Предпринимательская деятельность снт. Садоводческие некоммерческие товарищества снт

Бизнес-процессы 27.11.2019
Бизнес-процессы

С января 2019 года в силу вступает новый закон, регулирующий деятельность садоводческих и огороднических объединений. Одновременно указанный закон вносит существенные изменения в тридцать девять законов, которые действуют на территории нашей страны.

Задача нового закона заключается в устранении проблем, связанных с ведением садоводства объединениями граждан. Ведь по грубым расчетам на территории нашей страны садоводством занимаются более шестидесяти миллионов граждан. Нововведения должны устранить не только административные проблемы, но и создать комфортные условия для каждого садовода.

Что такое СНТ

Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет СНТ как объединение граждан с целью получения дачных, садоводческих или огороднических земельных участков и совместного ведения деятельности на такой территории. Но в статье первой определяется СНТ в качестве организации, созданной для содействия гражданам в осуществлении хозяйственной деятельности в рамках ведения садоводства и огородничества.

СНТ — это юридическое лицо, которое действует исключительно от своего имени и наделено собственными правами и обязанностями. Это значит, что члены и само юридическое лицо отдельно отвечают по своим обязательствам.

Садоводческое или иное товарищество существует за счет взносов, которые уплачивают его члены в определенный период. На эти деньги создается общее имущество участников товарищества, осуществляется содержание такого имущества.

Территория, принадлежащая садоводческому некоммерческому товариществу, представляет собой участки, находящиеся в собственности членов СНТ, а также территорию общего пользования. При этом юридическое лицо имеет определенные обязанности в отношении содержания участков для общего пользования:

  • обязанность по уплате налогов за общую территорию лежит исключительно на СНТ, так как на членах товарищества возлагается такая обязанность только за свои участки;
  • садоводство обязано проводить работы по содержанию территории общего пользования;
  • занимается уборкой территории, сбором и вывозом мусора.

Управление садоводством осуществляется членами правления, председателем, а также общим собранием членов садоводческого или иного товарищества.


Закон о садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ)

До января 2019 года деятельность садоводческих, огороднических и дачных товариществ регламентирует Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». С момента его принятие в 1998 году он претерпел немало изменений, в том числе с учетом решений судебных инстанций.

Федеральный закон устанавливает:

  • способ объединения граждан в целях совместного осуществления садоводческой, дачной или огороднической деятельности;
  • способы предоставления земли;
  • форму управления юридическим лицом, а также права садоводов;
  • формы совместной работы с муниципальной властью;
  • порядок застройки территории.

Вносимые изменения в иные законодательные нормативные акты в ряде случаев оказывали влияние на объем прав членов товариществ. Примером служит введение в действие закона «о дачной амнистии», который существенно упростил процедуру регистрации права на строения, расположенные на участках для садоводства.

Вместе с тем еще несколько лет назад возникла необходимость в изменении законодательства, регулирующего деятельность садоводческих объединений граждан. В связи с принятием в 2017 году новой нормативной базы в сфере садоводства, Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с первого января 2019 перестанет существовать.


Основные направления закона о СНТ

Пока еще действующая редакция закона о СНТ предусматривает несколько разновидностей объединения садоводов:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • некоммерческие партнерства.

Различием между указанными формами является порядок осуществления прав и обязанностей как членами объединения, так и юридическим лицом.

Федеральный закон № 66-ФЗ является специальной нормой, регулирующий порядок предоставления земли для садоводства или огородничества.

Закон дополняет установленную процедуру следующими положениями:

  • устанавливает предельную площадь участков для выделения гражданам;
  • меняет порядок получения во владения земель со специальным статусом;
  • вводит порядок распределения участков в СНТ.

Кроме того, положения нормативного акта подробным образом регламентируют права садоводства и его членов, а также способы защиты этих прав.

В соответствии со статьей 20 указанного закона определены органы управления СНТ:

  • общее собрание членов в качестве главного органа;
  • уполномоченные объединения, в которые входят выбранные представители из числа садоводов;
  • правление СНТ в качестве исполнения решений общего собрания;
  • непосредственное исполнение полномочий СНТ осуществляет председатель.

Также в Федеральном законе № 66-ФЗ перечислены способы поддержки СНТ муниципальными органами власти и организациями.

Такая форма организации садоводческой деятельности в нашей стране породила множество проблем, решение которых было предложено путем создания нового закона.

Среди проблем выделают:

  • большое количество организационных форм объединений;
  • неконтролируемые объемы взносов, которые превратились в реальные поборы с членов садоводства;
  • трудности с регистрацией и постройкой жилых домов на территории садоводства;
  • членам садоводства приходится самостоятельно проводить некоторые дорогостоящие коммуникации к участку;
  • муниципальные органы власти не оказывают поддержку СНТ.

Что изменится в садоводческих товариществах в 2018 году

Новые изменения в организацию садоводческой деятельности вносятся Федеральным законом № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступление изменений в силу установлено с первого января 2019 года, но уже с начала 2018 года многим садоводствам придется перестроить свою деятельность.

В первую очередь исключается форма объедения садоводов в кооперативы, так как они морально устарели и не применяются по факту в нашей стране. Также исключаются дачные объединения граждан. Переход к новым формам должен завершиться к концу 2023 года.

Теперь для создания СНТ нужно набрать более трех голосов учредителей на общем собрании. Дополнительно составляется список всех новообразованных членов садоводства с указанием кадастровых номеров принадлежащих им земельных участков. При этом минимальное число членов объединения граждан должно составлять семь человек.

Меняется форма управления товариществом, которое будет осуществляться следующими органами:

  • общим собранием;
  • председателем;
  • ревизионной комиссией.

Наравне с понятием жилого помещения водится категория дачного дома, который предназначен для временного нахождения и проживания граждан, а термин «жилое строение» исключается.

Вводится новая система взносов по принципу направленности:

  • вступительные;
  • членские;
  • целевые.

Закон подробно регламентирует цели, на которые могут быть потрачены средства каждой категории.

