В каких аспектах рассматривается термин социальная защита. Понятие социальной защиты

Планирование  17.12.2019
Планирование 
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Экономический словарь. 2010.


Экономический словарь. 2000.

Социальная защита это:

Социальная защита Социальная защита Социальная защита - в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.
Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.См. также: Социальная защита населения Социальная политика

Финансовый словарь Финам.

/ Место КСО в системе современных социально

26 Место КСО в системе современных социально-трудовых и социально-экономических отношений заключается в виде одного из основных элементов механизма социальной защиты занятого населения. Роль КСО в регулировании социально-трудовых отношений состоит в развитии персонала, охране здоровья, создании безопасных условий труда, реализации социальных программ для работников предприятий и членов их семей.

Однако говорить, что КСО становится новой формой социально-трудовых отношений, было бы неверным. КСО – это концепция взаимоотношений между бизнесом и обществом, причем, бизнес и общество являются двумя взаимозависимыми институтами. Скорее, КСО и социально-трудовые отношения взаимодополняют друг друга, обогащаясь за счет развития каждой системы отношений. Ни концепция КСО, ни проявление новых качеств социально-трудовых отношений невозможны по отдельности. КСО и современные социально-трудовые отношения образуют новую систему социально-экономических отношений в обществе, созвучную происходящим в мире изменениям.

§3. КСО и социальная защита занятого населения

КСО – это прежде всего социальная защита занятого населения. Современный период российской истории, характеризующийся переходом от плановой формы хозяйствования к рыночным отношениям, выдвинул проблему разработки адекватной социальной политики государства в число первоочередных задач. В п.1 ст.7 Конституции Российской Федерации декларируется: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ». Процесс становления и развития социальной защиты, стержневой основы государственной социальной политики, должен охватывать все стороны жизнедеятельности человека, учитывать как особенности социально-трудовых отношений, так и проблемы

27 нетрудоспособного населения. «Развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю»1.

1 Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Весна 1993. Т. 1. Вып. 2. – М., 1993. С. 127.

2 Конституция Российской Федерации. М., 2005. С.4.

Формирование системы социальной защиты работников становится одним из приоритетов проводимой социальной политики государства. Вместе с тем, во многих современных исследованиях, посвященных социальной стороне жизни общества, социальная защита именно работающего населения незаслуженно игнорируется. Отчасти объяснение данному факту кроется в тексте самой Конституции РФ, в п.2 ст.7 которой направления социальной защиты обозначены так: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»2. Как видно, в Конституции социальная защита работников обозначена схематично, в виде установления минимального размера оплаты труда и отдельных социальных гарантий при реализации некоторых социальных рисков.

Объяснение этому может быть таким. Как известно, Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и основное внимание при разработке социальных статей было обоснованно уделено неработающим гражданам, как наименее защищенной группе общества. Однако применительно к современным экономическим условиям можно утверждать о насущности исследования и развития основных положений социальной защиты

28 экономически активного населения, составляющего более половины всего населения страны1.

1 Согласно Данным Росстата численность населения Российской Федерации на 1 января 2006 г. составила 142,8 млн. человек, численность экономически активного населения – 73,8 млн. человек или 52% всего населения. (Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб./Росстат. М., 2006. С.72-82).

2 Экономическая энциклопедия. Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1999. С.207.

3 Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Учеб-метод. пособ. Казань, 1995. С.9.

Социальная защита населения

В современной экономической литературе нет общепринятого определения категории «социальная защита», в соответствии с которым можно было бы представить толкование социально-экономического содержания категории «социальная защита занятого населения». Например, в Экономической энциклопедии под редакцией академика Л.И.Абалкина социальная защита определена как «важная функция государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм»2.

Чересчур общее определение логически подвигает к рассмотрению содержания дефиниции «социальные права человека», а также к уточнению «международных и национальных норм», при этом основная роль в обеспечении социальной защиты отводится к государству, что с учетом рассмотрения численности экономически активного населения является не совсем корректным. Государство вместе с работниками и работодателями должно принимать паритетное участие в создании и развитии системы социальной защиты, особенно в части трудозанятого населения.

Слишком общее определение социальной защиты представлено и в учебно-методическом пособии В.П.Юдина «Социальная защита: понятие, сущность, границы»: «деятельность государства по обеспечению развития личности»3. Добавим, что в данном определении речь идет в большей степени о развитии всей социальной сферы общества, включая образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, нежели о минимизации негативного влияния определенных социальных факторов, на случай реализации которых разрабатывается система социальной защиты.

29 Некоторые ведущие специалисты в области социального обеспечения дают свои определения категории «социальная защита», наполняя их собственным детализированным представлением. Так, Н.М.Римашевская считает, что «системы социальной защиты – это фактически механизмы, с помощью которых обычно перераспределяются доходы от некоторых «финансирующих» групп общества (как правило, особенно активных) в пользу «получающих» подгрупп, т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных»1.

1 Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М., 2003. С.192.

2 Роик В.Д.Основы социального страхования. М., 2005. С..25.

