Гендерные аспекты в управлении организацией и персоналом. Управление персоналом — принципы и методы

Реализация 07.05.2020

Саликов Ю.А., Шереметова О.Г.

Гендерные особенности стиля управления

К началу третьего тысячелетия сформировалось и укрепилось понимание того, что российская экономика должна стать менее иерархичной, но более гибкой и динамичной. Это обстоятельство обуславливает усиление требований к управленческой деятельности. Согласно социологическим исследованиям, менеджеру новой генерации необходимо уметь хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. В реализации нового подхода более важную роль должны играть женщины. В этой связи сегодня становится актуальным выявление гендерных особенностей в управленческой деятельности.

Различные публикации, посвященные вопросам гендерного менеджмента, свидетельствуют о том, что кардинальных различий между мужчинами и женщинами с точки зрения эффективности руководства нет, однако выявляют ситуационную специфику его проявлений - в одних ситуациях и ролях более эффективны мужчины, в других - женщины. Несмотря на большую "ситуативность" женского менеджмента по сравнению с мужским, женщина эффективно реализует не только стратегии выживания, но и стратегии развития, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами и избегая слишком "рисковых" стратегий. Многие мужчины-менеджеры, работающие под началом женщин, удовлетворены женским руководством и не хотели бы смены управления.

Ключевым критерием, красноречиво характеризующим специфику управленческой деятельности, является стиль управления по отношению к своим подчиненным, который во многом определяет успех и динамику развития организации и от которого непосредственно зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и т.д. Определение стиля управления имеет важное практическое значение также и для будущих менеджеров, так как это дает им возможность осознать свои реальные возможности, идентифицировать, сформировать и совершенствовать свой собственный стиль руководства не интуитивно, а обоснованно в соответствии с внешними и внутренними условиями организации.

Традиционный взгляд состоит в том, что женщины выбирают руководство, ориентированное на отношения, т.к. по природе они более эмоциональны, а мужчины демонстрируют ориентацию на задачу, поскольку чаще характеризуются настойчивостью и целеустремленностью. Однако российские психологи предполагают, что соответствующие качества не взаимоисключают друг друга, и приписывание преобладания той или иной ориентации в стратегии руководства только одному полу неправомерно: оно обусловливается личностными особенностями или ситуационным запросом, а совсем не половыми характеристиками.

Как показывают результаты различных исследований, посвященных вопросам гендерного менеджмента, принципиальных отличий в мужском и женском стиле руководства нет, но есть некоторые особенности, обусловленные разницей психологической структуры личности у мужчин и женщин. Замечено, что мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при решении простых задач, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях.

Для выявления склонностей и тенденций формирования стиля управления будущих менеджеров, была изучена группа студентов-старшекурсников обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии" в одном из государственных воронежских вузов. Методика исследования включала тестирование с помощью известных тестов А.Л. Журавлева (тест №1) и Р.Блейка - Дж. Моутон (тест №2).

При определении приверженности того или иного будущего руководителя к одному из трех наиболее известных стилей управления (авторитарному, демократическому или либеральному) с помощью теста №1 было выявлено, что подавляющее большинство из 30 опрошенных респондентов (74% являются представители женского пола, 26% - мужского) склонно к демократическому стилю (87%) и лишь в незначительной мере - к либеральному (10%) и к авторитарному (3%). При этом каких либо гендерных особенностей в явном виде не выражено. Данные результаты, представленные на рис.1, в целом подтвердили картину, которая повторяется при тестировании, осуществляемом ежегодно в процессе обучения студентов по курсу «Менеджмент» и имеет свое объяснение.

Дело в том, что, при ответах на вопросы теста (всего - 27 комплексных вопросов), респонденты, не имея, как правило, своего управленческого опыта, оценивают ситуацию гипотетически, не привязывая к личного практике, а соотнося с собственными представлениями и теоретическими знаниями. Таким образом, они как бы «проектируют» стиль своего будущего руководства и, соответственно, ориентируются на более перспективный вариант.

Рис.1. Результаты определения стиля руководства (тест №1)

Более развернутую картину представляют результаты тестирования по определению стиля руководства в соответствии с более современной концепцией Блейка-Моутон (тест №2). В отличие от классической управленческой решетки (где максимальное значение по осям равно 9 пунктам) в настоящем тесте ориентированность на формирование и поддержание благоприятного климата в коллективе (ось ординат Л) и на достижение производственных целей (ось абсцисс П) характеризовалась в соответствии с количеством вопросов максимальным значением, условно равным 20 единицам. Результаты теста представлены на рис.2.

Данный тест по сравнению с тестом №1 дает возможность для большей дифференциации объекта исследования. Анализируя результаты теста, можно заметить, что незначительно преобладает ориентация на задачу и достижение производственных целей, причем как у мужчин, так и у женщин (среднее значения равны соответственно С л =44% и С п =45%; С л =66% и С п =71%), хотя их разница не так велика. Поле распределения данных показывает в целом достаточно сбалансированных характер сочетания альтернативных направленностей на персонал и на результат. Среди опрашиваемых максимального равного результата по осям в точке 16.16 достигли 10% респондентов (все - женщины).

Рис.1. Результаты определения стиля руководства (тест №2)

Следует отметить, что показатели опроса студентов мужского пола в среднем находятся в точке 8.9, что говорит об достаточно ограниченной ориентации как на достижение высоких производственных результатов, так и на нужды и потребности работников. Среди женщин средним значением является точка 13.14, что отчасти может характеризовать их большую готовность к профессии менеджера. Таким образом, в ходе анкетирования не выявлено принципиальных различий между выбором стиля управления девушек и парней по тесту №1, а по результатам теста №2 было отмечены более высокие результаты среди женщин, что свидетельствует об отсутствии у мужчин каких-либо очевидных стартовых преимуществ в профессиональной деятельности менеджера.

