Личные качества в резюме: примеры, личная характеристика, краткость и полнота информации. Деловые качества Деловые качества и стиль личной работы

Управление  18.02.2023
Управление 

Составление резюме воспринимается многими людьми как перечисление всех положительных личных качеств.

Причем они даже не всегда действительно имеются в наличии, а являются абстрактными. Но что действительно важно указывать в резюме для того, чтобы получить хорошее место работы?

Резюме как прайс-лист

Резюме по своей сути является именно прайс-листом, потому что каждая его строчка заявляет о стоимости человека как специалиста и работника.

Чем меньше функций он способен выполнять, тем дешевле будут стоить его услуги и наоборот.

«Цена» человека складывается из тех качеств, которые работодатель хочет видеть в соискателе. То есть, для экономиста и, к примеру, повара необходим разный набор качеств, разный прайс-лист.

Оцени себя трезво

Начиная указывать в резюме все свои хорошие качества, человек должен прежде всего адекватно оценить себя в профессиональном плане. Как правило, все неудачные попытки получить работу или повышение по службе происходят из-за завышенной или наоборот заниженной самооценки, приводящей к неправильно составленному резюме.

Таким образом, необходимо трезво оценить свои способности и понять, какие конкретно знания и умения находятся на высоте. Их и стоит указывать в резюме.

Одновременно стоит рассмотреть резюме других соискателей на должность, понять, в чем перед ними имеется превосходство и также отразить это в своем списке.

На личностные особенности стоит напирать только в том случае, если на требования работодателя не хватает квалификации.

Качества человека для резюме. Список

Примерный список выглядит так, но он, конечно, не является полностью исчерпывающим:


Положительные

Мало просто указать в резюме все свои лучшие качества, их нужно еще и обосновать. Здесь работает правило «золотой середины» — излишне расхваливать и пространно расписывать все свои положительные стороны человеку не стоит.

Резюме не должно превышать 1-1,5 страниц, к тому же у работодателя нет ни времени, ни желания читать чьи-то рассказы о себе.

Можно представить себя на месте руководителя организации, понять, что ему требуется, и слегка приукрасив необходимые на данном месте качестве, описать их в краткой и лаконичной форме.

Выделяем деловые стороны

На то, примут ли человека на работу, влияют все же не столько его личные качества, сколько профессиональные. Поэтому именно на них нужно делать основной упор.

Перечислять все свои навыки не стоит. Многое в этом вопросе зависит от должности, на которую человек претендует. Для менеджера и для бухгалтера будут предпочтительными разные деловые качества.

Поэтому нужно посмотреть текст объявления о вакансии, посмотреть профессиональные требования и указать в своем резюме именно те из них, которые есть в наличии.

Описывать деловые качества тоже стоит кратко, одним предложением, например: «Шесть лет работы заместителем главного бухгалтера».

Важно проследить, чтобы деловые и личные качества не вступали в противоречие между собой.

Отрицательные

Если работодатель не просит указать отдельно плохие качества в резюме, то самостоятельно этого делать не нужно.

Примерами качеств, которые наверняка воспримутся как негативные, являются:


Сильные и слабые стороны в резюме

Указывая положительные и отрицательные качества человека в резюме, нужно быть предельно внимательным. Многое зависит от конкретной должности и корпоративной культуры компании – в одной ситуации какое-то качество будет воспринято как положительное, а в другой, как отрицательное.

Бухгалтеру не нужны лидерские качества или харизма. Из списка, указанного выше достаточно выбрать 5-10 личных качеств, которые являются сильными сторонами личности и соответствуют требованиям работодателя.

Само собой разумеется, что кадровики напрямую заинтересованы в том, чтобы человек, желающий получить должность, самостоятельно оценил себя и свои способности, представив все в бумажном виде.

