Федеральный закон от 22 05. Закон «О применении контрольно — кассовой техники

Инвестициями 17.04.2020
Инвестициями

Внимание! В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», с 31 марта 2017 года на всей территории Российской Федерации, включая населенные пункты, входящие в перечень отдаленных и труднодоступных местностей, продажа алкогольной продукции , к которой также относится пиво, пивные напитки, сидор, пуаре, медовуха, в том числе при оказании услуг общественного питания, всеми продавцами , включая лиц, применяющих патентную систему налогообложения (ПСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход(ЕНВД) , в обязательном порядке должна осуществляться с применением контрольно-кассовой техники.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппар атных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассо вой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации;

платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты);

банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе) выдачи и (или) приема средств наличного платежа (банкнот) с использованием платежных карт, наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам и для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассо вая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

1.1. Кредитная организация не применяет контрольно-кассовую технику, за исключением случаев:

осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, установленного за пределами помещения этой кредитной организации;

осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не являющегося основным средством этой кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности.

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассо вой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

наименование документа;

порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассвой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

обеспечения питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.

4. Положения пунктов 2, 2.1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.

4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем контрольно-кассовой техники, но не более десяти лет.

Статья 4. Требования к контрольно-кассо вой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

1.1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, должна:

быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;

быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ.

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны:

использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;

осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.

Статья 6. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ.

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

1. Налоговые органы:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ.

До 1 января 2016 года на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя порядок применения контрольно-кассо вой техники (регистраторов расчетных операций), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за применением контрольно-кассо вой техники (регистраторов расчетных операций), регулируются нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ).

Статья 7.1. Особенности применения положений настоящего Федерального закона на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя

Настоящий Федеральный закон действует на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя с 1 января 2016 года.

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст. 1018);

абзацы девятнадцатый - двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2).

2. Организации и ИП в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Организации и ИП в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • абзац утратил силу.
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций , имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.

Не действует Редакция от 22.05.2003

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 54-ФЗ
Дата принятия 27.06.2003
Дата редакции 22.05.2003
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • "Парламентская газета", N 95, 27.05.2003
  • "Российская газета", N 99, 27.05.2003
  • "Финансовая газета", N 23, 05.05.2003
  • "Экономика и жизнь", N 24, 2003
  • "Собрание законодательства РФ", N 21, 26.05.2003, ст. 1957
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ"

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации.

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.

4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

2. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.

Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона контрольно-кассовую технику, обязаны:

соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

применять контрольно-кассовую технику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;

предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

1. Налоговые органы:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

3. Действие полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст. 1018);

абзацы девятнадцатый - двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2).

Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1912; N 34, ст. 1966; 1993, N 12, ст. 429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3484; 2002, N 1, ст. 2) дополнить абзацем следующего содержания:

"Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

В прошлом году кардинально изменился закон 54-ФЗ об онлайн-кассах. Но и в 2019 году поправок хватает. Читайте в статье, как изменится работа с ККТ с 1 июля с учетом последних изменений.

  • Чек ККТ при доставке курьером
  • Кто может работать без ККТ

С прошлого года еще больше организаций и предпринимателей перешли онлайн-кассы. Многие называют внесенные изменения в закон 54-ФЗ революционными, настолько серьезно они поменяли порядок работы с контрольно-кассовой техникой.

В 2019 году добавили ограничения для онлайн-касс. Теперь нельзя использовать ККТ со старым форматом памяти 1.0. Передавать сведения кассы должны в формате 1.05 или 1.1. За нарушение компании грозит штраф - минимум 30 тыс. руб. Есть и другие изменения, о них мы расскажем ниже.

Срочные изменения! 23 мая 2019 года Госдума приняла поправки в федеральный закон 54-ФЗ, которые изменили правила по онлайн-кассам для некоторых компаний и ИП с 1 июля 2019 года.

Основные поправки в закон 54-ФЗ:

  • ИП без работников, реализующие товары собственного производства
  • ИП без работников, оказывающие услуги или выполняющие работы

2. Дополнили перечень случаев, когда кассу можно не применять. В него вошли такие виды деятельности:

  • сдача ИП в аренду принадлежащих им на праве собственности жилых помещений совместно с машино-местами в многоквартирных домах
  • осуществление расчетов товариществами собственников недвижимости, образовательными организациями и т. д.

