История развития нефтяной отрасли азербайджана. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов

Инвестициями 26.03.2020
Инвестициями

История развития нефтяной отрасли Азербайджана

В развитии нефтяной промышленности Азербайджана можно выделить 5 этапов: I ЭТАП - колодезная добыча нефти до 1871 года. II ЭТАП - промышленная добыча нефти с применением механического способа бурения с 1871 года до национализации нефтяной промышленности в 1920 году. III ЭТАП - после национализации нефтяной промышленности в Советское время до открытия и ввода в разработку крупного морского месторождения Нефтяные камни в 1950 году.

В развитии нефтяной промышленности Азербайджана можно выделить 5 этапов:
I ЭТАП - колодезная добыча нефти до 1871 года.
II ЭТАП - промышленная добыча нефти с применением механического способа бурения с 1871 года до национализации нефтяной промышленности в 1920 году.
III ЭТАП - после национализации нефтяной промышленности в Советское время до открытия и ввода в разработку крупного морского месторождения Нефтяные камни (ныне Нефт дашлары) в 1950 году.
IV ЭТАП - с вводом в разработку месторождения Нефтяные камни в 1950 году (значительное расширение поисково-разведочных работ, открытие и ввод в разработку новых нефтегазовых месторождений в Каспийском море, интенсивное развитие инфраструктуры морской нефтегазодобычи) до подписания в 1994 году первого "Контракта века" с вовлечением иностранных инвестиций.
V ЭТАП - начинается с подписанием 20 сентября 1994 года первого крупного "Контракта века" по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли (глубоководная часть) и вовлечением крупномасштабных иностранных инвестиций в нефтяную отрасль суверенного Азербайджана.

Нефтяная промышленность Азербайджана имеет 130-летнюю историю своего развития. Колодезная добыча нефти в Азербайджане была известна ещё в далекой древности.
По сведениям Приск Понтийского (V в.), Абу-Исхаг Истахри (VIII в.), Масуди (X в.), Олеария (XII в), Марко Поло (XIII-XIV в) и др. ещё до нашей эры нефть вывозили с Апшеронского п-ова в Иран, Ирак, Индию и другие страны.

По свидетельству Марко Поло уже в XIII веке на Апшеронском п-ове действовали многочисленные нефтяные колодцы и добытая из них нефть использовалась для освещения и лечения больных. В начале XIV века французский монах-миссионер Журден Каталани де Северак, побывавший в Азербайджане, в своих записях упоминает о добыче нефти в окрестностях Баку.
Ценные сведения о колодезной добыче нефти в Азербайджане содержатся в сообщениях путешественников XVI-XVII веков.

Английский торговый агент Джеффри Дюкет, побывавший в Азербайджане в XVI веке, пишет, что добываемое в окрестностях Баку черное масло, называемое "нафта" перевозят на мулах и ослах караванами по 400-500 за раз. В этих сообщениях также упоминается о добыче "белой нефти" в Сураханах.

Сообщения Д. Дюкета о перевозках нефти караванами из Баку свидетельствуют о значительной колодезной добыче нефти в XVI веке из месторождений Апшеронского полуострова.
По сведениям Амина Ахмед Рази (Иран, 1601 г.) в начале XVI века в окрестностях Баку было около 500 нефтяных колодцев, из которых добывали черную и белую нефть.

Немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер, врач по образованию и ученый, в качестве секретаря Шведского посольства, побывав в Азербайджане в 1683 году, посетил нефтяные месторождения Апшеронского п-ова в Балаханах, Раманах, Бинагадах и Сураханах. По сведениям Э. Кемпфера нефть из месторождений Апшеронского п-ова вывозили на вьючных животных, арбах и верблюдах в Баку и далее морем в страны Прикаспия - Иран, Среднюю Азию, Дагестан и "Черкесию" (Северный Кавказ).

Колодезная добыча нефти в Азербайджане продолжалась до 1871 года.
С 1871 года в Азербайджане началась промышленная добыча нефти на месторождениях Балаханы и Биби-Эйбат с применением механического способа бурения скважин. Первая скважина, пробуренная в 1871 году в Балаханах, давала 70 баррелей (10 тонн) нефти в сутки.

С развитием техники и технологии механического способа бурения скважин на Апшеронском п-ове один за другим открываются новые нефтяные месторождения (Бинагады, о. Артема, Сураханы и др.), увеличивается добыча нефти, начинается развитие инфраструктуры нефтяной отрасли, интенсивно развивается нефтепереработка, в Азербайджане формируется национальная буржуазия.
В начале 70-х годов XIX столетия правительство России отменило монополию на нефтедобычу в недавно аннексированном Азербайджане.
В 1872 году принимаются два законодательных акта, регулирующих отношения в нефтяной отрасли: это "Закон о нефтепромыслах и взимании акцизных налогов с нефтепродуктов" и "Закон об аукционной продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках арендаторов".

После принятия этих законов с 1872 года нефтяные промыслы начали продаваться частным лицам. Первые торги состоялись 31 декабря 1872 года, когда на продажу было выставлено 15 участков в Балаханах, 2 участка на Биби-Эйбате с общей стоимостью 2975 рублей. Согласно принятым законам неиспользуемые государственные земли передавались в аренду сроком на 24 года для разведки на нефть и эксплуатацию открытых залежей с условием ежегодной арендной платы в размере 10 рублей за одну десятину земли, равной 1.092 гектара. Право монопольного экспорта нефти, в соответствии с заключаемым договором, принадлежала арендатору. Арендатор имел право по своему усмотрению назначать цену на добытую нефть. По архивным данным чистая прибыль арендатора составляла 14-15% от проданной нефти. Если поисковые работы на нефть оказывались безуспешными, то арендатор имел право выкупить в собственность арендуемый участок или вернуть его государству, предварительно полностью очистив.

В те годы доля азербайджанского капитала в нефтяной отрасли была не так уж велика. На первых торгах в 1872 году местный капитал представляла лишь одна смешанная азербайджанская фирма (Г.З. Тагиева и др.) с долей участия на торгах всего лишь 0,1%. К концу 70-х годов XIX столетия несколько увеличился объем отечественного капитала в добыче нефти, который составил более 4%. Смешанные азербайджано-армянский и русско-азербайджанский капиталы в добыче нефти составляли вместе взятых около 10%. Из числа 135 владельцев нефтепромышленных предприятий в 1883 году было 17 азербайджанцев. К концу XIX столетия представители Азербайджана владели 49 предприятиями из 167, что составляло 29.3%. В период зарождения нефтяной промышленности Азербайджана существовало три основных источника отечественного капиталовложения: торговый, промышленный и чиновников государственного аппарата. Концентрация капитала шла и путем образования акционерных компаний. Первая акционерная компания - "Бакинское нефтяное общество" была создана в 1874 году.
В 1859 году в Баку был построен первый нефтеперегонный (керосиновый) завод. В 1867 году здесь действовали уже 15 таких заводов. После отмены в 1876 году акцизного налога на нефтепродукты стали строиться новые заводы и внедряться новая технология, позволившая получать новые виды продуктов переработки. Так, в 1876 и 1881 годах были построены два новых завода по производству смазочных масел.
В начале 70-х годов представителям азербайджанского капитала принадлежало 25 из 46 небольших предприятий по производству керосина. В 1883 году из 100 производителей керосина в Баку 21 были азербайджанцы. С этого года бакинский керосин начали вывозить за границу.

