Теоретические аспекты изучения особенностей профессиональных способностей и их развитие. Профессиональные интересы, склонности и способности Мои профессиональные возможности и способности

Планирование  26.04.2020

Титульный лист содержит заглавие и оглавление портфолио:

ПОРТФОЛИО

Ученика ____ класса _____ школы

_____________________________

«Я и мои профессиональные планы»

Цель данного портфолио – создание и корректировка первичного профессионального плана.

  1. «Автопортрет»
  2. «Самодиагностика готовности к выбору профессии»
  3. Алгоритм построения профессионального плана «хочу» - «могу» - «надо»
    1. «Углубим знание и понимание своего «хочу»»
    2. «Углубим знание и понимание своего «могу»»
    3. «Углубим знание и понимание «надо»»
  4. Построение профессиограммы
  5. Мой первичный профессиональный план и возможности его корректировки

Лист № 1 «Автопортрет» предполагает описание учеником самого себя в свободной форме. При этом предлагается обратить внимание на такие параметры автопортрета, как:

Внешность

Здоровье

Способности

Черты характера

Желания

Достижения

Лист № 2 «Каким я хотел бы видеть себя взрослым? О чем я мечтаю?» предназначен для написания учеником короткого эссе (на 1 страницу) о своих мечтах, представлениях о будущем.

В конце данного листа выделяется специальный раздел рефлексии. Такой раздел будет часто присутствовать и на последующих листах. Раздел выделяется чертой и фигурой человечка, рядом с которым написан вопрос. Для данного листа рефлексивный раздел выглядит следующим образом

:__________________________________________________________________________________________________________________

Какие выводы я сделал, сопоставив свой портрет и свои мечты?

Что в сегодняшнем «Я» позволяет мне надеяться на то, что мои мечты осуществятся?

Лист № 3 «Самодиагностика готовности к выбору профессии» начинается списком вопросов, при ответе на которые у ученика может получиться несколько рабочих листов, состоящих из собственных ответов или найденных материалов.

Предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какие профессии тебя привлекают? (назвать несколько). Почему?
  2. Что в них общего?
  3. В каких учебных заведениях готовят к этим профессиям?
  4. Какие требования предъявляют эти профессия к человеку?
  5. Как ты думаешь, что означает схема выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо»?
  6. Есть ли у тебя одна предпочитаемая профессия?
  7. Понадобится ли тебе в жизни иметь несколько профессий, менять профессии?
  8. Какие твои ошибки могут повлиять на правильный выбор профессии?
  9. Что такое профессиональный план?

В конце листа предлагается рефлексивный раздел с вопросом общего характера:

__________________________________________________________________________________________________________________

Насколько я готов к выбору профессии?

Лист № 4 «Углубим знание и понимание своего «хочу»» предлагает учащемуся вариант «свободной» самодиагностики своих предпочтений в деятельности и учебе путем ответов на следующие вопросы:

  1. Что мне нравится делать?
  2. Что мне нравится в учебном процессе?
  3. Какие школьные предметы мне нравятся?

Кроме того ученика просят ответить на следующие вопросы о профессиональном выборе и о характере возможной будущей работы:

  1. В какой мере я учитываю при выборе будущей профессии:
    1. Советы родителей
    2. Советы друзей
    3. Сегодняшний престиж профессии
    4. Высокую оплату
    5. Привлекательность для меня вида труда
    6. Полезность результатов труда
    7. Соответствие своим способностям
    8. Возможность выразить себя через профессию
    9. Другое (что именно_________________________)

Против каждой буквы оценки поставь так:

5 – в очень высокой степени

3 – учитываю в средней степени

2 – учитываю в малой степени

1 – практически не учитываю

Как мне больше нравится работать:

а) индивидуально, б) во взаимодействии с другими,

Какую роль мне больше хочется играть, выполняя то или иное задание:

а) исполнителя, б) организатора.

Лист № 5 продолжает тему, заявленную в Листе №4.

Ученику предлагается найти в справочной литературе (на диске в разделе «Материалы ученику») опросник-тест «Ориентация», оценивающий профессиональные склонности по 5 направлениям:

заполнить опросник, обработать и записать полученные результаты.

Затем учащегося просят привести по 3 примера профессий каждого из данных типов:

В конце листа предлагается рефлексивный раздел с вопросом о выводах, сделанных учеником на основании данного теста, и с предложением дополнительно пройти другие аналогичные тесты - «Карта интересов» и «Самооценка индивидуальных склонностей».

Лист № 6 «Углубим знание и понимание своего «могу»» ставит перед учащимся следующие вопросы:

Что такое «профессионально важные качества»? Назови профессионально важные качества для таких профессий, как:

  • Бухгалтер
  • Художник-модельер
  • Водитель такси и др.