3. Предоставлено послабление интернет-магазинам. Теперь курьер может не пробивать чек при доставке, а показать его в виде QR-кода, который покупатель отсканирует на свой телефон. Это теперь приравнено в выдаче электронного чека.

Онлайн-касса при безналичных расчетах

Много вопросов возникает при получении оплаты в безналичной форме. Новый закон снял большинство из них.

Расчеты между фирмами и предпринимателями

Если юридические лица и предприниматели рассчитываются между собой путем перечисления денег с расчетного счета одной компании на расчетный счет другой, то пробивать кассовый чек не нужно. В том числе чек не требуется, если платежное поручение бухгалтер формирует и отправляет через банк-клиент.

Другое дело, если товары, работы и услуги для организации приобретает и оплачивает подотчетное лицо. Если подотчетник рассчитывается наличными деньгами, собственной банковской или корпоративной картой, то продавец обязан выдать чек ККМ. Этими чеками подотчетник отчитается перед своей бухгалтерией.

Будьте внимательны: инспекторы назначают миллионные штрафы главбухам за нарушения, связанные с применением кассовой техники. Контролеры пользуются лазейкой в КоАП, и суды их поддерживают. Мы выяснили, на какие нарушения инспекторы штрафуют главбухов.

Безналичная оплата от физических лиц

Платить по безналу могут не только организации и предприниматели. Физические лица тоже могут перечислять оплату на расчетный счет продавца. Например:

  • В магазине предъявить для оплаты банковскую карту,
  • Перечислить денежные средства через онлайн банковскую программу, в которой обслуживается его карта,
  • Придти в банк и перечислить оплату через операциониста,
  • Произвести оплату через сайт продавца, если на нем есть такая возможность.

Последний вариант (оплата через сайт) включает несколько разных способов, например, оплата из электронного кошелька, посредством платежной системы, с банковской карты, через онлайн-банк и т.д.

После внесения поправок в текст закона 54-ФЗ об онлайн-кассах продавец может не выдавать покупателю-физику чек в одном случае – при приеме оплаты при безналичных расчетах без электронного средства платежа.

В соответствии с п.19 ст.3 закона 161-ФЗ от 27.06.2011г. электронное средство платежа – это средство, которое позволяет клиенту составить, удостоверить и передать платеж с использованием интернета, электронных носителей, в том числе платежных карт и других технических устройств.

Например, если покупатель предъявил продавцу банковскую карту, то есть электронное средство платежа, то продавец обязан пробить чек. Другой вариант: покупатель-физик заказал счет на оплату, пришел в банк и перевел деньги через операциониста. В этом случае электронное средство платежа покупателя не использовалось, значит, чек пробивать не надо.

Проблема в том, что при поступлении денег на расчетный счет бухгалтер не видит, как они поступили:

  • Если в выписке корреспондентский счет плательщика начинается на 40817, то физическое лицо перевело деньги через свой банк-онлайн, пробивать чек обязательно,
  • Если корреспондентский счет плательщика начинается на 30233, это может быть платеж как с использованием банковской карты, так и через операциониста. В этом случае невозможно определить, нужно ли выбивать чек.

Когда применяются «расходные» чеки

Законодательство об онлайн-кассах обязывает выдавать кассовые чеки не только при приеме денежных средств, но и в некоторых случаях при их выдаче. Чеки с признаком «расход» нужно выдавать при выплате выигрыша, если компания занимается организацией азартных игр.

В расчетах по займам физических лиц тоже нужно применять ККТ (п. 4 ст. 4 закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ):

  • При выдаче займов применять ККМ нужно с 1 июля 2019г.,
  • При приеме возврата займа от физического лица ККТ нужно применять с 1 июня 2018 года.

Расчеты по выдаче и возвратам подотчетных средств проводить через кассовый аппарат не нужно. А если организация производит оплату физическому лицу, например, по договору аренды или выполнения работ, нужно пробить чек с признаком «расход». Ведь сам физик выдать чек на приход оплаты не может, а у организаций такая обязанность появилась после уточнения понятия расчетов в п.1.1 закона 54-ФЗ.

С 1 июля 2019 года у организаций появится обязанность выдавать чеки по бартерным сделкам. То есть если организации рассчитываются за купленные товары не деньгами, а другим товаром, и взаимная задолженность гасится (п. 4 ст. 4 закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ).

