Федеральный закон 99 фз от 01.09. Типовой Устав ООО

Управление  15.11.2019

С 1 сентября текущего года вступит в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации " (далее – Закон).

Предусмотренные им поправки касаются юридических лиц, причем как общих положений о них, так и деятельности организаций различных видов организационно-правовых форм, и самих организационно-правовых форм.

Рассмотрим, каких именно положения кодекса затронули эти изменения.

Создание и государственная регистрация юридических лиц

Закон предусматривает внесение целого ряда изменений в § 1 гл. 4 ГК РФ , в котором закреплены общие положения о юридических лицах. Так, прямо устанавливается, что юридическое лицо обязательно должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), причем уточнено, что именно с момента такой регистрации возникает его правоспособность. Тем самым подтверждается существующий порядок ее возникновения: в действующей редакции кодекса установлено, что она возникает с момента создания организации, а созданным юрлицо считается со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ).

Определяется, какие сведения должно содержать в себе решение учредителей или единоличного учредителя о его учреждении (пп. "а" п. 2 ст. 1 Закона). При этом перечень учредительных документов, на основании которых действуют юридические лица, сокращается. Если раньше организация могла иметь либо устав, либо учредительный договор, либо оба этих документа, а некоторые некоммерческие организации и вовсе – общее положение об организациях данного вида, то теперь на основании учредительного договора будут действовать только хозяйственные товарищества, а все остальные организации – на основании устава .

Стоит отметить, что Закон предусматривает возможность использования типовых уставов , в которых не нужно будет указывать подробную информацию. В этом случае она будет содержаться только в ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 1 Закона). Предполагается, что это поможет упростить регистрацию юрлиц. Имеются в виду сведения о наименовании организации, месте ее нахождения, порядке управления ее деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законодательством для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий указываются также предмет и цели их деятельности. Законом предусмотрено, что выступать от имени юридического лица смогут сразу несколько лиц (это нужно будет указать в уставе. Пункт 1 ст. 53 ГК РФ дополняется соответствующим абз. 3. Таким образом, допускается наличие у организации нескольких директоров, действующих совместно или независимо друг от друга . Помимо этого, для последних установлена ответственность – по требованию юридического лица, его учредителей (участников) они будут обязаны возместить убытки, причиненные организации по их вине (п. 8 ст. 1 Закона). Аналогичная ответственность закреплена для членов коллегиальных органов юрлица, за исключением тех, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение убытков. Также за убытки, причиненные по его вине, ответит и лицо, определяющее действия организации (это тоже новое понятие в ГК РФ). Определения последнего в Законе не содержится, однако указывается, что одной из форм определения действий организации является возможность такого лица давать указания директору и членам коллегиальных органов юрлица. Отметим, что организация не вправе ограничивать такую ответственность указанных лиц или полностью освобождать их от нее, поскольку соглашение об этом, согласно Закону, признается ничтожным.

Дополнен ГК РФ интересными положениями о наименовании, месте нахождения и адресе юридического лица (п. 9 ст. 1 Закона). Отметим, что ранее в кодексе не было упоминания о последнем – в действующей ст. 54 ГК РФ закреплено, что в учредительных документах организации указываются ее наименование и место нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации. В Законе же уточняется, что место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). При этом в ЕГРЮЛ необходимо будет указать не место нахождения, а именно адрес организации . Можно предположить, что такое нововведение направлено на борьбу с фиктивными адресами юрлиц, поскольку установлено, что организации будут нести риск последствий за неполучение юридически значимых сообщений , доставленных по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Такие сообщения считаются доставленными вне зависимости от того, находится на самом деле организация по данному адресу или нет.

Возможность и порядок использования в наименованиях организаций официальных наименований субъекта РФ могут быть установлены самим регионом.
Интересно, что теперь в ЕГРЮЛ необходимо будет указывать сведения о представительствах и филиалах . Ранее они указывались только в учредительных документах.
Отметим, что своеобразным образом упоминается в Законе понятие аффилированности . В новой ст. 53.2 ГК РФ будет указано, что в случаях, если кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом (п. 8 ст. 1 Закона). В первоначальной редакции законопроекта , на основе которого был принят Закон, ст. 53.2 была более содержательной – она предусматривала, между какими лицами признается наличие аффилированности и в каких случаях суд может признать ее отсутствие между этими лицами.

