Роспись керамической тарелки своими руками. Техники росписи тарелок акриловыми красками

Инвестициями 18.02.2023
Инвестициями

Роспись тарелок своими руками — мастер-класс предлагает ознакомиться с различными способами декорирования посуды и заинтересует творческих людей, любящих рисовать и украшать свой дом самодельными поделками. Декоративная посуда может стать оригинальным украшением, например, на кухне. Для ее создания необязательно покупать специальную, можно взять старую или ненужную однотонную тарелку и начать проявлять творчество.

Для росписи тарелок, используемых по назначению, лучше использовать запекаемые или специальные краски для пищевой посуды.

Легкий урок

Роспись тарелок в любом стиле лучше делать акриловыми красками, так как они наиболее устойчивые к внешним воздействиям – воде, солнечному свету, пыли. Кроме того, с ними удобно работать, так как по консистенции они напоминают гуашь и не требуют дополнительных средств для разведения и особых кистей (например, по сравнению с маслом и темперой).

Для закрепления краски и долгого сохранения яркости рекомендуется покрывать сверху готовое изделие специальным бесцветным акриловым лаком.

Роспись керамической тарелки можно делать разными техниками, все зависит от умений, фантазии и желания автора.

Начинающим и неуверенным в себе мастерам рекомендуется использовать трафареты для аккуратного нанесения узоров. Их можно скачать, распечатать и вырезать или приобрести в магазинах для творчества. Роспись в такой технике можно делать как красками с помощью кисти или ватного тампона, так и с помощью специального маркера.

Эта техника хорошо подходит для детей, так как не требует специальных навыков в рисовании. Все, что необходимо: закрепить на тарелке трафаретную картинку, например, скотчем, и закрасить «пустые» места.


Простая, но изящная роспись – точечная – делается контурными красками, которые продаются в тюбиках и не требуют разведения. Тюбики снабжены носиками, что намного облегчает работу нанесения точек и тонких линий.

Для росписи в точечной технике понадобятся:

  • однотонная керамическая тарелка (лучше белая);
  • средство для обезжиривания (спирт, жидкость для снятия лака);
  • контурные краски;
  • шаблон;
  • копирка или мягкий карандаш;
  • кисти;
  • палитра;
  • акриловый лак.

Ход работы:

  1. Протереть тарелку спиртом или другим средством. Для этого можно использовать ватный диск;

  1. С помощью копирки перенести рисунок на посуду. Для этого совместить его с копиркой, закрепить на тарелке и обвести линии карандашом. Также можно сделать самодельную копирку, закрасив обратную сторону рисунка;

  1. Надавливая на тюбик, нанести контуром через равные расстояния точки. Их диаметр зависит от силы нажима. Как правило, сначала делаются большие точки на основных линиях (крупных деталях), а затем – маленькие. В результате должны получиться узорные «линии», состоящие из точек;

  1. После того как узор будет завершен, изделие необходимо просушить естественным способом в течение 24 часов. При желании готовую расписную тарелку можно покрыть лаком.

Для такой росписи хорошо подходит как керамика, так и стекло. Предварительно тарелку можно раскрасить красками, сделать фон или нарисовать сюжетную картинку, а затем дополнительно обработать линии контурными красками, выделив необходимые детали.

Рисунок на стеклянной тарелке удобнее закрепить при помощи скотча с внешней или внутренней стороны в зависимости от предназначения посуды.

Если тарелку планируется использовать в качестве украшения, то сторона нанесения краски не имеет значения. Для использования тарелки по назначению, лучше наносить краску с внешней стороны и закрепить картинку изнутри.

Деревянные тарелки также раскрашиваются акрилом, а потом покрываются лаком. Из такой посуды, как правило, не едят, поэтому она может стать отличным настенным украшением, а также использоваться под фрукты (расписанные деревянные блюда).

Пожалуй, многие ассоциируют деревянную посуду – тарелки и ложки – с народной росписью, например, с хохломой или городецкой. Освоить народную роспись не составит труда. Главное — понять основной принцип каждой росписи, ее «изюминку».

Старинная техника

Хохломской росписью можно покрывать не только тарелочки, но и пиалы и коробочки.