При рассмотрении данной трактовки кроме отсутствия конкретизации «групп-доноров», может вызывать вопросы состав «нуждающихся» подгрупп, в который не вошли трудоспособные родители или опекуны, получающие пособия на детей, работники предприятий, пользующиеся льготными ссудами на улучшение жилищных условий, различные категории государственных служащих, в исполнении обязанностей которыми государство заинтересовано не менее, чем в обеспечении полной занятости способного трудиться населения.

Представим определение еще одного ведущего специалиста в области социальной защиты населения В.Д.Роика: «Социальная защита – это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите работников от неблагоприятных факторов (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями»2. В определении В.Д.Роика речь идет о социальной защите именно трудоспособного населения, то есть из него выпадают дети, учащиеся, беженцы, мигранты, пострадавшие от

30 стихийных или техногенных бедствий. Кроме того, «качество трудовой жизни работников» – лишь одна сторона системы социальной защиты, другая сторона – общественная жизнедеятельность человека. Положительна заключительная часть определения, в которой раскрывается механизм социальной защиты трудоспособного населения.

Акцентирование внимания на последствиях реализации социальных рисков, прослеживающееся у В.Д.Роика, обнаруживается и у С.М.Березина, который определяет социально-экономическое содержание категории «социальная защита» как «совокупность институтов и механизмов, призванных поддерживать и обеспечивать приемлемый (сложившийся) уровень жизни населения при наступлении социальных рисков»1.

1 Березин С.М. Социальное страхование на Крайнем Севере. М., 2005. С.22.

2 Усиление социальной защиты и уменьшение уязвимости в условиях глобализации в мире. Доклад Генерального секретаря ООН Экономический и социальный Совет. Февраль 2001. С.4.

3 Introduction on the Social Security. International Labor Office. Geneva. 1984, p.3.

Рассмотрим толкования категории «социальная защита», данные авторитетными международными организациями. Так, Организация Объединенных Наций (ООН) трактует социальную защиту следующим образом: «Под социальной защитой в целом понимается комплекс стратегий и программ государственного и частного сектора, осуществляемых обществом в связи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, а также обеспечения людей медицинским обслуживанием и жильем»2. Определение МОТ гласит: социальная защита – это «защита, которую общество обеспечивает своим членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или снижением заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти, обеспечение медицинской помощи и обеспечение субсидий семьям с детьми»3.

Трактовка ООН включает комплекс социальных программ и государства, и частного сектора, тогда как в определении МОТ источник разработки и

31 осуществления мероприятий по социальной защите назван более широко – общество. Вызывают интерес цели, ради достижения которых призвана функционировать система социальной защиты.

В представлении ООН - это компенсация отсутствия или существенного сокращения трудовых доходов, помощь семьям с детьми, обеспечение людей медицинским обслуживанием и жильем. МОТ полагает, что социальная защита кроме целей, определенных ООН, направлена на прекращение или снижение заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти. Однако МОТ дает перечень социальных рисков, которые могут быть застрахованы, а ООН рассматривает цели социальной защиты более широко, поскольку, например, возникновение проблем с жильем застраховать невозможно.

Определение социальной защиты занятого населения

Социальная защита – один из способов поддержания доходов и всестороннего развития людей. Цели институтов социальной защиты занятого населения таковы:

     обеспечение процесса создания общественного продукта рабочей силой - основным его фактором;

     сохранение социальной устойчивости и социальной стабильности в трудовом коллективе главных условий воспроизводства трудового потенциала предприятия;

     создание благоприятного социального окружения вокруг производства общественного продукта - важного инструмента развития хозяйственной системы.

Социальная защита занятого населения основывается не только на перераспределении части национального дохода и обязательном социальном страховании, но и на использовании части вновь созданного собственного продукта корпорациями-работодателями. В то же время финансовая база мероприятий по социальной защите всего населения основывается на перераспределении части национального дохода в соответствии с приоритетами

32 социальной политики государства, а также на формировании и использовании специальных фондов денежных средств или страховых фондов с обязательным участием в их создании всех работающих граждан.

Социально-экономическое содержание категории «социальная защита занятого населения» представляет собой отношения по созданию и реализации социальных программ государства и хозяйственных систем, направленных на поддержание на социально-приемлемом уровне доходов работников, качественное воспроизводство рабочей силы, развитие экономики и общества.

Отметим, что, во-первых, объектом социальной защиты занятого населения является работник в процессе функционирования в системе общественного воспроизводства. При рассмотрении социальной защиты всего населения страны объектом становится та часть общества, которая подпадает под определенные законодательством минимальные критерии уровня жизни.

Во-вторых, социальная защита занятого населения – это комплекс социальных программ и государства, и корпораций, включающий экономические, социальные, правовые, организационные, медицинские и технические меры. Комплекс социальных программ реализуется путем создания специальных институтов социальной защиты, которые регулируются действующим законодательством и трудовыми соглашениями (коллективными договорами) работников и работодателей.

В-третьих, социальная защита занятого населения направлена на поддержание доходов работников при наступлении социальных рисков , основными из которых являются временная или стойкая нетрудоспособность, невозможность трудоустройства, материальные потери в связи с материнством или отцовством, наступление старости, необходимость оплаты медицинской помощи. Кроме того, качественное воспроизводство рабочей силы означает не только создание необходимых условий для биологического и социального воспроизводства человека, но и развитие его физических, интеллектуальных и

33 творческих способностей, необходимых для обеспечения поступательного движения хозяйственной системы.

