На какую стратегию опирается социальная диагностика. Основные принципы социальной диагностики

Реализация 26.11.2019

Диагностика социальных проблем основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых, при их осуществлении, является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования, адекватно отражающих сущность происходящих процессов и социальных изменений в обществе, в его структурах или отдельных группах и дающих возможность определить реальные пути и средства разрешения назревших проблем. Эти основные исходные положения называются принципами социальной диагностики.

Основным из них является принцип объективности, сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах. Сложность реализации этого принципа заключается в том, что лица, осуществляющие то или иное исследование с целью установления социального диагноза, сами, в силу своих индивидуальных особенностей, политических или должностных пристрастий, могут, помимо своей воли, привносить определенные субъективные мнения в оценки полученных результатов, а порой идти на скрытый подлог или игнорирование особенно нежелательных фактов, тенденций или же, напротив, на преднамеренное выпячивание самых несущественных из них. Поэтому строгое следование принципу научной объективности должно стать неотложным нравственным качеством любого исследователя социальных процессов и явлений, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость.

В социальной диагностике важное значение имеет принцип причинной обусловленности. В реальном мире все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии. Наличие этой всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности позволяет в процессе исследования социальных явлений не ограничиваться простым описанием отдельных фактов или событий, а обращаться к выяснению закономерностей их возникновения, развития и функционирования, к поиску их причин.

Практическая ценность такого подхода состоит также и в том, что он создает предпосылки для выявления и всестороннего изучения гносеологии исследуемого явления или события, позволяет увидеть все многообразие возможных форм его выражения в зависимости от того, как будут складываться сопутствующие ему обстоятельства или иные воздействующие на него условия и факторы. В качестве иллюстрации можно обратиться, например, к такому негативному социальному явлению, как преступность. Так, по данным американских социологов и психиатров, рост безработицы всего лишь на 1% увеличивает число совершаемых преступлений в стране: убийств на 650, а тюрьмы пополняются более чем на 3 тыс. преступников. Как видим, казалось бы, далекие друг от друга такие социальные явления, как безработица и преступность, на самом деле, вследствие всеобщей причинной обусловленности, находятся в непосредственной взаимосвязи, и их нельзя рассматривать изолированно одно от другого, а тем более не учитывать эту связь при разработке и реализации конкретных программ по их преодолению.

Поэтому при осуществлении социальной диагностики возникает необходимость строгого соблюдения принципа комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности. Искусственное ограничение и сужение диагностируемого явления какими-то показателями чревато неизбежными искажениями ожидаемых результатов.

В этом, можно сказать, проявляется одна из специфических особенностей социальной диагностики, в ходе которой вырабатывается социальный диагноз, являющийся не только конечным результатом научного исследования тех или иных социальных явлений, но и исходным документом для принятия соответствующими органами и организациями конкретных практических мер по реализации содержащихся в них рекомендаций.

Одним из ярких тому примеров может послужить печально известное в нашей истории событие, когда по необоснованным рекомендациям группы ученых-социологов в семидесятых годах было принято ошибочное решение о переселении жителей малых, так называемых неперспективных деревень, в крупные населенные пункты и районные центры, нанесшее трудновосполнимый ущерб нашему сельскому хозяйству, а еще больше – нравственному состоянию людей, вынужденных рвать свои исторические корни, уходить из родных мест, которые когда-то обживали и осваивали их предки, где покоится их прах.

Эти основные исходные теоретические положения – принципы социальной диагностики взаимоотношений в обществе – реализуются посредством применения специальных приемов, или методов, практического освоения социальной действительности, изучения конкретного события или явления. В зависимости от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач, могут использоваться различные методы исследования, имеющие как всеобщий, так и частный характер.

Одним из основных методов социальной диагностики является всеобщей метод материалистической диалектики, суть которого проявляется в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.

Диалектика, как метод социальной диагностики, расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а, следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции. В исследовании социальных явлений, как и в любом другом научном исследовании, широко используются два основных метода: аналитический и синтетический.

Аналитический метод – это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части, и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного в каждом конкретном случае, сужения анализируемых проблем социального явления как целого, при одновременном повышении точности специальных методов диагностики. Рассмотренная выше в качестве примера общая схема социальной диагностики построена именно на применении аналитического метода исследования, в процессе которого взятое для исследования явление (в данном случае демографическая ситуация) разлагается на ряд более простых элементов, которые, в свою очередь, могут быть еще более дифференцированы, а, следовательно, полнее и точнее изучены.