Необходимо подготовить:

  • деревянную тарелку;
  • хохломской узор;
  • золотистую, черную, красную краски;
  • кисти;
  • наждачную бумагу;
  • карандаш;

Ход работы:

  1. Зашкурить поверхность тарелки и покрыть ее золотистой или черной краской;
  1. Перенести рисунок с узорами на тарелку (должно получиться как на фото ниже);


  1. Опираясь на образец, раскрасить рисунок черной и красной краской тонкой кисточкой;

Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

Роспись по дереву - декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи - хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

1. Хохлома.

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом - олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Основные цвета в хохломе:

Красный;

Золотой;

Дополнительные цвета:

Зелёный;

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы - сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома - в XIX веке.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Основной приём росписи - сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» - крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» - дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы - цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор - звёзды, крестики, чёрточки, - выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

С чего начать и как делать роспись по дереву

Кисти для росписи по дереву

Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи , колонковые , реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти .

Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное - отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания - вот и всё!

И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

Еще во времена древних цивилизаций Роспись тарелок и посуды превратилась в настоящее искусство. Тогда декорированием керамики занимались женщины, сегодня украшательством посуды увлечены и мужчины, и дети. Все про роспись посуды – методы, особенности, лайфхаки, подсказки читайте далее.

Историческая справка

Как минимум 6 тысяч лет назад на керамических изделиях появились узоры и орнамент. Скорее всего, зародилось декорирование посуды раньше, но именно этот период истории археологи сумели четко зафиксировать. Тарелки, кружки, различная утварь украшалась магическими кругами, интересными линиями, таинственными узорами. Изображения людей, животных и растений также можно увидеть на найденных в ходе раскопок предметах.

Неолитическая керамика

Роспись была тематической: если, к примеру, керамическое блюдо предназначалось для фруктов, на нем древний умелец изображал фрукты. Надо сказать, что тарелки в древности применяли лишь для подачи блюд, персональных тарелок не было – еду клали сразу на хлебный ломоть. Но посуда, на которую выкладывали основное блюдо, должна была впечатлять.

Считается, что благодаря росписи тарелок активно развивалось изобразительное искусство в целом. Усложнялись сюжеты, оттачивались детали, мастера искали новые цветовые возможности и продумывали искусные узоры и орнаментальный декор.

Основные техники росписи посуды

Техник, которые используются в расписном творчестве, много. Но в топе 4 базовых – знаменитая точечная, роспись по шаблонам и трафаретами, роспись кистями и маркерами. Каждое направление может подразделяться на более узкие. Встречаются и комбинированные техники.

Точечная роспись

Если вы решили заняться росписью тарелок, своими руками можете сделать целое панно из красиво оформленной посуды, которое украсит одну из стен дома. И начинать можно с освоения точечной техники (или point-to-point). Точечная россыпь образует орнамент, который напоминает украшение предмета бусинами или стразами.

Предлагаем вам посмотреть видео, где представлен набор для точечной росписи и мастер класс по росписи тарелки.

Почему начать можно с этой техники? Она не требует особой художественной подготовки. Даже если краски в руки вы в последний раз брали в школе, вряд ли первая проба будет неудачной. Главное в этом деле – терпение, усидчивость, концентрация.

А еще важно соблюдать три базовых условия:

    1. 1. Между точками следует выдерживать равное расстояние – чем меньше, тем техничнее и совершеннее работа.
    1. 2. Размер точек коррелирует с размерами деталей композиции.
    1. 3. Основа успеха – грамотная консистенция краски и твердая рука художника.

Посуда эта вряд ли будет использоваться, но в качестве интерьерного декора она идеальна. Точечная техника предполагает стандартные этапы работы: нанесение на тарелку тонкого слоя праймера, непосредственно роспись (акриловыми красками), покрытие лаковым слоем.

Роспись тарелок по трафаретам и шаблонам

И это тоже оптимальная роспись тарелок акриловыми красками для начинающих. Сначала вы распечатываете трафарет (или покупаете), канцелярским ножиком проделываете в нем отверстия. И это, не удивляйтесь, самая трудная часть работы. Далее вам следует обезжирить поверхность посуды, зафиксировать шаблон скотчем к ее дну.

После этого идет раскраска или тамповка рисунка по трафарету. На готовой картинке можно (по желанию) прорисовать детали либо контур. Если рисовать вы решили акриловыми красками, то просушивать их можно естественным образом, или используя фен либо духовку.

