Проектная авария. Авария, для которой проектом определены исходные и конечные события, называется

Инноватика 29.10.2019
Инноватика

Система оповещения населения о ЧС призвана предупредить людей о возникшей или вероятной опасности. Для этого используются звуковые, световые сигналы, тревожные сообщения также передаются посредством радио и телевидения. Системы оповещения РСЧС имеются в каждом крупном городе, однако далеко не все из них способны выполнять свои задачи в полном объеме.

Система оповещения ГО и ЧС

Обычно система оповещения ГО и ЧС состоит из множества элементов, соединенных в одну систему. Это могут быть лампы, громкоговорители, телевизионные экраны и т.д. Размещают их там, где они смогут наиболее эффективно выполнять свои функции. Элементы системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях обязаны содержаться в исправности.

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

Особого внимания требуют системы оповещения при ЧС на предприятии, они отвечают за безопасность большого количества людей. Подобные системы неразрывно связаны с убежищами, которые находятся на территории предприятий, ведь главная их задача – организация эвакуации персонала.

Система оповещения при чс на предприятии

Своевременное оповещение органов управления, должностных лиц, сил ГО и населения Российской Федерации, является одной из важнейших задач федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и осуществляется с использованием систем централизованного оповещения (СЦО), которые создаются во всех звеньях управления гражданской обороны.

Оповещение органов управления, должностных лиц и сил ГО включает в себя доведение до них распоряжений на проведение комплекса мероприятий по ликвидации ЧС и перевода на военное время.

Оповещение населения включает в себя доведение до него заранее установленного условного сигнала тревоги («Внимание всем!») и поясняющей речевой информации о характере возникающей угрозы и порядке поведения в создавшихся условиях.

Решение на задействование СЦО для оповещения населения принимает соответствующий руководитель гражданской обороны. Тексты речевых сообщений для оповещения населения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся на рабочих местах оперативно – дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача сообщений для населения оперативно – дежурной службой органа управления без предварительной записи. Это право должно быть отражено в соответствующих документах, определяющих порядок использования СЦО любого уровня в чрезвычайных ситуациях.

СЦО создаются заблаговременно на всех уровнях управления и представляют собой организационно - техническое объединение оперативно - дежурных служб органов управления гражданской обороной, специальной аппаратуры управления средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу условных сигналов (команд управления) и речевой информации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Системы оповещения любого уровня должны обеспечивать как циркулярную, так и выборочную передачу команд управления и речевой информации и включение средств оповещения, входящих в состав СЦО данного уровня.

К техническим средствам оповещения, используемым в СЦО, относятся:

Устройства, обеспечивающие передачу условных сигналов или речевых сообщений населению (электрические сирены, радио- и телеприемники, радиотрансляционные точки, уличные громкоговорители);

Устройства, через которые доводится информации (условные сигналы) до должностных лиц ГО (служебные и квартирные телефоны, пейджеры, сотовые телефоны);

Комплекс аппаратуры управления, обеспечивающей автоматизированную передачу органам управления и силам ГО условных сигналов и речевых сообщений, а также централизованное дистанционное включение технических средств оповещения.

СЦО должны поддерживаться в состоянии постоянной готовности к использованию, для чего в СЦО всех уровней проводится периодические проверки их готовности к работе путем передачи заранее установленных контрольных сигналов и речевых сообщений.

Во всех СЦО должны предусматриваться организационные и технические меры по повышению их помехозащищенности, чтобы исключить или максимально снизить вероятность несанкционированного (ложного) их срабатывания.

Задачами СЦО федерального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров, органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО центрального подчинения, а также до взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти.

Задачами СЦО регионального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления РЦ МЧС России до подчиненных органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО.

Задачами систем оповещения территориального уровня являются оповещения должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО данного территориального уровня.

Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по действующим (занятым) каналом связи и сетям вещания путем их кратковременного перехвата на время передачи сигналов и речевой информации.

Управление СЦО территориального уровня осуществляется с рабочих мест оперативно – дежурной службы управления МЧС России по данному субъекту Российской Федерации по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО устанавливаются на рабочих местах оперативно – дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов местного самоуправления (в городах и районах). В городах и районах, где круглосуточное дежурство в органах управления не установлено, оконечные компоненты аппаратуры оповещения могут размещаться в дежурных частях городских (районных) отделов внутренних дел МВД России.

Эксплутационно – техническое обслуживание аппаратуры управления и средств оповещения СЦО осуществляется специалистами организаций связи по договорной основе за счет средств соответствующего бюджета.

СЦО местного уровня являются составной частью СЦО территориального уровня и обеспечивает оповещение органов управления объектового уровня, должностных лиц ГО, а также населения, проживающего на территории данного города, района.

Управление СЦО может осуществляться непосредственно оперативно – дежурной службой органов управления данного уровня или, по решению соответствующего руководителя гражданской обороны и по согласованию с местными органами связи, через смену местного предприятия связи, где установлены командные компоненты аппаратуры оповещения СЦО данного уровня.

Для оповещения и информирования населения в СЦО задействуются местные радиотрансляционная сеть, радиовещательные и телевизионные станции независимо от форм собственности.

