Самые крутые разогревающие упражнения для тренинга. Упражнения разминки

Эффективность 07.04.2020
Эффективность

1.1. Упражнение «Принцесса, дракон и самурай»

Цель Правильно проведенное упражнение очень сильно взбодрит и развеселит участников. Размер группы 8-14 человек Время 10-15 минут Инструкция Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру “Принцесса и самурай”. Эта игра похожа на детскую игрушку “Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Ок. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу. Как показывать фигуры? Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит “банзай”. Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим “банзай”! На счет три-четыре! Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим - р-р-рррр. Принцесса. "Ну, принцесса у нас будет “тепленькая”. Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет “ля-ля-ля”. Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда. Игра будет играться до трех побед.

1.2. Упражнение «Ха – ха – ха»

Цель Веселая, эмоциональная разминка. Помогает поднять настроение. Размер группы 6-14 человек Время 5-10 минут Ход упражнения Все ложатся, кладя голову на живот другому участнику и, образуя, таким образом, длинную цепь. Первый играющий говорит: «Ха», второй: «Ха-ха» и т.д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.

1.3. Упражнение «Догони поросенка»

Цель Разминка помогает снять излишнее напряжение. Размер группы 6-14 человек Время 10 минут Ход упражнения Все участники встают лицом в круг. Предлагается представить, что по кругу бегает маленький, розовенький поросеночек, который все время хрюкает. Задача играющих – поймать поросенка. А делают они это следующим образом: по команде ведущего звук «хрю» передается по кругу от одного участника к другому, при этом засекается время на секундомере. Игра проводится несколько раз, с каждым разом увеличивается темп прохождения звука «хрю» по кругу.

1.4. Упражнение "Пупсик"

Цель Разминка несколько провокационная по содержанию. Но эта провокация помогает взбодрить и развеселить участников. Размер группы 6-14 человек Время 5 минут Инструкция Мы сейчас с вами проведем одно упражнение, но вы должны мне и своим коллегам, что условия игры будут выполнены до конца. Достаньте куклу-"пупсика". Включим воображение и представим, что мы собрание древних волхвов или колдунов. Родился новый человек, и мы должны наделить его чем-то особенным. Этого ребенка мы будем передавать по кругу из рук в руки. Когда ребенок окажется у вас в руках, вы должны наградить его каким-либо даром. К примеру, скажите: я награждаю тебя добрым сердцем. При этом нужно поцеловать пупсика в сердце. Запускаем пупсика по кругу. А теперь, чтобы ваши пожелания сбылись, вы должны поцеловать своего соседа справа туда, куда вы поцеловали пупсика...

1.5. Упражнение «Кто это?»

Цель Забавная разминка. Позволяет людям проявить креативность и вызывает массу положительных эмоций. Размер группы Любой Время 15 минут Инструкция Цель упражнения, которое мы проведем повеселить нас и тем самым взбодрить и приготовить к дальнейшему тренингу. Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову - человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа

СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006


Чуричков А., Снегирёв В.

493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

ISBN 5-9268-0469-8

Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напря­жения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемле­мой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют ожи­вить тренинг в любой момент.

Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.

ББК 88.5

© А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
© И. В. Семенов, иллюстрации, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN 5-9268-0469-8 © П. В. Борозенец, обложка, 2006


Введение.............................................................................................................................. 7

1. Здравствуй, уважаемый............................................................................................ 10

2. Коленвал........................................................................................................................ 12

3. Перекличка.................................................................................................................... 14

4. Передай предмет......................................................................................................... 16

5. Пальчики........................................................................................................................ 18

6. Делай раз!!! .................................................................................................................. 20

7. Дальнее плаванье........................................................................................................ 22

8. Все как один.................................................................................................................. 24

9. Мостик............................................................................................................................ 26

10. Построение.................................................................................................................. 28

II. РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА

11. Сигнал......................................................................................................................... 32

12. До десяти..................................................................................................................... 34

13. Мячики......................................................................................................................... 36

14. Сделай другу подарок............................................................................................. 38

15. Поменяйтесь............................................................................................................... 40

16. Землетрясение............................................................................................................ 42

17. Тыр-тыр, пулемет..................................................................................................... 44

18. Угадай мелодию........................................................................................................ 46

19. Интервью.................................................................................................................... 48

20. Однажды в автобусе................................................................................................ 50


21. Имитатор

22. Гражданская оборона

23. Четыре стихии

24. Рыбы, звери, птицы

25. Змейка

26. Персей и медуза Горгона

27. Спящий пират

28. Скульптор

29. Амнезия

30. Типография

31. Карибский кризис

32. Охота на тигра

33. Два лагеря

34. Однажды в Америке

36. Суперскрепка

37. Собери квадрат

38. Паутина и паук

39. Кошки-мышки

40. Стыковка

41. Свято место

42. Развернись

43. Роза? Гвоздика?