Реорганизация юридических лиц

Очень важные изменения вносит Закон в порядок реорганизации юридических лиц (п. 12 ст. 1 Закона). Во-первых, предусматривается возможность сочетания нескольких форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ), например преобразования и присоединения и т. д. Во-вторых, допускается реорганизация с участием нескольких юрлиц, созданных в разных организационно-правовых формах (для примера: несколько ООО смогут единовременно присоединиться к АО). Однако она будет возможна, только если законодательство не запрещает преобразование организации одной организационно-правовой формы в организацию другой формы.
Создаваемое в результате реорганизации юридическое лицо сможет пройти государственную регистрацию не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации . По общему правилу этот срок будет составлять три месяца с даты внесения записи о начале реорганизации в ЕГРЮЛ.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Согласно Закону документом, содержащим положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, является передаточный акт . В действующей редакции ГК РФ, напомним, установлено два вида таких документов: передаточный акт, составляемый при слиянии, присоединении и преобразовании организаций, и разделительный баланс – при разделении и выделении (ст. 58 ГК РФ). В передаточном акте отныне нужно будет предусматривать порядок определения правопреемства в связи с изменениями, которые могут произойти после даты его составления (п. 14 ст. 1 Закона).

ГК РФ дополняется ст. 60.1, устанавливающей последствия признания решения о реорганизации юридического лица недействительным . Требовать признания решения недействительным смогут участники реорганизуемой организации и лица, которым такое право будет предоставлено законом. Данное требование, как мы уже указывали, может быть предъявлено в суд в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом. Однако в случае признания судом недействительным решения о реорганизации образованное в результате реорганизации юридическое лицо не будет ликвидировано, а совершенные им сделки не признаются недействительными. Если же такое решение признается недействительным до окончания реорганизации и часть создаваемых юридических лиц уже зарегистрированы, правопреемство наступает только в их отношении, остальные права и обязанности сохраняются за прежними организациями.
Ликвидация юридических лиц

Законом изменены положения о ликвидации юрлиц (п.п. 17-21 ст. 1 Закона). В частности, уточнено, кто может обращаться с исками о ликвидации в суд и по каким основаниям. Также скорректирован порядок проведения ликвидации организации. Так, установлено, что учредители (участники) юрлица, принявшие решение о ликвидации, должны сообщить об этом в ФНС России (поскольку именно она ведет ЕГРЮЛ) в течение трех рабочих дней.

Корпоративные и унитарные юридические лица

Помимо всего прочего, Закон предусматривает разделение всех юридических лиц на два вида: корпоративные и унитарные (п. 23 ст. 1 Закона). Так, под корпорациями понимаются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия(членства) в них и формируют их высший орган. К таким организациям отнесены хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.

Отметим, что до принятия Закона последних трех организационно-правовых форм в ГК РФ предусмотрено не было. Учредители унитарных юридических лиц не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. К таким организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (последние – тоже новшество в кодексе).

Также § 1 гл. 4 ГК РФ дополнен общими положениями о правах и обязанностях участников корпорации (ст. 65.2 ГК РФ) и порядке управления в ней (ст. 65.3 ГК РФ). Определено, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, а в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах, число участников которых превышает 100 человек, им может быть съезд, конференция или другой коллективный представительный орган. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.).

При этом, как мы писали ранее, директоров или председателей у организации может быть несколько и действовать они могут независимо друг от друга. Помимо этого, в корпорации может быть образован коллегиальный орган управления, например наблюдательный совет. Основная его задача – контроль за деятельностью исполнительных органов корпорации. Причем лица, являющиеся единоличными исполнительными органами корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов должны составлять не более одной четвертой состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Необходимость приведения устава Общества с ограниченной ответственностью в соответствие связана с принятием Федерального закона от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступил в силу с «01» сентября 2014 года.

Наиболее важным новшеством является норма о нотариальном удостоверении принятия решения общим собранием участников ООО и состава участников общества, присутствовавших на собрании, поскольку иное не предусмотрено старым уставом ООО.

С 01.09.2014 все юридические лица разделены на корпоративные (корпорации) и унитарные, а хозяйственные общества - на публичные и непубличные.