Чек ККТ при доставке курьером

Еще совсем недавно инспекторы запрещали пробивать чеки заранее, а курьерам интернет-магазинов советовали носить с собой переносные кассовые аппараты. Курьерская служба может работать с несколькими интернет-магазинами. Тогда пробивать на одной кассе чеки разных продавцов невозможно, а носить с собой несколько кассовых аппаратов неудобно.

С 1 июля 2018 года проблема решена. Чек можно пробить и отдать курьеру для передачи покупателю вместе с товаром. Но только в том случае, если доставка осуществляется не позднее следующего дня после получения оплаты покупателя. Если доставка осуществляется позднее, то чек можно отправить на электронную почту или телефон покупателя.

Если же покупатель рассчитывается наличными деньгами с курьером, то есть два варианта выдачи чека:

  • Курьер по-прежнему может носить с собой переносную кассу для выдачи чеков покупателю,
  • Курьер может сообщить о принятой оплате в интернет-магазин, а магазин отправит электронный чек на почту или телефон покупателю.

Кто может работать без ККТ

До середины 2019 года кассовый аппарат могут не применять организации, которые принимают коммунальные платежи от населения. Те, кто оказывает услуги населению, например, изготовление ключей, присмотр за детьми, ремонт обуви, и после 1 июля 2019 года смогут выдавать бланки строгой отчетности вместо кассового чека.

Поправками уточнено, что не требуется применение онлайн-кассы при продаже врозлив питьевой воды и молока. Закон 54-ФЗ и раньше не требовал применять ККТ при продаже врозлив безалкогольных напитков. Но по ГОСТу 31985-2013 ни вода, ни молоко к безалкогольным напиткам не относятся. Таким образом, до введения поправок торговцы воды и молока должны были применять ККТ.

Освобождены от обязанности применять ККТ и продавцы книг и журналов, независимо от места их реализации:

  • Специализированная торговая точка,
  • Газетный киоск,
  • Другие места продажи.

Не обязаны применять онлайн-кассы и владельцы механических аппаратов по продаже товаров. Чтобы не применять кассу, аппарат должен отвечать следующим требованиям:

  • Не быть подключенным к электросети,
  • Не работать от батарей или аккумуляторов,
  • Принимать платеж исключительно монетами, например, по 5 или 10 рублей.

В качестве примера механических торговых аппаратов можно привести аппараты по продаже конфет или игрушек.

Садоводческие кооперативы и общества не обязаны применять ККТ при приеме членских взносов, поскольку взносы не являются расчетами за товары, работы или услуги. А вот при приеме платы за содержание инфраструктуры, например, обеспечение охраны, чеки выдавать нужно. ККТ можно не применять до 1 июля 2019 года, однако обязательно выдавать БСО.

Отсрочен и переход на электронные БСО. До 1 июля 2019 года их можно выдавать по старым правилам в бумажном виде. Исключение – прием оплаты с электронными средствами платежа, здесь выдать бумажный БСО нельзя.

Другие изменения в 54-ФЗ об онлайн-кассах

В законе 54-ФЗ об онлайн-кассах с 1 июля 2018 года вступил в силу еще ряд поправок. Расскажем о некоторых из них.

Теперь в чеке обязателен QR-код. Раньше печатать его в чеке было необязательно. Однако обязательным условием разрешения использования кассовой техники было наличие технической возможности печатать QR-коды. После поправок от 3 июля 2018 года их обязательно печатать (п.1 ст.4 закона 54-ФЗ).

Уточнен порядок действий, если организация не применяла ККТ или применяла ее с нарушением. В соответствии с п.4 ст.4.3 закона 54-ФЗ в этих случаях продавец формирует чек коррекции.

Если компания ликвидируется, подавать заявление о снятии кассы с учета не требуется. Инспекторы сами снимут ее с учета после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия (п.18 ст.4.2 закона 54-ФЗ).

Федеральный закон № 54 ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» - это нормы, которые регулируют правила применения кассовых аппаратов. Ведь 54 фз, онлайн касса, ОФД, ФН и куча других терминов выводят из равновесия множество предпринимателей последний год.

Согласно 54-ФЗ онлайн кассы или контрольно-кассовая техника (далее ККТ) - это машины, имеющие фискальную память, фиксирующую ежесуточно (ежесменно) информацию об учете денежных расчетов наличными деньгами, или расчетов с помощью, так называемых, платежных карт.

ККТ - это не только сами кассовые аппараты, но и банкоматы и платежные терминалы. Применяемые аппараты должны быть включены в единый Государственный реестр РФ.