СЦО объектового уровня должна обеспечивать оповещение и информирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создать угрозу жизни или здоровью персонала объекта.

Для оповещения и информирования в объектовых СЦО используется радиотрансляционная сеть объекта, наружные и цеховые электрические сирены, объектовая телефонная сеть связи. Управление СЦО осуществляет диспетчерская служба объекта. На рабочем месте диспетчера устанавливаются командные компоненты аппаратуры оповещения, а также оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО местного или территориального уровней.

Локальные системы оповещения (ЛСО) создаются в районах размещения потенциально опасных объектов и предназначены для доведения информации о возникновения ЧС в результате аварии на потенциально опасном объекте до персонала этого объекта, персонала других объектов, предприятий и учреждений, до населения, находящегося в пределах зоны действия ЛСО, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной субъектов Российской Федерации местного самоуправления, на территории которых размещен потенциально опасный объект. Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании.

ЛСО является составной частью СЦО территориального или местного уровней и сопрягается с ними организационно и технически.

Управление ЛСО организуется от диспетчерских (дежурных) служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.

В целях сокращения сроков передачи сигналов и информации о ЧС между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь.

Создание поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства, ведомства и коммерческие организации, в ведении которых находится потенциально опасный объект.

Локальные системы оповещения - это комплекс, который объединяет человеческий ресурс, состоящий из дежурных по технических средств, предназначенных для оповещения о ЧС, линий связи и сетей вещания.

Их задачей является:

  • Доведение информации до персонала, находящегося во время аварии на территории.
  • Срочное извещение руководства предприятия.
  • Доведение информации до служб ГО, спасателей.

Обустраивая на производстве локальные следует строго следить, чтобы они сопрягались с системой автоматизированного центрального оповещения города, поселка и т.п., в котором расположены.

При возникновении ЧС, ЛСО решает задачи обеспечивает передачу эвакуационных сообщений, командует эвакуацией, не допускает возникновения паники.

В другое время ЛСО может использоваться для передачи объявлений или фоновой музыки. В любом пространстве, которое предусматривает большое скопление людей (цех, стадион, торговый центр, в театр, учебные заведения, гостиницы, на вокзалы и т.д.), должна в обязательном порядке присутствовать система локального оповещения.

Если рассматривать локальные как технические устройства, то становится понятно: это несколько блоков, связанных воедино.

  • Блок управления. Включает в себя компьютер или, если речь идет об аналоговой системе, матричный
  • Блок коммутации сигналов.
  • Источники и усилители звука. Это могут быть микрофоны на пульте оповещения, ревуны, тонарные сигналы, сирены, т.п.
  • Консоли, стационарные и выносные, позволяющие обеспечить место работы для дежурного диспетчера.
  • Громкоговорители.

Следует заметить, что полноценные локальные системы оповещения должны включать в свой состав сирены для подачи тревожного сигнала, оборудование для речевого или голосового сообщения, световые индикаторы, маячки или т.п. световые устройства.

Система звукового сообщения, издавая сигнал тревоги при помощи сирены или ревуна, привлекает внимание людей, сообщая о ЧС. Услышав этот звук, работники должны быстро эвакуироваться с территории по заранее установленному пути.

Система голосового оповещения (или речевого) может передавать заранее записанную короткую информацию либо речь дежурного диспетчера. Такая информация передается обычно в виде коротких сообщений. Речевое оповещение считается самым информативным.

Система светового оповещения призвана, во-первых, привлечь внимание к происходящему миганием сигнальных огней, стробоскопов либо т.п. Во-вторых, в световую систему оповещения входят работающие автономно таблички, указывающие на расположение выходов или других путей эвакуации.

Локальная система оповещения рассчитывается с учетом особенностей предприятия, его площади, количества помещений. Кроме этого, она должна учитывать архитектурные особенности здания, его план, акустические свойства материала, из которого построено здание.

Именно поэтому локальная система оповещения и все оборудование, которое входит в ее состав, должна соответствовать определенным стандартам.


Если случается катастрофа большого масштаба, например, техногенная авария, военное наступление или стихийное бедствие, необходимо как можно скорее предупредить об этом население. Для этого используются специальные системы для оповещения гражданской обороны. Они состоят из комплекса технического оборудования, теле- и радиоканалов, а также организационных сил.

Способы оповещения

Главным, и наиболее эффективным, способом передачи сигнала о ЧС является трансляция на местных каналах радио или телевидения.

К другим методам звукового оповещения относятся сирены, громкоговорители, телефоны, передвижные пункты. Управлением МЧС России уже подготовлены и записаны варианты обращений к населению в различных чрезвычайных ситуациях.

Структура систем оповещения

Системы оповещения ГО и ЧС целесообразно использовать на предприятиях с большой численностью сотрудников или на объектах, которые в силу своей деятельности признаны опасными.

В зависимости от положения граждан, которых необходимо оповестить, различают системы ГО и ЧС разного масштаба действия. Выделяют такие виды оповещений: централизованное (региональное и территориальное), локальное, объектовое, а также управляющее оповещением и эвакуацией.

Рекомендуем почитать

Наверх