В-четвертых, источниками финансирования социальной защиты занятого населения представлены федеральный, региональные и местные бюджеты, материальные ресурсы корпораций и доходы работников. Сказанное не исключает возможности создания специализированных фондов денежных средств, таких, например, как фонды обязательного социального страхования и иных финансовых институтов, предназначение которых – финансирование социально ориентированных мероприятий.

В-пятых, социальная защита занятого населения служит одновременно инструментом и целью развития экономики и общества , так как поступательное движение отдельной хозяйственной единицы позитивно влияет на показатели роста экономики в целом, разностороннее развитие способностей работника приобретает вполне конкретные материальные очертания в виде повышения доходов работника, а в общеэкономическом смысле – в повышении платежеспособного спроса населения и росте ВВП страны. Эффективная социальная защита занятого населения позволяет акцентировать ресурсы общества на социальных проблемах неработающего населения.

В обоснование авторского определения социальной защиты занятого населения приведем трактовки двух известных специалистов в области социальной защиты. В.В.Басов считает, что «социальную защиту можно понимать как инструмент распределения и потребления определенной части необходимого продукта, созданного совокупным трудом работников, а экономическое содержание процесса распределения и социальной защиты – как один его элемент, призванный обеспечить соответствие совокупной рабочей силы с потребностями общественного производства»1. Ему вторит Б.Г.Збышко, утверждающий, что «социальная защита – это инструмент регулирования воспроизводства рабочей силы и занятости, непосредственно влияющий на

1 Басов В.В.Негосударственные пенсионные фонды как институт социальной защиты населения. Н.Новгород, 2000. С.24.

34 экономическое развитие не только с точки зрения эффективного функционирования рабочей силы, но и как фактор расширения платежеспособного спроса населения»1. Как видно, оба исследователя акцентируют внимание именно на воспроизводстве рабочей силы и развитии общественного производства. В авторском толковании дополнительно подчеркивается роль государства как субъекта социальной защиты, отмечается положительное влияние развития социальной защиты работников на достижение и укрепление социальной стабильности в обществе.

1 Збышко Б.Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России (международный и национальный аспект): Монография. М., 2004. С.204.

Функции, принципы и формы социальной защиты занятого населения

Экономическая функция заключается в замещении временно или постоянно утраченных доходов работников, повышении качества рабочей силы, используемой в процессе производства общественного продукта и, как следствие, роста экономики, более эффективного перераспределения национального дохода в масштабах государства.

Социальная функция предусматривает проведение мероприятий по обеспечению качественного воспроизводства рабочей силы, которые включают не только защиту от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности или комплекс медицинской, профессиональной и социальной реабилитации с целью восстановления здоровья и трудоспособности, но также создание, восстановление и развитие физических, духовных, интеллектуальных способностей к деятельности. Немаловажно повышение общего уровня жизни работника, выражающееся, в частности, в повышении образовательного и культурного уровня, улучшении жилищных условий, заботе о членах его семьи.

35 Политическая функция предполагает предоставление конституционно гарантированных норм социальной защиты, поддержание социальной стабильности и морального климата в обществе, повышение его духовного потенциала, обеспечение единства и согласия общества и действующей власти.

Инновационная функция призвана стимулировать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность в хозяйственных системах, генерировать новые решения в области социальной защиты работающего населения, реализовать фактор социальной защиты в развитии экономики знаний.

1. Социальная ответственность государства и хозяйственных систем (корпоративная социальная ответственность) за развитие общества в экономической, социальной, экологической, духовной и прочих сферах жизнедеятельности в соответствии с законодательно предусмотренными направлениями, а также выходящими за рамки законодательного минимума мероприятиями.

2. Социальная справедливость в обеспечении равных прав на получение и повышение доходов, безопасности и гигиены труда, охраны здоровья, доступа к материальным, социальным и духовным благам, компенсации при временной или стойкой утрате трудоспособности, получения необходимой материальной и социальной компенсации при реализации социальных рисков.

3. Заинтересованность субъектов социальной защиты работников (органов государственной власти, общественных и частных коммерческих и некоммерческих институтов, объединений работников и работодателей, хозяйственных систем, трудящихся) в создании и внедрении системы социальной защиты.

4. Многоуровневость, многоаспектность и разнонаправленность социальных программ государства и хозяйственных систем от обязательных государственных программ для всего занятого населения до узконаправленных

36 мероприятий для отдельных категорий работников, от оплаты труда, медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения до воздействия на социальные отношения работников вне производственного процесса, от всеобщего характера мер социальной защиты до дифференцированного подхода и персонификации работника как объекта социальной защиты.

5. Государственные гарантии при реализации государственных социальных программ и самоуправляемость частных инициатив, выходящих за рамки действующего социального законодательства.

Рассматривая различные аспекты КСО, остановимся на четвертом принципе: многоуровневости, многоаспектности и разнонаправленности социальных программ государства и хозяйственных систем. Данный принцип предполагает наличие разнообразных форм социальной защиты занятого населения . Формы социальной защиты, исходя из специфики, объектности, механизма финансирования, могут быть такими.