Затем внимание учащегося обращается на требования различных профессий к интеллекту человека. Ученику предлагается оценить свои интеллектуальные способности по методике «Краткий отборочный тест» (КОТ), имеющейся в справочных материалах для ученика на CD-диске, и сопоставить результат со своей самооценкой.

Следующий вопрос, на котором заостряется внимание ученика:

Какие способности, кроме умственных, могут оказаться чрезвычайно важными при выборе профессии?

Ученику предлагается написать по крайней мере 3 наиболее важных с его точки зрения и оценить, насколько он обладает этими способностями:

5 – в очень высокой степени

4 – в достаточно значительной степени

3 – в средней степени

2 – в малой степени

1 – практически не обладаю

Лист № 7 продолжает тему «Углубим знание и понимание своего «могу»».

Учащемуся предоставляется перечень способностей и качеств человека и делается предложение сопоставить его с теми тремя, что он написал сам в листе №6.

Предлагается поразмышлять на тему:

Какие из качеств важны для тех профессий, на которые ты сейчас ориентируешься? «Подчеркни наиболее важные с твоей точки зрения слова в приведенном списке

  • Общие физические способности, здоровье, выносливость.
  • Координация движений, скорость реакции, «твердость руки», навыки письма, рисования, «ловкость рук»
  • Хорошее зрение, слух, музыкальный слух
  • Способность концентрировать внимание, способность к переключению внимания; наблюдательность
  • Память: краткосрочная, долговременная, зрительная (образная), вербальная (словесная)
  • Мышление: логическое, образное, пространственное, способность к анализу; быстрота, находчивость
  • Воображение, фантазия, интуиция
  • Умение общаться, работать в команде, ответственность
  • Лидерские и организаторские способности, инициативность
  • Волевые качества личности, терпение, настойчивость, решительность, смелость
  • Аккуратность, тщательность, дисциплинированность, усидчивость

Оцени на отдельном листе для подчеркнутых тобой качеств, в какой степени ты ими обладаешь. Можешь использовать самооценку по приведенной выше 5-балльной системе.

Лист № 8 также продолжает тему «Углубим знание и понимание своего «могу»»

Здесь учащемуся предлагается оценить свой темперамент по методике, найденной в материалах для ученика, и подумать, насколько он может оказать влияние на успешность в тех профессиях, к которым он склоняется.

Затем внимание ученика обращают на такие современные требования, как:

В конце листа приводится рефлексивный раздел, подытоживающий всю тему «могу», где ученику предлагается сделать выводы:

«каковы профессионально важные качества для профессий, которые меня привлекают, и какие способности мне надо больше развивать, чтобы добиться успеха в данной профессии?»

Лист №9 «Углубим знание и понимание «надо»» начинается с предложения найти в интернете, в газетах информацию о том, какие профессии сегодня наиболее востребованы.

Также предлагается найти в приложениях (материалы ученику) информацию о новых профессиях, появившихся в последние годы. Они, как правило, имеют иностранные названия. Предлагается, работая в группах, попытаться «перевести» эти названия на русский язык, представить, чем реально занимается представитель той или иной новой профессии.

Затем поднимается вопрос о возможном выборе: работать на государственном предприятии или в «частной фирме».

Даются следующие задания ученику, при выполнении которых могут возникнуть отдельные рабочие листы портфолио:

«Если ты еще не сделал окончательный выбор профессии, найди в справочных материалах для ученика или в Интернете, какие есть в городе организации, центры и т.д., которые могут помочь в профессиональном выборе, обучении, трудоустройстве? Оформи их список с адресами и телефонами на отдельном листе.

Изучи материалы обо всех учебных заведениях Санкт-Петербурга. Выбери те, где обучают по интересующим тебя специальностям, подумай, в какое учебное заведение ты бы хотел поступить, и каковы твои шансы? Подумай заранее о «запасных», альтернативных вариантах. Оформи на отдельном листе список всех вариантов с адресами и телефонами, условиями приема и обучения».

В заключении листа – рефлексивный раздел

формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с ними. Различают общие и специальные профессиональные способно-сти. Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа, знак, художественный образ). Специальные профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.
Профессиональные способности тесно связаны с профессиональными знаниями и умениями.

Еще по теме Профессиональные способности:

  1. 4.6. Профессионально-психологическаяподготовленность юриста
  2. 2.2. Теория и практика формирования конфликтологической культуры специалиста в процессе профессиональной подготовки
  3. § 4. Обязанность Госстраха уплатить страховую сумму. Страховой случай, его виды. Несчастный случай. Медицинское освидетельствование для установления факта утраты трудоспособности от несчастного случая
  4. Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста.