Для удобства подключения к коммунальным сетям вводится понятие общего имущества. Это изменение схоже с общим имуществом многоквартирного жилого дома. Теперь все коммуникации и инженерные сети могут принадлежать всем садоводам на общем праве, а их обслуживание будет осуществлять СНТ.

Дополнительно устанавливается территориальный принцип организации товарищества. Запрещено создание двух и более объединений на одной территории. Это означает невозможность создания внутри огороднического товарищества объединения садоводов.

Изменились и правила межевания территории СНТ:

  • в общую площадь могут включаться земли муниципалитета и общего пользования;
  • запрещено ограничивать свободный доступ к общей территории, расположенной за границами СНТ.

В остальной части закон дублирует прошлые положения или подстраивает требования иных законов под специфику дачных объединений.


Плюсы и минусы закона о СНТ

Среди достоинств нового закона можно выделить комплексный подход к изменению садоводческой деятельности на территории нашей страны.

  • Созданы предпосылки для тесного взаимодействия с органами муниципальной власти. Одним из плюсов такого взаимодействия стала упрощенная система медицинского обслуживания членов садоводства, а также обеспечение коммунальными услугами. Кроме того, теперь ремонт дорог, расположенных в пределах СНТ и прилегающей к нему территории, осуществляется с помощью средств муниципалитета.
  • Исключение некоторых форм объединения садоводов предполагает создание прозрачной системы налогообложения и защиты прав всех участников объединения.
  • Введение категории общего имущества садоводов должно упростить процедуру подключения к коммунальным службам.

Но у закона есть и свои недостатки, которые пока выделяются только в теории.

  • Внедрение понятия садового дома в качестве капитального жилого помещения влечет возможность прописки по адресу строения. Следствием этого может стать невозможность социального найма квартир и исключение из очереди на получение жилья.
  • Садоводы, которым принадлежат земельные участки на основании членской книжки без регистрации в Росреестре, могут встретить трудности с узаконением своей земли. Так как требования закона о регистрации позволяют исключать из кадастрового учета те участки, собственность на которые не зарегистрирована. Такая земля станет собственностью муниципальных образований и ее владельцам придется доказывать свое право через суд.
  • Не установлены конкретные регламенты для исполнения ряда функций СНТ. Сложности могут возникнуть, например, с принятием решения о покупке долей в общем имуществе садоводства, для которого необходимо обеспечить обязательную явку и желание всех членов садоводства.
  • Переходный период для внедрения изменений установлен до конца 2023 года. Вместе с тем с января 2019 года садоводства должны применять новые требования к осуществлению деятельности, многие из которых еще не регламентированы подзаконными актами.


Садоводческое товарищество – учет и налогообложение

Садовые участки на сегодняшний день для большого числа граждан являются как излюбленным местом отдыха, так и источником получения овощей, фруктов, ягод и другой продукции, которую можно вырастить на садовом участке.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются на законодательном уровне.

Самой распространенной формой организации коллективного занятия граждан садоводством и огородничеством являются садовые товарищества. О том, как осуществляется учет и налогообложение в садовых товариществах, мы и поговорим в этой статье.

Обратимся к Федеральному закону от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон № 66-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, а также устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Формы организации коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством определены статьей 4 Закона № 66-ФЗ, согласно которой граждане могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства. Отличие между этими формами состоит, главным образом, в форме собственности на имущество общего пользования.

В соответствии со статьей 1 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое объединение граждан, создаваемое в форме некоммерческого товарищества – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Садоводческое товарищество в силу пункта 2 статьи 6 Закона № 66-ФЗ считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием.

После государственной регистрации земельный участок предоставляется садоводческому товариществу в соответствии с земельным законодательством, что определено пунктом 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ.

Высшим органом управления садоводческим товариществом является общее собрание его членов, компетенция которого определена статьей 21 Закона № 66-ФЗ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2009 года № А33-10199/08-Ф02-2245/09 по делу № А33-10199/08). Но основную повседневную деятельность по управлению товариществом и ведением хозяйственной деятельности, обеспечением стабильного развития деятельности и достижения целей, обозначенных в его уставе, осуществляет правление товарищества, которое возглавляется председателем.

Рассмотрим вопросы ведения бухгалтерского учета и налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ.

Имущество общего пользования в садоводческом товариществе является совместной собственностью его членов, причем приобретается или создается такое имущество за счет целевых взносов, что следует из пункта 2 статьи 4 Закона № 66-ФЗ. Напомним, что целевые взносы – денежные средства, внесенные членами садоводческого товарищества на приобретение (создание) объектов общего пользования (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

К имуществу общего пользования статьей 1 Закона № 66-ФЗ отнесены, в частности, дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное. Иными словами, имущество общего пользования – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого товарищества потребностей членов такого товарищества в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Помимо общего имущества, приобретенного (созданного) за счет целевых взносов членов товарищества, садоводческому товариществу необходимо осуществлять учет вступительных, членских, паевых и дополнительных взносов, вносимых членами товарищества. Вступительные взносы вносятся на организационные расходы на оформление документации, периодически вносимые членские взносы – на оплату труда работников товарищества и иные текущие расходы, дополнительные взносы вносятся на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов садоводческого товарищества (статья 1 Закона № 66-ФЗ).

Как Вы знаете, согласно статье 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ) обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе и на садоводческие товарищества.

Если садоводческое товарищество выполняет условие, установленное пунктом 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, то оно вправе вести упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Как следует отражать в учете всевозможные взносы, вносимые членами садоводческого товарищества? Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее – План счетов).

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других лиц, Планом счетов предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Планом счетов определено, что аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" следует вести по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Иными словами, к счету 86 "Целевое финансирование" следует открыть субсчета, например:

86-1 "Вступительные взносы";

86-2 "Членские взносы";

86-3 "Целевые взносы";

86-4 "Дополнительные взносы";

86-5 "Прочие поступления".

На каждом из открытых субсчетов следует вести учет поступивших средств в отношении каждого члена садоводческого товарищества.