В 1878 году был построен первый промысловый нефтепровод, протяженностью 12 км, соединивший Балаханское месторождение с нефтеперерабатывающим заводом в Баку. К концу 1898 года общая протяженность промысловых нефтепроводов, соединивших нефтяные промыслы с нефтеперерабатывающими заводами в Баку, составляла 230 км с суммарной производительностью 1 млн. тонн нефти.
Начиная с 70-х годов XIX столетия в Баку произошел невиданный в то время экономический взлет.


В городе был создан мощный промышленный потенциал, были открыты сотни крупных и мелких фирм по добыче, переработке и торговле нефтью. Баку превращается в один из финансовых центров мира. В 1873 году Роберт Нобель, швед по происхождению, посетивший Кавказ (в поисках древесины для оружейной фабрики братьев Нобель в г. Ижевске в Сибири) застал "нефтяную лихорадку" в Баку и вложил 25000 рублей на приобретение небольшого керосинового завода.
Спустя несколько лет в 1876 году братья Нобель организовывают в Баку нефтяную компанию по добыче и переработке нефти, впоследствии ставшей самой крупной нефтяной компанией в России, которая полностью вытеснила с российского рынка рокфеллерскую компанию "Стандарт Ойл". Братьям Нобель принадлежали нефтедобывающие промыслы, десятки нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивные танкера, баржи, железные дороги, гостиницы и др.
К 80-му году XIX столетия в Баку было построено 200 небольших нефтеперегонных заводов (установок), значительная часть которых принадлежала братьям Нобель.
Образцы нефтяных продуктов бакинских заводов демонстрировались на всемирных выставках в Париже (1878 г.), Брюсселе (1880 г.), Лондоне (1881 г.) и получили высaокие оценки экспертов.
В те годы братьями Нобель был построен впервые в мире нефтеналивной танкер в Каспийском море.

Бакинский "Нефтяной бум" привлек внимание и французского "Дома Ротшильдов".
Начиная с 1883 года Ротшильды занимались в Баку в основном кредитно-ссудной операцией и торговлей нефтью. Первоначальный капитал Ротшильдов с 1,5 млн. рублей в 1883 году увеличивался до 6 млн. рублей в 1895 году и до 10 млн. рублей в 1913 году.

Ротшильдам также принадлежали нефтяные промыслы в Балаханах, Сабунчах, Раманах, керосиновый и масляный заводы в Кишлах.
К 1883 году благодаря капиталу Ротшильдов была завершена железная дорога Баку-Батуми, игравшая важную роль в экспорте нефти и нефтепродуктов (в основном керосина) из Баку в европейские страны. Со строительством этой железной дороги Батуми становится одним из важных портовых городов мира.

В 1886 году Ротшильды основали "Каспийско-Черноморскую" нефтяную компанию. К 1890 году капитал банка Ротшильдов контролировал 42% экспорта бакинской нефти.
В начале XX столетия Ротшильды переуступают свои нефтяные интересы в Азербайджане англо-голландской корпорации "Ройял-Датч-Шелл" и с этого времени английский капитал занимает видное место в нефтяной промышленности Азербайджана.
В эти годы более 60% нефтяных промыслов на Апшеронском п-ове было сосредоточено в сфере деятельности трех крупных компаний: "Ройял-Датч-Шелл", "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель" и "Русское генеральное нефтяное общество". Акционерный капитал в нефтяной промышленности Азербайджана достиг 165 млн. рублей.

С 1874 по 1899 год в промышленности Азербайджана было учреждено 29 акционерных обществ, в том числе и с участием иностранного капитала. По мере усиления позиций иностранного капитала нефтяная промышленность Азербайджана все больше переходила в руки зарубежных инвесторов. Так, например, если в 1902 году 16% капитала, вложенного в нефтяную промышленность, принадлежало иностранным инвесторам, то в 1912 году доля участия иностранного капитала в нефтяную отрасль Азербайджана составляла уже 42%. Растущая потребность мировых промышленных центров в нефти и нефтепродуктах способствовала значительному росту добычи нефти в Азербайджане. В начале XX века (в 1901 г.) здесь было добыто 11.0 млн. тонн нефти, что составляло больше половины мировой добычи нефти.


Интенсивно растущая добыча нефти на Апшеронском п-ове не обеспечивалась вывозом нефтепродуктов (керосина) железной дорогой на Черное море в порт Батуми и далее в европейские страны.
Ещё в 1880 году известный ученый-химик Д.И. Менделеев выдвинул идею о необходимости строительства нефтепровода Баку-Батуми для выхода через Черное и Средиземное моря на мировой нефтяной рынок. Было обосновано, что трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов намного дешевле и эффективнее, чем железнодорожный. Несмотря на это, строительство нефтепровода Баку-Батуми (протяженностью 833 км и диаметром 200 мм) для перекачки около 1 млн. тонн нефти и нефтепродуктов было начато лишь в 1897 году и завершилось в 1907 году.
До национализации нефтяной промышленности в Азербайджане функционировало 109 акционерных обществ. Из них 72 принадлежало российскому капиталу общей суммой 240 млн. рублей и 37 - английскому капиталу общей суммой 100 млн. фунтов-стерлингов.
Наиболее крупный капитал в нефтяной отрасли Азербайджана принадлежал компании Братьев Нобель (30 млн. рублей с наиболее высокой стоимостью акции в 5000 рублей). Капитал компании А.И. Манташова составлял 20 млн. рублей.

Каспийско-Черноморскому нефтепромышленному и торговому обществу принадлежало 10 млн. рублей российского капитала.
"Гаджи-Челекенской нефтяной компании" крупного в то время азербайджанского нефтепромышленника - мецената Иса бека Гаджинского принадлежало 1.25 млн. фунтов-стерлингов английского капитала. Накануне национализации нефтяной промышленности в Азербайджане действовало 270 нефтедобывающих предприятий, 49 крупных и мелких фирм, занимающихся подрядным бурением, 25 фирм по переработке нефти, более 100 механических заводов (цехов) и ремонтных мастерских и др.

После установления Советской власти в Азербайджане в 1920 году нефтяная промышленность была национализирована и добыча нефти в 1921 году упала до 2.4 млн. тонн. В последующие годы с расширением поисково-разведочных работ открывались и вводились в разработку новые месторождения, из года в год увеличивалась добыча нефти, достигая 23.6 млн. тонн в 1941 году, что составляло почти 76% общесоюзной добычи нефти в то время.
В 1941-1945 годах во время войны добыча нефти в Азербайджане упала до 11.1 млн. тонн в связи с перебазированием нефтедобывающих мощностей Азербайджана в новые нефтяные районы Туркмении, Татарии, Башкирии и другие восточные районы России.