Согласно данному нововведению ООО относится к непубличным корпорациям, в связи с чем должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к таким юридическим лицам.

Бесплатно подготовить устав ООО или полный пакет документ на регистрацию ООО можно в онлайн сервисе Трубодок . Все документов используемые в сервисе разработаны юристами Консалтинговой группы «Альпийский ветер».

Обязательные изменения в Уставе ООО

К обязательным изменениям стоит отнести дополнение полномочий участников новыми правами и обязанностями и изменение компетенции Совета директоров и коллегиального исполнительного органа, при их наличии.

Необходимо дополнить устав процедурой уведомления участников о намерении обратиться в суд с исками, указанными в пункте 2 статьи 65.2 Гражданского кодекса, уточнить полномочия органов управления ООО и количество голосов, необходимых для принятия отдельных решений по изменению порядка управления обществом, если эти положения указаны в уставе.

Положение о возможности самостоятельно (без привлечения независимого оценщика) определять стоимость имущества, вносимого в уставный капитал, необходимо исключить из Устава.

Дополнительные уточнения в Уставе ООО

В целях упрощения процедуры принятия решений в обществах с несколькими участниками желательно отразить в уставе способ удостоверения решений общего собрания без участия нотариуса.

Требования к фирменному наименованию ООО остаются прежними, поэтому указание на то, что общество является непубличным и корпоративным юридическим лицом, осуществляется по желанию его участников.

В целях упрощения ситуации различия «юридического» и «фактического» адресов, а также смены адреса в связи с переездом в пределах одного населенного пункта, в Устав можно внести изменения в части места нахождения, сократив его до названия населенного пункта.

Последнее положение рекомендуется вносить в Устав всем ООО, а не только тем обществам, которые часто меняют юридический адрес, по следующим причинам:
1) невозможно заранее предвидеть, понадобится ли такое изменение;
2) внесение изменений в ЕГРЮЛ, в отличие от изменения Устава, не требует уплаты государственной пошлины.

Исключительно от волеизъявления участников зависит также заключение корпоративного договора, образование нескольких единоличных исполнительных органов (избрание нескольких директоров).

Основные изменения для ООО

1) Статья 65.2. ГК РФ в пункте 1 перечисляет права участников корпорации, среди которых особо можно выделить следующие права:
обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия;
требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков;
оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 ГК РФ или законом об ООО.
Участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1), либо признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки, должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и, в соответствующих случаях, корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок такого уведомления можно прописать в Уставе ООО.

Перечень прав дополняется ст. 67 ГК РФ, предусматривающей, в частности, право участника общества требовать исключения другого участника из общества в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействиями) причинил существенный вред обществу, либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности. Отказ от этого права или его ограничение ничтожны.

Указанным выше правам корреспондируют обязанности (п. 4 ст. 65.2 ГК РФ):
участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность, в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;
не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;
не совершать действия (бездействия), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

2) Пунктом 3 ст. 66.3 ГК РФ устанавливаются положения, которые могут быть включены в Устав по единогласному решению участников ООО, в частности, к ним относятся положения:
а) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (Совет директоров или Наблюдательный совет) или коллегиального исполнительного органа (Дирекция или Правление) общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников ООО, за исключением вопросов:
внесения изменений в устав ООО, утверждения устава в новой редакции;
реорганизации или ликвидации ООО;
определения количественного состава коллегиального органа управления общества и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников ООО), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
увеличения уставного капитала ООО непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
утверждения внутреннего регламента или иных внутренних документов ООО.
б) о закреплении функций Правления за Советом директоров полностью или в части, либо об отказе от создания
Правления, если его функции осуществляются Советом директоров;
в) о передаче единоличному исполнительному органу (Директор, Генеральный Директор) общества функций Правления общества;
г) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
д) об изменении порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников ООО, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем;
е) установить иные, чем указаны в законе, требования к количественному составу, порядку формирования и проведению заседаний Совета директоров или Правления общества;
ж) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале ООО, а также о максимальной доле участия одного участника ООО в уставном капитале общества.

