработаны документы, которые учитывают специфику региона. В результате те библиотеки, которые в соответствии с новыми нормативами могли быть закрыты, работают. Так произошло в Магаданской области, где в 2017 г. распоряжением регионального правительства принят документ «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Магаданской области услугами организаций культуры». Но чаще всего это происходит потому, что в настоящее время действие нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками приостановлено и ведётся работа по их доработке. Коллеги из Красноярского края (г. Канск) отметили, что библиотечная сеть была бы оптимизирована в 2018 г., если бы нормативы не отменили.

При этом в ряде регионов работа по оптимизации сети продолжается. Осуществляется она разными способами.

В Воронежской области число библиотек снижается (за 2017 год сеть уменьшилась на 16 единиц), а ставки сокращаются (по итогам 2017‑го более 40% сотрудников библиотек работали в неполном формате).

В Республике Марий Эл сокращается сеть сельских библиотек, детские библиотеки становятся отделами центральных библиотек. Ещё в 2015 г. произошло слияние Республиканской юношеской и Республиканской детской библиотек.

В Еврейской автономной области сокращаются ставки и численность персонала, снижается уровень самостоятельности библиотек.

В Нижегородской области несколько библиотек переведены на неполный рабочий день.

В Тверской области произошло изменение штатного расписания и сокращение среднесписочной численности.

В Пермском крае клуб был объединён с библиотеками на базе муниципального учреждения «Центр развития культуры». Суксунская центральная библиотека стала структурным подразделением этой организации.

Коллеги из Республики Карелия отмечают, что оптимизация ведётся, но не в соответствии с нормативами обеспеченности населения общедоступными библиотеками, а в связи с недостатком муниципального финансирования.

Самый неожиданный пример оптимизации пришёл из Тольятти . В январе 2018 г. МБУК «Библиотека Автограда» было присоединено к МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» . Последнее тогда же было переименовано в МБУК «Библиотеки Тольятти» и на сегодняшний день представляет собой систему, состоящую из 29 библиотек.

В целом прогнозы нельзя назвать оптимистичными. 70% опрошенных предполагают дальнейшее сокращение числа библиотек. Кроме того, респонденты обеспокоены продолжающимся слиянием библиотек и культурно-досуговых учреждений.

На фоне примеров сокращения есть и позитивная информация. В Мурманской и Омской областях оптимизация ведётся разумно; на смену неэффективным библиотекам открываются учреждения в новых районах, там, где они востребованы населением, развивается внестационарная работа и т.п. В 2018 г. планируется открытие молодёжной библиотеки в МУК «Тульская библиотечная система». Планом развития Ярославля предусмотрено строительство новых библиотек. Есть положительные примеры в Пермском и Краснодарском краях.

Ситуация в стране неоднозначна. Ежегодное снижение финансовых затрат на библиотеки ведёт к сокращению штата. Отсутствуют средства на приобретение новой литературы, методических материалов, игр, современной мебели. Компьютерный парк также нуждается в обновлении. Не прибавляет оптимизма объединение библиотек. Очевидно, что в ближайшие годы сеть библиотек будет неуклонно сокращаться.

По мнению экспертов, новые нормативы обеспеченности населения общедоступными библиотеками оказали влияние на упорядочение сети, но не стали единственным фактором сокращения численности библиотек. Как правило, превалирует возможность муниципалитетов содержать библиотеки и понимание их необходимости.

Редакция благодарит заведующего НМО РНБ С.А. Басова и заместителя директора по инновационно-методической работе МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа М.В. Криворучко за содействие в подготовке материала.

Коллеги, а как у вас положение – происходит или нет сокращение штатов, закрытие библиотек?

На сегодняшний день ситуация на рынке труда в России выглядит неоднозначно, однако многое зависит как от самого региона, так и от выбранной профессии. При этом, чем более узкую профессиональную нишу занимает сотрудник, тем меньше может оплачиваться его труд.

Какая средняя зарплата библиотекарей в 2018 году? Сколько получают сотрудники данного учреждения в разных регионах? Грядут ли повышения? Читайте и узнавайте!

