Как продавать «живые» тренинги. Разрывая замкнутый круг

Инноватика 30.04.2020
Инноватика

23.06.2016

Здравствуйте дорогие наши читатели! Сегодня у нас не просто актуальная, но и очень интересная тема. В современных реалиях мы все чаще и чаще сталкиваемся с необходимостью продавать то, что невозможно увидеть в физическом воплощении или потрогать руками. Вот, например, как продать тренинг, если вы не знаете, что это такое и имеете весьма смутное представление о его фактической ценности.

Несмотря на скептическое настроение обескураженных экономической ситуацией людей, мода на тренинги остаётся неизменной. Мало того, для некоторых этот способ получать информацию превратился в привычку или стал образом жизни. Никто не спорит с тем, что некоторые тренинги вообще не представляют никакого интереса и являются элементарным сбором денег за никому не нужную информацию. Знаем мы и о деятельности, так называемых бизнес-тренеров, которые заманивают доверчивую публику на мероприятия, в ходе которых обещают сформировать образ мышления миллионера. Помним самые яркие тренинги последнего десятилетия, которые успешно, вплоть до своего задержания, проводил американский «профессор» околовсяческих наук Роберт Флетчер. Собственно, обо всём разнообразии тренингов написаны не только статьи и диссертации, но и целые книги. Естественно, на фоне всего этого негатива, даже самый хороший и полезный тренинг продать довольно сложно.

Исключение составляют разве что тренинги, которые проводятся для узких специалистов. Они, как правило, продают свои тренинги крупным предприятиям, с которыми выстраивают долгосрочные отношения. Так, например, на тренинги, которые проводят крупнейшие корпорации, съезжаются специалисты со всего мира. В программе мероприятия включены круглые столы, тематические экскурсии и возможность индивидуальных занятий. Понятно, что мы с вами такие тренинги продавать не будем. По крайней мере, здесь и сегодня. А вот о том, как продать тренинги обыкновенные, вы узнаете из нашего следующего раздела.

Заверните мне возможность

Для того, чтобы понять, как продать тренинг, нужно понимать, какие цели преследует клиент, которому вы собираетесь сделать предложение. Вероятнее всего, человек, который ищет тренинг, намерен реализовать одну или несколько из перечисленных задач:


Поверьте нашему опыту – этот список можно продолжать довольно долго. Перед тем, как рассказывать себе и работодателю о том, что тренинг продать очень сложно, если не сказать невозможно, следует внимательно прочитать список ещё раз и оглянуться вокруг себя – на самом деле каждый второй может быть вашим клиентом. Следует дать понять пока ещё не проявившему заинтересованность человеку, что на этом тренинге он обязательно получит то, что ему нужно. При этом вы никого не обманываете и не делаете ничего плохого. Главное разобраться с форматом тренинга и его темой, понять, что представляет собой тренер, и после этого определить приблизительную целевую аудиторию, с которой вам предстоит работать.

Подавляющее большинство современных людей, ни на что не взирая, понимают, что тренинги посещать очень важно. Даже если мероприятие вам не понравилось и все, что там было сказано, можно легко найти в Гугле, вы всё равно получили массу полезных навыков, ценность которых пока не осознаете:

  • Отточили коммуникативные навыки.
  • Получили новые контакты.
  • Заявили о себе.

Поверьте, иногда посещение тренинга даёт самые неожиданные результаты. Например, мы знаем случаи, когда невостребованные ранее специалисты получали предложения от иногородних работодателей, с которыми познакомились на деловом мероприятии.

Купи результат

Схемы продажи тренингов так же разнообразны, как и сами тренинги. Но вот самые эффективные продажи как раз те, которые осуществляются без всяких схем. Вы не должны продавать тренинг как таковой. Никому не нужно покупать часы сидения в зале или «ганялок» на природе. Учтите, что покупатель получает билет, который он обменяет на инструмент, при помощи которого потом получит желанный результат. Именно поэтому не стоит повторять самую распространённую ошибку продавцов тренингов и предлагать купить «рассказ о том, как лучше делать то или это». Поверьте, если вас просто культурно отправят восвояси — это будет большой удачей! Человек не хочет покупать тренинг, он хочет купить результат или, если говорить проще, решение своего вопроса. Если ещё проще, то он желает получить таблетку, после приема которой проблема рассосётся.

Никогда не акцентируйте внимание человека на каком-то одном преимуществе тренинга. Даже если все очевидно и прописано в самом названии, все равно расширьте список и оставьте несколько строчек для фантазии. Например, продавая тренинг для телохранителей, не стоит делать упор на том, что они ознакомятся с новыми изменениями в законодательстве, освоят уникальные приемы рукопашного боя и получат возможность пострелять по мишеням из снайперского оружия. Это все и так доступно для каждого. Для первого – есть интернет, для второго – спортзал и системы корифеев рукопашников, а для третьего, как правило, при необходимости используют тир.

Дополните список возможностями, которые действительно заинтересуют телохранителя. Например:

  • В тренинге участвуют руководители крупнейших ЧОП страны.
  • Будет продемонстрирован бесконтакт и произведён набор в школу, которую ведёт ученик Кадочникова.
  • Свое мастерство продемонстрируют выпускницы школы телохранителей для женщин.

Вот эти возможности, скорее всего, заинтересуют и новичков, и профессионалов, а вы без труда продадите тренинги и набьёте базу для следующих продаж.

Едва ли не главным моментом в вопросе, о том, как продать тренинг, является администрирование. Не ленитесь сопровождать не только продажу, но и пост продажный процесс. Да, деньги уже попали на счёт организатора и вы, формально выполнили свою работу. Но не стоит останавливаться:

  • Звоните и задавайте уточняющие вопросы.
  • Проводите дополнительные анкетирования, относительно вопросов, которые интересуют участника.
  • Давайте рекомендации относительно экипировки.
  • Сообщайте об акциях и вновь открывшихся возможностях.
  • Интересуйтесь результатами. Проявляйте искренний интерес к пожеланиям в отношении следующих мероприятий.
  • Предлагайте поместить отзыв о тренинге на определённых ресурсах.
  • Приглашайте в группы в социальных сетях.
  • Помните о том, что большинство участников посещают тренинги в надежде встретить своих единомышленников, людей, с такими же проблемами и тех, кто эти проблемы уже успешно решил.
  • Сообщайте об аналогичных мероприятиях и новинках.

Вместо напутствия

Не отчаивайтесь, если первые попытки продать тренинг не возымели должного результата. Продолжайте размещать информацию на всех доступных вам ресурсах. Общайтесь с каждым человеком, избегая штампов и слоганов. Поверьте, большинство ваших потенциальных клиентов – люди интересующиеся, готовые дать собственный алгоритм того, как продать тренинг. Будьте предельно честными перед ними и перед самим собой и у вас все получится. А мы прощаемся с вами и обещаем обязательно пригласить на тренинг, который соберёмся посетить сами. Следите за нашими публикациями и не забывайте рассказывать о нас друзьям.

С уважением, Иван Балашов!

Итак, вы бизнес-тренер, самостоятельно продающий свою услугу в компанию. Как вести себя на переговорах с потенциальным заказчиком?

Проблема многих начинающих тренеров, которые работают на свободном рынке, (фри ланс), в том, что их доход напрямую зависит от количества тренинг – дней. Этот этап становления бизнес – тренера, как продавца собственных услуг, я прожила на своей шкуре. Тогда в 2005 году у меня не было даже сайта, и я искала клиентов, как «карта ляжет». Примерно так же я вела переговоры, меня можно было «продавить» по цене, потому что я не чувствовала 100% уверенности, и была согласна на самые небольшие деньги.