44. Телохранитель

45. Виртуальная прогулка

46. Разведчик

47. На рыбалке

48. Кенгуру

49. Самолетик



50. Нравится - не нравится......................................................................................... 110

51. Семерочка................................................................................................................ 112

52. Первые люди............................................................................................................ 114

53. Гонки паровозиков................................................................................................. 116

54. Шире круг................................................................................................................. 118

55. Королевская битва................................................................................................. 120

56. Шарик........................................................................................................................ 122

57. Волна......................................................................................................................... 124

58. Сороконожка........................................................................................................... 126

59. Красавица и чудовище......................................................................................... 128

60. Животные.................................................................................................................. 130

61. Зоопарк...................................................................................................................... 132

62. Кошка, собака......................................................................................................... 134

63. Передай движение................................................................................................. 136

64. Треуголка.................................................................................................................. 138

65. Охота на лис............................................................................................................ 140

66. Герои............................................................................................................................ 142

67. Веселые шарики...................................................................................................... 144

68. Последний стул....................................................................................................... 146

69. Невидимый предмет............................................................................................... 148

70. Лиса и зайцы............................................................................................................ 150

71. Ловись, рыбка.......................................................................................................... 152

III. РАЗМИНКИ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕНИНГА

72. КВН............................................................................................................................ 156

73. Пожар......................................................................................................................... 158

74. Пожелание себе....................................................................................................... 160

75. Рукопожатие............................................................................................................ 162


76. Своим путем.............................................................................................................. 164

77. Порадуй соседей.................................................................................................... 166

78. Я тебя люблю........................................................................................................... 168

79. Ты меня уважаешь?................................................................................................ 170

81. Отражение................................................................................................................. 174

82. Аплодисменты, аплодисменты........................................................................... 176

83. В тылу врага............................................................................................................. 178

84. Пары........................................................................................................................... 180

85. Что нас объединяет?.............................................................................................. 182

86. Уникальная походка.............................................................................................. 184

87. Ящерицы.................................................................................................................... 186

88. Дождик....................................................................................................................... 188

IV. РАЗМИНКИ-ЗАРЯДКИ

89. Парад.......................................................................................................................... 192

90. Физзарядка................................................................................................................ 194

91. Подкова...................................................................................................................... 196

92. Под дождем.............................................................................................................. 198

93. Потягушки................................................................................................................. 200

94. Гимнастика............................................................................................................... 202

95. Зарядка....................................................................................................................... 204

Литература..................................................................................................................... 206


Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров

Введение

Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а со­вершенно необходимы.

Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное пси­хогимнастическое упражнение, каждая функция которого способ­ствует успешному проведению тренинга.

Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабо­чий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя сво­боднее и, как следствие, способствует более продуктивному усвое­нию учебного материала. Но, самое главное, разминка - это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, ди­намичным и веселым занятием.

Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, по­могающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодичес­кая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.

Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-


лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Быва­ет, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же размин­ки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.

Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литера­туре и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авто­ров, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей ин­формации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет по­иск необходимого.

Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсе­нале тренера опытного, с большим стажем работы.

В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не тре­бующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть кни­гу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет но­вую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с со­бой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергич­ного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.


I. РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА


Здравствуй, уважаемый

- 11-

Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участ­ников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.


Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.

Упражнение выполняется по кругу.

«Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие обра­щено к вашему соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здрав­ствуй, уважаемый (называете имя)!» и сопроводите это ка­ким-нибудь жестом (прыжок, хлопок, поклон).

Следующий участник также здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторяться не должны».

Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.


Коленвал

- 12-

Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга.


Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.

«Каждый участник кладет свою правую руку на левое ко­лено соседа справа, а левую руку - на правое колено соседа слева».

«Волна пошла по часовой стрелке»

и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправ­ляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же - еще одну, правой рукой против часовой стрелки.


Перекличка

- 14-

Отличное упражнение для тренинга по командообразова­нию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает спло­ченность участников тренинга.


Участники садятся или встают в круг.