Как формировалась средняя зарплата библиотекаря за последние 3 года?

Казалось бы, ежегодно уровень зарплаты каждого отдельного взятого сотрудника должен повышаться, но на деле подобное правило часто не работает.

Так, если внимательно изучить графики колебаний заработных плат библиотекарей за 3 прошедших года, то можно увидеть удручающую тенденцию:

Стоит отметить, что уровень заработка библиотечного работника напрямую зависит от его образования, опыта и типа финансирования учреждения.

Так, в государственной библиотеке зарплаты ниже, чем в частной, однако и в частной библиотеке сегодняшний эквивалент труда работника – 12.000 рублей.

Вакансии: легко ли попасть на место библиотекаря?

Несмотря на низкую востребованность данной профессии, и на то, сколько получает библиотекарь в России, многие люди хотят пойти работать в библиотечное учреждение.

Так вот, сегодня открытые вакансии есть, причем имеются они как в крупных регионах, так и в небольших. Но чтобы прийти работать в библиотеку, необходимо:

Кроме этого, современный библиотекарь обязан не только делиться с другими людьми знаниями, но и уметь систематизировать информацию с помощью различной вычислительной техники.

То есть для того, чтобы занять место библиотекаря, мало иметь просто желание работать с книгами и с людьми, нужно иметь «правильное» образование и необходимо владеть соответствующими навыками.

Востребованность библиотекарей в различных регионах

Как ни странно, но Москва и Московская область не занимает первое место по количеству вакансий «библиотекарь». В столице их ищут всего примерно 6% работодателей.

На первом же месте – Краснодарский край, где 8% всех объявлений о поиске сотрудников направлено на поиск библиотекарей. Дальше идут такие регионы, как Ленинградская область (4,7%), Челябинская область (4,5%), и республика Татарстан (4%).

Безусловно, новые библиотечные сотрудники требуются и в других регионах, однако количество свободных рабочих мест минимально.

Как зарабатывают библиотекари в различных учреждениях?

Библиотеки бывают разными: одни находятся под государственным контролем, другие открывают частные лица. Одни учреждения имеют в фонде более 2,6 млн. единиц книг, другие, расположенные в школах и ВУЗах, обладают фондом меньшего размера.

Разумеется, у человека, ищущего работу в библиотечном учреждении, возникает вопрос: «Сколько получает педагог-библиотекарь в школе и в централизованной библиотеке?»

Сразу стоит отметить, что зарплата сотрудника, работающего в школьной библиотеке, заметно отличается от заработка сотрудников аналогичных государственных учреждений в меньшую сторону.

Все дело в том, что централизованные библиотеки, а, значит, и их сотрудники, имеют возможности получать дополнительный доход с помощью:

  • введения платных полиграфических услуг;
  • проведения на базе имеющихся площадей обучающих семинаров;
  • продажи абонементов и т.д.

В свою очередь работники школьных библиотек ограничены в возможностях, поскольку обслуживают только несовершеннолетних учеников.

При этом библиотекари относятся к категории госслужащих, то есть их заработок должен ежегодно индексироваться. Но поскольку в стране наблюдается довольно непростая экономическая ситуация, подобное повышение зачастую остается только обещанием.

Именно поэтому все школьные библиотекари, имеющие педагогическое образование, были переведены на должность «педагог-библиотекарь в школе». И теперь, благодаря дополнительным повышенным ставкам, они имеют возможность зарабатывать чуть больше.

Однако уровень зарплаты даже таких библиотекарей в среднем не превышает показателя в 14.938 рублей.

При этом самые высокие заработные платы в данной сфере деятельности получают библиотекари Краснодарского края, самые низкие – проживающие в республике Калмыкия.

Заработная плата библиотекарей в городе и в селе: есть ли различия

Несмотря на тот факт, что зарплата школьного библиотекаря и так невелика, заработок сельских библиотекарей сегодня еще ниже, порою он даже ниже официального прожиточного минимума. Это объясняется несколькими причинами:

  • отсутствием финансирования сельских библиотек;
  • физическим устареванием книжного фонда.