Поэтому, чтобы облегчить себе работу, они составили список советов, ориентируясь на которые можно понравиться предполагаемому начальству:

  1. Резюме должно быть составлено в сдержанном ключе, юмор здесь неуместен. Если, конечно, речь не идет о креативной и творческой должности;
  2. Шаблонные, скопированные откуда-нибудь резюме не принесут успеха, потому что кадровики прекрасно видят такие уловки;
  3. Больше 5 профессиональных характеристик указывать не стоит, причем стандартный «профессионализм» вписывать в этот список не стоит, а «стрессоустойчивость» высоко ценится всегда;
  4. Указывать необходимо только качества , которые подходят желаемой должности;
  5. Отвечать на собеседовании стоит ровно то, о чем спрашивали, заболтать кадровика все равно не получится, а впечатление будет безвозвратно испорчено.

Держим марку

Указывая сильные стороны и скрывая слабые нужно быть готовым к тому, что на собеседовании кадровик может попросить продемонстрировать какие-то из них на конкретном примере. То есть, если в резюме написана «скромность», внешний вид должен быть соответствующим.

Стрессоустойчивость может быть проверена двухчасовой задержкой приема, во время которой будет вестись наблюдение за поведением соискателя.

Напирая на интеллектуальные способности нужно быть готовым столкнуться с тестами. И т.д. и т.п.

Примеры описания по профессиям

Менеджер по продажам

Обязательные качества: коммуникабельность, активность, ориентация на результат.
Будут хорошо оценены: грамотная речь, стрессоустойчивость, нестандартное мышление, грамотная речь.

Бухгалтер

Обязательные качества: внимательность, ответственность, обучаемость.
Будут хорошо оценены: стрессоустойчивость, неконфликтность, скрупулезность.

Секретарь

Обязательные качества: грамотная речь, стрессоустойчивость, аккуратность, исполнительность.
Будут хорошо оценены: приятный внешний вид, ухоженность, опрятность.

Видео: Как правильно составить резюме

Что хочет знать наниматель о потенциальном работнике, помимо его образования, опыта и профессиональных навыков? Обычно это отношение к работе, к другим людям (сотрудникам и клиентам) и карьерные цели.

Личностные качества для резюме должны выглядеть кратким, но емким описанием своих преимуществ. Отрицательные качества для резюме логично добавлять, только если их требует работодатель.

Писать о себе стоит честно. Обман вскроется на собеседовании и станет серьезным минусом для соискателя. Лучше не писать ничего, чем приписывать себе несуществующие достоинства.

Какие качества лучше не указывать

Это напрямую зависит от желаемой должности. Менеджеру и руководителю торговой организации следует указать соответствующие деловые качества для резюме. Креативность или любовь к детям здесь неуместны.

Коммуникабельность не стоит указывать для специальностей, требующих сосредоточенности и усидчивости. А их не следует упоминать людям творческих профессий: дизайнерам и художникам.

О привлекательной внешности и спортивной подготовке стоит написать, только если они требуются для будущей профессии.

Как избежать шаблонов

Рекрутеров раздражают типовые и заезженные «ответственности» с «пунктуальностями». Соискатель автоматически попадает в список одинаковых претендентов. К тому же на банальных фразах взгляд не задерживается. Время, которое затрачивает рекрутер на просмотр, не превышает половины минуты.

Как привлечь его внимание? Просто раскрыть значение слова как пояснение или заменить его. В качестве примера: выражение «свои обязанности выполняю добросовестно» лучше, нежели стандартное «ответственность». «Коммуникабельность» описывается более развернуто, если были пройдены специальные курсы и бизнес-тренинги.

С точки зрения психологии, полезнее обходиться без частицы «не». Как пример: «неконфликтный» — доброжелательный, миролюбивый, спокойный.

Эффективнее развернуто, но немногословно расписать личные сильные стороны характера в резюме, примеры более эффективного раскрытия личностных качеств приведены в таблицах.

Случается, что наниматель требует указать и список недостатков. Какие отрицательные качества человека для резюме подходят, определяется предполагаемой должностью.

Пример написания

Наиболее часто используемые личные качества для резюме мы свели в таблицах.