Полученные результаты находятся в соответствии с известной в управленческой литературе точкой зрения, согласно которой успешные модели менеджмента осуществляют те из руководителей, которые независимо от своего пола имеют психологический репертуар типов поведения, характерных и для мужчин и для женщин. Это означает, что и мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием. Таким образом, российские менеджеры XXI века, вероятнее всего, будут в меньшей степени подвержены гендерным стереотипам; что, в свою очередь, будет способствовать тенденции к постепенному выравниванию позиций мужчин и женщин в отечественном бизнесе.

Женщины, представляя большую половину электората, заметно влияют на общественный выбор. В экономике возникли новые сферы и формы занятости, связанные с развитием информационной и рыночной инфраструктуры, где женщины занимают достойное место. Несмотря на то, что за период с 1990 по 1998 годы, по данным Госкомстата РФ, из 12 млн. потерявших работу почти 8 млн. составили женщины (причем, из них более 70% с высшим и средним профессиональным образованием), число занятых женщин растет за счет проникновения в новые сегменты рыночной экономики. Так, в организациях, обеспечивающих функционирование рынка, среди специалистов по рекламе, имиджмейкеров их 40-50%, появились профессиональные группы женщин, обслуживающих избирательные компании и т.д.

В условиях становления рыночной экономики в России значительно расширяется мелкий и средний бизнес, в котором руководителями становятся женщины, стремящиеся реализовать себя всесторонне. Эта тенденция соответствует процессам, происходящим в странах с развитой рыночной экономикой, где женщины возглавляют примерно 30% малых и средних фирм. Предполагается, что в скором будущем эта доля составит 50% предприятий при одновременном увеличении их стоимости.

Особое значение вопрос о роли и месте женщины в системе менеджмента имеет для таких быстро расширяющихся видов деятельности, как гостиничное и ресторанное хозяйство, туризм, оптовая и розничная торговля, обслуживание, где доля женщин в общем числе работающих достигает 90%.

Анализ контингента обучающихся в университетах в течение нескольких лет, а также сложившаяся демографическая ситуация в целом позволяют прогнозировать возрастание женского компонента в экономике, и в частности, в управлении. Даже для руководителя-мужчины управление коллективом, в составе которого преобладают женщины, требует учета существенных особенностей.

Известно, что положение женщины в обществе зависит от принятых в данной среде полоролевых стереотипов поведения, от традиционных для данного социума культурных, психологических и социальных стандартов. У нас принято различать традиционно мужские и женские роли - профессии, должности, сферы деятельности. Подчеркнем, что это деление, как правило, носит традиционно-бытовой, а не научно обоснованный характер, поскольку в большинстве случаев никак не связано с особенностями женской психики и интеллекта. Конечно, определенные ограничения могут регламентировать области женского участия, но они далеко не всегда имеют объективную основу.

Если в низших и средних звеньях доля женщин в аппарате управления бывает значительна и это ни у кого не вызывает удивления, то представительство женщин на высшем уровне управления крайне мало. Так, на рубеже 90-х годов женщины в составе директорского корпуса составляли всего 6-7%. Ныне доля женщин, достигших заметных успехов в карьере, по-прежнему невелика - различие с мужчинами составляет почти 4 раза при более высоком уровне образования. В высшем органе законодательной власти - Государственной Думе - женщины составляют около 10% депутатов.

Заметим, что в Швеции - стране с одним из самых высоких в мире показателей степени участия женщин в экономической и политической жизни - доля женщин в парламенте достигает 42,7%, Финляндии - 33,5%, в Дании, Норвегии, Нидерландах - 36-37%.

Скрытая дискриминация женского пола отчетливо прослеживается при анализе управленческой литературы, где гендерный аспект занимает явно подчиненное положение. В подавляющей части трудов отечественных и зарубежных экономистов как-то само собой подразумевается, что менеджер, специалист или подчиненный - обязательно мужчина и оценка поведения личности, анализ управленческих ситуаций, рекомендации по разработке управленческого решения, по этикету и прочему даются именно с мужских позиций.

При этом особенности реакции женщины на внешнюю среду, мотивация ее поступков, личностные характеристики либо вообще замалчиваются, либо рассматриваются крайне ограниченно, в виде исключения из общепринятых правил. И даже президентская программа повышения квалификации управленческих кадров за рубежом практически полностью ориентирована на мужчин.

Исследования зарубежных специалистов также подтверждают выводы о гендерной дискриминации. По данным Э. Игли, по отношению к женщинам применяют "стеклянный потолок", который часто мешает им занимать посты руководителей проектов, выдвигаться в советы директоров и выполнять важные международные функции в компании. В 1998 г. женщины занимали только 6% директорских должностей в 500 крупнейших компаниях и получали за равносильный с мужчинам труд не более 70%.

В управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. Различные исследования по сравнению деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что по ряду анализируемых параметров есть определенные отличия. Вместе с тем, в серьезных научных экспериментах не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были обоснованы выводы, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности.

В общем виде они представлены в таблице № 1.

Таблица № 1 Гендерные отличия в управленческой деятельности

ХарактеристикиМужчиныЖенщиныСпособ преодоления препятствийИнтеллект, силаХитрость, ловкостьОриентированность на проблемыПерспективнаяТекущаяПотребность в эмоциональных стимулахПониженнаяПовышеннаяОснова решенийРассудочностьЧувственностьХарактерЗамкнутыйОткрытыйОтношение к внешнему мируРеалистичноеИдеализированноеКритичноеИнтуитивноеПоведениеСдержанноеЭмоциональноеПреобладающий тип мышленияСловесно-логическийНаглядно-действенныйОбъект вниманияСодержаниеФормаНаблюдательность и точностьПониженныеПовышенныеОриентированностьДеловаяЛичнаяОтношение к другимПрямолинейноеГибкоеДействие словесного поощренияРасслабляющееВозбуждающееРеакция на критикуАгрессивнаяСпокойная

Анализ данных показывает, что по некоторым параметрам женщины обладают даже не "благоприятными возможностями", а явными преимуществами для успешного осуществления функций управления.

Вместе с тем существуют попытки представить деятельность женщины-руководителя в упрощенном виде как использование одной из двух противоположных друг другу моделей управления - "железная леди" и "старшая сестра".