Одно я поняла — чем больше уговариваешь потенциального заказчика, тем больше ценность задирается. А твоя ценность, как тренера, снижается.

Я смогла преодолеть зону «невозврата» в позицию «просящего» тренера. Иногда, начинающие тренеры, топчущиеся, словно робкие лани на старте своего бизнеса, готовы в целях «получения опыта», провести тренинг бесплатно. Эту неблагодарную тенденцию, стоить сразу пресекать. Иначе, вы оказываете «медвежью услугу», себе и заказчику. Отказ брать деньги – это страх перед ответственностью и страх совершить ошибку.

Тренером не должен руководить страх. Классный тренер ведет переговоры из состояния наполненности и самодостаточности. Для того чтобы, это войти в это состояние, я разобрала несколько типичных возражений клиентов.

1. «Да все это хорошо, но у нас сейчас много работы, сезон, нет времени на обучение»

Руководитель незнаком с принципом «точим пилу». Спросите заказчика, о принципе упущенной выгоды, когда компания теряет возможную прибыль. Скажите, насколько процентов они могут поднять продажи с помощью 16 тренинговых часов. «Время – деньги» и с этим не поспоришь.

2. «Тренинги, обучение — нужно конечно, но у нас нет денег на это»

Спросите у руководителя, понимает ли он разницу между затратами и инвестициями? Понятно, что мы не рассматриваем тот вариант, когда в компании кризис, и денег действительно нет. Возможно, в компании мало заботятся о долгосрочных целях. Но, как правило, нехватка денег скрывает другие проблемы: нет понимания ценности обучения, руководитель не понимает, какой будет результат. Тренеру нужно научиться доносить ценность обучения. Тренировка и еще раз тренировка!

3. «Это так дорого, мы лучше своими силами будем обучать»

Моя любимая цитата по этому поводу: «Если вы думаете, что профессионал стоит дорого, попробуйте непрофессионала». Тренер должен четко себя идентифицировать со своим конкурентным преимуществом. «Я веду тренинги по продажам» — это вообще не о чем. Вы должны четко знать, почему заказчик должен заплатить вам сумму за день, которую сотрудники зарабатывают за месяц. Вопрос предъявления цены тренером – это вопрос собственной идентификации и самооценки. Вы должны точно знать, сколько стоит ваш час. Ваш день. Часто меня спрашивают мои коллеги – «Надя, мне тут тренинг заказали – сколько брать денег?». К сожалению, я вам не могу цену назначить. И взять ответственность за вас. Надо учиться оценивать себя достойно.

4. «Приходил тут до вас один бизнес-тренер. Ничего нового. Ерундой занимались. В игры играли»

Тут вы попали. Компания напоролась на непрофессионального тренера. Или вот еще вариант: «Только нам психолога не надо». А то был у них оказывается, случай экспресс психотерапии прямо на тренинге. Ну что, коллега, поздравляю. Хороший шанс показать свои навыки самопрезентации, смены убеждений, работы с возражениями, рефрейминга.

К сожалению, бывают и плохие парикмахеры, и зубные врачи. Но ведь наверняка, все знают и обратный пример?

Именно для того, чтобы внести свой вклад в формирование положительного имиджа профессии бизнес-тренер, я создала Школу тренеров. И очень рада за моих выпускников!

5. «Вы проведете тренинг, а потом мои сотрудники все забудут»

Вопрос правомерный. Всем понятно, что на тренинге, вы формируете умения. Навык, формируется от 21 до 78 дней. Вам необходимо организовать посттренинговую поддержку. Домашние задания, он – лайн обучение, передача технологий, создание методичек для обучения линейного персонала, Личный План Развития сотрудника и контроль выполнения плана руководителем подразделения.


В этой статье я хочу рассказать про то, что следует сделать для привлечения к вашему семинару участников. Эти методы применимы независимо от того, какова тема вашего семинара, будь то маркетинг, управление, фотография, компьютерные курсы или уроки по авторскому вязанию салфеток. Я поделюсь своим практическим опытом и знаниями.

Ошибкой многих компаний, да и просто тренеров. является уверенность в том, что клиенты сами придут на семинар, стоит разместить описание (в пару строчек) в популярном каталоге, обзвонить знакомых или просто повесить объявления на паре близлежащих столбов. Сами по себе эти действия могут привести к положительному результату, но в возможность комплектации группы полностью я лично верю с трудом. Как и в любом деле, главное здесь - системность и четкий план.

Прежде всего, нужно определиться с направлением. Истина в том, что люди охотнее всего пойдут на тренинг, который им действительно нужен. По опыту могу сказать, что проще всего в Челябинске продаются курсы (семинары) повышения квалификации (особенно для экономистов и бухгалтеров), сложнее продать семинары, направленные на формирование конкретных навыков, и очень сложно реализуются семинары по личностному росту. Впрочем, в наиболее востребованных областях высока и конкуренция со стороны тренеров. Думаю, здесь действует характерное для продаж любого товара правило – оригиналам везет… Иногда.

Следующим важным этапом является название и программа.

Как корабль назовешь, так он и поплывет… Для сравнения приведу названия тренингов, а Вы сами выберите те, на которые хотелось бы сходить (*названия реальные): Бихевиоральные психотехнологии в продаже тренингов для бизнеса, Специалист по продажам, Искусство конкуренции в розничной торговле: как побеждать, не снижая цены, Розничные продажи и качественное обслуживание покупателей, Как удержать клиента в условиях кризиса, Принципы успешных продаж, Продажи в полевых условиях: выживает сильнейший, Активные продажи.

Таким образом, название должно:

1. Отражать суть тренинга
2. Быть кратким и запоминающимся
3. Быть понятным целевой аудитории

Дальше нужно обратить внимание на описание вашего семинара. Это очень важно. Речь идет про описание, которое будет находиться в рекламных объявлениях (на сайте, к примеру). Очень грубой ошибкой является наличие в рекламе семинара только его заголовка. Это плохо. Конечно, люди увидят его основную тему, но для многих этого мало. В кратком описании лучше забыть про перечисление всех тем и вопросов, которые будут затронуты на семинаре – для этого есть подробная программа, с которой могут ознакомиться уже заинтересованные лица. Лучше сосредоточиться на том, как этот семинар может помочь. Например, если тема – тренинги продаж, то можно указать на сколько конкретно вырастут продажи.

Очень хорошим тоном является размещение отзывов. Особенно, если их дают известные в отрасли люди. Ни в коем случае не нужно придумывать отзывов от несуществующих лиц! Помните мир тесен, особенно мир областного центра. В крайнем случае, можно обратиться к своим друзьям или знакомым. Перед размещением лучше всего обратиться к человеку, давшему этот отзыв. Например, владелец крупного бизнеса, возможно, не захочет афишировать свое посещение семинара по «оптимизации налогооблажения» и т.п.

Итак, мы определились с целевой аудиторией, темой, составили краткое (для рекламы) и подробное – главное не увлекаться (для заинтересованных лиц) описание. Так же хорошо продумать существующие способы оплаты семинара, возможности возврата денег, если после оплаты по каким-то причинам слушатель не смог придти. Хорошим пиар-ходом (хотя, и несколько рискованным) является фраза типа: «Если Вам не понравиться, мы вернем ваши деньги». Важным фактором является указание на то, что после прохождения курсов, слушатель получит сертификат. Особенно это важно для тех счастливчиков, которым обучение может оплатить работодатель. И, наконец, мы переходим к самому важному этапу – продвижение.

Десь действует закон отдачи энергии. Чем более активны Вы будете в продвижении товара, тем больше людей узнают о вашем семинаре и захотят его посетить. Не нужно останавливаться на каком-либо одном способе. Чем больше каналов, тем лучше. Отталкиваться стоит от среды обитания целевой аудитории. Это могут быть офисы, клубы по интересам, специализированные издания и т.п.