Так вот, зарплата сельских библиотекарей сегодня варьируется в пределах 5.000 – 10.000 рублей. При этом стоит отметить, что в ближайшие планы правительства входит закрытие большей части сельских библиотек по причине их ничтожно малой востребованности у населения.

Сколько зарабатывает заграничный библиотекарь?

Поскольку ситуация с зарплатой библиотекарей выглядит в России не очень радужно, давайте посмотрим на другие страны и узнаем, сколько зарабатывает библиотекарь в месяц там.

Итак, на сегодняшний день в Казахстане зарплата библиотекаря колеблется в пределах 38.000 – 52.000 KZT, или, в переводе на русские рубли, в пределах 6.750 – 9.200 рублей.

Казалось бы, это совсем мизерные по российским меркам суммы, однако не стоит забывать, что прожиточный минимум в Казахстане сегодня составляет 21.364 тенге или 3.795 рублей. Кроме этого, в ближайший год казахских библиотекарей ожидает повышение заработка на 34-60%.

В свою очередь в Украине средняя заработная плата библиотекарей составляет 3.000 – 4.000 UAH или 6.400 – 8.600 рублей. При этом прожиточный минимум в Украине установлен в размере 1.700 гривен или 3.600 рублей.

Как обстоят дела в Беларуси? В Беларуси средний заработок библиотекарей приравнивается к 387 BYR или к 11 российским рублям. При всем при этом прожиточный минимум здесь составляет 199 белорусских рублей или 5 российских рублей 85 копеек.

То есть, как становится понятным, оклад библиотекаря во многих государствах оставляет желать лучшего. Но не всегда сотрудники библиотек получают только голый оклад, иногда в расчет берутся всевозможные доплаты.

Стоит ли ждать повышения зарплаты в 2018 году?

К сожалению, повышение зарплаты библиотекарей в 2018 г пока не рассматривается органами законодательной власти. Все, на что остается надеяться людям данной профессии – на программу планового увеличения заработка сотрудников бюджетных организаций.

При этом на данный момент времени действие программы приостановлено, однако о полном прекращении ее действия еще не объявлено.

Итак, работники учреждения, занимающегося сбором и хранением книг, на сегодняшний день зарабатывают не более 10.000 рублей. При этом требования, предъявляемые к библиотекарям, очень высоки (минимальные – наличие педагогического образования).

Традиционно, зарплата библиотекаря в Москве или в Санкт-Петербурге выше, чем в «бедных» регионах, но самый высокий уровень заработка в Камчатском крае (в Уфе библиотекарь получает примерно 24.000 рублей).

Повышение зарплаты школьным библиотекарям уже случилось вместе с изменением их официального статуса. Данная категория сотрудников в большинстве имеет педагогическое образование, что позволяет изменить их доходы, приравняв к статусу учителей. По специальности педагог библиотекарь зарплата сейчас рассчитывается по иной, более высокой ставке. Если же говорить о размере традиционной ежегодной индексации на фоне инфляции, то она будет соответствовать уровню последней — около 6 процентов. Зарплаты библиотекарям в 2017 году Повышение зарплат библиотекарям в 2017 году — вопрос, обсуждающийся уже довольно активно в обществе и различных интернет-сообществах. Что касается правительства, то особо жарких дискуссий там пока не было. Очевидно, что данный вопрос не входит в категорию приоритетных для представителей законодательной власти.

Конкретно оплата труда ст библиотекаря и оплата труда гл библиотекаря

Для работников, работающих в заведениях (структурных подразделениях) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели согласно Перечню № 163. Так, разд. 32 «Здравоохранение, образование и социальная помощь» Перечня № 163 для работников, занимающих должность библиотекаря санаторно-лесных школ и школ-интернатов для детей, больных туберкулезом, устанавливается сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 ч. ОПЛАТА ЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ИЛИ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ Библиотечные работники учебных заведений, как и другие непедагогические работники этих заведений (при условии наличия у них соответствующего образования), могут вести преподавательскую или кружковую работу в этом же учебном заведении в объеме, определенном п.