Порядок регулярных поступлений от членов товарищества определяется учредительными документами. Задолженность членов товарищества по взносам отражается по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" на основании устава товарищества, решения общего собрания членов садоводческого товарищества, решений правления, оформленных протоколами. При поступлении денежных средств составляется запись по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на соответствующих субсчетах).

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность, из чего следует, что стоимость земельных участков, являющихся собственностью товарищества как юридического лица, должна быть отражена на его балансе.

Земельные участки следует учитывать в качестве объектов основных средств. Основным документом, которым следует руководствоваться, формируя информацию об основных средствах, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее – ПБУ 6/01). Правила этого бухгалтерского стандарта применяются с учетом Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

Важной особенностью бухгалтерского учета земельных участков является тот факт, что они не подлежат амортизации, что следует из пункта 17 ПБУ 6/01, согласно которому не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, в частности, земельные участки. В остальном бухгалтерский учет земельных участков особенностей не имеет и осуществляется в общем порядке.

Садоводческим товариществом могут быть приобретены или созданы иные объекты основных средств, которые также должны учитываться на счете 01 "Основные средства". Но в отношении иных объектов основных средств необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Следует отметить, что садоводческое товарищество согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 66-ФЗ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Если садоводческое товарищество будет осуществлять предпринимательскую деятельность, то ему следует вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением уставной и предпринимательской деятельности. Расходы на содержание садоводческого товарищества (общехозяйственные расходы), предварительно учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", по окончании отчетного периода следует распределить пропорционально доходам от осуществляемых видов деятельности и отражать по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в части, относящейся к предпринимательской деятельности, и по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в части, относящейся к уставной деятельности садоводческого товарищества.

Перейдем к рассмотрению некоторых вопросов налогообложения садоводческих некоммерческих товариществ и начнем с земельного налога. Как правило, интерес для садоводческих товариществ представляет вопрос о том, кто будет являться плательщиком земельного налога в отношении земель общего пользования.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является документ, подтверждающий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

Еще раз повторим, что согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность.

По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в письме от 11 марта 2009 года № 03-05-05-02/11, налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, является соответствующее садоводческое некоммерческое товарищество.

Вместе с тем, как сказано в письме, правлением садоводческого товарищества может быть принято решение, предусматривающее компенсацию земельного налога в отношении земель общего пользования в виде взносов членов такого товарищества.

В письме ФНС Российской Федерации от 2 мая 2012 года № БС-4-11/7315 также отмечено, что если земельные участки общего пользования предоставлены в коллективно-совместную собственность садоводческому товариществу как юридическому лицу, свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на эти участки выдано товариществу и согласно сведениям, предоставляемым в налоговые органы территориальными органами Росреестра, правообладателем таких участков является садоводческое товарищество, то налогоплательщиком в отношении земельных участков общего пользования признается это товарищество.

Члены садоводческого товарищества не обладают землями общего пользования на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения и, соответственно, не могут являться налогоплательщиками земельного налога за указанные земли общего пользования.

В письме также сказано, что ФНС Российской Федерации понимает озабоченность правления садоводческого товарищества в части необходимости оплаты земельного налога, в том числе за "брошенные" и неприватизированные земли, и в этой связи сообщает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 3 той же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. С учетом изложенного для решения вопроса, связанного с "брошенными" земельными участками, следует обращаться в органы местного самоуправления.

Ведя речь о садоводческих товариществах, нельзя обойти стороной тему водоснабжения. Возникает ли у садоводческого некоммерческого товарищества объект налогообложения по водному налогу?

Напомним, что в соответствии со статьей 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу, приведен в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 указанной статьи НК РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности граждан.

Таким образом, в случае осуществления садоводческим некоммерческим товариществом забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ, объекта налогообложения по водному налогу у садового некоммерческого товарищества не возникает.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ, садоводческие некоммерческие товарищества уплачивают водный налог в общеустановленном порядке.

Организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, исчисление и уплата которого регулируются главой 25 НК РФ. Садоводческие некоммерческие товарищества также являются налогоплательщиками налога на прибыль. Отметим, что для садоводческих товариществ не установлено никаких особенностей при налогообложении прибыли, они руководствуются общими нормами, определенными главой 25 НК РФ.

Очень многие садоводческие товарищества применяют упрощенную систему налогообложения, руководствуясь главой 26.2 НК РФ. Имеют ли они право на применение этой системы налогообложения? Для ответа на этот вопрос обратимся к письму Минфина Российской Федерации от 16 октября 2007 года № 03-11-04/2/258, в котором сказано, что на основании положений главы 26.2 НК РФ некоммерческие организации, в том числе садоводческие некоммерческие товарищества, вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных статьей 346.12 НК РФ.

При этом на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) переходит вся организация в целом, в отношении всех получаемых ею доходов. Налогоплательщики – некоммерческие организации, перешедшие на применение УСН, при определении налоговой базы учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при применении налогоплательщиком УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 13 января 2014 года № 03-11-11/264.

Следует отметить, что статьей 8 Закона № 66-ФЗ гражданам предоставлено право вести садоводство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство в таком порядке на территории садоводческого товарищества, имеют право пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования товарищества за плату на условиях договоров, заключенных с товариществом в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого товарищества. Размер платы для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) общего имущества не может превышать размер платы за пользование имуществом для членов садоводческого товарищества.

В письме Минфина Российской Федерации от 28 апреля 2010 года № 03-11-11/122 отмечено, что по своему правовому содержанию такие договоры являются договорами аренды. В состав внереализационных доходов включаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим товариществом по договору о пользовании имуществом общего пользования от гражданина, не являющегося членом указанного товарищества, подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В письме также обращено внимание на то, что перечень доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 251 НК РФ, является закрытым. И в отношении доходов садоводческого товарищества в виде денежных компенсаций за неучастие в субботниках и в виде пеней за несвоевременную уплату членских взносов сказано, что такие доходы не поименованы в статье 251 НК РФ, следовательно, они подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, как внереализационные доходы.

Финансовая и хозяйственная деятельность
в садовом (дачном) товариществе

1. Можно ли отнести к коммерческой деятельности садоводческого товарищества продажу ненужного оборудования, излишков строительных материалов?

