Тезис на тему жизненные ценности. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Что такое жизненные ценности? Конфликт принципов и обстоятельств

Управление  18.02.2023

Сколько их вообще? Список всех жизненных ценностей огромен, но всё слишком большое можно разделить на части. В синтон-подходе основные жизненные ценности здоровой личности могут быть сгруппированы в три основных круга ценностей:

  • Личная жизнь и отношения,
  • Дело, бизнес, работа,
  • Собственное развитие

Если же и эти части разделить на более мелкие, у нас получится следующий список.

Любовь, азарт, развлечения и отдых.

Это ценности радости – отрывайся, наслаждайся, живи на всю катушку. Путешествие в далёкую тёплую страну, где лазурное море и белый песочек. Игра в казино, когда от ставок захватывает дух. Романтика встреч в кафе, где уютный полумрак и прекрасный человек напротив.

Семья, взаимопонимание, дети.

Это длительные отношения в паре, родители и дети, друзья и близкие. Это ценность отношения с другими людьми. Здесь тоже есть любовь – как радостная забота, ласковое внимание, тёплое уважение. Вот мужчина после рабочего дня радостно идёт домой – там его семья, его жена и дети. Вот молодой парень бросает всё и едет помогать родителям с огородом – потому что родителям уже тяжёло, а он их любит. Вот женщина ерошит волосы ребёнку и садится рядом, чтобы почитать сказку.

Дом, комфорт, деньги.

Это ценность упорядоченного быта. Она лежит на стыке двух сфер – ведь «дом, комфорт, деньги» очень нужны для семьи и не помешают отдыху. С другой стороны, деньги – это уже выход в сферу «Дело, работа, бизнес». Молодая пара на весь день едет в IKEA, чтобы купить мебель в свою новую квартиру. Они тщательно выбирают каждый стул и каждую полку – купить хочется много, а денег меньше, чем хочется.

Моё дело, мои проекты.

Чем вы занимаетесь по жизни? На что тратите время, когда уходите на работу? Какие планы строите, засыпая вечером? Это всё – ценность дела. Здесь собрано всё, что касается вашей работы, ваших идей и планов по созданию и развитию. Парень с подросткового возраста увлекался фотографией и видеосъёмкой. Везде старался ухватить что-то необычное. Прошло десять лет – он снимает дорогие, качественные клипы и хочет замахнуться на кино.

​​​​​​​​​​​​​​Карьера, власть, статус.

Это ценность социального развития – получения более высокого социального статуса, новых возможностей влиять и делать. Мужчина раз за разом меняет машину, покупая всё боле престижные марки. Женщина ходит только в дорогие бутики. Каждый из них показывает свой статус и каждый много работал, чтобы достичь такой высоты.

Образование, повышение профессиональной квалификации.

Сложно делать своё дело хорошо без образования и опыта. Поэтому ценность развития мастерства находится сфере «Дело, работа, бизнес». С другой стороны, любое образование и повышение профессиональной квалификации обязательно приводит к личностному развитию. Поэтому ценность развития мастерства одновременно относится к сфере «Я и собственное развитие». Вот девушка внимательно смотрит, как выглядит голливудская звезда на вручении «Оскара». Девушка – стилист, она смотрит церемонию, чтобы уловить самые модные тенденции. Девушка – на работе.

Личностный рост, социальные и психологические навыки.

Это ценность развития личности. Личностный рост можно коротко назвать словом «мудрость». Это зрелость, взвешенные выводы, внимание к другим людям. Социальные навыки – это поведение в обществе, например, умение с рабочим разговаривать на одном языке, а с интеллигентом на другом. Психологические навыки – это преодоление своих страхов, владение своими эмоциями, чистота и ясность мышления. Девушка была язвительной и вспыльчивой, рядом с ней было тяжело. Она занялась собой и стала мягче в общении, аккуратнее в выражении чувств. Рядом тут же появились люди.

Красота, здоровье, гармоничное развитие.

Внешность, стройная фигура, хорошо развитая мускулатура, умение танцевать и красиво двигаться – это всё ценность тела. Эта ценность лежит на стыке двух сфер – когда человек занимается своим здоровьем, он обязательно развивается, поэтому ценность справедливо входит в сферу «Я и собственное развитие». С другой стороны, красота и здоровье сильно влияет на отношения и поэтому относится к сфере «Личная жизнь и отношения». Спортивному, подтянутому парню легче заинтересовать девушку. Гибкой и грациозной девушке проще привлечь внимание парня.