Обязательное социальное страхование – «отношения, основанные на принципах всеобщности, солидарности и возмездности, по защите интересов физических лиц при реализации определенных социальных рисков за счет формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов денежных фондов и иных средств страховщиков»1. Данная форма социальной защиты предполагает всеобщий, солидарный и возмездный характер защиты от социальных угроз с помощью использования страхового механизма, организуемого и регулируемого государством.

1 Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирование социального страхования. М., 2006. С.19.

Обязательное социальное страхование основывается на обязательных страховых взносах работника, работодателя и государства, а финансовая составляющая страховых выплат позволяет говорить лишь о минимуме необходимых затрат на поддержание доходов и социального положения работника. Виды обязательного социального страхования, согласно действующему законодательству в этой сфере, подразделяются на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное

37 социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Корпоративное (добровольное) социальное страхование – отношения, основанные на договоре, по добровольному коллективному страхованию социальных рисков. Корпоративное социальное страхование может осуществляться в видах рискового или накопительного (сберегательного) страхования, служить дополнением к обязательным видам социального страхования (например, к обязательному медицинскому страхованию, обязательному пенсионному страхованию) или являться самостоятельными видами социальной защиты (например, страхование на случай болезни или смерти, страхование в командировках, страхование на случай определенного страхового события).

Государственное социальное страхование – отношения, основанные на интересе государства в сохранении жизни, здоровья, трудоспособности, доходов, социального положения лиц, находящихся на государственной службе или выполняющих общественно важные функции. К видам государственного социального страхования относятся все виды социального страхования государственных служащих, осуществляемого за счет средств бюджетов, обеспечение при достижении пенсионного возраста, помощь в повышении социального уровня государственного служащего.

Социальное обеспечение – отношения, основанные на социальных программах государства для обеспечения минимальных социальных потребностей граждан. К примерам социального обеспечения относятся субсидии при оплате жилищно-коммунальных услуг, пособия при опекунстве, пособия по безработице, содействие в трудоустройстве и др. Разновидностью социального обеспечения является социальная помощь, оказываемая индивидуально при наступлении чрезвычайных событий, например, природных или техногенных бедствий.

Корпоративные социальные программы – отношения, основанные на взаимной заинтересованности работодателя и работника в укреплении и

38 развитии социально-трудовых отношений. Примерами корпоративных социальных программ являются обеспечение работников жильем, продуктами питания, предметами повседневного обихода, выдача льготных или безвозмездных ссуд, оплата образования, отдыха, санаторно-курортного лечения, финансирование программ оздоровления детей работников, помощь бывшим работникам, достигшим пенсионного возраста, охрану труда и другие. К корпоративным социальным программам следует отнести обеспечение экологической безопасности производства, развитие окружающего сообщества, ведение добросовестной деловой практики.

Индивидуальные социальные программы работников – отношения, основанные на самостоятельной деятельности работников по защите своих доходов и условий жизнедеятельности на случай наступления различных социальных рисков. Видами данной формы являются личные сбережения работников, дивиденды по вкладам, купонный доход по облигациям, доход от размещения сбережений в акциях предприятия, индивидуальное страхование по специальным страховым тарифам, создание фондов взаимопомощи работников.

Безвозмездное корпоративное финансирование социальных программ окружающего сообщества - отношения, основанные на заинтересованности хозяйственных систем в создании и поддержании положительного имиджа среди окружающего сообщества, различных категорий населения или органов государственной власти. Наиболее распространенными видами данной формы социальной защиты являются спонсорство, меценатство, благотворительность.

Мы перечислили основные формы социальной защиты работающего населения. Учтем то обстоятельство, что данный перечень постоянно расширяется и дополняется за счет новых социальных инициатив органов государственной власти, корпораций-работодателей, общественных организаций, представляющих интересы и работодателей, и работников, изучения передового международного опыта.

В сводном виде классификация основных форм и видов социальной защиты занятого населения представлены в табл. 1.2.



40 Как видно из таблицы 1.2, наименее исследованным и одновременно наиболее затратным направлением социальной защиты занятого населения являются социальные программы предприятий, состоящие из корпоративного социального страхования, корпоративных социальных программ, безвозмездного корпоративного финансирования мероприятий в поддержку окружающего сообщества. В той или иной форме предприятия также участвуют в реализации осуществлении обязательного социального страхования и индивидуальных социальных программ работников. Особая роль, присущая хозяйственным системам при осуществлении социальной защиты работников, послужила отправной точкой формирования нового направления в системе социальной защиты – корпоративной социальной ответственности.

Система социальной защиты населения

Соц. защита - система мероприятий, осуществляемых гос. и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Иногда соц. защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы соц. защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности.

Виды социальной защиты. Гос. формы: доступное здравоохранение; льготы; доступное образование; пенсия; система соц. обслуживания и предоставления соц. услуг; меры соц. поддержки. Негосударственные формы: добровольное соц. страхование; благотворительность; частные системы здравоохранения и др.

Система соц. защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер соц. защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Соц. обеспечение - создание гос. системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к соц. обеспечению относятся пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, помощь семьям в содержании и воспитании детей, семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.