Выводы о возможности освоения подростком той или иной профессиональной деятельности или заключение о наличии спо­собностей и уровне их выраженности делаются с учетом комп­лекса показателей. Приоритетными являются данные интеллек­туальных тестов; нейродинамические и личностные характерис­тики используются в качестве дополнительных. Необходимо, чтобы тип интеллекта соответствовал типу задач, решаемых в данной профессиональной области. Только тогда профессиональная деятельность может быть успешной. Если у человека тип интел­лекта не соответствует типу решаемых задач, то при анализе про­блемы у специалиста не может сформироваться адекватное пред­ставление о ней, следовательно, и принимаемое решение будет неверным.

Используя тесты Амтхауэра и Равена, мы замеряем интеллектуальные компоненты способностей. Можно с уверенностью сказать, что интеллектуальная операция входит в структуру спо­собности, если ее развитие соответствует хорошему уровню. Средний уровень представляет собой зону неопределенности. Интеллектуальные операции, характеризующие мышление учащих­ся 7-9 классов, достигшие среднего уровня, еще могут подда­ваться развитию и образовывать те или иные способности, хотя это и требует значительных усилий. Следует помнить, что тради­ционные занятия с репетиторами обычно не развивают мышле­ние. Они полезны только для восполнения пробелов в знаниях в том случае, когда понятийное мышление хорошо развито. Если оно развито средне (или слабо), то в процессе интенсивных за­нятий с репетиторами происходит только отработка навыков, алгоритмов решения задач, систематическое заучивание мате­риала, но учеником не приобретается возможность самостоя­тельно разбираться в учебном материале, понимать в дальней­шем содержание предмета без посторонней помощи. Дополни­тельные занятия математикой в 7-9 классах обычно состоят в от­работке стандартных приемов решения задач и могут приводить к улучшению результатов выполнения 5 субтеста теста Амтхауэра. Дополнительные занятия алгеброй в 10-11 классах могут не­сколько активизировать абстрактное мышление и улучшать ре­зультаты выполнения 6 субтеста методики Амтхауэра. Иногда в результате дополнительных занятий физикой в 8-9 классах про­исходит развитие понятийного логического мышления (3 суб­тест). Помощь репетиторов по остальным учебным предметам не оказывает никакого развивающего влияния. Если же в заняти­ях с репетитором упор делается именно на систематическое за­учивание материала, то они приводят к интеллектуальной дегра­дации. Обучение по усиленным, интенсивным программам мо­жет также приводить к развитию отдельных интеллектуальных операций. Обучение в 8-11 математических классах может при­водить к активизации абстрактного и пространственного мыш­ления (6 и 8 субтесты Амтхауэра), развитию математической ин­туиции (5 субтест Амтхауэра). Обучение в старших классах с уг­лубленным изучением двух иностранных языков обычно приводит к развитию структурно-лингвистических способностей и ло­гической памяти (4 и 9 субтесты Амтхауэра).



Используя стандартный диагностический комплекс, мы вы­деляем способности к гуманитарным, общественным, естествен­ным, физико-математическим наукам, педагогической, инженер­ной, управленческой деятельности, а также ряд специальных про­фессиональных способностей. О наличии способности к той или иной профессиональной деятельности следует делать вывод только в том случае, если уровень интеллектуальных операций, состав­ляющих ее структуру, достигает хорошего уровня, т.е. количествен­ные значения показателей по соответствующим субтестам попа­дают в 3 (или 4) зону. Если для развития способности достаточ­но верхней границы среднего уровня (т.е. 2 зоны) по какому-либо субтесту, то это оговаривается особо. Порядок субтестов, харак­теризующих те или иные способности, приводится по степени их значимости для выполнения соответствующей деятельности. Не следует забывать, что упор делается на интеллектуальные компо­ненты способностей в связи с тем, что они к 15-17 годам уже достигают полноценного развития, в то время как личность под­ростка еще остается незрелой. Личностные качества поддаются дальнейшему развитию и совершенствованию, поэтому данные по личностным методикам привлекаются только тогда, когда по ним уже в этом возрасте можно выявить противопоказания или профессионально необходимые установки.

Наличие ММД или слабый уровень внимательности являет­ся, с одной стороны, осложняющим фактором при овладении любой профессией и при выполнении любой работы, но, с другой сто­роны, не выступает противопоказанием при оценке наличия спо­собностей у учащихся 7-10 классов, поскольку может быть ус­пешно вылечено. Учащимся 11-х классов, имеющих ММД или слабый уровень внимательности, уже не следует рекомендовать те профессии, в которых внимательность особенно важна (эко­номика, программирование, инженерная деятельность, торгов­ля). Способности к физико-математическим наукам сформиро­ваться не могут, если ММД не компенсируется до 7-8 класса и еще диагностируется с помощью теста Тулуз-Пьерона в старших классах.

При определении уровня способностей у учащихся 7-10 клас­сов можно «прощать» отдельные недостатки, т.к. еще есть время для развития. При этом, естественно, следует дать рекоменда­ции, что нужно делать для полноценного развития способнос­тей. Если характеристика дается ученику 11 класса, то уже време­ни для развития нет, и необходимо принимать во внимание весь комплекс требований профессий.