В послевоенные годы с открытием месторождений Гюргяны-море в 1947 году начинается морская добыча нефти в Азербайджане, хотя на острове Пираллахы (о. Артема) нефть добывалась еще с 1902 года. В 1950 году в открытом море было выявлено и введено в разработку крупное нефтяное месторождение Нефтяные камни (Нефт дашлары). С этого времени начинается новый этап развития нефтяной промышленности, значительно расширяются морские геологоразведочные работы, один за другим открываются и вводятся в разработку новые нефтяные и газовые месторождения (Песчаный-море, Бахар, Сангачалы-Дуванный-море-о. Булла, Булла-море и др.), развиваются техника и технология морского бурения, инфраструктура морской добычи нефти. В 1965 году уровень добычи нефти в Азербайджане достигает 21.6 млн. тонн

В начале 80-х годов XX века в глубоководных акваториях азербайджанского сектора Каспийского моря было открыто крупное месторождение им. 28 Апреля (ныне Гюнешли), которое в настоящее время обеспечивает порядка 65% морской добычи нефти в Азербайджане (без учета добычи нефти Азербайджанской Международной Операционной Компании - АМОК по "Контракту века").
В последующие годы в азербайджанском секторе Каспия были открыты новые крупные месторождения Чираг (1985 г.), Азери (1987 г.), Кяпез (1988 г.) и другие.

Таким образом, были созданы реальные предпосылки для интенсивного развития добычи нефти и газа в азербайджанском секторе Каспийского моря, что имело важное значение в экономической и политической жизни только что получившей независимость Азербайджанской Республики. Нет сомнения, что Азербайджан в скором будущем превратится в одну из богатейших нефтегазодобывающих стран мира.
С начала освоения углеводородных ресурсов в Азербайджане (на суше и в море) было выявлено более 70 месторождений нефти и газа, из них 54 в настоящее время находятся в разработке. С начала промышленной разработки месторождений Азербайджана добыто 1.4 млрд. тонн нефти с конденсатом и 463 млрд. м3 газа.

На суше Азербайджана за всю 130 летнюю историю развития нефтяной промышленности выявлено 43 месторождения нефти и газа (37 из них находятся в разработке), добыто 935 млн. тонн нефти и 130 млрд. м3 газа. Как следует из рис. 1 и 2 в динамике добычи нефти на суше Азербайджана имели место неоднократные спады и подъемы, что было связано с политическими сотрясениями в XX столетии (война с армянами в 1905 году, Первая Мировая война в 1914-1917 годах, Октябрьская революция в России, установление Советской власти в Баку и геноцид азербайджанцев армянскими дашнаками в 1918 году, оккупация получившей суверенитет в октябре 1918 года Азербайджана, вводом XI Красной Армии в 1920 году и национализация нефтяной промышленности, Вторая Мировая война в 1941-1945 годах, оккупация армянами 20% территории получившей второй раз суверенитет Азербайджана и т.д.).

Снижение добычи нефти на суше Азербайджана, начиная с 1965 года, связано с истощением длительно разрабатываемых месторождений и низкой результативностью поисково-разведочных работ.
В настоящее время добыча нефти на суше Азербайджана составляет 1.5 млн. тонн в год.


Дальнейшие перспективы развития добычи нефти и газа в Азербайджане связаны в основном с морскими месторождениями. В Азербайджанском секторе Каспийского моря открыто 28 месторождений нефти и газа (18 из них находятся в разработке), выявлено более 130 перспективных структур. За всю историю разработки морских месторождений Азербайджана добыто более 460 млн. тонн нефти с конденсатом и порядка 345 млрд. м3 газа. Максимальный уровень добычи нефти из морских месторождений в объеме 12.9 млн. тонн был достигнут в 1970 году, а газа в объеме 14 млрд. м3 - в 1982 году. В настоящее время Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) из морских месторождений добывается 7.5 млн. тонн нефти и 5 млрд. м3 газа в год.

После распада Советского Союза в начале 90-х годов XX столетия экономика Азербайджанской Республики была развалена в связи с разрывом установившихся в течение длительного времени экономических отношений в бывшем Советском Союзе, а также тяжелого финансового положения. Старые экономические отношения были разрушены, а новые не были созданы.

В нефтяной отрасли простаивала значительная часть эксплуатационного фонда скважин, был сокращен объем эксплуатационного и разведочного бурения, значительно падала добыча нефти и газа в республике. Не на полную мощность работали заводы нефтяного машиностроения, которые ранее обеспечивали 70% потребности в нефтяном оборудовании Советского Союза.

Таким образом, восстановление нефтяной промышленности Азербайджана и освоение открытых в глубоководных частях азербайджанского сектора Каспия крупных нефтегазовых месторождений и разведка перспективных структур требовали больших капитальных вложений и внедрения в практику нефтегазодобычи в целом и, в том числе, морской нефтегазодобычи, современной техники и технологии, что могло быть реальным при вовлечении в нефтяную отрасль крупномасштабных иностранных инвестиций.

В сентябре 1994 года для разработки открытых ещё в 80-х годах месторождений Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли был подписан крупный (по извлекаемым запасам и объему инвестиций) "Контракт века" типа "Продакшн-Шеринг" или "СРП" (Соглашение о Разделе Продукции) с участием 12 известных нефтяных компаний мира из 8 стран.

С подписанием первого крупного контракта типа "СРП" по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли (глубоководная часть) в азербайджанском секторе Каспийского моря нефтяная промышленность Азербайджана вступила в новый этап своего развития.

Начало промышленной переработки нефти относится к середине XIX века, когда Баку становится крупнейшим нефтяным районом России. С отменой в 1872 г. откупов на нефть происходит ускоренное развитие нефтяного дела, которое значительно усиливается с сентября 1877 г.

Начало промышленной переработки нефти относится к середине XIX века, когда Баку становится крупнейшим нефтяным районом России. С отменой в 1872 г. откупов на нефть происходит ускоренное развитие нефтяного дела, которое значительно усиливается с сентября 1877 г., когда был отменен акциз (до 1888 г.) на нефтепродукты. Отмена акциза способствовала бурному росту нефтедобычи в Азербайджане. За последующие сорок лет (до 1917 г.) на Апшероне было пробурено более 3 тыс. скважин, из которых около 2 тыс. дали нефть. Однако еще до отмены откупа делались серьезные попытки развить нефтяное дело. Так, первые нефтеперегонные заводы были построены в Моздоке братьями Дубиниными (крепостными крестьянами графини Паниной) и в 1837 г. горным инженером Н.И.Воскобойниковым в бакинском поселке Балаханы, но дело не было завершено.