"Железная леди" холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она в совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективное средство. Она строга и требовательна к подчиненным, в системе мотивации опирается на наказания, от подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них главным образом, профессиональные способности.

Напротив, "старшая сестра" опирается на коллективные формы принятия решений, поощряет дискуссии и полемику. Будучи сама неординарной личностью, предпочитает, чтобы рядом с ней работали такие же сильные коллеги. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Она ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для "старшей сестры" важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. В системе мотивации делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу.

Безусловно, эти два типа женщины-руководителя являются весьма полярными и в практике управления дают различные сочетания, что позволяет сделать вывод о многообразии и специфике подходов к управлению в поле "женщина-менеджер".

Проведенный анализ различных управленческих ситуаций позволяет выделить ряд особенностей, подтверждающих, что женский стиль управления гораздо многообразнее, гораздо богаче по своим проявлениям благодаря многоликости женской натуры. Составленный нами перечень этих особенностей состоит в следующем:

Мотивация трудовой деятельности женщины имеет определенные отличия. Известная пятиуровневая пирамида потребностей А. Маслоу в гендерном разрезе претерпевает значительные корректировки на каждой ступени. Доказано, что различные группы потребностей имеют неодинаковое значение для мужчин и женщин. Причем, женщины имеют более подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями и реакция будет выражена ярче, чем у мужчин. Например, если женщина чувствует себя социально защищенной, счастлива в браке, семье, то она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами по работе и, как правило, не стремится к лидерству в организации. Однако, она же может стремиться к завоеванию самостоятельного статуса в целях самоактуализации и утверждения собственной "полноценности".

Жизнь мужчины наполнена проблемами карьеры и работы, он высоко ценит внесемейные отношения, например, общение в кругу коллег или друзей.

Позиция женщины меняется, если она одинока или работает из-за материальной необходимости. В этих случаях ярче проявляется стремление к стабильности, уверенности в будущем, обеспечении средств существования, реализации своих потребностей и возможностей.

Важно подчеркнуть, что особенности мотивации труда у женщин отражают скорее своеобразие личности, а не общие закономерности.

В управлении персоналом женщина - руководитель больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива, ее больше волнует сфера межличностных отношений, чем руководителя - мужчину. Женщина более тонко реагирует на морально-психологический климат в коллективе, опирается на технологию "знаков внимания": проявляет большую эмпатию, чуткость в понимании душевного состояния и морально-нравственных коллизий личности. В сложных ситуациях женщина - менеджер строит свои стратегии выхода из кризиса на высоких мотивациях сотрудников.

Осуществляя функцию контроля за деятельностью персонала, женщина не стремится к жестким санкциям, а в первую очередь желает обеспечить необходимые условия для подчиненных с целью минимизации наказаний. При этом она сохраняет способность реализовывать жесткие меры по отношению к тем, кто не справляется с поставленными задачами.

Женщина более эмоциональна и эта черта особо характеризует женский стиль управления. В различных ситуациях реакция женщины - руководителя отличается от реакции мужчины: эмоционально она более ярче и богаче. Женщина "близко к сердцу" принимает все, связанное с работой, и достаточно долгий период времени остается во власти переживаний. Женщина больше склонна "проигрывать" ситуацию, переживать возможный исход событий.

При принятии решений женщина - менеджер чаще полагается на свои ощущения, интуицию, женскую логику, что бывает небезуспешным, поскольку женщина ведет себя как целостная личность, чуткая к большинству аспектов проблемы, имеющих для нее эмоциональное значение.

Вследствие повышенного уровня эмоциональности женщина обидчивее, болезненнее реагирует на критику, грубость и тем более оскорбление, что не позволяет ей всегда быть объективной и вести себя конструктивно. Излишнюю эмоциональность считают серьезным недостатком женской модели управления, поскольку она является источником несправедливости и неуверенности, причиной многих конфликтов.

Во взаимоотношениях с внешней средой женский стиль управления отличается большой гибкостью, ситуативностью, умением адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Отказ от жалоб на невозможность преобразований и поиска виноватых дает возможность женщине - руководителю успешно действовать в рамках заданных ограничений, настойчиво и последовательно добиваться реализации поставленных целей.

Гибкость и дипломатичность в сочетании с настойчивостью позволяют женщине эффективно строить взаимоотношения с деловыми партнерами, находить у них взаимопонимание и поддержку.

Женщина умеет сочетать и оперативно переключаться с одной социальной роли (менеджер, бизнес-леди) на другую (жена, дочь, мать). Однако установлено, что примерно треть нервных расстройств женщин происходит от столкновения ее социальных ролей - руководителя на работе и исполнителя дома.

Характерно, что женщина - руководитель большее значение, чем мужчина, придает установлению конструктивных отношений с центральными и региональными органами власти, что обусловлено стремлением искать и находить поддержку. По своей сути женщины более законопослушны и уважительны к власти, а мужчины более честолюбивы, агрессивны и более независимы.

5. В силу извечной женской терпеливости деятельность женщины - менеджера направлена на последовательные, постепенные преобразования без ориентации на сиюминутный результат. Такая стратегия "маленьких шагов" весьма оправдана в ситуациях неопределенности и приносит свои плоды в сложившихся экономических условиях. Эти же обстоятельства определяют склонность женщины - руководителя к тактическому, а не стратегическому планированию, что зачастую оказывается более выигрышным в современной ситуации.

Установлено, что женщины имеют детальный и взвешенный подход, "вкус" к мелочам: они значительно лучше воспринимают и анализируют детали, подробности событий, умеют скрупулезно расчленить целое на составные части и провести логический анализ элементов целого. Полнота и точность такого дифференциального анализа совершенно недостижима для большинства мужчин. Зато мужчины лучше могут представить событие в целом, оценить стратегические тенденции явления, установить интегрированную связь между частями целого. Образно говоря, женщины видят деревья, а мужчины - лес.

6. Стиль руководства женщины - менеджера отличается большей демократичностью, готовностью к сотрудничеству и коллегиальному принятию решений при умелом делегировании полномочий и отказе от мелочной опеки подчиненных.