Противоположностью аналитического метода является синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Суть его состоит в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, накапливается необходимый массив конкретных знаний, информации, а потом на их основе, путем логических сопоставлений и обобщений, делаются заключения о состоянии исследуемого явления, то есть процесс исследования развивается в направлении от частного к общему, по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

Каждый из рассмотренных основных методов, используемых в социальной диагностике и терапии взаимоотношений в обществе, в свою очередь, реализуется посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную систему. Это, например, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциации, методы моделирования (конструирования), проектирования и прогнозирования. Проанализируем некоторые из приведенных методов.

Применение метода измерений и дифференциации в социальной диагностике наиболее целесообразно на ее заключительной стадии, когда возникает необходимость из нескольких предлагаемых проектов решения исследуемых социальных проблем выбрать, в данном случае, наиболее оптимальный, исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей, нравственно-правовых и других конкретных условий. При этом суждения экспертов, даваемые ими качественные и количественные оценки предлагаемых вариантов решений, служат основным источником информации. Но поскольку характер этой информации различен, то используются и различные методы ее обработки и анализа.

Одним из них является метод парных сравнений. Его суть состоит в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений и предлагается указать для каждой из них, какой вариант решения этой социальной проблемы, с точки зрения эксперта, является более предпочтительным. В конечном итоге из всех предъявленных эксперту пар определяются альтернативные варианты, ранжированные по степени предпочтительности. Из ранжированных таким методом вариантов решений соответствующие государственные органы или специализированные общественные объединения (по поручению и в интересах которых проводилось исследование) избирают наиболее приемлемый для них в данных условиях.

Возможен и другой метод с использованием экспертных оценок. Это метод множественных сравнений. Он отличается тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары альтернативных проектов решений, а тройки, четверки и т.д. вариантов, что менее вероятно, но возможно. И в данном случае процедура оценок примерно такая же, как и в предыдущем методе. Преимущество его состоит в том, что при большом количестве вариантов решений имеется возможность систематизировать наиболее близкие из них и сгруппировать по совпадающим показателям.

Широкое распространение получил специальный метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает по предпочтению все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем. Способы ранжирования могут быть разные, например, по степени наибольшей предпочтительности по отношению ко всем остальным. Указанный экспертом наиболее (или наименее) предпочтительный вариант исключается из дальнейшего рассмотрения (его ранг уже определен). Затем такая же процедура повторяется с оставшимися вариантами и так до тех пор, пока все они не будут соответствующим образом ранжированы. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразуясь с возможностями и условиями.

Рассмотренные нами основные принципы и методы диагностики социальных проблем позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы ее осуществления открывают, при правильном их использовании, широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности ее результатов.

Принципы социальной диагностики

Социальная диагностика - сложный и многосторонний процесс, который требует от специалиста всесторонней объективной оценки явления или проблемы клиента для достижения желаемого результата или приближения к нему. Для этого, специалист должен использовать в своей деятельности следующие принципы:

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует сохранения и неразглашения всей информации, получаемой в ходе процесса. Проблема клиента касается только самого клиента, непосредственных участников процесса и социального работника.

2. Принцип научной обоснованности. Этот принцип реализуется тогда, когда вся информация, получаемая в ходе процесса, проверяется на достоверность. При использовании недостоверной информации, достижение цели, то есть решение проблемы, невозможно.

3. Принцип ненанесения ущерба. Результаты, которые полученные во время исследования, никак не должны быть использованы против клиента.

4. Принцип объективности. Специалист, который проводит диагностику, не должен опираться на свой жизненный опыт или данные, полученные в ходе других исследований. Все выводы и предположения должны строиться на объективных и обоснованных данных, на которые не влияют субъективные установки участников процесса.

5. Принцип эффективности. Клиенту следует давать только те рекомендации, которые в ходе анализа проблемы или ситуации будут признаны эффективными.

6. Принцип причинности. Специалисту необходимо различать причины и следствия возникновения явлений.

7. Принцип комплексного подхода. Ситуация или проблема клиента всегда уникальна, она зависит от многих факторов: от самого человека, от причин ее возникновения, условий развития. Для получения достоверного результата в ходе диагностики - необходимо рассматривать весь комплекс факторов.

8. Принцип верификации информации. Верификация - это подтверждение подлинности данных. Полученную, в ходе исследования, информацию необходимо проверять, используя другие методы исследования или источники информации во избежание случайностей и принятия во внимание единичных факторов.

9. Принцип системности в диагностике. Необходимость анализа сферы деятельности клиента, его статуса, интеллектуальных способностей, семейных отношений и тд, обусловлена тем, что возникающие проблемы определяются не одним, а целым комплексом факторов, поэтому необходимо иметь широкое представление о самом клиенте и его окружающем социуме.