Любая деятельность юридических лиц, направленная на извлечение прибыли, является коммерческой. Некоммерческие организации, к которым относится садоводческое некоммерческое товарищество, могут осуществлять предпринимательскую (коммерческую) деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Садоводческое товарищество создано в целях организации коллективного сада и, если в уставе товарищества записано, что оно для достижения своих уставных целей оно может осуществлять предпринимательскую деятельность, полученная прибыль направлена на развитие коллективного сада, то упомянутые сделки являются уставными и потому действительными (ст.173 ГК РФ).

2. Садоводческое товарищество в 1992 г. построило местную подъездную дорогу на личные средства своих членов. Строительное управление при строительстве проходящей рядом автомагистрали, используя тяжелую автодорожную технику, привело нашу дорогу в непригодное состояние. Как нам быть в такой ситуации?

Прежде всего необходимо договориться с руководством СУ о проведении ремонта вашей дороги. В том случае, если обещание ремонта в течении разумного срока (месяц, два) не будет выполнено, нужно подготовить исковые материалы с доказательствами причинённых убытков и расчётом сумм иска для передачи в арбитражный суд на предмет обязанности ответчика устранить причинённый вред или взыскания с него сумм убытков в соответствии со ст.ст. 1064, 1082, 15 ГК РФ.

3. Правление нашего товарищества намерено сдать в аренду или в пользование пожарный пруд частному лицу. Правомерно ли это?

Скорее всего указанная сделка будет внеуставной, т. е. не соответствующей целям и задачам товарищества, а значит незаконной. Кроме того, сдавать в аренду можно только то имущество (недвижимость), которая находится в собственности товарищества (коллективной), и то только с согласия общего собрания. Если пожарный пруд (земли общего пользования) находятся не в собственности, а в общем пользовании, то даже с согласия собрания это сделать невозможно без согласования с собственником общих земель в лице администрации района.

4. Как должна решаться проблема утилизации бытовых отходов в садоводческом товариществе?

В садоводческих товариществах рекомендуется предусматривать вывоз мусора на полигон бытовых отходов. При невозможности вывоза мусора вопрос о его захоронении на месте решается с соблюдением природоохранных мероприятий и по согласованию с территориальными учреждениями Госсанэпидемслужбы (п. 5.6 СП 11-106-97). Организация свалок на территории товарищества и за его пределами запрещена. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) должны быть предусмотрены площадки для мусорных контейнеров на расстоянии не менее 20 и не более 100 метров от границ садовых участков (п. 5.11 СНиП 30-02-97). Однако следует учитывать, что за организацию мест сбора и вывоза мусора отвечают местные органы самоуправления . СНТ, как юридическое лицо, оплачивает вывоз мусора с территории товарищества согласно договору с организацией, которая этим занимается. Подробнее по этому вопросу см. страницу: http://cnt-pischevik.ru/index.html

5. В нашем товариществе провели свет тому, у кого были деньги по 5,5 тыс. руб. с участка. Затем цены все росли. А сейчас группа владельцев света объявила себя акционерным обществом и требуют большие деньги. Что делать. Оставаться без света?

Разумеется, что группа товарищей не может объявить себя акционерным обществом без его государственной регистрации. В данном случае необходимо выяснить, кто именно является ответственным владельцем электросетей по договору с энергоснабжающей организацией и изучить этот договор. Если владельцем сетей является товарищество, то размер платы в виде целевых взносов за организацию электроснабжения определяет общее собрание садоводческого объединения. Если владельцем по договору является иное физическое или юридическое лицо, то размер такой платы определяется на договорной основе. Но было бы в корне неверным, когда садоводы, не имеющие света, стали бы диктовать размер суммы целевого взноса тем, кто внёс денежные средства на создание линии электропередачи и заключение договора с энергоснабжающей организацией, т.к. долевая собственость состоит из равных долей каждого члена товарищества, внёсшего целевой взнос на её создание. Однако следует заметить, что размер доли в общей собственности коллектива собственников не может быть взят с потолка. Он чётко определяется бухгалтерскими расчётами. И если их нет, то решение можно найти в суде.

6. Казначей нашего товарищества установил пени за просрочку платежей членских взносов. Правильно ли он поступил?

Право устанавливать пени за просрочку платежей принадлежит общему собранию членов садоводческого товарищества. Их размер должен определяться в разумных пределах. Казначей является только исполнителем такого решения и сам решать такие вопросы неправомочен.

7. Как следует оформлять приём членских и целевых взносов в садоводческом товариществе.

Кассир садоводческого товарищества должен осуществлять приём целевых и членских взносов в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» утверждённым Центробанком РФ 26.02.96 г. № 247. При этом приём наличных денег производится по приходным кассовым ордерам, подписанным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением председателя товарищества. О приёме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира. Необходимо также произвести запись об уплате членских или целевых взносов в книжке садовода .

8. В своем садоводческом товариществе мы нанимаем частных лиц, составляем с ними трудовые соглашения. Что нужно в них указывать?

В трудовых соглашениях на выполнение отдельных видов работ должны быть указаны стороны по договору, характер и объём подлежащих выполнению работ, срок, размер и порядок выплаты заработной платы, срок, на который заключён договор. Договор составляется в двух экземплярах по экземпляру для каждой из сторон и ими подписывается, подпись председателя товарищества удостоверяется печатью. Типовой трудовой договор можно при желании найти в Интернете.

9. Каким образом можно использовать личный автотранспорт члена садоводческого товарищества в интересах товарищества и как это оформить официально?

Использование личного автотранспорта члена СНТ возможно на основании письменного хозяйственного договора с владельцем транспорта. У товарищества в этом случае расходы будут относиться на уставную деятельность. Плата за использование транспорта будет включена в фонд оплаты труда с начислением взносов в пенсионный фонд и иные фонды. На доход владельца машины начисляется подоходный налог. Объём оплаты услуг владельцу транспорта указывается в договоре.