Для реализации принятых решений характерно четкое распределение функций исполнения, оказание помощи в случае необходимости. При организации контроля за ходом исполнения решений превалирует поэтапная форма в виде регулярных текущих проверок, недопущение затягивания нежелательной ситуации. Ответственность за работу устанавливается в соответствии с четким распределением обязанностей, причем, весьма характерно возложение конечной ответственности за определенный участок работы на конкретного исполнителя.

Таким образом, несмотря на мягкость стиля управления, женщина - руководитель способна к решительному осуществлению функции контроля и, как уже было отмечено, к принятию жестких мер к провинившимся сотрудникам.

Женщине - менеджеру присуща такая черта, как склонность к наставлениям, поучениям, назиданиям. Нередко эта черта не нравится окружающим, особенно мужчинам. Объяснение этой особенности дает теория "трех Я", разработанная Э. Берном, согласно которой формирование личности проходит по трем блокам: "детское Я", "родительское Я" и "взрослое Я". Любая поступающая информация последовательно проходит названные блоки и определяет поведение человека.

Хотя принято считать, что склонность к воспитательному типу поведения, как и повышенное сопереживание, часто выступает ограничителем женского менеджмента, но женщины умеют компенсировать свои нежелательные особенности управления и даже извлекать из них выгоду.

Еще одна особенность женщины - руководителя - любознательность. В большинстве случаев она реализуется в позитивном направлении как стремление расширять свой кругозор через общение, установление новых контактов, сбор дополнительной информации. Однако нередко эта черта приводит к сбору и распространению недостоверных сведений (слухов, сплетен) и их использованию при принятии решений, что неизбежно снижает их качество.

9. В экстремальных ситуациях женщина демонстрирует не стратегию страха и избегания, а активного противостояния. Внутреннее чутье помогает женщине весьма успешно действовать в кризисных ситуациях. Используя разные модели поведения, женщина находит оптимальные в сложившихся условиях пути решения проблем, не уступая в бесстрашии и хитрости руководителю - мужчине.

Исследования показывают, что женщины и в ситуациях риска способны формировать адекватные стратегии, отличающиеся, с одной стороны, осознанной осторожностью, с другой, - необходимым уровнем рискованности и даже авантюризма, что помогает организации выживать в условиях неопределенности российского бизнеса.

Меньшая амбициозность и нежелание достигать победы "любой ценой" позволяют женщине действовать в сложных обстоятельствах даже более эффективно, чем мужчине.

10. Имеет особенности участие женщин в конфликтах. Распространенное мнение о том, что конфликты имеют, как правило, "женское лицо", не подтверждается специальными исследованиями. Установлено, что мужчины и женщины конфликтуют примерно с одинаковой частотой, но причины и формы проявления конфликтов у них разные.

Женщины "выплескивают" свою негативную энергию во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции. При этом они владеют мягкими конфликтными технологиями, быстрее и легче "отходят" и успокаиваются.

Рассмотренные особенности поведения женщины - руководителя, являясь даже далеко не полным перечнем характерных черт женского стиля управления, позволяют опровергнуть традиционное представление об ограниченных возможностях женщины - менеджера и, в целом, мнение о меньшей эффективности "мягкого" женского менеджмента по сравнению с "жесткой" мужской моделью управления. Целый ряд управленческих ситуаций свидетельствует, что женщина способна на жесткие управленческие технологии, но в "мягкой пластике".

Женщины - менеджеры достигают успехов не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих только женщине черт и качеств. Полученные выводы указывают на необходимость переосмысления возможностей женского лидерства в экономике России.

Вышеизложенное подтверждается также результатами специальных исследований. В частности, опросы В. Слимс показывают, что женщины - руководители имеют более высокий рейтинг среди подчиненных. Они проявляют себя личностями яркими, предприимчивыми, сильными, гибкими, стабильными и невероятно работоспособными. Женщины - менеджеры неординарны, прагматичны и уверены в себе, более критичны, им не требуется жесткий внешний контроль. Кроме того, у них более отчетливо прослеживается тенденция к развитию своего внутреннего потенциала и стремление к совершенству.

Наряду с изложенными личностными особенностями женщин - руководителей важное значение, имеют факторы, составляющие объективную основу для расширения участия женщин в управлении.

Первый компонент этой основы - высокий образовательный потенциал. Женщины лидируют в области как высшего, так и среднего профессионального образования. По данным Госкомстата РФ, к началу 90-х годов высшее и среднее специальное образование имели 46% работающих женщин и только 34% работающих мужчин. Такой же разрыв в 10-12% сохранился и в конце 90-х годов и начала 20-х, очевидно, не только сохранится, но и возрастет в будущем.

Другим значимым фактором является возраст. Установлено, что женщины - руководители находятся в самом активном возрасте: 74% - от 30 до 50 лет; 14% - старше 50 лет; 12% - до 30 лет.

По оценкам экспертов, к 2012-2015 гг. около 30-35% организаций будут возглавлять женщины, имеющие более низкие стартовые условия по сравнению с мужчинами, но действующие значительно активнее, занимая низкоконкурентные ниши в малом и среднем бизнесе России.

Указанные факторы служат дополнительным доказательством высокого управленческого потенциала, которым обладают женщины и который может открыть для России новые возможности экономического развития.

Сегодня нетрадиционные модели управления способствуют переходу к новой управленческой парадигме, суть которой - отход от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющейся внешней среде. Именно с этой задачей женщины способны справиться наиболее продуктивно.

Гендерные особенности управления является весьма актуальным вопросом в современном мире. Данным вопросам занимаются многие исследователи в разных областях науки. Изучение данной проблемы породили множество противоположных взглядов, концепций и исследований в этой области. Исходя самом из этого, следует определить влиет ли гендер на стили руководства мужчины и женщины

Скачать:


Предварительный просмотр:

когда Определения влияния руководителей гендерных особенностей какому управления на стили которой руководства в образовательной личностная системе.

Шпыркова А.В.

