Как выстроить план карьеры. Проект построения профессиональной карьеры

Управление 09.12.2019
Управление

Уровень карьерных целей, скорость их достижения и уровень удовлетворения при этом во многом зависит от ресурсов, которые и определяют карьерное развитие и построение успешной карьеры.

Карьерные ресурсы - индивидуальный потенциал личности (способности, знания, опыт, активность в решении профессиональных задач, здоровье и т. д.), а также внешние условия карьерного роста (внеслужебные - семья и ближайшее социальное окружение, социальные нормы, культура; внутрислужебные - организационная структура, производственные отношения, правовые нормы деятельности и т. д.).

Первый карьерный ресурс - способности человека. Самый простой и достаточно верный способ выявления своих способностей - анализ опыта деятельности, выяснение того, в чем и в связи с чем вы наиболее успешны. Целесообразно начать такой анализ с определения видов деятельности, которые доставляют вам наибольшее удовольствие. Однако деятельность всегда связана с решением комплекса задач, многие из которых не соответствуют сфере личных интересов. Внутренний ресурс может быть активизирован двумя способами. Первый - освоение того, что не интересно: в процессе накапливания знаний о предмете деятельности, умений обращения с ним он становится «своим» и следовательно интересным. Второй способ подключение воли, т. е. способности мобилизовывать свои усилия в нежелательной, но необходимой деятельности. Существенно, что систематическое целенаправленное повторение таких действий (тренировка) пробуждает интерес к самому процессу преодоления трудностей, что приводит к экономии волевых усилий.

Второй карьерный ресурс - способность пробуждения, поддержания и развития активности в решении профессиональных задач и продвижения в профессиональном мастерстве. Эта способность тесно связана с наследственно обусловленной особенностью нервно-психической деятельности организма, проявляющейся силой, скоростью и устойчивостью возникновения и протекания соответствующих процессов (темперамент). При планировании карьеры необходима дифференцированная ориентация на тип темперамента. Если человеку свойственна быстрая, сильная и относительно недлительная реакция на события, то карьера будет более успешной в деле, связанном с решением задач в условиях высокоскоростных и труднопрогнозируемых изменений в профессиональной среде. Если человек замедленно реагирует на события, но, постепенно накапливая интерес, длительно сохраняет и актуализирует его, ему целесообразно ориентироваться на планомерную карьеру в деле, требующем методичности, целеустремленности и настойчивости в преодолении препятствий. Кооперация в профессиональной деятельности людей с разными типами темперамента дает системный эффект: первые придают работе динамизм, вторые ее стабилизируют.

Третий карьерный ресурс - уверенность в собственных силах, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности. Первые две характеристики обязательно должны контролироваться последними, иначе они могут деформировать карьерный процесс в плане его преимущественной ориентации на индивидуальные (эгоистические) цели. Уверенность может трансформироваться в самоуверенность, стремление к лидерству перерождается во властолюбие и тщеславие. В то же время доминирование в структуре личности чувства долга и ответственности сковывает инициативу, творчество, порождает неуверенность и страх за последствия принимаемых решений. В первом случае карьера превращается в карьеризм, во втором - она будет существенно сдерживаться.

Четвертый карьерный ресурс - профессиональные знания и опыт.

В каждой сфере профессиональной деятельности набор этих компонентов специфичен. Но все они определяются квалификационными требованиями по занимаемой должности и полученной специальности. Еще более для успешной карьеры необходима ориентация на требования, которые предъявляет профессиональная жизнь сегодня и будет предъявлять завтра. Однако, помимо профессиональных знаний, требуется и знание жизни человека во всей сложности ее процессов, развивающихся на индивидуальном и социальном уровнях. Крайне необходимы знания в области культуры, этики, истории родной страны и мира. Сегодня невозможно управлять без знаний закономерностей самоорганизации и общей теории управления, важнейших технологий социального управления и служебного труда.

Пятый карьерный ресурс - интерес и способности к познанию и обретению опыта. Технологии развития важнейших начал способностей - интеллекта, памяти, внимания описываются в различной социально-психологической литературе. Способности развиваются в деятельности, поэтому саморазвитие способностей заключается в постоянном достижении новых рубежей. Это влияет самым непосредственным образом на построение карьеры. Интерес имеет удивительную способность - не исчезать после успешного достижения цели, а, напротив, усиливаться. Человек, познавший что-то и продвинувшийся в связи с этим в своем мастерстве, попадает в своеобразную ловушку - у него появляется потребность сохранения и подкрепления достигнутого уровня, что побуждает его вновь что-то познавать. Результат - способности развиваются «на марше».

Шестой карьерный ресурс - здоровье. Взаимосвязь здоровья и карьеры очень сложная. Любое продвижение человека связано с нагрузками на организм. Его ответ на нагрузки - напряжение защитных сил, мобилизация ресурсов (физических и нервно- психических) для приспособления к изменениям и решения жизненных задач.

Практическая реализация внутренних карьерных ресурсов в конечном итоге определяется получением рабочего места в определенной области деятельности (получение профессии). Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого такие понятия, как «я хочу», «я могу» и «надо».

Хочу это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.

Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем выполнению быстрому и качественному.

Надо - это, так сказать, социальный заказ, т. е. потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Человек будет удовлетворен реализацией своих внутренних карьерных ресурсов только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Так что попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте подобный треугольник. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы психодиагностики, как различные тесты, анкеты, опросники. Они позволят вам определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности (специальной литературы об этом существует немало).

Не секрет, что не только молодым людям, но и тем, кто по какой-то причине лишился работы, присуще обостренное чувство ненужности и непонятости. Это ощущение - верный признак того, что вам стоит пересмотреть свои профессиональные ориентиры, мобилизовать свои внутренние карьерные ресурсы. В идеале еще до поступления в учебное заведение желательно определить хотя бы тип будущей профессии.

Приведем некоторые из таких типов, на формирование которых существенное влияние оказывают внутренние карьерные ресурсы человека:

Человек - техника: строитель, технолог, летчик, шофер, конструктор.

Человек - природа: химик, геолог, ветеринар, биолог, фермер.

Человек - человек: секретарь, менеджер по персоналу, врач, продавец, милиционер.

Человек - художественный образ: художник, писатель, артист, музыкант, журналист.

Человек - знаковая система: программист, экономист, оператор, переводчик.

Указанное деление довольно четкое и стройное. Чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим кумиром, кого из знакомых ваших родителей вы заваливали вопросами об их профессии.

Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело, наиболее эффективно распорядиться своими внутренними карьерными ресурсами. Скучный термин «профориентация» на самом деле очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор. Будьте уверены в себе.

Чтобы получить желаемую работу и построить карьеру, необходимо не только понравиться работодателю, но и обойти других претендентов на должность. Важнейшим внутренним карьерным ресурсом, необходимым для достижения этих целей, является уверенность в себе и своих силах. Эта уверенность должна проявляться в нашем облике, манерах, словах и поступках, а особенно в достойном поведении в критических жизненных ситуациях. Нет сомнения в том, что почти каждый из нас хотел бы обладать этим качеством гораздо в большей степени, чем имеет.