Попробую привести способы продвижения, известные мне.

1. Размещение информации в Интернете (традиционные). Сегодня это является необходимым.

1.1. Прежде всего, информацию нужно выложить на собственном сайте. Однако, стоит помнить, что посещаемость сайта отдельно-взятой компании обычно не высока, и туда заходят люди для того, что бы получить более подробную информацию.

1.4 Рассылка. Чаще удаляется как спам. Иногда не просматривается. Но является самой массовой и действует на подсознание. Кроме того, людям приятно, когда о них помнят. Лучше всего, если в письме будет указано тема и имя владельца ящика. Например: «Для Пахомовой Екатерины. Приглашение на семинар по соционике». Так, по крайней мере, оно будет прочитано. Базу ящиков (самое ценное, что есть у менеджера) формируют клиенты. Так же можно обратиться к профессиональным спамерам (см.предложения у себя на ящике).

2. Размещение в Интернете (оригинальные) – главное креативность Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.

2.1 Создание групп, посвященных тренингу, в социальных сетях (vkontakte.ru, odnoklassniki.ru). Лично мне постоянно приходят предложения вступить в какую-нибудь подобную группу. В большинстве случаев, я, конечно, удаляю это как спам, но на некоторые даже возникает желание сходить. Мероприятие не затратное, и мне кажется весьма эффективным. Характерно то, что изначально можно выбрать людей, которым это может быть интересно (см.группы, интересы и т.п.).

2.2 Размещение информации в объявлениях о работе. Не знаю, кто придумал первым и кому принадлежит авторское право, но сегодня этим «грешат» многие челябинские компании. Например, проводятся курсы секретарей – нужно объявление о вакансии с указанием «подробности на сайте». И вот секретарь (пусть пока и безработный) заходит на сайт и видит объявление о курсах. Четкая работа по целевой аудитории. Главное: быстро и бесплатно.

2.3 Комментарии на форумах. Нужно вычислить те, которые будут читаться целевой аудиторией. Они могут быть расположены на специализированных порталах (например, zavedi.ru – для автомобилистов или cheltren.ru – для менеджеров по персоналу и т.д.)

3. Расклейка объявлений – раздача листовок. Предлагаю сначала задуматься над целесообразностью и местах распространения. Например, тренинг для топ-менеджеров (около 20 000 р. за два дня) в троллейбусе будет выглядеть нелепо. Да и березки жалко.

4. Газеты и журналы – как можно больше, и лучше бесплатно.

5. Растяжки, баннеры. Эффективно, особенно если курсы проводятся постоянно. Правда, дороговато. И делать нужно заранее… Наверное месяца за два (а то и три) до мероприятия.

6. Звонки!!! Можно сказать, что все предыдущие этапы были подготовительными. Потенциальные клиенты уже увидели ваши объявления, возможно, это даже отложилось у них в подсознании, возможно, они уже даже раздумывают: «пойти … не пойти… а может все таки пойти….а может побыть с семьей и т.п.», но чаще решение принимается в ходе беседы. Поэтому звонить обязательно! Звонить старым клиентам! Звонить по справочникам! 25 звонков в день. А, лучше, больше! Правильная речь, четкое изложение цели, позитивный настрой, прямая спина! Можно и на специальный семинар сходить, кстати.

Заключительный этап. Все мероприятия по продвижению сделаны. Участники набраны. Семинар проведен. Теперь нужно из простого слушателя сделать постоянного клиента. Все участники семинара должны заполнить небольшую анкету, в которой им следует указать фамилию, имя, место работы, должность и профессиональные интересы, телефон, а также email-адрес и небольшой отзыв. Анкета не должна быть сильно большой, а то участники откажутся заполнять. Обязательно должен быть пункт о согласии человека получать по электронной почте информацию о новых семинарах. Теперь у вас будет возможность связаться с каждым участником, чтобы в будущем делать ему наиболее подходящие предложения.

Главный залог продажи любого тренинга – правильное позиционирование. И самого тренинга, и компании, и ведущего. В большинстве случаев, особенно если дело касается элитных семинаров, люди идут даже не на сам семинар, а на тренера! Поэтому необходимо приложить все усилия, что бы фамилия и имя тренера были то, что называется «на слуху». Написание книги, статей, участие в различных конференциях, расположение информации (резюме) – на ведущих порталах, посвященных бизнес-образованию – вот залог успеха. Интернет, вообще, дает потрясающие возможности для продвижения собственного бренда. Стоимость размещения статей в Интернете ниже (а то и вообще бесплатно), чем в печатных изданиях, а посетителей больше. Так же можно совершенно бесплатно размещать комментарии, писать на форумах. Обязательно указывайте свое реальное имя и фамилию, а не ник. Вы же хотите стать узнаваемым, чтобы продать семинар?

Вот вроде и все мои основные мысли по продаже семинаров. Жду комментарии и удачных вам продаж!

Екатерина Пахомова
Руководитель проекта

Тренинг по продажам. Конспект для тренера.

1. Знакомство тренера с участниками группы (40 мин).

Тренер представляется и рассказывает о себе, о своем опыте и о том, что такое тренинг (спрашивает о том, был ли кто-то раньше на тренинге, что понравилось, а что нет – используйте эту информацию, чтобы не повторять ошибок других), о целях и содержании настоящего тренинга.

Цели тренинга:

· Структурирование информации о технике продаж

· Получение новых знаний и умений

· Тренировка и отработка новых приемов

· Совершенствование уже имеющихся навыков

· Обмен опытом

· Исследование своих индивидуальных возможностей для повышения эффективности работы с покупателями

Краткое содержание программы:

1. Знакомство. Принятие правил.

2. Постановка личных целей

3. Первый этап продажи – установление контакта.

3.1 Правило 40 секунд

3.2 Правило комплимента

3.3 Подстройка под клиента. Отзеркаливание.

4. Второй этап – выявление потребностей.

4.1 Виды потребностей

4.2 Типы вопросов

4.3 Активное слушание

5. Третий этап продажи – презентация товара (услуги).

5.1 Характеристики и выгоды

5.2 Трехэтапная презентация

5.3 Метод СПИН

6. Четвертый этап продажи – преодоление возражений.

6.1 Алгоритм преодоления возражений

6.2 Дополнительные приемы аргументации

6.3 Ценовая политика

7. Завершение продажи.

8. Позиции на рынке моей компании.

Упражнения на знакомство для участников:

1 вариант – «Расскажи про свое имя». Попросите участников рассказать, почему их именно так назвали родители, что означает их имя, какие им нравится, чтобы их называли и как не нравится. Тренер может заранее поискать значение имени каждого участника и дополнить его рассказ.

2 вариант – «Расскажи про соседа». Участники делятся на пары, 5 минут общаются, и затем каждый представляет своего партнера.

Следующий шаг – каждый участник пишет на бейджике свое имя. Имена не должны полностью совпадать. Т. е. если в группе две девушки с одинаковым именем, то одна может быть Наташей, а другая Натальей.

Установление правил.

Тренинг – это игра в жизнь. Здесь мы будем пробовать различные психологические техники, которые можно применять в процессе продаж, и обсуждать результаты. Для того чтобы этот процесс шел эффективно, обычно в тренингах вводятся правила, которые облегчают работу группы.

Я предлагаю вам следующие правила:

1. Уважение друг к другу (не оскорблять, не обзывать).

2. Говорить за себя (не «нам это не нравится», а «мне это не нравится»).

3. Говорить по очереди (договориться об условном сигнале «хочу сказать»).

4. Обращение строго по имени, указанном на бейджике.