10. Лет десять назад к нашим участкам в садоводческом товариществе прирезали по четыре сотки земли под огороды. Сейчас по границе с огородными участками появилось новое садовое товарищество и начались конфликты из-за прирезанной земли, участки которой не огорожены и не обрабатываются. Право ли правление, которое требует сдавать целевые взносы на ограждение огородов?

Садоводческое товарищество обязано осуществлять необходимые работы по содержанию своей территории, включающей как индивидуальные земельные участки, так и земли общего пользования. Согласно п. 5.1 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» по границе территории садоводческого объединения, как правило, предусматривается ограждение. Допускается не предусматривать ограждение при наличии естественных границ (река, бровка оврага и др.). Таким образом, если дополнительные участки земли вошли в территорию садоводческого товарищества, то оно вправе установить ограждение за счёт своих членов.

11. Каков порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для садоводческих товариществ?

В 2000 году работодатели-организации уплачивают взносы в Пенсионный фонд в размере 28 процентов, а работодатели-организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также по авторским договорам. Страховые взносы не взимаются с выплат, производимых в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, и III групп и получающих пенсии (см. Закон РФ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» и «Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России)» от 27.1291 г. с изменениями от 02.01.2000 г. № 38-Ф3). Согласно письму Пенсионного фонда от 18 июня 1993 г. № ЮИ-12/2313-ИН «Об уплате страховых взносов садоводческими и садово-огородными товариществами» садоводческие и садово-огородные товарищества относятся к организациям, участвующим в производстве сельскохозяйственной продукции, поэтому они вносят страховые взносы в ПФР по льготному тарифу в размере 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

12. Нужно ли нам, садоводческому товариществу, платить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость как некоммерческой организации?

Некоммерческие организации уплачивают налог на прибыль с сумм превышения доходов над расходами по предпринимательской деятельности (п.10 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций»). Средства, полученные объединениями в качестве целевого финансирования, а также вступительные, членские и целевые взносы, прибылью не являются и потому налогом не облагаются. В тех случаях, когда садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения реализуют продукцию, товары, работы, услуги, то они становятся плательщиками налога на добавленную стоимость (п.1 «а» ст. 2 Закона РФ от 06.12.1991 г. «О налоге на добавленную стоимость»). Поскольку деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не является коммерческой, безвозмездная реализация ими товаров, работ и услуг не должна облагаться НДС.

13. Какие налоги должно платить СНТ?

Садоводы, огородники, дачники и их некоммерческие объединения обязаны уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, как и все иные физические и юридические лица. Подавляющему большинству садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан как юридическим лицам чаще всего приходится платить взносы в Пенсионный фонд России, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, в фонды обязательного медицинского страхования; земельный налог (подробнее см. страницу: "Льготы по выплатам налогов, получению земельных участков в СНТ"); реже и в отдельных случаях - налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог.

14. Каков порядок уплаты земельного налога в СНТ?

Порядок уплаты земельного налога для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определен п.п. 14, 26 Инструкции Министерства по налогам и сборам РФ от 21.02.2000 г. № 56 "По применению Закона РФ «О плате за землю»" и совместным письмом Минфина России, Госкомзема России и Госналогслужбы России от 09.06.1992 г. «О порядке уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами». Начисление налога производится со всей площади земельного участка объединения за исключением площадей, закрепленных за его членами. Член объединения уплачивает земельный налог за свой участок и долю в земле общего пользования самостоятельно, если земля общего пользования передана в общую собственность членам СНТ.

15. Налоговая инспекция требует с нашего садоводческого товарищества платы за воспроизводство минерально-сырьевой базы, т. к. мы используем для собственных нужд подземные источники воды. Законно ли такое требование?

Садоводческое товарищество не является коммерческой организацией и использует подземные воды лишь для собственных нужд, при этом не занимается добычей полезных ископаемых. Поэтому в соответствии со п.п. 1, 9 Инструкции Госналогслужбы от 31 декабря 1996 г. № 44 «О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» оно освобождено от уплаты отчислений за использование подземных источников воды .

16. Наш садовый участок оказался в пределах городской черты и мы платим налог в повышенном размере. Правильно ли это?

Согласно статье 7 Закона РФ «О плате за землю» налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Более подробно эти вопросы вы можете выяснить в налоговой инспекции и земельном комитете своего города. В Калининградском городском округе согласно постановлению мэрии № 346 от 19.10.2005 г для платы налога за землю установлен коэффициент 0.3% от кадастровой стоимости участка, этим же постановлением установлены льготы: уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. следующих категорий налогоплательщиков: бывшие несовершеннолетние узники концлагерей; военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более; члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей, участники становления Калининградской области; граждане, переселившиеся в Калининград в период до 01.01.1953 г. и переселенцы по оргнабору, достигшие на дату переселения 16-ти лет; ветераны труда; главы многодетных семей, имеющие 5 и более детей, одиноко тпроживающие пенсионеры старше 60-ти лет; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие не менее 6 месяцев и награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны; граждане, награждённые медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Житель блокадного Ленинграда". Кроме того, в окружной Совет народных депутатов поступило предложение от администрации округа об освобождении указанных категорий граждан от уплаты земельного налога в полном объёме.

17. В нашем СНТ произвели замену старой линии электропередачи 90-х годов постройки на новую. При этом мой столб, который стоял возле участка на земле общего пользования, т.е. на проезде, выдернули из земли и переставили в виде дополнительной опоры на участок другому садоводу. Председатель за замену линии требует 7000 рублей с садовода. Я платить не хочу, т.к. меня по сути лишили моего столба. Компенсировать мне столб тоже никто не хочет. Как быть?