«Ваша задача назвать по возрастанию числа от одного до... (тренер называет число участников). Условия:

Нельзя называть числа в том порядке, в котором стоите.

Говорить надо по одному.

Называть число может любой из вас.

Если число называют одновременно несколько человек, счет начинается сначала».

Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотре­ли друг друга; б) называть по порядку числа, стара­ясь добраться до самого большого без ошибок.


Передай предмет


Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее актив­ных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тре­нера.


Участники сидят на стульях.

«Теперь я попрошу подняться лишь столько человек, сколь­ко я покажу пальцев».

Тренер показывает различные комбинации паль­цев: пять, семь, девять и т. д.

Также это упражнение можно применять на тре­нингах командообразования.


6. Делай раз!!!


Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.


Для проведения разминки требуется мячик.

Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.

«Представьте себе, что мы собираемся в дальнее плаванье на прекрасном паруснике. Перед отплытием мы должны погру­зить в трюм все необходимое для путешествия. Грузить мож­но все, что угодно, нужные и ненужные предметы и даже ка­кие-либо понятия, например, такие как «мифология» или «ки­бернетика». Каждый участник за один раз должен погрузить три вещи, начинающиеся на одну букву, например: булка, бом­ба, бегемот. Нужно внимательно следить за погрузкой и не по­вторяться. Тот, у кого мяч, начинает грузить. Он произносит свои три слова на одну букву и произвольно бросает мяч сле­дующему участнику. Кто затрудняется с определениями или грузит то, что уже погрузили до него, выбывает из игры».

Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.


Все как один

-24-

Разминка направлена на сплочение группы, на развитие вни­мания, интуиции.


Тренер выполняет роль ведущего.

«Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду считать до трех. На счет «три» каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке. Я буду повторять счет до тех пор, пока все не станут выкидывать одно число. Договариваться меж­ду собой нельзя. Итак, начали».

Выполняется разминка до тех пор, пока все учас­тники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.


Мостик

Разминка направлена на взаимодействие с партнером, раз­вивает концентрацию внимания.



Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.


«Сейчас мы с вами будем строиться. Но это будет не­обычное построение. Вам придется строиться молча. Вообще запрещено издавать любые звуки. Жесты и мимика позволи­тельны без ограничений. Первое задание - построиться по росту».

Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.

«Следующее условие - построиться по цвету волос, от светлого к темному (процедура повторяется)».

Разминки для тренинга Командообразование могут быть двух типов:

1. На знакомство, помогающие участникам лучше узнать друг друга, познакомиться.

2. Двигательные, активные. Цель таких разминок – расшевелить группу, снять напряжение, включить в работу.

В зависимости от того, какая перед вами группа (активная-пассивная, большая-маленькая, знакомая-незнакомая) и какие задачи стоят на тренинг, выбор разминок в каждом случае может быть разный.

Иногда я совмещаю разминки. Сначала даю разминку на знакомство, потом двигательную.

Разминки подбираются в зависимости от ситуации и могут чередоваться.

Разминки для знакомства

  • Просите каждого участника представиться, назвать имя, и на первую букву имени придумать качество, которое его характеризует . Например, Ольга- общительная. Если буква редкая и возникают сложности, то можно попросить других участников помочь. Довольно веселое и легкое упражнение.
  • Групповое знакомство в группе или мини группах (по 5 человек) просите найти и записать 10 общих факторов , которые их объединяют. Далее кто-то от группы озвучивает список.
  • Цели на тренинг. Можно разбить группу на мини группы пор 3 человека и попросить, чтобы каждая группа написала цели на тренинг. Далее отобрала 3 общих цели (самых важных). Далее объединяются мини группы 3+3, также нужно выбрать три цели. Так мини группы объединяются до одной общей группы, которая также должна представить общий список из 3 целей. Кто-то их участников их озвучивает.