91 Инструкции № 102. Такая работа не является совместительством.

Оплата труда библиотечных работников общеобразовательных учебных заведений

Осуществляет оперативное руководство библиотекой, обеспечивает ее высокоэффективную деятельность, разработку и выполнение производственно-творческих и финансовых планов, направленных на формирование и обеспечение нужд населения в библиотечно-библиографических услугах, социальное развитие коллектива. Действует от имени библиотеки. Представляет ее интересы в государственных, кооперативных, коммерческих предприятиях и учреждениях, общественных организациях, судебных и арбитражных органах. Открывает в банках счета. Пользуется правом распоряжения средствами.
Выдает, принимает к платежам обязательства. В рамках своей компетенции издает приказы и другие акты, дает указания, обязательные для всех подразделений и работников. Заключает соглашения и контракты. Принимает меры по моральному поощрению и материальному стимулированию работников, налагает дисциплинарные взыскания.

Зарплата библиотекаря

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Закон № 651 - Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV. Закон об образовании - Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII. Закон № 32/95 - Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г.


№ 32/95- ВР. Закон № 504/96 - Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР. Закон о культуре - Закон Украины «О культуре от 14.12.2010 г. № 2778-VI. Типовые штатные нормативы - Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г.


№ 1205. Методические рекомендации - Методические рекомендаций по вопросам порядка формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, разработанные Минобразования и доведенные в письме от 19.06.2001 г. № 1/9-234.

Особенности оплаты труда в учреждениях культуры (театрах, музеях, библиотеках)

Поэтому оплата труда библиотечных работников осуществляется как по нормативным документам Минкультуры, так и по нормативным актам Минобразования. Заработная плата работников библиотеки состоит из должностных окладов, премий, доплат и надбавок. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ Согласно ст. 17 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г.
№ 108/95-ВР для работников, выполняющих работы, не свойственные основной деятельности отрасли, условия оплаты труда устанавливаются в соответствии с актами действующего законодательства тех отраслей, к которым относятся эти работы по характеру. Такое же условие установлено п. 2 разд. 1 Инструкции № 102.

Вопрос как рассчитывается зарплата школьного библиотекаря по новому

У меня высшая категория – с начала учебного года перестали платить. И никому нет дела. Работайте радостно и денег не спрашивайте”. Специалисту Высшей школы экономики был задан вопрос: “Нас интересует оплата труда школьных библиотекарей.
Творческая работа библиотекарей как оценивается по новой оплате труда?” Ответ был вполне ожидаемый: сообщалось, что работа школьного библиотекаря оплачивается в соответствии с локальным правовым актом (Положением об оплате труда, которое принято в школе) и штатным расписанием, утверждённым руководством школы. Принцип оплаты должен быть сохранён – базовый оклад в соответствии с профессионально-квалификационной группой и стимулирующая часть. Принципы стимулирования должны быть отражены в Положении, которое принято в школе (http://sovet-еdu.ru/inetoffice/147.shtml/xPages/section.43.html?action=results&poll_ident=21).

Библиотекарь

Инфо

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 01-02-95 8 О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК… Актуально в 2018 году Библиотекарь 6 — 11 разряды Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов).


Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Применяет научные методы и передовой опыт работы библиотечной деятельности.
Вполне понятно, что консультант может только кивать на “Положение об оплате труда школы” и конкретно не может ответить на прямо поставленный вопрос: какие виды работ школьного библиотекаря можно отнести к приоритетным для получения стимулирующих доплат? К сожалению, и в родном ведомстве отчётливости по этому вопросу не наблюдается. В существующей и утверждённой министром образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко (22 ноября 2007 г.) Модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования нашлось место и для школьных библиотекарей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Надбавка за особые условия труда является обязательной выплатой, и ее предельный размер - 50 % должностного оклада. Конкретный размер надбавки устанавливает руководитель учреждения в пределах фонда оплаты труда. Следовательно, работники библиотек предприятий, учреждений, организаций, должности которых предусмотрены приложением к постановлению КМУ «Об утверждении Порядка выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек» от 22.01.2005 г.