В 1858 – 1859 гг. барон Н.Е.Торнау, В.А.Кокорев и П.И.Губонин строят в бакинском поселке Сураханы, недалеко от храма огнепоклонников, первый нефтеперегонный завод по немецкому образцу для переработки кира (асфальта). Цель – получить осветительные масла из смолистых сланцев, однако результаты были неудовлетворительные, и кир заменили нефтью, давшей хорошее осветительное масло. В проекте этого завода принимал активное участие выдающийся немецкий химик Юстус Либих, приславший в Баку специально для этого своего ассистента К.Энглера.

В декабре 1863 г. уже в самом Баку Джавад Меликов построил керосиновый завод и впервые в мировой истории нефтепереработки применил в процессе перегонки холодильники. Известный русский нефтепромышленник В.И. Рагозин так охарактеризовал Д.Меликова: “Как все люди, которыми овладела идея, он во всяком начинании видел только средство воплотить идею и бакинцам казался чудаком и странным человеком. Еще бы не казаться странным, когда человек не искал наживы, отдав до последней копейки все, что имел, не думая о вчерашнем дне, лишь бы достигнуть цели. В истории развития технических производств мы часто встречаемся с подобными чудаками, которые дают толчок производствам, двигают их вперед, но сами остаются не у дела и погибают в нищете и неизвестности, а толпа, не доверявшая им и смеявшаяся над ними, овладевает созданным на их основе достоянием”.

Основатель керосинового и парафинового производства в Баку и Грозном Д.Меликов, не выдержав конкуренции с крупными промышленниками по нефтепереработке, умер в нищете, забытый всеми.

Первая буровая скважина на Апшероне была пробурена в 1844 г. горным инженером Ф.Семеновым в поселке Биби-Эйбат и дала хороший дебит. Однако рапорт Семенова об этом на имя генерала А. Нейдгарта от 22 декабря 1844 г. не получил должного внимания. Тем не менее, начало бурению глубоких нефтяных скважин было положено именно здесь, на берегу Каспийского моря в поселках Биби-Эйбат и Балаханы и только через несколько лет (в 1859 г.) после первой инициативы бакинцев глубокие скважины стали бурить в штате Пенсильвания (США).

Именно с 1859 г. после открытия большого артезианского источника в Веньнано в Пенсильвании начинается коммерческий нефтяной промысел. До конца 1860 г. в Пенсильвании было пробурено до 2 тыс. скважин глубиной от 20 до 200 м. Успех нефтяного дела в США заставил обратить внимание на европейские (галицийские), затем и на апшеронские нефтяные месторождения.

В 1864 г. общественный и государственный деятель России Н.А. Новосельский (1823 – 1901 гг.) дал первый толчок нефтяному делу на Кавказе, им была заложена первая буровая скважина в Кубанской области .

После получения в 1868 г. официального разрешения на бурение нефтяных скважин на Апшероне в Балаханах в 1871 г. пробурили механическим способом вторую нефтяную скважину глубиной 64 м. С этого момента начинается усиленное бурение, которое приводит к падению цен на нефть: если в 1873 г. цена за пуд составляла 45 коп., то после открытия 13 июня 1873 г. в Балаханах знаменитого вермишевского фонтана, залившего за короткое время окрестности и образовавшего несколько нефтяных озер, она снизилась до 2 коп. Скважина нефтепромышленника И.А.Вермишева в течение 13 дней извергала нефтяной фонтан высотой 611 м и выбросила в течение 3 мес более 90 млн. пудов нефти. Это во много раз превышало многие притоки нефти, полученные в Пенсильвании.

Отмена откупа и предоставление права частным лицам брать в аренду нефтеносные земли способствовали бурному росту нефтяной промышленности в России и возникновению многих нефтепромышленных фирм и торговых обществ: “Г.З.Тагиев” (1872 г.), “Бакинское нефтяное общество” (1874 г.), “братьев Нобель” (1879 г.), “Каспийско-Черноморское общество” Ротшильда (1883 г.) и др.

В 1879 г. было создано Бакинское отделение императорского русского технического общества (БО ИРТО), которое способствовало усиленному развитию нефтяного дела в Азербайджане. На заседаниях общества выступали Д.И.Менделеев, В.В.Марковников, Л.Г.Гурвич, Г.З.Тагиев, Л.Э.Нобель, В.И.Рагозин, М.Нагиев и др. Известный английский путешественник и писатель Чарльз Марвин, посетив в 1882 - 1883 гг. Россию (Кавказ, Баку, побережье Каспия) был удивлен размаху нефтяного дела в этих регионах и описал его в своих книгах “The Russian advance towards India” (1882 г.), “The Russians at Merv and Herat” (1883 г.) и др. .

Свои воспоминания о поездке в Россию, особенно на Кавказ и в Баку, описал также знаменитый норвежский писатель Кнут Гамсун (Педерсен), лауреат Нобелевской премии по литературе 1920 г. в книге “В сказочной стране”. В Баку он встречался с общественностью города и посетил фирму “бр. Нобель”.

Характерно, что царское правительство активно поддерживало образование и развитие крупных фирм, так как более организованные в производственном отношении, они лучше представляли интересы промышленности.

Вскоре в России появляются лампы, приспособленные уже для русского керосина, который несколько отличается от американского. Здесь уместно отметить роль выдающегося ученого-химика Д.И. Менделеева, впервые предложившего использовать нефтяные остатки после выделения керосина для получения смазочных масел. В своей статье “Что делать с бакинской нефтью?” он подробно изложил метод получения осветительного масла, названного им бакуойл. Ученый тщательно изучал нефтяное дело в России; несколько раз приезжал в Баку (в 1863, 1880 и 1886 (2 раза) гг.) с целью изучения экономики и состояния технической вооруженности нефтяных промыслов.

Д.И.Менделеев высоко ценил активную деятельность братьев Нобелей и Ротшильдов на Кавказе и в Баку, отмечая их первостепенную роль в становлении и развитии нефтяного дела в этих регионах. Несмотря на сложные отношения, сложившиеся у ученого с Л.Нобелем, он писал: “ ... особое оживление в ходе бакинских нефтяных дел наступило лишь тогда, когда в конце 70-х братья Нобель, особенно Л.Э.Нобель, имевший машинный завод в Петербурге, образовал большую компанию для эксплуатации бакинских запасов нефти. До тех пор все делалось с небольшими капиталами, а Т-во Нобелей вложило в дело более 20 млн. руб., завело добычу в больших размерах, огромный завод на несколько миллионов пудов керосина в год, устроило нефтепровод с промыслов до завода и до пристани, обзавелось многими прекрасными паровыми наливными судами на Каспийском море и наливными баржами на Волге...”.

С именем Менделеева связана не только история развития российского нефтяного дела, но и начало издания первых книг о нефти и ее переработке. Под редакцией Д.И.Менделеева в С.-Петербурге, в типографии товарищества “Общественная польза” издавалась “Техническая энциклопедия (по Вагнеру)”, 1862 – 1896 гг.