2. Соц. гарантии - предоставление соц. благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к соц. гарантиям относят: гарантированное бесплатное мед. обслуживание; общедоступность и бесплатность образования; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии, стипендии; соц. пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; и др.); пособия при рождении ребенка; ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются соц. льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

Соц. страхование - защита экономически активного населения от соц. рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными соц. рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, проф. заболевание, смерть кормильца. Существует 2 формы соц. страхования - обязательное (при поддержке гос-вом его фондов) и добровольное (при отсутствии гос. помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Соц. поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью. Соц. поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения соц. службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания соц. статуса, адаптации в обществе.

Деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль соц. сферы – соц. обслуживание. Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется соц. работой . Объектом соц. работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр. Субъекты соц. работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это гос-во в целом, осуществляющее соц. политику через гос. органы соц. защиты.

Что такое социальная защита?? ? Ответьте пожалуйста очень просто и понятно

Владимир зубленко

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.
Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Введение…………………………………………………………………………...3

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты……………………9

Заключение ………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15

Введение

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. Дальнейшая разработка методов и механизмов социальной защиты населения обусловлено необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. При написании данной работы мной была поставлена цель: раскрыть сущность сущность полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты населения.


1. Определение социальной защиты населения.

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

Гуманность;

Адресность;

Комплексность;

Обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев

населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят:

Гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

Общедоступность и бесплатность образования;

· иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства , в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты.

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”

Статья 12. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.

Статья 27. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Статья 28. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Статья 29. Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 31. Основные системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Федеральный закон от 01.01.01 г. “О ветеранах”

Статья 9. Государственная служба по делам ветеранов

Руководство государственной службой по делам ветеранов осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Заключение

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат – это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макро уровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Список литературы

1. “Экономические основы социальной работы”, “ВЛАДОС”, 2001г.

2. “Право социального обеспечения”, под редакцией, ПБОЮЛ, 2001г.

3. “Теория социальной работы”, “ВЛАДОС”, 2000г.

4. “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 12.

5. Федеральный Закон «О гарантированном перечне социальных услуг».

система экономических, организационных, административных, правовых мер, осуществляемых обществом, государством и другими социальными институтами и призванных предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды или смягчать последствия таких воздействий. В одних случаях благодаря этим мерам обеспечивается безопасность человека от преступных посягательств или правовая защита от административного произвола и др. В других случаях - материальная, правовая или иная помощь. Такой помощью являются денежные социальные пособия, благодаря которым человек оказывается защищен от голода, помощь в обеспечении граждан жильем, поддержка предпринимателей в организации и ведении бизнеса, правовая помощь и т. д. Таким образом, социальную поддержку и помощь можно рассматривать как составные части механизма социальной защиты. Встречающееся в литературе представление, что видом социальной защиты является самозащита, нельзя признать правильным. Социальная защита - это защита, идущая именно от социума, большого или малого человеческого сообщества и имеющихся в нем институтов. Диапазон направлений, по которым осуществляется социальная защита, расширялся по мере развития цивилизации. Важнейшим признаком социально развитого государства является максимально широкий диапазон социальной защиты и наличие эффективных механизмов, обеспечивающих ее. Круг направлений социальной защиты охватывает защиту от: нарушений прав и законных интересов граждан; преступных посягательств на личность и собственность; административного произвола; голода и нищеты (социальная защита включает предоставление материального вспомоществования тем, кто в силу объективных причин не может самостоятельно обеспечить свои элементарные жизненные потребности); угрозы остаться без медицинской помощи, без получения на социально приемлемом уровне образования и т. д. Как видно, социальная защита далеко не сводится к оказанию материальной помощи, как это нередко представляется. К механизмам обеспечения социальной защиты относятся: система правовых норм соответствующего направления, правоохранительные органы, государственные и муниципальные органы, призванные оказывать материальную и организационную помощь нуждающимся, профсоюзы и другие общественные организации, защищающие права и интересы различных групп и категорий населения, свободная печать, институционализированная система предоставления гражданам бесплатных и льготных медицинских и образовательных услуг.

Последнее десятилетие ХХ века явилось периодом наиболее активного становления и развития системы социальной защиты в нашей стране. Естественным катализатором этого процесса в России явилась радикальная экономическая реформа. Она потребовала адекватных изменений в сфере социальной политики, что предопределило необходимость поступательного развития механизмов, обеспечивающих социальную защищенность человека в рыночных условиях.

Продолжающийся процесс формирования отечественной системы социальной защиты обусловливает ее фрагментарность, отсутствие некоторых системных элементов и взаимосвязей. Говорить сегодня об окончательно сформировавшемся бытии нового системного образования было бы, конечно, преждевременным.

С.Д.Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается .

О.А.Снежко анализирует конституционные основы социальной защиты, под которыми понимает «основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции Российской Федерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан». Поэтому понятие «социальная защита» рассматривается автором достаточно широко, так как «только комплексный подход к данной правовой категории позволяет выявить ее сущность» .

Развитие отдельных частей («узлов») социальной защиты происходит неравномерно, поскольку поле деятельности в этой сфере практически безгранично. В одном случае совершенствуются уже действующие схемы, в другом – нарождаются новые, обусловленные новыми экономическими и социальными реалиями. Складывающаяся система социальной защиты в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная защита». Это является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно» .