Сильные стороны характера и личные качества человека для резюме

Сильные стороны для резюме

Выражения-синонимы (которые добавляют или используют вместо черт характера)

Ответственный

Добросовестно отношусь к работе

Пунктуальный

Всегда выполняю задания в срок

Коммуникабельный

Легко нахожу общий язык с людьми

Всегда нахожу индивидуальный подход к клиенту

Стараюсь найти подход к каждому ребенку (ученику)

Вежливый

Не нуждается в перефразировке

Всегда вежлив и сохраняю спокойствие в любой конфликтной ситуации

Креативный

Ищу и воплощаю оригинальные решения даже для обыденных задач

Обучаемый

Постоянно занимаюсь самосовершенствованием, повышаю квалификацию на курсах и тренингах, готов к дальнейшему обучению

Работоспособный

Способен производительно работать, сосредотачиваясь на конечных целях

Стрессоустойчивый

Сохраняю самообладание при любых обстоятельствах

Уравновешенный

Чаще всего возможно оставить и так

Инициативный

Организованный

Аккуратный

Дисциплинированный

Отрицательные личностные свойства и стороны характера, представленные как достоинства

Творческий подход к рассказу о себе помогает найти новую работу, даже если требования в вакансии указаны в формализованных формулировках. А вдруг это первая проверка на реальную заинтересованность?

Нужно помнить, что невозможно составить универсальный список характеристик для всех компаний. Лучше подготовить несколько вариантов резюме и готовиться аргументировать написанное на собеседовании.

Особое мнение

Иван Дмитриевских

Head of HR Department Belitsoft

Личные качества, по которым наниматель выбирает будущего сотрудника, делятся на четыре группы. Важно определиться в каждой из них, не только чтобы пройти предварительный отбор рекрутером, но и выделиться среди других резюме на столе руководителя:

1. Гибкость в общении. Любому руководителю важно знать, насколько легко вы вольетесь в коллектив и усилите команду, и быть уверенным, что количество потраченного на вас времени в период «притирки» сведется к минимуму. К личным качествам этой группы обычно относятся:

  • умение находить общий язык (работает лучше, чем «коммуникабельность», которую многие воспринимают как пристрастие «просто потрындеть»);
  • умение решать конфликтные ситуации;
  • командный игрок или герой-одиночка (на разные вакансии необходимо разное качество — постарайтесь определить для себя, что у вас лучше получается);
  • лидерские качества;
  • умение находить баланс поддержки и давления для достижения общих целей и т. д.

2. Ответственность — очень важное качество, которому почему-то молодое поколение уделяет мало внимания в своих резюме:

  • отношение к дедлайнам;
  • насколько вы готовы отложить личную жизнь, «если завтра война»;
  • отношение к качеству (как правильно сделать — быстрее или лучше?);
  • отношение к деталям — предпочитаете собирать полную информацию и проверять каждую деталь или понимаете, что 100% нужной информации никогда не соберешь и порой решение необходимо принимать при ее недостатке;
  • отношение к проблемам (косякам, факапам) — «я не виноват» или есть понимание причинно-следственных связей возникшей проблемы (в следующий раз, чтобы не допустить этого, сделать так, а чтобы снизить потери — так);
  • есть ли у вас системное мышление.

3. Мотивация — внутренняя или внешняя — опирается на ваши внутренние принципы или ценности, или необходимы внешние факторы:

  • «к» или «от» — достижение чего-либо (бонусы, карьера, статус, опыт) или избегание (наказания, например);
  • понимание баланса удовольствия и необходимости — какая часть работы на прошлом месте вызывала страсть, а какая убивала скукой.

4. Ваша энергия — нет ничего страшнее для нанимателя, как взять дорогого выгоревшего профессионала:

  • почему ушли с предыдущего места работы (почему начали искать работу);
  • отношения с руководством на предыдущем месте;
  • что ищете на новом месте работы;
  • какие хобби есть вне работы (обычно у выгоревших их нет под предлогом «нет времени»).