10. Принцип клиентоцентризма. Изучение ситуации с точки зрения и интересов клиента, предоставление возможности выбора "схем", по которым будет проходить дальнейшее исправление жизненных затруднений.

Структура социальной диагностики. Социальный диагноз.

Социальная диагностика имеет свою собственную структуру и включает в себя следующие этапы:

1) Этап осмысления - анализ данной сложившийся ситуации, рассмотрение ее причин, препятствий, особенностей;

2) Этап разработки альтернативных целей применяемых для конкретного субъекта;

3) Этап поиска и способов средств перевода субъекта в новое личностное пространство.

1. Этап осмысления.

Это самый сложный этап социальной диагностики для двух сторон процесса, для самого клиента и для социального работника.

На данном этапе участникам диагностики, а точнее клиенту, при помощи специалиста, предстоит оценить и проанализировать имеющуюся проблему, признать допущенные ошибки и другие всевозможные препятствующие факторы. Так же необходимо произвести анализ всех социальных сферы, в которых находится клиент, рабочий коллектив, семья и т.д., определить свой социальный статус.

После проведенного анализа и сделанных выводов появляется возможность рассмотрения и определения дальнейших действий для преодоления затруднительной жизненной ситуации или проблемы, уже на следующем этапе.

2. Этап разработки альтернативных целей.

Важно помнить, что определение целей субъекта - один из главных вспомогательных факторов в социальном регулировании его деятельности и поведения. Социальные цели не ограничиваются только ценностями человека, в конкретных обстоятельствах они определяют его возможности.

Важная задача специалиста на данном этапе - это помочь человеку составить такую систему целей, которая будет соответствовать его способностям и возможностям, а так же будет ориентирована на его социально - ролевое положение.

Сначала необходимо определить рамки возможных для клиента целей, ими могут быть различные объективные факторы, влияющие на жизнь человека. Для этого нужно комплексно оценивать как желания субъекта, так и его возможности, например уровень образования, физическую подготовку, темперамент, так же, при содействии в поиске работы - востребованность вакансий в данный период, чтобы достичь долгосрочного эффекта.

Второй задачей данного этапа является выявление и раскрытие индивидуальных возможностей человека, например, творческого потенциала. Главная задача социального работника на данной стадии - определить и активизировать ранее незадействованные возможности клиента, в силу каких - либо причин. Важно знать, что эти возможности и способности не обязательно должны быть выдающимися, это могут быть любые качества, которые на предыдущих этапах жизнедеятельности не были реализованы. Активизация этих начал может помочь в решении проблем индивида или даже предотвратить возникновение новых трудностей.

Завершающей стадией настоящего этапа социальной диагностики является определение и построение нового идеала, который будет являться стимулом и перспективой на будущее для клиента. Идеал станет "проводником" между человеком и его дальнейшей деятельностью, направленной на достижение той самой перспективы, отложенной во времени.

Важно помнить, что на всех стадиях разработки альтернативных целей предполагается совместная работа специалиста (социального работника) и клиента, это является залогом эффективного решения проблемы.

3. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояния.

Это завершающий этап процесса социальной диагностики, поэтому он предполагает под собой переход от идеала, который был сформирован ранее, уже в конкретные, ощутимые цели самого субъекта, которые должны быть им достигнуты в дальнейшем.

Первое - это четкое построение алгоритма для достижения целей. Если на предыдущем этапе эти цели были представлены в виде перспективы на будущее, то здесь они должны быть представлены строго, как четкий алгоритм.

Второе - помощь в налаживании необходимых связей, контактов необходимых для достижения поставленных целей, определение социальных союзников, т.е. людей и организаций, способных на помощь и поддержку субъекта на пути к реализации и достижении своей цели.

Третье - совместная деятельность социального работника и клиента по поиску и определению самых оптимальных путей для достижения целей ранее составленной программы. В ходе совместной деятельности должны быть еще раз проверены и определены рамки возможностей субъекта и его социальных партнеров, в которых и будут проходить наиболее эффективные пути.

Четвертое - определение и поиск ресурсов для достижения целей. Выявление уже имеющихся ресурсов, а так же поиск возможных способов их увеличения. Этими ресурсами могут являться финансовые средства, услуги и прочее. Все выбранные материалы должны быть доступны и освоены субъектом. Только после соблюдения этого правила дальнейшее использование выбранных ресурсов позволит добиться клиенту поставленных целей.

Пятое - разработка плана перевода клиента в иное качественное состояние. На данной стадии можно разработать и предоставить клиенту возможный четкий план его дальнейшей деятельности, следуя которому он сможет преодолеть возникшие жизненные социальные затруднения.