Гуманитарная специализация (филология, литературове­дение, искусствоведение, журналистика) - 2 субтест Амтхауэра на хорошем уровне (или на верхней границе среднего), высокий (или хороший) уровень навыка чтения и хотя бы средний уровень результатов по 3 и 4 субтестам. О гуманитарном типе личности свидетельствуют высокий (или хороший) уровень по фактору I и слабый (или средний) уровень по фактору М опросника Кеттелла. Если данные факторы (или хотя бы один из них) выходят за обозначенные границы, то не следует говорить о гуманитарных способностях. Необходимо также дополнительное исследование собственно гуманитарных способностей с помощью теста Ясюковой (см. II часть методического пособия и дополнительный комплект методик).

Следует помнить, что выбирать профессию гуманитарного профиля и гуманитарный профиль обучения в старших классах – это разные вещи. В старших классах гуманитарного профиля обыч­но предполагается углубленное изучение литературы, истории и иностранного языка (а чаще двух), т.е. для успешного обучения требуются способности трех типов: к гуманитарным наукам, к общественным наукам и к иностранным языкам (или лингвисти­ческие способности). Редко встречается, что подросток облада­ет одновременно всеми тремя способностями. Есть старшекласс­ники, которые прекрасно пишут сочинения, но значительно сла­бее у них выглядит аналитический аспект реферата по истории, и второй иностранный язык они выучить не могут. Эти ребята име­ют только гуманитарные способности. Другие старшеклассники прекрасно пишут аналитические рефераты и критические эссе, но сочинения у них получаются несколько суховатыми, неэмоци­ональными, они не «литературные», а «логические»; второй иностранный язык тоже дается с трудом. Эти подростки имеют спо­собности к общественным наукам. И некоторые ребята в классе легко овладевают двумя иностранными языками, готовы на этих языках писать сочинения, а литературу и историю переносят с трудом. Грамотность у них абсолютная, а сами сочинения на род­ном языке по литературным произведениям формальные, часто списанные. Это лингвисты. Педагогам эти варианты хорошо знакомы. Пока у нас гуманитарные классы создаются именно такого «комплексного» типа, то в них приходится направлять учащихся, имеющих хотя бы один из вариантов требующихся способнос­тей. При этом подростков надо предупреждать, какие именно способности они имеют (т.е. на какие профессии следует ориен­тироваться, из каких профессий можно выбирать). И какие пред­меты будут, скорее всего, неинтересны и даваться с большим тру­дом, чтобы учащиеся к этому были готовы.

Общественные науки (история, философия, социология, культурология, юриспруденция, политология, психология, соци­альная работа и пр.) - на хорошем уровне 2 и 1 субтесты Амтхау­эра, а также желательно 7 и 6 субтесты (или 1, 7, и 6 субтесты на верхней границе среднего уровня). Желательно, чтобы факторы I и М опросника Кеттелла были в 3-4 зоне. Для работы с людьми (психологическое консультирование, социальная работа, адво­катская практика и пр.) требуются доброжелательная установка и объективность в оценке людей (соответствующие показатели по методике Фидлера-Ясюковой должны быть в 3 зоне; допускается недостаточная объективность в оценке людей, т.е. 2 зона, но под­росток должен знать о том, что он не всегда справедлив, и дол­жен учиться объективности). Психологическое консультирование, социологические опросы, адвокатская практика, социальная ра­бота требуют умения устанавливать контакты, взаимодействовать с широким кругом людей, поэтому противопоказанием является низкий уровень по фактору Н теста Кеттелла (1 зона). Также про­тивопоказанием являются низкие значения по фактору Q, теста Кеттелла (1 зона), т.к. в этом случае человек не приемлет образ мыслей, жизненные ценности и установки, не совпадающие с теми, которых придерживается он сам, что может затруднять установление доверительных отношений со многими людьми. (Общие жизненные установки с трудом поддаются изменению). Желательно, чтобы подросток был дипломатичен (фактор N опросника Кеттелла в 3 зоне), но не обязательно, поскольку навыки диплома­тичного общения могут достаточно легко приобретаться в тре­нингах. В этом случае подросток должен знать о недостатке дип­ломатичности и совершенствовать свои навыки. Нотариальная, архивная работа требуют повышенной внимательности, следо­вательно по тесту Тулуз-Пьерона должно быть К>0,96. Для спе­циализации в юридических науках, политологии, социальной работе требуется развитое правовое сознание, т.е. следует до­полнительно использовать тест правового сознания Ясюковой (см. II часть методического пособия и дополнительный комплект методик).