Наиболее актуальным вопросом в 80 - 90-е годы являлось строительство нефтепроводных линий между промыслами и заводами Черного города в Баку, решением которого вплотную занялись наиболее энергичные фирмы “бр. Нобель”, “Г.З. Тагиев” и “Бакинское нефтяное общество”. В 1877 г. было завершено строительство первого в России нефтепровода между промыслами поселка Сабунчи и заводами Черного города. К 1890 г. в бакинском нефтяном районе было проложено 25 нефтепроводных линий длиной около 286 км, по которым перекачивалось до 1,5 млн. пудов нефти в сутки с промыслов на заводы.

Необходимо вспомнить о талантливом инженере, почетном члене Политехнического общества В.Г. Шухове (1853 – 1939 гг.), который являлся основным руководителем строительства нефтепровода Балаханы – Черный город и о профессоре С.-Петербургского технического института Н.Л.Щукине (1848 – 1924 гг.), авторе проекта транскавказского Баку - Батумского нефтепровода.

Строительство магистрального нефтепровода Баку - Батум, о необходимости которого в то время шли ожесточенные дебаты, заняло 10 лет. Впоследствии этот уникальный нефтепровод оказал неоценимую помощь в борьбе с американской нефтяной политикой, открыв доступ бакинской нефти на мировой рынок.

Создание наливных судов для перевозки нефти и нефтепродуктов существенно повлияло на развитие Каспийского флота, открыв новую эру в нефтяном деле. Впервые в мире нефтеналивное судно “Зороастр” было построено Л.Нобелем в 1877 г. в шведском городе Мотала; впоследствии им была выстроена целая нефтеналивная флотилия, в которую входили суда “Магомед”, “Моисей”, “Спиноза”, “Дарвин” и др. Обладая мощным нефтеналивным флотом и более 2 тыс. вагонов-цистерн, фирма “бр. Нобель” развозила нефть и нефтепродукты по бесчисленным резервуарам, построенным ею в Нижнем Новгороде, Саратове, Царицыне, Астрахани, Ярославле и др.

Позже по водным магистралям России плавали суда, принадлежащие и другим фирмам. Например, торгово-транспортное общество “Мазут”, созданное А. Ротшильдом в 1898 г., владело на Каспии 13 танкерами, а также несколькими пароходами. К 1912 г. данное общество представляло собой солидное нефтеэкспортное и торговое объединение.

С 1880 г. наливные суда из батумского порта с бакинским керосином отправлялись во многие страны мира. В 80 - 90-е годы бакинская нефть свободно конкурирует с американской и даже вытесняет ее с европейских и азиатских рынков. Вывозимый из Баку керосин полностью обеспечивает запросы России, и с 1883 г. ввоз американского керосина в империю прекращается.

Сопоставление данных о добыче нефти в США и России показало, что в 1859 г. в США (Пенсильвания) добыча нефти составляла 82 тыс. баррелей; в 1889 г. – 14 млн. баррелей. В России (Баку) в 1889 г. было добыто 16,7 млн. баррелей нефти. В 1901 г. бакинский нефтяной район давал 95% общеимперской добычи нефти; в этот год добыча нефти в России распределялась следующим образом: 667,1 млн. пудов из Бакинской губернии и около 34,7 млн. пудов из Терской области. Число рабочих, занятых на нефтяных промыслах Российской империи, увеличилось от 7 тыс. в 1894 г. до 27 тыс. в 1904 г., из которых 24,5 тыс. трудились в бакинском нефтяном районе. В 1904 г. в России было 150 нефтеперерабатывающих заводов, из них 72 - находились в Баку.

Особо следует отметить, что русская нефтяная промышленность, вплоть до 1917 г., была представлена исключительно азербайджанской (бакинской) нефтяной промышленностью. К основным месторождениям Баку относились Балаханы, Сабунчи, Раманы, Биби-Эйбат и Сураханы.

В 1899 – 1901 гг. Баку, дав более половины всей мировой добычи нефти, вывел Россию на первое место, оставив позади такие страны, как США, Аргентина, Перу и др. Бакинский керосин полностью вытеснил американский сначала из русских городов, затем из зарубежных. Например, в 1885 г. в азиатские страны вместо американского керосина из Баку через Батум было доставлено 37 млн. галонов отечественного сырья. Рост нефтяной промышленности Баку в конце XIX века поставил Россию в ряд передовых капиталистических стран мира: после 1901 г. она долго сохраняла второе место (после США), пока не была вытеснена Мексикой.

Для организации и координации деятельности российских предпринимателей служили съезды бакинских нефтепромышленников, учрежденные в 1884 г. Основной их целью считалась “возможность нефтепромышленников выражать перед правительством свои нужды, стремления и желания”. Съезд представлял собой объединение капиталов нефтяных фирм, в котором каждая фирма имела определенную долю голосов. Так, на 33 съезде нефтепромышленников в 1914 г. крупнейшие фирмы имели 111 голосов: “бр. Нобель” - 18, “Шелл” - 34 и генеральная корпорация “Ойл” - 59. Представители нефтяных магнатов использовали Совет съезда для взаимодействия с различными правительственными учреждениями, налаживания тесных связей с государственным аппаратом, участия в межведомственных совещаниях, комиссиях, т.е. для защиты перед правительством интересов своих фирм. С 1898 г. Совет съезда издавал в Баку газету-журнал “Нефтяное дело”, который с мая 1920 г. и по сей день называется “Азербайджанское нефтяное хозяйство”.

Крупные нефтепромышленники в поисках новых мировых рынков сбыта активно участвовали в крупнейших мировых выставках. Особенно преуспели в этом Л.Э.Нобель и В.И.Рагозин. Их экспонаты нефтяных продуктов бакинских заводов, показанные в Париже (1878 г.), Брюсселе (1880 г.) и Лондоне (1881 г.) получили наивысшие оценки экспертов.

После смерти главы фирмы “бр. Нобель” Людвига (31 марта 1888 г.) в России будут утверждены Нобелевские премии им. Л.Нобеля (1891 г.) и его сына Эммануила Нобеля (1909 г.). Архивные документы, собранные в Биографической международной энциклопедии “Гуманистика” о российских нобелевских премиях, показывают яркий вклад отца и сына Нобелей в развитие промышленности, науки и образования в империи и, в частности, в нефтяном Баку.

Особо следует отметить и В.И.Рагозина, исследовавшего в 1875 г. впервые в истории мировой нефтяной промышленности смазочные масла и построившего для этого первые заводы в Балахне (Нижегородская губерния) и Константинове (близ Ярославля). В 1878 г. вывезенные им за границу смазочные масла из бакинской нефти прочно завоевывают мировой рынок.