Предлагаем проверить, насколько уверенный вы человек для построения успешной профессиональной карьеры.

Вы уверены в себе, если:

  • осознаете свою неповторимую индивидуальность, преимущества и недостатки;
  • чувствуете себя достойным любви и уважения других людей;
  • стараетесь ни при каких обстоятельствах не унижаться и не заискивать;
  • знаете приемы рационального поведения в различных жизненных ситуациях;
  • искренне выражаете свои мысли и чувства, избегая лжи и лицемерия;
  • всегда думаете и анализируете происходящее, не полагаясь только на прошлый опыт, мнение большинства, авторитетных личностей и традиции;
  • легко высказываете собственное мнение в любом коллективе;
  • успешно выступаете перед публикой;
  • умеете убедить в своей правоте и настоять на своем;
  • выбираете наилучшую стратегию и тактику поведения в конфликтных ситуациях;
  • умеете достойно реагировать на критику, замечания, оскорбления;
  • доброжелательны к людям, принимаете их такими, какими они есть.

Вы не уверены в себе, если:

  • робеете и смущаетесь в самых простых житейских ситуациях;
  • постоянно нуждаетесь в помощи, поддержке или одобрении других людей;
  • не проявляете инициативы, а ждете указаний и распоряжений от других;
  • избегаете выяснения отношений, споров и конфликтных ситуаций;
  • молча сносите обиды и унижения или даже оправдываетесь;
  • позволяете собой манипулировать, использовать себя в чужих интересах;
  • не высказываете своего мнения, не задаете вопросов, боясь показаться глупым;
  • у вас тихий, дрожащий голос с хрипотой и покашливаниями;
  • вы молчаливы и замкнуты в себе, избегаете лишних контактов с людьми;
  • вам трудно отказывать другим людям, говорить «нет».

Излишняя самоуверенность и крайняя степень неуверенности в себе являются разными сторонами одной медали, одного и того же качества. Часто люди считают слишком самоуверенными тех, кто прячет свою неуверенность под бравадой, агрессивностью, высокомерием, показной храбростью и невозмутимостью.

Вы очень не уверены в себе (а считают, что слишком самоуверенны), если:

  • стараетесь во всем быть в числе первых и лучших;
  • стремитесь к власти над людьми и всенародной славе;
  • прибегаете к психологическому или физическому насилию над людьми;
  • спорите по любому поводу и постоянно провоцируете конфликтные ситуации;
  • имеете «болезненное» самолюбие и слишком обидчивы;
  • склонны воспринимать любое задание и проблему как вызов вашей личности;
  • заводите многочисленные любовные связи, как Дон Жуан.

Уверенность в себе, также как и неуверенность, является довольно устойчивым качеством личности, сформированным еще в детстве под воздействием определенных факторов внешней и внутренней жизни человека.

Все ваши внутренние карьерные ресурсы - это не просто навыки, требуемые для «одноразового» получения работы, - это слагаемые вашей успешной карьеры, то, что необходимо каждый день, чтобы достичь желаемого.

П.Г. Перерва. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем. - Х. 2009. См. также:

Стремление стать успешным человеком, самодостаточным и естественно обеспеченным присуще каждому из нас. Как начать путь в большой бизнес, реализовать свои планы и мечты? Давайте обсудим.

Многие чуть ли не с детского сада мечтают об успешной карьере, даже не зная точно, что это такое. Но уверены, что быть успешным — значит быть богатым. Хорошая машина, дом, красивая жизнь, известность. Проходят годы и появляется возможность окунуться в эту манящую реальность. Вот только для этого нужно знать точно, какой пойти дорогой, чтобы одиозные планы не превратились в разочарование.

7 секретов успешной карьеры — как построить карьеру?

  1. Обдуманный выбор учебного заведения
  2. Максимально серьезное отношение к учебному процессу
  3. Практическое закрепление знаний
  4. Первая «взрослая» работа
  5. Непрерывное повышение квалификации
  6. Желание двигаться вперед
  7. Коммуникабельность и умение строить деловые отношения

Построение успешной карьеры начинается с выбора учебного заведения. При этом нужно учитывать не только свои желания, но и природный талант, даже если он не проявляется в полной мере. Существуют современные методики, которые могут помочь раскрыть возможности и определить нужную направленность в выборе института.

Максимально серьезное отношение к учебе в выбранном институте. Если стоит цель построить карьеру, нужно параллельно освоить еще пару дисциплин, которые помогут в будущем. По возможности постараться попасть в программу по международному обмену студентов. Поездка за рубеж может стать удачным трамплином в создании бизнеса в дальнейшем.

Следующий этап — практика, к поиску которой нужно приступить задолго до получения диплома. К тому же появится возможность проявить свои первые навыки к налаживанию деловых контактов.

Но самым ответственным шагом станет первое место работы. Вот тут придется приложить максимум усилий. Выбранная компания должна быть не просто престижной, но и перспективной. Только тогда можно будет связать с ней свое будущее.

Чтобы не стать малозаметным, рядовым офисным работником, нужно не забывать о дальнейшем образовании, не отставать от прогрессивных технологий. Выбор креативных и не банальных решений обязательно приведет к тому, что руководство по достоинству оценит способности своего молодого сотрудника.

Нужно обращать на себя внимание, не бояться того, что коллеги окажутся позади. Вы строите свою карьеру, но не стоит недооценивать командную работу. Может так случиться, что сослуживцы в настоящем станут подчиненными в будущем.


Никогда не останавливаться на достигнутом. Все окружающие должны знать, что у вас грандиозные планы и огромное желание преодолеть все ступени карьерной лестницы.

Правила успешной карьеры

  • Выполнять свои профессиональные обязанности на 200% и более. С самого первого дня не только показать себя квалифицированным специалистом, но и стать таковым на самом деле
  • Быть максимально коммуникабельным, но четко соблюдать субординацию, иначе можно нажить врага в лице начальника. Постараться сделать так, чтобы приятельские отношения не мешали служебным
  • Уметь быстро принимать решения, не сомневаться, если появляется возможность себя проявить. Вполне возможно, что именно такого шага и ждут от молодого сотрудника, чтобы доверить ему более высокий пост
  • Прочь отбросить глупое упрямство и быть честным с собой и окружающими. Всегда признавать ошибки, если таковые возникнут. Но с одним «но» — не только признавать, но и обязательно их исправлять. Тогда будут уважать не только подчиненные, но и руководители

Важно! Если чувствуете неудовлетворенность от работы, понимаете, что это не ваше, что выбранная область деятельности вам не интересна, не стоит терять время. Пока молоды, осваивайте новые возможности и продолжайте себя искать. Порой несколько потраченных на это лет станут гораздо полезнее, чем вся жизнь на нудной работе.

Построение карьеры управляющего

Возможность стать управляющим появляется только у лидеров. Это главный, но не единственный фактор. Важна коммуникабельность, умение ладить с коллективом и находить выход из сложных ситуаций.

Не стоит в начале карьеры управляющего брать весь рабочий процесс на себя. Нужно организовать все так, чтобы каждый отдел, каждый сотрудник выполнял свою функцию максимально эффективно.