В соответствии с внесённым каждым садоводом целевым взносом на прокладку старой линии электропередач садоводами была образована коллективная собственность. Т.е. основная линия ВЛ-0,4кВ построенная в СНТ, подающая напряжение к индивидуальным домам, стала общей. Каждый садовод в этой линии имеет свою внесённую долю собственности. Забрать эту долю собственности иначе, как в денежном эквиваленте, невозможно, т.к. выдернуть из земли "свой" столб без нарушения работоспособности всей линии нельзя. Кроме того, в товариществе должны быть оформлены акты для каждого потребителя электроэнергии о балансовом разграничении между общей линией и линией садовода ведущей от столба к дому. Этот участок линии можно назвать Вашей личной собственностью. Т.о. между личной собственностью садовода и общей собственностью коллектива потребителей электроэнергии этим актом чётко обозначена имущественная принадлежность каждой части линии электропередачи.
При принятии решения о замене старой линии электропередачи и строительстве новых ответвлений на общем собрании потребителей электроэнергии была определена величина целевого взноса. В соответствии со ст. 19 п. 2-11 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Вы обязаны подчиниться решению общего собрания. Следует учесть, что общая доля стоимости новой линии для вновь подключающихся и для тех, кто уже был подключён ранее к старой линии, разная. Это объясняется тем, что "старые" пользователи электроэнергии уже вносили целевые взносы на проектирование, изыскательские работы, топосъемку, получение технических условий, техническое присоединение и др. работы ранее. Поэтому вновь подключающиеся частично компенсируют затраты по замене старой линии "старым" пользователям электроэнергии.

Исходя из изложенного, становится понятным, что стоимость вновь подключающихся к линии садоводов будет складываться из частичной компенсации уже имеющим свет садоводам, себестоимости каждой установленной опоры вместе с работой, а также дополнительными расходами на проектирование, получение новых ТУ, накладных расходов и т.д. Сумма целевого взноса таким образом будет отличаться в 2 - 3 раза у "старых" потребителей и вновь подключающихся. Перестановка старых деревянных опор в СНТ, не соответствующих требованиям сегодняшнего дня, является мерой, предпринятой в целях удешевления проекта в целом для всех потребителей. Следует заметить, что старые столбы в основной линии ВЛ-0,4кВ не используются.
Т.о. принятое общим собранием потребителей электроэнергии решение о доле внесения целевого взноса на замену и строительство новой линии электропередач представляется наиболее справедливым, учитывающим интересы всех садоводов. Если Вы не хотите платить взнос в соответствии с принятым решением, то рискуете оставаться без света. Других вариантов решения проблемы нет. Можно, конечно, обратиться в суд, но вынесения решения в Вашу пользу маловероятно.

Исходя из сложившейся практики садоводы постоянно выступают за низкую зарплату председателю, бухгалтеру и другим лицам, работающим по трудовым договорам в СНТ. В данном вопросе следует исходить из того, что зарплата должностного лица в СНТ не может быть ниже, установленной официально региональным правительством. Так в Калининградской области установлен минимальный уровень зарплаты на 2010 г. в размере 6000 руб. Предвижу возражения: "Эта зарплата, если человек работает целый месяц, по 40 часов в неделю. А председатель столько времени не работает. Тем более, если у него имеется ещё другая, основная работа". Всё правильно - председатель, бухгалтер, электрик и др. во многих СНТ не работают по 8 часов в день. Но!!! 6000 руб. получает неквалифицированный рабочий за свой труд в течение месяца. Квалификация председателя правления организации, бухгалтера, электрика с 4, 5-й группой допуска (это тот минимум, к-й обычно имеется в СНТ) не соответствует понятию "неквалифицированный рабочий". Значит, при условии занятости полного рабочего дня, должностные оклады указанных лиц должны быть намного выше. Возвращаемся к началу: если председатель СНТ работает, предположим, по 2 часа в день, но имеет высокую квалификацию, то и получать он должен за свой труд не 25000 руб., а тот минимум, ниже которого зарплата опуститься не может. Размер зарплаты, естественно, утверждается общим собранием товарищества, но при этом в обязательном порядке должны учитываться:

  • размер минимальной зарплаты в регионе;
  • квалификация сотрудника, соответствующая занимаемой должности;
  • время, в течение которого сотрудник выполняет свои обязанности;
  • фактический объём выполняемой работы.

А при учёте последнего фактора зарплата вполне может быть и выше минимально установленной в регионе. И это, на мой взгляд, будет вполне справедливо, учитывая круг выполняемых обязанностей.

19. В нашем СНТ по итогам ревизии выявлена недостача 85222 руб. Бухгалтер-казначей общества отказывается возвращать деньги, игнорируя все обращения к ней, в т.ч. и письменные. Как вернуть деньги?

Исходя из опыта нашего СНТ, деньги надо обязательно возвращать. Для этого, не откладывая в долгий ящик, правление готовит претензионное письмо о нецелевом расходе средств общества по итогам ревизии с требованием вернуть деньги. Письмо вручается бухгалтеру-казначею общества лично или отправляется по почте с уведомлением. После этого, если нет никакой реакции, то правление подает иск в суд. Следует иметь ввиду, что срок подачи иска установлен в 1 год с момента окончания выполнения служебных обязанностей работником и обнаружения причиненного им ущерба. Т.е., если работодатель (СНТ) обратилось с иском в суд в отношении бывшего работника (бухгалтера-казначея) спустя год после акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности, то такой иск подлежит отклонению на основании ст. 392 Трудового Кодекса РФ. В этом случае из этой ситуации есть только один выход - подать иск со стороны садоводов о нецелевой растрате их денежных средств к бывшему бухгалтеру-казначею, но не как к должностному лицу, а как к гражданину.

Защита прав членов садоводческих некоммерческих товариществ - одна из наиболее частых причин, с которыми люди обращаются к юристам нашей компании.

Данная статья посвящена нарушениям прав членов СНТ, а также способам защиты прав членов СНТ.