Таким образом, азербайджанская нефть в качестве сырья для производства смазочных масел сыграла важную роль в экономике России. Масляные заводы Рагозина на Волге, Нобеля, Тагиева, Шибаева, Нагиева, Ротшильда, Асадуллаева и других в Баку, Фролова, Ролса и Петухова в С.-Петербурге получали смазочные масла из бакинских нефтей, которые успешно вытесняли американские смазочные масла в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии, Дании и других странах Европы. Уже к началу 90-х годов XIX века мощность нефтяных заводов России позволяла полностью удовлетворять потребность империи в смазочных маслах высокого качества. Нефтепродукты, получаемые на бакинских заводах, а также основное количество сырой непереработанной нефти вывозились из Баку четырьмя путями: по Каспию, Закавказской и Владикавказской (Баку-Петровск) железным дорогам и очень незначительное количество – гужем. Так, в 1904 г. общий объем вывезенных нефти и нефтепродуктов составлял около 492,1 млн. пудов.

Так как в 90-е годы бакинская нефть становится основным грузом для волжского флота, происходит его ускоренное развитие, на Волге строится большое число барж для перевозки нефтепродуктов, причем основу флота составляют деревянные баржи (около 94% на 1900 г.), которые транспортируются по Волге с помощью буксирных пароходов. В этот период фирма “бр. Нобель” подняла вопрос об обязательной замене деревянных нефтеналивных барж на железные, которые были намного практичнее (не давали утечки нефтепродукта) и долговечнее. Однако они стоили очень дорого и были доступны только крупным фирмам, к концу XIX века ими владели фирмы “бр. Нобель”, А.Ротшильда, Г.З.Тагиева, Ш.Асадуллаева, “Кавказ и Меркурий” и др. Эти фирмы обладали значительным количеством нефтяного топлива, перевозимого на внутренние рынки России. Например, только фирма “бр. Нобель” поставляла в Россию до 80 млн. пудов. Образование и развитие Каспийского и Волжского флотов к концу XIX века имели огромное значение для доставки нефтяного топлива из Баку в крупные российские города, а также способствовали росту судостроительной и судоремонтной промышленности Поволжья.

Ускоренное развитие российского (бакинского) нефтяного дела обусловливалось в основном значительным притоком в него иностранного капитала (Нобели, Ротшильды, Вишау и др.), который с начала XX века стремительно проникал в нефтяную промышленность России, причем с одновременным оттеснением русских и бакинских предпринимателей не только от нефтедобывающей промышленности, но и от торговли нефтепродуктами. К концу XIX века фирмы “бр. Нобель” и “Каспийско-Черноморского общества” Ротшильда сосредоточили в своих руках до 70% всей нефтяной торговли в России.

Богатство нефтяных залежей, дешевая рабочая сила и естественно огромные прибыли, которые приносило промышленникам нефтяное дело, ускоряли приток иностранной валюты в русскую нефтяную промышленность. Этому способствовало датированное 1 мая 1880 г., постановление Особого совещания по вопросу о допустимости иностранцев к нефтяному промыслу в пределах бакинского района. Ярыми сторонниками привлечения иностранного капитала в российское нефтяное дело являлись главноначальствующий гражданской частью на Кавказе князь М.Голицын и министр финансов России С.Витте. Князь Голицын писал: “ ... Всякое безусловное ограничение деятельности иностранных предприятий на Кавказе было бы равносильно серьезной задержке в промышленном процветании страны”. Министр финансов Витте на особых совещаниях по нефтяным делам всегда указывал: “ ... Конкуренция наших нефтяных продуктов на всемирном рынке совершенно немыслима без привлечения иностранных и в особенности английских предпринимателей и их капиталов”.

Прочно укрепив позиции в нефтяном Баку, иностранные фирмы старались контролировать разработки и в других нефтяных районах Российской империи: в Грозненском, на Северном Кавказе, островах Каспия (Челекен), в Средней Азии (Фергана), Урало-Эмбенском районе и др. К началу Первой мировой войны (1914 г.) в бакинской нефтяной промышленности доминировали четыре крупнейших объединения: фирма “бр. Нобель”, англо-голландский трест “Ройал Датч Шелл”, русская генеральная нефтяная корпорация “Ойл” и финансовое нефтяное товарищество “Нефть”. Суммарный иностранный капитал, вложенный в бакинское нефтяное дело к 1917 г. составлял 111 млн руб.

В заключение, необходимо отметить огромную заслугу ученых-химиков и инженеров: Д.И.Менделеева, К.И.Лисенко, В.В.Марковникова, Ф.Ф.Бельштейна, Н.Д.Зелинского, Л.Г.Гурвич, К.В.Харичкова, В.Г.Шухова, Н.Л.Щукина, С.К.Квитко, А.А.Летнего, Н.И.Воскобойникова, О.К.Ленц, А.И.Сорокина, П.Семянникова (первого председателя БО ИРТО), А.А.Гухман (члена Совета БО ИРТО), В.Ф.Герр (заведующего химической лабораторией БО ИРТО) и других, сыгравших неоценимую роль в деле развития нефтяного хозяйства России, и в частности, Баку.

Азербайджанские ученые (М.М.Ханларов, М.Г.Гаджинский, А.Мирзоев, И.Рзаев, Ф.Рустамбеков, С.Ганбаров, И.Амиров и другие), получившие высшее образование в вузах России и Европы, работали в БО ИРТО, способствуя ускоренному развитию химических и технических наук в Азербайджане.

Список литературы:

1. Рагозин В.И. Нефть и нефтяная промышленность. С.-Петербург, 1884. – 150 с.

2. Большая Энциклопедия. С.-Петербург. Книгоиздательское товарищество “Просвещение” под ред. С.Н. Южакова. – 1896. - Тт. 12, 14, 22.

3. Ахундов Б.Ю. Монополистический капитал в дореволюционной бакинской нефтяной промышленности. - М., 1959. – 180 с.

4. Монополистический капитал в нефтяной промышленности России 1914 - 1917гг. - Л.: Наука, 1973. – 210 с.

5. Нардова В.А. Начало монополизации нефтяной промышленности России. Л.: “Наука”, 1974. – 150 с.

6. Самедов В.А. Нефть и экономика России (80 - 90-е гг. XIX век). – Баку: Элм. - 1988. – 200 с.

7. Мешкунов В.С. Научное издательство биографической международной энциклопедии “Гуманистика”. - С.-Петербург: С-Пб. кн. изд-во, 1998. – 250 с.

8. Мир-Бабаев М.Ф., Фукс И.Г. Братья Нобели и азербайджанская нефть (к 120-летию основания фирмы)//Химия и технология топлив и масел. – 1999. - №4. - С.51 - 53.

9. Фукс И.Г., Матишев В.А., Мир-Бабаев М.Ф. Бакинский период деятельности “Товарищества нефтяного производства братьев Нобель” (к 120-летию основания)//Наука и технология углеводородов. – 1999. - №5. - С. 86 - 94.

10. Мир-Бабаев М.Ф., Фукс И.Г., Матишев В.А. Иностранный капитал в нефтяном деле России (Апшерон до 1917 г.)//Наука и технология углеводородов. – 2000. - №5. - С.75 - 80.