Духовный рост, познание жизни, реализация предназначения.

Если вы живете не только для себя, если для вас важно оставить в жизни добрый след - у вас самые высокие мотивы, вас можно назвать человеком с духовными устремлениями. Если же вы любитель литературы о духовных практиках, где продается стандартный набор из астрологии, йоги, эзотерики и целительства вместе с психотерапией и восточными учениями, то вы просто покупатель литературы этого жанра.

Знание личных ценностей поможет вам обрести удовлетворение от жизни и найти свой путь в ней. Они могут работать как компас, указывающий направление к значимой жизни и карьере. Если вам необходимо сделать выбор или если вам кажется, что вы топчетесь на месте, проанализируйте свои ценности и оставайтесь верны им, чтобы встать на правильный путь. Чтобы выявить свои жизненные ценности, предпримите указанные ниже шаги, которые помогут вам разобраться, что для вас важно. Как только вы разберетесь с личными ценностями, вы сможете использовать их в качестве основы для «реконструкции» своей жизни. Это поможет вам построить жизнь и карьеру, которые будут соответствовать вашим ценностям.

Шаги

Часть 1

Выявите свои ценности

    Составьте список вещей, которые наиболее важны для вас в жизни. Даже если вы не считаете это ценностью, скорее всего, есть несколько вещей, которые играют для вас первостепенное значение, например семья и друзья. Потратьте 5–10 минут и подумайте, что вы считаете важным в жизни, а потом выпишите эти вещи на листок бумаги. Постарайтесь придумать хотя бы 5 пунктов.

    • Например, можно написать: «Моя семья, творческая сторона, помощь другим, доброта к животным и познание новых вещей».
  1. Выделите 3–5 ситуаций, когда вы действительно чувствовали себя живым и увлеченным. Когда мы занимаемся чем-то важным для нас, мы легко теряем ощущение настоящего момента. Подумайте о тех временах, когда вы чувствовали себя подобным образом. Имейте в виду, что эти увлекательные и бодрящие впечатления необязательно должны быть «счастливыми». Потом спросите себя, что сделало данный опыт полноценным, чтобы выяснить, какую ценность он может отражать.

    • Можно написать: «Когда я помогал своей подруге Алине после несчастного случая», «Когда я получил грамоту в школе», «Когда я выходил брошенных котят».
    • Потом проанализируйте, почему вы чувствовали себя живым, помогая своей подруге Алине. Возможно, вам понравилось чувствовать себя полезным, или вы испытали душевный подъем из-за необходимости проявить творческий подход и придумывать совместные занятия в период восстановления подруги.
  2. Подумайте, какие слова вы хотели бы услышать от людей в день вашего 80-летия. Это позволит вам оглянуться на свою жизнь, чтобы решить, как вы хотите прожить ее. Представьте, что вы празднуете 80 лет пребывания на Земле и отмечаете все свои достижения. Потом подумайте, что это может говорить о ваших ценностях в жизни. Задайте себе следующие вопросы:

    • Кто присутствует на моем празднике?
    • Что людям нравится во мне?
    • Как я повлиял на жизнь людей?
    • Чего я достиг в жизни?
    • Что говорят ответы на предыдущие вопросы о ваших ценностях?

    Вариант: можно также ответить на эти вопросы, написав свой некролог так, как вы хотели бы, чтобы он звучал. Подумайте, каким вы хотите остаться в памяти людей, а потом внедрите эти вещи в свою повседневную жизнь.

    Подумайте, что вас восхищает в других людях, чтобы выявить свои ценности. Для начала выделите двух или трех человек, которыми вы восхищаетесь, например членов семьи, друзей, лидеров, знаменитостей или вымышленных персонажей. Потом определите, что вас восхищает в них, например их достижения или таланты. Затем решите, какие ценности они могут отражать (с вашей точки зрения). Скорее всего, это будут ценности, которых вы придерживаетесь.