Все эти качества указываются в отдельной графе профессиональных качеств либо в сопроводительном письме. Например:

«За пять лет работы прошел ротацию в трех отделах. Легко нашел общий язык с коллегами в каждом из них. Умение вовремя поддержать всегда помогало в этом. Была пара конфликтов, но довольно быстро удалось их уладить. К сожалению, полгода назад понял, что достиг потолка в профессиональном росте. И моей энергии гораздо больше, чем было необходимо там. На новом месте я ищу возможность работать с сильным ментором и реализовывать свои идеи».

Ирина Верёвка

руководитель направления рекрутинга «Центра развития человеческого капитала»

При поиске места работы и составлении резюме важно понимать, что работодателя интересует результат. Главный вопрос для рекрутера: как потенциальный сотрудник может сделать компанию лучше? Поэтому личные качества для резюме предпочтительнее формулировать в формате soft skills, то есть гибких неспециализированных навыков и компетенций. Их наличие позволяет решать сотруднику нестандартные задачи, эффективно взаимодействовать с командой, управлять собственной результативностью.

Формулировка личностных черт в формате soft skills с указанием конкретных результатов делает резюме более презентабельным и профессиональным. Оно помогает работодателю понять, чего сможет достичь потенциальный сотрудник.

Но описывая личные качества, соискатель часто перенасыщает ими резюме. Поэтому прежде чем формулировать очередной пункт, подумайте, так ли он необходим? Чувство меры является очень важным. Многие характеристики порождают сомнения у рекрутеров и провоцируют вопросы. Например, вы указали такое качество, как «харизма». Сможете ли вы объяснить, в чем она проявляется и как ее оценить?

Если у работодателя все же возникнут вопросы, будьте готовы подтвердить личные качества. Подготовьте несколько примеров, доказывающих ваше серьезное отношение к делу и умение брать на себя ответственность. При сомнениях откажитесь от указания той или иной черты. Если вы не укажете в резюме что-либо, необходимое для работы, интервьюер сам задаст наводящие вопросы.

Кристина Корепина

hr-marketing specialist

В статье приведена отличная таблица перефразирования избитых описательных прилагательных. Но я предлагаю пойти еще дальше и обозначать личные качества через примеры из практики.То есть: «Прихожу на встречи за 5 минут, чтобы успеть освоиться» — эта фраза про пунктуальность, про ответственность и про воспитанность.

Или «На любое входящее письмо на почте я отвечаю, что письмо в работе. И это не автоответ» — это про высокий сервис аккаунтинга, про клиентоориентированность.

Такой сторителлинг точно зацепит скользящий взгляд hr-а и одновременно раскроет вас как креативную личность!

Личные качества в резюме должны подчеркивать ваши сильные стороны в деловой среде и не быть шаблонными. Шаблонные характеристики в лучшем случае не прочитают, в худшем — подумают, что вы списали их из другого резюме или не посчитали нужным уделить время и внимание собственным формулировкам (и здесь резюме потеряет несколько пунктов в глазах работодателя).

Чтобы составить список личных качеств, которые будут добавлены в резюме:

  • вспомните ваш последний день рождения в компании: что вам желали? как вас характеризовали? что о вас говорили коллеги, подчиненные, руководитель, партнеры;
  • вспомните 2-3 сложные рабочие задачи за последний год: благодаря чему вы добились в них успеха? какие ваши личные качества помогли? благодаря каким качествам вы преодолевали сложности на пути;
  • посмотрите на два получившихся списка, отметьте пересекающиеся, оцените оставшиеся, сформируйте собственный список для добавления в резюме (3-5 пунктов).

Иногда, если сложно написать личные качества в резюме, лучше их совсем не писать. Единственное — в этом случае готовьтесь, что вас о них спросят на интервью, и говорить о них, вероятнее всего, придется.

Виктор Назаришин

Head of HR SIM-NETWORKS

С одной стороны, личностные качества (soft skills), которые позволят человеку быть эффективным в должности, указаны в профессиограмме и профиле должности, который создается на основе соответствующей профессиограммы. Прочтите эти документы перед тем, как определяться с личным перечнем.