В литературе часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова. При определении понятия «социальная защита» используются такие термины, как «деятельность», «действия», «функция», «меры», «мероприятия» и т.п. В ходе анализа указанного понятия выделяются объект и субъект социальной защиты, уточняются смысловые особенности понимания социальной защиты в широком и узком смыслах, целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности . Указанные аспекты рассматриваются авторами не только в общем плане, но и применительно к конкретным категориям граждан .

В условиях перерастания систем социального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос более четкого разграничения базовых понятий.

В литературе можно встретить мнение о том, что термин «социальное обеспечение» в значении комплекса государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящее время имеет скорее исторический характер, поскольку он относится только к определенному периоду ХХ века. В последнее десятилетие, считают авторы, выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности выражение «социальная защита», и это выражение заменило собой термин «социальное обеспечение». В то же время признается необходимость сохранения этого термина для обозначения того направления государственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан, имеющих заслуги перед обществом, но не охваченных социальным страхованием (например, авторы сюда относят военных ветеранов) .

В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», что отражается в соответствующих определениях. В качестве примера можно привести следующее определение: «В промышленно развитых странах социальное обеспечение или социальная защита населения рассматриваются как совокупность законодательно закрепленных правовых и социально-экономических гарантий гражданам, обеспечивающих приемлемый уровень жизни» . Встречаются случаи полного отождествления понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когда указанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силу определения их сущности в законодательной базе России как равнозначной» .

Недостаточная четкость и определенность в разграничении понятий приводит к противоречивым суждениям. С одной стороны, высказывается мнение о том, что термин «социальная защита» - «более широкое понятие, которое предполагает не только гарантии по социальному обеспечению, но и гарантии прав наемных работников во взаимоотношениях с работодателями».

С другой, здесь же утверждается, что «социальную защиту можно рассматривать как широко понимаемое социальное обеспечение» .
Иногда такой же подход имеет место и при оценке содержательных аспектов социальной защиты как структурированного образования, когда к социальной защите (социальному обеспечению) относят социальное страхование и социальную помощь.

Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем, согласно Конституции РФ, социальное обеспечение.

В.П.Юдин констатирует, что термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания . Как следствие этого по вопросу об основных блоках или составных частях социальной защиты в литературе высказываются разные мнения.

Г.Скачко выражает свое согласие с теми учеными, которые на основе анализа мирового опыта выделяют пять базовых институтов социальной защиты населения: 1) государственная социальная помощь; 2) государственное социальное обеспечение; 3) обязательное социальное страхование (по закону); 4) добровольное дополнительное социальное страхование; 5) добровольное личное страхование .

По мнению Т.Ф.Романовой, в мировой практике сложились и являются выверенными следующие основные институты социальной защиты населения: социальное страхование; социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами .

А.Н.Старшинов считает, что социальная защита включает в себя не только социальное страхование и социальную помощь, но и социальное обеспечение, а также государственный и негосударственный благотворительный секторы .

А.М.Бабич, Е.В.Егоров, Е.Н.Жильцов отмечают следующие основные элементы современной системы социальной защиты: традиционная форма государственного вспомоществования (социальной помощи); совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); социальное страхование (добровольно-корпоративное и обязательное, государственное) .

Т.Д.Викулина придерживается мнения, что государственная социальная защита реализуется в виде социальной помощи и социального страхования. Однако далее в своей работе она отмечает, что дальнейшее развитие социальной защиты связано с реформированием таких ее составляющих, как социальное страхование, социальное обеспечение, а также с введением института вспомоществования .

В.И.Шарин считает, что система социальной защиты населения состоит из четырех основных блоков или звеньев: 1) системы социального обеспечения, включающей социальное обслуживание; 2) системы социального страхования, представленной федеральными фондами: социального страхования, пенсионным, обязательного медицинского страхования и негосударственным сектором; 3) системой социальной помощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор; 4) блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты, таких, как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот (скидок и субсидий), установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен, нормы прямого действия социально-трудового законодательства .

По мнению А.В.Пашкова, социальная защита выражается через три больших институциональных комплекса: социальное обеспечение, социальную помощь, дополнительную социальную защиту .

М.И.Лепихов выделяет следующие организационно-правовые формы социальной защиты: обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, государственную социальную помощь .

В.Е.Шарков утверждает, что правовыми средствами (формами) конституционно-правовой состоятельности социальной защиты населения России являются: 1) социальное обеспечение; 2) социальное страхование; 3) социальная помощь; 4) социальное обслуживание; 5) социальная служба; 6) медицинское обслуживание; 7) защита трудовых прав работников; 8) защита имущественных и личных неимущественных прав граждан; 9) защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей; 10) благотворительность; 11) добровольные формы социального обеспечения. Наиболее важными и распространенными формами социальной защиты являются, по мнению автора, социальное обеспечение и социальное страхование .

В.П.Галаганов, выделяя организационно-правовые формы социального обеспечения, включает социальную защиту в одну из таких форм. Автор считает, что в общем виде социальное обеспечение Российской Федерации может представлять собой дополняющие друг друга организационно-правовые формы: а) государственное социальное страхование; б) государственное социальное вспомоществование (социальная защита, социальная помощь, социальная забота); в) частное социальное страхование; г) общественная благотворительность .