    • Например, возможно, вы восхищаетесь проповедником Мартином Лютером Кингом-младшим за его мужество, приверженность к отстаиванию правды и за самоотверженность.
  3. Составьте список вещей, которые вы действительно хотите иметь в жизни. Сложите лист бумаги пополам или создайте две колонки в документе word. В левой части страницы запишите ответы на вопросы, приведенные ниже. В правой части страницы запишите, что каждый пункт из списка может говорить о ваших ценностях. Скорее всего, список будет очень длинным, но это хорошо, потому что это даст вам больше направлений, чтобы познать себя.

    • Чего вы хотите добиться?
    • Кем вы хотите быть в жизни или на работе?
    • Какими вещами вы надеетесь обладать?
    • Что вы надеетесь испытать в жизни?
    • Как вы хотите проводить свое время?
    • Каковы ваши цели и стремления?
  4. Используйте перечень ценностей, чтобы решить, что для вас важно. Такой перечень состоит из списка ценностей, которые можно проанализировать. Обведите в кружок или выпишите ценности, с которыми вы себя идентифицируете. Потом выберите 10 самых главных ценностей в списке, чтобы выяснить, что для вас наиболее важно.

    • Например, можно использовать данный перечень: http://www.grunin.org/info/articles/polezno/spisok-cennostej/
  5. Составьте рейтинг из 10 основных ценностей, которые вы выбрали. После того, как вы выполните одно или несколько действий, чтобы распознать свои ценности, составьте список из 10 наиболее важных для себя пунктов. Потом расставьте их от 1 до 10 места, где номер один - это самая главная ценность. Используйте этот список, когда будете совершать выбор в жизни и карьере.

    • Это нормально, если ценности и их строка в рейтинге будут меняться с течением времени. Мы постоянно учимся, развиваемся и меняемся, поэтому вполне естественно, что некоторые ценности теряют свою важность или, наоборот, приобретают ее.

    Часть 2

    Оцените соответствие ценностей
    1. Оцените, как ваша жизнь соответствует каждой ценности по шкале от 1 до 10. Начните с верхней части списка и двигайтесь вниз. Подумайте, как каждая ценность отражается в вашей жизни и насколько основательно вы ей следуете. Если вам кажется, что эта ценность выражается в полной мере, поставьте себе 10. Однако, если вы вообще не видите эту ценность в своей жизни, поставьте себе 1.

      • Например, допустим, вы цените художественное творчество. Можно дать себе 10 баллов за этот пункт, если вы занимаетесь искусством, изучаете его, посещаете местные музеи и обладаете парой репродукций, которые вам нравятся. Однако поставьте себе 1 балл, если у вас есть лишь пара книг об искусстве и на этом ваши взаимоотношения с ним заканчиваются.
    2. Используя шкалу от 1 до 10, определите, соответствует ли ваша профессия каждой ценности. В идеале, чтобы быть удовлетворенным в жизни и работе, нужно выражать свои ценности через свою профессию. Подумайте, как ваша работа или профессия отображает каждую ценность. Поставьте 10, если вам кажется, что все полностью соотносится, или 1 - если наоборот.

      • Например, предположим, что вы цените помощь людям. Если вы работаете в местной некоммерческой организации, можете поставить себе 10 за этот пункт. С другой стороны, если на работе вы не взаимодействуете с людьми напрямую, поставьте себе лишь 3 балла (что, возможно, вызовет у вас ощущение неудовлетворения).
    3. Поищите ценности, которые вы в данный момент не выражаете в жизни. После того как вы оцените свою карьеру и жизнь, определите ценности, которые для вас важны, но которых вы не придерживаетесь. Над этими областями можно работать, чтобы чувствовать себя счастливее и быть более удовлетворенным. Кроме того, это поможет вам найти больше смысла в своей деятельности.

      • Составьте список ценностей, которые вы хотите добавить в свою жизнь. Используйте этот список, когда начнете вносить изменения.

      Совет: спросите себя, почему эти ценности не находят своего выражения в вашей жизни. Вам что-то мешает? Вам кажется, что вы не можете выразить это? Выявив препятствия, вы сможете их устранить.

    Часть 3

    Включите ценности в свою жизнь и карьеру

      Представьте, как бы выглядела ваша идеальная жизнь. Подумайте, кем бы вы были, если бы полностью отображали свои ценности. Где бы вы жили? Какую работу вы бы выполняли? Как бы вы проводили свободное время? Убедитесь, что ваш выбор соответствует личным ценностям, которые вы выявили.