Двигательные разминки

  • Шеренга . В данной разминке задания можно брать разные: пожалуйста, постройтесь по росту, по цвету волос (от темного к светлому), по продолжительности работы в этой компании (от самого “старого” сотрудника), по дате рождения и т.д. Участники должны быстро выстроиться в шеренгу, в зависимости от заданной категории.
  • Приветствие. Участники перемещаются по залу и должны поприветствовать каждого. Два условия – нельзя разговаривать и каждый раз приветствие должно быть разным. Если мало место для ходьбы, то можно использовать вариант с мячом. Передайте мяч соседу, каждый раз передавать нужно новым способом, итак по кругу.
  • Пальцы. На счет три просите участников показать любое количество пальцев на двух руках. Просите посмотреть друг на друга внимательно и на следующий счет постараться показать одинаковое количество пальцев (договариваться нельзя). Продолжайте считать, пока все участники не покажут одинаковое количество пальцев, например по 10.
  • Встаньте те, кто.. Просите тех, для кого подходит данное утверждение втать и поменяться местами. Один стул убираете, чтобы кто-то оставался всегда без стула и ему приходилось придумывать новое задание, чтобы сесть на освободившейся стул. Например, встаньте те, кто утром чистил зубы.., кто любит кофе.., у кого есть кошка.. и т.д. Те, кто встал должны поменяться местами и сесть на новое свободное место. Кто-то всегда будет водить. Тренер может остановить упражнение, закончив его на себе, оставшись стоять. Довольно активное упражнение!

Перед разминкой нужно сказать несколько слов о целях.

Очень важно, что когда вы даете разминку, прежде, чем перейти к инструкции, надо сказать несколько слов о цели данной разминки, чтобы в группе не было замешательства, зачем нам сейчас строиться по росту..?

Вступление может быть такое: а сейчас для того, чтобы поближе познакомиться проснуться и включиться в работу, мы с вами сделаем небольшую разминку. Нужно.. (даете инструкцию). В конце разминки желательно поблагодарить группу. Спасибо, замечательно справились, заодно немного проснулись лучше узнали друг друга и т.д.

Разминки, как правило, используются в начале тренинга, перед основной частью или после каждого перерыва.

Также, разминку можно сделать после долгой сидячей, умственной работы группы , если вы видите, что участники устали, им тяжело. В данном случае можно предложить сделать небольшую зарядку, например руками в воздухе нарисовать цифры от 1-10 (цифры должны быть большие, около метра). Тренер выполняет вместе с группой и ведет счет.

Многие не знают, или не понимают само значение слова тренинг. Так что такое тренинг? В переводе с английского оно означает воспитание, учение, и на занятиях обучение проходит как тренировка знаний и умений. Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми.

Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию . Их можно разделить на виды: коммуникативные – для командной работы; коррекционные – направлены на исправление поведения, зависти, жадности, страхов; психотехнические – направление психологии; педагогические – для учителей; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств; игры и развлечения – для младшего школьного возраста и подростков.

Тренинги бывают индивидуальными, групповыми и корпоративными, их конечный результат направлен на решение какой-либо проблемы и достижению цели. Самым первым основателем проведения тренингов был Дейл Карнеги. Теперь они становятся частью современного общества, особенно активно их проводят для своих работников разные фирмы.

Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения , которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей. Эти упражнения разнообразны, и направлены на развитие разных качеств, поэтому специалисты портала тренингов разработали основные психологические упражнения:

Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:

Тренинговые игры

Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста , чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу. Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие. Разогревающих игр довольно много, но можно выделить основные: “знакомство” – игра для знакомства группы друг с другом; игры на сплочение команды; ролевые игры; психологические игры; деловые игры.

Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование . Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.

в помощь педагогу, психологу и воспитателю

Я надеюсь, Уважаемый Читатель, что мы с Вами относимся к тем людям, которые что бы они ни делали, чем бы ни занимались - всё время ненавязчиво развивают свой творческий, креативный потенциал и так же ненавязчиво помогают это делать своим друзьям и знакомым.

Чаще и естественней всего в этот процесс включаются волей неволей матери, воспитывающие своих пока ещё маленьких детей и не унылые, творческие педагоги, работающие со школьниками в летних лагерях.

Однако, я хочу обратить Ваше внимание на существование некоторого досадного шаблона, характерного для нашего скупого на шутку Отечества: почему всё это «креативное развитие» творят у нас только матери и только применительно к своим маленьким детям?

Вот когда наше общество изживёт этот шаблон и начнёт развивать свой творческий потенциал «и млад и стар», вот тогда у нас произойдёт долгожданная «психотерапевтическая революция», которой лично я, например, жду с нетерпением. А результатом этой «революции» будет то, что люди на наших улицах будут улыбаться и демонстрировать более раскованное поведение (не в смысле - лежать на парковой скамейке в пьяном виде), потому что будут счастливы, как дети, и без какого-либо ядовитого допинга...