5. Отключать мобильные телефоны на время занятий.

Существуют и другие правила, которые мы можем использовать: правило конфиденциальности, «здесь и сейчас», приходить во время, активное участие, СТОП.

Вопрос к группе: какие правила вам нужны, чтобы было комфортно работать?

Принятие правил: каждый участник говорит: «Я принимаю эти правила и обязуюсь им следовать».

Вешаем список правил на доску.

2. Постановка личных целей (20 мин).

Упражнение в рабочих тетрадях №1: «Чего я хочу достичь и что я для этого готов сделать»

Как известно, чтобы получить какой-то результат, нужно сначала приложить какие-то усилия. Следующее упражнение посвящено тому, что каждый участник постарается четко определить, что именно он хочет получить от этого тренинга и какие усилия он готов для этого приложить.

Например, вы хотите научиться убеждать клиента или преодолевать возражения, и для этого готовы активно участвовать во всех упражнениях, задавать вопросы, приходить вовремя и т. д.. Участникам дается 10 мин. на заполнение листа. Затем каждый из них озвучивает написанное, а тренер отмечает для себя, какие вопросы особенно важны для участников (им следует уделить больше времени на тренинге).

3. Первый этап продаж - установление контакта. (2 часа)

Стадия установления контакта обязательно присутствует в любых переговорах. Этот этап нужен людям, чтобы переключиться на новую тему, на нового человека, отвлечься от посторонних факторов.

При телефонных переговорах этап установления контакта значительно короче. Вопрос к группе: почему?

Потому что внимание собеседника «уплывает» быстрее, т. к. он не видит Вас,

Потому что, взяв трубку, он уже готов разговаривать,

Существует несколько простых закономерностей, которым надо следовать для того, чтобы установление контакта прошло успешно.

3.1 Правило 40 секунд.

Первое впечатление складывается в течение первых 30-40 секунд. Большое значение при этом имеет:

Внешний вид: в идеале он совпадает по стилю и уровню с клиентом: это способствует установке на переговоры на равных. Помните об аксессуарах деловой успешности: часы, ручка, мобильный телефон. Демонстрация превосходства или наоборот может негативно сказаться на будущем сотрудничестве.

Первые фразы: желательно назвать клиента по имени и отчеству и представиться самому. Лучше не использовать фразы «беспокоит», «отниму у вас совсем немного времени». Вопрос к группе: а какие использовать? (Положительные, типа «предложить сотрудничество», а еще?..) Следует сослаться на договоренность, поинтересоваться, удобно ли собеседнику говорить (по телефону) и каким временем он располагает.

Первые действия: действуйте уверенно, без суеты, предложите свою визитку; уточните, куда вам лучше сесть. Не следует начинать разговор стоя: это производит впечатление неуверенности и поспешности,

Зрительный контакт. Если человек не смотрит в глаза – значит, что-то скрывает, врет, не договаривает.

Рукопожатие характеризует вашу позицию в общении.

Упражнение для 4 участников: один участник закрывает глаза и обменивается рукопожатием с тремя людьми. Потом делится впечатлениями от рукопожатий, может попытаться угадать, кто где был.

Улыбайтесь: с приветливым человеком легче и приятнее общаться.

Упражнение для всей группы: улыбнитесь своему соседу справа, постарайтесь сделать это естественно. Улыбка как бы передается по кругу. Начать может тренер. Для удобства можно одновременно называть имя участника или говорить «Здравствуйте».

3.2 Правило комплимента.

Большинству людей приятно, когда им делают комплименты. Уместный комплимент располагает к вам собеседника. Давайте рассмотрим, чему можно делать комплименты при деловом общении:

Всему, что человек выставляет напоказ: грамоты, дипломы, награды, цветы в горшках;

Внутренняя и внешняя отделка помещения;

Научная, публичная и социальная деятельность клиента;

Занятость, востребованность, значимость человека («только вы можете решить этот вопрос», «все зависит от вас», положительные отзывы начальства или партнеров);

Фотографии с известными людьми;

Личные комплименты (только с хорошо знакомыми клиентами).

Главное: комплименты должны быть искренними!

Упражнение №2 в рабочих тетрадях : постарайтесь придумать для каждой ситуации как можно больше комплиментов. Каждый участник работает сам, потом обсуждаем результаты в группе.

3.3 Подстройка под клиента.

Подстроиться под клиента значит стать похожим на него. Люди бессознательно доверяют и выбирают тех, кто похож на них. Цель подстройки – воздействовать на подсознание человека, показывая, что «я такой же, как и ты».

Вы, наверное, замечали, что у людей, которые долго общаются друг с другом, похожие выражения и слова, они перенимают друг у друга жесты, идут в ногу. Задушевные разговоры ведутся обычно вполголоса с одинаковым темпом и громкостью у собеседников.

Мы можем пойти от обратного: сначала подстроиться под клиента, а потом в результате этого получить его расположение и доверие.

Для этого нужно внимательно наблюдать за его поведением, темпом речи, скоростью движений, жестикуляцией, слушать его слова, выдерживать комфортную для него дистанцию.

Упражнение для всей группы: Три человека встаньте, пожалуйста, во внутренний круг и трое – во внешний. Теперь стоящим во внешнем круге нужно сначала отходить, а затем подходить к своему партнеру и найти оптимальную для него дистанцию общения. При этом вы можете разговаривать на какую-нибудь нейтральную тему

Обсуждение: как вам удалось найти эту дистанцию, что вы заметили в поведении (позе, речи) партнера?

Отзеркаливание – это подстройка по жестам и позе. То есть незаметное их копирование. Подстройка по речи – говорить нужно с такой же громкостью или чуть тише, с такой же скоростью. Используйте те же слова и выражения, которыми говорит ваш собеседник. Отзеркаливание работает по принципу «мы с тобой похожи, мы говорим на одном языке».

Упражнение для всей группы.

1 вариант. Половина участников выходит, оставшимся тихо дается задание копировать позу, жесты, громкость и скорость речи своих будущих собеседников. Входят собеседники, все рассаживаются по парам. Примерная тема для беседы – как я провел лето, время – 5 минут. Обсуждение: какие ощущения от беседы у выходивших? Что получилось/не получилось у зеркаливших?

2 вариант «Разведчики». Каждому участнику тренер говорит или пишет имя того, кого он будет отзеркаливать. Затем дается тема для общения, каждый участник по очереди высказывается. Во время «общего рассказа» нужно отзеркалить того, чье имя вы получили, и постараться заметить, кто отзеркаливает вас. В идеале, к концу упражнения все сидят в одинаковых позах.

4. Второй этап продаж – выявление потребностей (2 часа).

Каждый человек, покупая что-либо, пытается удовлетворить свою потребность, достичь своей цели. И поэтому при выборе товара или услуги для него важны какие-то определенные качества. Секрет состоит в том, чтобы сначала узнать, что именно для него важно, а потом сделать презентацию своего товара в соответствии с запросом клиента.

Человек покупает только то, что ему зачем-то нужно. Можно пытаться угадать, что движет человеком при выборе товара, а можно определить, что ему нужно, т. е. выявить его потребности. Это делается с помощью открытого вопроса, так как этот вопрос предполагает развернутый ответ, дает клиенту возможность «разговориться». Есть важное правило: чем более общим является вопрос, тем он эффективнее. Например: «Какие функции телефона вас интересуют?» или «Что для вас важно в телефоне?». Более общий вопрос предполагает более свободный ответ и расстановку приоритетов: первым клиент назовет самый главный для него признак. Если человек ограничился односложным ответом, можно задать уточняющий вопрос: «А чего бы вы хотели еще?». Запомните последовательность, в которой он перечислял свои потребности (условия). Ответную презентацию следует делать в той же последовательности, тогда у вас будет больше шансов убедить клиента. Кроме того, желательно пользоваться теми же словами и формулировками, говорить с клиентом «на его языке».