№ 84 (далее - постановление № 84), имеют право на получение надбавки за особые условия труда (должность библиотекаря в этом перечне указана). Поэтому и библиотекарь сельского клуба имеет право получать надбавку в размере до 50 % за особые условия труда.

Внимание

Доплата за выслугу лет исчисляется с должностного оклада без учета других надбавок и доплат. Надбавка за особые условия работы С 1 октября 2009 года работникам библиотек постановлением № 1073 установлена надбавка за особые условия работы. Разъяснения по установлению этой надбавки Минобразования предоставило в письме от 11.12.2009 г.


№ 1/9-876. Надбавка устанавливается работникам государственных и коммунальных библиотек (публичных, специальных и специализированных), которые осуществляют культурную, образовательную, информационную, научно-исследовательскую, методическую деятельность и занимают должности, указанные в приложении к Порядку № 84. Должности заведующего библиотекой и библиотекаря указаны в этом приложении. Надбавка за особые условия работы устанавливается и работникам библиотек, являющихся структурными подразделениями учебных заведений, поскольку в соответствии со ст.
Вопрос: “Каков порядок установления оклада заведующей библиотекой общеобразовательной школы?” Ответ: “Оклад заведующего библиотекой устанавливается в соответствии с профессионально-квалификационной группой “Руководитель структурного подразделения” и составляет 4600 рублей” (http://nsot-edurb.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=14&Itemid=31). Радует констатация факта: заведующий библиотекой – руководитель структурного подразделения. Такая региональная установка ориентирует администрации школ на взвешенный подход к оплате труда школьных библиотекарей.
Но больше всё-таки негатива: “Всё жду, когда увидят работу школьного библиотекаря? Но такого отношения, как сейчас, такого беспредела ещё не встречала. В начале года, с переходом на новую оплату труда, зарплата уменьшилась на 4 тысячи, начался новый учебный год – ещё минус тысяча.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 01-02-95 8 О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК... Актуально в 2018 году

Библиотекарь

Библиотекарь

6 - 11 разряды

Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Применяет научные методы и передовой опыт работы библиотечной деятельности.

Должен знать: основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

Требования к квалификации по разрядам оплаты

11 разряд (ведущий библиотекарь) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет;

9 - 10 разряды (библиотекарь I категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет;

7 - 8 разряды (библиотекарь II категории) - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;

6 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование и курсовая подготовка.

Премьер объявил о решении серьезно поднять зарплаты федеральным бюджетникам

Владимир Путин нашел резервы для повышения зарплат федеральных бюджетников на тридцать процентов. Правда, это произойдет не сразу, а поэтапно. Впрочем, так давно ждавший внимания к себе бюджетный люд уже полон энтузиазма.

Благая весть дошла из Подмосковья, где в эти выходные Путин как председатель партии «Единая Россия» встречался с партактивом – фракцией «единороссов» в Госдуме. Именно там он впервые объявил о предстоящем на треть с 1 декабря этого года повышении зарплат федеральных бюджетников. Новая инициатива Путина, по прикидкам руководителя Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, обойдется казне в 135 миллиардов рублей.

Речь идет о гражданском составе Вооруженных сил и работниках учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти: работниках федеральных вузов, больниц, музеев. Чиновников, учителей районных школ и врачей муниципальных поликлиник повышение не коснется. По подсчетам Минэкономразвития бюджетников, зависящих от центра, около трех миллионов. Планируется, что их годовой оклад вырастет на 45 тысяч рублей, то есть на 3,75 тысячи рублей в месяц. Деньги по теперешним расходам и при бодро галопирующей инфляции невелики, но и они лишними, конечно, не будут.

Правительство в очередной раз утвердило основные параметры федерального бюджета на 2009-2011 годы. Никакой революции из-за повышения зарплат не предвидится: перекраивать бюджет из-за объявленных бюджетникам щедрот никто не будет.