С другой стороны, рекрутер, когда публикует вакансию, описывает требования к личностным качествам человека, которого ищет компания на данную должность. В идеале определите суммарный перечень личностных качеств, которые соответствуют и профессиограмме и требованиям работодателя. Эти личностные качества и их проявление интересны работодателю.

С учетом того, что требования работодателей различны и не всегда они совпадают с классическим видением профессиограммы (экспертная оценка), описание личностных качеств рекомендуется делать не в резюме, а в сопроводительном письме!

В первую очередь акцентируйте внимание работодателя на тех личных качествах, которые важны в вашей профессии. Например, для руководителя проектов важно уметь грамотно распределять время и быть пунктуальным. А если вы претендуете на должность, предполагающую монотонный однообразный труд, стоит заявить о своей усидчивости, последовательности и любви к порядку.

Ну и следует избегать штампов — стандартные «коммуникабельность» и «стрессоустойчивость» в вашем резюме в лучшем случае проигнорируют.

Сегодня, чтобы устроиться на работу, достаточно отправить свое резюме по электронной почте. Та часть, где будут прописаны профессиональные качества личности, является одной из наиболее важных для работодателя, благодаря перечню характеристик можно многое узнать о человеке, не общаясь с ним.

Работодатель многое поймет о человеке, прочитав список его профессиональных качеств

Как правильно себя подать

При составлении перечня качеств сотрудника организации необходимо перечислить и пояснить:

  • Личностные качества человека. Это те характеристики, которые появились во время его социализации.
  • Деловые качества работника. Это те характеристики, которые описывают человека как потенциального специалиста.
  • Ключевые навыки. Нужно указать на приобретенные в школе, вузе или в процессе работы в другой компании умения, которые помогут справляться с задачами на новом месте.

При составлении данного списка не нужно уходить от главной цели резюме - дальнейшего трудоустройства в престижную организацию. Не стоит перечислять те личные качества, которыми вы не обладаете. Обман раскроют быстро, а чувство стыда останется надолго.

О чем писать в резюме

Многие думают, что веселый человек быстрее вольется в коллектив. Хорошее чувство юмора может помочь при неформальном общении с коллегами, но такая характеристика не даст желаемого результата, если только вы не подаете заявку на трудоустройство тамадой или аниматором. Какие профессионально важные качества личности стоит указать в резюме:

  • Если хочется подчеркнуть, что вы готовы к усердной работе, то стоит указать на желание развиваться, наличие повышенной работоспособности, стремление к карьерному росту, стрессоустойчивость.
  • Если желаете указать на наличие лидерского потенциала, то помогут такие фразы: умение распределять полномочия и обязанности, ответственный, есть навык ведения переговоров, есть умение быстро ориентироваться в ситуации и выходить из нее.
  • Если привлекает должность, где потребуются глубокие знания и хорошие умственные способности, то необходимо написать о предприимчивости, умении быстро решать проблемы, аккуратности, организованности, аналитическом мышлении.
  • Если вакансия требует от частых выступлений на публике, то необходимо заявить о таких полезных качествах, как эмоциональная уравновешенность, умение держать себя в руках даже при большом скоплении народа, способность находить с людьми общий язык, уверенность в себе, ораторские способности.
  • Если в процессе работы нужно показывать творческие способности, то не помешает сказать о наличии креативного мышления, нестандартного подхода к стандартным вещам.

Креативность необходима для творческой работы

  • Кроме типичных полезных качеств настоящего профессионала, стоит указать и такие характеристики, которые смогли бы заменить отсутствие чего-либо у потенциального специалиста. Если нет опыта в определенной сфере, то следует указать на умение схватывать все на лету и быстро обучаться.
  • Перед включением той или иной характеристики стоит подумать и трезво оценить себя. Чтобы подтвердить или опровергнуть наличие того или иного личностного качества, нужно привести пример жизненной ситуации.
  • При составлении резюме нужно опираться на те характеристики, которые необходимы при работе в данной должности. Если на сотрудника будет возложено управление коллективом или проектом, а навыки руководителя у него есть, то нужно акцентировать внимание на этом.