Художественная роспись вручную кистями

Эта техника не так проста, но и результат немало впечатляет. Для работы требуются художественные кисти разноразмерные, акриловый «десант» (краски по стеклу и керамике), можно использовать и витражные запекаемые краски.

Сначала мастер делает подмалевок – рисует на тарелке крупные места композиции. Затем добавляет объем и глубину правильной расстановкой светлых и темных красок, после чего занимается прорисовкой деталей. Начинающим художникам проще стартовать с росписи матовой глазури, на нее краска ложится более ровно. Глянцевая керамика и стекло требуют навыка, проверяют художника «на прочность».

Роспись маркерами по керамике

Роспись декоративной посуды своими руками может предполагать и использование таких самодостаточных художественных инструментов как маркеры. Чем качественнее выбранные фломастеры и маркеры, тем точнее будет изображение.

В этой технике есть свои правила:

  • перед рисованием поверхность требует обезжиривания;
  • линии и контуры прорисовывать нужно мелкими и частыми штришками – так меньше риска ошибиться;
  • рисунок развивается по принципу «от общего к частному».

Техника также допускает возможность использования шаблонов и трафаретов. Большая часть художественных маркеров сохнет за сутки, не нуждается в обжиге, и даже в посудомоечной машинке новый рисунок на тарелке или чашке не стирается.

Этапы росписи

Если вы решили взяться за роспись кружек акриловыми красками, ознакомьтесь с планированием творческой работы – все этапы должны следовать друг за другом.


Точечная роспись. Начало работы

Обобщенные этапы росписи:

    1. 1. Обезжиривание посуды – подойдет для этих целей спирт или средство для мытья окон.
    1. 2. Определение техники. Если есть шаблон/трафарет, их нужно подготовить и наклеить скотчем на тарелку. Если вы делаете точечную роспись, можете нанести ее рисунок предварительно специальным карандашом.
    1. 3. Расписывайте посуду, без спешки и с проверкой краски, кистей (или маркеров на бумаге).
    1. 4. Оставляйте сохнуть на 24 часа. Далее в холодную духовку ставите тарелку, ждете разогревания духовки до 150 градусов, устанавливаете таймер на полчаса и оставляете выпекаться. Затем выключаете духовку и даете изделию остыть в ней. Все готово!

Если посуда строго декоративная, ее можно покрывать лаком (и лаком с блестками тоже).

Роспись тарелок своими руками для начинающих: мастер-класс

Если у вас есть простая стеклянная тарелка, без узоров и рисунка, вы сами можете ее преобразить. Поможет вам в этом несложный мастер-класс.

Вам нужны:

  • стеклянная тарелка (можно и белая керамическая);
  • синтетические кисти, длинная тонкая и с острым кончиком № 25;
  • акриловые краски – розового, синего, белого и зеленого цветов;
  • обезжириватель.

Подготовьте тарелку, вымойте, обезжирьте, высушите. Убедитесь, что и рабочее место готово – пространство для творчества не менее важно, чем качественные материалы и инструменты. Работайте при хорошем освещении.

    1. 1. На палитру добавьте акрил синий и розовый, перемешивайте.
    1. 2. Этим цветом произвольно на тарелке рисуйте шарики, которые впоследствии станут розами. Маленькие шарики – маленькие розочки, крупные превратятся в цветы покрупнее.

    1. 3. Даете работе немного высохнуть. После этого к фиолетовому цвету на палитре добавляете белый.

    1. 4. Макаете кисть в полученный цвет, ставите ее кончиком на тарелку, в выбранный нарисованный шарик. Ведете в нужную сторону, на кисть нужно давить, чтобы она оставила отпечаток в виде толстой дужки. В конце кисть медленно поднимаете, дабы остался хвостик. Так вы придаете розочке форму. Темная начальная основа (шарик) будет выглядывать из-за распущенных лепестков.

    1. 5. Такую работу, как прорисовка лепестков, проводите с каждым шариком.
    1. 6. Разводите на палитре синий и зеленый так, чтобы часть синего оставалась нетронутым. Макаете толстую кисть в зеленый, а кончик – в синий (можно и наоборот), ставите мазки возле розочек. Это будут листочки.