Чеки, платежные документы, бланки строгой отчетности (далее БСО) должны выдаваться не только при покупке товаров, но и при оказании услуг или выполнении работ.

ЦЕЛЬ 54-ФЗ

Прозрачность налогообложения торговой организации, расчет налоговой базы и контроль объема продаж и выручки.

Использование ККТ онлайн не зависит от:

  • формы налогообложения, которую вы используете;
  • лица, которых вы обслуживаете (юр.лицо или физ.лицо);
  • формы платежа (авансовый или основной платеж);
  • выгодополучатель вы или посредник.

С 2003 по 2016 год в закон было внесено более 10 поправок. Были среди них и те, которые облегчали жизнь предпринимателям. Например, федеральный закон 51-ФЗ от 08.03.2015 г., сразу же вступивший в силу. Изменения коснулись ст. 3, 54-ФЗ и установили, что при исключении какой-либо модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра ККТ, она может эксплуатироваться до конца срока службы, установленного изготовителем (но не более десяти лет). Это снизило расходы на приобретение новой техники, т.к. стоимость даже самой бюджетной превышает 4-5 тысяч рублей.

Штрафы за нарушения и несоблюдение закона

Функции контроля исполнения федерального закона 54-ФЗ осуществляют налоговые органы.

Ответственность за нарушения правил применения ККТ установлена ст.14.5, ч. 2 КоАП РФ за:

  • неприменение кассового аппарата, если он должен использоваться (то есть, деятельность предпринимателя не относится к предусмотренным ст.2, 54-ФЗ исключениям);
  • применение онлайн касс, не зарегистрированных в ИФНС;
  • несоответствие суммы в чеке стоимости покупки;
  • невыдачу бланка БСО, если таковой должен быть выдан.

Если вы нарушили какое-то из этих условий, вам в праве вменить сразу два штрафа:

  • для организации в сумме от 30 000 до 40 000 рублей;
  • для руководителя - от 3 000 до 4 000 руб.

ВАЖНО! При проверке факта невыдачи чека (а налоговые органы любят прибегать к проверкам на выявление подобного факта) сообщение о неисправности аппарата или о другой причине невыдачи чека не рассматривается как уважительная.

Что изменилось с принятием федерального закона № 290-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ вносит изменения в 54-ФЗ и обязывает российский ритейл работать с ККТ нового образца.

Шаг 4 - постановка новой/модернизированной ККТ на учёт в ФНС. Постановка на учет происходит онлайн в Личном кабинете на сайте ФНС. Для регистрации понадобиться КЭП (квалифицированная электронная подпись). Подпись можно получить в удостоверяющих центрах Минсвязи .

ВАЖНО! Будьте очень внимательны при постановке на учет и фискализации кассы. Если при записи полученного в ФНС регистрационного номера в фискальный накопитель будет совершена ошибка, она не подлежит исправлению. Испорченный ФН вам придется заменять за свой счет.

Шаг 5 - подключение ККТ к интернету . Единственный шаг, не регламентированный на государственном уровне.

«Списки труднодоступных мест определяют региональные власти и публикуют на своих сайтах. Компании, которые работают на таких территориях, вместо чека вправе выдавать документ об оплате. Не путайте труднодоступные места с территориями, отдаленными от Сети. Минкомсвязи разработал критерии для таких территорий, которые также определяют регионы. На таких территориях чеки пробивать нужно, но договор с оператором фискальных данных можно не заключать и информацию о пробитых суммах в налоговые в режиме онлайн не передавать».

Шаг 6 - обучение персонала и запуск. К привычному порядку работы с ККТ добавится ряд новых требований. Кассира придётся обязать перед пробиванием чека спрашивать покупателя, не хотел бы он получить электронный чек. И в случае такого пожелания - указывать в программе электронный адрес или телефонный номер. Необходимо будет контролировать наличие неотправленных чеков в ФН. Если неотправленные чеки есть - нужно будет выявить причину. Чаще всего их две: отсутствие интернета или недоступность ОФД. Штрафовать в первый день никого не будут. На отправку электронных чеков о ФНС у вас есть 30 дней.


АНДРЕЙ БУДАРИН - начальник Управления оперативного контроля ФНС

«Касса в режиме офлайн сохранит информацию о пробитых чеках. А когда появится интернет, направит ее оператору фискальных данных. Восстановить интернет необходимо в течение 30 календарных дней. Иначе фискальный накопитель будет заблокирован, и касса перестанет работать».