      • Например, возможно, вы решили, что в своей идеальной жизни вы бы помогали людям приводить себя в форму посредством танцев. Вероятно, вы представляете, что живете в большом городе на побережье, преподаете танцевальное кардио в тренажерном зале, а в свободное время ходите на пляж с друзьями. Кроме того, у вас есть несколько домашних питомцев, потому что вы любите животных.

      Совет: попробуйте представить свою идеальную жизнь, чтобы понять, чего вы хотите больше всего. Потом найдите способы воплотить эти образы в реальность.

    1. Определите профессии, которые соответствуют вашим личным ценностям. Это поможет вам найти смысл и цель в жизни. Подумайте, какие виды задач вы могли бы выполнять ежедневно, в какой среде вы хотели бы работать и с кем вы хотели бы сотрудничать. Потом найдите работу, которая отражает эти ценности.

      • Например, предположим, что вы хотите помогать людям в своем сообществе и выполнять проекты, влияющие на него. В таком случае можно работать в некоммерческой организации или на государственной и политической должности, стать социальным работником или трудиться в области городского планирования или общественного здравоохранения.

15.3 Как вы понимаете значение словосочетания «жизненные ценности»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».



Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

ТЕКСТ

(1)По дому
плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая
находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но
Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда
хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и
приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но
даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на
приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не
намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на
диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда
– с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о
друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно
чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности,
и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

(11)Отворилась
дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она
называла, «ретрухи».

– (12)Пап,
ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы
мотает?

– (14)Как
ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну,
пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она
вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

– (19)Что
значит «ляпнет»?

– (20)Ну,
не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на
меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

– (24)Довольно-таки
противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как
законченная эгоистка.

– (26)Но
ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день
нельзя сделать так, как я хочу?

(29)Корольков
посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми
зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что
посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках
и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать
лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно,
как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день.
(35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал,
неизбежны.

(37)Позвонили в
дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду
послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
(39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как
праздник. (По В. Токаревой)*

* Токарева Виктория Самойловна
(род. в 1937 г.) – современный российский прозаик и сценарист.




СОЧИНЕНИЕ

Жизненные ценности — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к тексту современного российского прозаика и сценариста В.С.Токаревой. Её герой — Корольков — с огорчением наблюдает за собственной шестнадцатилетней дочерью. Он отмечает, что она выросла эгоисткой, потому что не считается с мнением собственной матери и думает только о себе. Корольков понимает, что он сам виноват в происходящем: надо было с ранних детских лет формировать в ребёнке духовные ценности. Поэтому герой осознаёт ответственность за собственную дочь и готов исправить совершённые ошибки.

Другой пример, подтверждающий мои слова, можно привести из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова так же, как и Корольков, не научила своего сына Митрофана многим важным вещам: уважать родного отца и старших, трудиться, учиться. Главные жизненные приоритеты для него — это хорошо поесть, поспать и побездельничать. У него отсутствуют нравственные ориентиры, поэтому ему трудно будет устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми.

Таким образом, жизненные ценности должны быть сформированы в детстве, иначе в будущей жизни человек столкнётся со многими трудностями. (185 слов)

Жизненные ценности сочинение

План

1. Что такое жизненные ценности?

2. Разнообразие жизненных ценностей.

3. Источники жизненных ценностей.

4.Жизненные ценности и человек.

Человека определяет не только его социальное положение в обществе, его окружение или материальные богатства. У любого из нас в жизни есть свои ориентиры и принципы, с которыми мы идем по жизни. Иными словами, у каждого человека есть свои жизненные ценности. А что же значит жизненные ценности?

Жизненные ценности - это то, что у человека в жизни находится на первом месте, это его идеалы и стремления, на которые он может положиться при любых обстоятельствах и ситуациях. Все люди разные, соответственно, и жизненные ценности у всех разные. Для кого-то важнее всего в этой жизни семья. Такому человеку дороги его родные, взаимоотношения с ними, теплый и уютный семейный очаг. А кто-то в приоритете держит карьеру и деньги. А есть такие, кому важно саморазвитие, которые не любят останавливаться на достигнутом. А еще в жизни есть прекрасные люди, которые нашли баланс между семьей, карьерой и саморазвитием, и успевают уделять время и внимание всему. Вот именно на таких людей и нужно равняться! Нельзя одно выдвигать вперед в ущерб другого.