Оказывается, как пояснили в Министерстве финансов РФ, эти деньги уже заложены в проект трехлетнего бюджета в качестве резерва, и теперь их просто переведут на соответствующие бюджетные статьи.

Объявленное Путиным повышение зарплат федеральным бюджетникам явится одним из этапов перехода к новой системе оплаты их труда. Минздравсоцразвития РФ все также настойчиво проводит в жизнь план, при котором государство откажется от единой тарифной сетки, по которой сейчас рассчитывается оклад федерального бюджетника. Вместо этого предполагается с 1 декабря отказаться от всех надбавок и заложить их в зарплаты бюджетников. Премии же будут получать особо отличившиеся. А решать, кто именно, будут руководители учреждений, получающих деньги из федерального бюджета.

Новая система оплаты труда уже породила глухой ропот и такой же глухой протест. Народ совершенно справедливо опасается, что отказ от бюджетной сетки приведет к возникновению конфликтов в трудовых коллективах, поскольку весьма существенную долю получаемых бюджетниками средств в виде премии будут по своему вкусу и разумению распоряжаться руководители учреждений. А вкус и разумение – дело субъективное, и конфликтных ситуаций, вероятно, станет больше. Уповать на то, что все начальники – сплошь идеал порядочности и здравомыслия по всем меркам утопия чистой воды.

На планах премьера о реорганизации системы оплаты труда в сфере культуры стоит сказать особо. Путин заявил, что ему представляется необходимым «вообще менять систему оплаты труда в сфере культуры». Премьер согласился с тем, что уровень оплаты труда в этой области крайне низок и не соответствует тому значению для общества, которое играет культура. «В существующей системе мы вынуждены были пойти на систему преференциальных выплат для ведущих коллективов, - заметил Путин. - Большой театр попал в этот список первым. Сегодня всего 30 ведущих музыкальных и драматических коллективов страны получают президентские и правительственные гранты. На эти цели мы дополнительно выделяем каждый год почти 2,5 млрд. рублей. Если быть более точным - 2,4 миллиарда».

По информации, поступившей от премьера, правительство планирует расширить эту практику, и в следующем году начать дополнительно выплачивать гранты для образовательных учреждений, работающих в сфере культуры. На эти цели предусмотрены 12 президентских и 12 правительственных грантов. И еще к этому - плюс 14 правительственных грантов для музыкальных коллективов и академических коллективов.

Судя по всему, именно из этих грантов будут черпаться средства для повышения зарплаты работникам этих учреждений.

Говорил Путин и о необходимости обратить внимание на жизнь библиотек, подчеркнув, что сегодня следует «просто профинансировать их возрождение - придать им совершенно новое качество, поставить эту работу на современный технологический уровень». Для этого предусмотрено соответствующее финансирование: за 2009-2011 года будет выделено более 2,7 млрд. рублей. Однако о повышении зарплаты работникам библиотек ничего конкретного не прозвучало, премьер лишь заметил, что Минкультуры «должно над этим подумать и сделать соответствующие предложения».

Вместе с тем, совершенно не прозвучала в выступлении премьера проблема и повышения заработной платы работников федеральных архивов – наиболее униженной части служащих в сфере культуры. Между тем, речь идет всего-то примерно о двух тысячах специалистов, среди которых доктора и кандидаты наук (не получающие, кстати, доплат за ученых степени и звания), уникальные знатоки национального архивного достояния – документальной памяти нашего народа. Остается только надеяться, что в поручении премьера Министерству культуры речь о повышении зарплат служащим национальных архивов все-таки пойдет. Без этого отрасль «встанет» - на существующие ставки молодежь работать не идет.

И, тем не менее, очень важно, что долгие годы забытая государством область культуры начинает, кажется, получать некоторое внимание со стороны правительства. В конце концов, одной реконструкцией Большого театра сохранить культуру России невозможно.

Специально для Столетия

Рекомендуем почитать

Наверх