    1. 7. Зеленым акрилом, но уже тонкой кисточкой, прорисовываете между розами травушку, тонкие усики. Узор должен быть густым, незакрашенная часть тарелки должна быть малая – только в серединке.

    1. 8. В сиреневую краску на палитре добавляете белый. Так как розочки уже значительно подсохли, небольшие дугообразные мазочки светло-розового цвета ставите на сиреневых фрагментах розы – они создадут объем. Белым прорисовываете к травушке тонкие усики, а на листочках намечаете прожилки.


Вот и все! Можете покрыть тарелку лаком после ее высыхания. Но тогда она не будет пригодна для использования по прямому назначению. Если же взять витражные краски для запекания вместо акрила, а потом запечь тарелку, она вполне подойдет для кулинарных целей.

Необходимые материалы для росписи

То, чем вы будете расписывать тарелки, зависит от техники росписи, которую вы избрали. Быть может, вам нравятся традиционные русские хохлома и гжель, а может быть, интересной будет техника тиффани (трехмерная роспись) или цельная композиция. В последнее время в фаворе и леттеринг на тарелке, когда на нее наносятся слова и надписи.

Основные же материалы таковы:

  • Спирт или обезжириватель – без него работы не начать.
  • Краски. Два предпочитаемых варианта: акрил и витражные краски. Акрил нужно покрывать лаком, если вы помоете расписную тарелку, вся краска сойдет. Витражные краски требуют последующего запекания.
  • Маркеры. Подойдите в магазин товаров для творчества, там вы найдете неплохой ассортимент художественных маркеров. Работать с ними одно удовольствие, а если вы изначально практикуетесь на бумаге, и уже «набитой рукой» переносите свой рисунок на посуду, шансы на отличный результат высоки.
  • Кисти. Для росписи используется синтетика. В принципе, двух-трех кистей разного размера для начала хватит. Обязательно должна быть в наличии острая тоненькая кисточка с длинным волосом.
  • Лак. Проще работать с аэрозольным бесцветным лаком.

Это основа, с которой вы сможете воплотить в жизнь немалое количество творческих задумок. Роспись керамики очень нравится детям: они просто обожают расписывать тарелочки. И необязательно рисунок на посуде должен быть сложным и детализированным. Если малыш нарисовал то, что умеет, от души и честно, эта тарелочка еще долгие годы будет прекрасным напоминанием о первых художественных начинаниях ребенка.

Без маленьких хитростей в творчестве – никуда. Начинающие обычно сталкиваются с трудностями, которых могли бы избежать, если бы изначально укрепились теоретическими познаниями.

Это может быть полезным:

  • Никогда не беритесь сразу за фундаментальный труд. Начинайте с трафаретов и шаблонов, которые минимизируют ошибки. А чтобы работа сразу получилась прекрасной, берите тарелку с красивым фоном. Например, на лазурно-голубом блюдце будет прекрасно смотреться белый зайка или цветок, прорисованный по шаблону. А дальше уже можно и усложнять.
  • Если никогда не работали с красками, попробуйте начать с маркеров. Они увереннее держатся в руке, хотя работать с ними, возможно, надо чуть деликатнее. Но маркеры хороши тем, что если вы сделали рисунок на бумаге, то уже на тарелке с большой вероятностью повторите его удачно. К тому же леттеринг на керамике сегодня в моде: интересные надписи и слова можно совместить с увлечением каллиграфией.
  • Помните, что акриловые краски могут быстро высыхать, если вы забываете их закрывать. Акрил не акварель, вода здесь нужна только для того, чтобы промывать кисти (и это нужно делать вовремя).
  • Вы можете создавать тематические коллекции. Например, купить шесть белых обычных тарелочек, расписать посуду в едином стиле с одним и тем же героем. Придумайте своего зайку или мишутку в разных ситуациях: вот он стоит с воздушными шариками, вот герой в именинном колпачке, вот он ест торт и так далее. Сделайте эскизы на бумаге, а потом перенесите рисунок на керамику. Такого авторского набора тарелочек точно ни у кого не будет!

Для многих мастеров скромное хобби стало профессией. Ремесленники не оставляют эту нишу, так как любителей приобрести домой такой эксклюзивный, сделанный вручную интерьерный элемент, немало.

В следующем видео раскрываются лайфхаки для начинающих в точечной росписи.