В жизни для любого человека должно быть главным и семья, и любимая работа, и саморазвитие - именно эти вещи и организовывают счастливого человека. Когда во всех этих сферах жизни порядок, и жизнь самого человека интересная и полная. От таких людей никогда не услышишь жалобы на жизнь, они прекрасно дисциплинированы, они живут с удовольствием. Как у человека определяются жизненные ценности?

Первоисточником ценностей в жизни - является семья, где человек родился и вырос. Именно там закладываются понятия добра и зла, чести и честности, порядочности, любви и уважения. Шагая по жизни, человек сталкивается с другими людьми, которые становятся для него предметом восхищения, которые отлично мотивируют нас идти вперед и не сдаваться перед трудностями. Мы сами для себя тоже являемся источником жизненных ценностей. С возрастом мы набираемся жизненного опыта, делаем определенные выводы, меняемся, что, в свою очередь, может дополнить наши жизненные ценности или вообще поменять их.

Хорошие фильмы и книги, общение с родными и близкими, путешествия, новые знакомства тоже играют роль при формировании жизненных ценностей. А для чего нужны все эти ценности в жизни? Без жизненных ценностей человек совершенно пуст, его жизнь превращается в унылую и серую деятельность, ему ничего неинтересно и его ничего не вдохновляет. Благодаря ценностям в жизни мы ставим перед собой определенные цели и добиваемся их. Так как они вселяют в нас веру в себя, мы верим в наши жизненные ценности. Жизненные ценности помогают человеку делать тот или иной выбор, понимать суть самой жизни, также ценности мотивируют людей жить полной и яркой жизнью. Какими бы не были наши ценности в жизни, пусть основой у них будет доброта, любовь, уважение, понимание и порядочность.

Ценности являются основными целями и приоритетами. Именно по ним происходит определение сущности каждого человека, именно они влияют на его жизнь. Тем, во что верит человек, к чему стремится, каких принципов и идеалов придерживается, и характеризуются его ценности. Так каждый выбирает для себя то, что считает самым важным и значимым.

Что такое жизненные ценности

Под жизненными ценностями и ориентирами понимаются абсолютные величины, находящиеся на первом месте в мировоззрении человека. Именно они связаны с его поведением, желаниями и стремлениями. При их помощи происходит решение поставленных задач, расстановка приоритетов.

Каждый человек обладает своей иерархией ценностей. По ней происходит выстраивание жизни: кого он выбирает в друзья, по каким принципам выбирает профессию, сколько сил затрачивает на образование, какие его интересуют увлечения, насколько он готов взаимодействовать с другими людьми.

На протяжении жизни в иерархии происходят изменения.

Детский возраст на первое место ставит одни важные события, юношеский придаёт значение другим моментам, молодость на первый план выводит нечто третье, зрелый возраст учит ценить нечто четвёртое, а старость учит обращать внимание ещё на что-то. Молодёжь и пожилые люди всегда имеют различные взгляды и жизненные приоритеты.

Когда человек в своей жизни сталкивается с определёнными событиями (счастливыми или трагическими), в его мировоззрении способны произойти кардинальные изменения. Происходит полное переосмысление жизни, расстановка новых приоритетов вплоть до противоположных изначальным.

Такие перемены являются естественным процессом, когда человеческая психика и личность развиваются. Когда условия окружающей среды изменяются, умение подстроиться под них является защитной функцией организма, частью эволюции.

Для каждого индивида необходимо чёткое осознание, что из себя представляет иерархия его собственной системы. При возникновении сложных ситуаций знание этого поможет принять важное решение, например, выбрав одну необходимую вещь из двух. Разбираясь в собственных первостепенных ценностях, человек способен выявить то, что является для него истинно важным, чтобы достичь благополучия.

К примеру, наиболее распространённой жизненной ситуацией является следующая. Мужчина — ответственный трудоголик. Ему не избежать задержек после работы для успешного выполнения поставленных задач. Работу свою он любит, она является интересной, достойно оплачиваемой, перспективной, однако нескончаемой.