Личные качества

Какими еще качествами должен обладать специалист, личные качества в резюме:

  • Знание и опыт использования технологий, которые применяются во время работы.
  • Четкое и оперативное решение сложных вопросов и поставленных задач. Умение быстро перейти к другому заданию после выполнения первого.
  • Внимательность при работе с важными документами.
  • Отзывчивость при поступлении просьб и предложений.
  • Умение самостоятельно мотивировать и контролировать себя.
  • Ориентация на качественный, а не на количественный результат.
  • Хорошая речь и презентабельный внешний вид. Пунктуальность.
  • Коммуникабельность, способность работать в группе и распределять поставленные задачи на некоторое количество человек.
  • Быстрая адаптация при различных переменах. Рациональное использование предоставленных ресурсов.
  • Самокритика и умение прислушиваться к критике и мнению окружающих.

Не стоит писать резюме по шаблонам. Писем, наполненные аналогичными текстами, много.

Необычные работы, наполненные не только типичными профессиональными качествами для резюме, но и интересными нюансами, будут достойны внимания.

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?

Почему работодатели такое большое внимание уделяют деловым качествам соискателей? Потому что профессионализм в деловой сфере решает все: будет ли работа выполнена в должном качестве и завершена в срок, появятся ли у организации новые клиенты и партнеры, и т. д. Деловые и нравственные качества каждого человека, работающего в компании, - это важнейшее условие роста и развития любого предприятия.

Что представляют собой деловые качества? Это синтез профессиональных знаний, навыков и умений, помноженный на самодисциплину. Так, например, профессиональное умение организовывать людей будет мало эффективным, если вы не научитесь организовывать самих себя и приходить вовремя на встречи или станете забывать о запланированных делах.

Какие бывают деловые качества?

Перечень деловых качеств личности достаточно велик. Однако, он включает в себя такие пункты, которые могут пригодиться одной категории работников и быть совершенно ненужными для другой. Так, например, руководителю пригодятся хорошие ораторские способности для того, чтобы мотивировать рядовых сотрудников на новые свершения или увлекать партнеров и инвесторов своими идеями. Зато системному администратору подобный вид деловых качеств, скорее всего, не пригодится.

В целом, если говорить о наиболее популярных видах деловых качеств, список будет таким:

  • умение работать в команде;
  • организаторские способности;
  • навыки самостоятельной работы, без контроля со стороны;
  • умение четко излагать свои мысли устно и письменно;
  • умение убеждать;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умение находить язык с другими людьми;
  • профессиональная честность;
  • аккуратность в работе с документацией;
  • быстрота реакции;
  • умение вести деловую переписку;
  • умение планировать рабочий день, выделять главные и второстепенные задачи;
  • умение принимать решение;
  • умение четко выполнять инструкции;
  • вежливость и тактичность;
  • максимализм.

Понятно, что профессионалами не рождаются. Развитие деловых качеств происходит у работников в ходе трудовой деятельности, но и не только. Владельцы крупных компаний вкладывают сегодня гигантское количество средств в образование своих сотрудников. Тренинги делового общения, коммуникативной компетенции, креативности, уверенности в себе и т. д. - все это помогает работникам компании развить положительные деловые качества и стать профессионалами. Любой компании нужны именно такие люди, поэтому в некоторых организациях даже вводится в штат должность бизнес-тренера - человека, который будет «подтягивать» руководителя и других работников в плане развития деловых качеств.

Деловые качества человека напрямую влияют на его карьеру. Добиться повышения, не имея определенных профессиональных знаний и навыков управления, сегодня практически невозможно. Именно поэтому для деловых людей так важно учиться, посещать специализированные тренинги, читать профильные книги и развивать деловые качества.

Характеристика ваших деловых качеств - неотъемлемая часть любого резюме. Решив попробоваться на должность в той или иной компании, не забудьте составить список своих сильных профессиональных сторон и описать их в резюме. При этом решив включить в документ даже самые стандартные: «обучаемость», «исполнительность», «ответственность» и т.д., не забудьте, что все это придется продемонстрировать работодателю, когда вас примут на работу.

Рекомендуем почитать

Наверх