Н.П.Черноморченко считает, что государственная система социальной защиты населения предусматривает не только меры социального страхования и социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, льготы и др.), но и меры по охране природной среды, смягчению негативных результатов экономической реформы и др.

По мнению Г.А.Коробова и В.Ф.Макарова, на современном этапе развития государственности система социальной защиты должна представлять собой две дополняющие друг друга организационно-правовые формы – страхование и вспомоществование .

Вопрос о содержании понятия «социальная защита» не оставлен без внимания западными учеными. Например, Х.Ламперт к формам социальной защиты относит различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий .

Полагаем, что социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции Российской Федерации) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременений либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Дальнейшее развитие системы социальной защиты в России должно основываться на оптимальном сочетании централизации и децентрализации. Такой подход соответствует объективным тенденциям развития современных систем социальной защиты и сущности данного общественного явления. Главный критерий – осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

В качестве примера можно рассмотреть отдельные положения части 2 статьи 7 Конституции РФ и их правовое опосредование в актах действующего законодательства.

Так, положение о том, что в Российской Федерации охраняется труд людей, находит свое развитие в многочисленных статьях Трудового кодекса Российской Федерации; ст. 5.27 и 23.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации; ст. 63 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; ст. 16-18, 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», главе III Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»; ст. 20, 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»; ст. 11 и 16 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и некоторых других законах и кодексах.

Положение части 2 статьи 7 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей, находит свое развитие не только в рамках законов специфической (медицинской) направленности (например: законы Российской Федерации «О медицинском страховании в Российской Федерации» и «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; Федеральный закон «О лекарственных средствах» и др.), но и целым рядом законов и кодексов, которые в основе своей регулируют отношения в самых разных сферах (например: федеральные законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; «О рекламе»; «Об охране окружающей среды»; «О животном мире»; «Об отходах производства и потребления»; «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «О техническом регулировании»; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т.д.).

В рамках настоящей статьи не представляется возможным проанализировать сущность многочисленных дефинитивных оценок рассматриваемого понятия. При всем многообразии дефиниций социальной защиты полагаем, что основные особенности данного понятия должны охватываться одним определением. Понятно, что излишняя детализация осложняет восприятие дефиниции. Определение, которое дается в общей форме, не позволяет увидеть детали определяемого понятия. С учетом данного замечания считаем возможным предложить следующее определение:

«Социальная защита» - это деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Соответственно, «система социальной защиты» – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Соловьева С.Д . Правовое регулирование социальной защиты населения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. С. 30.

Снежко О.А . Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 7. С. 7 - 8.
По мнению автора, понятие «социальная защита» включает в свое содержание не только основные положения права социального обеспечения, но и часть проблем трудового права (безработица, занятость, социальные гарантии в сфере труда), семейного права (государственная поддержка институтов семьи и брака), гражданского права (охрана и защита частной собственности). – Там же. С. 8.

Старшинов А.Н . Институциализация социальной защиты населения России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Казань, 2005. С. 11.

Термин «социальная защита» («социальная безопасность») был впервые применен в законодательном акте США в «Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В последующем рамки данной дефиниции были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ по социальному страхованию и обеспечению, гарантированию минимальных доходов" работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области охраны труда и заработной платы. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически вписался в аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились. Этому способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Следует отметить, что в немногочисленных отечественных публикациях, категория «социальная защита» трактуется по-разному. Зарубежный опыт по данной проблеме стал освещаться в нашей стране совсем недавно, времени для его осмысления прошло недостаточно, чтобы часть подходящих нам аспектов можно было проверить на практике и сформулировать на этой основе четкие определения, поэтому некоторые авторы отождествляют социальную защиту с социальной политикой в целом, с социальными гарантиями, с социальной справедливостью. Действительно, данные понятия имеют немало общего, однако они не синонимы. Отождествление понятий в определенной мере связано с тем, что каждое из них не имеет общепризнанных трактовок. К примеру, В.И.Патрушев усматривает социальные гарантии «в доступности образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботе о престарелых, материнстве и детстве», тогда как Л.Э.Кунельский под социальными гарантиями понимает «гарантированность со стороны государства ряда услуг на бесплатной основе». В развитых странах также неоднозначны трактовки понятия «социальная защита». В частности, во Франции на государственном уровне принято говорить о «семейной политике», имея ввиду заботу о детях. Международная организация труда рекомендует различать уровни социальной защиты трудящихся: минимальный уровень «включает гарантии основных прав: защита от угнетения, свобода ассоциаций, равное обращение, недопустимость принудительного труда; а также оберегает их физическую целостность: техника безопасности и гигиены труда; законодательство о детском труде и т.д.». Причем в дефиниции «Социальной защиты» так или иначе учитывается уровень эффективности экономики страны, а также зависимость политической, социально-экономической и психологической устойчивости общества .

Попытаемся сформулировать определение экономической категории «социальная защита населения», поскольку в экономических словарях, справочниках, статьях практически отсутствует четкая трактовка этого определения.