Ранее, закон не содержал требований о единогласном принятии указанных решений. Тем не менее, все перечисленные выше положения вносятся в Устав исключительно по желанию участников. В частности, ООО не обязано создавать коллегиальные органы (управления или исполнительные) или ревизионную комиссию (за исключением случаев, когда число участников ООО превышает 15).

3) Особое внимание следует уделить ст. 67.1 ГК РФ, в п. 3 которой устанавливается, что принятие общим собранием участников ООО решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества, либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Необходимо отметить, что требование о нотариальном подтверждении не распространяется на решения единственного участника ООО.

4) Статьей 66.2 ГК РФ введена обязанность ООО проводить денежную оценку неденежного вклада независимым оценщиком. При этом, участники не вправе определять денежную оценку такого вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком. Отметим, что ранее независимый оценщик привлекался только в том случае, если номинальная стоимость доли, оплачиваемой неденежными средствами, составляла более чем 20 тысяч рублей.

Также стоит отметить, что при оплате уставного капитала ООО должны быть внесены денежные средства, либо неденежные средства, по стоимости не ниже минимального размера уставного капитала (10 тысяч рублей).

5) Положениями ГК РФ (ст. 65.3), устанавливающими состав органов корпорации, закреплено, что Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа (Директора) нескольким лицами, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов (Директоров), действующих независимо друг от друга.

6) Обновленная редакция ст. 54 ГК РФ разделяет понятия «место нахождения» и «адрес» юридического лица. Место нахождения юридического лица (ООО) определяется местом его регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Полный адрес юридического лица (ООО) содержится только в ЕГРЮЛ.

Таким образом, если в Уставе компании указать только населенный пункт, то изменение улицы, дома и офиса внутри данного пункта не потребует внесения изменений в учредительные документы.

7) К дополнительным возможностям участников ООО можно отнести заключение корпоративного договора, в соответствии с которым они обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом, в том числе голосовать определенным образом, приобретать или отчуждать доли в уставном капитале по определенной цене и т.п. Корпоративный договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Корпоративный договор не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Стороны корпоративного договора не вправе ссылаться на его недействительность в связи с его противоречием положениям устава ООО. Прекращение права одной из сторон корпоративного договора на долю в уставном капитале ООО не влечет прекращения действия корпоративного договора в отношении остальных его сторон, если иное не предусмотрено этим договором.

Итак, все внесенные в ГК РФ поправки начинают действовать для всех ООО с «01» сентября 2014 г., учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в новой редакции) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с изменением Устава ООО (например, внесение дополнительного вида деятельности), не потребует приведения документов ООО в соответствие с новыми положениями главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Регистрация изменений, вносимых в Устав ООО, осуществляется путем подачи в регистрирующий орган заявления по форме Р13001 с приложением новой редакции Устава, а регистрация изменений, вносимых только в ЕГРЮЛ – путем подачи заявления по форме Р14001. При подаче заявления по форме Р14001 участники ООО освобождаются от уплаты государственной пошлины за вносимые изменения.


Консалтинговая группа «Альпийский ветер» предлагает

С 1 сентября 2014 года в Гражданском кодексе РФ произошли существенные изменения, в частности существенно изменилась глава 4 части 1. Новая редакция кодекса утверждена Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ.

Изменения 4 главы ГК РФ

  1. Публичные и непубличные АО

Закрытые и открытые акционерные общества теперь именуются публичными и непубличными (ст.66.3 ГК РФ).

Публичным называется то акционерное общество, акции и ценные бумаги которого публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законом о ценных бумагах.

Публичное размещение – это размещение путем открытой подписки, публичное обращение – обращение на торгах и путем предложения неограниченному кругу лиц.

Если акционерное общество не соответствует указанным выше признакам, то оно признается непубличным, к непубличным относятся и общества с ограниченной ответственностью

Что касается АО, созданных до 1 сентября 2014 года, то те АО, которые соответствуют характеристикам публичного общества, автоматическими признаются публичными. Те АО, которые не имеют этих признаков автоматически признаются непубличными.

  1. Изменения в учредительных документах

Теперь Устав – это единственный документ, который может являться учредительным (ст.52 ГК РФ).