Нужна ли онлайн касса всем, или кто может вести работу без новой ККТ до 01.07.2018?

Обновленная ст.2 54 ФЗ, или кто может работать без ККТ

Согласно ст.2, 54-ФЗ список тех, кто может не думать пока о новой ККТ выглядит так:

  • газеты и журналы (оборот не менее 50%);
  • продажа ценных бумаг;
  • питание учащихся;
  • рынки без помещений, ярмарки;
  • розничная торговля разносная;
  • мороженое и безалкогольные напитки в розлив;
  • проездные документы в городском общественном транспорте;
  • торговля молоком, маслом и квасом с цистерн;
  • овощи или арбузы в развал;
  • прием стеклотары;
  • реализация предметов религиозного культа (церковь);
  • почтовые марки;
  • отдаленные и труднодоступные местности;
  • аптечные и фельдшерские пункты (не аптеки);
  • чай в поездах.

Занимается продажей через торговые автоматы;

Оказывает услуги населению и выдает БСО;

Применяет ЕНВД, ПСО и выдает подтверждающий документ.

«Если предприниматель оказывает услуги населению, находясь на системе налогообложения ЕНВД, то он обязан применять контрольно-кассовую технику, но модернизировать ее ему необходимо до 01.07.2018 года»

Новая онлайн касса 2017 года

На 14.07.2017 в государственный реестр внесено 84 модели онлайн касс от 25 производителей.

Также в реестр внесено 4 фискальных накопителя:

Название модели фискального накопителя Срок действия, мес. Производитель Приказ о внесении в реестр
«ФН-1» 13 ООО «РИК» Приказ ФНС России от 12.08.16 г. № ЕД-7-20/434
«ФН-1» исполнение 3 версия 1 13 ООО «НТЦ „Измеритель“» Приказ ФНС России от 30.03.17 г. № ЕД-7-20/268
«ФН-1» исполнение 3 версия 2 13 ООО «Прагматик» Приказ ФНС России от 30.03.17 г. № ЕД-7-20/267
«ФН-1» исполнение 2 36 ООО «РИК» Приказ ФНС России от 3.05.17 г. № СА-7-20/339

Владелец кассы имеет право самостоятельно заменять фискальный накопитель по истечении периода использования. Но высока вероятность, что поставщики кассовой техники будут требовать, чтобы замену выполняли сертифицированные специалисты. В ином случае это может грозить снятием кассового аппарата с гарантии.

Кассовый аппарат также должен быть оборудован интерфейсом, чтобы обеспечить интернет для онлайн кассы - проводному или беспроводному (WiFi, мобильный интернет).

Что такое ОФД? (функции и варианты ОФД)

ОФД - Оператор Фискальных Данных. Посредник между предпринимателем и ОФД. Он собирает отправленные кассовой техникой чеки и передает их в ФНС. Именно операторам фискальных данных придётся хранить чеки 5 лет и предоставлять доступ покупателю к электронной версии чека.

Договор с ОФД должен быть заключён для каждой кассы. Стоимость годового договора - 3 000 рублей.

ВАЖНО! Несмотря на наличие посредника, ответственность за своевременность передачи данных в ФНС несёт владелец кассы.

31 августа 2016 года были внесены первые ОФД в Государственный реестр https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6157746/ :

  1. АО «Энергетические системы и коммуникации», ИНН 7709364346, адрес сайта в сети «Интернет»: www.1-ofd.ru;
  2. ООО «Такском», ИНН 7704211201, адрес сайта в сети «Интернет»: www.taxcom.ru;
  3. ООО «Эвотор ОФД», ИНН 9715260691, адрес сайта в сети «Интернет»: www.platformaofd.ru;
  4. ООО «Ярус», ИНН 7728699517, адрес сайта в сети «Интернет»: ofd-ya.ru .

На 14.07.2017 года реестр ОФД составляет 12 (двенадцатью) операторами фискальных данных.

  1. ООО «ПЕТЕР-СЕРВИС Спецтехнологии» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6278192/
  2. ООО «Компания «Тензор» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6754218/
  3. ООО «КАЛУГА АСТРАЛ» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6754213/
  4. ООО «Электронный экспресс» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6754206/
  5. ООО «Яндекс.ОФД» - https://www.nalog.ru/rn32/related_activities/registries/fiscaloperators/6735873/
  6. ООО «КОРУС Консалтинг СНГ» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6763236/
  7. ЗАО «Производственная фирма «СКБ Контур» - https://www.nalog.ru/rn32/related_activities/registries/fiscaloperators/6857850/
  8. АО «Тандер» - https://www.nalog.ru/rn32/about_fts/docs/6912865/
Требует аренды онлайн кассы у АТОЛ онлайн.