Иностранные языки (владение несколькими иностранны­ми языками) - на хорошем уровне 4, 9 и 2 субтесты Амтхауэра (9 субтест желательно на высоком уровне), а также не ниже средне­го уровня 3 субтест. Если у ученика 7-9 класса 4 субтест находит­ся пока на среднем уровне, но зато 6 субтест - на хорошем (или высоком), и подросток стремится к изучению иностранных язы­ков, то лингвистические способности можно развить. Овладе­ние разговорным языком легче дается учащимся при условии, что фактор Н теста Кеттелла находится в 3-4 зоне. Если фактор Н находится во 2-й, а тем более в 1-й зонах, то подросток может испытывать некоторые сложности при ведении беседы, хотя лег­ко может понимать смысл сообщения или текста, выполнять пись­менные работы. Лингвистические способности требуются не только для специализации в языкознании, но «обслуживают» ряд конк­ретных профессий и видов деятельности: выполнение письмен­ных технических, научных или литературных переводов, работа сопровождающего переводчика, экскурсионная работа, турис­тический бизнес, преподавание иностранных языков. В этих слу­чаях требуются технические, историко-культурные или соответ­ствующие научные знания, коммуникативные, ораторские, пред­принимательские, педагогические способности.

Педагогика – на хорошем уровне 2 и 9 субтесты Амтхауэра и хотя бы на верхней границе среднего уровня результаты по суб­тестам, соответствующим профилю преподаваемого предмета. Для преподавания (особенно в школе) требуется доброжелательное отношение к людям и объективность в оценке их знаний и лично­стных особенностей. Соответствующие показатели по методике Фидлера-Ясюковой должны быть в 3 зоне; допускается недоста­точная объективность в оценке людей, т.е. 2 зона (поскольку это еще преодолимо), но подросток должен знать о том, что он не всегда справедлив и должен учиться объективности. Преподава­тельская деятельность не рекомендуется, если фактор Н теста Кеттелла находится в 1 зоне.

Естественные науки (биология, химия, география, архео­логия, геология, метеорология, медицина, фармакология, экс­периментальная психология и пр.) - на хорошем уровне 3, 2 и 4 субтесты Амтхауэра, матрицы С Равена и хотя бы средний уро­вень по 1 субтесту Амтхауэра, а для медицины, фармакологии -еще и хороший уровень по 9 субтесту (стоматология и хирургия - дополнительно хороший уровень по 8 субтесту). Для медицин­ской специализации желательно, чтобы фактор I теста Кеттелла не был в 4 зоне, а фактор М был в 3-4 зонах.

Физико-математические науки – 6, 3 и 5 субтесты Амтха­уэра и матрицы В, С, D, Е Равена на высоком или ближе к высоко­му уровню, на хорошем - 8, 2 и 4 субтесты Амтхауэра, по тесту Тулуз-Пьерона должно быть К > 0,96. Следует также помнить, что способности к физико-математическим наукам и выбор матема­тической специализации обучения в старших классах - это раз­ные вещи. В математические классы могут поступать подростки, имеющие способности к программированию, экономике, инже­нерной деятельности, а не только к физико-математическим на­укам. Экономистам и программистам легче будет даваться уг­лубленная алгебра и начала математического анализа, чем гео­метрия и тригонометрия, и труднее - физика. Подростки с инже­нерными способностями могут испытывать трудности по неко­торым разделам (чаще математики, чем физики) из-за высокого уровня сложности программы. Для уточнения данных о выраженности способностей в сфере физико-математических наук полезно использовать соответствующий тест (см. II часть методического пособия и дополнительный комплект методик: тест физико-ма­тематических способностей Самойловой-Ясюковой).

Прикладная математика, программирование – 6 и 5 суб­тесты Амтхауэра и матрицы В, С, D, Е Равена на высоком или близко к высокому уровню, 3 и 4 субтесты Амтхауэра на хорошем уровне. Работа программиста требует повышенной внимательности, сле­довательно по тесту Тулуз-Пьерона должно быть К > 0,96.

Экономика: бухгалтер - на хорошем уровне 2 и 5 субтесты Амтхауэра, желательно и 1 субтест Амтхауэра; и скорость по тес­ту Тулуз-Пьерона не должна быть высокой. Экономист - на хоро­шем уровне 2, 5 и 6 субтесты Амтхауэра, желательно и 1 субтест, и серия D матриц Равена. Маркетинг, прогнозирование в сфере экономики - на хорошем уровне 2, 3, 6, 5 субтесты Амтхауэра и серия С матриц Равена, желательно и 1 субтест Амтхауэра. Рабо­та бухгалтера, экономиста требуют повышенной внимательнос­ти, следовательно по тесту Тулуз-Пьерона должно быть К > 0,98, для маркетолога достаточно К > 0,95.