Итак, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию несколько моих любимых интеллектуальных игр, которые широко используются в психологии как сами по себе, так и в качестве психотерапевтической разминки перед любой серьёзной командной деятельностью.

Два слова об интеллектуальных играх, прежде чем мы начнём.

Интеллектуальные игры - это игры, которые развивают воображение, комбинаторные функции интеллекта, гибкость, а также ассоциативное мышление - расширяют ассоциативное поле.

Интеллектуальные игры - это все игры со словами, в этот обширный класс можно отнести, например, кроссворды. Однако мы с Вами начнём играть в подвижные телесно-ориентированные интеллектуальные игры (наподобие известной подвижной интеллектуальной игры для самых маленьких - «съедобное-несъедобное»).

Интеллектуальная игра «Алгоритм Цицерона»

Эта игра в слова - самая простая, и она отлично подходит для роли «первой игры разминки» перед любой серьёзной творческой групповой работой.

Группа играющих садится в кружок (обязательное условие - это условие так называемого «круглого стола», то есть помещение играющей группы в круг, который обеспечивает равенство всех участников и тем самым - их психологический комфорт).

Сев удобно в кружок, группа получает задание: рассказать совершенно любую историю, опираясь на знаменитый «Алгоритм Цицерона», то есть на серию последовательных вопросов:

  1. Зачем?
  2. Когда?

Внимание!

Алгоритм Цицерона Вы можете использовать и для развития своих (и чужих) «писательских» способностей. (Собственно, именно для этого он и придуман!) Если Вы никогда в жизни не писали рассказы, сядьте и поработайте с Алгоритмом Цицерона - вот увидите, из-под Вашего пера неожиданно выйдет шедевр!

Ведите эту интеллектуальную игру в несколько раундов. Через несколько раундов игры, после серии неудачных и незначительных реплик, игроки начнут «творить», вот тогда и начинайте записывать то, что говорят участники игры - такими «плодами» коллективного драйва нельзя пренебрегать!

Интеллектуальная игра «Цепочка ассоциаций»

Данная интеллектуальная игра проводится с мячом, сидя на стульях. Вне игры находятся Ведущий и его Помощник - они оценивают правильность хода игры. Для выбора Помощника игроки тянут жребий. Помощник в этой игре нужен лишь для того, чтобы игра не была или не казалась чересчур авторитарной, не напоминала «школу», из-за того, что в ней «судит» один человек, зачастую - старший.

Сидя в круге, играющие по очереди посылают друг другу мячик, выкрикивая любое пришедшее им на ум слово. Тот, кому послали мяч, должен АВТОМАТИЧЕСКИ ответить пришедшей ему на ум ассоциацией и тут же послать мяч другому.

В этой игре НЕЛЬЗЯ:

  • создавать паузы,
  • разрывать цепочку ассоциаций.

При несоблюдении этого правила, игрок удаляется Ведущим и его Помощником из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется один человек - Победитель.

В ходе выбывания игроков, выбывшие присоединяются к жюри и получают право вместе с жюри кричать «Зачёт!» или же «Не зачёт!».

Внимание:

В этой интеллектуальной игре возможны конфликты и следующие за ними разбирательства. Это возможно потому, что часть людей выдаёт шаблонные стереотипные ассоциации, а часть (кстати, наиболее творческих людей) даёт очень сложные ассоциации, которые порой воспринимаются как нарушение правила игры, как разрыв той самой «цепочки».

Например: если на слово «Клубника» кто-то выкрикивает «сливки» или «Аллергия» или «июнь», или «дача», то это не вызывает ни у кого вопросов.

Но если на слово «Клубника» я выкрикиваю в ответ «автозагар», то это, разумеется, требует пояснений.

Для этого в игру вводится

дополнительное правило

Услышав «спорную» ассоциацию, Ведущий имеет право бросить реплику: «Поясни!»

Игрок, давший спорную ассоциацию, должен в сжатые временные сроки, чётко и лаконично объяснить-убедить жюри, прояснить группе свою ассоциацию. Раскрыть ход своих мыслей. Если ему это не удалось, он всё-таки - выбывает.

Нестандартно мыслящий игрок, таким образом, решает в этой игре положенные ему «задачи повышенной сложности», что и справедливо, и полезно для хода всей игры, так как скоро (под воздействием тенденции к подражанию) вся группа перейдёт на уровень игры повышенной сложности - выкрикиванию сложных ассоциаций с лаконичными и доходчивыми пояснениями.