Вы управляющий, а не бухгалтер, кадровик или заведующий складом. Но все происходящее в компании должно быть под вашим контролем. Особое внимание нужно уделить набору персонала, так как именно коллектив, слаженный и дружный, является основой удачного бизнеса и карьерного роста управляющего.

Секреты успешной карьеры руководителя — планирование карьеры

В каждой компании есть негласные правила, которым старается следовать весь коллектив. С первого дня работы хорошо бы узнать все эти тонкости, чтобы выгодно их использовать в дальнейшем. Хорошо бы поговорить об этом с руководителем, дать понять, что вы хотите разделять ценности компании. Это не останется незамеченным, что поможет в дальнейшем получить повышение. Можно назвать это первым шагом.


Никакого стыда показывать свои способности не должно быть. Ваш профессионализм, твердость, умение разбираться в людях позволят занять первое место в списке кандидатов на руководящий пост.
Для хорошего руководителя вопросом престижа и успеха является знание иностранных языков. Гораздо эффективнее самому вести переговоры с иностранными партнерами.

Построение карьеры — карьерный рост на работе

  • Быть несомненным профессионалом. Это залог успешного карьерного роста
  • Применять инновации в саморазвитии, не зацикливаться только на своих обязанностях
  • Честность с бизнес-партнерами поставить на первое место. Качество довольно редкое, к сожалению, но это принесет свои плоды и коллеги ответят взаимностью
  • Личные амбиции не ставить выше интересов компании, но эти параметры нужно соблюдать без фанатизма

Как наладить свою жизнь — профессиональная карьера

  • Многие задавались вопросом, почему у одних все получается, а другие прозябают в офисе в качестве рядовых сотрудников. Хотя задатки были на одном уровне в начале профессиональной деятельности. И возможности примерно одинаковые
  • Проблема в том, что карьера пойдет вверх только у тех, кто к этому стремится и старается приложить максимум усилий
  • Чтобы улучшить жизнь и добиться успеха, нужно кардинально изменить свое мировоззрение. Поставить цель, нарисовать красивое будущее и смело идти вперед. Если нужно, то уйти со старой работы, так как там вас уже привыкли воспринимать, как «серую мышь»
  • Некоторые психологи советуют создать коллаж желаний. Это будет работать, как посыл судьбе, и поможет достигать желаемого. Нужно нарисовать или наклеить на большой лист бумаги изображения того, о чем мечтаете
  • Не стоит отвергать самые смелые желания — если это машина, то самая дорогая, если отдых, то только на лучших курортах мира. Семья, достаток, много денег, пускай все это будет изображено на коллаже


Но основное действие — самоотверженная работа. Не в пол силы, а а с полной отдачей. А когда некоторые картинки с коллажа станут воплощаться в жизнь, придет осознание того, что вы победитель. Удача всегда на стороне того, кто в нее верит.

Работа и карьера — успех в карьере

Успех в карьере зачастую зависит от внешних факторов. Не сложились изначально отношения с начальником. Такое бывает довольно часто, особенно если шеф понял, что ваши лидерские качества могут стать для него угрозой.

Можно тактично поправить ситуацию, дать понять, что вам не нужна его должность, что строить свою карьеру вы предпочитаете честным путем. Если это не сработает, то придется искать другую работу, так как повышение на этой останется несбыточной мечтой.


Дружеские отношения с работниками конкурирующих компаний могут стать причиной того, что в какой-то период времени возникнут проблемы. Особенно, если это станет известно начальству. Жестоко, но для успеха своей карьеры придется либо скрывать, либо делать выбор.

Региональный директор — как стать директором?

Региональный директор управляет одним из филиалов основной компании. Чтобы занять такой пост, нужно иметь опыт на руководящей должности, и не обязательно в этой же сфере деятельности.

Директор — должность чисто техническая. Можно быть прекрасным руководителем, пришедшим извне, но без тщательного изучения специфики производства в дальнейшем не обойтись.


Стать директором гораздо проще тем, у кого хорошие рекомендации. И конечно, полное соответствие заданным требованиям. Если в этом плане все проходит, то на собеседовании нужно показать себя с самой лучшей стороны. Выразить свою заинтересованность в успехе компании и максимально расположить к себе вышестоящее руководство.

Работа директором магазина — как составить резюме управляющего?

Получить должность управляющего или директора магазина увеличивается в разы, если составить правильное резюме.

  • Указать конкретно, какая должность вас устроит и в какой области торговли
  • Свои данные — фамилия, имя, отчество, возраст, место проживания и контакты, по которым можно с вами связаться
  • Образование — название учебного заведения, факультет, специальность
  • Дополнительное обучение — при наличии такового
  • Предыдущие места работы — подробно, с указанием должностей и достижений
  • Функциональные обязанности, в которых вы сильны
  • Владение языками
  • Знание компьютера — на каком уровне
  • Личные качества, увлечения, хобби

При желании можно указать дополнительную информацию, если сочтете это уместным. Более полные сведения помогут работодателю утвердиться в своем выборе. Но без излишнего усердия, резюме — это деловая информация, а не художественное произведение.

Успешная карьера женщины

Женщине сложнее достичь карьерного роста. И для этого нужно приложить больше усилий, чем мужчине. Руководитель любой компании просчитывает на несколько лет вперед при рассмотрении кандидатуры нового сотрудника. И даже если вы не планируете уходить в декрет, то начальник понимает, что рано или поздно это произойдет. А значит нужна будет замена и трата ресурсов на обучение нового персонала. Зачем ему эти хлопоты?

Больше возможностей у женщины с подросшим ребенком. Но и в этом случае никто не застрахован от больничных и других непредвиденных обстоятельств.

Выход один — преподнести свои знания, умения и таланты так, чтобы у руководителя не осталось и тени сомнения. На все вопросы должен быть четкий ответ. Собеседование превратить в презентацию своих деловых качеств, нестандартного мышления и женского обаяния, чего мужчины, к счастью, лишены.


Начальник просто обязан будет не брать во внимание предполагаемый период отсутствия, отгулы и прочие моменты, только бы заполучить такую ценную сотрудницу.

Дальнейшая карьера мало отличима от профессионального роста мужчины, хотя имеет некоторые преимущества. Женщина более интуитивна. Она может правильно сочетать математический прагматизм и природное чутье, а это самое дорогостоящее качество в бизнесе.

Где разместить резюме?

  • Резюме составлено, а вот где его разместить, чтобы оно не висело на мертвом ресурсе. Для этого существуют доски объявлений и сайты о работе. Нужно обратить внимание на посещаемость этих ресурсов и выбрать те, которые занимают в этом плане лидирующие места
  • Чтобы оказаться на первых страницах, многие сайты предлагают оплатить VIP-место. Это не дорого, но может значительно ускорить поиск работы.
  • В первую очередь нужно обратить внимание на региональную принадлежность сайтов. Глупо размещать резюме на ресурсе Новгорода, если вы собираетесь найти работу в Москве
  • Огромную популярность имеют социальные сети в поиске работы. Клиентская база настолько обширна, что смело можно надеяться на положительный итог. Существуют специальные группы, в которых размещены как резюме соискателей, так объявления от работодателей

Важно! Для размещения резюме нужно выбрать максимальное количество площадок. Тогда время поиска сократится и вы быстрее получите желаемую работу.