Краткая характеристика прав и обязанностей члена СНТ содержится в ФЗ № 66 (приложении № 5)

В СНТ часто возникают ситуации, когда большинство рядовых членов СНТ не знают о деятельности органов управления своего СНТ ровным счетом ничего. Это приводит к массовому нарушению прав члена СНТ. Чтобы не быть обманутым нужно владеть информацией о деятельности СНТ. Итак гражданин становиться членом СНТ. Первое, что необходимо сделать - это потребовать копию устава СНТ, заверенную печатью и подписью председателя СНТ, так как устав является учредительным документом СНТ, затем необходимо ознакомиться с протоколами общих собраний за последние три года, так как данные протоколы содержат данные о размере вступительных, членских, целевых, дополнительных и иных взносов, данные о составе органов СНТ, копии приходно - расходной сметы за последние три года, отчет ревизионной комиссии за последние три года и другую важную информацию. Всю вышеуказанную информацию член СНТ может получить, подав заявление о предоставлении информации о деятельности товарищества в правление товарищества (см. образец заявления о предоставлении информации приложение №1). В случае не предоставления данной информации член СНТ может обжаловать данное бездействие в районный суд по месту нахождения СНТ. Образец заявления в суд (приложение №2)
После получения вышеуказанной информации и изучением ее совместно с такими специалистами как юрист и бухгалтер, принимайте решения оставаться в СНТ или вести садоводство, огородничество, дачное хозяйство в индивидуальном порядке, предложив правлению вариант договора о ведении садоводство, огородничество, дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Наша компания разработает для вас вариант такого договора.

Наши клиенты часто задают нам следующий вопрос: что делать если председатель и правление нецелевым образом используют наши взносы?

  1. Создайте инициативную группу из числа членов СНТ
  2. Подайте заявление в территориальное подразделение Федеральной налоговой службы с просьбой провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности СНТ за последние три годы
  3. Обратитесь к юристу и аудитору, представив данным специалистам имеющуюся у вас информацию о финансово-хозяйственной деятельности.
  4. Только при наличии заключения, вышеуказанных специалистов о том, что в деятельности органов управления СНТ имеются нарушения, начинайте сбор подписей под заявлением о созыве внеочередного собрания членов СНТ среди членов. В соответствии со ст.21 66 ФЗ вам необходимо собрать подписи не менее 1/5 членов товарищества. Образец заявления о созыве общего собрания (приложение № 3), образец подписного листа (приложение № 4)
  5. Заявление с подписными листами подайте в правление СНТ. В течение 10 дней правление должно принять решение о созыве внеочередного собрания, либо об отказе в его проведении. Отказ в проведении общего собрания может быть обжалован в судебном порядке.
  6. При проведении внеочередного общего собрания доведите до сведения всех членов СНТ, ставшую вам известной информацию об органах управления СНТ.
  7. Помните, только постоянный надзор и контроль за деятельность органов управления СНТ защитит вас и ваш участок от неоправданных затрат.

Приложение №1
Образец заявления о предоставлении информации

Председателю СНТ « .»
От члена СНТ « .» ФИО
Адрес:

Заявление о предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ

Я являюсь членом СНТ с (указать дату принятия в члены СНТ) являюсь собственником участка- (указать номер участка)
В соответствии с пп.2 ч.1 ст.19 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» я имею право получать информацию о деятельности органов управления товарищества.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пп.2 ч.1 ст.19 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Прошу:
1) Предоставить информацию о деятельности органов управления СНТ « .» в течении десяти дней с момента получения данного заявления.
Копию Устава СНТ;
Копии протоколов общих собраний СНТ за последние три года;
Копии приходно- расходных смет СНТ за последние три года
Копии отчетов ревизионной комиссии за последние три года
Примечание: вышеуказанные копии документов, желательно заверить печатью СНТ.

Дата________ Подпись___________

Приложение № 2
Образец искового заявления
об оспаривании отказа в предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ

В районный суд
Адрес:
Истец: ФИО
Адрес:
Ответчик: СНТ «наименование СНТ»
Адрес:

Исковое заявление
Об оспаривании отказа в предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ « »

Истец является членом СНТ « .» с число месяц год, данный факт подтверждается членской книжкой (копия прилагается).
… числа месяца года истец обратился к ответчику с заявлением « о предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ « .» . До настоящего времени, истребуемая информация истцом не получена, либо (истцу в предоставлении, истребуемой информации отказано)- в данном случае необходимо приложить копию отказа.
Считаю непредставление информации о деятельности органов управления СНТ – незаконной по следующим основаниям:
1) В соответствии со ст. В соответствии с пп.2 ч.1 ст.19 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» истец имеет право на получение информации о деятельности органов управления СНТ
2) Непредставление информации нарушает права истца и лишает его возможности. осуществлять контроль за целевым использованием членскинских, целевых и иных взносов, уплачиваемых в соответствии с уставом СНТ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.131,132 ГПК РФ; пп.2 ч.1 ст.19 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Прошу:
1) Признать отказ в предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ- незаконным
2) Обязать председателя правления СНТ « .». (указать ФИО председателя) предоставить информацию о деятельности органов управления СНТ (указать какую информацию)
Приложение:
1)Квитанция об оплате госпошлины
2) Копия заявления о предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ
3) Копия отказа в предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ (при наличии)
4)Копия членской книжки члена СНТ
5) Копия искового заявления с приложенными документами для ответчика.

Дата________ Подпись____________

Приложение № 3
Образец заявления о созыве общего собрания

В правление СНТ « .»
От членов СНТ « .»
ФИО

Заявление
О созыве внеочередного общего собрания членов СНТ

Мы члены СНТ « .»,действующие на основании Устава СНТ и в соответствии со ст.21 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с массовыми нарушениям в деятельности органов управления СНТ « .» (указать какие) требуем созыва внеочередного общего собрания членов СНТ « .»
Предлагаем проект повестки дня внеочередного общего собрания членов СНТ « .»
(далее указывается повестка дня внеочередного общего собрания членов СНТ « .»).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.21 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Требуем:
Провести внеочередное общее собрание членов СНТ « .» не позднее указать дату проведения.
Ответ на данное заявление в течении трех дней с момента получения данного заявления.
Приложение:
Копии подписных листов с подписями членов СНТ, поддерживающих инициативу проведения внеочередного общего собрания.

Дата_________ Подпись____________ члена СНТ - инициатора сбора подписей за проведение внеочередного собрания СНТ.

Приложение № 4
Образец подписного листа за созыв внеочередного общего собрания членов СНТ

Подписной лист за созыв Внеочередного собрания членов СНТ « »

ФИО члена СНТ Номер участка Подпись

Приложение № 5
Краткая характеристика прав и обязанностей члена СНТ.