Мужчину мучают мысли, что он мог бы работать больше. В противовес работе — мужчина имеет любимую семью, которая каждый вечер ждёт, что муж и отец вернётся пораньше. Супругой часто проявляется недовольство. Это вводит мужчину в состояние дополнительного дискомфорта. Происходит затягивание неудовлетворённостью своей жизнью, такое ощущение переходит в хроническое.

Данные ситуации требуют правильной расстановки приоритетов, конкретного определения, что выдвинуть на первое место.

Осознание ценностей поможет в разрешении внутренней проблемы и прекратит метания. Успеть везде нереально, но выбор первостепенной важности нужно уметь сделать. Если разобраться в подобных случаях и выстроить для себя иерархию приоритетов, можно максимально избегать личностных конфликтов.

Жизненные ценности не могут быть правильными или неправильными. Одни на первое место ставят успешную карьеру, другие — семейные отношения, третьи — саморазвитие.

Важно осознавать приоритеты, быть внутренне согласованным с ними. И понимать, что возможно возникновение внутреннего конфликта, если человеку сложно принять решение и определиться, что для него истинно важно.

Примеры из жизни и литературы

Рассмотрим конкретные примеры с плохими и хорошими жизненными ориентирами. Не все хорошие ценности являются обязательными для каждого человека, но есть и важные, базовые.

Ценности — основа личности человека. К примеру, любовь к семье, стремление к успешной карьере, духовному развитию — все это позволяет характеризовать его.

  • Если человек любит свою семью — он ответственный, любящий, заботливый;
  • Успехи на профессиональном поприще в глазах окружающих делают человека дисциплинированным и целеустремлённым;
  • Человек, выбравший для себя духовное развитие — высоконравственный;
  • Выбравший постоянное обучение и совершенствование — интеллектуальный.

В литературе можно найти самые яркие примеры, которые характеризуют базовые жизненные ценности человека, рассмотрим несколько:

  • О том, насколько важно выбрать свои приоритеты в жизни повествует древнегреческий миф о царе Мидасе, оказавшем услугу богу Дионису. Царь пожелал чтобы все, к чему он прикасался превращалось в золото. Бог исполнил его желание, но еда и напитки стали тоже становиться золотом в его руках – жадность плохой жизненный ориентир.
  • «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца учит тому, что время – базовая и важнейшая жизненная ценность, которую надо грамотно использовать. Ленивые люди не заметят, как время пройдет, наступит старость – тогда и стремиться к вершинам будет поздно.
  • Есть ценности, которые называют «вечными», не меняющимися из поколения в поколение. Одна из таких –дружба. Ее важность прекрасно проиллюстрировал Лис из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери – человек, познавший искреннюю дружбу, чувствует себя важным, нужным, спасается от одиночества и скуки, способен познать настоящее счастье.
  • В рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка» учитель музыки спросил у детей, что для человека важнее всего. Один ребенок перечислил множество вещей – «целый мир», а второй только свои любимые лакомства. Быть разносторонним человеком, который способен интересоваться и любить окружающий мир – хорошо. Но возводить в абсолют материальные ценности плохо даже для взрослого, а для ребенка и подавно.
  • При этом, не все хорошие ценности универсальны. Яркая иллюстрация к этому — рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Два крестьянина обладают разным складом ума – для одного важен крепкий быт, для другого близость к природе, искусству, его можно охарактеризовать как человека, «витающего в облаках».

    Что из этого плохо? Ничего, это разные личности, которые в своем общении дополняют друг друга.

Предпосылки поведения

Ценности — это то, чем мотивируется человеческое поведение.

Человек, жизненной ценностью выбравший здоровье, будет вести себя так, чтобы сохранять его: выберет правильный образ жизни, станет контролировать изменения в организме, начнёт избегать любых обстоятельств, несущих опасность.

Человек, отличающийся добротой, порядочностью, не сможет предать, совершить подлость или солгать.

Исключение возможно в тех случаях, когда приходится переменить жизненные установки из-за внешнего влияния конкретных причин: из-за страха, желания избежать ответственности и т.п. При наличии подобных факторов человек совершает поступки, идущие вразрез с его существующими принципами.

Чаще всего получается так, что достигнув результата, человек не удовлетворён им, поскольку внутренние принципы противоречили совершённым поступкам.