Упражнение №3 в рабочих тетрадях: что важно для моих клиентов? Вспомните двух-трех своих клиентов с «особенными» запросами и опишите. Что именно для них было важно при выборе товара?

4.1 Виды потребностей.

В психологии продаж условно выделяют 4 группы потребностей.

Материальная выгода . Если вы чувствуете, что клиент стремится сэкономить или хочет проявить предпринимательские качества, купить по наиболее низкой (выгодной) цене, то можно сыграть на этом.

Безопасность. Если выяснено, что клиент стремится прежде всего обезопасить себя (например, от кражи, попадания в неудобную ситуацию), то в своей презентации на первое место вам стоит выдвигать гарантию, репутацию, надежность рекомендации. Если клиент – консерватор, значит, нужно сделать упор на традиционность марки, проверенность временем.

Комфорт. Клиент хочет удобство и высокое обслуживание – дайте ему это!

Престиж. Есть категория людей, которые реагируют только на престижные новинки. Они не любят смотреть старые фильмы, вещи для них теряют интерес с появлением чего-нибудь нового. Если необходимо сыграть на чувстве гордости, то говорите о престижности, эксклюзивности, бренде.

Потребности можно выявить двумя способами: слушая и спрашивая, а лучше и то, и другое вместе. Вопрос к участникам: а зачем их выявлять?

Упражнение в парах: попробуйте продать партнеру ручку. Для этого сначала узнайте, что ему важно в ручках. А потом опишите ручку так, чтобы она ему понравилась (практически его же словами).

4.2 Типы вопросов

Открытые.

На открытые вопросы невозможно просто ответить "Да" или "Нет", требуют развернутого ответа; часто начинаются со слов "Что", "Где", "Когда", "Сколько" и т. д. Цель: разговорить клиента, получить информацию. Применяются для выяснения ситуации, чтобы лучше понять клиента.

Закрытые.

На закрытые вопросы можно ответить только "Да" или "Нет"; часто начинаются с местоимения или глагола; например: "Вы любите читать?! Цель: получить согласие или подтверждение. Применяются для выяснения фактов.

Альтернативные вопросы («иллюзия выбора»).

Цель: получить согласие клиента. Это вопрос, имеющий два от­вета, причем оба подталкивают клиента в нужном направлении «Вам удобнее позвонить в первой или во второй половине дня?» или «Вам больше нравится в красном или черном цвете?»

«Хвостатые» вопросы.

Вопрос с гарантированным "Да": "При продажах услуг очень важно доверие, не так ли?"

Цель: получить подтверждение или согласие клиента по очень важным преимуществам и обеспечить вовлечение клиента в разговор: "Не так ли?". "Правда?", "Правильно?", "Вы согласны?”, “Верно?"

Альтернативное наступление (контратака).

Цель: подтолкнуть клиента к совершению сделки. "Вы успеете перевести деньги к концу месяца?", "Если мы Вам это гарантируем, то готовы ли Вы подписать договор сейчас?"

Наводящие.

Цель: незаметно натолкнуть клиента на позитивное свойство продукта, например: "Наверное, Ваши дети тоже будут пользо­ваться компьютером?"

Наводящие вопросы помогают клиенту самому понять , что наш товар ему нужен, выгоден, удобен и т. д.

· Нужно подсказать проблемную ситуацию, в которой клиенту понадобился бы наш товар (услуга).

· Получить подтверждение того, что такая проблема существует.

· Навести на мысль, что наш товар (услуга) решает эту проблему.

Уточняющие.

Применяются, если на прямой вопрос клиента ответить очень сложно или нежелательно. "Сколько это стоит?” - “А за какое количество?"; «А что именно?»;

«А мне это подойдет?» - «А для каких целей?»

Проверка готовности заключить сделку.

"Что Вам понравилось?". "Что Вы об этом думаете?". «Хотите приобрести?»

Упражнение №4 в рабочих тетрадях : придумайте по 2 вопроса каждого типа для продажи вашего товара или услуги.

4.3 Как правильно слушать или приемы активного слушания.

Существует несколько приемов активного слушания. Они позволяют «разговорить» человека, т. е. дать ему возможность высказаться и быть услышанным. Эти приемы могут стать вашими надежными помощниками не только в процессе продажи, но и в повседневной жизни.

1. Кивание, использование междометий «ага», «угу», «да», поза внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).

2. Повторение слова или фразы собеседника: «Нам важно сделать это как можно быстрее» - «Как можно быстрее»

3. Уточнение: «Что Вы имеете ввиду?», «Что именно для Вас важно?», «Поясните это, пожалуйста», «Расскажите об этом подробнее»

4. Переформулирование: «То есть …» «Если я Вас правильно понял,..»

5. Отражение эмоций: «Это действительно обидно», «Да, ужасно», «Вы, наверное, очень обрадовались», «Неприятная ситуация».

6. Резюмирование: «Таким образом, мы договорились, что…», «Итак,..»

Упражнение в парах: один говорит, а другой активно слушает. Вопрос ко второму: возникло ли у вас ощущение, что вас действительно слушают?

5. Следующий этап – презентация товара или услуги (2,5 часа)

Вопрос к участникам: какая презентация лучше и почему:

Презентация, построенная как монолог, при этом продавец говорит большую часть времени.

Презентация как структурированная беседа, при этом продавец вовлекает клиента в мини-диалог, обсуждая последовательно все основные пункты презентации.

В процессе проведения презентации необходимо помнить об эффекте «края»: суммарное впечатление от презентации на 80% определяется тем, как мы начинаем и заканчиваем свою презентацию. Говорить необходимо медленно, короткими предложениями. Согласно данным исследований, половина взрослых не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Кроме того, когда фраза длится без паузы больше 6 секунд, понимается отрывисто. Однако замечено, что опытные продавцы все же используют длинные фразы, но очень часто используют предлоги «и», «или», с их помощью человек погружается в легкое гипнотическое состояние, и повышается степень доверия клиента.

Мозговой штурм для всей группы: «Вредные слова» (можно писать на доске)

1. Частицы «не» и «нет» лучше заменить позитивной формулировкой или альтернативой в вопросах и утверждениях.

Это не вредит здоровью.

Вы не подскажете?

Что Вас не устраивает?

Мы не можем сделать такую скидку.

2. Слово «если»: заменяется словом «когда»

Вы должны разместить печенье на этих полках.

Вам придется тщательно следить за истечением срока годности тортов.

4. Слова «дорого», «дешево», «купить», «продать» заменить синонимами.

6. Сложные термины следует расшифровать для покупателя.

Понятное объяснение

7. Негативные слова «проблема», «затруднение», «не устраивает» заменить положительной формулировкой.

Упражнение №5 в рабочих тетрадях: как один и тот же товар можно представить для клиентов с разными потребностями? Заполните таблицу для 4 позиций.

Товар, услуга

Материальная выгода

Безопасность

Курица-гриль

Готовый продукт, не требует дополнительных вложений

Приготовлена в специальной печи

Готова к употреблению, еще горячая.

Еда, приготовленная на гриле, сейчас в моде

5.1 Характеристики и выгоды

Характеристика – объективное свойство товара или услуги. Например, размер, срок хранения, цена, доставка, консультация. Характеристика сама по себе ни плохая и ни хорошая. Ее клиент может воспринять нейтрально: «Ну да, круглая. Ну и что?».

Поэтому всегда нужно переводить характеристику в выгоду. Выгода – это польза, которую клиент может извлечь из этой характеристики.