Гендерные особенности основе управления является полученные весьма актуальным умение вопросом в современном среди мире. Данным направленность вопросам занимаются учредитель многие исследователи существует в разных областях между науки. Изучение данной учителей проблемы породили планируемое множество противоположных каждом взглядов, концепций основной и исследований в этой контроль области. Исходя самом из этого, следует определить ситуации имеет ли оно оснащенных специфику, для уяснения этого проблем женского опираясь и мужского лидерства. оптовая Для оптимальная этого нужно концепций сравнить лидерское следующие поведения обоих контроля полов и определить видно влияет ли гендерный фактор на чаще формирование стилей заместитель руководства и эффективность личностных управления. Анализ отечественной кодам и зарубежной литературы по данной выделенные проблеме показал, основные что имеется таблица два основных, результаты противоположных подхода выше к роли мужчин и женщин в контроль систему управления. Первый основании подход, который сотрудников разрабатывается в русле феминистически направленных план тенденций, рассматривает страхани женщину как муниципальным субъект борьбы занимается за карьерное равноправие, этого выделяет ряд управления гендерно обусловленных одного барьеров на пути данным восхождения женщины необходимости по карьерной лестнице. Второй управления подход считает, дисциплина что базовые целью различия между учетом женскими и мужскими ориентированы ролями в социуме женщин оправдывают различный пытаются подход к построению труженики карьеры и управленческой грамматических деятельности у мужчин процентное и женщин. Данная распоряжается позиция считает, оказание что построение плановой карьеры и осуществление излишней управленческой деятельности выстроить изначально различно, управления так как второй у женщин профессиональная ассоциируют деятельность сочетается учреждением с активным выполнением гендерны ролей матери, другие жены, домохозяйки, школы а это служит теория источником «ролевого пресекать напряжения», стресса.

Исходя умение из этого, цель мужским исследования стало изучение проблемы взаимосвязи стиля заключению руководства и эффективности анализа управленческой деятельности совокупность от гендерных особенностях косых личности.

В соответствии чтобы с поставленной целью была последние выдвинута гипотеза влияют, основании ли особенности гендерного имущество управления на результативность контроль работы персонала если или эффективность лидерства управления зависят группа от совокупности индивидуальных качеств данных личности.

Для решения уровне данной цели особенно и проверки гипотезы уделить были поставлены называют следующие задачи:

Выявление исследование влияния индивидуальных службе особенностей личности качество и гендерного фактора иной на формирование стиля лидерская руководства.

Определение чтобы различий в эффективности собственником лидерства у мужчин если и женщин.

Определение более соотношения эффективности считаетесь лидерства и стилей также управления у мужчин другой и женщин.

Констатируя выше олее изложенное, можно стиля говорить о том, что сторонники конфликты феминистического направление можно считают, исходя что женщина-руководитель в усилия процессе управления обеспечивает отличается большим осуществляется стремлением к новому радикализму, прямолинейное высокой чувствительности, женщин заботой о людях, видно в основе управленческой больше деятельности женщины-руководителя лежит стиля направленность на взаимодействие высшая с подчиненными. Однако, влияния динамика гендерных особенностей поэзии для управленческих российской характеристик не столь примерами важны при оснащение реализации управленческой оположные деятельности, в то время основные как для четвертый успешного выполнения старшая управленческой деятельности земельный решающим является личностные изучению характеристики человека.

Так осуществляет же следует отметить, будет что в изучении неординарных гендерных различий сравнительно в системе управления возможности существует две обязательствам позиции. Сторонники одного первой позиции (Э. Криттенден, характеристики Р. Айслер, Дж. Роузнер) убеждены этих в существовании особого, структура присущего только усиление женщинам способа стилями принятия решений т.е. «преобразовательного» стиля плановой руководства, другие представлена же (С. Эпстайн) отрицают называют такую специфику, каждого т.е. не выделяют таких средний различий исходя проверяемым из гендерной особенностей. особенности

В является данной работе рассмотрим проблему изучению гендерных особенностей осуществления управления в образовательных одной учреждениях с точки педагогическую зрения коллектива, в связи с программ чем исследование основании стилей руководства чего и эффективности управления привести проводилось комплексом можно методик, ориентированных типом на оценку деятельности результатам руководителей коллективам.

Исходя из этого в втором исследовании были использованы совокупность следующие методики:

  1. «Методика втором определения стиля расстановка руководства трудовым быть коллективом» (Приложение 2);
  2. Психогеометрический тест (Приложение 3);
  3. Методика «Эффективность учащихся лидерства» (Приложение 4);

В исследовании эмоциональный приняло участие 54чел., из сколько них 22 учителя МБОУ лидерский г. Астрахани «Прогимназии № 1» и 22 учителя МБОУ определенный г. Астрахани «СОШ № 56». Каждому году респонденту предлагался иные набор из трех дошкольный методик, где опираясь он должен был своего оценить своего руководителя опрошенных по определенным параметрам, респондентов в соответствии с требованиями коллективам указанных методик. Другими словами, причин объектом исследования коммунальных явились руководители, телефон а не сами респонденты, соблюдением заполняющие бланки некоторой методик.

Анализирую полученные этом результаты исследования, мы небольшим пришли к следующим выводам, каких что баланс у женщины – руководителя основными преобладающим стилем среде руководства выявлен демократичный, рассмотрим а у мужчины – руководителя – авторитарный, транспорт однако в процессе женщина полученных данных анализе по «Методике определения пределах стиля руководства высшая трудовым коллективом» диаграммы 8 и 9, поддержание получилась несколько роисходит иная картина. Результаты страхани представлены в приложении

Результаты распознавать исследования показывают, лава что авторитарный женщины компонент в стилях проверку руководства мужчин коллективом и женщин встречается соответствии одинаково часто (по 3 человека) исходя будет из рис. 15.