Оплата покупок в магазине осуществляется онлайн через систему Robokassa с передачей фискальных данных о принятых оплатах с использованием ККТ, предоставляемым нашим партнером «АТОЛ»

Оплата покупок в магазине осуществляется онлайн через Robokassa, при этом передача фискальных данных в ОФД осуществляется c использованием ККТ клиента самостоятельно (без участия системы Robokassa).

Модули CMS для сбора номенклатуры доступны .

Предоставление оборудования «Модуль Касса» - универсальное решение для интернет-магазинов, которые уже имеют или только собираются открывать торговые точки в оффлайне.

Касса также совместима с программами для бухгалтерии и учета товаров.

Platron Аренда онлайн-кассы у АТОЛ онлайн + прием платежей через Platron Интеграция кассы клиента с системой Platron через модуль cms - ASSIST - - Яндекс.Касса Аренда онлайн-кассы у АТОЛ онлайн + прием платежей через Яндекс.Касса Интеграция кассы клиента с системой Яндекс.Касса через модуль cms Возможна интеграция с Модуль касса PayOnline - - Услуги аренды онлайн кассы и ее обслуживания

1) быстрый - скопировать ссылку на товар в корзине или свой поддомен;
2) интеграция - встроить iFrame с товарами (из поддомена или напрямую на товар на сайте Клиента)
3) работа по API - передача состава корзины, которая формируется на Robo.Market, статус оплаты отправляется обратно на сайт.

Варианты работы при наличии сайта

Специалисты бухгалтерского учета и юристы называют этот вариант законным, но временным. И уверены, что в скором будущем закон вновь будет доработан именно в этой части.

(информацию о подобном решении мы также нашли на сайте Яндекс.Кассы)

ТАТЬЯНА ГЛАЗАЧЕВА - исполнительный директор ООО «Бизнес Элемент» (сервис приема онлайн-платежей Robokassa)

«Мы прекрасно понимаем, что есть огромный сегмент предпринимателей, для которых использование онлайн касс ставит под угрозу весь бизнес, потому что требует серьезных дополнительных расходов по приобретению оборудования, его установке и плате за ПО. Именно для них мы и разработали Готовое решение на основе нашего маркетплейса »

Составляющие чека при любом способе соблюдения 54-ФЗ (каков чек 54 фз)

Чек онлайн кассы с полным перечнем необходимых полей (скачать образец)

Возвраты по онлайн кассе (комментарий ФНС)

АЛЕКСАНДР СОРОКИН - начальник отдела Управления оперативного контроля ФНС

«В реквизиты кассового чека добавлен реквизит, который состоит из четырех позиций „приход“ / „возврат_прихода“ / „расход“ / „возврат_расхода“. Если товар был продан, то пользователь формирует фискальный чек с реквизитом „приход“. Если товар по каким-то причинам возвращается, то пользователь формирует чек с реквизитом „возврат_прихода“. Причем когда произведен этот возврат не важно. На такой возврат формируется кассовый чек»

Авансовый платеж (письмо ФНС)

Согласно письму ФНС от 11 ноября 2016 г. N АС-4-20/21345@ продавцы смогут пробивать чеки на аванс без названия и количества товаров. В таких чеках будет признак способа расчета «аванс», обозначающий авансовый платеж. Но если продавец знает, за какие именно товары получает предоплату, он должен будет выбить чек с названием и количеством. При окончательном расчете в чеке будет признак способа расчета «зачет_аванса».

Мнение сторон о пользе поправок к 54 ФЗ

Мнение ФНС


АЛЕКСЕЙ БАТАРИН - заместитель начальника организационно-методологического отдела Управления оперативного контроля ФНС.

«Главный плюс в том, что уменьшится количество проверок ККТ. Новый порядок позволит создать автоматизированную бесконтактную систему контроля за полнотой учета выручки. Инспекторы будут анализировать данные компаний о расчетах и проводить только точечные проверки».