Новое акционерное общество для того, чтобы именоваться публичным и иметь возможность размещать свои акции для широкого круга лиц, должно содержать в Уставе указание на то, что оно является публичным, то есть должно содержаться фирменное наименование, указывающее на публичность (ПАО). Также такое АО должно предоставить сведения о фирменном наименовании (ПАО) для внесения в ЕГРЮЛ.

Право на размещение и обращений акций акционерное общество приобретает в том момент, когда сведения о том, что оно публичное будут внесены в ЕГРЮЛ (ст.97 ГК РФ).

Акционерные общества, имеющие только одного участника, должны внести сведения об этом в ЕГРЮЛ (раньше достаточно было это указать в Уставе) (ст.98 ГК РФ).

Теперь юридические лица могут иметь более, чем одного директора, действующих совместно или независимо друг от друга. То есть интересы компании теперь могут представлять несколько лиц без доверенности. В учредительных документах этот момент должен быть прописан. (ст.53 ГК РФ). Если директора действуют совместно, то на документах должны стоять подписи обоих, если же они действуют независимо друг от друга, то достаточно подписи хотя бы одного из них, что значительно удобнее.

  1. Юридический адрес и представительства

Теперь в Уставе не нужно указывать полный юридический адрес, достаточно указать населенный пункт места нахождения юридического лица. При этом в ЕГРЮЛ должен быть указан полный юридический адрес. (ст.54 ГК РФ).

Статья 55 ГК РФ отменяет необходимость указывать сведения о представительствах и филиалах в Уставе, эти данные нужно вносить только в ЕГРЮЛ.

Эти изменения упрощают жизнь организациям, так как не нужно постоянно менять учредительные документы, только подаются новые сведения для внесения в ЕГРЮЛ.

  1. Уставный капитал

Ст.66.2 вносит определенные изменения в порядок оплаты . Теперь учредители обязаны внести ¾ величины уставного капитала до государственной регистрации юридического лица. ¼ часть может быть внесена в течение первого года деятельности.

Также нужно обратить внимание на измененную ст.99, которая гласит, что если по окончании каждого года деятельности (начиная со второго) стоимость чистых активов АО будет меньше его Уставного капитала, необходимо увеличить эту стоимость до размера Уставного капитала. Также можно уменьшить уставной капитал в установленном законом порядке до размера стоимости чистых активов.

Если стоимость чистых активов становится меньше минимального размера уставного капитала, то общество подлежит ликвидации.

  1. Недействующее юридическое лицо.

Общество считается прекратившим деятельности в случае, если в течение последнего года (12 месяцев) не подавало отчетность и не было движения хотя бы по одном из банковских счетов общества. Сведения о таком юридическом лице исключаются из ЕГРЮЛ и подлежит ликвидации (ст.64.2 ГК РФ).

Также о других изменениях, внесенных в гл.4 ч.1 ГК РФ, можно почитать в .

Дата публикации: 01.09.2014 11:10 (архив)

1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Данный закон устанавливает новые организационно-правовые формы для юридических лиц, содержит положения, регулирующие порядок учреждения юридических лиц и устанавливает новые требования к их учредительным документам.

Юридические лица, вновь созданные с момента вступления в силу Закона № 99-ФЗ должны будут отвечать требованиям главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и иметь организационно-правовые формы, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций не претерпел существенных изменений. Из числа возможных форм хозяйственных обществ исключается общество с дополнительной ответственностью, а также не предусмотрены закрытые акционерные общества.

Создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимых вещей (помещений в здании, в том числе многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное для совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом (вещами), которое в силу закона находится в их общей собственности и (или) в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами. По существу товарищество собственников недвижимости будет общим институтом, включающим, в частности, товарищества собственников жилья (разд. VI Жилищного кодекса Российской Федерации) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества (Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Перерегистрация ранее созданных юридических лиц, в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ не требуется. Исключение составляют лишь акционерные общества, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса в редакции Закона № 99-ФЗ), которые признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Согласно пункту 1 статьи 97 Гражданского кодекса (в редакции Закона № 99-ФЗ) публичное акционерное общество обязано, а акционерное общество, не являющееся публичным, - вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса (в редакции Закона № 99-ФЗ) государственная пошлина не взимается.