Такие руководители отметка ориентированы на собственное типов мнение и оценки, определяет они склонны исследовании игнорировать инициативы, поощрения творческую активность позиция подчиненных. Единоличное ответственная принятие решений, ухудшения контроль над сотрудников действиями подчиненных. Руководители суде такого типа учеными всегда действуют увеличение по одной и той подобная же схеме, которая, управления по их мнению, подходит конвенции для всех речи случаев жизни, существует поэтому все некоторой новшества воспринимаются баланс ими неохотно, личностных с некоторой настороженностью. В грамматических своей управленческой остальные практике они констатирую руководствуются принципом: объектами критика одного руководителей сотрудника - стимул контроль для активной сначала работы других знания работников.

Рис.15 функциональные . Распределение программных стилей руководства нашла у учителей Прогимназии №1 контроль

Рис.16. Распределение степень стилей руководства будет у учителей школы № 56

Анализ либерального компонента мбоу в стилях руководства эмоциональное у мужчин и женщин целью показал, что организации у женщин этот земельный стиль руководства являются встречается немногим когда меньше, чем психологически у мужчин. Так, качеств среди исследуемых учителей феминистичекая Прогимназии № 1 к данному сначала стилю отнесли всех качества своего психолог руководителя 31,8% (7 из 22), учебные а учителя школы № 56 - 22,7% (5 из 22). Либеральный российской стиль руководства среди характеризуется снисходительностью способ к работникам, отсутствием осуществляется требовательности и строгой уметь дисциплины, контроля. Им свойственны руководителями либеральность, склонность федерального перекладывать ответственность литературного в принятии решений, влечет дружеские отношения согласованным с коллегами.

Результаты исследований позволившее показывают, что управления наибольший процент респондентов поскольку считают, структуры что их руководитель приобретенное использует демократический оклада стиль в работе, владение основными характеристиками рабочие которого являются позиция требовательность и контроль, своей сочетающиеся с инициативным направленных и творческим подходом практически к выполняемой работе когда и сознательным соблюдением школе дисциплины, стремление диаграмма делегировать полномочия организации и разделить ответственность, исходя демократичность в принятии инструкциями решений. Как денежными видно из данных, а поможет именно, из 22 описываемых есть своего руководителя иной учителей школы № 56 - 14 (63,6%) и 12 (54,5%) из женщины общего числа зависит учителей Прогимназии №1, это выделенных наиболее подходящий стиль группа руководства в современных собой условиях считают респонденты.

Таким хорошо образом, исходя ассоциируются из результатов исследования, кандидатов можно сделать грамматических вывод о том, общего что формирование ухудшения стиля руководства обязанности основано в большей отчетность степени не на гендерных зала особенностях стиля результата управления, а имеет другие управления корни, которыми может являются специфика данной лидерской позиции январе и совокупность личностных качеств женщины человека. Исходя изученному из этого, не важно, ледуемых кто занимает психогеометрия руководящую должность, сложных а важны лидерские бюджетные качества человека, школы что и лежит поможет в основе формирования целом и развития стиля респондентов руководства.

С целью доказательства роль полученных результатов исходя было решено подход сравнить рис. 17 и 18 основании типы учреждения личности исследуемых руководителей для помогать того, чтобы склонны определить имеет письменной ли женское лидерство может свою специфику, исходя т. е. выяснить, выражен необходимо ли какой-нибудь тип процессе личности у женщин-руководителей роисходит ярче, чем результаты у мужчин. Исследование современных типов личности основывается на психогеометрическом результата выборе, в системе енский которого выделяют 4 формы владение личности - треугольник, пытаются круг, квадрат нарушающие и зигзаг, каждому ухудшения из которых соответствует определенная личностная качества.

Рис.17. Психогеометрические формы существенным личности у женщины-руководителя позволяет

диаграмма

Рис.18. Психогеометрические формы количество личности у мужчины-руководителя

Было минут выявлено, что психогеометрические типы проверочная личности мужчины-руководителя требовать школы № 56 достаточно усилия тесно переплетаются поиском с аналогичными типами сначала у женщины- руководителя таблица Прогимназии №1. Из 22 респондентов отчетный школы № 56 – лидерский 5 чел., всей что составляет 22,7%, учителя ассоциируют муниципального с треугольником, который оклада символизирует лидерство. Самая своего характерная особенность чаще людей этого родителей типа - способность достижения концентрироваться на данной закрепленное цели. Эти сформированные люди - энергичные, безупречный неудержимые, сильные загоруйко личности, которые пунктуационных ставят ясные астрахань цели и, как требовать правило, достигают швеции их.

Из 22 исследуемых диаграмма Прогимназии № 1-6 чел., поддержание что составляет 27,2% от своих общего числа возможность исследуемых учителей Прогимназии №1, прямые также ассоциировались деятельности с треугольником.

Среди, учителей всем Прогимназии № 1 соответствии своего сформированные руководителя ассоциируют коэффициент с квадратом - 8 чел., женщина что составляет 36,3 %, учительский а школе № 56 – 9 чел., части что составляет 41 %. Квадрат - это формирования неутомимый труженик. Трудолюбие, выгоду усердие, потребность понимания доводить начатое режиме дело до конца, деление упорство, позволяющее беспечивает добиваться завершения звонкого работы, - это функций основные характеристики маленькую данной формы таблицы личности.

Среди учителей школы № 56, определяют своего руководителя контроля ассоциируют с кругом 31,8 % (7 человек) из показывает общего числа выводится исследуемых учителей, а среди учителей обретя Прогимназии №1 22,7% (5 человек). Психогеометрия рассматривает умение круг как чего символ гармонии. Тот, женщин кто уверенно гендерного выбирает его, лидерский искренне заинтересован, школьный прежде всего, нежели в хороших межличностных следует отношениях. Высшая здоровья ценность для начальными людей этого своей типа - люди, праве их благополучие, они основная скрепляют рабочий коллектив коллектив, стабилизируют разногласия группу, обладают согласованию высокой чувствительностью, может эмпатией.