Авито резюме — правильное резюме на работу, как разместить на сайте?

Одним из популярных сайтов для размещения резюме по праву считается Авито. Именно к этому ресурсу обращаются в первую очередь по самым разным причинам. К тому же там довольно простой функционал, достаточно выполнить несколько шагов.
  1. Регистрация с указанием номера телефона и электронной почты
  2. Выбор раздела — «работа» — размещение резюме
  3. Заполнение предоставляемой формы с размещением личных фото (не обязательно)

Предварительно нужно ознакомиться с правилами ресурса, чтобы не оказаться удаленным за нарушения. Все окошки формы заполнять подробно и следовать подсказкам.

Вот такая форма появится на страничке Авито после выбора раздела:


Многие женщины добились удивительных результатов и всеобщего признания благодаря проблемам, с которыми им пришлось столкнуться лично. И дети не стали помехой, даже помогли своим мамам.

Дарья Пухаева, создатель ювелирного бренда


  • Заботы о детях, большой дом — все это не позволяло надолго покидать семью. Но как быть с работой, с карьерой, ведь для этого придется находиться длительное время вне семьи. Помогла подруга, которая подсказала успешный бизнес-план. Вместе мы создали новый бренд — подвески с фигурками для мальчиков и девочек. Наверное это именно то, что я была-бы не прочь покупать, а значит и другие тоже. Я довольна своей жизнью и новой работой, а главное, мои дети всегда рядом.
Лида Данилова — автор детских книг


  • До рождения ребенка о карьере даже не думала, а после моя жизнь кардинально изменилась. Дочь стала моим главным вдохновителем. Благодаря ей увидели свет две мои книги, и я не собираюсь останавливаться. А начиналось все с того, что я выкладывала фото в соцсети. Это были наши семейные вечера, на которых мы занимались творчеством. Теперь у меня есть издатель и множество новых проектов.
Виктория Красильщикова — создатель информационного сервиса


  • В прошлом я маркетолог, поэтому знала, как организовать с нуля новый бизнес. Для многих остается загадкой, как я все успеваю, ведь трое детей занимают много времени. Открытие проекта произошло в канун рождения третьего малыша. Все, что я делаю, посвящено детям, ведь мой сервис помогает организовать их досуг. Мои дети не только вдохновляют на покорение новых вершин, но и являются главными критиками.

Стать успешным и построить карьеру не так просто, как может показаться. Но сил у каждого человека столько, что он горы может свернуть. Нужно только направить этот потенциал по верному пути и успешная карьера станет реальностью.

Видео: Тренды интернет-маркетинга

Государственное управление образования

Западный административный округ

средняя общеобразовательная школа № 000

ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ

(информационный проект)

Выполнили: Шевцов Сергей, ученик 10 класса

Лебедева Ксения, ученица 10 класса

Руководители: , учитель технологии

, педагог-психолог

Москва 2010

Введение

Основная часть

1.1 Изучение и анализ литературы по профессиональному выбору

1.2 Мои представления о профессии инженера

1.3. ПВК инженера

Личный профессиональный план

Приложение

Введение

Детям часто задают традиционный вопрос: Кем ты хочешь быть, когда вырастешь"? В пять лет мы позволяли себе и фантазию, и мечту, и грандиозные планы – все казалось осуществимым, а времени еще более чем достаточно. Прошло всего несколько лет и многие мечты затерялись в детстве.

У меня растут года,
будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Мы вспомнили стихотворение, которое учили в детстве. Тогда для нас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл и актуальность. Пожалуй, на первом месте среди вопросов, волнующих нас, старшеклассников стоит проблема выбора профессии. Каждому из нас хотелось бы выбрать для себя дело, которому готов посвятить всю свою жизнь, стать счастливым, успешным, искать, творить и созидать. Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно для нас правильно выбрать профессию. В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается о своём будущем. Вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Спланировать, спроектировать трудовой путь сложнее, чем создать автомобиль или жилой дом. Не спланировав свой личный профессиональный план, можно застрять на неудачно выбранном пути: ни личности, ни обществу от этого проку нет. И чтобы цена приспособления к профессии не оказалась слишком большой, полезно заранее обдумать свой выбор.

Актуальность исследования: в настоящее время выбор будущей профессии, происходит в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Нестабильность и неопределённость жизни, материальные трудности ведут к тому, что молодёжь с тревогой и опасением смотрит в завтрашний день. Адекватность выбора и уровень усвоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно сделать правильный выбор.

Объект и предмет исследования: мы сами, наши интересы, способности и склонности.

Гипотеза исследования: если мы правильно и заранее спланируем свой профессиональный жизненный путь, адекватно оценим свои профессиональные и личностные возможности, то не окажемся в состоянии неопределённости по окончании 11 класса , не совершим ошибки при выборе своей дальнейшей профессии.

Цель исследования: определить ведущие профессиональные интересы и склонности, выявить способности, которые помогут добиться успеха в профессиональной деятельности .

Задачи исследования:

- проанализировать литературу, изучающую профессиональное самоопределение, самооценку способностей;

Выявить интересы и склонности, обобщить результаты проведённых тестов;

Ознакомиться с многообразием мира профессий;

Выделить у себя профессионально важные качества;

Сделать обобщающие выводы;

Составит личный профессиональный план.

Методы исследования:

Анализ источников информации

Самонаблюдение

Консультирование (индивидуальное и групповое)

Наблюдение и беседа

Тестирование

Обработка полученных результатов

Сравнение самооценки способностей с полученными результатами.

Глава 1. Анализ литературных источников

1.1 Изучение и анализ литературы по профессиональному выбору.

Как правильно выбрать свой профессиональный путь? Как построить алгоритм выбора профессии. Обратимся за помощью к литературе.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом, когда происходит становление нового уровня развития самосознания и выработка собственного мировоззрения, подтверждают, .

По мнению известного российского психолога Е. А, Климова, профессиональное самоопределение - деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Далее он говорит, что профессиональное самоопределение может рассматриваться на двух взаимосвязанных уровнях: гностическом (в форме сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе меж людских отношений)

считает, что обдумывание жизненного и, в частности профессионального пути это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности о будущем.

По мнению американских исследователей в области профессионального самоопределения, удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью.

Профессиональное самоопределение предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда.

В настоящее время существует около 40 тысяч профессий. В мире постоянно появляются новые профессии, исчезают старые. Это связано с бурным развитием науки и информационных технологий . Как разобраться в разнообразном мире профессий.

Мы выяснили, что существует классификация профессий:

· по предмету труда

· по условиям труда

· по средствам труда

· по основной цели труда

Согласно теории российского психолога, академика Е. А, Климова существует 5 типов профессий по предмету труда:

По предмету труда все профессии подразделяют на 5 типов:

· Человек - живая природа (П)

· Человек – техника (и неживая природа) (Т)

· Человек- Человек (Ч)

· Человек - знаковая система (З)

· Человек - художественный образ (Х)

Представители типа Человек - живая природа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар , эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

Представители типа Человек - техника имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Этот тип включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, технолог и др.