Инженерная деятельность: инженер-технолог - на хоро­шем уровне 3, 7 и 1 субтесты Амтхауэра и серии В, С, D матриц Равена, а также не ниже среднего уровня 5 и 2 субтесты Амтхауэ­ра; инженер-конструктор расчетчик - на хорошем уровне 8, 5 и 6 субтесты Амтхауэра и серии В, С, D матриц Равена, а также не ниже среднего уровня 3, 1, 7 и 2 субтесты Амтхауэра и серия Е матриц Равена; инженер-конструктор экспериментатор - на хо­рошем уровне 8, 3 и 5 субтесты Амтхауэра и серии В, С, D матриц Равена, а также не ниже среднего уровня 1, 2, 7 и 6 субтесты Ам­тхауэра и серия Е матриц Равена. По тесту Тулуз-Пьерона для любой инженерной деятельности желательно, чтобы К > 0,95, а для кон­структора-расчетчика - К > 0,96.

Архитектура, промышленный дизайн – на хорошем уров­не 8, 2 субтесты Амтхауэра и серии В, С, D матриц Равена, а также не ниже среднего уровня 7, 3 и 5 субтесты Амтхауэра и серия Е матриц Равена. Необходимо дополнительное изучение творчес­кого воображения с использованием теста Гилфорда и визуаль­ного блока теста Торренса, а также исследование нестандартности визуального мышления с использованием теста Ясюковой (см. II часть методического пособия и дополнительный комплект ме­тодик).

Торговля: торговый представитель - на хорошем уровне 1, 2, 9 субтесты Амтхауэра и по тесту Тулуз-Пьерона К > 0,96, а так­же не ниже среднего уровня 5 субтест Амтхауэра; продавец - вы­сокий уровень внимания (по тесту Тулуз-Пьерона К > 0,98) и хо­роший уровень по 9 субтесту Амтхауэра, а также не ниже средне­го уровня 2 и 5 субтесты. Для успешной работы торгового пред­ставителя, продавца (особенно, продавца отдела) требуется доб­рожелательная установка по отношению к людям, возможна ус­тановка всеприятия, т.е. 3-4 зона по методике Фидлера-Ясюко-вой. Также требуется умение устанавливать контакты, взаимодей­ствовать с широким кругом людей, поэтому противопоказанием является низкий уровень по фактору Н теста Кеттелла (1 зона). Желательны навыки дипломатичности (фактор N теста Кеттелла в 3 зоне).

Управленческая деятельность . Следует помнить, что уп­равленческая деятельность требует специальной подготовки в той области, которой человек собирается управлять. Нет просто управленческих способностей, нельзя научить управлять вооб­ще. Следовательно, школьникам в «Психологической характери­стике» не ставится хороший (и тем более высокий) уровень спо­собностей к управлению, а только средний или слабый. Средний уровень свидетельствует о том, что, получив профессию, моло­дой человек в дальнейшем сможет занимать в ней руководящие должности. Слабый - свидетельствует о наличии противопока­заний. Противопоказанием являются низкие значения по факто­ру Н теста Кеттелла (1 зона) и негативная установка по отноше­нию к людям (доброжелательность в 1 зоне по тесту Фидлера-Ясюковой). Настораживать должны также низкие значения по факторам G и Q 3 теста Кеттелла (1 зона) и недостаточная добро­желательность, скепсис (2 зона по тесту Фидлера-Ясюковой). Разные уровни управления требуют различных интеллектуальных операций: мелкая коммерция, индивидуальный бизнес - на хо­рошем уровне 1 и 9 субтесты Амтхауэра, а также не ниже среднего уровня 2, 5 и 7 субтесты; менеджер по найму (среднее и выс­шее звено управления) - 3, 9 и 1 субтесты Амтхауэра, а также не ниже среднего уровня 7, 2 и 5 субтесты; собственно предприни­матель («хозяин» предприятия) - 3, 1, 7 и 9 субтесты Амтхауэра, а также не ниже среднего уровня 5 и 2 субтесты. По тесту Тулуз-Пьерона для любой управленческой деятельности желательно, чтобы К > 0,95.

На этапе обучения в школе для освоения будущей профес­сии немаловажную роль играют такие личные качества как орга­низованность, исполнительность, методичность в учебе, от ко­торых зависит полнота и систематичность знаний. Следователь­но, при наличии равных способностей лучше овладевают про­фессией и имеют более высокую успеваемость те подростки, ко­торые обладают самокритичностью (тест Фидлера-Ясюковой, 3 зона), и у кого факторы G и Q 3 теста Кеттелла находятся в 3 зоне, а также отсутствует психологическая защита (фактор Q 5 <2). В некоторой степени компенсировать недостатки исполнительно­сти и организованности могут повышенная тревожность (фактор О теста Кеттелла в 3 зоне) и честолюбие (фактор L теста Кеттелла в 3 зоне). При низкой исполнительности и организованности си­туация может усугубляться высокой беспечностью (фактор F тес­та Кеттелла в 3-4 зоне), «компанейскостью» (фактор Q 2 теста Кет­телла в 3-4 зоне), стремлением к острым ощущениям (фактор Н теста Кеттелла в 4 зоне), ленью (фактор Q 4 теста Кеттелла в 1 зоне) настолько, что подросток будет плохо учиться, несмотря на хо­рошие способности. Такой старшеклассник нуждается в контро­ле со стороны родителей. Если подросток еще и упрям (фактор Е теста Кеттелла в 4 зоне), то он будет сопротивляться контролю, что, естественно, отрицательно скажется на успеваемости.