· такая выгода появляется за счет такой-то характеристики;

· эта характеристика дает вам такую-то выгоду;

· наводящий вопрос – да, нам нужна такая выгода – подтверждение характеристиками.

Мозговой штурм для всей группы : «Характеристики и выгоды»

Характеристики

Коробка маленького размера

Легко потерять, легко незаметно унести, долго пересчитывать.

Компактная, занимает мало места, сэкономит пространство склада.

Доставка

Нужно ждать машину, быть привязанными ко времени, а кто будет разгружать, а вдруг не то или лом

Сэкономит расходы на грузоперевозки и ваше время, наш экспедитор разгрузит

Самовывоз

5.2 Трехэтапная презентация

Как известно, у человека есть разум и чувства. Он может совершать покупку, потому что «надо», исходя из рациональных побуждений, или потому что «хочется», исходя их эмоционального отношения к товару. Трехэтапная презентация позволяет воздействовать не только на рациональную сторону, но и на эмоциональную.

Итак, она состоит из 3 этапов: характеристика, выгода, образная картинка.

Например: «Аленка» - шоколад, напоминающий о детстве . Поэтому он всегда пользуется спросом и хорошо продается. Каждый 5-ый покупатель, приходя в магазин, ищет на витрине личико Аленки.

Образная картинка – это эмоционально окрашенный образ, приятный для слушателя.

Он может основываться на одном из пяти чувств: зрение (увидите, как…), слух (услышите, как…), обоняние (почувствуете запах…), осязание (можно ощутить, потрогать…), вкус (сладкий, нежный, сливочный). Например: «тает во рту, а не в руках». Также может основываться на юморе, цветовом восприятии (синий, как небо), нумерации (статистике) и др..

Упражнение №6 в рабочих тетрадях: составьте трехэтапную презентацию для любого своего товара. Обсуждение получившихся презентаций.

5.3 Метод СПИН

Агрессивные методы продаж больше подходят для мелких продаж, а при крупных продажах лучше применять активное слушание и грамотные вопросы.

СПИН – это искусство задавать правильные вопросы в нужной последовательности.

С – ситуационные: «что к чему?» - сбор сведений о человеке и его бизнесе. Их можно задать другим представителям компании, готовым к общению.

П – проблемные: «какие есть трудности?» - выявление проблем, недостатков, трудностей.

И – извлекающие: «к каким страшным последствиям это может привести?» - извлечение возможных отрицательных последствий найденных проблем.

Н – направляющие: «как вам поможет наше предложение?» - предложение решения проблемы.

Ты давно купил эту машину?

Наверняка из-за длительного срока службы она часто глохнет? Когда она глохнет, ты наверняка опаздываешь на важную встречу?

А опоздание на встречу может привести к срыву сделки? А когда срываются сделки, не страдает ли при этом бюджет семьи ?

Как изменится ситуация, если у тебя будет новая машина? Как именно? В чем ты выиграешь?

Упражнение №7 в рабочих тетрадях: Составьте СПИН вопросы для какой-нибудь ситуации из вашей практики.

6. Четвертый этап продажи - преодоление возражений (2 часа).

Возражение – это плохой или хороший знак? Это и сомнение, и интерес.

Вопрос к группе: какая типичная реакция на возражение клиента? «Нет, это не так». Приведите примеры. Какова реакция клиента? Когда люди спорят, они не слышат друг друга, каждый пытается доказать свою правоту или даже то, что оппонент «вообще ничего не понимает». Поэтому наша задача на этапе возражений не спорить, а соглашаться. Только не со всем возражением, а с его маленькой частью.

6.1 Алгоритм преодоления возражений состоит из 5 шагов:

1. Выслушать клиента, т. е. дать ему возможность возразить

Иногда необходимо дать клиенту возможность полностью выска­заться, чтобы возражение "рассосалось". Так, например, повто­ряя последнее слово клиента, вы способствуете его стараниям конкретизировать свое возражение.

Например, в ответ на типичное возражение клиента: «Это очень дорого». - можно переспросить: "Дорого?". После этого надо выдержать паузу и позволить клиенту высказаться.

2. Психологическое присоединение к возражению.

Вы даете клиенту понять, что его возражение разумно и имеет право на существование. Этого можно достигнуть посредством согласительного высказывания: "Это очень важный вопрос", частичного согласия: «Да, это действительно очень недешевая машина» или комплимента: «Интересное замечание. Вы первый, кто обратил на это внимание».

3. Уточняющие вопросы.

Вы задаете ряд вопросов, которые позволяют уточнить суть воз­ражения. Например, ответ на типичное возражение клиента "Это слишком дорого" мог бы выглядеть так: "По сравнению с чем?", "А сколько, Вы полагаете, это должно стоить?". В результате возражение может оказаться объективным, сомнением (недостатком информации) или подменой (за ним скрывается другое реальное возражение). В зависимости от выясненной информации проводим аргументацию.

4. Аргументация .

На этом этапе мы формулируем выгоду Вашего предложения в нескольких фразах на основе информации, полученной в процесс задавания уточняющих вопросов. Вы даете конкретный ответ (объяснения, почему).

5. Призыв к действию.

Ответив на возражение, мягко призываете заключить сделку.

Все сказанное не означает, что каждый раз вы должны обяза­тельно проходить все 5 шагов. Но знание этих шагов дает вам свободу выбора того или иного пути работы с возражениями в зависимости от конкретной ситуации. Некоторые шаги можно пропустить, кроме шага психологического присоединения, кото­рый всегда уместен и всегда даст свой эффект. Секрет в том, что вы не спорите с клиентом, не противостоите ему, как он этого ждет, а остаетесь с ним «по одну сторону баррикад».

6.2 Дополнительные методы убеждения.

· Влияние закона, правила. «Так положено по…», «В соответствии с … вы должны». Принуждение закона – поэтому условно эффективный метод в РФ, так как вызывает противодействие. Эффективен для людей, которые все делают «как надо» или «как положено». Вопрос к группе: с кем из ваших клиентов этот метод можно применять?

· Влияние взаимной договоренности. «Как мы с вами договаривались…» Равноправие сторон, совместное принятие решений. Эффективен, если договоренность существует и если человек ответственен. С кем из ваших клиентов этот метод можно применять и с кем нельзя?

· Влияние групповых норм. «У нас так принято», «В этом бизнесе принято». Для людей, уважающих писаные и неписаные нормы или для тех, для кого вы являетесь авторитетной организацией. С кем из ваших клиентов этот метод можно применять? А в чем плюсы и минусы фразы «Так все делают»?

· Экспертное влияние. Мнение эксперта по этому вопросу. Экспертом можете выступать вы сами, статистика или третье лицо. «Я сталкивался с такой ситуацией и предлагаю …» С кем из ваших клиентов этот метод можно применять и с кем нельзя?

· Влияние вознаграждения. Принятие вашего предложения принесет следующие выгоды клиенту. Как характеристика и выгода. «Вы сделаете это, что даст вам…» Важно знать, какая выгода нужна именно этому клиенту. Приведите примеры из своей практики: клиенты, которым важны разные выгоды (критерии).

· Влияние принуждения. Крайний метод. «Если вы этого не сделаете, вы не сможете расти дальше». Эффективное соотношение вознаграждения и принуждения – 70% к 30%.

· Продажа недостатков. Ничто не идеально, в работе любой компании есть недостатки. Можно рассказать о недостатке, НЕСУЩЕСТВЕННОМ для клиента, а после этого – о существенных для него выгодах. Раскрытие недостатков продемонстрирует вашу честность клиенту, и вы еще больше расположите его к себе. Какие недостатки вашего товара, услуги вы могли бы озвучить клиентам?