Пример

  • Клубника!
  • Автозагар!
  • Поясни!
  • «Клубничка» это фото обнажённых красоток. Обнажённые красотки пользуются автозагаром.

Интеллектуальная игра «Море волнуется»

Это довольно сложная, но невероятно интересная игра, с элементами телесно-ориентированной терапии. Я бы рекомендовала играть её «третьей» по счёту. Она требует предварительных разминок, в качестве которых можно использовать и предыдущие две игры.

В этой интеллектуальной игре активно тренируется краткосрочная память и быстрота телесных реакций - одновременно.

Стулья расставляют в ряд (как в театре), игроки занимают стулья. Ведущий становится напротив игроков, лицом к ним. В комнате выбирается «база», некоторое отдалённое от основного пространства игры место, куда Ведущий будет отводить игроков.

Начало. «Слова».

Каждый игрок придумывает одно слово (имя существительное) и по цепочке громко называет своё слово вслух - Ведущему.

Самый последний в ряду игрок называет своё задуманное слово и становится Рассказчиком.

Продолжение. «Рассказ Рассказчика».

Последний игрок, который стал Рассказчиком, начинает плести небылицу - то есть рассказывать связный рассказ. В этот рассказ он должен вставить поочерёдно все прозвучавшие в игре слова.

Как только звучит «его слово», игрок, это слово произносивший, поднимается со своего места и идёт, держась за руку Ведущего к «базе» - то есть, подальше от основного пространства игры.

Так, все игроки выстраиваются Ведущим в «Цепочку-очередь».

Последний аккорд. «Море волнуется!»

Перебрав все прозвучавшие слова, включая и своё слово, Рассказчик ЛОГИЧЕСКИ завершает свой выдуманный рассказ фразой: «Море волнуется!»

Как только звучит эта фраза, все игроки, отведённые к базе, должны броситься к своим стульям, чтобы успеть занять свои места, потому что Ведущий бежит вместе с ними, стремясь занять место опоздавшего к своему стулу игрока.

Тот, чей стул занял Ведущий, становится Ведущим в следующем раунде игры.

Внимание:

Главную интригу в этой игре создаёт Рассказчик. Он должен путать слушателей своим рассказом: заставлять вначале долго ждать «ключевое слово», а затем выдавать несколько слов подряд, чередуя тем самым томительное ожидание и радостную суету.

Интеллектуальная игра «Театр Аббревиатур»

Эта игра относительно лёгкая, однако требует от её участников «актёрского мастерства», а значит, раскованности каждого, сплочённости группы в целом - то есть, требует предварительной разминки.

Водящий выходит за дверь. Игроки, посовещавшись, придумывают сообща слово.

Это слово должен будет отгадать Ведущий, когда вернётся. Буквы, из которх состоит это слово, распределяются между игроками.

Каждая буква должна соответствовать определённому типу поведения, черте характера, социальному типу. Лучше, если Вы будете играть во что-нибудь одно, например, только черты характера или только типы или профессии людей

З -зависть,

Ж - жадность,

О - озорство,

Когда Ведущий возвращается в комнату, участники игры представляют ему пантомимы. Водящий должен угадать, что же ему пытаются показать, а из первых букв угаданных слов - сложить и разгадать задуманное в начале игры СЛОВО.

Интеллектуальная игра «Строчка из песни»/«Строчка из стихотворения»

Эта игра немного сложнее, но и интересней предыдущей.

Ведущий выходит за дверь, а участники сообща загадывают строчку из песни или стихотворения и распределяют меду собой слова.

Ведущий входит в комнату. Ведущий должен заготовить (или спонтанно придумать по ходу игры) вопросы к участникам игры - по одному вопросу на каждого игрока.

Ведущий задаёт свой вопрос.

Игрок, которому вопрос задан, должен ответить на вопрос так, чтобы в ответе прозвучало то слово из задуманной строчки, которое ему досталось по жребию.

Задуманная строчка: «Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно».

Маша (выпало по жребию слово ДЕТИ)

Ведущий: Маша, сколько будет дважды два?

Маша: Ну, это знают даже дети и блондинки: дважды два - четыре.

(Пусть ведущий гадает, какое же слово спряталось в этом высказывании).

Если Вы сумеете в ближайшее время провести все пять предложенных мною интеллектуальных игр, Вы справитесь и со всеми остальными жизненными трудностями.

Начните с организации праздника, праздника, который приносит пользу людям...

Рекомендуем почитать

Наверх