Необходимо обратить внимание, насколько новое качественное состояние клиента необходимо ему и его окружению.

Таким образом, соблюдая все этапы и стадии, социальная диагностика позволяет достаточно достоверно определить затруднения и проблемы, которые являются препятствиями полноценного социального функционирования человека, а так же условия возникновения и развития этих проблем.

Результатом социальной диагностики будет являться - социальный диагноз.

Социальный диагноз - это научное заключение о состоянии "социального здоровья" рассматриваемого объекта или социального процесса, явления.

Социальный диагноз основан на комплексном и всестороннем наблюдении и изучении, которое предполагает не только выявление причин появления проблем, но и побудительных мотивов поведения объектов или явлений, условий их возникновения и протекания. Этот трудоемкий процесс не склонен к стандартизации, но все-таки основывается на некоторых принципах и проходит по определенным стадиям и этапам.

Социальный диагноз - то есть полученные обобщенные показатели - это не конечный результат, а только основа для достижения цели - решения проблемы.

Соц. диагнозы можно классифицировать по разным основаниям:

1) По объекту - распространяемые на все общество, регионы и т.д.;

2) По длительности определения - длительные, среднесрочные и краткосрочные оперативные;

3) По формообразованию - социально-политические, социально-экономические, социологические, социально-правовые, социально-психологические, морально-этические;

4) По сферообразованию - в сфере труда, образования, досуга, быта;

5) По диапазону обхвата - всесторонние, корреляционные, односторонние;

6) По детерминации - объективно обусловленные, субъективно обусловленные;

7) По методическому обоснованию - статистические, экспериментальные, аналитические, гипотетические.

Диагностика(греч. diagnostikos - способный распознавать)- способ полу­чения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Cоциальная диагностика - процесс научного выявления и изуче­ния причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние (1, с.48).

Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, затем исполь­зуют полученные результаты при разработке программ социаль­ной помощи, выборе приоритетов.

Социальная диагностика дает возможность получать достовер­ные знания об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские ас­пекты. Она позволяет изучать отношения индивида к социальным ценностям общества, к другим людям, группам, исследовать сущности социальных проблем, которые создают трудную жиз­ненную ситуацию отдельным индивидам, группам, семьям.

Цели социальной диагностики:

Установление достоверности информации о клиенте и окру­жающей его среде;

Прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты;

Этапы социальной диагностики :

1) предварительное ознакомление с объектом, предполагаю­щее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение соста­ва диагностируемых ситуаций, определение эталонных (норма­тивных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

3) специальная диагностика по каждой из взятых для углуб­ленного исследования проблем, измерение и анализ всех необхо­димых показателей;

4) построение выводов, заключение по диагнозу.

Результаты диагностики не жестки и предоставляют простор для авторской интерпретации.

Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки социальными учреждениями и службами конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создания условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности (3, с. 28).

В.И.Вернадский советовал при диагностике придерживаться определенных правил, актуальных и в социальной диагностике. Вот некоторые из них:

Проводить детальный анализ;

Видеть за частным общее;

Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследо­вать его сущность и связь с другими явлениями;

Собирать как можно больше сведений о предмете исследова­ния;

Не избегать вопроса «почему?»;

Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешен­ные (1, с.49).

В социальной диагностике необходимо учитывать социальные (внешние) и биологические (внутренние) факторы. Задача соци­ального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций.

Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального ра­ботника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально-этических принципов.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делать­ся на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследо­вание, не имеет права искажать действительность в чьих-либо ин­тересах.

Принцип причинной обусловленности позволяет в процессе ис­следования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функ­ционирования.

Принцип конфиденциальности - неразглашение результатов со­циального диагноза клиента без его согласия на это, или родите­лей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок).

Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не долж­ны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследо­ванию.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными.

Принцип эффективности. Социальный работник по итогам ана­лиза не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемо­го результата.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как об­щенаучные, так и частные. Для практической деятельности соци­альных работников можно рекомендовать три группы методов: сбор информации, ее обработку и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов относятся интервью, анке­тирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки, обследование и др.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод исследования. С его помощью изучаются внешние проявления по­ведения человека, а по ним уже составляется представление о нем. Под научным наблюдением понимается специально органи­зованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явле­ния в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следую­щие:

Определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

Результаты обязательно фиксируются;

Полученные данные обрабатываются.