В Баку проходит XXIV Международная выставка и конференция «Нефть и газ Каспия-2017». Мероприятие, организованное компаниями ITECA Caspian и ITE Group, является важным событием для энергетического сектора Прикаспийского региона. В этом году в нем принимают участие около 300 компаний из 30 стран мира. Их цель - обсудить с коллегами с новинками отрасли, изучить конъюнктуру рынка и установить новые связи.

За прошедшие 24 года «Нефть и газ Каспия–2017» получила признание в качестве платформы для налаживания надежных деловых отношений, заключения важных контрактов и успешно реализуемых проектов. Этот нефтегазовый форум объединяет руководящих менеджеров ведущих компаний, а также представителей отраслевых министерств и авторитетных профильных экспертов, открывая для них возможность для проведения обмена мнениями по актуальным вопросам развития этой отрасли промышленности.

Накануне в открытии XXIV Международной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия-2017» приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан Алиева. В своем выступлении глава государства отметил, что Азербайджан сегодня признан в мире как надежный партнер, добывающий и экспортирующий на рынки нефть и газ. Рассказывая о проделанном за 24 года пути, в ходе которого были успешно реализованы различные энергопроекты, президент также поделился будущими планами. «Сегодня мы думаем о дальнейшей деятельности гигантского нефтяного месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», и надеюсь, что в ближайшем будущем придем к договоренности с иностранными инвесторами о продлении данного проекта. «Азери-Чираг-Гюнешли» обладает огромным потенциалом, там еще достаточно много не добытой нефти. В настоящее время на очереди начало работ по проекту «Большой Абшерон». На самом деле, работы уже начались. Через 2-3 года мы ожидаем от проекта «Абшерон» первый газ – запасы газа там составляют примерно 350 млрд кубометров. Кроме того, параллельно реализуются проекты «Умид-Бабек» и «Даяз сулу». Мы усиливаем наш нефтегазовый потенциал и планируем экспортировать природный газ и нефть в еще больших объемах», - заявил Ильхам Алиев.

Глава государства рассказал о продолжении работ по второй фазе разработки проекта «Шахдениз» и на каком этапе находятся трубопроводные проекты. «Южный газовый коридор – уникальный проект в мировом масштабе, первый среди инфраструктурных проектов на европейском пространстве. Реализация проекта «Шахдениз-2» находится на уровне 93 процентов. В скором времени мы отправим в море и верхнюю часть платформы «Шахдениз». Реализация Южнокавказского трубопровода находится на уровне 85 процентов. Этот трубопровод соединяет Азербайджан с Грузией. Успешно осуществляется проект TANAP, контракт по которому был заключен в 2012 году. Реализация проекта TANAP находится на уровне 72 процентов. Мы ожидаем, что в следующем году отметим ввод в строй проекта TANAP. Четвертый проект – ТАР. Уровень исполнения там составляет 42 процента. То есть эти цифры сами по себе являются показателем. Они показывают, что все работы идут по плану, и мы приближаемся к завершению реализации проекта «Южный газовый коридор», - отметил президент.

За прошедшие 24 года энергетические проекты, реализуемые Азербайджаном, получили поддержку и со стороны США. Для участия в очередном нефтяном форуме в Баку прибыла заместитель помощника государственного секретаря США по энергетической дипломатии Робин Данниган, которая зачитала поздравительное послание президента Дональда Трампа. «Я ценю партнерство, которое США и Азербайджан построили за последнюю четверть века, и ожидаю его дальнейшего роста. США по-прежнему твердо привержены «Южному газовому коридору» и приветствуют усилия Азербайджана и его международных партнеров по реализации этого проекта. Я высоко ценю важную роль Азербайджана в глобальной энергетической безопасности, включая развитие и экспорт энергоресурсов из Каспийского региона. Мы поддерживаем и приветствуем усилия Азербайджана по диверсификации экономики и рассчитываем на развитие двустороннего сотрудничества в новых сферах. США готовы работать с вами, в то время когда вы продолжаете проводить экономические и политические реформы. США надеется, что процветание и стабильность в Азербайджане будут расти, и эта конференция и проект «Южный газовый коридор» важны для достижения этих целей», - говорилось в обращении Трампа.

Энергетические проекты Азербайджана привлекли внимание и Европейского Союза. В своем видеообращении к участникам выставки вице-президент Европейской комиссии по Энергетическому союзу Марош Шефчович отметил, что Азербайджан является одним из важнейших партнеров Европы. «Азербайджан старается достичь поставленных целей путем реализации Южного газового коридора, создания благоприятных условий для стратегической диверсификации Европейским Союзом своих энергетических источников, вносит важный вклад в сохранение геополитического баланса и стабильности в Европе. Сегодня мы абсолютно уверены в том, что до 2020 года азербайджанский газ достигнет Европы. Это – достаточно широкомасштабный проект. Именно поэтому он в ощутимых временных рамках занял важное место в нашей повестке дня. Трубопроводные проекты Азербайджана привлекли к себе общий интерес Европейского Союза и вошли в список важных проектов», - отметил Марош Шефчович.

Международная выставка и конференция «Нефть и газ Каспия-2017» продлится три дня. За это время участники выставки познакомятся со стендами компаний, которые наряду с системами нефтедобычи и транспортировки энергоносителей, представят также широкий ассортимент оборудования, услуг и инновационных технологий по техническому обслуживанию. Так, ряд экспозиций посвящен технологиям по очистке топлива и производству готовой продукции для использования сырья. Значительную площадь здесь занимают компании, предлагающие сырье для химической промышленности.

Американская компания «Pioneer engineering» занимается сервисным обслуживанием нефтепромыслового оборудования. По словам менеджера компании Джеймса Гата, клиентами «Pioneer engineering» являются BP и Государственная нефтяная компания Азербайджана. «Мы впервые участвуем на этой выставке и хотим найти здесь новых потенциальных клиентов. Наша компания уже имеет филиалы в Дубае, Ираке и Малайзии. Опыт участия в международных проектах, разумеется, имеет положительную тенденцию, способствует росту профессионализма. За короткий срок, всего за четыре месяца, компания получила несколько очень престижных сертификатов, которые подтверждают высокое качество нашего оборудования», - отметил Гат.

«Global EnergyAzerbaijan» - одна из крупнейших нефтедобывающих предприятий страны. В нее входит пять местных компаний, которые занимаются добычей нефти на суше. «Мы намерены рассказать участникам выставки о перспективных направлениях деятельности холдинга, будем презентовать посетителям весь спектр наших профессиональных разработок. Выставка «Нефть и Газ» обеспечивает возможность не только продемонстрировать свои технологии и услуги, но и наладить интересные и полезные деловые контакты», - рассказала помощник президента компании «Global EnergyAzerbaijan» Хадиджа Бабаева.