Мнение малого бизнеса (из комментариев к вебинарам и публикациям)

Мнение эксперта

МАРИНА ПРАВДИНА - руководитель проектов фирмы «1С», эксперт в сфере программного обеспечения для малого и среднего бизнеса.

«Несмотря на то, что из-за вступившего в силу нового закона малый бизнес понесёт вполне ощутимые затраты и будет вынужден во многом перестроить свою работу, эта реформа имеет ряд плюсов и преимуществ.

Главную выгоду от нового порядка получат предприниматели, уровень дохода которых зависит не от степени хитрости в отношении неуплаты налогов, а от того, насколько полезный бизнес они создали, насколько его ценят покупатели, насколько хорошо отлажены бизнес-процессы. То есть честный бизнес.

Те, для кого сокрытие выручки было средством повышения эффективности бизнеса - безусловно, сильно пострадают. И чем больше ожиданий возлагалось на уклонение от налогов - тем более сильный удар будет нанесён новым законодательством.

Среди других полезных последствий также можно отметить следующие:

Отсутствие необходимости ходить в ФНС для регистрации, перерегистрации, снятия с учета касс - теперь всё это можно сделать дистанционно на сайте ФНС.

Также декларируется, что обслуживать кассовые аппараты можно будет самостоятельно - без привычных недешёвых договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО). Но на практике пока это не подтверждается. Производители касс стараются сохранить монополию своих специалистов на обслуживание техники, угрожая снятием гарантий».

Что в итоге?

Как мы выяснили, после вступления поправок к 54-ФЗ, онлайн касса для магазина либо покупается, либо предприниматели могут модернизировать старую. Также можно арендовать онлайн-кассу и даже работать без онлайн ККМ.

Покупатель оформил заказ с доставкой курьером на дом и сразу оплатил карточкой на сайте. Мы должны привезти ему бумажный чек? Если должны, когда он должен быть выбит?

В соответствии с пунктом 5 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003
N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее по тексту настоящего заключения именуемого «Федеральный закон № 54-ФЗ») пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.

При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Таким образом, при оплате товара банковской картой на сайте необходимо предоставить покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме (безальтернативно, вне зависимости от просьбы/требования покупателя относительно вида кассового документа).

Важно: на сайте должна быть техническая возможность предоставления покупателем абонентского номера либо адреса электронной почты, на которую следует направить кассовый документ, до совершения расчетов.

Момент предоставления покупателю чека или бланка строгой отчетности:
Статьей 5 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. То есть фискальный документ должен быть направлен покупателю в электронном виде в момент оплаты соответствующего товара. Как уже было указано выше, чек при расчетах с использованием сети «Интернет» предоставляется только в электронном (а не в «бумажном») виде. Предоставление «бумажного» чека для расчетов такого рода не отвечает требованиям действующего законодательства.
Что считать «моментом оплаты» разъяснено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2017 г. N 03-01-15/11618: «Согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. С учетом изложенного при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией».

По поводу «заранее пробитых чеков» (так делают многие интернет-магазины) неоднократно высказывалась Федеральная налоговая служба, а в 2015 году и Верховный суд РФ признал расхождение времени покупки с реальным временем на выданном чеке основанием для привлечения организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (см. постановлением Верховного Суда Российской Федерации 24.11.2015 N 308-АД15-10504).

С учетом определения кассового чека, содержащимся в пункте 1.1 Федерального закона №54-ФЗ («кассовый чек — первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники»), привлечение к административной ответственности за чеки, пробитые заранее, небезосновательно.

Следует также отметить, что в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона №54-ФЗ для расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет» кассовый аппарат функцией печати фискальных документов может и вовсе не обладать («В контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет» устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов»).

Покупатель оформил заказ с доставкой и оплачивает наличными курьеру. У курьера должна быть с собой онлайн-касса, или он по-прежнему может привезти с собой бумажный чек? Достаточно электронного чека, покупатель имеет право потребовать бумажный?

По поводу «заранее пробитого» чека см. ответ на вопрос 1.1.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
То есть у курьера должна быть с собой онлайн-касса (если курьер – работник Вашей организации, у него должна быть онлайн-касса, если курьер – работник курьерской компании, обязанности по расчету и, как следствие, ответственность за неисполнение соответствующих норм законодательства возлагаются на такую курьерскую организацию).