Эффективное наблюдение должно быть длительным, система­тическим, разносторонним, объективным и массовым. Этот метод доступен и распространен, однако нужно отметить и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны соци­альных явлений, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. При наблюдении уделяют внимание голосу, выражению лица, глаз, мимике, жестам, улыбке, позе; они по­зволяют судить о чувствах, мыслях, намерениях клиента. Отсут­ствие реакции может означать, что собеседник чего-то не понял или не согласен со сказанным.

Беседа - вербальная коммуникация, позволяющая получать и корректировать информацию. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. В беседе можно узнать такую информацию, какую дру­гими способами не получить. Беседа как метод исследования от­личается целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззрен­ческих, политических и других взглядах испытуемых, их отноше­нии к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но это очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и устранить неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры:

Выстраивание четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

Обсуждение интересующих исследователя вопросов в различ­ных ракурсах и связях;

Варьирование вопросов, постановка их в удобной для собе­седника форме;

Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход бесе­ды с согласия собеседника может записываться.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюиро­вание, перенесенное из социологии. Исследователь придерживается заранее подготовлен­ных вопросов, ставит их в определенной последовательности. От­веты готовятся заранее.

Социальному работнику важно уметь располагать к себе собе­седника, вызывать его доверие и добиваться искренности в отве­тах.

Г.Ф. Нестерова и И.В. Астер полагают необходимым учитывать сензитивность тематики беседы. Сензитивная тема - это тема, представляющая для респондента серьезную потенциальную угрозу, которой он стремится избежать и поэтому старается не затрагивать в беседе. В силу того, что для объектов социальной работы их реальные проблемы как раз и являются причиной сензитивности, специалист должен соблюдать ряд дополнительных правил, позволяющих в определенной мере снизить степень остроты конкретной темы (2, с. 66).

Правила ведения беседы с учетом сензитивности тематики :

1. Представить возможную сензитивную тему так, как будто это не­что очевидное, и рассуждать о принципиальной частоте интересующей деятельности, либо о степени ее активности, а не о том, имеет ли она ме­сто вообще в поведении респондентов.

2. При открытом характере интервью, обычном в макросоциальной работе, представить аналитическую или исследовательскую работу как повсеместную практику, а сензитивную тему - как действия, свойствен­ные всем исследованным объектам.

3. В качестве одного из возможных вариантов ведения беседы при­дать видимость случайности интересующей деятельности, показать, что ее обсуждение не важно, и вы о ней упоминаете мимоходом.

Правила повышения искренности ответов на задаваемые вопросы:

1. Задавать длинные вопросы . Чем опаснее тема, тем длиннее должен быть вопрос. Он может содержать как рассуждения на общие темы, так и примеры деятельности отдельных категорий населения и этим напоми­нать размышления вслух. Длинные вопросы:

Дают ключи для активизации памяти, в том числе и через примеры;

Помогают респонденту освоиться с угрожающей ситуацией,

Ответ на длинный вопрос более гибок и неопределенен, чем на короткий;

Снижают возможность и уровень недоотвечания о каких-либо собы­тиях;

Реабилитируют сензитивные темы, поскольку респондент, выслу­шивая, как долго кто-то другой говорит на данную тему, приходит к вы­воду, что можно об этом высказать свое мнение.

2. Использовать знакомые респондентам слова, - попросить их сооб­щить термин, которым они характеризуют определенную деятельность или состояние и дальше употреблять это слово.

3. Расположить вопросы в определенном порядке. Примеры возмож­ных вариантов:

Замаскировать сензитивную тему, в более широком контексте, на­пример тему о питейной культуре поместить в беседу о медицине;

Снизить сензитивность темы представив ее в историческом плане, затем в плане прошлого опыта респондентов, после чего переходить к на­стоящему опыту, поскольку человеку проще рассказывать о настоящем, если подобное с ним ранее случалось;

Менять степень сензитивности вопросов, постепенно ее повышая, либо наоборот переходя от высокосензитивных в контексте беседы на общие темы к менее сензитивным на интересующую тему.

Заканчивая рассмотрение интервью сензитивных тем необходимо отме­тить, что этот метод в применении к практической социальной работе весь­ма рискован. Требуется большая осторожность при его выборе и в процессе использования во избежание необратимо негативных результатов.

Анкетирование - метод сбора материала путем опроса широкого круга лиц. Основные требования к анкетам, которые используются в консультационной деятельности, следующие. Анкеты должны быть простыми (с четкими, понятными, короткими вопросами, по возможности предвидящими ответы «да» и «нет»); вопросы должны быть представлены в логическом порядке. Их целесообразно группировать для облегчения дальнейшей обработки информации.