Следует учитывать, что у старшеклассников могут сложить­ся интеллектуальные задатки не к одному, а к нескольким видам профессиональной деятельности. Их нужно раздельно проана­лизировать в сравнении с другими индивидуальными особенно­стями подростка и предложить учащемуся ту сферу будущей де­ятельности, где он предположительно сможет достичь максималь­ной эффективности. Но окончательный выбор всегда остается за самим индивидом.

Профессиональные способности - способности, сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться и ходе профессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности. Профессиональные способности формируются на основе задатков, общих и специальных способностей и включают их элементы в свою структуру в преобразованном виде. Существенным является различие между понятиями «способность» и «подготовленность». Подготовленность - это комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять некоторую деятельность. Профессиональные способности являются предпосылкой формирования подготовленности, достижения того или иного уровня профессионального мастерства, сам факт наличия которого свидетельствует о высоких способностях.

Проблемой способностей в психологии занимались В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков.

Под способностями, по мнению Б. М. Теплова, понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. Таким образом, Б. М. Теплов утверждает представление о способностях, как о субъективных условиях успешного выполнения определенного вида деятельности.

Определение способностей через деятельность и личностные образования, характерно и для других авторов. Так, С. Л. Рубинштейн отмечает, что «способность - сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

Личностно-деятельностного подхода в определении способностей придерживается А. Г. Ковалев, определяя способности как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности. К. К. Платонов, указывает, что «способности - это степень соответствия личности в целом определенной деятельности, раскрытая через структуру данной личности и требований к ней указанным видом деятельности».

Некоторые авторы рассматривают способности с позиции функции и функциональной системы. Так, В. Д. Шадриков определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качестве и надежности (в отношении рассматриваемой психической функции)».

По мнению Р. С. Немова, способности - это «свойства личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком-либо виде деятельности», а задатки - «природные предпосылки способностей, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, тактильного)», следовательно, уровень способностей зависит от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности.

В психологии способностей принято выделять общие и специальные способности, а также профессиональные способности.

Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и часто их определяют как общие интеллектуальные способности. Некоторые авторы к общим способностям, кроме интеллекта, относят обучаемость и креативность (В. Н. Дружинин).

Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. В литературе отмечается, что личность выбирает профессиональную деятельность в соответствии с ее способностями, сложившимися на предыдущих этапах развития. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с ними.

Различают общие и специальные профессиональные способности. Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа, знак, художественный образ, рынок). Специальные профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.

Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. профессиональный психология тренер самооценка

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, то есть, - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида (межличностных) можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п.

Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются, развиваются применительно к условиям деятельности свойства основных нервных процессов, а также особенности соотношения сигнальных систем. Весь этот процесс в целом и есть развитие способностей. Ведущая роль в нем принадлежит образованию условных связей. Способности проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность. В структуре способностей к любой творческой деятельности имеются эмоциональные компоненты, поскольку любое творчество никогда не может происходить без эмоций.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи к деятельности, в процессе которой развиваются способности, предъявляются определенные требования: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Если деятельность носит творческий характер, имеет сильную мотивацию, то она постоянно заставляет человека думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Ряд профессий имеет весьма жесткие требования к профессиональным способностям и психологическим качествам человека. Изучение профессиональных способностей нужны для того, чтобы их дальнейшее формирование было целенаправленным.

В каждом втором резюме соискатели пишут, какие они креативные и амбициозные и как сильно хотят работать только на благо компании. Половина таких навыков добавляется для балласта, а ведь среди стандартных умений есть и такие, которые полезны всем.

flickr.com

Копирайтеров, журналистов и писателей у нас и так много, так зачем вам , если ваша работа с текстами никак не связана? Подсказка: 36% работодателей, по данным портала hh.ru, отказывают в собеседовании и даже не рассматривают резюме, если сопроводительное письмо было составлено с ошибками. То есть вас даже не пригласят, если увидят, что вы описали свой «функционал».