В отношении остальных юридических лиц учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса (в редакции Закона № 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса (в редакции Закона № 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Таким образом спешить указанным лицам вносить изменения в учредительные документы не стоит, поскольку это можно будет сделать при первой необходимости что-нибудь изменить в них. Не требуется и перерегистрация ранее созданных юридических лиц, но если внесение изменений в учредительные документы осуществляется именно по причине поправок, внесенных в Гражданский кодекс Законом № 99-ФЗ, государственная пошлина не взимается.

Законом № 99-ФЗ ограничено право учредителей хозяйственных обществ самостоятельно оценивать стоимость неденежных вкладов в уставный капитал. С 1 сентября 2014 г. оценка неденежных вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ должна осуществляться только оценщиком. Оценка неденежного вклада, определенная самими участниками хозяйственного общества, не может быть выше оценки, установленной независимым оценщиком.

Изменились и правила оплаты уставного капитала при создании хозяйственного общества. По общему правилу учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества. Остальную часть уставного капитала хозяйственного общества его участники обязаны внести в течение первого года деятельности общества. Иные правила оплаты уставного капитала могут быть предусмотрены законами о хозяйственных обществах.

Если в соответствии с законом допускается государственная регистрация хозяйственного общества без предварительной оплаты трех четвертей уставного капитала, участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала.

Кроме того Законом № 99-ФЗ установлены универсальные правила, касающиеся решения о создании юридического лица (ст. 50.1 Гражданского кодекса); введена возможность использования при создании юридических лиц типовых уставов, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 52 Гражданского кодекса); введена возможность смешанной реорганизации, а также одновременной реорганизации нескольких юридических лиц (ст. 57 Гражданского кодекса); изменено регулирование прав кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 Гражданского кодекса); предусмотрена возможность признать решение о реорганизации юридического лица недействительным или реорганизацию корпорации несостоявшейся (ст. 60.1 и ст. 60.2 Гражданского кодекса); уточнены основания ликвидации организации в судебном и внесудебном порядке (ст. 61 Гражданского кодекса); установлена норма об исключении из государственного реестра недействующего юридического лица (ст.64.2 Гражданского кодекса); установлены общие положения о корпоративных договорах (ст. 67.2 Гражданского кодекса); усилена ответственность основного общества по обязательствам дочернего (ст.67.3 Гражданского кодекса) и др.

В течении последнего времени Гражданский кодекс РФ кардинально изменился: начало перемен было положено в 2012г., внесением Президентом РФ в Госдуму на рассмотрение единого проекта закона № 47538-6, которым предусматривались многочисленные изменения в ГК, и некоторых законов. Вышеназванные изменения были задействованы с 01.01.2013г., а 01.09.2014г. начали действовать другие, не менее объемные и значимые поправки к Гл.4 - «Юридические лица», успевшие получить название «сентябрьских».

Рассмотрим изменения в ГК РФ с 01.09.2014, коснувшиеся порядка образования и функционирования ООО, и остановимся на общих изменениях, затронувших юридические лица (юр. лица).

Что нужно знать про общие положения классификации юридических лиц

Отметим, что согласно предыдущей редакции ГК РФ юр. лица также разделялись на:

Коммерческие;

Некоммерческие.

Основное различие между ними в том, основная цель первых - извлечение прибыли; вторые обязуются не ставить получение прибыли и ее распределение среди организаторов (участников), как основную цель.

В «сентябрьской» редакции последний критерий, соответственно которого разделяют юридические лица, стал абсолютным нововведением для отечественного права: согласно ст.65.1 ГК были введены понятия;корпоративность, унитарность. Теперь корпоративным следует считать юр. лицо, участники, либо учредители которого наделены правом членства (правом участия в юр.лице), а также могут формировать высшие органы такого юр.лица. Соответственно, учредителям унитарного юр.лица не разрешается приобретать право членства, а также становиться его участниками.

Рассмотрим новую классификацию организационно-правовых форм юр. лиц более подробно.

Корпоративные юр.лица включают:

Хоз. товарищества;

Хоз. партнерства;

Производственные кооперативы;

Хоз. общества;

Фермерские (крестьянские) хозяйства.

К унитарным относят унитарные муниципальные и государственные предприятия.

Некоммерческие юридические лица также подразделяют на корпорации и унитарные.