Экспертный опрос - разновидность опроса, в ходе ко­торого респондентами являются эксперты - компетентные лица, имеющие глубокое знание о предмете исследования и являющиеся специалистами в одной из областей исследования. Этот вид опроса используется при оцен­ке эффективности практической социальной работы или социальных про­грамм. Реже этот метод применяется при создании социальных программ. Общим процессом опроса руководят подготовленные специалисты, работающие исключительно в этой области макросоциальной работы. Они организуют процедуру оценки и готовят анкеты-опросники. Сама оценка работы или ситуации включает в себя, таким образом, не только полевое исследование, но и экспертизу, - процесс получения мнения экспертов.

Эксперты, как правило, работают в группе. Основными требованиями к организации их работы являются тщательный подбор участников группы, создание оптимальных условий для ее работы, предварительная оценка надежности и точности используемой информации, принятие мер для сохранения информации без изменения, учет факторов влияния на суждение экспертов.

Анкеты для экспертного опроса не должны содержать конкретных опросов. Открытых вопросов должно быть как можно больше. Следует иметь в виду, что сам эксперт не принимает решения. Виды экспертного опроса:

1. Очный опрос:

Мозговая атака, используемая при необходимости качественно новых идей при создании социальных программ;

Традиционная дискуссия, предполагающая поочередные высказывания различных точек зрения, поддерживаемых или опровергаемых участниками;

Отнесенная оценка, - несколько циклов дискуссий с выявлением сути наметившихся разногласий и постепенной выработкой мнений всех или большинства экспертов, - для которой необходим предварительно разработанный сценарий.

2. Заочный опрос:

Одноразовое анкетирование;

Многоразовое анкетирование или дельфийский метод, основой которого является процесс обучения экспертов в результате каждого тура анкетирования и сближения мнения руководителя экспертизы с усредненным мнением большинства экспертов, скорректированным после нескольких туров.

Обследование - проверка статуса исследуемого объекта в естественных условиях его жизнедеятельности. В социальной диагности­ке с помощью обследования уточняются данные о социально-экономическом и социально-демографическом статусе индивидов и соци­альных групп.

В современных социальных службах обследование используется для изучения нуждаемости и социально-экономического статуса заявителей, претендующих на различные виды социальных услуг. Клиенты, полу­чающие надомные медико-социальные услуги, подвергаются периодиче­ским диспансеризационным обследованиям, которые проводит на до­му комиссия, включающая специалистов медицинского и социального профиля. Территориальная работа с семьями включает обследование до­машних условий, психосоциального статуса и потребностей семей для оп­ределения нуждаемости в социальном патронаже и семейном сопровож­дении.

В макросоциальной работе пользуются пилотными обследованиями для апробации методик сбора данных, оценки качества протоколов на­блюдений и достоверности анкетных данных. В целях обоснования соци­альных программ либо оценки их эффективности про­водятся полевые обследования, представляющие собой массовый сбор данных на локальной территории.

Основные результаты обследования конкретного объекта заносятся в протокол или акт обследования, - документ, содержащий формальные и неформальные данные об объекте. К формальным данным относятся фа­милия, имя и отчество, год рождения, индикация удостоверений личности и прочих документов, фиксирующих статус объекта. К неформальным данным относятся сведения о местожительстве и жилищных условиях, о семейном положении и составе семьи, о личных доходах и среднедуше­вом доходе на каждого члена семьи.

В ряде случаев исследуемые лица оказываются заинтересованными в предоставлении недостоверных неформальных данных. Наиболее часто это относится к сведениям о доходах и о семейном положении. Для проверки соответствия реального семейного положения деклари­руемому следует обратиться в социальную службу, куда, возможно, об­ращался объект по поводу оказания социальной помощи. Если в обсле­дуемой семье есть дети, можно обратиться в соответствующее образовательное учреждение.

Анализ документов. Документ – это предмет, специально созданный для передачи или хранения информации. Информация может быть зафиксирована в печатном или рукописном виде, на фото- или кинопленке, в аудио- или видеозаписи. Традиционный метод анализа документов качественный анализ с использованием логической и интуитивной оценки, в том числе и с помощью методов психоанализа. Содержание документа интерпретируется на основании суммарной качественной оценки, выявляющей суть содержащейся в нем информации. Для проведения такого исследования прежде всего определяют области, в которых оно должно проводиться: кто является автором документа; цели создания документа; связь с другими документами и событиями; надежность и достоверность документа; содержание оценок и проблем, отраженных в документе; полнота сведений.

Формализованный метод анализа документов осуществляется на основе перевода качественной информации в количественные показатели либо путем целенаправленного отбора сведений по специальному перечню вопросов или за определенный период времени. Это метод контент-анализа . Он применяется при необходимости сопоставления однопорядковых данных, содержащихся в большом количестве документов, при необходимости систематизировать обширный материал, при изучении языка документов, при анализе открытого массового опроса (анкет).