Что касается вида чека (бумажный или электронный), который необходимо предоставить покупателю, необходимо отметить следующее.
Затруднение при толковании данной статьи кроется в альтернативности союзов «и»/«или» и неоднозначности ответа на вопрос о том, за кем стоит выбор такого союза: за покупателем или за продавцом. В частности, на данный момент неясно, вправе ли покупатель требовать «бумажный» чек в случае, если ранее им был предоставлен абонентский номер либо адрес электронной почты и продавцом был направлен чек в электронном виде на такие номер или адрес электронной почты. Однако учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона №54-ФЗ онлайн-касса курьера в любом случае должна быть оснащена устройством для печати фискальных документов, особой проблем на практике данная неясность вызывать не должна (разве что, если продавец не захочет сэкономить на бумаге). Полагаю, в ближайшее время правоприменительными органами будут опубликованы соответствующие разъяснения (можно сработать на опережение и направить в налоговую службу запрос на разъяснение).

Неофициально налоговый орган заявляет, что если покупателю направлен чек в электронном виде, предоставлять «бумажный» чек продавец не обязан. В частности, см.

Покупатель оформил заказ с доставкой и оплачивает кредиткой курьеру. Покупатель имеет право потребовать бумажный чек, или достаточно электронного?

Как было указано выше (пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ), пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в электронной форме при осуществлении расчета.

При этом под расчетом понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Таким образом, обязанность по выдаче фискального документа не зависит от того, наличными ли денежными средствами рассчитывается покупатель или банковской картой. Что касается достаточности электронного чека, см. ответ на вопрос 1.2. Подчеркну повторно, судя по информации на официальном сайте, налоговая считает, что электронного чека будет достаточно.

Покупатель оформил заказ с оплатой в точке самовывоза (например, у нас на складе). Что мы должны предоставить покупателю помимо электронного чека?

Ответ на этот вопрос будет аналогичен ответу на вопрос о доставке товара курьером. Место и форма осуществления расчетов значения не имеет. В точке самовывоза должна быть установлена онлайн-касса. По окончании расчета покупателю должен быть направлен чек в электронном виде (в случае, если им были предоставлены адрес электронного почтового ящика или абонентский номер). О необходимости предоставления также чека в бумажном виде указано выше.

Покупатель оформляет заказ с доставкой Почтой России и оплатой при получении в почтовом отделении (наложенный платеж). Кто и в какой момент должен пробивать чек?

Как было сказано выше, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ). При принятии наличных денежных средств или принятии оплаты платежной картой, Почта России выступает как лицо, осуществляющее расчет с покупателями. Никаких исключений законодательством ни в отношении Почты России, ни в отношении иных курьерских служб не установлено. Соответственно, в случае доставки товара наложенным платежом продавец не пробивает покупателю чек (это делает Почта России). Более того, с учетом того, что чек должен быть пробит непосредственно в момент расчета (обоснование см. выше), а момент времени, в который покупатель произведет оплату на почте, продавцу известен технически быть не может, продавец и не может выбить такой чек с соблюдением законодательства Российской Федерации.

Кассовый аппарат один и установлен в точке выдачи. Вопрос в возможности совмещения в этом аппарате «онлайн» оплат электронными средствами платежа («через сайт») и «оффлайн» оплат наличными / банковской картой при самовывозе заказа из точки выдачи?

Решение по совмещению в одном кассовом аппарате «онлайн» и «офлайн» не только не противоречит приведенному положению Федерального закона
№ 54-ФЗ, но и напрямую следует из него. Стоит обратить внимание на используемую по тексту указанного закона формулировку «контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа в сети «Интернет»». Использование частицы «только» позволяет сделать вывод о том, что имеет место как контрольно-кассовая техника, применяемая для «онлайн» и «офлайн» платежей, так и контрольно-кассовая техника, применяемая исключительно («только») для «онлайн» платежей.

Правильно ли я понимаю, что есть официально утвержденный реестр кассовых аппаратов, которые предназначены исключительно для оплаты электронными средствами платежа в сети Интернет, а также реестр аппаратов, которые предназначены исключительно для оплаты «оффлайн» (не через Интернет)?

Нет, не совсем так. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 рассматриваемого закона уполномоченный орган осуществляет ведение реестра (в единственном числе) контрольно-кассовой техники. Закон не предусматривает ведение двух отдельных реестров. Однако информация о том, что та или иная модель предназначена только для «онлайн» или только для «офлайн» платежей, тем не менее, отражена в реестре. С актуальной редакцией реестра можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы

Рекомендуем почитать

Наверх