· Сдвиг в будущее или «эффект примерки». Детальное обсуждение будущего сотрудничества, как будто решение о нем уже принято. Например, посчитать потенциальную прибыль или увеличение количества покупателей. Можно создать образную картинку: «В этом платье вы будете королевой вечера». Как вы можете использовать этот прием?

· «Лучшее из худшего». Такой недостаток есть у всех. Остальные варианты еще хуже

Обобщим схему преодоления возражений:

1. Согласие (ликвидация спора)

С фактом возражения: «Да, это действительно важный момент»

С частью возражения: «Это действительно неприятно»

2. Уточнение (что именно не устраивает)

Соответственно, возражение может оказаться объективным, сомнением или подменой.

3. Аргументация (соответствующая истинной причине)

Влияние закона, правила.

Влияние взаимной договоренности.

Влияние групповых норм.

Экспертное влияние.

Влияние вознаграждения.

Влияние принуждения.

Продажа недостатков.

Сдвиг в будущее или «эффект примерки».

«Лучшее из худшего»

4. Резюмирование (подведение итогов)

Таким образом, мы с вами договорились, что…

Упражнение №8 в рабочих тетрадях: Запишите типичные возражения ваших клиентов или те, с которыми Вам особенно трудно справляться. Напишите алгоритм работы с ними. Проиграйте в парах.

6.3 Ценовая политика.

Дискуссия для всей группы : что ваши клиенты подразумевают под словом дорого?

Основные приемы работы с ценой:

Слова дешево и дорого можно заменить на …

Сначала сформировать ценность товара, сделки для клиента, потом оговаривать цену

В начале встречи лучше ответить, что существует большой диапазон цен от и до

Узнать, ограничен ли бюджет

Узнать, на какой ценовой сегмент ориентируется клиент

Цену нужно называть уверенно и четко, не извиняться и не сожалеть. Цена соответствует продукту и услугам.

Согласие: цена это важный параметр

Уточнение: что значит для клиента дорого (цена для конечного пользователя, цена как возможность быстрого оборота, цена как возможность сделать хорошую наценку, цена как фактор затрат на продвижение и времени персонала)

Аргументация: разбивка суммы на дни рассрочки

Дополнительный сервис: бесплатная доставка, прием возвратов

Скидки (в последнюю очередь)

Наводящий вопрос: если где-то слишком дешево, то с чем это может быть связано?

8. Последний этап – завершение продажи (1 час).

Есть несколько способов завершения продажи:

1.Сделать прямое предложение и держать паузу.

Говорят, что оправдан только один способ оказания дав­ления на покупателя, а именно - в виде паузы, которую продавец должен держать после прямого предложения о покупке. Существует мнение, что первый, кто нарушает молчание, имеет меньше шансов на благо­приятный для него исход ситуации. Следует сказать, что умение держать паузу важно на всех пяти этапах процесса продаж. Верно, однако, и то, что выдержка па­узы требует большего мужества, чем говорение.

2. Создание спешки.

Например: "Остались последние 10 билетов..."Похоже, что клиенты страшно любят одну фразу, и для них она действительно совершенно безопасна: "Мне надо подумать" или "Я зайду попозже". Заставьте клиента думать, что он якобы ча­сто сожалеет о своей нерешительности. Пусть ваш клиент прочувствует, что если покупка откладывается на завтра, то он не сможет порадоваться ей уже сегодня.

Есть ряд историй, которые опытные продавцы рассказывают клиентам с целью подтолкнуть их к покупке. Особенность ме­тафор и историй в том. что они расслабляют, дают эмоциональ­ные толчки и хорошо запоминаются.

3. Дать «попробовать»

Существует несколько каналов восприятия: зрительный, слуховой, тактильный. По доминирующему способу восприятия людей условно делят на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Чтобы убедить человека, можно не только рассказать, но и показать, рассказать, дать потрогать (попробовать, понюхать).

Компания "Ксерокс" сдавала свои копировальные аппараты в аренду, и. как оказалось, люди их потом выкупали. Для того чтобы влюбить клиента в свой товар, необходимо дать ему этот товар потрогать, подержать, примерить, дать ощутить всеми пя­тью чувствами. Этот способ часто используют владельцы магазинов, где продают животных. Они раз­решают взять животное на некоторый срок, чтобы потом, если захочется, приобрести его насовсем (хотя применительно к животным многие находят такой способ продаж слиш­ком уж негуманным). Как правило, за этот срок клиенты - а особенно их дети - ус­певают привыкнуть к живому приобрете­нию.

4. Презумпция факта совершения сделки.

Продавец строит диалог с клиентом, исходя из допущения, что решение о покупке им уже принято и осталось только уточнить некоторые детали оформления покупки. Например, он спраши­вает: "Вы будете оплачивать наличными или кредитной карточ­кой ?"

Таким образом продавец старается поместить клиента в зону неизбежности покупки. Продавец не говорит: "Если Вы приоб­ретете эту машину", а говорит вместо этого: "После того, как Вы. приобретете эту машину".

5. Завершение посредством пяти вопросов.

Вопрос 1. Должна быть веская причина Вашего отказа. Могу ли я узнать, в чем она заключается?

Вопрос 2. Есть ли другие причины, кроме этой?

Вопрос 3. Предположим, Вы смогли бы убедиться, что...Тогда Вы ответите положительно?

(При отрицательном ответе - вопрос 4 или 5)

Вопрос 4. Значит, должна быть какая-то другая причина. Могу я ее узнать?

Вопрос 5. Что могло бы Вас убедить?

В любом случае, каким бы результатом не окончились продажи, задача продавца подвести краткий итог встречи и закончить на позитивной ноте. Если клиент сделал покупку, помните про «постпродажное» обслуживание, поблагодарите за покупку, сделайте комплимент, проводите покупателя. Продавец, который сразу после оплаты теряет интерес к клиенту, оставляет о себе отрицательное впечатление.

Дискуссия для всей группы: как вы обычно заканчиваете процесс продажи и почему именно так? Какие еще способы хотели бы попробовать?

9. Компания, в которой я работаю (40 мин)

Этот блок посвящен ориентировке на рынке. Продавец должен хорошо знать своих конкурентов, их преимущества и недостатки, а также место на рынке его компании.

Упражнение №9 в рабочих тетрадях: конкурентные преимущества моей компании.

Упражнение №10 в рабочих тетрадях: наши конкуренты, их преимущества и недостатки

10. Завершение тренинга (30 мин)

Обратная связь по результатам тренинга. Подведение итогов.

Дискуссия для всей группы: откройте ваши листы «Чего я хочу достичь и что я для этого готов сделать». Достигли ли вы поставленных целей? Внесли ли свой вклад в полной мере?

Ваши впечатления от тренинга: что понравилось, а что нет? Какие есть пожелания?

Заполните, пожалуйста, заключительные анкеты

Спасибо вам за работу. Мне было приятно и интересно с вами работать.

Продавать тренинги – просто. Примерно так же, как и бросить курить. Экономическое перераспределение, именуемое кризис, предлагает новую конъюнктуру рынка. Кто справляется, тот идет «в гору», кто нет – тому лучше поменять профессию. Не мне судить тех, кто сидит без работы и уж, тем более тех, кто двигается, не снижая активности. Но так как многие по-настоящему хорошие бизнес-тренеры все равно привыкли мыслить категориями инструментариев, хочется предложить свое видение продажи тренинговых программ. Это не рекомендации, скорее, просто гимнастика для ума.

Зачем продавать?