Среди участников выставки – лидирующие в мире нефтяные компании, у стендов которых можно ознакомиться с реализуемыми ими проектами. Так, действующая уже многие годы в Азербайджане компания ВР в рамках партнерства с правительством Азербайджана реализовывает проекты мирового уровня. Превратив Каспийское море в современный регион добычи углеводородов, она внесла свой значительный вклад в развитие отрасли. Еще один традиционный партнер страны - французская компания Total. Подписав с Госнефтекомпанией Азербайджана соглашение о долевом разделе добычи по блоку «Абшерон», компания провела буровые работы и выявила достаточные запасы углеводородов. Total также является пайщиком нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, обеспечивающего экспортные возможности для нефтедобычи в регионе.

В то время как на выставки демонстрируются последние разработки и проекты в энергосекторе, на конференции «Нефть и газ Каспия–2017» обсуждаются актуальные темы нефтегазовой отрасли. Свыше 40 спикеров, среди которых ведущие эксперты, представители госструктур, руководители крупных нефтегазовых компаний из разных стран мира выступят со своими докладами по ключевым вопросам добычи, управления и диверсификации транспортировки энергоресурсов.

В фундаментальном отчете о нефти Союза русских торгово-промышленников излагалась следующая история:

"Первые попытки употребления нефти в промышленности были сделаны в России на Апшеронском полуострове. В 1823 году, то есть десять лет спустя после окончательной аннексии Россией Бакинского ханата, один русский мужик по фамилии Дубинин основал на Кавказе первый нефтеперерабатывающий завод, который был, конечно, построен весьма примитивно, но все же являлся первым в истории промышленным предприятием такого рода ".


Завод Дубинина, а вслед за ним аналогичное предприятие инженера Воскобойникова, построенное в 1830 году в окрестностях Баку, выпускал остродефицитный по тем временам керосин. Дело это казалось сверхприбыльным.

Пуд нефти обходился первым нефтепромышленникам в 30-40 копеек, а пуд керосина, получавшийся из трех пудов нефти, продавался в Центральной России по 40 рублей.

Однако на деле керосиновые производства едва сводили концы с концами. Бесконечная война с кавказскими горцами и отсутствие железных дорог делали доставку продукции в метрополию и завоз всего необходимого в Баку делом весьма проблематичным и дорогим, и потому желающих основывать новые предприятия "на территории, которая... была совершенно некультурной" довольно долгое время не находилось.

Лишь после окончания Кавказской войны и упрочения русской администрации на вновь приобретенных землях на Апшерон потянулись новые промышленники. Однако и добыча, и нефтепереработка шли ни шатко ни валко. Колодцы рылись вручную на глубину не более 25 метров.

Большое количество нефти терялось из-за примитивных способов транспортировки — в бурдюках на верблюдах. А в переработке тяжелой головной болью стала утилизация отхода производства керосина — мазута. Трудно себе представить, но тогда никому не пришло в голову использовать его в качестве топлива. И эту "нефтяную грязь", тратя немалые средства, вывозили за пределы Баку, выливали в ямы и сжигали.

И все же главной проблемой нефтепромышленников были особенности российского законодательства. Добыча нефти была объявлена государственной монополией, и нефтеносные участки передавались в аренду предпринимателям не более чем на четыре года. В итоге в 1850 году из 136 нефтяных источников в Шемаханской губернии было добыто лишь немногим более четырех тысяч тонн нефти, а в 1862 году — 5,4 тыс. тонн из 220 источников.

Настоящее освоение нефтяных месторождений началось лишь полвека спустя после появления на Апшероне мужика Дубинина, когда 1 февраля 1872 года госмонополию на добычу нефти наконец-то отменили. Вместо рытья колодцев началось бурение нефтяных скважин, и ежедневная добыча бакинской нефти выросла с нескольких десятков тонн до нескольких тысяч.


В Баку появились и иностранные инвесторы. В 1874 году швед Роберт Нобель приехал туда для закупки специального сорта дерева, которое требовалось для оружейного завода его брата. Однако соблазн заработать на нефтяном буме оказался слишком силен, и Нобель арендовал участок земли, на котором построил нефтеперерабатывающий завод. Успехи Роберта настолько впечатлили его братьев, что в 1879 году было зарегистрировано "Нефтепромышленное общество братьев Нобель".


За годы своего существования это общество увеличило свой капитал в сотню раз: с 300 тыс. рублей до 30 млн, причем по большей части за счет внедрения новых технологий. Нобели пригласили инженеров и ученых из Галиции, где нефтепромышленность успешно развивалась с середины XIX века, и из Соединенных Штатов. Шведские предприниматели, в отличие от русских, хорошо понимали, что главная составляющая успеха — сбыт, и потому закупили за океаном трубы и насосы, первыми построили нефтепроводы, стали производить железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда.

Причем, как утверждали историографы русской нефтяной промышленности, Нобели первыми в мире стали производить танкеры. Нобели же первыми построили резервуары для нефти и нефтепродуктов в крупных промышленных центрах России. Внедрением всех этих новшеств обществу Нобелей удалось добиться феноменального снижения стоимости нефти с 10 до 0,5 копейки за пуд. А после того как они в числе первых начали освоение грозненской нефти, их стали называть русской нефтяной компанией номер один.

Еще одна крупная иностранная фирма — французский Торговый дом Ротшильдов — появилась в России в 1886 году. За три года до этого была достроена железная дорога Баку--Батуми и образовано "Батумское нефтепромышленное общество", чтобы использовать этот путь для перевозки керосина к морю и его экспорта на судах. Однако собственных средств у основателей не хватило, и все предприятие перешло в руки Ротшильдов, вложивших в перспективный проект — "Каспийско-Черноморское общество" — колоссальные для того времени 6 млн рублей.


Русские нефтепромышленники не без оснований считали появление Ротшильдов спасением от кризиса. За семь лет с 1880 года добыча нефти в России выросла в шесть с половиной раз. В 1887 году Баку давал 2,64 млн тонн сырой нефти и 700 тыс. тонн нефтепродуктов, что значительно перекрывало потребности внутреннего рынка. Традиционный путь экспорта Нобелей — баржами по Каспию, Волге и далее по железной дороге в Германию — имел ограниченную пропускную способность, а Ротшильды сумели за год увеличить экспорт керосина из России почти вдвое. Заключив соглашение с англичанами, они начали поставлять русский керосин даже в Индию. Крупные русские нефтепромышленники также начали создавать в Европе и Азии собственные сбытовые конторы.

Приток экспортной выручки стимулировал добычу, и в 1901 году Россия вышла на первое место в мире — 11,2 млн тонн в год (53% мировой добычи). Русская нефть составляла почти половину импорта Англии, треть — Бельгии и три четверти — Франции. Мало того, Россия стала основным поставщиком нефти и нефтепродуктов на страдавший тогда от его отсутствия Ближний Восток.

И все это, конечно, очень раздражало самую крупную компанию на мировом рынке — американскую Standart Oil.

продолжение следует...

Рекомендуем почитать

Наверх