Для представителей типа Человек - Человек предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. К данному типу профессии относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, мед. сестра, преподаватель, психолог, референт, менеджер, продавец, официант, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

Человек - знаковая система занимают такие предметные миры, как естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Данный тип объединяют профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор , чертежник и др.

Представителей профессий типа Человек - художественный образ занимают явления, факты художественного отображения действительности. К данному типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, декоратор - оформитель и др.

По условиям труда выделяют 4 группы профессий:

· Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт)

· Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном)

· Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах (летчик, шахтер, водолаз)

· Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности , аудитор)

По средствам труда выделяют 4 группы профессий:

· Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург)

· Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, оператор связи)

· Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник)

· Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, спортсмен)

По цели труда выделяют 3 класса профессий:

· Гностические: распознавать, различать, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, следователь)

· Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, слесарь, портной)

· Изыскательские : изобрести, придумать, сконструировать (закройщик, селекционер, художник - оформитель)

Как определить подходящую для меня профессию в этом большом разнообразии?

Разные области взаимодействия предъявляют требования к различным аспектам человеческой психики.

Работа в системе "человек-техника" в основном затрагивает психофизиологические характеристики: внимание, память, работоспособность, особенности восприятия и т. п. Это связано с тем, что человек вынужден приспосабливаться к машине – ее ритму работы, индикаторам, скорости.

При работе в системах "человек-человек" психофизиология отходит на второй план, и более значимыми становятся личностные качества: коммуникабельность, тревожность, агрессивность , склонность к риску и т. п.

Работа с художественными образами предъявляет требования к определенным способностям: музыкальным, художественным, литературным.

Взаимодействие со знаковыми системами часто связано с развитием определенного стиля мышления – требованиям к логике, умению перекодировать различные знаковые системы, их обобщать и анализировать.

Работа с живой природой также связана с развитием специфических особенностей восприятия и мышления, определенным набором личностных качеств, зависящих от конкретной деятельности.

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией.
ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

ПВК - это «вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы», считает .

Чтобы правильно выбрать профессию, нужно определить условия выбора профессии. Для этого надо:

· определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии

· оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т. п.

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда.

Выводы

Для того чтобы выбрать правильно свою будущую профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности. При этом необходимо помнить, что только упорным трудом можно добиться профессиональной карьеры и сделать свою жизнь полезной обществу и себе.

1.2 Мои представления о профессии инженера.

Инженерное образование является ценной основой для многих типов деятельности, как связанной с техникой, так и не связанных с ней.
Острый и хорошо дисциплинированный ум - главное и ценнейшее качество человека, работающего в любой области. Вдобавок такой человек обладает технической культурой.

Существует много специальностей инженеров. Несмотря на
различные специальности, основная задача всех инженеров одинакова - создавать системы, преобразующие материалы, энергию, информацию в более полезную форму. При всех инженерных специальностях нужно владеть основными приемами работы и иметь профессиональные познания. Роль инженерного дела в формировании современной цивилизации так велика, что без него она немыслима. Инженерное дело имеет
огромное значение и в деле национальной безопасности.
Велико влияние инженерного дела и на благосостояние населения. Велико влияние инженерного дела и на благосостояние населения. Экономическая деятельность способствует улучшению старых товаров и производству новых, например, вычислительных машин, являющихся основой всей современной промышленности. От того насколько инженер владеет такими
качествами, как умение планировать, умение совмещать изобретательство, инженерный анализ и принятие решений, умение работать с другими специалистами зависит эффективность его работы на предприятии и, в конечном счете, качество выпускаемых изделий.

1.3. ПВК инженера

Профессия инженера включает большое количество инженерных специальностей, различающихся в зависимости от технического объекта (предмета) деятельности: инженер-электрик, инженер-строитель, радиоинженер, инженер-схемотехник. Структура инженерной профессии может быть рассмотрена с точки зрения видов инженерной деятельности, отличающихся задачами, предметом, средствами и результатом труда.

Характер деятельности инженера-конструктора требует развития образного мышления, пространственного воображения, комбинаторных способностей, склонности к аналогиям, умения оперировать знаковой информацией.

Важными профессиональными качествами инженера-технолога являются склонность к анализу, систематичность и логичность мышления, способность к реконструктивной деятельности, то есть, переходу от абстрактного к конкретному мышлению.

Деятельность инженера-исследователя требует умения организовать экспериментальную работу, развития формально-логического и понятийного компонентов мышления, критичности суждений, способности прогнозировать, анализировать и обобщать полученные результаты.

Глава 2. Практическая часть проекта

Глава 2.1. Выбор тестов для определения своих способностей и возможностей.

Следующим важнейшим этапом принятия решения в жизненном и профессиональном самоопределении является познание себя как индивидуальности в окружающем мире.

Нет, наверное, ни одного человека, которого не интересовала бы проблема: что я знаю о себе, своих интересах, способностях, возможностях? Конечно же, эти вопросы мы задали и себе.

Мы уверены, что знания и умения в самопознании дают каждому из нас шанс найти своё место в профессиональной деятельности, быть коммуникабельным в общении с людьми, интересно проводить время в занятиях и увлечениях в часы досуга.

Как же разобраться в себе? Психолог нам подсказал, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА . Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ , соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения

выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ , характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности , требующие концентрации в течение длительного времени.

Чтобы определить, что является главным в нашем жизненном и профессиональном самопознании и самоопределении, мы с помощью школьного психолога подобрали ряд тестов и методик, помогающих определить самооценку своих интересов, способностей и возможностей.

Определить свои профессиональные интересы нам помогла методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник)8

С помощью теста «Творческий потенциал» 9 мы оценили свой уровень творческого потенциала, умение принимать нестандартные решения.

Также мы выполнили тест «Логическое мышление»10, предназначенный для определения способности логически мыслить. Наиболее прогрессивный вид мышления – словесно-логический. Мы выполнили тест «Определение словесно-логического мышления» 11 .

При выборе профессии очень важно учитывать свои коммуникативные качества. Например, нужно знать: предпочитаем ли мы говорить или слушать кого-то;с кем нам удобнее общаться – со сверстниками, старшими или малышами. Чтобы узнать что-то определённое о своей коммуникабельности, мы воспользовались «Тестом оценки коммуникативных умений»12.

Очень важно при выборе профессии осознавать свои эмоции и чувства, ведь они могут существенно помочь в работе (например, эстетические

______________________________

8, . Технология профессионального успеха. М. «Просвещение».2001

10Электронный справочник «Автоматизированное рабочее место психолога», раздел «Психологические тесты».