Процедура контент-анализа начинается с определения предмета анализа и выделения категории анализа – изучаемого понятия, которое имеет некие признаки в содержании документа, называемые смысловыми единицами (качественные единицы анализа, относящиеся к изучаемой категории). В документе, соответственно, выделяют единицу анализа – часть его, соответствующую категории анализа и содержащую необходимые смысловые единицы. Последующие этапы заключаются в определении единиц счета – частоты появления смысловых единиц в изучаемых документах и объема внимания, уделяемого этим единицам.

Социометрия - метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. С его помощью измеряется сте­пень дружественности отношений в малой группе.

Мониторинг - постоянное отслеживание информации, вклю­ченное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фо­кусе их изменения с прогнозированием этих изменений на

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Вторая группа методов : анализ проблем, анализ фак­торов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандар­ты, выбранные как желаемые показатели. В случае отклонения от стандарта возникает проблема. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых бу­дет базироваться принятие стратегических путей решения соци­альных проблем.

Третья группа методов . С их помощью определяются сте­пень важности проблем и срочность их решения. Существует ряд ме­тодов. Один из них - метод ранжирования альтернатив . Эксперт упорядочивает все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее пред­почтительные. Это помогает сделать окончательный выбор. Метод дерева целей - каждая большая цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной. Это деление продолжается до тех пор, пока не будет достигнут уровень конкретных целей.

Правильное использование методов диагностики позволяет значительно повысить объективность, достоверность и эффектив­ность данной процедуры.

Использованная литература

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник /М.Н. Гуслова. – М.: «Академия», 2007.

2. Нестерова Г.Ф., Астэр И.В. Технология и методики социальной работы. – СПб:СПбГИПСР, 2004.

3. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов/ Под ред. П.Я.Циткилова. – Новочеркасск; Ростов н/Д: Пегас, 1998.

Социальная диагностика и ее значение в социальной работе

Социальная диагностики - это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние . Она осуществляется посредством использования таких приемов и методов научного исследования социальных процессов, которые позволяют проникнуть в их глубину, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие общества, отдельных его социальных групп, установить последовательность и возможные направления их дальнейшего развития.

Обобщенные результаты этого исследования, выраженные в принятой социологической терминологии, и составляют социальный диагноз. Проведение социального диагноза предполагает не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов социальной работы, но и их идентификацию

ОБЩАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Приведенная общая схема научной диагностики в социальной работе показывает, что важнейшим элементом методики ее осуществления является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов.

Итак, если задачей общей диагностики является определение самых важных проблем исследуемого социального явления, то специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты.

Принципы и методы социальной диагностики

Социальная диагностика взаимоотношений в обществе основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых при их осуществлении является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования,

принципами социальной диагностики.

Коренным из них является принцип объективности , сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах. Сложность реализации этого принципа заключается в том, что лица, осуществляющие то или иное исследование с целью установления социального диагноза, сами, в силу своих индивидуальных особенностей, политических или должностных пристрастий, могут, помимо своей воли, привносить определенные субъективные мнения в оценки полученных результатов ,



принцип причинной обусловленности .

Практическая ценность такого подхода состоит также и в том, что он создает предпосылки для выявления и всестороннего изучения гносеологии исследуемого явления или события, позволяет увидеть все многообразие возможных форм его выражения в зависимости от того, как будут складываться сопутствующие ему обстоятельства или иные воздействующие на него условия и факторы.

необходимость строгого соблюдения принципа комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности.

Значение этого принципа социальной диагностики становится еще более очевидным, если учесть, что вся социальная сфера представляет собой бесчисленное множество прямых и опосредованных человеческих отношений, поступков и действий в самых различных формах их проявления , вследствие чего вычленение отдельных из них возможно и допустимо лишь в целях накопления каких-то конкретных данных и может носить лишь условный характер.



В этом, можно сказать, проявляется одна из специфических особенностей социальной диагностики, в ходе которой вырабатывается социальный диагноз , являющийся не только конечным результатом научного исследования тех или иных социальных явлений, но и исходным документом для принятия соответствующими органами и организациями конкретных практических мер по реализации содержащихся в них рекомендаций. Т

Эти основные исходные теоретические положения - принципы социальной диагностики взаимоотношений в обществе - реализуются посредством применения специальных приемов или методов

Одним из основных методов социальной диагностики является всеобщий метод материалистической диалектики, суть которого проявляется в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод социальной диагностики расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции .

аналитический и синтетический .

Аналитический метод - это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного в каждом конкретном случае сужения анализируемых проблем социального явления как целого, при одновременном повышении точности специальных методов диагностики.

синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. . процесс исследования развивается в направлении от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

Каждый из рассмотренных основных методов, используемых в социальной диагностике и терапии взаимоотношений в обществе, в свою очередь реализуется посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную систему. Это, например, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциации, методы моделирования (конструирования) и прогнозирования . Всем им присуща собственная методика, отражающая их специфику и способы применения. Детальное ознакомление с ними предстоит при изучении других учебных дисциплин (социальное управление, социология, психология, социальное прогнозирование и др.), поэтому остановимся на некоторых из них, в частности, рассмотрим несколько методов проведения исследования методом качественных оценок - методом измерений и дифференциации , - осуществляемого с привлечением группы экспертов.

Применение этого метода в социальной диагностике наиболее целесообразно на ее заключительной стадии, когда возникает необходимость из нескольких предлагаемых проектов решения исследуемых социальных проблем выбрать в данном случае наиболее оптимальный, исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей, нравственно-правовых и других конкретных условий. При этом суждения экспертов, даваемые ими качественные и количественные оценки предлагаемых вариантов решений служат основным источником информации. Но поскольку характер этой информации используются и различные методы ее обработки и анализа.

метод парных сравнений . Его суть состоит в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений и предлагается указать для каждой из них, какой вариант решения этой социальной проблемы, с точки зрения эксперта, является более предпочтительным. В конечном итоге из всех предъявленных эксперту пар определяются альтернативные варианты, ранжированные по степени предпочтительности. Из ранжированных таким методом вариантов решений соответствующие государственные органы или специализированные общественные объединения (по поручению и в интересах которых проводилось исследование) избирают наиболее приемлемый для них в данных условиях.

метод множественных сравнений . Он отличается тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары альтернативных проектов решений, а тройки, четверки и т. д. вариантов, что менее вероятно, но возможно .

метод ранжирования альтернатив , в процессе которого эксперт упорядочивает по предпочтению все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем. Способы ранжирования могут быть разные, например по степени наибольшей предпочтительности по отношению ко всем остальным .

Эти и другие кратко рассмотренные нами основные принципы и методы социальной диагностики взаимоотношений в обществе позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы их осуществления открывают, при правильном их использовании, широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности ее результатов.

Тема 2. Социально-педагогическое исследование социальной среды.

Методы диагностики микро- и мезо-социума. Социальный паспорт класса, школы, микрорайона.(4, 5)

Макросреда (от грен, makros - длинный, большой) - совокупность институтов и отношений, охватывающих существую­щую в обществе социально-экономическую систему с соответствующей политической надстройкой (политическим режимом). К. институтам макросреды относятся спо­соб материального производства, произ­водительные силы, производственные и общественные отношения, политическая система, цивилизация и др. В социоло­гии она изучается как взаимоотношение человека с государством, общественными и политическими институтами. В дан­ном контексте человек рассматривается как гражданин, член макросообщества или государства. Макросреда в социо­логической науке является объектом изу­чения преимущественно общесоциоло­гических теорий.

Мезосреда (от греч. mesos - средний, срединный, промежуточный) - совокуп­ность институтов и отношений, состав­ляющих основу социально-антропологичес­кой структуры общества. К мезосреде относятся институты, образующие и пред­ставляющие взаимоотношения человека с обществом, как горожанина, сельско­го жителя, члена определенной социаль­ной группы, партии или организации. Мезосреда в социологической науке яв­ляется объектом изучения преимуще­ственно частных (специальных) социо­логических теорий.

Микросреда (от греч. mikros - ма­лый) - совокупность институтов и от­ношений, составляющих непосредственное социальное окружение человека и оказы­вающих решающее влияние на формирование и развитие личности. К институтам микросреды относятся: семья, первич­ные трудовые коллективы, малые соци­альные группы и общности. Микросре­да в социологической науке является объектом изучения преимущественно прикладной социологии, социометрии.

Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут

Принцип причинности. Обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

Принцип комплексного подхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

Принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.

Принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.


Другие материалы:

Социальные функции системы образования
Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является еди...

Проблемы и направления социальной политики в России в ходе экономических реформ
В период реформ по состоянию социальных проблем население судит о самих реформах, поэтому роль государства здесь.возрастает. В силу целого ряда причин на начальном этапе реформ в России социальные вопросы были отодвинуты на второй план, ...

Вывод
Социальная диагностика - это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психолог...

Рекомендуем почитать

Наверх