Помните и о терапевтическом воздействии ручного творчества. Роспись благотворно сказывается на нервной системе, помогает справиться со стрессами и эмоциональными перегрузками. Если посмотреть биографии известных мастеров, увлеченных той или иной росписью, с удивлением отмечаешь, как много среди них долгожителей.

Приятных начинаний!

Сегодня очень популярно украшать свои дома милыми предметами, сделанными своими руками. Одни виды подобного творчества доступны только для опытных рукодельниц, другие будут под силу даже ребенку. Таким доступным видом является роспись тарелок. Существует множество техник по ее выполнению, а в результате процесса получится замечательная декоративная вещь для украшения кухни или столовой.

Для росписи подойдут тарелки из керамики, стекла, дерева, фарфора. Это могут быть как специальные изделия для декора, так и обычные, однотонные. Главное, чтобы на посуде не было фабричных рисунков.

Прежде чем начать работу, стоит определиться с техникой, поскольку ее видов несколько:

Рисовать можно красками (акриловыми, силикатными, водными) или несмывающимися фломастерами. Независимо от сложности выполняемого узора на тарелках порядок работы, как правило, один и тот же:

Техника пике

Расписать тарелку своими руками можно в технике «пике». В этом случае узор будет создаваться путем нанесения точек по заданному контуру. Такая техника позволяет добиться эффекта вышивки бисером, чеканки или даже инкрустации стазами либо драгоценными камнями.

Для работы лучше всего взять прочные контурные акриловые краски. Выбирая их, стоит проверить, чтобы они были нужной консистенции - не слишком жидкие и не слишком густые. Они должны легко выдавливаться , но не растекаться лужицей.

Если выбранные краски находятся не в тюбиках, а в баночках, то наносить точки можно тоненькой кисточкой, зубочисткой или иголкой.

После проведения подготовительных работ (обезжиривания, грунтовки) можно сразу приступать к нанесению точечного рисунка. Если подобная работа выполняется впервые, лучше предварительно выполнить трафарет, эскиз или разметку, а также заранее продумать цветовую гамму будущей росписи. Очень удобно использовать шаблон , который прикрепляется с обратной стороны тарелки.

Чтобы роспись керамических тарелок в технике «пике» получилась с первого раза, стоит потренироваться на бумаге - наносить точки одного размера с равными промежутками между ними.

Советы по выполнению point to point:

Гжельская роспись

Гжельская роспись - традиционная изящная русская роспись в сине-голубых тонах по изделиям из белоснежной глины. Чтобы расписать тарелку в этом стиле, необходимо подготовить синие акриловые краски разных тонов и кисточки разной толщины. Кроме того, сама тарелка должна быть чисто белой.

Прежде чем приступать к самой росписи, можно потренироваться на бумаге. Для начала изобразить самые простые элементы, присущие данному стилю: точки, линии, штрихи, сеточки, дуги, простейшие орнаменты, бордюры, капельки.


Интересный прием - «мазок с тенью» , встречается во многих изделиях, расписанных в стиле Гжель. Для его выполнения потребуется широкая кисть (№ 10−12). Чтобы добиться нужного эффекта, следует правильно распределять краску на кисть - с одной стороны краски должно быть больше, чем с другой. Благодаря этому мазок будет с одного края более темным, с другого - светлее.

Для удобства выполнения росписи можно использовать трафарет, шаблон тарелки для рисования или выполнить разметку. Из простых элементов (точек, линий, капелек) можно создать характерные узоры во флористических мотивах (цветы, травинки).

Идеи для рисования с детьми

Создание расписной тарелки может послужить отличным поводом для совместного творчества с ребенком. Самый простой, но при этом эффектный и увлекательный метод - рисование пальцами.

Например, таким способом можно изобразить дерево. После обезжиривания поверхности нужно нарисовать акриловой краской при помощи кисточки ствол и ветви дерева. Затем смазать губку зеленой (или любой другой) краской. Далее, нужно прикасаться кончиками пальцев к губке и оставлять отпечаток на тарелке - каждый такой отпечаток будет изображать листочек.

Простой (доступный для ребенка) и достаточно быстрый способ украсить тарелку - нанести геометрический рисунок. Для работы понадобится малярный скотч, который нужно приклеить на поверхность, создавая простой геометрический узор (например, зигзагообразную линию).

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания

Рекомендуем почитать

Наверх