11 Большая энциклопедия психологических тестов. Москва. ЭКСМО 2006г. 415 страниц

12 Большая энциклопедия психологических тестов. Москва. ЭКСМО 2006г. 415 страниц

чувства – художнику, актёру, гуманистические – юристу. врачу), а могут и всё перечеркнуть (например, страх высоты – у монтажника, агрессивные чувства – у социального работника). Для определения преобладающих в нас эмоций и чувств мы воспользовались тестом «Самооценка эмоциональных состояний»13 Ведь если мы осознаем свои эмоции и чувства и научимся некоторыми из них управлять, а некоторые просто учитывать, то нам будет легче определиться в жизни. Выполнив все предложенные нам тесты, мы разработали некоторые рекомендации правильного и успешного тестирования:

Помни: на все интеллектуальные вопросы правильно ответить не может практически никто!

1. Не отвлекайся и полностью сосредоточься на процессе тестирования.

2. Задай себе определенный темп и ритм.

3. Наиболее эффективным тестирование будет, если ты не будешь долго задумываться и мусолить каждый вопрос.

После завершения тестирования, с нами беседовал психолог. Это был более продолжительный, нежели вначале, разговор. Мы выясняли, насколько рассматриваемые нами варианты наших будущих профессий

соответствуют выявленным склонностям. Есть ли у нас способности, возможности реализации в этих профессиях? Что у нас могло бы получиться лучше всего? Будет ли нам интересна эта работа, будет ли удовлетворение? Мы получили практические советы, как нам следует заниматься и что делать, чтобы скомпенсировать выявленные тестами негативные черты нашего характера, развить "запущенные" сферы интеллекта (эрудицию, например).

____________________________

13, . Технология профессионального успеха. М. «Просвещение».2001

Глава 2.2 Выполнение тестов. Практическая часть.

Оценить своё желание заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности нам помог тест ДДО. На листе бумаги мы выписывали номера, обозначающие наш выбор. Из двух предложенных вариантов мы выбирали один. Затем совместно с психологом подсчитывали баллы в каждом из пяти столбцов. Каждый столбец соответствует интересу в определённой сфере. Тест ДДО показал, что Серёже стоит выбрать профессию «Человек – техника»,т. е. он мог бы найти своё призвание в разработке и обслуживании машин и механизмов. Тест ДДО подсказал Ксении профессию «Человек – человек», профессии, связанные с общением с людьми, помощью им и обслуживанием.

Очень важно при выборе профессии знать уровень своего творческого потенциала, знать, могу ли я принимать нестандартные решения. Определить это нам помог тест «Творческий потенциал». Мы выбирали один из трёх предложенных вариантов ответа оценки данных ситуаций. Подсчитав очки, мы удивились, т. к. результат у нас оказался одинаковым. У нас вполне нормальный творческий потенциал. Мы обладаем теми качествами, которые позволят нам творить, но у нас есть и проблемы, которые могут тормозить процесс творчества.

Как известно, при выборе профессии едва ли не на первом месте стоит уровень интеллектуального развития человека. Способность логически мыслить помог нам определить тест «Логическое мышление». В нём есть правильные и неправильные ответы. В каждом вопросе мы отмечали один вариант ответа. Тест показал, что у Серёжи ярко выраженные математические способности, склонность к занятиям техническим творчеством, способность к математическому анализу, вычислительной деятельности. У Ксении же мышление по преимуществу интуитивное: она склонна к эмоциональным, а не логическим решениям, пробам и ошибкам, догадкам.

Поскольку наиболее прогрессивным видом мышления является словесно-логическое мышление, то мы захотели определить свой уровень словесно-логического мышления. Тест состоит из предложений, в каждом из которых имеется от одного до трёх пропусков. Нужно было выбрать слова и словосочетания из предложенных, которые, если их вставить в пропуски, будут по смыслу и грамматически подходить к предложенному. И здесь у нас одинаковый результат – у нас среднее словесно-логическое мышление.

При выборе будущей профессии важно учитывать и реально оценивать свои коммуникативные умения. Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника. Для проверки этих качеств мы воспользовались тестом «Оценка коммуникативных умений». Мы отмечали ситуации, которые вызывали у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком. Тест показал, что Серёжа присущи некоторые недостатки. Он критически относится к высказываниям, ему недостаёт некоторых достоинств хорошего собеседника. Ксюша хороший собеседник, но иногда отказывает партнёру в полном внимании.

Эмоции и чувства очень важно осознавать при выборе профессии. Если мы научимся осознавать свои эмоции и чувства, научимся управлять ими, то легче будет определиться в жизни. С помощью методики «Самооценка эмоциональных состояний» мы определили свои эмоциональные особенности. По шкале «Тревожность – спокойствие» Серёжа несколько озабочен, чувствует себя скованно, немного встревожен. Ксению по этой же шкале ничто особенно не беспокоит, чувствует она себя более или менее непринуждённо. По шкале «Энергичность – усталость» испытывает лёгкую усталость, леность, не хватает энергии. А Ксения чувствует себя довольно свежо, бодро.

Итак, мы завершили работу по самоанализу своих возможностей и способностей, и в какой-то степени «нарисовался» наш автопортрет. Выявили свои недостатки и достоинства.

Глава 3.3 Сравнение и анализ проведённых тестов.

Профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии. Мы узнали свои личностные способности и соотнесём их с требованиями, предъявляемыми выбранными нами профессиями.

Личностные способности и особенности Сергея

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии

Умеет обобщать, легко переходит от прямого к обратному ходу мыслей

Высокие концентрация и устойчивость внимания. Аналитическое мышление. Способность быстрого переключения с уровня абстрактного мышления и представлений на уровень представлений о конкретном продукте (результате этих разработок).

Склонен к занятиям технического характера, способность к вычислительной деятельности и математическому анализу

Умение переходить от конкретных к общим понятиям. Способность продуцировать большое количество решений одной задачи.

Способен абстрактно мыслить, выделять главное, обобщать факты, находить закономерности их на новый материал

Умение разбираться в принципах работы технических устройств. Технический склад ума.

Логичность мышления - способность устанавливать причинно-следственные связи по формальному признаку

Критически относится к высказываниям в свой адрес, делает поспешные выводы

Критичность - способность посмотреть на полученный результат с разных точек зрения, определить структуру задачи и затем представить процесс решения задачи в целом, предвидеть конкретный, конечный результат.

Несколько озабочен, чувствует себя скованно, немного встревожен, апатичен, в запасе мало энергии

Способность к сосредоточению. Умение погрузиться в работу над конкретным проектом в течение длительного времени. Способность к творчеству.

Я думаю, что не ошибся при выборе будущей профессии. Скорректировав в себе некоторые черты характера, развив способности (например, к сосредоточению), можно добиться успеха в моей будущей карьере. Главное, не отходить от намеченных целей и помнить, что только упорным трудом можно добиться профессиональной карьеры и сделать свою жизнь полезной обществу и себе.

Личностные способности и особенности Ксении

Требования избранной профессии

Любит общаться с людьми, помогать им, давать советы

Коммуникабельность, гибкость в общении, дипломатичность

Обладает хорошим творческим потенциалом, хорошо развиты творческие способности

Юристу нужна хорошая память . Наверно, как раз это качество хотят привить юридические факультеты , когда заставляют зазубривать законы вплоть до номеров статей…вместо того чтобы научить ориентироваться в них.