Неспособность связать два слова может стать стеной на пути повышения. Начинающий инженер несколько лет может работать только с железом. Но работа руководителя, например, заключается не столько в разработке, сколько в управлении. Значит, надо писать письма, служебные записки, задания, отчёты… и бросить все силы на изучение родного языка, чтобы удержать новое место и зарплату.


flickr.com

Выражение мыслей в устной форме идёт рука об руку с предыдущим пунктом рейтинга. Причём разговорные навыки помогают не только в работе. Если вам по долгу службы надо делать презентации или проводить встречи, то - обязательное условие работы. А если сидите в кабинете или лаборатории в тишине, умение поговорить позволяет адаптироваться на рабочем месте быстрее. Угрюмых молчунов любят только другие угрюмые молчуны, и то не очень.

Чтобы показать, что вы умеете разговаривать, не нужно говорить стихами или постоянно болтать. Правила хорошего устного общения другие:

  • Улыбка.
  • Умение слушать собеседника и не перебивать.
  • Обращение по имени.
  • Простые и ёмкие ответы на поставленные вопросы.
  • Умение последовательно и логично излагать факты.

Собственно, всё. И не пытайтесь шутить, если вы никогда до этого не пробовали себя в качестве комика.


probomond.ru

Кажется, что - это врождённая черта характера. Она либо есть, либо её нет. Но на самом деле её можно прокачать.

Нужна она больше вам, чем работодателю, потому что без здоровой дозы уверенности карьеры не построить. Соглашаться со всеми и слушать чужие указания удобно для кого угодно, кроме вас. Прописная истина о том, что нужно верить в себя, чтобы чего-то добиться, будет всегда верна. Впрочем, есть грань между уверенностью и высокомерием, так что не пытайтесь демонстрировать, какой вы крутой, прямо на собеседовании. Учитесь постепенно, а в очереди на собеседование постарайтесь хотя бы спину выпрямить.

7. Способность управлять временем


flickr.com

Это один из краеугольных камней продуктивности. Даже если вам не интересна эта тема, работать - то есть выдавать продукт труда - всё равно придётся, так что и время распределять нужно с умом.

По статистике , только на социальные сети в день уходит в среднем два с половиной (!) часа. На Лайфхакере можно найти столько материала по этой теме, что прочтение статей можно приравнять к университетскому курсу.

Конечно, ваши показатели и ваша премия не зависят только от того, как грамотно вы составляете расписание. Но вам виднее, куда потратить время, освободившееся в результате грамотного планирования.


flickr.com

Вообще-то, этот навык почти невозможно найти в списках требований к соискателю вакансии, потому что мало кто видит прямую зависимость между общением в профессиональном сообществе и работой. Но это может повлиять на работу. Например, если вы задействованы в области, которая бурно развивается, и хотите не отставать от прогресса, нужно постоянно перенимать чужой опыт. А если вы посещаете отраслевые , то у вас есть шанс найти на них заказчиков и партнёров. Кроме того, знание сообщества даёт возможность найти экспертов и проконсультироваться с ними.


fishki.net

Шутки о противостоянии бухгалтеров и админов всё ещё популярны, как ни странно. Предполагается, что опыт общения с техникой сегодня есть у всех без исключения.

А если вы приходите в офис, то надо в первый же день разобраться, где компания хранит электронные документы и в каком мессенджере отделы общаются между собой. Да и обращаться в техподдержку с формулировкой «Я ничего не делал, это всё он сам», показывая пальцем на зависший компьютер, уже несолидно.

И чем лучше ваши навыки , тем больше у вас возможностей для карьерного роста. Не обязательно превращаться в гика, но основы нужны как воздух.


flickr.com

Работать строго по инструкции умеют многие, но по-настоящему вкусные и прибыльные проекты и должности достаются тем, кто умеет смотреть на вещи под необычным углом и быстро решать сложные проблемы. Одно только это умение можно сделать , а если способность быстро находить выход сопровождается и другими качествами, то вам цены нет.


flickr.com

Нет-нет-нет, не в том смысле, что все должны искать клиентов и быть мастерами холодных звонков. Просто нужно уметь торговаться. Например, когда вы разговариваете о повышении зарплаты или определяете размер будущего оклада. Учитесь продавать своё время и получать комфорт в качестве вознаграждения. Нужно быть хорошим торговцем, чтобы перенести срок дедлайна, согласовать предложенные командой изменения проекта или договориться об удалённой работе.


flickr.com

На умении работать в команде в последние несколько лет все рекрутеры, кажется, помешались. Хотят видеть командных игроков даже в профессиях, в которых важна индивидуальная работа.

Впрочем, командная работа, как и другие пункты из этого списка, - это шанс добиться карьерного роста. Даже если вы не стремитесь к руководящим должностям, понимание общих целей коллектива вдохновляет на интенсивную работу.


Кадр из фильма «Гостья из будущего»

Это главный из непрофильных навыков, который помогает жить и работать. Интеллект - это ваши знания и ваше умение работать с информацией, эмоциональный интеллект - умение применять свои знания в реальных ситуациях. Эмпатия помогает взаимодействовать с другими, а главное - её тоже можно развивать.

Рекомендуем почитать

Наверх