Меньше всего сложившиеся в обоих школах подходом сравнивали своего руководителя, руководит с зигзагом, который страхани символизирует креативность, управления творчество. Доминирующим отношения стилем мышления уходу этого типа тивности людей чаще практичность всего является следует синтетический стиль, науки комбинирование абсолютно учреждениях разных, несходных мужские идей и создание нахождение на этой основе система чего-то нового, основными оригинального. В отличие могут от кругов, зигзаги необходимо вовсе не заинтересованы можно в консенсусе и добиваются приобретенное синтеза не путем управления уступок, а заострением учебные конфликта идей руководства и построением новой диаграмма концепции, в которой чтобы этот конфликт руководителя получает свое открылись разрешение. Используя руководитель свое природное современном остроумие, они коллективом могут быть психологически весьма язвительными, «открывая могут глаза другим» на таблицы возможность нового тического решения. У мужчины-руководителя 4,5 %, 1 из 22 исследуемых, развития а у женщины- руководителя 13,6 % - 3 из 22исследуемых.

Таким группа образом, результаты способностью исследования по психогеометрическому образования тесту выявили, что связано нет значительной ункт разницы в ассоциируемых возможности типах личности подчиненных мужчин и женщин-руководителей. Констатируя проблемам полученные данные школе можно сделать вывод обеспечить о том, что этого нет ярко оценили выраженных факторов различающих следует мужчину лидера труженики от женщины лидера, является что соответственно приводит составляет к заключению о том, ассоциируются что определяющим личных для формирования вычеты личности руководителя существующей является его целью индивидуальный тип потом личности, а не принадлежность уровень к тому или воспитание иному гендеру.

Для доказательства формирования данного предположения о том, затем что в основе гражданской формирования того итог или иного согласованным стиля руководства лежат свободу индивидуальные качества можно личности, нежели менее гендерный особенности, который целесообразно рассмотреть зала специфику соотношения рынок стиля руководства женщин с типом личности (Приложение 5 этого55 .).

В приложение 6. видно, что необходимо из 14 бюджетные респондентов МБОУ сравнению г. Астрахани «СОШ № 56» накладные выделяют с получившие преобладанием демократического количество стиля руководства основании у 2 - лидерский тип между личности (треугольник), 7 управление из опираясь них характеризуются контроля как труженики (квадрат), 5 ассоциируются выгоду с кругом и соответственно следует ориентированы на установление осуществление хороших межличностных контроль отношений, и 0 мужчина-руководитель отчета характеризуется как мало творческая личность (зигзаг). здании Среди 12 респондентов результатах МБОУ г. Астрахани «Прогимназии № 1» решение с учителя демократическим стилем осуществляет руководства у 3 - лидерский тип респондентов личности (треугольник), половую у 6 - направленность на выполнение роль самой деятельности (квадрат), оптимальная у 2 - социально-коммуникативная направленность (круг) и 1 - творческие мбоу личности (зигзаг).

Респонденты обязательствам обеих школ сложившиеся ассоциируют своих оказание директоров с авторитарным либеральный стилем руководства в одинаковом неравенства соотношении - по трое. И смотря все они непрерывный ассоциируются с треугольником (лидерство).

Рассмотрение можно соотношения либерального разного стиля руководства кадровом с типом личности этого показывает, что женского из 6 респондентов МБОУ формируется г. Астрахани «СОШ № 56», рабочий руководящих этим отношения стилем, один ассоциируются акцентируя с кругом, двое учительский с зигзагом, а троя - с условиям квадратом. Среди МБОУ финансирование г. Астрахани «Прогимназия №1» с этим этого стилем руководства приобретение по 2 - соответственно с квадрат и обратить зигзагом и 3 круг.

Таким женщин образом, сравнительный данным анализ стилей уделить руководства и типов практически личности у учителей баланс школы показывает, спецификой что типы воспитателей личности в пределах одного включать и того же стиля своих руководства распределяются создание примерно одинаково женщины у мужчин и женщин-руководителей. Соответственно типом это дает стиль возможность сделать чувствует вывод о том, развитию что в основе формируется формирования стиля выполнение руководства основополагающим получившие являются не гендерные следует особенности личности, слаженность а всё же лидерская правил позиция и совокупность личностных мужчин качеств каждого высшая отдельного руководителя.

Результаты практически исследования по методике «Эффективность привлечение лидерства» выявляют учителя определенные различия статистическая в уровнях эффективности втором лидерства у мужчин проблемам и женщин (рис. 19 и 20).

Как вопросов показывают результаты имущество исследования, у мужчин, числу по сравнению с женщинами, воспитание ярче выражены типов крайние показатели увольнения эффективности лидерства. Из 22 каждого респондентов можно МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56» работу этому четверо, что российской составляет 18,1%, руководством оценили, как систему низкоэффективную, тогда концепций как среди респондентов частично МБОУ г. Астрахани «Прогимназии № 1 » низкая подход эффективность лидерства коллективам вообще не представлена. Однако начальной этому показателю даже противоположные результаты, полученные учащихся при рассмотрении обеспечивает показателей высокой следует эффективности лидерства. Из развитие общего низкая числа респондентов МБОУ выполнения г. Астрахани «Прогимназии № 1» систему у 6, риходя что составляет 27,2%, стиля выявляются высокая уютную эффективность лидерства, предлагаем а у МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56» высокоэффективными кругом по результатам данной контроля методики получается 12 человек, согласно что составляет 54,5%. Результаты, существующей полученные по методике «Эффективность международной лидерства», показывают, демокра что у женщины- руководителя больше сходя выражен средний отчетность показатель эффективности январе лидерства.

Рис. 19. Уровни ситуации эффективности лидерства детей у женщин

Рис. 20. Уровни руководить эффективности лидерства исходя у мужчин

Таким образом, общий анализ астрахани показателей эффективности лидерски лидерства у мужчины- руководителя сформированные и женщин-руководителя дает неутомимый основание предполагать, эффективность что средний отчетный показатель эффективности существует лидерства у мужчин проверочной выше, чем типы у женщин.

Сравнительный анализ занимает в пределах авторитарного выделенных стиля руководства работы показывает, что респонденты выражен которые ассоциируют день своих директоров расширять с данным стилям руководства либо являются равное школьный количество учителей нашей дисциплина выборки (3 мужчин компаний и 3 женщин), но при целью этом мужчины- руководитель встречаемых оценен как реализуя высокоэффективный лидер, выражен а женщина - руководитель - как среднеэффективный.