Основные жизненные ценности

Условное деление жизненных ценностей представлено двумя группами:

  1. Материальное — представлено стремлением к деньгами, дому, комфорту, финансовому благополучию, стабильности.
  2. Духовное — делится на несколько подгрупп и включает в себя:
  • семью: наличие интимных длительных постоянных отношений в паре, рождение детей, чувство любви и нужности,
  • друзей и коллег: желание ощущать себя принадлежащим к обществу,
  • карьеру: стремление к определённому социальному статусу и уважению авторитетных людей,
  • занятие любимым делом: ведение бизнес-проектов или увлечения музыкой, спортом, проявление таланта,
  • занятие образованием и развитием способностей, повышением квалификации,
  • занятие здоровьем и внешним видом: достижение стройности и хорошей физической формы, профилактики и лечения заболеваний.

К примеру, чтобы получить образование, нужно обладать определёнными деньгами, которые необходимо заработать. Финансы позволяют семье чувствовать себя комфортно и проводить досуг интересно. Здоровье и красота тоже требуют денежных вложений. Определение социального статуса человека исходит из материальных благ, которые он нажил.

Из этого можно сделать вывод, что материальные и духовные ценности невозможно отделить друг от друга.

Жизненные ценности можно поделить на две группы. Одна из них представлена общечеловеческими ценностями (культурными). К ней относятся представления о хорошем и плохом. Их закладка происходит ещё в детском возрасте. За образец берётся семья ребёнка. Основа приоритетов — то, что принимали за ценности родители. Общечеловеческие приоритеты основаны на следующем:

  • физическом здоровье,
  • жизненном успехе (образовании, карьере, социальном статусе),
  • семье, детях, любви, друзьях,
  • духовном развитии,
  • свободе,
  • творческой реализации.

Вторая группа представлена индивидуальными ценностями. Формирование их происходит всю жизнь. Каждый человек выбирает их для себя сам. Они могут включать в себя доброту, веру в людей и тому подобное.

Как формируются жизненные ценности

Формирование системы ценностей складывается в детстве, когда начинается воспитание и взаимодействие с окружающими. Изменить собственные взгляды и убеждения в зрелом возрасте, когда личность уже сформировалась, не получится.

Существует четыре основных факторов, под влиянием которых формируются внутренние установки:

  1. Влияние семейного воспитания. Именно родители являются главным источником, который влияет на формирование ребёнка. Демонстрация родителями определённых моделей поведения в большинстве случаев вынудит ребёнка вести себя в будущем точно так же.
  2. Влияние детского сада и школы. Образовательные учреждения оказываются серьезное влияние на подрастающее поколение. Воспитатели и учителя много времени проводят с дошкольниками и школьниками. Для детей имеет значение информация, происходящая от тех педагогов, которых они уважают.
  3. Влияние общественных норм. Взаимодействие с обществом основано на определённых нормах поведения. Если эти нормы нарушать, другие люди осуждают нарушителя.
  4. Процесс самопознания. Самопознание не менее важно для формирования личности и её ценностей. Имеющиеся жизненные установки у зрелой личности можно изменить только проведя сложный самоанализ. Его помощь заключается в определении реальных взглядов и убеждений, не соответствующих навязанным семьёй или обществом стереотипам.

Как выявить свои ценности

Благодаря разработкам психологов существуют разнообразные методики, диагностирующие жизненные ценности.

Например, тестирование в режиме онлайн. Для этого нужно потратить не больше 15 минут и через несколько секунд получить результат, отвечая на вопросы с вариантами ответов или выбирая пункты из списка с несколькими утверждениями.

В таких тестированиях нет правильных или неправильных ответов. По окончании тестируемый получает результат в виде списка ценностей.

Использование данных методов позволяет быстро узнать собственную иерархию приоритетов. Порой человек не согласен с теми результатами, которые получил. В таких случаях можно обратиться к другим тестам.

Тестирование хорошо и тем, что пока человек думает над вопросами, он уже выбирает наиболее значимые и второстепенные для себя вещи.

В качестве другого варианта можно попытаться самостоятельно проанализировать свои приоритеты. Берётся лист бумаги, на котором пишется всё, что имеет значение, все самые дорогие, ценные вещи, как материального, так и духовного характера.

После того, как список составлен, необходимо немного передохнуть, например, заняться чем-то другим. Затем вернуться к списку и выбрать из него 10 самых важных вещей. Остальное нужно вычеркнуть. После проделанного список вновь перечитывается и снова сокращается в два раза. Для определения приоритетов нужно представлять различные ситуации из жизни. Это поможет выбрать важные моменты.