Склонна к эмоциональным решениям, догадкам

Усидчивость . Слишком много нужно копаться в документах, нормативных правовых актах . Пропустишь мелочь - это может обернуться роковой ошибкой. Зачастую приходиться все перепроверять по несколько раз.

Средний уровень словесно-логического мышления

Следующее качество - это аналитический склад ума . Без него не получится сделать правильные выводы, сопоставить правовые нормы .

Высокие коммуникативные способности, хороший собеседник, умеет выслушать

Умение выслушать

Чувствует себя довольно непринуждённо, бодро

У юристов часто бывают напряженные моменты на работе, завалы, конфликты, публичные выступления и прочие стрессовые ситуации. Именно поэтому юрист должен уметь работать при стрессе так же эффективно, без ошибок и срывов.

Мне предстоит поработать над собой весьма серьёзно. Необходимо научиться эффективно работать в ситуации стресса. Я буду ходить на занятия к психологу и работать над развитием памяти. Есть и качества, соответствующие требованиям выбранной профессии: я умею слушать людей, мне будет легко с ними общаться, я гибка в общении – это очень важно в профессии юриста. Я очень эмоциональна, и мне следует научиться контролировать свои эмоции. Но у меня есть цель – стать юристом, и я приложу все цели, чтобы её достигнуть.

На основании полученных результатов, мы составили личный профессиональный план.

Личный профессиональный план

Главная цель - получить профессию инженера в сфере информационных технологий (с дальнейшей работой например, в телекоммуникационных компаниях).

Ближайшие жизненные планы - готовиться к поступлению в Московский технический университет связи и информатики

Уделять повышенное внимание таким предметам в школе, как информатика, математика, английский язык

Занятие самообразованием, отслеживание тенденций развития в области информационных технологий и телекоммуникаций

Для достижения цели существуют следующие внутренние условия:

Базовые знания (на уровне пользователя) персонального компьютера, навыки работы с Windows NT/98/2000/XP, Microsoft Office, базовые знания английского языка

Для достижения цели существуют следующие внешние условия:

Профессия инженера в области информационных технологий является престижной и востребованной на рынке труда. Автоматизация всех сфер производства делает эту профессию перспективной и пользующуюся повышенным спросом.

Для достижения цели существуют следующие возможности:

Возможность поступления в ВУЗ при условии необходимого уровня подготовки и успешной сдачи экзаменов

Возможность трудоустройства с учетом повышенной востребованности данной профессии на рынке труда

Интерес к данной сфере деятельности

На сегодняшний день запасных вариантов нет. Постараюсь приложить максимум усилий для достижения уже поставленной цели.

Библиографический список использованной литературы.

1. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва, ЭКСМО, 2006.

2. Психология профессиональной пригодности - 2 изд Москва, ПЕР СЭ, 2001.

3. , . Технология профессионального успеха. М. Просвещение».2001

4. «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, 1996.

5. , "Как правильно выбрать профессию:
методики, тесты, рекомендации". Донецк: "БАО", 2006

6. Марищук формирования профессионально важных качеств. автор. дисс. на соис. степ. доктора псих. наук, Л., 1982.

7. , Я выбираю профессию. Москва, УЦ Перспектива, 2005

8. Маркова профессионализма. М., 1996.

9. . Выбирайте профессию. Москва, Просвещение, 1991

10.Электронный справочник «Автоматизированное рабочее место психолога», раздел «Психологические тесты».


«Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, 1996.

Я выбираю профессию. Москва, УЦ Перспектива, 2005

, "Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации"
- Донецк: "БАО", 2006

Выбирайте профессию. Москва, Просвещение, 1991

Марищук формирования профессионально важных качеств. автор. дисс. на соис. степ. доктора псих. наук, Л., 1982.

Маркова профессионализма. М., 1996.

Психология профессиональной пригодности - 2 изд Москва, ПЕР СЭ, 2001.

Есть мнение, что для серьезного карьерного роста необходимо оказаться в нужное время в нужном месте. Иными словами, карьерный скачок – это большая удача, и не более. А вот профессиональные бизнес-консультанты придерживаются иного мнения и предлагают деловым женщинам и мужчинам планировать карьеру. О том, как спланировать и построить карьеру так, чтобы добиться успеха и благосостояния, расскажет автор следующей статьи.

Все идет по плану

Карьеру строят только карьеристы? Это досадное заблуждение. Просто для одних должностной и карьерный рост – самоцель, а для других – средство для спокойной и счастливой жизни. Карьеру, так или иначе, строят все. Логичный план на карьеру помогает сделать это легче и быстрее. Как его составить – подскажет карьерный консультант Павел Беленко.

«Чтобы в темноте не заблудиться...»

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».
(Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»)

К сожалению, это уже не Зазеркалье, а наша действительность. Карьерный план необходим как карьеристам – для исполнения честолюбивых замыслов, так и всем остальным, если они не хотят в какой-то момент обнаружить себя на обочине жизненного пути.

План призван избавить сотрудника от неопределенности, помочь в ситуациях, в которых необходимо сделать трудный выбор. Например, остаться ли на своем месте или согласиться на новое предложение.

Кроме того, рекрутеры часто обращают внимание именно на логичность развития карьеры соискателя. Даже в резюме логичная карьера смотрится красиво. «Рваная» же карьера может послужить работодателю поводом для отказа.

Чтобы этого не произошло, нельзя плыть по течению. План – это весла, которые помогут вам взять развитие своей карьеры под личный контроль.

Система координат

Что же такое «карьерный рост», «развитие карьеры»? Сколько людей – столько и ответов на этот вопрос. Эти понятия словно окутаны туманом, и разговор о планировании карьеры становится беспредметным. Но нельзя продумать план без четкого понимания того, чего мы хотим достичь и того, что нам в этом поможет. Поэтому, каким бы скучным это ни показалось, нужно договориться о системе координат.

В каких направлениях может развиваться карьера? И каким бывает профессиональный рост?

1. Профессиональный рост – это совершенствование умений и навыков, накопление опыта. Карьерные консультанты выделяют четыре стадии становления профессионализма:
1) обучающийся;
2) новичок;
3) развивающийся специалист;
4) сложившийся профессионал.
Профессиональному развитию обычно сопутствует рост репутации. Но пока нет необходимости выделять ее в отдельный пункт.

2. Должностной рост. «Работай старательно по восемь часов в день: выбьешься в начальство и получишь возможность работать по двенадцать часов в день», – писал о нем поэт Роберт Фрост. Это и есть то самое «восхождение по карьерной лестнице».

3. Финансовый рост. Постепенное повышение зарплаты и благосостояния. В комментариях не нуждается.

Таковы три оси карьерных координат. В идеале сотрудник должен развиваться по всем трем направлениям.

«Что является "вершиной карьеры": должность или свершения?», – над таким вопросом предлагает подумать Павел Беленко, бизнес-коуч, консультант по карьере, председатель совета директоров группы «ИМИКОР». Скорее всего, каждый сам выбирает цель своей карьеры и, следовательно, приоритетное направление развития.