Корпорации:

Религиозные организации;

Потребительские кооперативы;

Общественные организации, включая профсоюзы и полит. партии;

Союзы и ассоциации;

Товарищества собственников (владельцев) недвижимости;

Общины малочисленных коренных народов РФ;

Автономные некоммерческие организации;

Казачьи объединения (общества).

Унитарные некоммерческие юридические лица включают:

Фонды, включая благотворительные и общественные;

Учреждения (муниципальные, государственные, частные);

Публично-правовые компании (организации);

Как классифицировать ООО руководствуясь положениями нового законодательства

Классифицировать данные организации требуется соответственно со следующими положениями:

Согласно п.2гл.4 ГК ООО относят к корпоративным коммерческим организациям;

Согласно ст.66.3 ГК ООО определяют как непубличное юр.лицо - т.е. не имеющее размещенных публично акций и ценных бумаг.

Следовательно, на данный момент ООО следует относить к непубличным коммерческим корпоративным организациям, что позволяет проводить большинство необходимых процедур в четком соответствии с действующим законодательством.

Решение про учреждение юридического лица

Ранее порядок учреждения юридических лиц определялись специальными законами, а также нормативными актами, действовавшими для отдельных категорий юр.лиц. Теперь в изменения гк РФ с 01.09.2014 включена ст.50.1, определяющая порядок принятия решений про создание юр.лиц следующими основными тезисами:

Если юридическое лицо создается 1-м лицом, решение о создании принимается единолично;

При учреждении юр.лица более, чем 2-мя учредителями, решение о создании принимают единогласно;

При создании корпоративного юр.лица (включая общества с ограниченной ответственностью) необходимо указать информацию относительно результатов голосования, а также относительно порядка совместной деятельности, касающейся создания юр.лица.

Изменения изменения в гк РФ с 01.09.2014, затронувшие уставной капитал хозяйственного общества

Положения про уставной капитал хоз. общества (в т.ч. - общество ограниченной ответственностью), регламентируются «сентябрьской» ст.66.2:

Уставной капитал, размером не менее минимального (для ООО - 10тыс. руб.). Напомним, что ранее учредить ООО возможно было без наличных средств. Теперь же имущественная форма вклада в уставной капитал может вноситься исключительно в качестве дополнения к законодательно утвержденному минимальному денежному взносу. Оценивать не денежные вклады поручено независимым оценщикам. Также введена обязательная оценка любого имущества, хотя раньше обязательной оценке подлежало только имущество, стоимость которого составляла более 20тыс.руб. Еще одним новшеством стало то, что учредителям ООО запрещается оценивать имущественную составляющую УК, выше оценки, предоставленной специалистом(оценщиком).

П.4ст.66.2 ГК утверждает порядок внесения УК: если другое не предусматривается законами, регламентирующими деятельность хозяйственных обществ, участникам (учредителям) хоз.общества требуется оплачивать не меньше ¾ УК в сроки до гос. регистрации. Остальная часть УК должна быть оплачена на протяжении 1-го года работы ООО.

Отметим, что под выражением «если другое не предусматривается законами, регламентирующими деятельность хозяйственных обществ» подразумевается необходимость внесения УК в сроки, не позже четырех мес. с момента регистрации, как и до принятия «сентябрьских» изменений. Это определено действующим законодательством не предусматривающим изменение прежнего порядка внесения УК - ст.16(1) Закона №14-ФЗ.

Необходимо обратить внимание на изменения в гк РФ с 01.09.2014, утвержденные ст.66(1) ГК, согласно которым объемы правомочий участников хоз. общества теперь определяют соответственно с размерами долей каждого в УК (пропорционально). Другое разделение правомочий учредителей можно установить путем внесения соответствующих данных в правомочия учредителей (участников) непубличного хозяйственного общества, либо путем занесения в соответствующие разделы корпоративного договора. При этом обязательным условием является внесение сведений о наличии вышеупомянутого корпоративного договора, а также о предусмотренных ним для учредителей правомочиях в ЕГР юрлиц.

Порядок подтверждения решений, принятых общим собранием учредителей ООО

С 09.2014г. данный порядок регламентируется п.3ст.67.1ГКРФ, согласно которой принятые решения, а также состав участников необходимо заверять нотариально. Единственным способом, чтобы избежать нотариального оформления, является наличие предусмотренного Уставом другого порядка подтверждения, позволяющего точно установить факты принятия соответствующих решений (например - видео, либо фото - фиксация соответствующего собрания).