После того, как в списке останется пять ценностей, их нужно расписать пунктам от 1 до 5 в зависимости от того, насколько это важно. То, что будет находиться под цифрой 1 и является приоритетом. Оставшиеся четыре вещи будут важны, но не настолько.

Система ценностей у мужчин и женщин

Мужчины в качестве ценности представляют реализацию в социуме, женщины же в большей степени хотят реализоваться в семье.

Если жена способна создать комфортные домашние условия для мужа, поддержку и понимание, это послужит гарантией успеха мужчины во многих начинаниях.

В современном мире многими женщинами тоже выбирается реализация в социуме. При этом создать семью и родить детей для них — задачи не менее важные.

Общую систему ценностей представителей обоих полов составляют факторы:

  • здоровья,
  • материального благополучия,
  • семейного благополучия,
  • личностного развития,
  • карьерного успеха.

Иерархия ценностей

Каждый имеет иерархию приоритетов со своими особенностями. Расположение каждой жизненной ценности находится на своём месте, которое зависит от того, насколько она значима.

Многочисленные исследования показали обобщённый результат иерархии ценностей. Большинство людей в иерархию поставили:

  • семью,
  • детей,
  • здоровье,
  • карьеру,
  • финансы,
  • самореализацию,
  • отношения с друзьями,
  • хобби,
  • признание в социуме.

Отсюда видно нахождение базовых личностных и семейных ценностей на самом верху, материальных и других — намного ниже.

Как привить хорошие жизненные ценности ребенку

Для многих молодых родителей один из важнейших вопросов — как привить ребёнку жизненные ценности, дать правильное воспитание.

Выбирая систему приоритетов для воспитания ребёнка, каждый родитель должен сам понимать, что такое «правильные» ценности.

Те вещи, что сформированы в раннем детском возрасте, остаются в голове на протяжении всей оставшейся жизни. Если человека не ожидают серьёзные потрясения, данные представления не изменить. Это общечеловеческие ценности — семья, любовь, саморазвитие, образование, карьера, материальное благополучие.

Ребёнок, в семье которого предпочтение отдавалось отношениям с близкими людьми, будет много сил отдавать любви и межличностным отношениям. Стремление к карьерным высотам сформирует из ребёнка амбициозную личность с претензией на определённый статутс.

Жизненный опыт позволяет ребенку выстраивать систему ценностей.

К примеру, убедить подростка, что нужно ценить семью, не получится в том случае, если отец всё своё время отдаёт работе, а мать занята только гаджетами или салонами красоты, не уделяя ребёнку никакого внимания. Только собственный пример родителей поможет формированию «правильных» жизненных приоритетов.

Переосмысление ценностей

Начало формирования главных жизненных ценностей происходит в первый год жизни. В 22 года этот процесс подходит к концу.

Всю свою жизнь человеку приходится попадать в различные ситуации, которые могут привести к переосмыслению приоритетов. Как правило, это моменты, в которые человек испытывает сильные эмоциональные потрясения (как положительные, так и отрицательные), или попадает в затянувшееся .

Переосмысление ценностей может быть вызвано:

  • заключением брака,
  • рождением ребёнка,
  • потерей кого-то из близких людей,
  • резким изменением материального благополучия,
  • тяжёлыми заболеваниями (собственными или у кого-то из близких),
  • трагическими событиями в мире,
  • влюблённостью в человека, качества которого отличаются от представленных ранее идеалов,
  • жизненными кризисами,
  • старостью.

К смене приоритетов человек может прийти и не по собственному желанию, а в тех случаях, когда инстинкты приводят к оптимальному пути продолжения жизненного пути.

Например, человек, испытывающий кризис, может переосмыслить свои ценности вследствие душевных терзаний. Депрессия и ощущение собственного несчастья ставят перед человеком острый вопрос о приоритетах. Изменить приоритеты в таких ситуациях приходится сознательно, при чётком желании жизненных изменений.

Возможность переосмыслить ценности позволяет воспользоваться шансом открыть чистый лист для новой жизни. В большинстве таких случаев человек меняется к лучшему, его жизнь наполняется счастьем и гармонией.

Рекомендуем почитать

Наверх