Стоит запомнить, что без профессионального роста невозможен никакой другой. Стремиться к карьерным или финансовым вершинам без совершенствования своих знаний и умений – все равно, что забираться на гору без страховки: падать будет очень больно.

В силу этого профессиональный рост можно рассматривать также как средство для карьерного или финансового.

Тема профессиональной карьеры в настоящее время является актуальной и достаточно разработанной в отечественной и зарубежной психологической литературе. Как отмечается в работах по исследованию профессионального и карьерного самоопределения и становления, сопряжение линий личностного и профессионального развития не всегда является гармоничным. Интеграция возможна тогда, когда планирование и построение карьеры, карьерная направленность наполнены личностным смыслом, ценностным содержанием, согласующимся с общей направленностью личности.

Термин «карьера» многозначен. Этимология данного термина восходит к латинским словам «carrus» – телега, повозка и «currere» – бежать, итальянскому «carrierа» – бег, жизненный путь, поприще, французскому «cariere» – продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. Отсюда идёт определение карьеры как беговой дорожки, дорожной гонки в профессиональной жизни.

Неслучайно «карьера» и «конкуренция» оказываются этимологически родственными понятиями. Понятие «карьера» происходит от лат. «currere» – бежать, а «конкуренция» – от «concurrere» – бежать вместе, в одном направлении, соперничать. Оба понятия носят выраженный социальный характер. Успешная карьера предполагает конкурентоспособную личность. Л.М. Митина называет три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность, гибкость. Направленность понимается как система эмоционально-ценностных отношений, задающих доминирующие мотивы личности, компетентность – как знания, умения, навыки, способы, приёмы реализации в деятельности и коммуникативные качества, гибкость – как качество интеллекта, поведения, эмоциональных проявлений. В.И. Андреев выделяет десять ключевых параметров конкурентоспособности: чёткость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Согласно культурно-исторической парадигме (С. Московичи, А.А. Потебня, Г.Г. Шпет) процесс осмысления жизни, выбор ценностей и построение карьеры не являются результатом только индивидуального развития, а опосредованы социальными представлениями, ценностями, нормами и эталонами, транслируемыми обществом и референтными группами. Их содержание обусловлено историческим этапом, культурой и социальными установками того общества, в котором пребывает индивид.

Наглядной иллюстрацией этих идей является история России на протяжении XIX-XX вв., когда профессиональный выбор был обусловлен практически исключительно его социальным происхождением, классовой принадлежностью, что порождало феномен сословно-профессиональной замкнутости. В конце XIX века с развитием промышленности ситуация стала меняться, и эти изменения породили социально-детерминированный выбор карьерных и профессиональных ориентаций. При этом с приходом советской власти ценности материальной обеспеченности и построение карьеры объявляются как индивидуалистские и противоречащие ценностям общества, т.к. желание «делать карьеру» означало осознанно стремиться к возвышению над другими людьми и противоречило советской идее социального равенства.

В конце XX века с развалом СССР в обществе вновь произошла ценностная переориентация, связанная с приходом «культуры успеха», характерной для западных стран: в зарождающемся капиталистическом обществе «делать карьеру» стало не только можно, но и нужно, чтобы считаться и считать себя успешным человеком. Если в период советской власти понятия «карьера» и «карьеризм» относились к одному моральному основанию, причём социально-негативному, то с развитием рыночных отношений в общественном сознании с понятия «карьера» был снята «пелена морального осуждения». Карьеризм же и в настоящее время не приветствуется и понимается как «карьерная агрессия», погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах, не считаясь с интересами дела, хотя в общественном сознании людей, особенно молодого возраста, понимание слова «карьерист» трактуется совсем по-другому. Так, в статье из журнала «Квалифицированная работа» (2004 г.) слову «карьерист» даётся определение: «Сегодня карьеристом можно назвать человека, который стремится к достижениям. Он может двигаться вверх по служебной лестнице или совершенствоваться как профессионал в своей области. Он говорит себе и окружающим: «Я могу больше, я готов брать ответственность и рисковать».

По отношению к своей карьере человек может выступать как субъектом, так и объектом. Человек как «объект карьеры» предполагает следующие характеристики: а) пассивность в планировании и построении карьеры, неспособность управлять своим карьерным развитием; б) «карьеризм», когда на первый план выходят ценности материального благополучия и должностного продвижения и игнорируются ценности развития в других планах – личностном (потребность в самоактуализации), профессиональном (повышение компетентности), общественном (желание приносить пользу обществу). Человек в той мере является субъектом своей карьеры, в какой способен планировать и конструировать возможные альтернативы своего карьерного развития, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные модели карьеры и жизненного пути в целом, при этом высокой самоактуализации и осмысленности жизни возможно достичь с любым типом карьерной направленности.

Исследователи выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. С точки зрения объективного критерия, процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и внутри профессии. Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился.

Большое внимание отечественные исследователи уделяют вопросам периодизации профессионального и карьерного развития. Одной из наиболее известных в России периодизаций развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым. Он выделяет два этапа в развитии человека: допрофессиональное и собственно профессиональное развитие. Учёный выделяет следующие стадии профессионального развития: предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, оптации, адепта, адаптанта, интернала, мастера, авторитета, наставника.

Акмеологическая концепция Э.Ф. Зеера позволяет говорить о «жизненном пути» профессионала, т.к. включает основные этапы от его начала и до вершины и содержит пять стадий профессионализации: 1. Оптация – выбор профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей; 2. Профессиональная подготовка – приобретение профессиональных знаний, навыков и умений; 3. Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта; 4. Профессионализация – формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей; 5. Профессиональное мастерство – реализация личности в профессиональной деятельности.

Человечество вступило в новую эру – информационной культуры. Мы живем в динамичном, меняющемся мире, поэтому и мир профессий тоже меняется. Так, в 2014 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». В атласе описаны как профессии будущего, которые появятся в ближайшие 10-20 лет, так и устаревающие профессии, которые исчезнут на рынке труда в том же временном промежутке. Чтобы ориентироваться в этом динамичном мире профессий, нужно осознано и целенаправленно планировать и строить свою профессиональную карьеру.

Итак, традиционное понимание карьеры как трудового пути человека сменяется современным пониманием карьеры как жизненного пути, как самореализации субъекта в профессиональной деятельности. Такое расширенное понимание позволяет посмотреть на жизнь и карьеру человека с точки зрения формирования его стиля жизни, жизненной философии, ценностей и смыслов.

Успешная карьера в современных социальных условиях предполагает наличие субъектной позиции по отношению к своему развитию и карьере, осознанность и осмысленность её построения, особенно на начальном этапе профессионализации – в вузе. Современному молодому специалисту для успешной конкуренции на рынке труда недостаточно только владения профессиональными знаниями и умениями, необходимо также осознанное и осмысленное планирование и построение своего профессионального развития, своей карьеры. Это становится возможным, когда человек обладает сформированным профессиональным самосознанием и ценностно-смысловым отношением к будущей профессиональной деятельности.

Рекомендуем почитать

Наверх