Устав ООО (типовой) изменения в гк РФ с 01.09.2014

Начиная с 09.2014г., в случае создания юр.лиц допускается использование типовых уставов, которые должны быть утверждены в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о гос. регистрации юр.лиц. Используя типовой Устав, в текст не требуется вносить данные про наименование, местоположение и порядок управления деятельностью, поскольку данная информация, согласно ст.52/2ГК РФ, будет сразу включаться в ЕГРЮЛ.

Разработка и утверждение типовых уставов возложены на налоговую инспекцию, и начиная с 09.2014г. в регистрирующей ФНС можно спрашивать о наличии такого устава. При этом разрабатывать нетиповой (собственный) устав могут учредители юр. лица. Отметим, что в дополнение к Уставу участники (учредители) юр.лица имеют право принимать внутренний регламент, а также ряд других внутренних документов, содержание которых не должно противоречить учредительным документам.

Сроки внесения действующими ООО в Устав изменений, предусмотренных «сентябрьскими» законами

Отметим, что сроки внесения изменений достаточны для приведения документации в полное соответствие без излишней спешки - другими словами, обществам с ограниченной ответственностью нет необходимости изменять Устав соответственно с требованиями вступивших изменений в ГК РФ прямо сейчас, поскольку сроки внесения изменений в документацию не ограничены. Данное утверждение также справедливо для ОАО, ЗАО и ОДО - таких организационно-правовых форм, существование которых измененным законодательством не предусмотрено, что регламентируется ст.3(7) закона № 99-ФЗ от 05.05.14. Согласно положению данной статьи, наименования юр.лиц, а также их учредительные документы должны быть приведены в соответствие с вновь установленными нормами ГК РФ во время первого изменения учредительной документации - это касается всех юр.лиц, созданных до вступления в действие вышеупомянутого закона.

Отметим, что в случае, если положения действующего ГК на момент создания Устава общества с ограниченной ответственностью не противоречат с правами и обязанностями участников общества с ограниченной ответственностью в качестве коммерческой корпоративной непубличной организации, вносить в Устав изменения нет нужды. Это объясняется тем, что внести дополнения в Устав требуемыми положениями можно в любой момент времени. Также мы не советуем торопиться и по причине того, что, весьма вероятно внесение в ближайшем будущем изменений в Закон об ООО. Данное предположение подтверждает то, что законопроект уже некоторое время находится на рассмотрении. Поэтому, чтобы не менять документацию дважды, целесообразно немного подождать.

Что появилось нового в деятельности различных органов ООО после изменения в гк РФ с 01.09.2014

Согласно ст.53ГК РФ теперь делегировать полномочия представлять юридическое лицо можно нескольким лицам, которые могут действовать независимо, либо сообща. При этом информация о таких лицах требуется вносить в ЕГРЮЛ. Правда, пока остается непонятным механизм практической реализации данного нововведения.

Учитывая, что согласно изменениям, ООО считаются корпоративными коммерческими непубличными организациями, к ним необходимо применять вновь принятые положения ГК, регулирующие специфику всех пунктов данной характеристики. Например, к участникам (учредителям) ООО применимы вновь принятые ст.ст.65.2, 65.3ГК РФ, которыми определяются права и обязанности участников (учредителей) корпорации, а также механизм управления, порядок формирования, а также полномочий руководящих органов.

Также на участников (учредителей) хозяйственного общества и ООО, распространяется действие ст.ст.67, 67.1 ГК РФ; а согласно ст.67.2 введено определение корпоративных договоров, которые могут заключать между собой все, либо некоторые участники ООО.

Изменения, коснувшиеся порядка ликвидации юридических лиц

Порядок ликвидации юридических лиц изменился настолько существенно, что данной процедуре необходимо посвятить отдельную статью. Основные новшества:

Указаны основания для принудительной ликвидации ООО;

Перечислены ситуации, в которых осуществляется реализация имущества ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью без торгов;

Добавлены способы защиты прав кредиторов подлежащего принудительной ликвидации юридического лица;

Рекомендуем почитать

Наверх