В настоящее время правовое положение садоводческих, огороднических, некоммерческих или дачных объединений граждан регулируется Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года, в редакции от 30 декабря 2008 года № 66 ФЗ, Гражданским кодексом РФ и иными нормативно - правовыми актами.
В соответствии со ст.18 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», далее 66 ФЗ, указано, что Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
1. Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.
2. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
5. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.
У члена садоводческого товарищества, далее члена СНТ с момента принятия в СНТ возникают права и обязанности в соответствии со ст.19- 66 ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:
1) избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и его орган контроля;
2) получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля;
3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;
4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке;
5) распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
6) при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;
7) при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения получать причитающуюся долю имущества общего пользования;
8) обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения;
9) добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с одновременным заключением с таким объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования;
10) осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
2. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
2) нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива;
3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
4) не нарушать права членов такого объединения;
5) соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
6) своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи;
7) в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством;
8) соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);
9) участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением;
10) участвовать в общих собраниях членов такого объединения;
11) выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;
12) соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Интересный и полезный обзор был опубликован ВС РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014), в котором даются ответы на вопросы управления в СНТ. Сделала выдержки из некоторых разделов, на мой взгляд, наиболее злободневных и актуальных.

Деятельность СНТ в практике суда:

Суд окончательно определил подведомственнос ть споров, т.к. раньше иски часто подавались в Арбитражный суд

«Споры между гражданами, являющимися членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, и указанными объединениями подведомственны судам общей юрисдикции.»

Суд определил подсудность споров

«Дела по требованиям граждан о праве на земельный участок, строение, сооружение, находящиеся на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подсудны районному суду по месту нахождения объекта недвижимости.»

Порядок принятия в члены — только по решению общего собрания, а никак по жесту доброй воли председателя

«Принятие в члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что принятие в члены садового товарищества его председателем единолично является незаконным, поскольку решение вопроса о принятии в члены СНТ является исключительной компетенцией общего собрания членов данного товарищества (собрания уполномоченных).»

Кто может быть членом садоводства

«Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть граждане Российской Федерации, имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Наследник члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе вступить в члены такого объединения.»

Про членские взносы и их размер — очень важный пункт, т.к. раньше неоднократно встречала практику, в которой говорилось, что размер членских взносов не зависит от размера земельного участка и для всех членов СНТ должен быть одинаков

«Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные уставом такого объединения.

Размер членских взносов может быть установлен в зависимости от размера участка, принадлежащего члену садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения, или установлен в размере, кратном количеству принадлежащих члену объединения земельных участков. То есть может быть, но не обязательно должен быть привязан к площади земли, главное — финансовое обоснование взноса.

«При этом суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что установление садоводческим товариществом размера членских взносов пропорционально площади принадлежащих членам товарищества участков отвечает принципам законности и справедливости, тем более, что при реализации общего принципа платности землепользования (статья 65 ЗК РФ) также учитывается площадь земельных участков.»

Про право выйти из СНТ

«Для добровольного выхода члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения из таких объединений решения общего собрания, установленного законом для исключения из числа членов, не требуется.

Про порядок использования общего имущества

«Вопрос об использовании имущества садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (имущества общего пользования), в том числе об использовании земельного участка, находящегося в его собственности, должен решаться общим собранием членов такого объединения.

Решение общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является недействительным в случае отсутствия кворума для принятия решения на общем собрании членов общества, а также в случае нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания»

Про обязанность заключить договор на использование общего имущества — пункт, который стал новостью для меня, дающий право СНТ понудить не члена СНТ к заключению договора

«По требованию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, решением суда может быть возложена обязанность по заключению договора на пользование инфраструктурой и другим имуществом общего пользования объединения.

Обоснованной является позиция судов, которые полагают, что решением суда на гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, может быть возложена обязанность по заключению договора на пользование инфраструктурой и другим имуществом общего пользования объединения по требованию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.»

Ответственность за неуплату взносов

«В случае неуплаты установленных договором взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.»

Вот здесь совсем непонятно — что значит лишаются права пользоваться? не проезжать по дороге, а перелетать ее на вертолете?

Про размер взносов

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения

Про отсутствие права изменять условия договора СНТ на пользование общим имуществом не членом СНТ — тоже интересный пункт

«Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что заключение договора о пользовании объектами инфраструктуры СНТ «Ф» для Е. является обязательным в силу закона, т.к. она не является членом товарищества, условия договора, который Е. обязана заключить, соответствуют требованиям закона, при этом последняя уклоняется от заключения договора, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.»

Про расходы и их возмещение не членом СНТ

«Расходы, понесенные некоммерческим объединением на содержание инфраструктуры и другого общего имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при отсутствии договора с гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и пользующимися указанным имуществом, являются неосновательным обогащением этих граждан.

На основании статьи 1102 ГК РФ неосновательно сбереженное имущество подлежит возврату лицу, за счет которого оно сбережено. Поэтому граждане, не являющиеся членами объединения, должны заплатить за пользование объектами его инфраструктуры.»

Про отсутствие договора и обязанность заплатить

«Отсутствие договора между собственником земельного участка и садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением о порядке пользования объектами инфраструктуры, равно как и неиспользование земельного участка, не освобождает собственника от внесения платы за содержание имущества общего пользования некоммерческого объединения .

При этом суд обоснованно отклонил довод ответчика о том, что он не пользуется принадлежащим ему земельным участком и, следовательно, у него не возникло обязанности по содержанию имущества общего пользования, поскольку по смыслу части 1 статьи 209 ГК РФ, статьи 210 ГК РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.»

То есть обязанность вносить взносы за пользование имуществом все равно лежит на собственнике земельным участком, независимо от того, пользуется он им или нет. В общем, никуда не деться несчастному не члену — все равно заплатит взнос за пользование общим имуществом, который обычно равен размеру членского взноса.

Рекомендуем почитать

Наверх