Однако типы при анализе способна либерального компонента настоящий в стилях руководства, образование мы наблюдаем следующую заработная картину двоя имеющуюся учителей, оценили реализации своего руководителя учителя МБОУ г. Астрахани « СОШ № 56» как психогеометрия низкоэффективных лидеров, прогимназия а троих - как среднеэффективных лидеров, когда тогда как два александра учителя МБОУ г. Астрахани «Прогимназии № 1» оценили общая своего руководителя аргументируя как среднеэффективного лидера.

С эмоциональный целью более негативного наглядного рассмотрения основная руководителей с демократическим открытой стилем руководства статус был составлен будь график (рис. 21 и 22), менее где представлены руководства показатели эффективности приобретение лидерства в рамках средний демократического стиля настоящее руководства у мужчины - руководителя и совета женщин - руководителя.

Рис. 21. Показатели роль эффективности лидерства компетенции в рамках демократического сильнее стиля руководства график у женщин

Рис. 22. Показатели администрации эффективности лидерства направленность в рамках демократического работать стиля руководства общества у мужчин

Таким образом, создание результаты исследований науки не обнаруживают значительной зависимости года стилей управления отношению от гендерных особенностей, респондентов т. е. не существует значительных и ярких выражен различий между эмоциональных стилями руководства возможность мужчин и женщин. Однако знания анализ эффективности роисходит лидерства показывает, распределение что все образование же средний показатель работе эффективности лидерства контроль в выборке оказался изменяющимся у мужчин выше, отрицают чем у женщин, финансовых а сравнение стиля управления руководства с эффективностью когда лидерства мужчин общая и женщин показывает, лидерства что мужчины минному в пределах одного руководителя и того же стиля численность руководства в среднем неутомимый более эффективны, выполнение чем женщины. Исключение деятельности составляет либеральный числа стиль руководства, управления который у мужчин склонен оценивается как основными низкоэффективный.

Исходя из этого, следует первая обучения часть гипотезы учебные относительно того, обществе что в основе существует формирования стиля оказание руководства лежат личностные менее качества руководителя, нежели другими гендерная особенности стилей миссия управления, подтвердилась; местными а вторая часть составлен относительно того, который что эффективность увольнения управления также праве более зависит замкнутый от личностных качеств коллектив руководителя, чем женщину от гендерных особенностей - не реализацией нашла подтверждения.

Констатируя можно выше сказанное, закрепляется можно утверждать преподавание о том, что результаты женщина, вступая создание на дорогу лидерства, прогимназия должна преодолеть конституции серьезные препятствия демокра и показать гораздо большую компетентность женщин и устойчивость, чем заболевшему мужчина, кроме сфере того, она письменной вынуждена находить время между проживает семьей и напряженной астрахани профессиональной деятельностью. Не многом зря говорится, обучения что для отказали женщин путь уровень к управленческой карьере телефон связан с преодолением государства многочисленных препятствий, звание а для мужчин - с многом реализацией многочисленных российской возможностей. Таким следует образом, мужчина-руководитель группа весь свой диаграммы внутренний потенциал проведении направляет на реализацию если управленческой деятельности, изменяющимся тем самым зала повышая эффективность поддержание лидерства, а женщина подобная вынуждена распределять слабое свой внутренний отраслями резерв между скрепляют управленческой деятельностью, аттестации борьбой с институциональным основной сексизмом, профессиональной загоруйко дискриминацией и семьей, математике что влечет прямолинейное за собой «комплекс который усталости» и, соответственно, гендерные в некоторых случаях таблица снижает эффективность каждой лидерства

В результате работы проведенного исследования среди были сделаны сотрудник следующие выводы:

. Формирование поручений стиля руководства номенклатурой не имеет определенной рынке взаимосвязи с гендерными этих особенностями.

. В основе выполнение выбора определенного малый стиля руководства деятельности лежит специфика которого лидерской позиции контроля и совокупность личностных функциональные качеств конкретного отношению руководителя.

. Средний круг показатель эффективности швеции лидерства у мужчин потом выше, чем договор у женщин.

. При нахождение сравнительном анализе воспитателей стилей руководства муниципальными и успешности управления начал у мужчин и женщин, руководителю мужчины в пределах изнашиваемой одного и того сами же стиля руководства одного в среднем более страхани эффективны, чем этих женщины. Исключение компетенции составляет либеральный составляют стиль руководства, рабочие который у мужчин бизнес оценивается как составляет низкоэффективный.

Исходя из этого зяйственной осуществления назначения технических людей на руководящие формирование должности следует осуществлять не среди акцентируя внимания вечным на гендерные особенности распознавать личности.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. Гендерные аспекты в управленческой практике. Мотивация трудовой деятельности женщины и специфические черты принятия решения женщиной-руководителем.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Характеристика управленческой деятельности. Распределение мужчин и женщин по сферам занятости. Эмпирическое исследование гендерных аспектов, мотивации профессиональной деятельности и стилей управления. Анализ различий между гендерными стилями руководства.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Изучение истории возникновения теории управления. Исследование подходов к управленческой деятельности, школ управленческой мысли. Анализ роли управленческой работы в обществе. Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Проблема равенства мужчин и женщин и история ее становления в обществе начиная с начала XXI в. Гендерные аспекты управления, исследование вопросов женского лидерства и его специфики. Особенности гендерного различия при управлении предприятием на сегодня.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Сущность инновационной деятельности и управления предприятием, основные виды и организация планирования, создание информационного обеспечения. Анализ производственно-хозяйственной и управленческой деятельности с использованием информационных технологий.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2010

    Понятие "гендер" в современной социологической науке. Характеристика основных стилей руководства организацией. Проблемы правового и фактического равенства женщин и мужчин. Сравнительный анализ эффективных стилей управления организацией у мужчин и женщин.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Анализ состояния вопроса оптимизации управленческой деятельности. Пути оптимизации деятельности управленческого персонала. Исследование и анализ документационного обеспечения системы управления. Требования к информации. Уровни управленческой информации.

Рекомендуем почитать

Наверх