Главный вопрос -прежде всего необходимо разобраться с собой. Одно дело - преподавать, другое – менять жизнь людей. Далеко не все бизнес-тренеры к этому готовы. Менять жизнь большого количества людей – это ответственность, серьезная ответственность. И все до одного, кто сейчас без работы, к этому морально не готовы. Хотя бы потому, что сами нуждаются в клиентах. Все просто. Если они не смогли взять на себя ту самую ответственность за свою собственную жизнь и что-то в ней поменять в лучшую сторону, значит, есть разногласие между словами на тренинге и действиями в жизни. Люди чувствуют фальшь. Всегда.

Именно поэтому клиенты, которые могут и хотят что-то изменить в своей компании с помощью тренера, перестали это делать. Просто они не верят в тренинги. Для большинства заказчиков тренинг – это что-то типа эвента. Программы по командобразованию, так называемые teambuilding – кое-где готовят те же специалисты, которые проводят вечеринки и конференции. Уверен, они - хорошие специалисты в своей отрасли. Но просто не понимают, что во время проведения одного из психологических упражнений, которые благополучно содраны из Сети, какой-нибудь сотрудник клиента может получить психологическую травму на всю жизнь! А не понимают потому, что нет соответствующей подготовки. Это все равно, что перемешать учебные гранаты с настоящими, а потом снимать кино про войну. Главное, чтобы весело и реалистично.

В результате потратили деньги, повеселились, и ничего не изменилось. Абсолютно. Те, кто стеснялся - стесняется, кто конфликтовал – конфликтует. Пока не было кризиса, продавалось все подряд. Заказчик спокойно относился к результату или точнее, к его отсутствию. Тренер выбирался по принципу «нравится – не нравится». Клиент платил, про себя понимая, что деньги выброшены на ветер. Все равно их много. Было много… Сейчас наоборот, денежная масса сократилась. И в первые ряды ненужных расходов попали корпоративы и тренинги. А жаль…

Далее, опыт - жизненный опыт. Что бы сейчас быть востребованным тренером, должен быть либо большой опыт работы, либо специализированное образование. То есть образование, гласящее, что человек может работать с людьми в группе. Это приходит, повторюсь, либо с опытом, либо с образованием. Например, с психологическим. По – другому никак. Экономистов, маркетологов, юристов - не учат разбираться в человеческих поступках. Совсем другая категория мышления. У них мозг совсем по-другому работает, и чтобы изменить программу в сознании, нужны годы.

Кроме того, необходимо умение строить отношения с людьми. Если тренер – компетентный человек, он не продает себя, скорее - строит отношения. И даже если он давно уже не общается с клиентом, о нем помнят. Рекомендациям следуют. Охотно приглашают для проведения консультаций. И опять возникает вопрос. А зачем продавать? Хорошему бизнес-тренеру клиенты не нужны – он загружен работой.

Методы продажи

Один из оригинальных методов продажи тренингов продемонстрировали мои московские друзья. Они организовали фестиваль тренингов, где собирают людей по знакомым и знакомым знакомых. Затем проводят что-то типа джем-сейшена. Пять-шесть тренеров по очереди выходят на сцену и демонстрируют свое умение (читай харизму) по часу или полтора. Люди, которых заинтересовало, потом подходят к тренерам и те получают клиентов. Организаторы, соответственно, прибыль от недорогих билетов. Все довольны. Это самое настоящее тренинг-шоу, если так вообще можно выразиться. Отличный элемент продвижения! Решение оказалось настолько простым и гениальным, что от желающих потусоваться целый день, пообщаться с единомышленниками и посмотреть на разные тренинговые программы, уже нет отбоя. Получается чисто по-русски: дешево-сердито и чертовски полезно! На мой взгляд – это лучшая система продажи открытых тренингов. Особенно, если учитывать, что все желающие покрасоваться перед народом тренеры не получают никакого гонорара, а наоборот платят деньги. Пошли продажи после фестиваля у него (нее) или не пошли, для моих коллег разницы нет, они все равно человека подключили в организацию. Теперь, если к нему правильно подойти, можно подтянуть в эту же структуру часть его круга знакомств. Кроме того, все гости фестиваля проходят регистрацию и попадают в базу данных. Далее в ЖЖ создается блог, и все гости фестиваля приглашаются туда. В один прекрасный день: «О чудо!»

Там выложены фотографии с фестиваля. И все, как один ломятся на сайт посмотреть на себя и других. А дальше возникает сообщество, что-то типа клуба. Где один раз в неделю в каком – нибудь приятном местечке в центре Москвы собираются люди, пьют чай и общаются в предвкушении нового фестиваля. Они приводят в клуб своих друзей, а те - своих. Ничего особо не нужно. 300 рублей за вход и опытный модератор. Туда же приходят тренеры старые и новые в надежде приобрести клиентов. Там они тоже коротко выступают и презентуют себя. Клиент и продавец в одной тусовке – чудо маркетинга 21 века! Гениально! Просто и гениально!

Есть еще один вариант. Специализированные организации, объединяющие массу потенциальных клиентов. Мечта любой тренинговой компании. Начиная от клуба предпринимателей города Х где-нибудь в Астраханской области и заканчивая торгово-промышленной палатой Москвы. Надо только сделать руководителей этой структуры своими операторами продаж, и за реальный процент они сами будут поставлять вам клиентов. Не думаю, что это просто. А дальше механизм достаточно прост – презентация. На любом мероприятии такой Организации проводится презентация книги бизнес–тренера, желающего обрасти новыми клиентами. Гостям дарятся экземпляры книжки, особо дорогим с автографом. И все. Они автоматически превращаются в клиентов, сами того не подозревая. Теперь к ним нужно идти и говорить непосредственно об услугах. 30% купят сразу, остальные станут клиентами после многоходового построения отношений. То есть проведения трех-четырех встреч и получения отзывов от других предпринимателей. Этот способ требует серьезной подготовки. Особенно в области проведения переговоров. Эффективность продажи бизнес-тренингов крайне высока. Главное, быть уверенным в собственных силах. Один раз что-то пройдет не так, и об этом узнают все ваши клиенты.

Третий способ - создать так называемый «голубой океан». То есть найти нишу, еще не испорченную конкурентной борьбой. Приведу пример, вариант, который был разработан известным бизнес-тренером и консультантом Викторией Шухат . Она сумела соединить выставки и тренинги для получения экспонентами максимального результата от выставочного процесса. Заметьте, не от тренинга, а от всего процесса. Который в своей сути не имеет ничего общего с тренингами, как таковыми. В результате получился уникальный проект – «Экспотренинг». Сейчас выставочные компании включают услуги компании «Экспотренинг» в стоимость своих квадратных метров на выставке вместе со своими стандартными услугами. Как говорится, шах и мат. Теперь Виктория на долгое время обеспечена клиентами.

Тренеры - продавцы

Отсюда мораль - продавать тренинги можно и нужно. Для этого нужно консолидироваться, отбрасывать амбиции и зависть. Странно, но у тренеров есть зависть. Странно потому, что они должны быть априори людьми, на которых стоит равняться. Но нет. Именно поэтому и сложности с продажей тренингов. Можно создать профсоюз тренеров или творческую мастерскую тренеров, которые продают друг друга. Как это выглядит? У каждого мало-мальски вменяемого специалиста есть своя база данных по клиентам, они создают некий конгломерат из нескольких человек и начинают друг друга продавать. Имея навыки переговорщика, зная заранее информацию о лице, принимающем решения и проблемах организации, сформулировать заманчивое предложение, не составит никакого труда. Тут отлично продаются тренинги любого формата. Главное, желание работать.

Основная мораль этой морали – продавать тренинги должны тренеры. Прямые продажи никто не отменял. Даже в кризис. Так что консолидируйтесь, братцы, и вперед! Продажа тренингов своего коллеги – отличная гимнастика для ума!

Рекомендуем почитать

Наверх