Трактовка категории социальной защиты включает следующие составляющие: поддержание уровня доходов; услуги в области трудоустройства, как, например, распространение информации о рынке труда и консультирование по вопросам трудоустройства; программы повышения квалификации, включая профессиональную подготовку и развитие малых предприятий; виды деятельности, непосредственно связанные с занятостью, как, например, общественные работы; адекватно финансируемое медицинское обслуживание. Так, например, С.Баккулов дает следующее определение «Социальная защита - это система приоритетов и механизмов их реализации, государственных и иных институтов, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности в соответствии с конкретными условиями общественного развития». Шеденков С. рассматривает социальную защиту, как систему действий, направленную не только на поддержку человека в трудной жизненной ситуации, но и на устранение источника возникновения подобных ситуаций.

По мнению Кравченко В., социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений приемлемого уровня жизни. Гарантии в данном случае являются одним из способов исполнения государством своих обязательств в области социальной защиты населения. Обобщая содержания определений, которые дополняют друг друга мы предлагаем свою трактовку данной категории.

Нам представляется, что в условиях реформирования экономики, в том числе социального сектора, термин «социальная защита населения» необходимо понимать в широком и узком смысле.

В широком смысле в это понятие включается вся система социально-экономических отношений, обеспечивающая оптимальные условия для реализации потребностей граждан в различных сферах жизнедеятельности.

В узком смысле - «социальная защита» означает создание системы социальных гарантий для тех групп населения, чей социальный статус не позволяет без внешней поддержки обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности.

Эти определения, на наш взгляд, более полно отражают содержание данной категории, так как стержнем системы социальной защиты населения является - адресность, т.е. действительная поддержка конкретных граждан общества.

Социальная защита населения, по-нашему мнению, ориентируется на различные слои населения: всем членам общества она должна обеспечивать гарантированный прожиточный минимум, защиту здоровья жизни и имущества граждан, покупательной способности и др; для трудоспособного населения одной из главных являются гарантия создания условий для активного и производительного труда, обеспечение гарантированного минимума его оплаты, создание условий труда и быта, охраны здоровья работников на предприятиях любых форм собственности на общественном приемлемом уровне, предоставление пособий по временной не занятости и др.; нетрудоспособному населению - оказание различных форм социальной помощи.

У нас термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

При формировании эффективной системы социальной политики можно выделить основные направления в этой области.

Первое направление – поддержка беднейших слоев населения (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума. Нормативно- статистический метод его расчета предполагает оценку составляющих нормативного набора продуктов питания по средним ценам покупки, а затраты на непродовольственные товары, услуги и т.д. определяется по их фактической доле в общих расходах 10% наименее обеспеченных семей. Считается, что объем и структура расходов прожиточного минимума дают возможность удовлетворить необходимые потребности различных категорий населения при минимальных затратах.

Теоретически прожиточный минимум является чертой, ниже которой государство не должно допускать снижение жизненного уровня своих граждан, обеспечивая им материальную поддержку. Поэтому самое сложное – примирить в его величине и наборе компонентов требования научной обоснованности, ресурсной обеспеченности и социальной допустимости.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг:

–денежные выплаты;

–талоны на бесплатное питание и приобретение одежды;

–обслуживание на дому престарелых и инвалидов;

–предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и т.д.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами.

Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь и попечительство. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного лица. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска.

Социальный риск – это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски – страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:

–осуществляется частными компаниями (добровольное);

–осуществляется государством (принудительное);

Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не работает.

Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом – иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. Одинаковый размер помощи для всех получателей – наиболее простой в организационном отношении вариант. Однако, этот способ непригоден если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду.

В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.

Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.

Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.

В связи с реформированием системы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода (ГМД). Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода (ОУД). Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она, также, не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточного минимума.

Второе направление – обеспечение права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии. Обобщив трактовки категории «социальная защита», можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

–создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

–обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

–обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Третье направление – регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест в государственном и негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов. Эти программы обязывают некоторые виды предприятий предоставлять определенный процент от общего числа рабочих мест для инвалидов.

Разрабатываются определенные программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения на рынке труда возможны в будущем. В соответствии с этим происходит подготовка и переподготовка кадров, перемещение и переквалификация рабочей силы. Кроме того, биржи выплачивают пособия по безработице.

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать. Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне. Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

В настоящее время в Казахстане ответственность за социальную защиту в случае крайне малого обеспечения несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Агентсвом по статистике РК ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция Правительства от 27.06.2001 №886 "Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан"

2. Гостенко Л.Н. Социальная защита населения и финансы; Учебное пособие – Алматы; ТОО «Бастау»

3. Сансызбаева Г.Н. Система социальной защиты населения и ее проблемы. Учебное пособие. Алматы: Экономика

4. Аимбетов С. Наша цель-сделать, как лучше: [Пути реформирования социальной защиты населения ]// Казахстан: Экономика и жизнь.

5. Гайсина С.Н. Система социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике. // Известия АН Республики Казахстан. Серия общественных наук.

6. Тишин Е.В. Социальная защита населения при переходе к рынку. СПб., 1993.

7. Хамзин А.Ш., Хамзина Ж.А., Хамзина Л.А. Право социального обеспечения РК: Учебник. - Алматы, 2006.

Рекомендуем почитать

Наверх